в чем проявляется вежливость человека
Вежливость Вежливый
Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям.
Ничего не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость
Вежливость как качество личности – склонность к повседневному уважительному общению, внешнему проявлению доброжелательности, ставшей нормой поведения и обычной, естественной формой общения с окружающими.
Однажды к Учителю пришёл юноша и попросил разрешения заниматься у него. — Зачем тебе это? — спросил мастер. — Хочу стать сильным и непобедимым. — Тогда стань им! Будь добр со всеми, вежлив и внимателен. Доброта и вежливость обеспечат тебе уважение других. Твой дух станет чистым и добрым, а значит, сильным. Внимательность поможет тебе замечать самые тончайшие изменения, что даст возможность найти путь для того, чтобы избежать конфликта, а значит, выиграть поединок, не вступая в него. Если же ты научишься предотвращать конфликты, то станешь непобедимым. — Почему? — Потому что тебе не с кем будет сражаться. Юноша ушёл, но через несколько лет вернулся к Учителю. — Что тебе нужно? — спросил старый мастер. — Я пришёл поинтересоваться вашим здоровьем и узнать, нуждаетесь ли вы в помощи… И тогда Учитель взял его в ученики.
Суть вежливости как качества личности скрывается в этимологии слов «вежливость» и «вежливый». Еще в XVI столетии слово «вежа» означало «человек, знающий, как себя надо вести». Оно происходит от древнерусского влдлти, то есть «знать». Вежливый человек, в противоположность невежливому, владеет знанием, «веданием» или «вестью».
Известный мыслитель Артур Шопенгауэр написал притчу, которая очень ярко характеризует необходимость присутствия вежливости в обществе: «В холодный зимний день, чтобы не замёрзнуть, стадо дикобразов улеглось тесной кучей, но вскоре уколы от игл соседей заставили их лечь дальше друг от друга. Необходимость согреться принудила стадо снова сдвинуться. Так они метались из одной крайности в другую, пока не нашли то умеренное расстояние между собой, когда и соседские иглы не колют, и холод можно переносить. Это расстояние – аналог вежливости в человеческом обществе».
«Будь вежлив с каждым. Никогда неизвестно, кто попадет в число двенадцати присяжных», — гласит американская пословица. У вежливого человека уважительные слова слетают с уст, порой, автоматически, как подсознательная реакция на внутреннюю доброжелательность. Если бы он каждый раз вдумывался в суть своих вежливых слов, осознавал их скрытый веками смысл, это бы только подстегнуло и убедило его в важности своего проявленного качества личности. Вдумайтесь, говоря волшебное слово «спасибо», на самом деле мы говорим пожелание «спаси тебя Бог» за добрые дела, а произнося обычное «здравствуйте», мы желаем человеку здоровья. Слово «благодарю» означает — благо дарю (за вашу услугу). Турист, объездивший полсвета, скажет вам, что в любой стране мира достаточно знать эти два волшебных слова, чтобы поездка оказалась приятной и комфортной.
Человек, услышавший голос вежливости, может не знать скрытый столетиями смысл ее слов, но его подсознание на раз- два расшифровывает посланную доброжелательность. Поэтому вежливость становится залогом успешной и гармоничной жизни человека. Подсознание мгновенно оценивает по невербальному поведению, являются ли ваши вежливые слова проявлением доброжелательности или под маской вежливости спрятались лицемерие, лесть, корыстолюбие, коварство или вероломство. Если картинка сложилась, то есть слова полностью соответствуют сигналам тела, подсознание автоматически зачисляет вас в число друзей. Обычно подсознание условно делит людей на друзей и врагов. Вежливость позволяет человеку сдать этот невидимый экзамен, получить высшую оценку и попасть в галерею друзей другого человека. Словом, вежливость, как форма проявления доброжелательности, обусловливает гармоничную жизнь человека с внешним миром. Эмерсон определяет вежливость как «сумму маленьких жертв», приносимых нами окружающим нас людям, с которыми мы вступаем в те или иные жизненные отношения.
Одно из главных требований вежливости — умение запоминать имена. Вот как об этом говорит Д.Карнеги. «Большинство людей не запоминают имен по той причине, что не хотят тратить время и энергию на то, чтобы сосредоточиться, затвердить, неизгладимо запечатлеть эти имена в своей памяти. Они ищут для себя оправданий в том, что слишком заняты. Однако они вряд ли больше заняты, чем Франклин Рузвельт, а он находил время для того, чтобы запомнить и при случае воскресить в памяти даже имена механиков, с которыми ему приходилось соприкасаться… Ф.Рузвельт знал, что один из самых простых, самых доходчивых и самых действенных способов завоевать расположение окружающих — это запомнить их имена и внушить им сознание собственной значительности».
Разовые проявления вежливости не делают человека носителем этого качества личности, у которого вежливость проявляется при любых обстоятельствах. В самых экстремальных ситуациях вежливый человек останется верен своей доброжелательности к людям. По-настоящему вежливых людей крайне мало, ибо необычайно сложно сохранять доброжелательность к людям, когда в тебе самом и в них укоренились эгоизм, невежество, корыстолюбие и обман. «Одна снежинка — еще не снег, еще не снег, одна дождинка – еще не дождь», поется в известной песне. Одноразовая вежливость напоминает всем известное средство контрацепции барьерного типа. Возьмем типовой пример. Когда люди заходят в автобус, в котором полно свободных мест, все – олицетворение вежливости и предупредительности. Но если в автобус набилось людей, как селедок в банку, о вежливости как-то забывают, наоборот, крепнет голос раздражения, бесцеремонности и хамства. Человек, еще минуту назад бывший эталоном вежливости, превращается в ее противоположность – грубость.
«Вежливость — это одно из тех качеств, которое можно оценить по достоинству, лишь испытав неудобство от его отсутствия», — говорил Сэмюэл Джонсон. Замечательное человеческое качество, несомненная добродетель – вежливость, попав в недобросовестные руки подлеца, лицемера, мошенника или афериста, становится удобной отмычкой для людских сердец. Анонсируя себя истинным обладателем этого достоинства, они реализуют свои порочные качества, обманывая и манипулируя людьми. Вежливость, находящаяся на службе порока, умножает его разрушительную силу и пагубность последствий.
Широко укоренились такие словесные связки как «холодная вежливость», «ледяная вежливость» или «презрительная вежливость». К истинной вежливости они не имеют никакого отношения. Это фальшивки данной добродетели. В них отсутствует искренняя, бескорыстная благожелательность и доброжелательность по отношению ко всем людям. Истинная вежливость всегда является следствием доброжелательности. Иными словами, существует такой алгоритм, в котором причиной является доброжелательность, а следствием – вежливость. Всё, что пренебрегает данным алгоритмом, но претендует на вежливость, является дешевой подделкой, используемой в непотребных или корыстных целях.
Однажды Юлий Цезарь был гостем бедного поселянина, угощавшего его ужином, Цезарь был настолько вежлив и деликатен, что, когда поселянин, думая, что его пища должна понравиться высокопоставленному гостю, поставил перед ним блюдо с острым соленьем, служащим обыкновенно приправой, Цезарь съел все содержимое блюда, выражая при этом свое удовольствие, хотя обжег себе весь рот и чувствовал сильные боли в желудке.
Любопытны проявления вежливости у разных народов. Японцы настолько ценят социальную гармонию и отсутствие конфликтов, что всячески избегают слова «нет» — даже если ситуация требует его произнести. В своей книге «Ветка сакуры» Всеволод Овчинников описывает совершенно нормальную для японцев ситуацию: «Начальник входит в кабинет и спрашивает секретаршу: «Мне кто-нибудь звонил?» — «Да», — отвечает та. — «Кто же?» — интересуется босс. — «Никто», — отвечает девушка. И можете быть уверены — шеф, если только он не иностранец, не рассердится на нее за подобную путаницу. Просто молодая подчиненная изо всех сил избегала невежливого слова «нет». Поэтому и слово «да» в японском языке далеко не всегда обозначает прямое согласие. Оно скорее значит «да-да, я вас слушаю», «продолжайте», «я весь внимание».
Однако никакие национальные особенности не способны умалить роль вежливости в букете добродетелей настоящего человека. Будучи прекрасным проводником доброжелательности наружу жизни, к сердцам людей, вежливость учит нас уважению к неповторимому миру другого человека.
Кто такой вежливый человек?
Ребенка с детства приучают быть вежливым, объясняя, что по его поведению, судят обо всей семье. Если такое качество войдет в привычку, вырастает культурный и деликатный человек, который умело выстраивает полезное общение. Поэтому так важно с детства знать, что такое вежливость, какую роль она играет для каждого индивида.
Что такое вежливость
Начнем с определения. Вежливость – это умение тактично, любезно общаться с людьми, способность выслушать оппонента и его противоположную точку зрения, готовность прийти к компромиссу без конфликтных ситуаций. Такая черта характера прививается путем усердной работы над собой, улучшает имидж, открывает новые (радужные) перспективы.
Вежливый человек вызывает положительные эмоции у окружающих, уважает границы других людей, всегда соблюдает этикет. Важно не только понимать основные правила вежливости, но и активно использовать их во всех сферах жизни, например, за столом, среди друзей, на работе или любой незнакомой обстановке.
Зачем нужна вежливость
Основа вежливого общения – доброта, любовь, уважение к окружающим. Человек, который заботится о комфорте и чувствах друзей, родных и даже соседей, уже добродушный, любезный. Проявление вежливости – это не формальность, а норма повседневности. Важно не говорить о такой черте характера, а проявлять ее по отношению к другим людям. Вот, что дает умение говорить вежливо:
Вежливая речь создает о человеке положительное первое впечатление, благоприятно настраивает собеседника даже при конфликтной ситуации. С любезным, тактичным собеседником всегда сложнее ругаться, выяснять отношения.
Правила вежливости
Соблюдать правила вежливого поведения – это работа над собой и своими эмоциями, не всегда положительными. Все начинается с детства, когда родители учат «волшебным словам», прививают привычку помогать взрослым, не переговариваться, не грубить.
Основные правила вежливости:
Вежливый человек не должен чрезмерно проявлять эмоции на людях, жестикулировать, гримасничать. Особенно если речь идет о резко негативной реакции на действие оппонента или конкретное событие.
Формы вежливости
Вежливое поведение должно проявляться во всех сферах жизни, стать одной из главных черт характера. Поскольку речь идет о многогранности натуры, выделяются такие формы вежливости:
Чтобы в любой ситуации действовать в рамках этикета, необходимо обладать всеми перечисленными качествами. Они высоко ценятся в любом обществе, позволяют избежать неловких ситуаций, способствуют развитию коммуникабельности и самодостаточности.
Виды вежливости
Манера общения, форма вежливости определяются в зависимости от обстановки и людей, с которыми предстоит взаимодействовать. Существуют такие виды вежливости:
Официальная
Это основа делового общения. Общение «сухое», не имеет никакой окраски и эмоциональности, включает поведенческий и речевой этикет, уместный при официально-деловых встречах, важных переговорах. Собеседники общаются четко и корректно, выстаивают правильный диалог, подбирают каждое слово. Такое выражение вежливости может создать некое напряжение в беседе.
Ритуально-обрядовая
В этом случае вежливый человек соблюдает народные традиции и все необходимые обряды (ритуалы), согласно определенному мероприятию, на которое официально приглашен. Речь идет о свадьбе, религиозных праздниках, светских раутах, юбилеях, других торжественных мероприятиях. Для соблюдения правил светского этикета употребляются определенные фразы, как говорится, «по случаю».
Бытовая (обиходная) вежливость
В данном случае речь идет о соблюдении элементарных правил вежливого человека в неформальной обстановке с родными, близкими либо незнакомыми людьми.
Неофициальная или дружеская
В этом случае правила вежливого общения распространяются на родных, знакомых и друзей, реализуются в неформальной обстановке. Основные признаки: эмоциональность, юмористические нотки, мягкость, некая расслабленность в общении. В рамках этикета и вежливости можно перейти на «ты».
Безличная
Для этой формы выражения вежливости характерно отсутствие личных местоимений – «Вы» или «ты». В такой манере чаще проходит общение с незнакомыми людьми. В правилах вежливости и этикета указано, что ответ тоже может быть безличным. Возможно, беседа с этим человеком больше никогда не повториться, но у него останется положительное впечатление от мимолетного разговора.
Речевой этикет и вежливость
По определению, вежливость – это тактичное и доброжелательное отношение к другим людям. Одновременно это тактичность, деликатность, отзывчивость, любезность по отношению ко всем оппонентам без исключения.
Речевой этикет и правила вежливого поведения тесно взаимосвязаны, поскольку любезный человек нуждается в одобрении или даже помощи окружающих. Поэтому речевой этикет тоже построен на доброжелательности. Вот хорошие примеры:
Получается, какие проявления вежливости существуют, все они выражаются с помощью речевого этикета. О доброжелательности человека оппонент может судить по его поступкам, разговорам.
Основные правила речевого этикета:
Эти и многие другие правила этикета и вежливости позволяют судить о человеке, как уравновешенной, тактичной, любезной, коммуникабельной, самодостаточной личности.
Почему важно быть вежливым человеком
Заботливые родители с детства объясняют ребенку, зачем нужна вежливость, приводят красноречивые примеры, указывают на ошибки при общении с окружающими. Таким людям проще идти по жизни. Вот почему надо быть вежливым:
Получается, что вежливый человек – это человек, который никогда не обидит словом и делом, а свои интересы не поставит выше интересов оппонента. Он думает о других, сопереживает, всегда интересуется их жизнью, проблемами.
Почему вежливость важна для устойчивых отношений?
Каждый человек хочет, чтобы в общении его границы не нарушались, мнение не притеснялось. Чтобы получить желаемое, необходимо начинать с себя. Проявляя тактичность, субординацию и любезность, оппонент будет вести себя аналогично.
Чтобы сохранить устойчивые отношения, быть вежливым – одно из обязательных условий. Еще несколько актуальных причин:
Если маленький ребенок научится с детства понимать, какую роль играет вежливость в процессе общения и жизни, обязательно разовьет в себе это важное качество (при участии родителей, конечно).
Как стать вежливым
Теперь понятно, кто такой вежливый человек. Остается только определить, как стать таким же. Например, насупить на ногу и принести извинения – это формальная вежливость. Важно думать, как не доставить окружающим таких неприятных ощущений. Вот эта мысль как раз характеризует вежливость, как присущую черту характера.
Основные правила, как быть вежливым:
У каждого свой путь, как стать вежливым. Поскольку в детстве воспитание дают родители, на них возложена серьезная миссия по становлению самодостаточной личности. Также элементарным правилам вежливого человека обучают в детском саду и школе, да и жизненный опыт – тоже достойный учитель. Если все получится, благоприятные перемены в жизни наступают незамедлительно.
Вежливость
Правила вежливости
Общение с вежливым человеком вызывает положительные эмоции у окружающих. Ведь умение соблюдать правила этикета, изучить и применять правила поведения, приветствия в обществе – это серьезная работа, прежде всего над собой, которая всегда улучшает имидж человека, способствует его успешности. Правила вежливости охватывают все сферы нашей жизни – знакомство, поддержание разговора, поведение за столом и в общественных местах.
Как стать вежливым
Кто-то говорит, что вежливость зависит от воспитания, для других это больше врожденные качества. Но вежливости можно научиться, изучив все основные правила поведения, которые прописаны в специальной литературе. Некоторые идут на специальные курсы, где изучают этикет, кто-то проходит тренинги, включая деловое общение, правила поведения в общественных местах, общение с людьми.
Формы вежливости
Как существует много разнообразных граней человеческого общения, так и вежливость имеет несколько форм, которые включают в себя такие составляющие, как:
Все эти качества являются необходимыми, чтобы взаимодействовать с людьми в разных ситуациях по правилам этикета.Жизненные обстоятельства изменяются, но общий свод правил остается неизменным. Например, при зевании необходимо прикрывать рот ладонью, независимо от того в каком общественном месте вы находитесь. Часто из вежливости требуется повышенная тактичность, обходительность с другими людьми. Эти качества ценятся независимо от общества, в котором человек находится (формальная или неформальная обстановка).
Виды вежливости
Официальная
Подразумевает необходимый набор правил поведения, включая речевой и поведенческий этикет, применяемый при рабочих, официальных встречах. Этот тип вежливости не имеет эмоциональной личной окраски, а базируется на деловом, лишенным эмоций общении. Основной формой обращения является “вы”.
Ритуально-обрядовая
Подразумевает правильное обращение на праздничных мероприятиях, при свадьбах, торжествах, религиозных праздниках, Эта часть включает особые поздравления, приветствия, народные традиции. В этом случае из вежливости человек соблюдает все необходимые ритуалы, очередность поздравлений и пожеланий, фразы, согласно типу торжества. В данном случае употребляются специальные фразы, присущие мероприятию.
Бытовая (обиходная) вежливость
1. Неофициальная или дружеская
Применяется в случае, если люди общаются неформально. Это могут быть друзья или знакомые, родные. Характерным является мягкость, наличие юмора и большей эмоциональной окраски в общении. Очень часто подобный стиль можно наблюдать в международных компаниях. При данном типе общения допускается говорить “тебе”, “ты”. Принцип вежливости состоит в использовании неформальных обращений к собеседнику, но при этом в рамках этикета.
2. Безличная форма
В данном случае обращение происходит без употребления личного местоимения и применяется в повседневной жизни при общении с незнакомыми людьми. И начинается со слов: извините, дайте, пожалуйста или иных выражений.
Отвечать также можно без употребления личных местоимений. Например, спасибо, договорились, давайте.
Доброта и вежливость
Эти два понятия не являются синонимами, но прекрасно дополняют друг друга. Добрый человек безусловно является привлекательным для общения, обладает приятными манерами.
«Вежливость — это доброта в мелочах.»
Томас Маколей
Основной принцип вежливости состоит в соблюдении границ каждого человека, с которым приходится встречаться по работе или учебе, дружить и т.д. Только небольшой процент людей можно назвать вежливыми. Связано это, прежде всего с условиями развития внутри семьи, отношениями между родителями и детьми. Именно в детском возрасте происходит зарождение правил эффективного взаимодействия, которые являются составляющими вежливости. Во взрослом возрасте навыки закрепляются, дополняются литературой по этикету и определенной манерой поведения на людях.
Вежливость – скромность, тактичность, деликатность
Вежливость, это – скромность, тактичность, деликатность
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ отвечает на такие вопросы:
Вежливость, тактичность, деликатность, скромность, как свойства личности
Понятно, что такие свойства в чувствах, в мышлении и в поведении человека, как скромность, тактичность, деликатность и вежливость, всегда были и будут признаками благородства духа человека.
И не только потому, что они делают человека, наделённого ими, «весьма приятным в общении».
А и потому, что, даже не понимая почему, мы, сталкиваясь со скромным, тактичным, деликатным и вежливым человеком, чувствуем, что его личность имеет в себе что-то из «ряда вон» — что-то особенное.
Что же особенное, как не присущее всем и каждому человеку, имеет вежливый человек?
Даже на бытийном, а не на осмысленном уровне понимания этих свойств человека, мы видим, что это нечто такое, что имеет двойственную природу своего существования.
Притом не только на уровне наличия своих антагонизмов в понятиях и реальности. В быту и в размышлениях, мы видим, что вежливость человека проявляется, как:
— вежливость – не вежливость — от неумения или нежелания культурно говорить, до хамства;
— скромность – не скромность, вплоть до наглости;
Двойственную природу таких особенностей сознания и поведения человека, мы привыкли видеть, совершенно справедливо, и в природе их появления в личности человека.
Но об этом чуть ниже, а пока разберёмся с основными понятиями.
Что такое вежливость? Соблюдение норм и правил этикета
На мой взгляд, правильное определение вежливости очень простое:
Вежливость – это скромность, тактичность, деликатность в поведении человека. То есть, соблюдение ОБЩЕИЗВЕСТНЫХ, можно сказать элементарных, правил этикета, как свода этих правил.
Иначе говоря: вежливое поведение – соблюдение этикета, и наоборот. А скромность, тактичность, деликатность, как и ряд других этических норм поведения, например, честность, корректность – это стороны – формы этого поведения.
Так, если дать определения сущности этих норм то:
1. Тактичность или бестактность – соблюдение или нарушение норм установленных для данной ситуации в общении.
Например, не тактично, бестактно спрашивать возраст в отношениях мужчина и женщина. Но тактично сделать комплимент женщине или мужчине, когда они нуждаются в поддержке относительно своей самооценки.
2. Скромность или не скромность, бесстыдность, наглость – демонстрация отношения к себе и к своей персоне относительно окружающих.
Например, скромно – не привлекать к себе внимание внешностью и поведением, демонстрируя своё завышенное или заниженное самомнение — свои комплексы.
Не скромно, нагло – вести себя развязно, вызывающе, с пренебрежением относительно окружающих людей.
3. Деликатность или не деликатность – мера человечности в отношениях.
Деликатно — вести себя как человек, не деликатно – вести себя как, извините, «говорящее животное». То есть, не задумываясь о том, как твоё поведение, слова, будут восприняты человеком.
4. Корректность или не корректность – уместность или неуместность такого поведения. Или данных слов, в такой ситуации или данном общении.
5. Честность или лживость – общие этические понятия, отражающие степень правдивости отношений и участников этих отношений.
Можно, при желании, найти или вспомнить ещё целый ряд свойств поведения человека, которые в совокупности или по отдельности, позволяют судить о его вежливости или не вежливости.
Вежливость. Человек так воспитан или человек такой с рождения
За исключением случаев врождённой или приобретённой социопатии, — когда человек оказывается полностью или частично не социализирован, вежливость, в виде свода правил поведения, ИЗВЕСТНА каждому человеку.
То есть, извините, хамло, которое обложило вас «трёхэтажным» или нагло «тычет» вам в интернете, знает, что такое вежливость, не хуже вас.
А как иначе, если эти простейшие правила этикета, которые положены в основу вежливого поведения, прививаются «всем и каждому» с детского садика и всю последующую жизнь.
Даже, например, по ТВ, если там показывают образчики не вежливого поведения, но и вежливость тоже не может там не присутствовать.
В социуме, если он окончательно не утратил ориентиры в своей жизни, вежливость не только не может не присутствовать. Но и пропагандируется, как НОРМАЛЬНЫЙ способ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ жизни.
Смело можно утверждать, что социум, который погрязнет в невежливости, обречён на скорую и неминуемую гибель.
Может ли человек быть вежливым с рождения – это генетические качества?
Конечно, нет: свойства вежливости, которые иногда можно спутать с её проявлением, это свойства этого человека. А не следования привитым ему воспитанием правилам этикета.
Например, мы, часто, за вежливость принимаем застенчивость – неумение общаться, боязнь отношений с людьми.
Или ещё проще: есть такой крючок для многих, которые попадались на него в отношениях с якобы культурными, вежливыми людьми, – молчание.
Он, она молчат, поддакивают – а человек себе воображает: Ух, ты, какая она (он), тактичная, деликатная, скромная.
А потом, когда они «откроют свой рот», то оказывается, что мы за вежливость приняли, в лучшем случае, тупизм и, извините пришибленность.
Ну, а в худшем случае, нам покажут такую «вежливость», что шок и ступор гарантированы.
Почему одни вежливы, а другие — не очень
Как видим, знание, как быть вежливым, вовсе не обозначает и не предписывает им быть.
Что же регулирует исполнение правил этикета?
Конечно же, сама личность человека, а, в частности: система её нравственных ценностей – личностных оценок социальной реальности.
То есть, на основе морали, бытующей в данном социуме, человек выстраивает иерархическую систему отношений к другим людям – свою нравственность. В том числе, вежливое или не вежливое отношение к ним.
Какие же, прежде всего, ценности заставляют, буквально, человека быть вежливым?
Конечно же, основополагающая моральная и нравственная ценность: осознание и признание, что главная ценность на Земле – это человек и его жизнь.
И логически вытекающая отсюда ценность: признание, что КАЖДЫЙ человек, на Земле, имеет право на человеческое к себе отношение. Включая и вежливость в этом отношении.
Если есть эти ценности у человека, и не просто ценности, а в форме убеждений – непререкаемых принципов мышления и поведения. То этот человек автоматически становится вежливым.
Нет, — так нет, что, конечно, не исключает, что он может притворяться и изображать из себя вежливого человека и вести себя вежливо. Ведь, как это делать, он знает, вне зависимости от своих ценностей.
Вежливость ко всем и каждому или избирательно?
К сожалению, в своей бытийной жизни и даже размышляя над жизнью, мы редко разделяем свои отношения на две «фракции»:
— отношение, как к человеку;
— и отношение, как к личности.
А это, вообще-то, очень разные процессы. В том числе, и применительно вежливости в отношениях.
Давайте, будем честными и объективными: Правы те, кто считает, что вежливый человек ВСЕГДА и СО ВСЕМИ проявляет вежливость.
НО, только в том случае, если в его иерархии ценностей все люди равны, неважно даже, почему:
— потому что все «дети божьи», или «потому что все мы люди».
Вопрос, много ли вы наблюдали людей, которые со всеми, в равной степени, вежливы?
А значит, много ли людей, которые не делают различий между людьми по тем или иным критериям. А поэтому, в частности: с одними вежливы, а с другими — «как получится»?
Даже, взяв, за жизненный алгоритм, правило, что со всеми людьми надо быть вежливыми.
Легко ведь понять, обратить внимание, что невежливость всегда к «тебе же и прилетит». Тем не менее, мы редко бываем, вежливы везде и со всеми.
Мы проявляем вежливость избирательно, не только в силу считания, что одни её заслуживают, а другие нет. А и в силу своей потребности в этом. В чём же эта потребность?
Одна из главных причин вежливости или невежливости
А дело всё в том, что невежливость, а иногда и вежливость, — это наша возможность показать свои чувства и эмоции в отношении данного человека или группы людей.
А, часто, просто — возможность проявить свои чувства и разрядить эмоции.
Типа: вы мне не нравитесь, вы мне надоели, мне просто скучно и я раздражён. А, дайка, я ударю по всему этому своей невежливостью, вплоть до хамства и наглости.
А что уж говорить о вежливости, как об инструменте персонального отношения к тому или иному человеку:
— Одному «соловьём заливается» — образец этикета в отношениях: Позвольте, пожалуйста, вам здесь не жмёт, а так удобно? – и прочие вежливости.
— А к другому, притом тут же: «Эй, ты, как тебя там, стой там, иди сюда, придурок».
Как говорится: и самоутвердился, и отношение своё показал, и эмоции свои взбодрил, посредством своего вежливого или не вежливого поведения.
Короче, дамы и господа, вежливость: все знают, все умеют, все хотят, но, вот, — имеем, что имеем. А вы как считаете?