в чем проявляется сущность человека как существа культуросозидающего
В чем проявляется сущность человека как существа культуросозидающего
Подробное решение параграф § 4 по обществознанию для учащихся 10 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, А.В. Белявский 2015
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Почему вопрос о сущности человека формулируется «Что такое человек?», а не «Кто такой человек?»
2. В чём проявляется сущность человека как существа «культуросозидающего»?
Сущность человека как существа «культуросозидающего» проявляется в том, что человек является носителем и создателем культуры. Культура сориентирована на гуманистическую самореализацию человека, его творческое самовыражение. Человек сам активно воздействует на окружающую среду и в итоге этим формирует не только историю общества, но и самого себя.
3. Какие основные (сущностные) отличительные признаки характеризуют человека как социальное существо?
Человек, как социальное существо имеет:
— умение создавать орудия труда и преобразовывать условия своего существования;
— способность творчески видоизменять окружающий мир, создавать культурные ценности;
— способность к самопознанию и саморазвитию;
— способность вырабатывать духовные ориентиры собственной жизни.
4. Каким образом самореализация выявляет социальные качества личности?
1. Как вы понимаете смысл суждения древнегреческого философа Эпиктета: «Что я такое? Человек. Если я смотрю на себя как на предмет отдельный и независимый от прочих предметов, то следует, чтобы я жил долго, чтобы я был богат, счастлив, здоров; но если я посмотрю на себя как на человека, как на часть целого, то может иногда случиться, что по отношению к этому целому я должен подчиниться болезни, нужде или даже погибнуть преждевременной смертью. Какое же право имею я жаловаться в таком случае? Разве мне не известно, что, жалуясь, я перестаю быть человеком, как нога перестаёт быть органом тела, когда она отказывается ходить?».
В данном суждении древнегреческий философ Эпиктет показывает нам двойственность устройства человека, а именно его социальную и биологическую сущность.
Умение мыслить, создавать новое в процессе своей жизнедеятельности, хоть и выделяет человека по отношению к животным, однако не отделяет его от природы.
Человек часть как общества, так и природы.
2. В чём философский смысл высказывания русского биолога И. И. Мечникова: «Садовник или скотовод не останавливается перед данной природой занимающих их растений или животных, но видоизменяют их сообразно надобности. Точно так же и учёный-философ не должен смотреть на современную человеческую природу как на нечто незыблемое, а должен изменить её ко благу людей»? Каково ваше отношение к данной точке зрения?
На сегодняшний день человек сам видоизменяет природу, а в недавнем прошлом человеку самому приходилось приспосабливаться к природе. Сегодня мы видим, что развитие хозяйственной деятельности стало одним из самых основных факторов, которые влияют на развитие природы. Но экологические проблемы Земли очевидны, человек стал задумываться над тем, что необходимо предвидеть последствия таких изменений и стараться как можно быстрее их предотвратить. Таким образом, человек должен изменять природу, но не в ущерб природе.
3. Составьте схему «Социальные качества личности».
ГДЗ по обществознанию 10 класс учебник Боголюбов параграф 4
1. Почему вопрос о сущности человека формулируется «Что такое человек?», а не «Кто такой человек?»
Потому, что если спросить кто такой человек имеется ввиду конкретного человека, а если спросить что такое человек, понимается: что это такое? Что за существо и вообще подразумевается обо всех людях.
2. В чём проявляется сущность человека как существа «культуросозидающего»?
Существуют различные теории понимания человека, как личности. Она отвечает на вопрос «что»? Что такое человек? В современной социологии укоренилось мнение, что человеческая личность – это плод культуры, общества и мельчайших его ячеек, начиная с семьи и заканчивая кругом общения индивида. Сколько людей – столько и мнений, каждый человек волен выбирать то, что наиболее соответствует его мировоззрению, то, что ему «по душе».
3. Какие основные (сущностные) отличительные признаки характеризуют человека как социальное существо?
Человек является социальным существом, так как он неразрывно связан с обществом, лишь в обществе, в общении между людьми происходило формирование таких человеческих качеств, как язык (речь), способность мыслить и др. Будучи общественным (социальным) существом, человек не перестает быть существом природы.
4. Каким образом самореализация выявляет социальные качества личности?
1. Как вы понимаете смысл суждения древнегреческого философа Эпиктета: «Что я такое? Человек. Если я смотрю на себя как на предмет отдельный и независимый от прочих предметов, то следует, чтобы я жил долго, чтобы я был богат, счастлив, здоров; но если я посмотрю на себя как на человека, как на часть целого, то может иногда случиться, что по отношению к этому целому я должен подчиниться болезни, нужде или даже погибнуть преждевременной смертью. Какое же право имею я жаловаться в таком случае? Разве мне не известно, что, жалуясь, я перестаю быть человеком, как нога перестаёт быть органом тела, когда она отказывается ходить?».
В своем высказывании Эпиктет пытается отобразить проблему двойственности устройства человека: человек имеет как социальную, так и биологическую принадлежность.
2. В чём философский смысл высказывания русского биолога И. И. Мечникова: «Садовник или скотовод не останавливается перед данной природой занимающих их растений или животных, но видоизменяют их сообразно надобности. Точно так же и учёный-философ не должен смотреть на современную человеческую природу как на нечто незыблемое, а должен изменить её ко благу людей»? Каково ваше отношение к данной точке зрения?
Я отношусь к жизни именно таким образом. Поэтому стараюсь не судить и тем более не давать советов применительно к ситуации, если не знаю людей, не знаю деталей. Очень легко оценивать по факту случившегося. Но меньше всего люди стремятся понять мотивы поведения. Есть выражение
Вот а человек часто пытается оценивать другого или любые внешние события жизни со своей колокольни. Это утопия.
3. Составьте схему «Социальные качества личности».
В чем проявляется сущность человека как существа «культуросозидающего»?
В чем проявляется сущность человека как существа «культуросозидающего».
Ответ : Сущность человека, как существа «культуросозидающего» проявляется в том, что он создает предметы, орудия труда, структуры общественной жизни, предметы творчества, например, произведения культуры.
Человек обладает мышлением, его действия вытекают из целеполагания, а одной из потребностей является самовыражение.
Человек не просто живет, он преобразует окружающую среду, не слепо адаптируясь к ней.
Творчество, идеи, преобразование окружающего мира – это все части культуры.
Человек создает предметы, культуру, историю и целую эпоху.
Человек также является существом «культуросозидающим», потому что он есть непосредственный создатель и носитель.
Он культуру создает, самовыражаясь, и ее же использует.
Преобразуя окружающую среду, человек не просто создает удобные для себя условия, но также создает себя, определенный этап развития.
Для созидания культуры у человека есть высокоорганизованный мозг с функцией мышления, членораздельная речь, развитая кисть, чтобы создавать орудия труда и преобразовывать условия, в которых он живет.
Человек изменяет все вокруг творчески, так и появляются культурные ценности, духовные ориентиры и прочие элементы культуры.
Объяснение : По сути, сущность человека как существа «культуросозидающего» проявляется в творческом потенциале его деятельности.
В чем проявляется сущность человека как существа культуросозидающего
Культуросозидающая деятельность человека и ее сферы
Вопрос о взаимосвязи культуры и человека, о его месте в созданной и освоенной им культуре — одна из самых важных, не утрачивающих с течением времени своей значимости и актуальности культурологических проблем.
Почему из бесчисленного множества живых существ лишь человеку дано стать творцом культуры, взращенной природой, но возвысившейся над ней и тем самым определившей новые, не виданные ранее грани и горизонты человеческой жизни, всего человеческого существования?
И что значит быть творцом культуры? С чего начинается творчество человека, каковы его истоки? Наука обнаруживает их уже на самых ранних этапах становления и развития общества, когда первобытный человек увидел в Солнце не просто огненный шар, а лучезарный лик, когда предстало оно в виде прекрасной огненной колесницы, мчащейся по необъятным просторам Вселенной, когда земля уподобилась щедрой кормилице, а дерево с цветущей кроной стало символом «древа жизни», а затем и «древа познания», когда в образе реки запечатлелся неудержимый бег времени, уносящего в небытие все новые и новые струи. Еще по существу не успев ничего создать в реальном мире, человек уже становится творцом, поскольку именно он наделил окружающие его предметы, природные явления тем или иным смыслом.
В замечательном произведении русского философа-богослова Сергия Булгакова «Свет невечерний» можно найти чрезвычайно проникновенные размышления о том, что Бог, сотворивший мир, долгое время пребывал в великой и безысходной печали до тех пор, пока не создал человека и не увидел в нем «другого» — «друга», которого, образно говоря, позвал в сотоварищи. И, подводя к различным предметам, животным, предлагал называть их, давать им имя и тем самым определять их смысл, их судьбу. Таким образом, первое, в чем выразилась творческая способность человека, состояло в перенесении частицы самого себя на явления природы, растения, животных, придании им своего собственного, человеческого смысла, наделении их не только отдельными человеческими качествами, но даже внешним обликом человека. Так появилась «хитрая лиса», «глупый волк», «трудолюбивая пчела», «грациозная лань», «упрямый осел». А затем, по мере совершенствования творческой способности воображения, которое уже интуитивно «схватывало» красоту мира во всем ее великолепии, человек стал, наоборот, использовать образы природы для осмысления своей собственной жизни и собственного физического и духовного облика. Возникали неожиданные ассоциации и рождались поражающие своей красочностью аллегории: «луноокая красавица», «рубиновые уста», «свет очей», «стан кипариса», «золотые локоны».
Будучи не в силах охватить мыслью и пробуждающимся воображением всю бесконечность и многогранность мира, человек обращается к помощи богов, возвышая их над собой, наделяя тем, что жаждет, но чего не может достичь его собственная душа, — бессмертием. Одни боги олицетворяют различные природные стихии (огонь, гром, молния); другие — чувства (любовь, страдания, наслаждение, зависть); третьи — уровни человеческого знания, «вйдения» (зрящий во все стороны одноглазый циклоп, тысячеглазый Аргус, всевидящий и всепроникающий Гелиос). Но к какой бы категории ни относились боги, какие бы функции им ни были определены, их внешний облик — человеческий. Олицетворяющий величие и могущество громовержец Зевс — высок, статен, физически силен, у него фигура борца и взгляд мудреца. Бог подземного царства Аид, напротив, худой, суетливый, с тонкими губами и алчным, завистливым взглядом. Бог любви — Аполлон, являющийся одновременно покровителем искусств, — само совершенство, олицетворение красоты и гармонии мира. Афродита, рождающаяся из пены морской, воплощает в себе все очарование женской красоты.
Так кто же кого сотворил: Бог человека или человек Бога? Как осуществился переход от поклонения многим богам к идее единого, вечного, вездесущего Бога? Отвечая на эти вопросы, например, атеист скажет, что природа несотворима и неуничтожима, мир пребудет вечно. И возникновение его — процесс естественный и закономерный. Мир не нуждается во вмешательстве сверхъестественных сил, он развивается по естественным, внутренне присущим ему законам. Так ответит атеист. Человек же верующий восславит Бога-творца, а в себе увидит лишь слабый отблеск божественного замысла и вдохновения. Но ни тот, ни другой не могут не заметить внутреннего жара, который пылает в душе человека, накала страстей, которые неустанно влекут человека к творчеству и созиданию. Так закладываются основы культуры, одной из форм которой является мифология. Но человек, образно говоря, не только витает в облаках. Он создает не только образы фантазии, но и реальные предметы: орудия труда, расширяющие возможности его руки как органа труда; жилище, укрывающее его от ненастья и от полчищ диких зверей, его окружающих; предметы быта, столь необходимые в хозяйстве для удовлетворения самых насущных потребностей. Он начинает обрабатывать землю и выращивать на ней такие растения и плоды, которых нет в готовом виде в природе. Он приручает диких животных и начинает заниматься скотоводством. Он украшает свою жизнь рисунками, орнаментом, музыкой, танцами. Он создает такие предметы, которые не имеют никакой непосредственной пользы, но которые оказываются бесконечно дороги ему: статуэтки, картины, различные декоративные, орнаментальные украшения. Человек творит красоту, преумножая то, что находит в первозданной природе. Он учится различать не только прекрасное и безобразное, но доброе и злое, честное и бесчестное. Рождается эстетическое чувство, то есть чувство гармонии, соразмерности, пропорциональности. Рука достигает уже такой степени совершенства, которое выливается в волшебные звуки музыки, в чарующую пластику танца, в красочные живописные полотна, в скульптурные композиции, монументальные и архитектурные сооружения.
Возникают первые нравственные заповеди, ставшие впоследствии каноном и светской, и религиозной морали. «Не укради», «не прелюбодействуй», «не возжелай жену ближнего своего», «не делай другому того, чего не желаешь себе, и поступай по отношению к ближнему так, как ты желал бы, чтобы поступали по отношению к тебе». Формируются первобытные формы религии, перерастающие в язычество, а затем в мировые монотеистические религии.
Итак, мифология, искусство, религия, нравственность, не говоря уже о бесчисленном множестве материальных, чувственно-наглядных вещей, предметов, — таковы многообразные формы культуры, творцом которой является человек. Говоря о творческой, культуросозидающей роли человека, наука употребляет такое понятие как субъект культуры. В современном философском энциклопедическом словаре субъект определяется как понятие, используемое «для обозначения психолого-теоретико-познавательного Я, противопоставляемого чему-то другому — не-Я, предмету, объекту или как обозначение объективированного Я, т. е. индивида, которому противостоит, противопоставляется объект и который направляет на этот объект свое познание и действие»1. При этом философия различает такие понятия как индивидуальный, коллективный и так называемый трансцендентальный субъект.
Применительно к культуре также можно говорить о различных модификациях субъекта. Каждый человек, включенный в разветвленную сеть социальных связей и отношений, вольно или невольно становится субъектом познания и действия. Познание осуществляется через сложившуюся систему обучения, воспитания. Человек впитывает в себя те элементы культуры, которые наиболее близки его интересам, потребностям, личностным представлениям об их значимости для себя, для реализации своих целей и идеалов. Он приобщается к бесценному кладезю культуры прошлых веков, осуществляя при этом опять таки интуитивный или сознательный выбор того, что созвучно особенностям его психологического склада, уровню его знаний, направленности его интересов. Понятие субъекта, следовательно, уже на уровне отдельно взятой личности охватывает собой не только «субъект познания», но и «субъект действия». Речь должна идти об активном, творческом, культуросозидающем субъекте.
Школе NET
Register
Do you already have an account? Login
Login
Don’t you have an account yet? Register
Newsletter
Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!
Суррикат Мими
в чем проявляется сущность человека как существа «культуросозидающего»
Лучший ответ:
Суррикат Мими
Сущность человека, как существа «культуросозидающего» проявляется в том, что он создает предметы, орудия труда, структуры общественной жизни, предметы творчества, например, произведения культуры.
Человек обладает мышлением, его действия вытекают из целеполагания, а одной из потребностей является самовыражение. Человек не просто живет, он преобразует окружающую среду, не слепо адаптируясь к ней. Творчество, идеи, преобразование окружающего мира – это все части культуры. Человек создает предметы, культуру, историю и целую эпоху.
Человек также является существом «культуросозидающим», потому что он есть непосредственный создатель и носитель. Он культуру создает, самовыражаясь, и ее же использует. Преобразуя окружающую среду, человек не просто создает удобные для себя условия, но также создает себя, определенный этап развития.
Для созидания культуры у человека есть высокоорганизованный мозг с функцией мышления, членораздельная речь, развитая кисть, чтобы создавать орудия труда и преобразовывать условия, в которых он живет. Человек изменяет все вокруг творчески, так и появляются культурные ценности, духовные ориентиры и прочие элементы культуры.
По сути, сущность человека как существа «культуросозидающего» проявляется в творческом потенциале его деятельности.