в чем проявляется приспособленность большинства деревьев к опылению ветром
Олимпиада по биологии.9 класс
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ
1 ТУР – ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП
Подготовила учитель биологии и химии МБОУ «Русско – Акташская сош» Альметьевского муниципального района РТ Белоногова И.А.
Инструкция по выполнению работы
На выполнение заданий школьного этапа олимпиады по биологии отводится 2 часа (120 мин.). Работа состоит из 5 частей и включает 49 заданий.
Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые вы уверены. К пропущенным заданиям вы сможете вернуться, если у вас останется время.
За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания дается от одного до трех баллов. Баллы, полученные вами за все задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно большее количество баллов.
Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Букву ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
1. На процессы жизнедеятельности растения используют органические вещества, которые они
а) поглощают из воздуха,
б) всасывают из почвы,
в) получают от других организмов,
г) создают сами в процессе фотосинтеза.
2. В чем проявляется приспособленность большинства деревьев к опылению ветром?
а) образуют крупную, липкую, шероховатую пыльцу,
б) цветут весной, до распускания листьев,
в) имеют яркую окраску лепестков и крупные одиночные цветки,
г) содержат в цветках нектар и большое количество пыльцы.
3. Генеративный орган – цветок – имеется у:
а) голосеменных, б) папоротниковидных, в) покрытосеменных, г) плауновидных.
4. Космическая роль растений на Земле состоит в том, что они:
а) аккумулируют солнечную энергию,
б) выделяют кислород,
в) поглощают из окружающей среды минеральные вещества,
г) поглощают из окружающей среды углекислый газ.
5. Непостоянную температуру тела имеет:
а) прыткая ящерица, б) заяц-беляк, в) пестрый дятел, г) синий кит.
6. Сигналом к осеннему отлету насекомоядных птиц служит уменьшение:
б) длины светового дня,
в) влажности воздуха,
г) температуры воздуха.
а) наличие шейного отдела позвоночника,
б) два круга кровообращения,
в) выкармливание детенышей молоком,
г) теплокровность и четырехкамерное сердце.
8. Функцию питания и роста кости в толщину выполняет:
а) губчатое вещество,
б) желтый костный мозг,
г) красный костный мозг.
9. В скелете человека неподвижно соединены между собой кости:
а) плечевая и локтевая,
б) грудного отдела позвоночника,
в) мозгового отдела черепа,
10. При переломе позвоночника необходимо:
а) уложить больного на спину на мягкую поверхность и вызвать «Скорую помощь»,
б) уложить больного вниз лицом на твердую поверхность и вызвать «Скорую помощь»,
в) наложить тугую повязку вокруг туловища и транспортировать пострадавшего в больницу,
г) ждать врачей, не оказывая помощь.
11. Большой круг кровообращения – это путь крови от:
а) левого желудочка по всем артериям, капиллярам и венам до правого предсердия,
б) правого желудочка по легочной артерии и капиллярам, легочной вене до левого предсердия,
в) левого предсердия по артериям, капиллярами венам до правого желудочка,
г) от правого предсердия по венам, капиллярам, артериям до левого желудочка.
12. Предупредительные прививки защищают человека от:
а) любых заболеваний,
б) ВИЧ-инфекции и СПИДа,
в) хронических заболеваний,
г) большинства инфекционных заболеваний.
13. Малокровие у человека возникает в следствие:
а) недостатка кальция в крови,
б) нарушения деятельности органов пищеварения,
в) уменьшение содержания гемоглобина в эритроцитах,
г) уменьшение количества витаминов в организме.
14. Недостаток в организме человека витамина А приводит к заболеванию:
а) куриной слепотой,
б) сахарным диабетом,
15. Нервные импульсы от органа в мозг проводят:
а) чувствительные нейроны,
б) двигательные нейроны,
в) вставочные нейроны,
г) все указанные нейроны.
16. Обнаружение в крови человека повышенного содержания сахара свидетельствует о нарушении функции:
а) поджелудочной железы,
б) щитовидной железы,
18. Реакция человека на зеленый свет светофора – это рефлекс:
а) врожденный, б) приобретенный, в) безусловный, г) наследуемый.
19. Какое заболевание приводит к потере человеком иммунитета?
а) ангина, б) корь, в) СПИД, г) коклюш.
20. Клетки прокариот, в отличие от эукариот,:
а) не имеют плазматической мембраны,
б) не имеют оформленного ядра,
в) состоят из более простых органических веществ,
г) содержат цитоплазму.
Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Букву ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
1. Вегетативные органы цветкового растения:
2. Функции цветка, важные для жизнедеятельности растений:
I . испарение воды
II . привлечение опылителей
III . образование нектара
IV . образование семян
3. Приспособлениями птиц к полету можно считать:
4. К пресмыкающимся относятся:
5. Какие признаки характерны для человека и других млекопитающих
6. Выберите признаки, характерные для соединительной ткани:
7. К каким нарушениям в организме человека может привести неправильная осанка?
8. Внутренняя среда организма человека образована:
9. Много белков содержится в продуктах питания:
10. Какие свойства живого характерны для всех живых организмов?
Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 15 (по 1 баллу за правильный ответ).
Дышат растения только днем, на свету.
У голосеменных растений семена лежат на чешуях шишек открыто.
В клетках бактерий нет ядра.
Рыбы – раздельнополые животные.
Все пресмыкающиеся откладывают яйца на суше.
Птицы и млекопитающие – теплокровные животные.
Вид Человек разумный относится к классу Млекопитающих.
Сердце человека – это трехкамерный мышечный орган.
Центральная нервная система человека образована головным и спинным мозгом.
Неподвижно соединены между собой теменная и височная кости.
Для уменьшения отека и боли при вывихе сустава следует согреть поврежденный сустав.
Эпителиальная ткань образует покровы тела.
Цитоплазма – это внутренняя полужидкая среда клетки.
Гистология – это наука о тканях.
Установите соответствие между способом приобретения человеком иммунитета и его видом:
Вид Способ приобретения иммунитета
А. Естественный 1. Передается по наследству
Б. Искусственный 2. Вырабатывается под действием вакцины
3. Возникает после введения в организм лечебной
4. Формируется после перенесенного заболевания
Установите, в какой последовательности располагаются отделы в позвоночнике млекопитающего, начиная от черепа:
А) поясничный, Б) грудной, В) хвостовой, Г) крестцовый, Д) шейный
Почему у растения, пробывшего в темноте более 2 суток, в листьях исчезает крахмал?
Археологи при раскопках нашли хорошо сохранившийся череп примата. Укажите признаки, по которым они смогут установить, кому принадлежит череп – человекообразной обезьяне или человеку. (4 балла)
Матрица ответов на задания школьного этапа олимпиады по биологии
на задания Всероссийской олимпиады школьников по биологии.
Школьный этап. 9 класс
Часть 1. 20 баллов (по 1 баллу за каждое задание).
4. Приспособленность большинства деревьев к опылению ветром проявляется в том, что они : а) образуют крупную, липкую, шероховатую пыльцу, б) цветут весной, до распускания листьев, в) имеют яркую окрас?
4. Приспособленность большинства деревьев к опылению ветром проявляется в том, что они : а) образуют крупную, липкую, шероховатую пыльцу, б) цветут весной, до распускания листьев, в) имеют яркую окраску лепестков и крупные одиночные цветки, г) содержат в цветках нектар и большое количество пыльцы.
Но если правильный ответ один, то выбирай а.
Определите способ опыления : 1?
Определите способ опыления : 1.
Имеются нектарники 2.
Опыление происходит в одном цветке 3.
Рыльце пестика в виде пушистого перышка 5.
Цветки имеют приятный запах 6.
Какие приспособления характерны для растений опыляемых ветром?
Какие приспособления характерны для растений опыляемых ветром?
1 пыльца мелкая и сухая 2 пыльца крупная и липкая 3 пыльца образуется мало 4 околоцветник крупный яркий Срочно.
Определите способ опыления растения, используя ниже приведенные описания :1?
Определите способ опыления растения, используя ниже приведенные описания :
Опыление происходит в одном цветке
Рыльце пестика в виде пушистого перышка
Цветки имеют приятный запах
Группа : ВЕТРООПЫЛЯЕМЫЕ 2?
Группа : ВЕТРООПЫЛЯЕМЫЕ 2.
Какое описание подходит к какой группе?
У одной группы долждно быть 4 описания.
Цветки некоторых растений имеют довольно яркую окраску и крупную форму у других растений цветки еле заметные и никак?
Цветки некоторых растений имеют довольно яркую окраску и крупную форму у других растений цветки еле заметные и никак.
3. Назовите особенность, которую считают признаком ветроопыляемого растения?
3. Назовите особенность, которую считают признаком ветроопыляемого растения?
1) крупные одиночные цветки 2) яркая окраска околоцветника.
4) цветение до распускания листьев.
1 пылинки мелкие2 опыление происходит в закрытом цветке3 цветок яркой окраски4 тычиночная нить длинная5 имеются нектарники6 опыление происходит в одном цветке7 пыльца крупная8 рыльце пестика в виде пу?
2 опыление происходит в закрытом цветке
3 цветок яркой окраски
4 тычиночная нить длинная
5 имеются нектарники
6 опыление происходит в одном цветке
8 рыльце пестика в виде пушистого пёрышка
9 цветки имеют приятный запах
10 цветки невзрачные.
Определите растения по описанию и подберите название к описанию?
Определите растения по описанию и подберите название к описанию.
А) Цветёт ранней весной ; является раздельнополым, однодомным ; тычиночные цветки – в поникающих серёжках, пестичные – пазушные, мелкие ; продуцирует много мелкой, лёгкой пыльцы ; опыляется ветром.
Б) Цветки раскрываются в тёмное время суток ; имеются нектарники ; выделяет большое количество эфирных масел ; опыляется насекомыми.
В) Цветки с ярким околоцветником, собраны в соцветия ; продуцируют много пыльцы ; поверхность пыльцевых зёрен шероховатая ; развиты нектарники ; опыляется насекомыми.
Г) Растёт в водоёмах со стоячей или медленно текущей водой ; цветки мелкие, раздельнополые ; оболочка пыльцы при погружении в воду не смачивается, не разбухает и не лопается ; пыльца переносится водой.
Растения, опыляемые насекомыми :
1) цветут до распускания листьев
2) имеют невзрачную мелкие цветки без аромата
3) имеют мелкую, легкую и сухую пыльцу
4) обладают яркой окраской, крупной липкой пыльцой и приятным запахом.