в чем проявляется польза спорта для инвалидов

Влияние адаптивного спорта на социальную адаптацию инвалидов

в чем проявляется польза спорта для инвалидов. Смотреть фото в чем проявляется польза спорта для инвалидов. Смотреть картинку в чем проявляется польза спорта для инвалидов. Картинка про в чем проявляется польза спорта для инвалидов. Фото в чем проявляется польза спорта для инвалидов

Рубрика: Физическая культура и спорт

Статья просмотрена: 22067 раз

Библиографическое описание:

Сунагатова, Л. В. Влияние адаптивного спорта на социальную адаптацию инвалидов / Л. В. Сунагатова, У. А. Марченкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 12 (47). — С. 603-607. — URL: https://moluch.ru/archive/47/5856/ (дата обращения: 06.12.2021).

До недавнего времени проблемы этой довольно значительной категории населения игнорировались, и все же в последнее время в результате постепенной гуманизации общества были приняты Всеобщая декларация прав человека, Всемирная программа действий в отношении инвалидов и Стандартные Правила ООН по реализации равных возможностей инвалидов. Во многих странах приняты законодательные акты, в которых нашли отражение и проблемы инвалидов.

Год от года увеличивается количество детей, имеющих нарушения развития. Число детей с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья достигает 85 % общего числа новорожденных. Лишь некоторая часть этих детей в дальнейшем станет объектом коррекционной работы, однако число детей, нуждающихся в такой работе, достаточно велико. По данным зарубежной статистики, оно составляет 9-11 % всей детской популяции. В Российской Федерации такая официальная статистика отсутствует. Однако известно, что в настоящее время в России 1.6 миллионов детей (4.5 % общего числа) относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья, из них только 540 тысяч детей и подростков получают необходимую образовательную поддержку в системе государственного образования.

До последнего времени в России эта группа населения относилась к числу фактически выключенных из нормальной жизни общества. Их проблемы не обсуждались публично. Практика градостроительства не предусматривала в общественных местах специальных приспособлений, облегчающих для инвалидов передвижение. Многие сферы общественной жизнедеятельности были закрыты для инвалидов [5, с. 189].

Долгие годы у нас бытовало мнение, что понятия «инвалид», «физическая активность», а, тем более, «спорт» несовместимы и средства физической культуры рекомендовались только отдельным инвалидам как кратковременное мероприятие, дополняющее физиотерапевтические и медикаментозные назначения. Физическая культура и спорт не рассматривались как эффективное средство реабилитации инвалидов, поддержания их физических возможностей и укрепления здоровья.

И лишь в 90-е годы были отмечены серьезные изменения в отношении общества к инвалидам в России. В связи с этим возникала проблема изучения адаптивной физической культуры и адаптивного спорта как фактора социальной адаптации инвалидов в обществе.

Одним из ведущих направлений адаптивной физической культуры является адаптивный спорт, магистральным направлением которого является формирование двигательной активности, как биологического, психического и социального факторов воздействия на организм и личность человека. Научные разработки по адаптивной физической культуре и, в частности, по адаптивному спорту привлекают в настоящее время специалистов не только в области физической культуры и спорта, но и адаптологов, валеологов, психологов, физиологов, деффектологов, биомеханников, медиков и других специалистов.

Основная задача адаптивного спорта заключается в формировании спортивной культуры инвалида, приобщении его к общественно-историческому опыту в данной сфере, освоении мобилизационных, технологических, интеллектуальных и др. ценностей физической культуры. Содержание адаптивного спорта направлено, прежде всего, на формирование у инвалидов высокого спортивного мастерства и достижения ими наивысших результатов в его различных видах на состязаниях с людьми, имеющих аналогичные проблемы со здоровьем [6, с.50].

Адаптивный спорт имеет два направления: рекреационно-оздоровительный спорт и спорт высших достижений. Первое реализуется в школе как внеклассные занятия в секциях по избранному виду спорта в двух формах: тренировочные занятия, соревнования. Второе направление реализуется в спортивных и физкультурно-оздоровительных клубах, общественных объединениях инвалидов, спортивных и физкультурно-оздоровительных школах.

Практика подтверждает, что, если для здоровых людей двигательная активность – обычная потребность, реализуемая повседневно, то для инвалида физические упражнения жизненно необходимы, так как они являются эффективнейшим средством и методом одновременно физической, психической, социальной адаптации.

Физические упражнения, являясь мощным средством воздействия на организм, расширяют диапазон возможностей в первую очередь двигательной сферы, нарушенной стойким дефектом. Можно привести множество примеров из практики, когда с помощью физических упражнений и специальной тренировки исправляются нарушения речи, дети с проблемами интеллекта осваивают сложные гимнастические программы, незрячие начинают уверенно ориентироваться в пространстве, дети с тяжелыми последствиями детского церебрального паралича после занятий плаванием впервые начинают ходить и говорить, прикованные к инвалидной коляске овладевают высоким спортивным мастерством в разных видах спорта [1, с. 47].

Адаптивный спорт оказывает глубокое многостороннее воздействие на сущностные стороны человека, развивая его духовно и физически. Это длительный процесс формирования личности, аккумулирующий в себе ценности, нормы, традиции, идеалы и правила спортивного поведения. Это накопление индивидуального опыта социальной жизни в спорте. Само понятие «вовлечение» в спорт уже тесно связано с социализацией, так как в процессе общения происходит освоение и присвоение опыта данной общности людей, сохранение и передача его своим детям.

В настоящее время в Российской федерации сделан законодательно крупный шаг вперед в развитии спорта среди инвалидов, поддержанный Росспорткомитетом. Теперь в Федеральном Законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (от 4 декабря 2007 года) прописано очень важное требование к исполнительным властям и органам местного самоуправления: «Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, физкультурно-спортивные организации, в том числе физкультурно-спортивные объединения инвалидов, организуют проведение физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий с участием инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, создают детско-юношеские спортивно-адаптивные школы, адаптивные детско-юношеские клубы физической подготовки. Образовательные учреждения вправе создавать филиалы, отделения, структурные подразделения по адаптивному спорту» [4, с.12]. В Росспорте 21 марта 2008 года, по согласованию с Минобрнауки, был подписан, без преувеличения, очень важный для развития спорта среди инвалидов документ под названием «Об учреждениях адаптивной физической культуры и адаптивного спорта (дополнение к Методическим рекомендациям по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации)». Данный документ используется в работе по организации деятельности отделений и групп по адаптивному спорту в учреждениях дополнительного образования детей, школ высшего спортивного мастерства, училищ олимпийского резерва, центров спортивной подготовки, физкультурно-спортивных клубов инвалидов и других физкультурно-спортивных организаций, осуществляющих работу с инвалидами. Указанные методические рекомендации изданы для использования органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, непосредственно учреждениями при разработке своих нормативных актов. Таким образом, в настоящее время для полноценного развития в стране физической культуры и спорта среди инвалидов имеется федеральный закон, где прописаны соответствующие правовые положения и требования, типовое положение об учреждениях дополнительного образования, в котором есть все необходимое для создания и функционирования детско-юношеских спортивно-адаптивных школ и других спортивных организаций и учреждений [2, с.].

Паралимпийское движение в России существует с 2001 г. Соревнования проводятся по программе специальной Олимпиады России. Основными целями проведения соревнований являются: пропаганда специального Олимпийского движения среди лиц с нарушением интеллекта, адаптация их к жизни в обществе посредством спорта, привлечение внимания и активизация деятельности государственных, общественных и других организаций по социальной реабилитации средствами физической культуры и спорта.

В 2000 году в городе Мурманске начал свою работу детско-юношеский клуб физической подготовки «Оптимист», для детей с ограниченными возможностями здоровья (в том числе и инвалидов). В 2007 году произошла реорганизация клуба в детско-юношескую спортивно-адаптивную школу № 15 для детей с ограниченными возможностями здоровья (в том числе и инвалидов.). Таких школ в Российской Федерации всего пятнадцать.

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей и молодежи города Мурманска и Мурманской области было открыто с целью создания детям с ограниченными возможностями здоровья необходимых условий для занятий адаптивной физической культурой и адаптивным спортом.

Занятия адаптивным спортом являются важной и неотъемлемой частью жизни воспитанников школы, помогают им адаптироваться в современном обществе, положительно влияют на состояние организма, развивают творческий потенциал, способствуют развитию физических качеств, предоставляют возможность самореализации. Школа положительно решает проблему результативности и качества дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, опираясь на имеющиеся средства методического обеспечения.

В отсутствием утвержденных государственных типовых программ физкультурно-спортивной направленности для детей с отклонениями в состоянии здоровья для учреждений дополнительного образования перед педагогическим коллективом школы стоял вопрос о методическом обеспечении учебно-тренировочного процесса и внедрении в этот процесс инноваций и нетрадиционных технологий.

За 10 лет работы тренерско-преподавательским составом создан целый пакет методической продукции: разработаны, апробированы и дают эффективные результаты 12 авторских, 5 модифицированных программ и 6 методических разработок: «Иппотерапия для детей с ДЦП», «Общая физическая подготовка для детей с ДЦП дошкольного возраста», «Общая физическая подготовка для детей с ДЦП школьного возраста», «Каратэ для детей с детским церебральным параличом», «Адаптивный туризм для детей с ограниченными возможностями здоровья», «Лыжные гонки для детей с отклонениями в развитии», «Лыжные гонки для детей с отклонениями в развитии дошкольного возраста», «Плавание для детей с отклонениями в развитии», «Мини-футбол для детей с отклонениями в развитии», «Легкая атлетика для детей с отклонениями в развитии», «Аэробика для детей с нарушением интеллекта», «Аэробика для глухих и слабослышащих детей».

Педагогический коллектив школы добился определенных успехов в достижении главной цели адаптивной физической культуры: коррекции имеющихся отклонений в развитии или состояния здоровья, в воспитании личности, формировании здорового образа жизни, развитии физических качеств, социализации и интеграции занимающихся.

Развитие новых видов спорта, желание участвовать в паралимпийских и сурдологических соревнованиях, возрастающие спортивные достижения воспитанников, требуют находить новые формы, методы и средства учебно-тренировочного процесса, учитывая передовой опыт адаптивной физической культуры.

Поэтому перед школой стоят следующие задачи обновления и совершенствования методической базы:


корректировка программ в связи с возникающей необходимостью введения в учебно-тренировочный процесс этапа спортивного совершенствования;

разработка новых программ:


по игровым видам спорта для развития направлений «Юнифайд» («объединенный спорт»);

по видам спорта: бочче, художественной гимнастике для детей с умственной отсталостью.

Данная работа является уникальной и не имеет аналогов, так как учебно-методическое сопровождение учебно-тренировочного процесса ориентировано на реализацию в условиях Кольского Заполярья.

Многолетняя отечественная и зарубежная практика работы с инвалидами показывает, что физическая культура и спорт среди данного контингента являются наиболее действенными методами реабилитации. Физическая активность, которая начинается уже во время пребывания инвалида в стационаре и продолжается после его выписки, идеальным образом препятствует уходу инвалида в свою болезнь [3, с.16-18].

Адаптивная физическая культура и адаптивный спорт рассматриваются как средство для социальной интеграции инвалидов в общество, являются мощным стимулом, помогающим восстановлению или вообще установлению контакта с окружающим миром.

Однако в нашей стране наблюдается недооценка того обстоятельства, что физкультура и спорт очень важны для человека с ограниченными возможностями. В связи с этим главной задачей остается вовлечение в интенсивные занятия адаптивной физической культурой и адаптивным спортом как можно большего числа инвалидов, создания условий для занятий с целью успешной интеграции человека с ограниченными возможностями (в том числе и инвалида) в общество.

Специальная педагогика: учеб.-метод. пособие / сост. С. Б. Нарзулаев, Г. Н. Попов, И. Н. Сафронова и др. Томск: Полиграф. фирма“STAR”, 2006. 147 с.

Об учреждениях адаптивной физической культуры и адаптивного спорта (дополнение к Методическим рекомендациям по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации от 21.03.2006 г. № СК-02-10/3685).

Рубцова Н. О. К проблеме формирования инфраструктуры системы физической культуры и спорта для инвалидов // Теор. и практ. физ.к-ры. 1998. № 1. С. 16–18.

Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О Физической культуре и спорте в Российской Федерации».

Комплексная реабилитация инвалидов, Учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Т.В. Зозуля, Е.Г. Свистунова, В.В. Чешихина и др.: Под ред. Т.В. Зозули. — М.: Издательский Центр «Академия», 2005. – 304 с.

Теория и организация адаптивной физической культуры[Текст]: учебник. В 2 т. Т.2: Содержание и методики адаптивной физической культуры и характеристика ее основных видов / Под общей ред. проф. С.П. Евсеева. – М.: Советский спорт, 2005. – 448 с.: ил.

Источник

в чем проявляется польза спорта для инвалидов. Смотреть фото в чем проявляется польза спорта для инвалидов. Смотреть картинку в чем проявляется польза спорта для инвалидов. Картинка про в чем проявляется польза спорта для инвалидов. Фото в чем проявляется польза спорта для инвалидов

в чем проявляется польза спорта для инвалидов. Смотреть фото в чем проявляется польза спорта для инвалидов. Смотреть картинку в чем проявляется польза спорта для инвалидов. Картинка про в чем проявляется польза спорта для инвалидов. Фото в чем проявляется польза спорта для инвалидов

в чем проявляется польза спорта для инвалидов. Смотреть фото в чем проявляется польза спорта для инвалидов. Смотреть картинку в чем проявляется польза спорта для инвалидов. Картинка про в чем проявляется польза спорта для инвалидов. Фото в чем проявляется польза спорта для инвалидов

в чем проявляется польза спорта для инвалидов. Смотреть фото в чем проявляется польза спорта для инвалидов. Смотреть картинку в чем проявляется польза спорта для инвалидов. Картинка про в чем проявляется польза спорта для инвалидов. Фото в чем проявляется польза спорта для инвалидов

в чем проявляется польза спорта для инвалидов. Смотреть фото в чем проявляется польза спорта для инвалидов. Смотреть картинку в чем проявляется польза спорта для инвалидов. Картинка про в чем проявляется польза спорта для инвалидов. Фото в чем проявляется польза спорта для инвалидов

в чем проявляется польза спорта для инвалидов. Смотреть фото в чем проявляется польза спорта для инвалидов. Смотреть картинку в чем проявляется польза спорта для инвалидов. Картинка про в чем проявляется польза спорта для инвалидов. Фото в чем проявляется польза спорта для инвалидов

в чем проявляется польза спорта для инвалидов. Смотреть фото в чем проявляется польза спорта для инвалидов. Смотреть картинку в чем проявляется польза спорта для инвалидов. Картинка про в чем проявляется польза спорта для инвалидов. Фото в чем проявляется польза спорта для инвалидов

в чем проявляется польза спорта для инвалидов. Смотреть фото в чем проявляется польза спорта для инвалидов. Смотреть картинку в чем проявляется польза спорта для инвалидов. Картинка про в чем проявляется польза спорта для инвалидов. Фото в чем проявляется польза спорта для инвалидов

СПОРТ ДЛЯ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ.

Но инвалидность – не приговор. В истории много примеров, когда люди благодаря силе воли, желанию и упорству достигали небывалых высот. И стоит поблагодарить родных, близких и просто небезразличных людей которые помогают им в этом.

Стоит сказать спасибо Людвигу Гуттману, основателю паралимпийского движения. Будучи нейрохирургом, он ввёл спорт в процесс реабилитации больных с повреждениями спинного мозга. Он на практике доказал, что спорт для людей с физическими недостатками создаёт условия для успешной жизнедеятельности, позволяет вернуться к полноценной жизни независимо от физических недостатков. Первые соревнования по стрельбе из лука для колясочников он проводил в небольшом городке Сток-Мандевилл в 1948 году. Позже, на его соревнованиях стали принимать участие люди и с другими заболеваниями, и, конечно же, добавлялись новые виды спорта.

Для детей с более тяжелыми нарушениями, идет широкое распространение адаптивных видов спорта. Конный спорт, бассейны с дельфинами не только поднимает реабилитацию больных, но и позволяет познакомиться с различной фауной. Так же, набирает популярность одна из отраслей игр с мячом, уже ставшая одним из видов паралимпийского спорта, Бочча.

Успехи этих людей не могут не радовать, а иногда даже приводят в восторг. Идеальным примером послужит бегун на короткие дистанции О́скар Писто́риус. С ампутацией обеих ног он является шестикратным чемпионом летних Паралимпийских игр.

Но некоторым людям этого мало и они соревнуются на олимпийских играх наравне со здоровыми людьми и выигрывают. Так одноногий гимнаст Джордж Эйсер, в один день получил три золотые медали на олимпийских играх.

К сожалению, в некоторых городах нет спортивных объектов для занятия спортом, нет проработанной программы. По моему мнению, это одна из основных проблем развития людей с ограниченными возможностями. Как достичь высоких результатов, когда попросту негде реализовать свои возможности? Решать эту проблему нужно решительно, упускаются возможности, рушатся судьбы людей. Для кого то, спорт является единственной возможностью найти себя.

Детей-инвалидов, нужно просвещать в спорт с малых лет. Многие родители даже не знают о наличии различных кружков и секций по развитию их физических способностей и не только. Ведь их ребенок может стать новым паралимпийским чемпионом. Обидно упускать такую возможность.

Спорт для людей с ограниченными возможностями является даже больше, чем просто возможностью укрепления своего тела. Это идеальный шанс показать всем, но в первую очередь самому себе, на что они способны. Что какие бы не были проблемы в жизни, даже в самой трудной ситуации можно добиться многого и выйти победителем.

Источник

Как спорт помогает жить людям с инвалидностью?

в чем проявляется польза спорта для инвалидов. Смотреть фото в чем проявляется польза спорта для инвалидов. Смотреть картинку в чем проявляется польза спорта для инвалидов. Картинка про в чем проявляется польза спорта для инвалидов. Фото в чем проявляется польза спорта для инвалидов

Жизнь людей с ограниченными возможностями наполнена бытовыми трудностями, ограничением общения, ухудшением физического и морального состояния. Но значительную помощь инвалидам может оказать физкультура и спорт

Физическая активность не только укрепляет тело, но и дарит право общения с другими людьми, поднимает настроение, интерес к жизни. Польза спорта для инвалидов неоспорима, врачи рекомендуют включить в режим дня регулярные физические упражнения.

Виды спорта для инвалидов

В зависимости от диагноза, инвалидам доступны разные виды спорта. В чем проявляется польза разных видов спорта для инвалидов?

• активные командные игры дают необходимую физическую нагрузку, улучшают кровообращение и работу внутренних органов. Это особенно важно для людей, прикованных к креслу-коляске и склонных к набору лишнего веса. Можно заниматься баскетболом, следж-хоккеем, биатлоном, фехтованием, легкой атлетикой.

• индивидуальные виды спорта. Лучшим видом спорта для инвалидов считается плавание. Оно хорошо развивает мышечный корсет, укрепляет опорно-двигательный аппарат и органы дыхания

• интеллектуальные виды спорта (например, шахматы) не менее полезны. Они позволяют развить логическое мышление, натренировать память.

В целом любой спорт для инвалидов – это не только способ реабилитации и сохранения хорошей физической формы, но и вариант досуга, возможность получить положительные эмоции и организовать свободное время.

Источник

Полезно знать: как спорт помогает людям с ограниченными возможностями

Медики рассказали, как спорт помогает людям с ограниченными возможностями. Всемирная организация здравоохранения располагает данными о том, что в мире есть приблизительно полмиллиарда инвалидов.

в чем проявляется польза спорта для инвалидов. Смотреть фото в чем проявляется польза спорта для инвалидов. Смотреть картинку в чем проявляется польза спорта для инвалидов. Картинка про в чем проявляется польза спорта для инвалидов. Фото в чем проявляется польза спорта для инвалидов

Другими словами, это 10% населения планеты. Речь идет о людях, отличающихся физическими недостатками. Не все из них опустили руки и смирились со своим незавидным положением. Многие держат себя в тонусе, не унывают и стараются быть полноценными членами общества.

Достойное место в социуме

Проблема реабилитации людей, утративших трудоспособность, не теряет своей актуальности. Наоборот, с каждым годом она становится все более острой, ведь количество инвалидов постоянно растет. Связано это с ухудшением экологии, криминогенной обстановкой, частыми военными конфликтами на земном шаре, постоянным усложнением производственных процессов. В такой ситуации мировая общественность должна уделять особое внимание адаптации инвалидов к повседневной жизни. Одним из способов является привлечение их к физкультуре.

в чем проявляется польза спорта для инвалидов. Смотреть фото в чем проявляется польза спорта для инвалидов. Смотреть картинку в чем проявляется польза спорта для инвалидов. Картинка про в чем проявляется польза спорта для инвалидов. Фото в чем проявляется польза спорта для инвалидов

На первый взгляд, это кажется странным. Большинству из нас трудно представить, как недееспособный человек может заниматься спортом. На самом деле ничего удивительного в этом нет, ведь инвалиды вполне могут проявлять физическую активность. Пусть и не наравне со здоровыми спортсменами, но они способны успешно осваивать различные дисциплины.

Трудно поспорить с тем, что существование людей с ограниченными возможностями коренным образом отличается от жизни обычных граждан. Им каждый день приходится преодолевать много различных препятствий, от чего запросто можно впасть в депрессию. Здесь на помощь приходит спорт, который помогает укрепить веру в счастливую жизнь, завести новые знакомства и занять свое место в обществе.

В спортклуб из больничной койки

Спортивные занятия предоставляют инвалидам шанс проявить мужество, стать более выносливыми и в итоге изменить свою жизнь. Многие из них бросают вызов судьбе, с восторгом пожиная плоды победы. Даже те, которые прикованы к инвалидным коляскам, после упорных тренировок показывают замечательные результаты и даже участвуют в международных состязаниях. В мире регулярно проводятся паралимпийские игры, в ходе которых спортсмены-инвалиды получают свои заслуженные награды.

И пусть далеко не все из них становятся чемпионами или занимают вторые и третьи места. Важны не столько медали, сколько активное участие в спортивной жизни и вера в неминуемую победу.

Даже если паралимпиец не занял призовое место, он может рассчитывать на восстановление функций организма.

Спортивная жизнь инвалидов

Сложно назвать вид спорта, недоступный людям с потерей трудоспособности.

Им по силам следующие дисциплины:

в чем проявляется польза спорта для инвалидов. Смотреть фото в чем проявляется польза спорта для инвалидов. Смотреть картинку в чем проявляется польза спорта для инвалидов. Картинка про в чем проявляется польза спорта для инвалидов. Фото в чем проявляется польза спорта для инвалидов

Список можно продолжать почти до бесконечности. Занимаются спортом также люди, страдающие нарушениями зрения.

Кажется невероятным, но слепые освоили биатлон, который с недавних пор стал одним из паралимпийских видов.

Незрячие спортсмены стреляют довольно метко, используя:

Люди, которые практически не видят, с успехом играют в шахматы. В отличие от обычных шахматистов они могут притрагиваться к фигурам, прежде чем сделать ход. Положение на доске озвучивает ассистент.

Статус инвалида подразумевает особые отношения с обществом. Люди с ограниченными возможностями наделяются льготами, получают социальные пособия. С одной стороны, это хорошо — государство заботится о них, поддерживает на должном уровне. Но есть и обратная сторона медали: помощь извне порождает пассивность, формирует иждивенческие настроения.

Занятия спортом помогают инвалидам самоутвердиться, адаптироваться к условиям окружающей среды, активно включиться в нормальную жизнь, с оптимизмом смотреть в завтрашний день.

Источник

В чем проявляется польза спорта для инвалидов

Проблема инвалидности относится к числу наиболее острых и ак-туальных проблем, решаемых человечеством в наши дни, поскольку, по статистике ВОЗ, каждый десятый человек на Земле — инвалид.

Это практически 10% населения земного шара. Не все они смирились со своим положением. Многие из них хотят вести активный образ жизни, быть полноценными членами общества.

Физическая культура и спорт являются важным фактором для реабилитации и социально-бытовой адаптации человека с ограниченными возможностями. Ведь физический недуг в большей или меньшей степени приводит к нарушению функций организма в целом, значительно ухудшает координацию движений, затрудняет возможность социального контакта с окружающим миром. В этих условиях появляется чувство тревоги, теряется уверенность в себе и даже чувство собственного достоинства. С другой стороны, активные физкультурно-оздоровительные и спортивные занятия позволяют лучше владеть своим телом, восстанавливают психическое равновесие, возвращают чувство уверенности в себе, дают новые возможности самообслуживания и, в итоге, возврата к активной жизни.

Основная цель привлечения инвалидов к регулярным занятиям физической культурой и спортом — восстановить утраченный контакт с окружающим миром, создать необходимые условия для воссоединения с обществом, участия в общественно полезном труде и реабилитации своего здоровья. Кроме того, физическая культура и спорт помогают психическому и физическому совершенствованию этой категории населения, способствуя их социальной интеграции и физической реабилитации.

Очень популярны среди инвалидов занятия физической активностью с целью отдыха, развлечения, общения, поддержания или приобретения хорошей физической формы, необходимого уровня физической подготовленности. Инвалиды, как правило, лишены возможности свободного передвижения, поэтому у них часто наблюдаются нарушения сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Физкультурно-оздоровительная активность в таких случаях является действенным средством профилактики и восстановления нормальной жизнедеятельности организма, а также способствует приобретению того уровня физической подготовленности, который необходим, например, инвалиду для того, чтобы он мог пользоваться коляской, протезом. Причем речь идет не просто о восстановлении нормальных функций организма, но и о восстановлении трудоспособности и приобретении трудовых навыков.

Терапевтическое значение спорта: занятия оздоровительной физкультурой и спортом — естественная форма лечебных упражнений, которую можно использовать в качестве дополнения к обычным методам физической реабилитации. Трудно переоценить их значение для восстановления сил инвалида, способности координировать свои действия, развития скорости и выносливости. Вступая в соревнование с самим собой, стремясь улучшить свою работоспособность, инвалид учится преодолевать усталость — основной симптом в ранних стадиях восстановления.

Психологическое значение спорта как отдыха: инвалид должен рассматривать каждую тренировку не только как победу, мышечную борьбу за восстановление силы, но и как источник радости. У спорта есть значительное преимущество перед формальными физическими упражнениями — это фактор отдыха.

Спорт как образец игровой деятельности восполняет потребность выра-жать жизненную радость и удовлетворение, заложенные в каждом человеке;
Физкультура и спорт — средство социальной реинтеграции инвалидов в общество, мощный стимул восстановления или установления контакта с окружающим миром.

Тренировка физическими упражнениями совершенствует организм, значительно повышает его возможности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *