в чем проявляется педагогический такт
Педагогический такт в деятельности педагога
Класс: д/с
Ключевые слова: педагогический такт
Профессиональную этику мы понимаем, как гармонию нравственных чувств, сознания и поведения специалиста, которые целостно проявляются в его культуре общения с учениками, с другими людьми, в его педагогическом такте.
Глубоко прав был К.Д. Ушинский, который писал: «нет сомнения, что многое зависит от общего распорядка в заведении, но главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственного воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником: влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебником, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений». Сердцевиной педагогического такта выступает уважение к личности воспитанника. Понимание воспитуемых предостерегает учителя от бестактных поступков, подсказывая ему выбор оптимальных средств воздействия в конкретной ситуации.
Педагогический такт — это умение педагога держать себя с достоинством и выдержкой в педагогическом коллективе, с обучающимися и их родителями, а также способность соблюсти меру своего влияния на детей, умение найти подход к ним и построить оптимальные воспитательные отношения с учетом признанных принципов воспитания.
Признаки и элементы педагогического такта.
Главным признаком педагогического такта является его принадлежность к нравственной культуре личности учителя, нахождение меры в отношениях учителя и обучающихся в процессе общения. Такт относится к моральным регуляторам педагогического процесса и основывается на нравственно-психологических качествах учителя.
Основные элементы педагогического такта:
Профессиональный такт проявляется:
Тактичный педагог приходит вовремя на работу, деловые встречи; своевременно возвращает то, что брал взаймы у коллег, обучающихся, их родителей; не повторяет слухов, непроверенных фактов, тем более, если они могут нанести ущерб окружающим. Педагогический такт характеризуется обоснованностью и гибкостью применения методов, форм и приемов педагогического воздействия. Он не терпит шаблона и формализма. Основа такта — выдержка и уравновешенность педагога.
Главная отличительная черта тактичного руководителя творческого коллектива, как педагога — высокая требовательность и искреннее уважение к воспитуемым. Понятие «такт» включает много компонентов, но все они так или иначе связаны с заботой о ребёнке, с внимательным и чутким отношением к нему. Педагогический такт предполагает гибкость поведения учителя — тактику, что обусловлено разноплановыми ролями педагогической деятельности учителя. На занятиях — четкость, корректность, строгость, если коллектив не готов к уроку. Во внеурочное время — непринужденность, задушевность, которые особенно необходимы в индивидуальной беседе, походе, экскурсии.
Психологи утверждают, что там, где гибкость педагогической тактики заменяется резким окриком или многословием раздражения, и гневливостью, происходит подмена профессиональной педагогической деятельности выражением педагогической несостоятельности. Это как если бы врач вместо оказания помощи больному избил бы его.
Следует также отметить, что, используя такие методы стимулирования, как наказание и поощрение, учитель особо должен быть тактичным по отношению к каждому обучающемуся. При применении наказания очень важно, как можно больше проявлять уважения и одновременно требовательности к воспитаннику.
Педагогический такт во многом зависит от личных качеств педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства. Он является той основой, на которой вырастает духовная близость между педагогами и учащимися, зарождается доверие. Особенно отчетливо педагогический такт проявляется в контрольно-оценочной деятельности педагога, где крайне важны особая внимательность и справедливость.
Нетерпение, торопливость в равной степени недопустимы как в воспитании. Так и в перевоспитании детей. Ведь сложность формирования личности в том и заключается, что это длительный, непрерывный процесс который не может быть ограничен ни местом, ни временем, он не терпит нарочитости и неискренности и не дает результатов от прямолинейного, разового воздействия. Много косвенных незримых для воспитуемого усилий потребуется со стороны педагога, чтобы, к примеру, в ребенке с эгоистическими, потребительскими наклонностями сформировались коллективистские навыки, чтобы искоренить жадность, чтобы привить трудолюбие, воспитать доброту, отзывчивость.
Отсутствие педагогического такта обычно нарушает нормальные отношения воспитателя с детьми. Тот, кто не обладает чувством так та, не имеет должного авторитета, ибо способен сорваться, отчитать, наказать, сказать резкое слово, и дети обычно внутренне сопротивляются требованиям такого воспитателя.
Воспитатель, обладающий педагогическим тактом, никогда не повышает голоса, а дети слушают его. Воспитатель не выработавший этого в себе качества, то и дело покрикивает, а толку мало; себя взвинчивает, а дети будто и не слышат его. Всегда надо помнить: чем меньше замечаний, тем значительнее вес воспитательского слова.
Постепенно находясь с детьми, вы управляете ими в целом и каждым из них в отдельности. Ясно, что обращения ко всем детям сразу и к каждому в отдельности имеют свои отличия. Если, к примеру, вы обращаетесь ко всей группе сразу, то вполне возможен официальный тон, мобилизующий и не допускающий возражений. В нем стремление собрать детей на безоговорочное выполнение распоряжения. А вот по отношении одному из воспитанников такой тон далеко не всегда уместен.
Обращение один на один требует большой интимности, доверительности. Оно может иметь тысяча оттенков: указание, вопроса, просьбы, замечания, шутки, иронии. Добродушного подтрунивания и т. д. Общение воспитателя с кем-либо из детей осуществляется на более близких дистанциях, чем со всей группой сразу. Контакт с одним всегда требует глубокого понимания ребенка, его настроения в данную минуту, побудительных мотивов его действий. Учета конкретного случая, важно ведь не принудить, а убедить его.
Эффективность педагогического воздействия слова во многом зависит от умения воспитателя предвидеть, какое оно окажет влияние на эмоциональную сферу ребенка. Если в группе спокойная обстановка, то дети более уравновешены, жизнерадостны. А это значит, что педагогический процесс протекает в наиболее благоприятных условиях: воспитатели и дети слышат и понимают друг друга. Личность самого воспитателя имеет огромное значение в создании у детей эмоциональной уравновешенности. Есть воспитатели, у которых все выглядит естественно: манера держаться и разговаривать с детьми, он отдает распоряжения без нажима, не горячится, уверен в себе, немногословен, приветлив, замечания для него редкость. Вообще дети не ощущают на себе его давление и тем не менее ведут себя организованно. Это показатель такта воспитателя, его умения «видеть и чувствовать детскую душу», как говорил В.А.Сухомлинский. Он советовал прежде всего педагогам научиться понимать движение детского сердца, а «это дается с помощью высокой эмоционально-нравственной культуры педагога». Обладающий этим качеством педагог умеет выбирать приемы, соответствующие настроению ребенка. Он вовремя успокоит, пошутит, рассмешит, доверительно поговорит.
К сожалению, приходится встречать отдельных воспитателей, которые руководят детьми с помощью команд «Все встали! Быстро построились!», запретов «Кто разрешил, запрещаю!», замечаний «Опять не послушался!», нотаций «Если это повториться, то…» и т.д. Такой воспитатель не видит внутреннего состояния маленького человека и применяет порой приемы, неадекватные его чувствам. Он может, например, приказать: «Перестань сейчас же плакать!», его раздражает неповиновение ребенка. Но воспитатель совершенно забывает в этот момент, что эмоции по приказанию не переключить, плач не заменишь улыбкой, а огорчение – радостью. Допустимо, ли вообще раздражаться тем, что малыш не понял указание и ему приходится повторять «сто раз одно и тоже», что он докучает вам «глупыми вопросами». Что жалуется по пустякам, не аккуратен, не послушался и промочил ноги, что капризничает, упрямиться? В этом случае воспитатель и дети испытывают трудности от взаимного непонимания.
Если воспитатель раб своего настроения, то воспитание для него всегда дело трудное. Он не может быть последовательным в своих требованиях, а отношения с детьми строит в зависимости от своих субъективных эмоциональных оценок. Все это признак дефицита культуры, выражающийся в неумении управлять собой.
Возможно ли чтобы педагог всегда был бесстрастно спокоен и официален с детьми? Конечно, нет. Маленький ребенок, которому воспитатель заменяет маму в её отсутствии нуждается в искреннем, материнском отношении. А искрение отношения, как известно, предполагает и искренность чувств. Общеизвестно, что дети чутко улавливают фальшь, искусственность, наигранность в общении с детьми, и в этих случаях нельзя рассчитывать на ответное искреннее отношение к себе. Пусть дети видят, что воспитатель вместе с ними радуется, смеётся, печалится, даже иногда сердится. Что ему присуща вся гамма человеческих чувств, не окультивированных сдержанностью. Молчаливое осуждение или удивление, одобрение или улыбка часто производят на ребенка большой эффект, чем замечание. Но важно, чтобы воспитатель всегда помнил: проявление чувств требует большой культуры.
Перед воспитателем открыты разнообразные пути и самообразования: ежедневная добросовестная подготовка к рабочему дню, которая всегда связана с чтением педагогической литературы, изучением методических материалов, разработкой планов, конспектов, активное участие в педагогических советах, методических объединениях, семинарах, коллективных просмотрах педагогического процесса, заимствование передового опыта. Шефства над молодыми воспитателями, самостоятельная работа с книгой. Изучение классиков педагогики, постоянное знакомство с политическими событиями страны. Все это формирует идейную, педагогическую убежденность, содействует профессиональному росту.
Список литературы
1. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие / Сост. О.В. Сухомлинская. — М.: Педагогика 1990. — 288 с.
2. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии: пед. соч.: в 6 т. / Сост. С.Ф. Егоров. — М.: Просвещение, 1990. — Т. 5.3.
3. И.П. Подласый Педагогика. Книга 1: Общие основы: учебник в 3 книгах/ 2-е издание, исправленное и дополненное. — Москва: Владос, 2008. — 527 с.
Консультация для педагогов на тему «Педагогический такт в деятельности педагога»
Мария Ковалева
Консультация для педагогов на тему «Педагогический такт в деятельности педагога»
«Педагогический такт в деятельности педагога»
Педагогический такт – это чувство меры в поведении и действиях педагога, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства воспитанника, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду. Педагогический такт – одна из форм реализации педагогической этики.
Такт в буквальном смысле – «прикосновение». Исследователи проблемы педагогического тактапо-разному трактуют это понятие:
— иногда такт отождествляют с качествами воспитанности, и тогда данное понятие приравнивается к понятию вежливости,
— тактичность – это выражение отношения воспитателя к делу обучения и воспитания,
— педагогический такт – это специфический инструмент влияния, требующий наличия профессиональных педагогических качеств: мастерства, творческого потенциала, нравственных чувств.
Рассматривая такт как меру педагогически целесообразного воздействия, A.C.Макаренко установил: выбор индивидуального подхода к воспитанникам в конкретной педагогической ситуации, деликатное прикосновение к личности ребенка позволяют устанавливать с ним добрые человеческие отношения. Педагогическое мастерство в применении такта воспитателем, по A.C. Макаренко, заключается в умении руководителя воспитательного коллектива эмоционально идентифицировать себя с каждым воспитанником, адекватно понять его мысли и переживания. Педагогический такт являлся фундаментальной психолого-педагогической проблемой способа «вмешательства в детскую жизнь». Такое «вмешательство» должно осуществляться как «слабое, деликатное прикосновение» к формирующейся личности. Незаметное для глаза воспитанника, оно превращается «в легкое и счастливое дело», когда «никаких нервов не нужно».
Педагогический такт – результат творчества воспитателя, его нравственное поведение, которое основывается на нормах гуманности, на предвидении последствий предполагаемого действия и включает наиболее целесообразный, безболезненный путь воспитания, а также ответственность воспитателя за предпринимаемые действия. Тактичность выступает требованием нравственной жизни и свидетельствует о педагогическом мастерстве воспитателя.
Вопросы теории и технологии педагогического такта глубоко и содержательно освещены в гуманно-личностной концепции Ш. А. Амонашвили. Эта концепция включает идеи, научные и духовные ценности, систематизированный и обобщенный передовой опыт гуманистического воспитания. Педагогический такт характеризуется как личностно ориентированное воздействие на ребенка, включающее искусство любви к детям, свободу выбора, радость общения и познания. В этом воздействии и взаимодействии воспитателя с воспитанником ведущая роль отводится духовно-нравственному становлению личности, формированию в ребенке благородного человека путем возвышения его души, развития ума, стремления к прекрасному.
Педагогический такт применяется в определенных условиях как составная часть целостного системного подхода к воспитанию, осуществляемого в соответствии с поставленной целью и требованием воспроизведения всех элементов системы. Такой такт означает воздействие на личность ребенка по каналам разума, чувств, воли и деятельности, а также воздействие на воспитательный коллектив. Главным признаком педагогического такта является его принадлежность к нравственной культуре личности учителя. Такт относится к моральным регуляторам педагогического процесса и основывается на нравственно-психологических качествах воспитателя.
Основными элементами педагогического такта являются:
требовательность и уважительность к воспитаннику;
умение видеть и слышать ребенка, сопереживать ему;
деловой тон общения;
внимательность, чуткость педагога.
Профессиональный такт проявляется:
— во внешнем облике педагога;
— в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;
— в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации;
— в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к детям;
— в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей детей;
— в самокритичной оценке своего труда.
Основа такта – выдержка и уравновешенность педагога. Главная отличительная черта тактичного руководителя творческого коллектива, как педагога – высокая требовательность и искреннее уважение к людям.
Типы воспитателей по культуре общения и такта:
1. Игровой. Воспитатели проявляют интерес к игровой деятельности детей; нередко имеют высокий и средний уровни руководства ею. Часто употребляют игровое общение в работе.
3. Художественный. Воспитатели проявляют особый интерес к художественной деятельности детей и руководства ею. Нередко дети, которые воспитываются у такого воспитателя, достигают высоких результатов в художественной деятельности. Воспитатели и сами проявляют интерес к этому виду деятельности; склонны к использованию опосредованных методов воздействия наряду с прямыми.Особенно часто употребляют общение с помощью средств искусства: художественного слова, песни и т. д. ; нередко разворачивают параллельно с деловым, личностное общение.
4. Формально-прагматический. Воспитатели проявляют достаточно высокую настойчивость и ответственность в выполнении своих функций, требовательный к детям. В отношениях с детьми и их родителями формально выдвигают требования, не учитывая индивидуальные особенности воспитанников, конкретную ситуацию, и не проявляют при этом гибкости, достаточной тактичность. Давая общую оценку ребенку, ориентируются на выполнение им требований, которые обеспечивают нормальное течение режимных процессов. Теплые отношения с детьми возникают нечасто.
5. Индифферентный. Такие воспитатели в своей деятельности не проявляют четко выраженной направленности в руководстве конкретным видом деятельности детей. Как правило, равнодушный и к работе, и к детям. Свои профессиональные обязанности выполняют формально. Интерес к изучению ребенка и его семьи не проявляют. Не выдвигают особых требований и к родителям воспитанников. Оценивая детей, ориентируются, как правило, на их поведение во время режимных процессов, занятий. Очень редко близко контактируют с воспитанниками. Весомых успехов в воспитательной работе не достигают, их деятельность требует, как правило, контроля со стороны руководства.
Итак, лучших результатов в учебно-воспитательном процессе ДОУ достигают воспитатели игрового, дидактического и художественного типов.
Конспект совместной деятельности педагога и детей на тему «Маршрут в музейный уголок — знакомство с конской упряжью» в под гр Образовательная область «Познавательное развитие» Интеграция образовательных областей: «Речевое», «Социально-коммуникативное развитие»,.
Конспект совместной деятельности педагога и детей на тему «Маршрут в музейный уголок — знакомство с прялкой» Образовательная область «Познавательное развитие» Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,.
Консультация для педагогов «Взаимодействие педагога дошкольного учреждения с гиперактивными детьми» Гиперактивность– это особенность поведения человека, которая заключается в склонности действовать по первому побуждению под влиянием внешних.
Консультация для педагогов «Применение психологического метода «Флэштренинг» в работе педагога-психолога» Что такое флэштренинг? Флэштренинг – это направление в арттерапии, разработанное мною для работы со взрослыми людьми. Арттерапия (терапия.
Консультация для педагогов «Самообразование педагога — одна из составляющих его профессиональной компетенции» Я чувствую себя вправе сказать: да здравствует самообразование во всех областях. Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали.
Консультация для педагогов «Взаимодействие педагога с расторможенными и вспыльчивыми детьми» Изучив достаточно много литературы по данному вопросу, пришла к выводу, что «изобрести новый велосипед» мне не удастся, поэтому остановлюсь.
Консультация для воспитателей «Самооценка в профессиональной деятельности и формировании Я — концепции педагога» Занимаясь самообразованием, педагогу часто приходиться обращаться к вопросам социальной психологии, которая сопутствует осознанию способности.
Педагогический такт. Консультация для педагогов Цель : Поднять уровень морально-педагогической подготовки воспитателей и вооружить их знаниями, которые могут успешно применяться в процессе.
Такт в педагогическом общении
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие и элементы педагогического такта
Педагогический такт — умение педагога проявлять выдержку и достоинство в процессе общения с коллегами, детьми и родителями, соблюдать правила поведения, меру своего влияния на детей, уметь найти подход к каждому ребенку и выстроить оптимальные взаимоотношения с детским коллективом.
Главный признак педагогического такта – принадлежность к нравственной культуре педагога, нахождения меры во взаимоотношениях между детьми в рамках воспитательно-образовательного процесса.
Педагогический такт относится к личностным и нравственно-психологическим качествам педагога.
Основные элементы педагогического такта:
Проявляется педагогический такт в следующем:
Педагог, обладающий профессиональным тактом, соблюдает правила поведения в обществе, нравственные и эстетические нормы, является образцом для примера подрастающему поколению.
Педагогический такт в общении характеризуется гибкостью и обоснованностью применения методов, приемов и форм педагогического воздействия. Он не терпит формализма, рамок и шаблонов.
Основные признаки педагогического такта
Выделяют основные признаки педагогического такта, отличающие педагогический такт от нетактичности:
Готовые работы на аналогичную тему
Во многом педагогический такт зависит от самого педагога, то, как он проявляет себя в общении с детьми. Тактичный педагог быстро и безошибочно разберется в конфликтной ситуации, поможет участникам конфликта посредством общения понять его причины, успокоит и рассудит, с учетом состояния каждого. Педагог, обладающий навыками тактичного педагогического общения, подбирает подходящие методы и формы взаимодействия с детьми, умеет во время найти нужные слова и интонацию.
Стиль общения педагога как выражение педагогического такта
Важной характеристикой такта педагогического общения является его стиль.
Стиль педагогического общения – нравственная и социальная категория, которая формируется под воздействием ряда факторов и проявляется в особенностях взаимодействия педагога с детьми.
Факторы, влияющие на формирование стиля педагогического общения:
Традиционно принято выделять три стиля педагогического общения: авторитарный, либеральный и демократический стили.
Портрет педагога, реализуемого педагогический такт в рамках каждого из стилей общения:
Авторитарный стиль педагогического общения – характеризуется тем, что педагог выстраивает взаимоотношения с детьми, исходя из того, что его личность главнее, чем личности детей, в силу уровня его знаний, жизненного опыта, социального положения и т.д. Педагог общается с детьми посредством приказов, инструкций, угроз, выговоров.
Следствие: эмоциональный дискомфорт; психологически тяжелая и напряженная обстановка, отрицательно влияющая на учебные успехи детей; проявление явного негативного отношения к педагогу.
Либеральный стиль педагогического общения – характерен тем, что педагог «плывет по течению», он не вникает в суть коллективных проблем, слабо заинтересован в учебных достижениях детей, неорганизованный, не любит принимать решения, предоставляя детскому коллективу существовать самостоятельно.
Следствие: в коллективе образуются группировки, порой негативно настроенные друг к другу; отсутствует сплоченность в детском коллективе, эмоциональная удовлетворенность от общения.
Демократический стиль – является наиболее благоприятными стилем общения, так как он основан на взаимном доверии и уважении, педагог проявляет неподдельный интерес к жизни детского коллектива. Данный стиль педагогического общения сопровождается высокой педагогической культурой и тактом.
Следствие: дети приобретают веру в себя, в свои возможности; формируются верные нравственные ориентиры; в коллективе складывается благоприятный психологический климат, дети доброжелательно относятся друг к другу.
В педагогической практике не встречается проявление «чистого» стиля общения. Педагог в зависимости от учебной ситуации комбинирует и сочетает стили, меняет свое поведение, главным остается только общий «рисунок» того стиля, который он сформировал и использует на протяжении всех лет педагогической деятельности. Выбор определенного стиля педагогического общения зависит от этики педагогического общения, и как следствие педагогический такт, который базируется на личностных качествах педагога.