в чем проявляется развитие общества
1.5. Развитие общества
В окружающем мире происходит множество изменений. Одни из них совершаются постоянно и могут быть зафиксированы в любой момент. Для этого необходимо выбрать определенный промежуток времени и проследить, какие черты объекта исчезают, а какие появляются. Изменения могут касаться положения объекта в пространстве, его конфигурации, температуры, объема и т.д., т.е. тех свойств, которые не остаются постоянными. Суммируя все изменения, мы можем выделить характерные черты, отличающие данный объект от других. Таким образом, под категорией «изменение» понимается процесс движения и взаимодействия предметов и явлений, перехода от одного их состояния к другому, появления у них новых свойств, функций и отношений.
Особый тип изменения — развитие. Если изменение характеризует любое явление действительности и является универсальным, то развитие связано с обновлением объекта, превращением его в нечто новое. Причем развитие не есть обратимый процесс. Например, изменение «вода—пар —вода» не считается развитием, так же как им не считаются количественные изменения или разрушение объекта и прекращение его существования.
Развитие всегда предполагает качественные изменения, происходящие в относительно больших интервалах времени. Примерами могут служить эволюция жизни на Земле, историческое развитие человечества, научно-технический прогресс и т.д.
Развитие общества — это процесс поступательных изменений, которые происходят в каждый данный момент в каждой точке человеческого общежития. В социологии для характеристики движения общества употребляются понятия «социальное развитие» и «социальные изменения». Первое из них характеризует определенный вид социальных изменений, имеющих направленность в сторону улучшения, усложнения и совершенствования. Но существует множество других изменений. Например, возникновение, становление, рост, упадок, исчезновение, переходный период. Эти изменения не несут в себе ни положительного, ни отрицательного смысла. Понятие «социальные изменения» охватывает широкий круг социальных перемен безотносительно к их направленности.
Таким образом, понятием «социальные изменения» обозначаются различные перемены, происходящие в течение некоторого времени в социальных общностях, группах, институтах, организациях, в их взаимоотношениях друг с другом, а также с индивидами. Такие изменения могут происходить на уровне межличностных отношений (например, изменения в структуре и функциях семьи), на уровне организаций и институтов (образование, наука постоянно подвержены изменениям и в плане их содержания, и в плане их организации), на уровне малых и больших социальных групп.
Можно выделить четыре вида социальных изменений:
1) структурные изменения, касающиеся структур различных социальных образований (например, семьи, любой другой общности, общества в целом);
2) изменения, затрагивающие социальные процессы (отношения солидарности, напряженности, конфликта, равноправия и подчиненности и т.д.);
3) функциональные социальные изменения, касающиеся функций различных социальных систем (в соответствии с Конституцией РФ 1993 г. произошли изменения в функциях законодатель ной и исполнительной власти);
4) мотивационные социальные изменения (в последнее время у значительных масс населения на первый план выступают мотивы личного денежного заработка, прибыли, что оказывает влияние на их поведение, мышление, сознание).
Все эти изменения тесно связаны между собой. Изменения одного вида неизбежно влекут за собой изменения других видов.
Изучением развития занимается диалектика. Это понятие возникло в Древней Греции, где высоко ценилось умение полемизировать, аргументировать, убеждать, доказывая свою правоту. Под диалектикой понимали искусство спора, диалога, дискуссии, в ходе которых участники выдвигали альтернативные точки зрения. В процессе спора преодолевается односторонность, вырабатывается верное понимание обсуждаемых явлений. Широко известное выражение «в споре рождается истина» вполне применимо к дискуссиям философов древности.
Античные диалектики представляли мир постоянно движущимся, изменчивым, а все явления — взаимосвязанными. Но в то же время они не выделяли категорию развития как возникновения чего-то нового. В древнегреческой философии господствовала концепция великого круговорота, согласно которой все в мире подвержено циклическим возвратным изменениям и подобно смене времен года все в конечном итоге возвращается «на круги своя».
Понятие развития как процесса качественных изменений появилось в средневековой христианской философии. Августин Блаженный сравнивал историю с человеческой жизнью, проходящей этапы детства, юности, зрелости и старости. Начало истории сопоставлялось с рождением человека, а ее окончание (страшный СУД) — со смертью. Эта концепция преодолевала представление о цикличности изменений, вводила понятие поступательности движении и неповторимости событий.
В эпоху буржуазных революций возникла идея исторического развития, выдвинутая известными французскими просветителями Вольтером и Руссо. Ее развил Кант, который поставил вопрос о развитии нравственности и социальном развитии человека.
Целостную концепцию развития разработал Гегель. Многообразные изменения он находил в природе, но подлинное развитие видел в истории общества и, прежде всего, в его духовной культуре. Гегель выявил основные принципы диалектики: универсальная связь явлений, единство противоположностей, развитие через отрицание.
Диалектические противоположности неразрывно связаны между собой, немыслимы друг без друга. Так, содержание невозможно без формы, часть — без целого, следствие — без причины и т.д. В ряде случаев противоположности сближаются и даже переходят друг в друга, например болезнь и здоровье, материальное и духовное, количество и качество. Таким образом, закон единства и борьбы противоположностей устанавливает, что источником развития выступают внутренние противоречия.
Особое внимание диалектика уделяет взаимосвязи количественных и качественных изменений. Любой предмет обладает качеством, отличающим его от других предметов, и количественными характеристиками его объема, веса и т.д. Количественные изменения могут накапливаться постепенно и не влиять на качество предмета. Но на определенном этапе изменение количественных характеристик приводит к изменению качества. Так, увеличение давления в паровом котле может привести к взрыву, постоянное проведение непопулярных в народе реформ вызывает недовольство, накопление знаний в какой-либо области науки приводит к новым открытиям и т.д.
Развитие общества совершается поступательно, проходя определенные этапы. Каждый последующий этап как бы отрицает предыдущий. По мере развития появляется новое качество, происходит новое отрицание, которое в науке получило название отрицание отрицания. Однако отрицание нельзя считать уничтожением старого. Наряду с более сложными явлениями всегда существуют более простые. С другой стороны, новое, высокоразвитое, возникая из старого, сохраняет все ценное, что в нем было.
Концепция Гегеля основывается на реальной действительности, обобщает огромный исторический материал. Однако на первое место Гегель ставил духовные процессы общественной жизни, считая, что история народов является воплощением развития идей.
Используя концепцию Гегеля, Маркс создал материалистическую диалектику, которая основывается на идее развития не от духовного, а от материального. Основой развития Маркс считал совершенствование орудий труда (производительных сил), влекущее за собой изменение общественных отношений. Развитие рассматривалось Марксом, а затем Лениным, как единый закономерный процесс, ход которого осуществляется не прямолинейно, а по спирали. На новом витке повторяются пройденные ступени, но на более высоком качественном уровне. Движение вперед происходит скачкообразно, иногда катастрофически. Переход количества в качество, внутренние противоречия, столкновение различных сил и тенденций дают импульсы к развитию.
Однако процесс развития нельзя понимать как неукоснительное движение от низшего к высшему. Разные народы на Земле отличаются в своем развитии друг от друга. Какие-то народы развивались быстрее, какие-то медленнее. В развитии одних преобладали постепенные изменения, а в развитии других они носили скачкообразный характер. В зависимости от этого выделяют эволюционное и революционное развитие.
Эволюция — это постепенные, медленные количественные изменения, которые со временем приводят к переходу в качественно иное состояние. Эволюция жизни на Земле — наиболее яркий пример таких изменений. В развитии общества эволюционные изменения проявились в совершенствовании орудий труда, возникновении новых, более сложных форм взаимодействия людей в разных сферах их жизни.
В зависимости от продолжительности революции бывают кратковременные и долговременные. К первым относятся социальные революции — коренные качественные изменения всей общественной жизни, затрагивающие основы социального строя. Такими были буржуазные революции в Англии (XVII в.) и Франции (XVIII в.), социалистическая революция в России (1917 г.). Долговременные революции имеют глобальное значение, затрагивают процесс развития разных народов. Первой такой революцией была неолитическая революция. Она продолжалась несколько тысяч лет и привела к переходу человечества от присваивающей экономики к производящей, т.е. от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию. Важнейшим процессом, проходившим во многих странах мира в XVIII—XIX вв., стала промышленная революция, в результате которой произошел переход от ручного труда к машинному, была проведена механизация производства, позволившая значительно увеличить объем выпускаемой продукции при меньших затратах труда.
В характеристике процесса развития применительно к экономике часто выделяют экстенсивный и интенсивный пути развития. Экстенсивный путь связан с увеличением производства за счет привлечения новых источников сырья, трудовых ресурсов, усиления эксплуатации рабочей силы, расширения посевных площадей в земледелии. Интенсивный путь связан с использованием новых методов производства, опирающихся на достижения научно-технического прогресса. Экстенсивный путь развития не бесконечен. На определенном этапе наступает предел его возможностей, и развитие заходит в тупик. Интенсивный путь развития, напротив, предполагает поиск нового, которое активно используется на практике, общество движется вперед более быстрыми темпами.
Развитие общества — сложный процесс, который беспрерывно продолжается на протяжении всей истории существования человечества. Он начался с момента выделения человека из мира животных и вряд ли завершится в обозримом будущем. Процесс развития общества может прерваться только с гибелью человечества. Если сам человек не создаст условий для самоуничтожения в виде ядерной войны или экологической катастрофы, пределы развития человечества можно связывать только с концом существования солнечной системы. Но вполне вероятно, что к тому времени наука выйдет на новый качественный уровень и человек сможет перемещаться в космическом пространстве. Возможность заселения других планет, звездных систем, галактик может снять вопрос о пределе развития общества.
1. Что понимается под категорией «изменение»? Какие виды изменений вы можете назвать?
2. Чем развитие отличается от других видов изменений?
3. Какие виды социальных изменений вы знаете?
4. Что такое диалектика? Когда и где она возникла?
5. Как изменялись представления о развитии в истории философии?
6. В чем состоят законы диалектики? Приведите подтверждающие их примеры.
7. Чем различаются эволюция и революция? Как эти процессы проявлялись в жизни отдельных народов, всего человечества?
8. Приведите примеры экстенсивного и интенсивного путей развития. Почему они не могут существовать один без другого?
9. Прочитайте высказывание Н.А.Бердяева:
«История не может иметь смысла, если она никогда не окончится, если не будет конца; смысл истории и есть движение к концу, к завершению, к исходу. Религиозное сознание видит в истории трагедию, которая имеет начало и будет иметь конец. В исторической трагедии есть ряд актов, и в них назревает окончательная катастрофа, катастрофа всеразрешающая…».
В чем он видит смысл истории? Как его идеи связаны с проблемой развития общества?
10. Проведите дискуссию на тему «Есть ли предел развития человечества?»
Конспект по теме «Развитие общества»
Развитие общества – это необратимое, направленное, закономерное изменение, при котором в обществе происходят качественные сдвиги, преобразуются социальные связи.
Очень часто «развитие» общества ошибочно приравнивают к «общественному прогрессу». Но на самом деле общество может развиваться как в направлении прогресса, так и в направлении регресса. Разберемся в этих понятиях.
Общественный (социальный) прогресс – это направление развития общества от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.
Общественный регресс – это направление развития общества от высшего к низшему, от более совершенного к менее совершенному.
Формация (общественно-экономическая формация)– это ступень в развитии общества, определяемая уровнем развития производственных сил. При этом у каждой формации есть свои характеристики – базис общества и надстройка общества.
Базис – это совокупность производственных отношений, которые возникают в процессе производства, распределения, обмена и потребления.
Надстройка – это совокупность политических, правовых, идеологических, религиозных, культурных отношений, учреждений, взглядов.
Согласно подходу, переход от одной формации к другой вызывается противоречиями, возникающими в способе производства: развившиеся производительные силы требуют изменений в экономических отношениях (базисе общества), а затем и в надстройке общества. Т.е. производство достигает более высокого уровня развития и вследствие этого становятся необходимы изменения в экономических отношениях общества, которые, в свою очередь, влекут преобразования и в других сферах общественной жизни.
Развитие общества
2.4 Развитие общества
В окружающем мире происходит множество изменений. Одни из них совершаются постоянно и могут быть зафиксированы в любой момент. Для этого необходимо выбрать определенный промежуток времени и проследить, какие черты объекта исчезают, а какие появляются. Изменения могут касаться положения объекта в пространстве, его конфигурации, температуры, объема, т. е. тех свойств, которые не остаются постоянными. Суммируя все изменения, мы можем выделить характерные черты, отличающие данный объект от других. Таким образом, под категорией изменение понимается процесс движения и взаимодействия предметов и явлений, перехода от одного их состояния к другому, появления у них новых свойств, функций и отношений.
Развитие всегда предполагает качественные изменения, происходящие в относительно больших интервалах времени. Примерами могут служить эволюция жизни на Земле, историческое развитие человечества, научно-технический прогресс.
В социологии для характеристики движения общества употребляются понятия социальное развитие и социальные изменения. Первое из них характеризует определенный вид социальных изменений, имеющих направленность в сторону улучшения, усложнения и совершенствования. Но существует множество других изменений. Например, возникновение, становление, рост, упадок, исчезновение, переходный период. Эти изменения не несут в себе ни положительного, ни отрицательного смысла. Понятие «социальные изменения» охватывает широкий круг социальных перемен безотносительно к их направленности. Таким образом, этим понятием обозначаются различные перемены, происходящие в течение некоторого времени в социальных общностях, группах, институтах, организациях, в их взаимоотношениях друг с другом, а также с индивидами. Такие изменения могут происходить на уровне межличностных отношений (например, изменения в структуре и функциях семьи), на уровне организаций и институтов (образование, наука постоянно подвержены изменениям и в плане их содержания, и в плане организации), на уровне малых и больших социальных групп.
Можно выделить четыре вида социальных изменений:
структурные изменения, касающиеся структур различных социальных образований (например, семьи, любой другой общности, общества в целом);
изменения, затрагивающие социальные процессы (отношения солидарности, напряженности, конфликта, равноправия и подчиненности и т. д.);
функциональные социальные изменения, касающиеся функций различных социальных систем (в соответствии с Конституцией РФ 1993 г. произошли изменения в функциях законодательной и исполнительной власти);
мотивационные социальные изменения (в последнее время у значительных масс населения на первый план выступают мотивы личного денежного заработка, прибыли, что оказывает влияние на поведение, мышление, сознание людей).
Все эти изменения тесно связаны между собой. Изменения одного вида неизбежно влекут за собой изменения других видов.
Изучением развития занимается диалектика. Эта наука пришла к нам из Древней Греции, где высоко ценилось умение полемизировать, аргументировать, убеждать, доказывая свою правоту. Под диалектикой понимали искусство спора, диалога, дискуссии, в ходе которых участники выдвигали и отстаивали альтернативные точки зрения. В процессе спора преодолевается односторонность, вырабатывается верное понимание обсуждаемых явлений. Широко известное выражение «в споре рождается истина» вполне применимо к дискуссиям философов древности.
В эпоху буржуазных революций возникла идея исторического развития, выдвинутая известными французскими просветителями Вольтером и Руссо. Ее развил немецкий философ И. Кант, который поставил вопрос о развитии нравственности и социальном развитии человека.
В начале XIX в. целостную концепцию развития разработал крупнейший философ-идеалист, диалектик Георг Гегель. Многообразные изменения он находил в природе, но подлинное развитие видел в истории общества, и прежде всего в его духовной культуре. Гегель выявил основные принципы диалектики: универсальная связь явлений, единство противоположностей, развитие через отрицание (схема 7).
Особое внимание диалектика уделяет взаимосвязи количественных и качественных изменений. Любой предмет обладает качеством, отличающим его от других предметов, и количественными характеристиками (объем, вес и т. д.). Количественные изменения, накапливаясь постепенно, сначала не влияют на качество. Однако на определенном этапе изменение количественных характеристик все же приводит к изменению качества предмета. Так, увеличение давления в паровом котле может привести к взрыву, постоянное проведение непопулярных в народе реформ вызывает недовольство, накопление знаний в какой-либо области науки приводит к новым открытиям.
Развитие общества совершается поступательно, проходя определенные этапы. Каждый последующий этап отрицает предыдущий. По мере развития появляется новое качество, происходит новое отрицание, которое в науке получило название отрицание отрицания. Однако отрицание нельзя считать полным уничтожением старого. Возникая из старого, высокоразвитое новое сохраняет все ценное, что было в старом.
Концепция Гегеля основывается на реальной действительности, обобщает огромный исторический материал. Однако на первое место Гегель ставил духовные процессы общественной жизни, считая, что история народов является воплощением развития идей.
Используя концепцию Гегеля, К. Маркс создал материалистическую диалектику, которая основывается на идее развития не от духовного, а от материального. Основой развития Маркс считал совершенствование орудий труда (производительных сил), влекущее за собой изменение общественных отношений. Развитие рассматривалось Марксом, а затем и как единый закономерный процесс, ход которого осуществляется не прямолинейно, а по спирали. На новом витке повторяются уже пройденные этапы, но на более высоком качественном уровне. Движение вперед происходит скачкообразно, иногда катастрофически, но переход количества в качество, внутренние противоречия, столкновение различных сил и тенденций дают импульсы к развитию.
Процесс развития нельзя понимать как непрерывное движение от низшего к высшему. Разные народы на Земле в своем развитии отличаются друг от друга. Какие-то народы развивались быстрее, какие-то медленнее. В развитии одних преобладали постепенные изменения, а в развитии других они носили скачкообразный характер. В зависимости от этого выделяют эволюционное и революционное развитие.
В характеристике процесса развития применительно к экономике часто выделяют экстенсивный и интенсивный пути развития. Экстенсивный путь связан с увеличением производства за счет привлечения новых источников сырья, трудовых ресурсов, усиления эксплуатации рабочей силы, расширения посевных площадей в земледелии. Интенсивный путь связан с использованием новых методов производства, опирающихся на достижения научно-технического прогресса. Экстенсивный путь развития не бесконечен. На определенном этапе наступает предел его возможностей, и развитие заходит в тупик. Интенсивный путь, напротив, предполагает поиск нового, которое активно используется на практике, общество движется вперед более быстрыми темпами.
Изменения в процессе развития сложны и многообразны. Двумя противоположными по своим характеристикам, разнонаправленными и вместе с тем неотделимыми друг от друга тенденциями развития выступают прогресс и регресс.
Идея прогресса возникла в период подъема капитализма. Под прогрессом понималось развитие человеческого общества по восходящей линии от низших, менее совершенных форм к высшим, более совершенным. Идея прогресса заключала в себе попытку взглянуть на человеческую историю в целом, оценить достигнутые исторические результаты, понять основные тенденции истории, перспективы будущего общественного развития.
Идея прогресса долгое время носила ценностный характер, воплощая в себе высокие цели, идеалы равенства, справедливости, свободы, человеческого достоинства. Такие ценностные моменты актуальны и сегодня, они вряд ли утратят свое значение и в будущем. Однако важно осмыслить объективные черты прогресса.
Прогресс связан с повышением уровня организации системы в целом. Если в процессе развития возрастает число элементов и подсистем, усложняются объединяющие их структуры, увеличивается число связей и взаимодействий, а также расширяются функции, выполняемые этими элементами и подсистемами, обеспечивая тем самым большую устойчивость, сохранность, приспособленность, жизнеспособность и возможность дальнейшего развития, то такой процесс называют прогрессом. Если же в результате процесса развития уменьшается объем полезных для системы функций, распадаются существовавшие ранее структуры, сокращается число подсистем, элементов и связей, обеспечивающих существование, устойчивость и жизнедеятельность данной системы, то такой процесс называют регрессом.
Долгое время развитие, как отмечалось, приравнивалось к прогрессу. В реальном развитии природы и общества проявляется многонаправленностъ процессов, включающая в себя не только прогресс, но и регресс. Представления об однонаправленном развитии малообоснованны: никакого обязательного прогресса не обнаруживается ни в одном реальном процессе.
Итак, в реальном развитии линии прогресса и регресса сложным образом переплетены, представляют собой единое целое. Что следует считать прогрессом, нужно рассматривать в каждом конкретном случае.
Понятие прогресса имеет интегральный характер. Поэтому судить о тенденциях изменения по отдельным изолированным показателям практически невозможно. Нарастание, усложнение одних функций и структур часто сопровождается упрощением, даже свертыванием других. «Высшее» по ряду одних параметров может оказаться «низшим» по другим параметрам.
Понятие «прогресс» несет в себе идею единства исторического процесса, преемственности, сохранения и приумножения высших достижений материальной и духовной культуры человечества.
Острый характер в наши дни носят дискуссии о целях, средствах и смысле прогресса. В зависимости от того, какие цели, какой образ будущего приняты в качестве желаемых, какие средства признаны допустимыми, люди выбирают ту или иную стратегию деятельности. Как правило, осмысление и обоснование этой стратегии осуществляется в терминах прогресса: прогрессивная технология, прогрессивная политика, печать и т. п.
В отношениях между людьми основополагающим остается устранение из человеческой жизни всех видов отчуждения, враждебности и агрессивности. Предусматриваются также освоение человечеством подлинных достижений культуры, развитие творческих способностей людей, создание новых, высших культурных ценностей.
В целом развитие человечества идет по линии нарастания прогрессивных социальных изменений. В историческом масштабе общая совокупность социальных изменений от первобытного общества к современному может быть охарактеризована как прогрессивное развитие. Однако социальный прогресс имеет противоречивый характер. К некоторым областям социальной жизни прогресс неприменим. Сюда в первую очередь относится область искусства как социального института. Искусство не стоит на месте, оно постоянно подвержено изменениям. Вместе с тем понятие прогресса неприменимо, когда рассматриваются художественная, эстетическая стороны эволюции, развития искусства. Здесь можно говорить лишь об определенном прогрессе технических средств создания, сохранения и распространения произведений искусства.
Аналогичным образом следует оценивать и эволюцию некоторых других социальных институтов и явлений, например религии. То же можно сказать и о фундаментальных философских системах: их эволюция имеет место, но и здесь понятие прогресса неприменимо.
Цели прогресса сознаются и совершенствуются людьми. Идеализированный «образ прогресса» постоянно применяется для оценки, критического анализа реального состояния общества, его потерь и достижений. Представление о прогрессе в его высоком понимании позволяет критически отнестись к разным вариантам псевдопрогресса, например к антигуманным, античеловечным реформам.
История человечества неопровержимо свидетельствует о ее поступательном прогрессивном развитии, о ее движении от низшего к высшему. Несомненным является прогресс техники: от каменных орудий к железным, от простых ручных орудий к машинам, колоссально увеличивающим производительность человеческого труда.
Однако существуют теории, которые либо отрицают прогресс, либо признают его с серьезными оговорками. Действительно, технический прогресс приводит во многих случаях к разрушению природы и подрыву естественных основ существования общества. Наука не только способствует созиданию, но и порождает разрушительные силы. Особенно это касается военной техники, оружия массового поражения. Да и в обыденной жизни внедрение новинок науки и техники не только обеспечивает комфорт, но и влечет за собой массу отрицательных последствий. Излучение телеэкранов и компьютерных мониторов плохо влияет на зрение, чрезмерное увлечение Интернетом убивает живое общение людей.
Созидать будущее можно лишь используя то, что уже создано в настоящем на основе опыта и знаний, накопленных в прошлом.
Будущее человечества, несомненно, связано с дальнейшим восхождением общества на новые ступени своего развития в ходе реального исторического процесса. Это поступательное движение не может быть ни простым продолжением настоящего, ни повторением прошлого. Этот процесс означает становление совершенно нового, беспрецедентного в истории гуманного и демократического общества, которое призвано воплотить в себе вековые социальные идеалы человечества.
Причина «ускорения ритма истории» не сводится только к увеличению численности населения. Речь идет о его активном вовлечении в историческую деятельность, о его образованности, политической сознательности, активном участии в процессе труда. В этом отношении современная эпоха не имеет себе равных в истории.
Ускорение социального прогресса слагается из многих объективных факторов. В первую очередь это раскрепощение человека и увеличение его свободы, накопление научных знаний и рост технического могущества человечества по отношению к природе, вовлечение народов в международное общение и обмен результатами своей деятельности, интернационализация социально-экономических, политических и культурных процессов.
Но существуют ли пределы социального прогресса? Как это ни странно на первый взгляд, наличие определенных «пределов роста» служит необходимой предпосылкой для развития. В самом деле, если бы не было пределов для размножения примитивных биологических организмов, то не был бы возможен и естественный отбор, а следовательно, биологическая эволюция. Любые более высокоорганизованные биологические организмы если бы и возникли в результате мутации, «захлебнулись» бы в океане примитивных форм жизни, поскольку скорость размножения у последних неизмеримо выше.
Аналогичным образом обстоит дело и с социальным прогрессом. Всемирная история подтверждает, что наличие определенных «пределов» для экстенсивного роста выступает скорее объективным стимулом для общественного развития, чем его тормозом. Например, если бы не существовало пределов для охоты и собирательства, человечество, возможно, и поныне пребывало бы на примитивной ступени присвоения готовых продуктов природы. Во всяком случае, его переход к земледелию и скотоводству задержался бы на тысячелетия. Если бы запасы древесного угля были неисчерпаемы, то это, несомненно, замедлило бы переход к использованию минерального топлива, затруднило бы распространение целого ряда технических изобретений. Если бы не существовало определенных пределов человеческой памяти и физических ограничений в устном общении между людьми, это, по всей вероятности, задержало бы изобретение письменности и книгопечатания, развитие технических средств массовой коммуникации. Проблема ограниченных возможностей человека производить математические операции в уме и на бумаге привела к созданию компьютеров.
Однако нельзя сказать, что человечество идет единой дорогой социального прогресса. Примеры истории и современности показывают, что различные народы развиваются с неодинаковой скоростью. Одни из них достигли высокого уровня, другие еще находятся на стадии первобытно общинного строя. В истории неоднократно происходило взаимодействие народов, находящихся на разных ступенях общественного развития. Исторические примеры доказывают, что на менее развитый народ большее влияние оказывает более развитый. При этом менее развитый народ заимствует не только положительные результаты эволюции более развитого народа, но и массу негативных проявлений развития. Например, внедрение европейской культуры в иных странах приводило к деградации коренного населения, распространению среди аборигенов алкоголизма и неизвестных им ранее заболеваний.
Тем не менее нет оснований опасаться замедления социального прогресса в развитии человечества. Интеллектуальный прогресс состоит в том, что все больший объем знаний человечество способно вмещать в искусственную память благодаря изобретению письменности, книгопечатания, видеозаписи и компьютеров.
Мозг отдельного среднего человека обладает колоссальной информационной емкостью. Ученые считают, что человеческая память способна содержать до 10 млрд. бит информации. Это означает, что человек будущего при правильном воспитании и образовании, если он разумно распорядится своей памятью, может обладать общеобразовательными знаниями в объеме десятков энциклопедий по самым разным областям науки.
Объективная логика всемирной истории указывает на поступательное развитие человечества. Но во всеобщем прогрессивном развитии нельзя не учитывать многообразных особенностей эволюции конкретных народов, в истории которых встречаются неравномерность развития, зигзаги, регрессивные черты. Периоды взлета духовной культуры не всегда совпадали с экономическим подъемом и наоборот. Тем не менее нельзя отрицать общей прогрессивной тенденции развития человечества как в историческом прошлом, так и в настоящем.
1. Что понимается под категорией «изменение»? Какие виды изменений вы можете назвать?
2. Чем развитие отличается от других видов изменений?
3. Какие виды социальных изменений вы знаете?
4. Что такое диалектика? Когда и где она возникла?
5. Как изменялись представления о развитии в истории философии?
6. В чем состоят законы диалектики? Приведите подтверждающие их примеры.
7. Чем различаются эволюция и революция? Как эти процессы проявлялись в жизни отдельных народов, всего человечества?
8. Приведите примеры экстенсивного и интенсивного путей развития. Почему они не могут существовать один без другого?
9. Дайте развернутое определение прогресса и регресса. В чем проявляется их взаимосвязь?
10. В чем состоит проблема понимания развития явлений с точки зрения прогресса и регресса?
11. Какой смысл вкладывается в понятие прогресса в наше время?
12. В чем проявляется противоречивость социального прогресса?
13. Что относят к объективному критерию прогресса? Почему?
14. В чем состоит закон «ускорения ритма истории»? Обоснуйте его на конкретных примерах.
15. Какую роль в развитии играют пределы экстенсивного роста?
16. Почему народы Земли развиваются с неодинаковой скоростью? Как отношения между народами влияют на процесс их развития?
История не может иметь смысла, если она никогда не окончится, если не будет конца; смысл истории и есть движение к концу, к завершению, к исходу. Религиозное сознание видит в истории трагедию, которая имеет начало и будет иметь конец. В исторической трагедии есть ряд актов, и в них назревает окончательная катастрофа, катастрофа всеразрешающая.
В чем философ видит смысл истории? Как его идеи связаны с проблемой развития общества?
Проведите дискуссию на тему «Есть ли предел развития человечества?».
Приводя примеры из истории, докажите тезис о необратимости социального прогресса.
Какие прогрессивные и регрессивные черты проявляются в развитии современного человечества? Каким путем пойдет человечество в XXI в.? Свой ответ обоснуйте.