в чем проявляется воспитание человека
Воспитанность
Воспитанность – это мерило личностной зрелости, обнаруживающееся в слаженности знаний, убеждений, поведенческих паттернов и характеризующееся степенью сформированности социально коренных качеств. Воспитанность – это существующий сейчас показатель личностной зрелости, этим она разнится от воспитуемости, являющейся потенциальным уровнем личностной сформированности, территорией её возможного развития. Социум анализируемое понятие причисляет к обязательным качествам, вследствие чего родители стараются прилежно взращивать его в отпрысках. Это обусловлено выгодой социума иметь воспитанных гомо сапиенс, которые свято чтут его нормы.
Что это такое
В повседневном бытие обычно воспитанность характеризуется хорошими манерами, способностью адекватно держать себя в социуме и уважением к окружению. При этом перечень хороших манер варьируется в различных социокультурных общностях, вследствие чего рассматриваемое понятие определяется в качестве умения и привычки руководствоваться поведенческими нормами, установленными в определённой группе.
Таким образом, отвечая на вопрос, что такое воспитанность, можно трактовать её в качестве внушённого индивиду уважения к социальному окружению. Если человека, как следует обучили манерам поведения, нормам воспитания, а индивид, в свой черёд, усвоил знания, то он является воспитанной личностью. Если индивида не учили, и он не впитал воспитание, то такого человека считают невоспитанным. Иногда люди самостоятельно обучаются манерам поведения и результат зачастую аналогичный тому, когда он впитывает эти азы от родителей, школьной среды, ближайшего окружения.
Как и всякий навык, рассматриваемое понятие бывает хорошо усвоенным, ставшим личностной чертой, и наносным, то есть легко слетающим в проблемных жизненных обстоятельствах, либо спадающим с субъекта при исчезновении с его стороны контроля.
Элементарная воспитанность рознит индивида, получившего минимальные азы культурности от вовсе невоспитанного. Если кроха, пребывая в социокультурной среде, не орёт беспричинно словно резаный, не дерётся, не пытается залезть в чужую миску, то у него присутствуют элементарные черты культурности. Элементарное воспитание предписывает, что следует делать, но не в минимальной степени предписывает поведенческий стиль.
Истинная воспитанность характеризует больше поведенческий стиль. То есть это далеко не формально-бездумные поведенческие паттерны, а прежде всего разумение смысла действий, внутренняя склонность к воспитанности.
Критерии воспитанности
Индивиды становятся личностями в ходе социализации, которая заключается в усвоении поведенческих норм, знаний, социального опыта, необходимых для жизнедеятельности в социокультурных общностях. При этом социализация объединяет и стихийные, самопроизвольные, и общественно управляемые воздействия на поведенческие паттерны людей и их сознание.
Воспитанием именуется деятельность, включающая трансляцию новому поколению социально-исторических навыков, целенаправленное формирование установок, нравственных убеждений, ценностных норм, направлений, обеспечивающих условия, необходимые для формирования и активного формирования индивида в социуме.
Воспитание осуществляет взаимосвязь, а также преемственность между поколениями. Именно ему принадлежит ключевая роль в индивидуально-нравственном развитии, умственно-физическом созревании человека.
Критерии и показатели воспитанности личности являются разработанными теоретическими мерилами степени сформированности разнообразных личностных качеств.
Рассматриваемые критерии условно подразделяются на мягкие и твёрдые. К последним причисляют значимые статистические данные, характеризующие в комплексе общую направленность воспитанности тинэйджеров: количество преступлений и ориентация на их предупреждение, число молодых лиц, расплачивающихся за совершённые правонарушения, число расторжений уз Гименея и распавшихся семей, темпы роста пьянства, табакокурения, наркомании, проституции среди тинэйджеров. Для характеристики воспитания в учебной среде чаще используются мягкие критерии, способствующие педагогам получать общее понимание о прохождении и итогах воспитательного процесса.
Также выделяются две подгруппы критериев: содержательные, обусловленные выделением соответствующих анализируемому качеству мерил, и оценочные, заключающиеся в возможности отчасти точно фиксировать интенсивность выражения диагностируемого качества.
Помимо того выделяют общие, определяющие конечные результаты достигнутой степени воспитанности индивида либо группы, и частные критерии, служащие для анализа предварительных результатов, обусловленных выработкой отдельных качеств.
По способу направленности и месту использования критерии делятся на: обусловленные внешними проявлениями плодов воспитания – суждения, поступки, оценки, деяния личности, и обусловленные явлениями, сокрытыми от воспитателя – убеждения, мотивы, цели, ориентации.
К ключевым критериям рассматриваемого понятия причисляют:
– высокую степень нравственно-духовного формирования индивида, знание этических установок;
– установки, ценностные ориентиры и соответствующие им поведенческие паттерны, умение сопоставлять собственные действия с эталонами этических норм;
моральную ответственность за собственную поведенческую модель;
– гуманистическую устремлённость личности, обнаруживающуюся в неизменном превалировании мотивов общественно полезных видов жизнедеятельности над эгоистическими ориентирами;
– владение собой, управление собственными поведенческими паттернами, адекватное эмоциональное реагирование;
– самоконтролю и способность преодолевать нежелательное поведение;
– самореализацию и склонность к самовоспитанию.
Как стать воспитанным
Часто слово «невоспитанный» становится мерилом множества поступков, когда люди утрачивали контроль над собственным реагированием. Нервничая, злясь, люди начинают демонстрировать не самые привлекательные черты характера, что свидетельствует о слабой степени воспитанности.
Сегодня проблема воспитанности заключается в людском эгоизме, ставшем неотделимой частью общества. Хвастовство и выпячивание собственного эго оказались практически нормой современного бытия, тактичность, взаимоуважение, вежливость стали рудиментарным образованием нынешнего социума.
Формировать в людях воспитанность нужно, прежде всего, путём выработки уважения к деятельности, труду, которому индивид себя посвятил, поскольку недостаточно только трудиться, необходимо выполнять выбранную деятельность хорошо, а также уважительно относиться к труду других.
Воспитанность заключается не только в приятных манерах. Она нечто большее и значимое в личности. Это в первый черёд внутренняя интеллигентность, внимательность, уважительность, деликатность, тактичность, скромность.
Современная жизнь предоставляет множество поводов к злости, агрессивности, беспричинному раздражению. Как просто нагрубить человеку в утренней толкучке на остановке либо в бесконечной очереди. Не сдержавшись и вспылив по незначительному поводу, человек унижает не только своего визави, но и себя. Именно так проявляется низкая воспитанность людей.
В действительности, человек, обладающий адекватным уровнем воспитанности, действует так:
– незамедлительно оказывает помощь;
– не преступает нормы законодательства;
– адекватно реагирует на неизбежные обстоятельства;
– уважает воззрения окружения, даже противоречащие его собственной позиции;
– умеет при необходимости поддержать беседу;
– говорить ёмко и по делу;
– не склонен перебивать собеседника;
– избегает неуместных шуток, оскорблений.
Психологи советуют начинать повышения собственного уровня воспитанности с нижеприведённых действий:
– стараться понимать мотивы поступков, мысли других индивидов, вникать в их обстоятельства;
– следовать общеустановленным поведенческим нормам;
– не пытаться перевоспитывать окружение.
Способность вести содержательный диалог также считается значимой особенностью воспитанной личности.
Помимо того важна и манера говорить, поэтому необходимо перед любым высказыванием, прежде всего, подумать о чувствах собеседников.
Дабы обладать должным уровнем культурности следует развивать самообладание.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Воспитанный человек: 10 признаков как распознать его среди окружающих
Воспитанность – это качество личности, одна из множества характеристик человека.
Обществу она видится обязательной, недаром ее пытаются взрастить еще в детстве – родители, педагоги и прочие старшие товарищи. Трудно поспорить: социуму выгодно иметь дело с воспитанными людьми, свято чтущими его законы.
Воспитанность подразумевает вежливость, тактичность, уважение, соблюдение правил этикета и общепринятых норм поведения, но это далеко не все.
В воспитанном поведении проявляется внутренняя культура человека, его хорошие привычки и самые лучшие свойства характера.
С чего начинается воспитанность?
Чем занимаются денно и нощно родители, а в их отсутствие – весь персонал детского сада? Правильно, воспитывают. Сеют доброе и вечное, прививают хорошие манеры – кнутом, пряником, собственным примером и длительными беседами.
Во многом воспитанность – это выработанная с годами привычка, устойчивый навык грамотного поведения в социуме.
С детства в малыше взращиваются самые славные его черты, подпитываются достоинства, искореняются недостатки.
Параллельно с этим идет работа по обучению крохи должному поведению в социуме.
Но не стоит думать, что воспитанный человек – это реальный пример качественной родительской дрессировки. Отнюдь!
Невозможно просто сделать ребенку «прививку хороших манер» и рассказать, какие нормы поведения в обществе нынче в моде.
Многие мамы и папы полагают, что достаточно обучить кроху этикету и внедрить в мозг уважение к другим (как правило, старшим), и дело сделано – воспитание прошло успешно!
Возможно, такой ребенок будет говорить «волшебные слова», правильно пользоваться вилкой и убирать локти со стола, но будет ли он по-настоящему воспитанным – внутри, под наносной вежливостью и тактичностью?
Отражая воспитательность
Если воспитанный человек благополучно прошел важные для себя “курсы” и с ним приятно иметь дела, как со сведущим в добром деле, то воспитательный давно перестал учить самого себя и сосредоточен на поиске возможностей поучать кого-нибудь другого.
Откровенно говоря, к такой воспитательности особенно склонны бабушки (пожилые читательницы этой статьи, не примите это исключительно на свой счет).
На днях я задал простой вопрос одной бабушке. После ее ответа вторая, сидящая рядом, решила ее ответ отредактировать, мол, ты говори не так, а вот так. Наверное, подобное происходит из безобидного желания поделиться (при чем бесплатно) собственными знаниями. Ведь чувство невостребованности своей копилки одно из самых трудноудержимых.
Не важно какими знаниями или опытом мы обладаем не стоит встревать в чужой диалог без разрешения. Потому что в таком случае воспитанность имеет большую ценность, чем воспитательность.
Именно воспитанность вовремя напомнит правило трёх «Не»:
1. Не ты создал человека таким; 2. Не тебе его судить; 3. Не тебе его переделывать.
Стремление повоспитывать исчезает, если мы учитываем чужое право на уважение с нашей стороны… если уважаем чужое право выражать собственные чувства, мнения и желания, без разницы насколько правильны они или ошибочны…
Воспитательность отступает в тень, если мы уважаем чужое право устанавливать свои личные приоритеты, выражать свои, отличающиеся от других взгляды. Если уважаем чужое право защищать себя от моральных и эмоциональных угроз, даже если способы защиты очень отличаются от наших. Если уважаем право строить свою жизнь в соответствии со своей степенью понимания счастья.
Но если воспитательность словно гангрена уже слишком распространилась по внутреннему миру, надо приготовиться к потерям. Я не знаю к каким именно, но уверен, что потери будут.
От упорства в споре больше потеряешь, чем выгадаешь. Побеждая, ты не истину отстаиваешь, а свою невоспитанность
Критерии воспитанности: такая разная черта
В обществе широко распространено понимание воспитанности, включающее в себя учтивость, сдержанность, самообладание и вежливость.
Воспитанные люди далеки от истерик и склок, не распространяют слухов и избегают пошлости. Благонравный юноша, истинный джентльмен, скромная и порядочная леди, ребенок, уважительно обращающийся к старшим… Все, что ценилось триста лет назад, востребовано и в наши дни.
Это лежит на поверхности, однако, истинная воспитанность – куда более глубокое понятие: лишь баланс между убеждениями, мыслями, знаниями человека и его поступками порождает гармоничную личность.
Когда в словах и жестах одно, а в сердце – другое, человек буквально разваливается на составные части.
В философских размышлениях в воспитанном человеке видят эталон образованности и нравственного совершенства. Это интеллигентный, безупречно ведущий себя индивид, всерьез заботящийся об этике и морали.
Обычно воспитанность свойственна порядочным, высоконравственным, толерантным и альтруистичным особам. Трудно повстречать эгоиста и подлеца с этой жизненноважной чертой. Но это не непреложное правило: мир видывал тысячи воспитанных воров, обманщиков и лентяев!
Что значит воспитанный человек
«Что значит быть воспитанным человеком» Преподаватель: Вдовиченко Н.Н. ЧТО ЗНАЧИТ «ВОСПИТАННЫЙ ЧЕЛОВЕК»? Воспитанность есть усвоение хороших привычек. Платон – Как вы ответите на этот вопрос? В толковом словаре сказано, что «воспитанный – это умеющий хорошо вести себя». – Кого мы считаем воспитанным? Может быть, того, кто получил высшее образование? Жизнь показывает, что нельзя каждого образованного человека считать воспитанным.Образованность сама по себе не предопределяет воспитанности, хотя и создает для этого благоприятные условия.
Воспитанный человек обладает достаточным тактом, он умеет вести себя в обществе, обладает хорошими манерами. Воспитанного человека нетрудно распознать с первого взгляда. Облик его говорит сам за себя: он не теряется в незнакомом обществе, умеет сидеть за столом, красиво и аккуратно есть. Но воспитанность – это не только хорошие манеры. Это нечто глубокое и существенное в человеке.Этим «нечто» является внутренняя культура и интеллигентность, основой которой являются радушие и уважение к другому человеку.
Пример (воспоминания народной артистки СССР): «Мне представляется эталоном таких качеств актер Художественного театра Василий Иванович Качалов. По улице шел он – и то залюбуешься. И скромно, и празднично Он непременно запоминал все имена и отчества людей, с которыми встречался. Он органически уважал людей и всегда интересовался ими. При нем каждая женщина чувствовала себя привлекательной, существом нежным, достойным заботы.Мужчина чувствовал себя умным и очень ему (Качалову) нужным в данный момент.
Василий Иванович как бы «впитывал» в себя чужие жизни, лица, характеры и был он среди людей как праздник, как человеческая красота и благородство». В связи с этим хочется вспомнить о таком качестве личности, как обаяние. Обаятельный человек обладает притягательной силой, он всегда приветлив, предусмотрителен, его улыбка светла и естественна, встреча и разговор с ним доставляют удовольствие.А быть воспитанным – это значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, не мелочным.
Пример.В письме к своему брату Николаю Антон Павлович Чехов пишет, каким условиям, по его мнению, должны удовлетворять воспитанные люди. Думается, нам полезно прислушаться к его словам: «Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: «С вами жить нельзя!» Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках.
Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии.Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают Они не уничижают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужой души, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: «Меня не понимают!», – потому что все это бьет на дешевый эффект, пошло, старо, фальшиво Они не суетны.
Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомство со знаменитостями Делая дело на грош, они не носятся со своей палкой на сто рублей и не хвастают тем, что их пустили туда, куда других не пустили » Вывод: подлинная воспитанность и культура не могут сочетаться с барским высокомерием. Совершенно несовместим с понятием воспитанного человека цинизм – наглое, бесстыдное поведение, проникнутое презрением к людям.
Цинизм – это глубокое проявление невоспитанности, отсутствие подлинной внутренней культуры, неуважение к людям и обществу. «Цинизм опасен, прежде всего, потому, что он возводит злобу в добродетель» (Андре Моруа, фр. писатель). Люди с циничным поведением способны не созидать, а разрушать, не уважать, а унижать окружающих людей; а главное – они ни за что не чувствуют собственной ответственности. – Какое главное качество отличает воспитанного человека от невоспитанного? Отношение к людям, внимание к ним, уважение их индивидуальности.
Каждый человек по-своему ощущает и воспринимает окружающий мир, у него свои особенности памяти, мышления, внимания, у него своеобразное воображение, свои интересы, потребности, симпатии, привязанности, особенности настроения, большая или меньшая сила эмоциональных переживаний, сильная или слабая воля, «легкий» или «трудный» характер, у него свой жизненный опыт, свои наблюдения, свои разочарования, печали и радости, привычки, наконец, своя судьба.
Какое это богатство – внутренний мир человека! Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы – как истории планет: У каждой все особое, свое, И нет планет, похожих на нее. Е. Евтушенко Как важно понимать и постоянно помнить, что такой сложный внутренний мир имею не только я, но и каждый из окружающих меня людей.И если человек, который находится рядом со мной, отличается от меня, то это не значит, что он хуже меня. Он просто другой, и нужно уважать этого другого человека с его индивидуальными особенностями, с его сильными и слабыми сторонами.
Нужно исходить из того, что другой человек – самостоятельная личность, которая сама определяет свое поведение.Поэтому понукание, грубость, одергивание, приказной тон и т. п. несовместимы с понятием «воспитанный человек». Воспитанный человек не только умеет разбираться в себе самом, в своих желаниях, возможностях, поступках, но и умеет понять окружающих людей, учитывать и уважать их интересы, желания, вкусы, привычки, настроения, искренне отзываться на их чувства и переживания.
Пример. «Бывает и так, – пишет писатель С. Шуртаков, – в дороге ли, в дальнем селе повстречаешь нового человека, незнакомого; глянется тебе человек: и на вид симпатичный, и разговаривать с ним интересно, и умен, и вообще, как говаривали в старину, все угодья в нем. Однако же, поговорил ты со своим новым знакомым, узнал его поближе, на прощание руку ему пожал и «до свидания» сказал, а только чувствуешь, понимаешь: если и не будет этого свидания – не очень-то огорчишься, не загрустишь.
В глазах у тебя человек остался, а в сердце – нет, ничего-то его не тронуло, ничто из всех интересных разговоров в нем не отозвалось». Действительно, как хочется каждому из нас встретить в собеседнике созвучие мыслей, чувств, настроений.Мы благодарны тем людям, которые участливо выслушивают нас, пытаются понять, что занимает нас и волнует.
Нам часто и не нужны конкретные советы, а нужно «выговориться» в присутствии человека, доброжелательность которого в себе ощущаем. А обратная связь? Но ведь и другие от нас ждут того же! Они надеются на понимание и интерес к ним с нашей стороны. А понять особенности человека не так уж просто. Мы часто объясняем поступки, настроения и отношения других, исходя из своих собственных представлений об их причинах.Надо сказать, что хороший человек в поступках и отношениях людей обычно видит хорошие побуждения.
А плохой – плохие. Хороший человек обычно доверчив. В своих отношениях с людьми он исходит из представления о том, что каждый добр, честен, порядочен, и очень удивляется и огорчается, когда в ком-то этих качеств не обнаруживает. Плохой человек подозрителен, он в каждом видит жулика, карьериста, любую удачу другого человека он объясняет хитростью того, лестью, обманом; и его очень трудно убедить в порядочности данного человека.Вообще умение понять наиболее существенные особенности другого человека, определить истинный смысл его поступков, настроений, расхождения в оценках и представлениях, возникающих у людей, свидетельствует о достаточно высоком культурном развитии человека.
Культурный, воспитанный человек, прежде всего, заботится о том, чтобы не унизить достоинство другого человека. Хочется обратить внимание еще на одно качество, о котором мы стесняемся говорить вслух, которое многие, к сожалению, считают старомодным. Это благородство.Истинное благородство – приходить на помощь к человеку, какие бы неблагоприятные обстоятельства и последствия этому ни сопутствовали.
С этим качеством связана способность человека сострадать, сопереживать, сочувствовать, содействовать – признак духовной зрелости личности. Благородство – высокая нравственность человека, соединенная с самоотверженностью и честностью. Нам иногда выпадают счастливые моменты встречи с благородным человеком, но эти моменты бывают очень редки.Почему? Наверное, потому, что действительно очень мало в жизни благородных и истинно культурных людей.
Ну, а мы-то сами? Почему-то смеем требовать благородства и великодушия, сочувствия и понимания, прощения и помощи от других людей по отношению к нам. А сами? Давайте зададим себе несколько вопросов и попытаемся ответить на них. Что для нас главное – «быть» или «казаться»? Интересны ли нам люди сами по себе, вне их должности, места работы и материальных возможностей? Уважаем ли мы окружающих или только делаем вид? Любим ли кого-нибудь, кроме себя? Иными словами, каковы наши внутренние, самые сокровенные потребности, желания и ценности? Как бы мы ни ответили на эти вопросы, наши слова, действия, поступки и отношения выдают нас. Великий И. Гете писал, что «поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой истинный облик». ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ВОСПИТАННЫМ Совершенно естественными стали для нас фразы: “Он — воспитанный человек”, “Она — просто хамка” и т.д. Но часто мы сами затрудняемся определить, что вкладываем в понятие “воспитанный человек”. А, между прочим, неплохо бы знать, из чего именно складывается воспитанность, хотя бы для того, чтобы самому быть именно таким, каким хотят нас видеть окружающие.
Древние греки утверждали, что надо быть очень выдающимся человеком, чтобы позволить себе быть невежливым.Именно вежливость смягчает нравы, предупреждает ссоры, усмиряет раздражение и ненависть, заставляет сдерживаться, способствует возникновению любви и уважения. Вежливости можно научиться, но существует и врожденная вежливость, идущая от души, а не от воспитания.
Правила вежливости запрещают: — входить в официальное учреждение в шляпе (мужчинам) и громко разговаривать (лицам обоего пола); — шуметь, тревожить и раздражать окружающих; — критиковать чьи-либо религиозные убеждения; — унижать чью-либо национальность; — смеяться над ошибками и промахами других людей; — наделять собеседника вслух оскорбительными эпитетами; — отсылать по обратному адресу письмо или подарок; — в неуважительном тоне отзываться о близких собеседника; — коверкать фамилии и имена; — открывать чужую сумку, заглядывать в нее, если она открыта, исследовать содержимое чужих карманов; — самовольно выдвигать ящики чужого стола и перекладывать их содержимое как на работе, так и дома, а также открывать чужой шкаф, буфет, кладовку.
Тактичность.Такт — это моральная интуиция воспитанного человека, как бы подсказывающая ему наиболее верный подход, наиболее тонкую, деликатную, осторожную линию поведения по отношению к окружающим. Такт предполагает в нас терпимость, великодушие, внимание и глубокое уважение к внутреннему миру других людей, искреннее желание и умение понять их, почувствовать, что может доставить им радость, а что — огорчить.
Тактичность — это чувство меры, которое следует соблюдать в разговоре, в любых отношениях с людьми, умение не переходить границу, за которой всегда стоит обида собеседника.Тактичность также предполагает умение вовремя определить реакцию собеседника на наши слова или действия и в нужных случаях — самокритичность и способность вовремя извиниться за допущенную оплошность.
Такт не отменяет принципиальности, прямоты, честности, да и правила тактичного поведения далеко не первые в моральном кодексе. Но очень часто именно отсутствие тактичности ранит близких нам людей. Пунктуальность. Именно она свидетельствует о хороших манерах.Только уважительная причина может извинить опоздание. Намеренно заставлять себя ждать (даже юным особам, приглашенным на первое свидание) — невежливо.
Скромность. Скромный человек никогда не стремится показать себя лучше, способнее, умнее других, не подчеркивает свое превосходство над ними, не говорит о своих качествах, не требует никаких привилегий, особых услуг, удобств. Вместе с тем скромность — это не робость и не застенчивость.Обычно по-настоящему скромные люди в критических ситуациях оказываются намного тверже других в отстаивании своих принципов.
Услужливость. Это добродетель до тех пор, пока она не становится навязчивостью. Лучше всего взять себе за правило оказывать услуги только тогда, когда вас об этом попросят.Если же к вам обращаются с просьбой, которую вы не в состоянии выполнить, лучше отказаться сразу, чем дать слово и не сдержать его. Хорошие манеры. “Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение” утверждал Джонатан Свифт. Не принято в обществе: — приводить себя и свою одежду в порядок, поправлять галстук, прическу, чистить ногти; — причесываться и вообще трогать волосы; — использовать ноготь мизинца в качестве зубочистки; — щелкать суставами пальцев; — потирать руки; — одергивать одежду; — постоянно что-то “мурлыкать” себе под нос; — бурными проявлениями, оскорбительными, грубыми словами обнаруживать свой гнев и негодование.
А теперь посмотрите на свое поведение и подумайте, насколько вы вежливы.
Открыть в широком формате
Виды и принципы воспитания
Существует 6 типов воспитания, в совокупности направленные на всестороннее развитие:
Воспитательный процесс основывается на принципах, представляющих собой положения, выражающие требования к методам и способам организации данного процесса. Современные принципы отражают:
Определение и суть того, что такое воспитание
Воспитанием принято называть воздействие, направленное на индивида с целью вырастить из него достойного члена общества.
Воздействие подразумевает под собой внедрение позитивных привычек в форме психологических новообразований.
Воспитание – это передача имеющихся знаний от старших к младшим.
Данное понятие можно рассматривать с двух сторон: воздействие общества (что это такое?) на формирование взглядов индивидуума и целенаправленное воздействие педагогов.
Воспитание — это бесконечный процесс социализации
Если говорить об этом понятии в социальном аспекте, то обнаружится, что человек воспитывается кем-либо практически всю жизнь: родители воспитывают детей, начальник — подчиненного, сестра — брата, жена — мужа, друзья – друг друга и так далее.
Иногда взрослый человек выносит для себя полезные уроки, даже глядя на маленьких детей. Все это называется социализацией, о которой мы уже подробно говорили (см. по ссылке). Мы примеряем социальные роли, получаем различные статусы и определяем для себя социально-нравственные нормы.
Проще говоря, нас воспитывает общество, в котором мы живем.
В результате такого воспитания происходит личностный и духовный рост индивида, формируется поведение и мировоззрение (что это такое?), моральные, культурные и нравственные ценности.
Поэтому можно сделать вывод о том, что степень эффективности жизнедеятельности взрослого человека зависит от качества воспитания.
Трудный, неуправляемый или забитый ребенок – это всегда результат неблагоприятного климата в семье и неправильного подхода к нему со стороны прежде всего родителей. Однако, такие проблемы поддаются психологической коррекции при условии изменения психологической среды в лучшую сторону.
Воспитание — это еще и задача педагогики
С точки зрения педагогики (воспитание как процесс является предметом ее изучения) воздействие на индивида осуществляется воспитательным коллективом учебного заведения с целью формирования у него специальных навыков и умений.
Каждое образовательное учреждение ставит перед собой задачи по воспитанию в человеке тех или иных качеств (если вы учитесь на программиста, вас обучат всему, что должен знать и делать именно программист, а не слесарь, бухгалтер или психолог).
Воспитательный процесс направлен на развитие и на него же опирается, так как зависит от его уровня. Методология (это что?) и целеполагание воздействия должны соответствовать той стадии развития, на которой находится человек в данный период времени, а также на ближайшие ступени его роста.
Например, учить годовалого малыша чтению бессмысленно, так как в это время он только учится ходить. А вот в 5-6 лет такое мероприятие будет адекватным и полезным. Есть, конечно, уникумы, которые начинают читать в 3 года, но это исключение, а не правило.
Нравственный человек – продукт воспитания моралью
Любое воспитание имеет свою конечную цель. В нашем случае целью является личность, обладающая определенным набором качеств, таких как доброта, честность, трудолюбие, щедрость, эмпатия, надежность, а также верность. Нравственность есть качество индивидуальное для каждого. Каждый из нас вносит в это понятие свои характеристики. Определенные моральные качества диктует человеку его профессия: солдат должен быть смел, доктор и педагог – добрым, человечным, судья – честным, а пожарный – самоотверженным.
Проблемы нравственного и духовного воспитания
Стоит ли намеренно заниматься нравственным воспитанием? Об этом писал Л.С. Выготский, утверждая, что попытки намеренного обучения нравственности бессмысленны. Такое воспитание должно осуществляться незаметно, как бы растворяясь в повседневной жизни. Нельзя воспитать лекцией нравственности. Лучший метод – пример родителей и педагогов. Воспитание нравственностью происходит в процессе просмотра фильма, беседы или чтения рассказа с последующим анализированием поведения и чувств героев. Невозможно представить специального занятия «по морали», это было бы просто нелепо. Претворяя в жизнь идею нравственного воспитания, педагог должен уметь «растворить нужную порцию воспитательной деятельности» в привычный учебный процесс. Уметь правильно и четко организовать свою нравственно-воспитательную деятельность так, чтобы ребенок об этом не знал, а только чувствовал и впитывал, как губка – это признак мастерства педагога. А результатом станет зрелая, нравственно воспитанная личность, богатая духовно и выносливая психически – отличная основа для нашего «светлого завтра».
Нравственное воспитание – от колыбели до седин
Нравственные качества личности зарождаются и формируются в семье. Как бы ни казалось это уделом дипломированных педагогов, но основы морали всегда задают родители. Так было сотни веков назад, так будет всегда. Первые понятие о морали дает малышу его мама, с улыбкой и легкой строгостью поясняя, что есть хорошо, а что плохо. «Плохо – тянуть за волосы сестричку, говорить грубые слова, или показывать язык, но хорошо благодарить за вкусный обед, поздороваться с кем-то или оказать помощь» – это пример, а их можно привести сотнями. Элементы нравственного воспитания прослеживаются в каждом моменте повседневной жизни. Нравственным образцом для ребенка всегда будет родитель, каким бы он ни был. Именно поэтому так важно дать неокрепшей личности правильный пример для подражания.
Формирование личности – процесс сложный, долгий, требующий внимания терпения от родителей и от образовательных учреждений, а также всего общества. Прививая моральные качества, следует учитывать возраст индивида, его возможность (готовность) принять информацию, понять ее и правильно переработать.
Нравственное воспитание включает:
Цели и задачи нравственного воспитания
Когда воспитательность все же имеет место
Только в тех случаях, когда мы имеет дело с ребенком до 6 лет. И то при особой смекалке в большинство случаев она и тогда не пригодится.
Глупость привязалась к сердцу мальчика, но воспитательная розга удалит её от него
Хотя знаете, друзья, какая мысль возникла у меня? Жизнь часто преподносит непредсказуемые встречи и перед любым из нас может оказаться взрослый человек с мышлением ребенка. Что тогда?
Взять на себя роль воспитателя или нет, решать вам. Но помните, что за нами наблюдают те, для кого воспитанность человека имела и будет иметь большее значение.