в чем проявляется патриотизм чацкого

В чем проявляется патриотизм чацкого

в чем проявляется патриотизм чацкого. Смотреть фото в чем проявляется патриотизм чацкого. Смотреть картинку в чем проявляется патриотизм чацкого. Картинка про в чем проявляется патриотизм чацкого. Фото в чем проявляется патриотизм чацкого

ВОЕННОЕ ПРАВО

Юридические консультации. Судебная практика. Вопросы, ответы и комментарии.

в чем проявляется патриотизм чацкого. Смотреть фото в чем проявляется патриотизм чацкого. Смотреть картинку в чем проявляется патриотизм чацкого. Картинка про в чем проявляется патриотизм чацкого. Фото в чем проявляется патриотизм чацкого

АРМИЯ РОССИИ

СМИ «Обозник». История армии, тыла ВС РФ. Права и обязанности военнослужащих

Истинный патриотизм в произведении А.С. Грибоедова «Горе от ума»

в чем проявляется патриотизм чацкого. Смотреть фото в чем проявляется патриотизм чацкого. Смотреть картинку в чем проявляется патриотизм чацкого. Картинка про в чем проявляется патриотизм чацкого. Фото в чем проявляется патриотизм чацкого

в чем проявляется патриотизм чацкого. Смотреть фото в чем проявляется патриотизм чацкого. Смотреть картинку в чем проявляется патриотизм чацкого. Картинка про в чем проявляется патриотизм чацкого. Фото в чем проявляется патриотизм чацкого

Слово патриотизм происходит от слова «patris», которое переводится как «родина», земля отцов, любовь к родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям.

Необъятные просторы России расстилаются на 17 тысяч квадратных километров. Здесь находятся все красоты Земли: глубокие леса, широкие поля, высочайшие горы, быстрые реки, яркие цветочные поляны, бушующие моря и океаны. Многие покушались на эти территории, но русский народ ни за что не хотел отдавать в чужое владение свои родные и любимые земли. Поэтому всегда шла борьба за жизнь. И сейчас, мы живем в огромной стране, под ярко-голубым мирным небом, у нас есть все для комфортной жизни.

Россия гордится не только своими размерами и природными ресурсами, но также и великими писателями, которые внесли огромнемнейший вклад в развитие русcкого и языка и “верного русского слова”.

12 ноября 2013 года на oboznik.ru открылась рубрика “Чтение как источник патриотизма“. И я, как представитель подрастающего поколения, искренне желаю внести свою лепту в эту рубрику. Первый материал был посвящен Ф. М. Достоевскому, а я в свою очередь хотела бы рассказать об А.С. Грибоедове и обсудить истинный и ложный патриотизм в великом произведении этого автора “Горе от ума”.

Биографические сведения

Александр Сергеевич Грибоедов родился 4 (15) января 1795 года в обеспеченной родовитой семье. В детстве Александр был очень сосредоточен и необыкновенно развит. В 6-летнем возрасте свободно владел тремя иностранными языками, в юности уже шестью, в частности в совершенстве английским, французским, немецким и итальянским. Очень хорошо понимал латынь и древнегреческий язык.

В 1803 году его отдали в Московский университетский благородный пансион; через три года Грибоедов поступил в университет на словесное отделение Московского университета.

В 1808 году получил звание кандидата словесных наук, но не оставил учёбу, а поступил на нравственно-политическое отделение, а потом на физико-математическое отделение.

Во время Отечественной войны 1812 года, когда неприятель появился на территории России, он вступил в Московский гусарский полк (добровольческое нерегулярное подразделение) графа Петра Ивановича Салтыкова, получившего дозволение на его формирование. Прибыв на место службы, он попал в компанию «юных корнетов из лучших дворянских фамилий» — князя Голицына, графа Ефимовского, графа Толстого, Алябьева, Шереметева, Ланского, братьев Шатиловых. С некоторыми из них Грибоедов состоял в родстве. До 1815 года Грибоедов служил в звании корнета под командованием генерала от кавалерии.

Весной 1816 года начинающий писатель оставил военную службу, а уже летом опубликовал статью “О разборе вольного перевода Бюргеровой баллады «Ленора» — отзыв на критические замечания Н. И. Гнедича о балладе П. А. Катенина «Ольга». Тогда же имя Грибоедова появляется в списках действительных членов масонской ложи «Les Amis Reunis» («Соединённые друзья»).

В 1818 году назначен секретарём русской миссии в Тегеране. С 1822 года был в Тбилиси секретарём по дипломатической части при командующем русскими войсками на Кавказе А. П. Ермолове. Здесь Грибоедов начал писать комедию “Горе от ума”. Как и декабристы, Грибоедов ненавидел самодержавно-крепостнический строй, но скептически относился к возможности успеха чисто военного заговора.

Направленный в апреле 1828 года полномочным министром-резидентом (послом) в Иран, Грибоедов отнёсся к этому назначению как к политической ссылке. По пути в Иран Грибоедов снова провёл несколько месяцев в Грузии; в Тбилиси женился на Нине Чавчавадзе, дочери своего друга, грузинского поэта А. Чавчавадзе.

Истинный и ложный патриотизм в комедии “Горе от ума”.

Его же антогонист Фамусов ценит лишь чины и деньги. Он лжив и двуличен. Отвергает книги, говоря: “забрать все книги бы да сжечь”.

Он потратил все свои душевные силы, чтобы внести благородные идеи в “фамусовское общество”, но под воздействием преобладающей силы потерпел неудачу.

Так какие можно сделать выводы?

Образ Чацкого – образ гражданина в высоком понимании этого слова. Он и есть истинный патриот, который всегда выступает за развитие общества, отвергает все неправильные позиции, имеет чувство справедливости и равенства.

Ложный патриот ровно сидит на месте и считает это правильным. Его патриотизм лишь на словах. Лучшего для своей страны он не желает, ссылаясь на то, что ему и так хорошо живется, и он ни в чем не нуждается. Таких псевдо-патриотов ещё называют “квасными”.

Дорофеева Александра, специально для oboznik.ru

Другие новости и статьи

Запись создана: Четверг, 4 Октябрь 2018 в 11:10 и находится в рубриках О патриотизме в России.

Источник

Сочинение на тему: Два патриотизма спор Чацкого и Фамусова о Москве

Тип работы:Сочинение
Дата добавления:11.11.2020

в чем проявляется патриотизм чацкого. Смотреть фото в чем проявляется патриотизм чацкого. Смотреть картинку в чем проявляется патриотизм чацкого. Картинка про в чем проявляется патриотизм чацкого. Фото в чем проявляется патриотизм чацкого

в чем проявляется патриотизм чацкого. Смотреть фото в чем проявляется патриотизм чацкого. Смотреть картинку в чем проявляется патриотизм чацкого. Картинка про в чем проявляется патриотизм чацкого. Фото в чем проявляется патриотизм чацкого

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

в чем проявляется патриотизм чацкого. Смотреть фото в чем проявляется патриотизм чацкого. Смотреть картинку в чем проявляется патриотизм чацкого. Картинка про в чем проявляется патриотизм чацкого. Фото в чем проявляется патриотизм чацкогоЕсли вы хотите научиться сами писать любые сочинения, то на странице «что такое сочинение и как его написать» я подробно написала.

в чем проявляется патриотизм чацкого. Смотреть фото в чем проявляется патриотизм чацкого. Смотреть картинку в чем проявляется патриотизм чацкого. Картинка про в чем проявляется патриотизм чацкого. Фото в чем проявляется патриотизм чацкого

Посмотрите похожие темы сочинений возможно они вам могут быть полезны:

Текст сочинения:

в чем проявляется патриотизм чацкого. Смотреть фото в чем проявляется патриотизм чацкого. Смотреть картинку в чем проявляется патриотизм чацкого. Картинка про в чем проявляется патриотизм чацкого. Фото в чем проявляется патриотизм чацкого

В 1824 году А.С. Грибоедов закончил свою комедию «Горе умудренному». Написанная в период подготовки к «рыцарскому подвигу» декабристов, пьеса рассказывает о настроениях и конфликтах этого напряженного периода. Признаки грядущих великих социальных и общественных перемен проявились и в резких доносах Чацкого, и в испуганных репликах Фамусова, и в общем тоне комедии.

Что Павел Афанасьевич Фамусов ставит выше всего в жизни? Этому герою на самом деле наплевать на судьбу дочери, даже на официальные дела. Фамусов боится только одного: «Что скажет княгиня Мария Алексеевна»! Таким образом, в лице Фамусова автор обличает чиноклизм старого московского мира.

Каждый разговор между Фамусовым и Чацким заканчивается неизбежным «разочарованием» первого. Таким образом, во втором действии (сцена 2) герои остаются одни, и им удается разговаривать. Фамусов давно не видел Чацкого, поэтому пока не знает, что стало с мальчиком, которого он когда-то знал.

В своем разговоре герои первыми приходят к вопросу службы. Чацкий сразу замечает: «Я бы хотел служить, но мне надоело быть слугой». Фамусов, не понимая, что такое Александр Андреевич, пытается научить его добиваться «как мест, так и повышений в звании». Из уст Фамусова говорит вся Москва:
Дядя! А как же твой герцог? А как же перепись?
Когда я должен служить,
И он сгибался, чтобы сгибаться.

Такое и только такое служение, как говорит Фамусов, может принести и славу, и честь. И так было в эпоху Екатерины II. Но времена изменились. Чацкий также указывает на это, когда парит иронично и несколько порочно:
А пока?
По крайней мере, в самом ужасном пылке,
Ну, чтобы заставить людей смеяться,
Храбро пожертвовать затылком?

Далее, в самых метких и остроумных выражениях, Чацкий клеймит «эпоху прошлого». Он утверждает, что сегодня наступила новая эра, люди уже не льстят себе перед своими покровителями («покровители зевают в потолок»), а достигают всего в жизни только способностями и интеллектом:
Нет, мир уже не такой.
«Все дышат свободнее.
И не спешит вступать в полк дурака.

Они бродят по миру, избивая себя своей ужасностью, они вернутся, с ними все будет в порядке.

Мы также слышим одно из восклицаний Фамусова: «Что он говорит! И говорит так, как пишет!» Он отсылает к речам Чацкого и находится под такими характеристиками этого персонажа, как «опасный человек», «он не признает власть!», «карбонари». Так почему же это ужасно с точки зрения Фамусова? Позже, в третьем акте Фамусов объяснит, что причиной безумия Чацкого является «обучение», поэтому все книги нужно сжигать.

В эпоху подобострастия, учёбы, мышления, собственное мнение было действительно опасным, потому что в то время это было.

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔ в чем проявляется патриотизм чацкого. Смотреть фото в чем проявляется патриотизм чацкого. Смотреть картинку в чем проявляется патриотизм чацкого. Картинка про в чем проявляется патриотизм чацкого. Фото в чем проявляется патриотизм чацкогов чем проявляется патриотизм чацкого. Смотреть фото в чем проявляется патриотизм чацкого. Смотреть картинку в чем проявляется патриотизм чацкого. Картинка про в чем проявляется патриотизм чацкого. Фото в чем проявляется патриотизм чацкого

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Источник

в чём проявляется патриотизм Чацкого в Горе от ума

Как истинный просветитель, Чацкий страстно отстаивает права разума и глубоко верит в его силу, в силу слова. Одну из причин вредного влияния на русскую жизнь фамусовщины он видит в общественных «предрассудках». Понятно его страстное обличение тех, кто «сужденья черпают из забытых газет времен Очаковских и покоренья Крыма», понятно его возмущение против «старух зловещих, стариков, дряхлеющих над выдумками, вздором». Проблеме воспитания Чацкий, как и все декабристы, придает огромное значение. В разуме, в воспитании, в общественном мнении, в силе идейного и морального воздействия Чацкий видит главное и могучее средство переделки общества, изменения жизни. В его резкой критике «века минувшего» вопросы эти играют большую роль.

Сам Грибоедов прекрасно понимал это. Тем фактом, что Чацкий за свои пламенные выступления был осмеян и во многом просто не понят, драматург не только указывал на глубокую пропасть между ним и Фамусовыми, но и подчеркивал нед

«Моцарт и Сальери» – единственная пьеса Пушкина, поставленная при его жизни. Дорога пушкинских сценических созданий к зрителям была долгой и трудной. Такая же судьба постигла и другое великое театральное произведение эпохи – гениальную комедию А. С. Грибоедова «Горе от ума».
После восстания декабристов цензурные условия в России стали особенно жесткими и непримиримыми. Нередко роль литературного и театрального цензора брал на себя сам император. Пушкину он давал советы, как переделать «Бориса Годунова». А «Горе от ума» разрешил к публикациям в печати только в искаженном цензурой виде. Лишь значительно позднее пьесы Пушкина и Грибоедова смогли попасть на сцену и в печать.
Зато в конце 19-го века «Горе от ума» было напечатано более ста пятидесяти раз!
А на сцене комедия идет постоянно. Это понятно: знать ее должен каждый образованный человек. Ведь добрая половина стихотворных строк «Горя от ума», как и предсказывал Пушкин, стала пословицами, поговорками, крылатыми словами и выражениями.
Мне хочется привести для вас примеры таких крылатых фраз. Но, начав их выписывать, я сам поразился, как их много! Приведу их, расположив, как принято в нашей книге, по алфавиту.
А судьи кто?
Ах! злые языки страшнее пистолета.
Всё врут календари.
Герой не моего романа.
Да, водевиль есть вещь, а прочее всё гиль.
(Слово «гиль» во времена Грибоедова означало: «вздор, чепуха, ерунда».)
Дистанции огромного размера.
Завиральные идеи.
И дым отечества нам сладок и приятен.
Кричали женщины: ура!
И в воздух чепчики бросали!
Не поздоровится от эдаких похвал.
Нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок?
Ну как не порадеть родному человечку!
Пойду искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок!
Послушай, ври, да знай же меру.
Рассудку вопреки, наперекор стихиям.
С чувством, с толком, с расстановкой.
Свежо предание, а верится с трудом.
Словечка в простоте не скажут, всё с ужимкой.
Служить бы рад, прислуживаться тошно.
Смешенье языков: французского с нижегородским.
Счастливые часов не наблюдают.
Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом!

В чем же значение этой великой комедии?
Она написана Грибоедовым незадолго до восстания декабристов. А через год после восстания Грибоедова привлекли к суду по подозрению в симпатиях к «мятежникам». Следственной комиссии не удалось доказать участия писателя в заговоре. Ученые, однако, полагают, что это «участие» заложено, зашифровано в строках «Горя от ума».
Главный и единственный положительный герой пьесы – Чацкий – в своих смелых и гневных монологах выражает свободолюбивые мысли передовых людей своего времени и самого автора, конечно.
Чацкий бросает свои обвинения в лицо «негодяям знатным», тупым чиновникам, крепостникам, подхалимам. Этого ему не прощают.
В одном из писем Грибоедов так сказал о сюжете своей пьесы: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека; и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих».
. Безумным вы меня прославили всем хором.
Вы правы: из огня тот выйдет повредим.

Перед вами отрывок из знаменитого финального монолога Чацкого. Впрочем, все монологи Чацкого из комедии Грибоедова «Горе от ума» знаменитые.

Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет.
Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.

Таким образом Чацкий критикует существующие в России привычки, поведение, бюрократов, поклонение материальным ценностям, а не духовным.

Источник

Патриотические идеи Чацкого в комедии “Горе от ума”

Как истинный просветитель, Чацкий страстно отстаивает права разума и глубоко верит в его силу, в силу слова. Одну из причин вредного влияния на русскую жизнь фамусовщины он видит в общественных “предрассудках”. Понятно его страстное обличение тех, кто “сужденья черпают из забытых газет времен Очаковских и покоренья Крыма”, понятно его возмущение против “старух зловещих, стариков, дряхлеющих над выдумками, вздором”.

Проблеме воспитания Чацкий, как и все декабристы, придает огромное значение. В разуме, в воспитании, в общественном

Как известно, Пушкин, высоко оценивший комедию в целом, критически отнесся к ее герою, упрекнув Чацкого в том, что тот произносит свои речи перед лицом фамусовского общества. “А знаешь ли, что такое Чацкий? – писал он А. Бестужеву.- Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими

Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам?

Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека – с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми и тому я рад”.

Этот отзыв великого поэта нельзя считать вполне справедливым. Люди, подобные Чацкому, громили старый мир, где только это представлялось возможным. Слово Чацкого было тогда его делом, его заслугой. Оно соответствовало его просветительским взглядам.

Н. П. Огарев замечает: “Зачем Чацкий, умный человек, говорит всякую задушевную мысль при Фамусовых и Скалозубах? Пушкину это казалось неестественным. Мы не можем решить вопроса ни в пользу Пушкина, ни в пользу Грибоедова.

Для нас лично оно, кажется, было бы неестественным; но, вспоминая, как в то время члены тайного общества и люди одинакового с ними убеждения говорили свои мысли вслух везде и при всех, дело становится более чем возможным – оно исторически верно. Энтузиазм во все эпохи и у всех народов не любил утаивать своих убеждений, и едва ли нам можно возразить, что Чацкий не принадлежит к тайному обществу и не стоит в рядах энтузиастов; Чацкий чувствует себя самостоятельным врагом порядка вещей своего времени”.

Рассматривая же точку зрения Пушкина, нельзя забывать тот факт, что свой упрек великий поэт высказал в 1825 г., действие же комедии происходит раньше. Политическая обстановка, отделяющая время действия комедии от времени ее выхода, изменилась. В условиях усиливающейся аракчеевщины перед декабристами все острее вставала необходимость от слов перейти к делу. Характеризуя эволюцию декабристского движения, М. В. Нечкина пишет: “Ранее требовался проповедник, агитатор, смелый разоблачитель палок и крепостного права, оратор в дворянских гостиных и клубах.

Сам Грибоедов прекрасно понимал это. Тем фактом, что Чацкий за свои пламенные выступления был осмеян и во многом просто не понят, драматург не только указывал на глубокую пропасть между ним и Фамусовыми, но и подчеркивал недостаточность и слабость надежд на силу одного слова, одних идей и убеждений.

Показывая неудачу проповеди Чацкого, попавшего в трагикомическое положение, Грибоедов шел дальше своего героя, критически освещая слабую его сторону, укрепляя своей комедией мысль о необходимости перехода к более действенным средствам борьбы с крепостнической реакцией. В личности Чацкого, во всем его эмоционально-психологическом облике, в страстной вере в силу убеждения, в пламенном и возвышенном красноречии много от романтизма декабриста, мечтающего о преобразовании жизни своей родины. Еще В. Ф. Одоевский заметил, что в Чацком “комик не думал представить идеала совершенства, но человека молодого, пламенного, в котором глупости других возбуждают насмешливость, наконец, человека, к которому можно отнести стих поэта: Не терпит сердце немоты”.

Пылкость, страстность, доброе и доверчивое отношение Чацкого к людям составляют основу его характера. Пылкость и страстность являлись типичной чертой многих декабристов. “Достоинство Рылеева состоит в силе чувствования, в жаре душевном”,- замечает Бестужев. Таким же пылким и увлекающимся был, например, и Кюхельбекер. Пылкость Чацкого соединяется в нем с волей.

Он умеет владеть своими чувствами, подчинять их разуму. На самом деле ум с сердцем у него всегда в ладу.

Related posts:

Источник

Сочинение Что такое патриотизм? Чацкий и Фамусов : кого из них можно считать истинным патриотом?

Конфликт Чацкого и фамусовского общества — художественное воплощение главного конфликта эпохи. Столкновение «века нынешнего» с «веком минувшим», лагеря феодальной реакции, защитников самодержавно-крепостнического строя с лагерем передовой дворянской молодежи, сторонниками свободомыслия, просвещения, демократических реформ отражено в комедии «Горе от ума» в образах Чацкого, Фамусова, Скалозуба, Молчалина, Хлестовой и других персонажей. В произведении исторически точно воспроизведена русская жизнь современной драматургу эпохи.

Критики отметили достоверность деталей быта и социальной психологии московского дворянства: «Запечатленные им исторические процессы были схвачены глазом художника почти что с научной точностью». Герои не просто озвучивают политические идеи. Это полнокровные, узнаваемые образы, их внутренний мир, характеры раскрываются в процессе развития конфликта с художественной убедительностью. Современники даже узнавали в действующих лицах комедии реальных людей, настолько психологически верны были портреты героев. Но Грибоедов все же не списывал с натуры своих персонажей, он не журналист, а художник, и однозначных прототипов у героев комедии нет. Автор изобразил не отдельных людей, а типы, а прекрасное знание жизни и талант драматурга сделали их близкими к действительности. Чацкий — человек умный, образованный, с обостренным чувством собственного достоинства и сознанием общественного долга. Он принадлежит к лучшей части дворянства, поставившей целью жизни демократическое преобразование общества, к тем, кого призывал Пушкин: «Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы». В его образе Грибоедов воспел «самую блестящую эпоху тогдашней России, эпоху надежд и возвышенной юности» (Герцен). Чацкий проповедует независимость личности («вольнее всякий дышит и не торопится вписаться в полк шутов»), безупречно честную службу во благо общества, воздавая должное тем, «кто служит делу, а не лицам». Общественная деятельность, безусловно, увлекает героя, у которого уже была «с министром связь» (правда, закончилась она разрывом). Неукротимая жажда деятельности на пользу отечеству вступает в противоречие с необходимым для службы и карьеры подхалимством: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Высокое понимание чести и долга было свойственно всей передовой дворянской молодежи того времени. Свободный образ мыслей вместо безмолвного преклонения перед «мнениями чужими», независимое и гордое достоинство вместо лести — эти моральные принципы Чацкого требовали иного служения. К тому же понятие патриотизма у героя неразрывно связано с вольнолюбием, демократическими преобразованиями, ненавистью к крепостникам-самодурам, а «отечества отцы», «грабительством богаты», занимали ключевые посты в чиновничьих структурах. Поэтому служебная карьера Чацкого, несмотря на блестящий ум, безупречную логику, великолепную речь, не состоялась. Даже осуждающий его свободомыслие, неуважительное отношение к авторитетам Фамусов воздает должное деловым качествам Чацкого: …Не служит, то есть в том он пользы не находит, Но захоти — был бы деловой. Жаль, очень жаль, он малый с головой. И славно пишет, переводит. Нельзя не пожалеть, что с эдаким умом… Антинародная политика правительства, семейственность, протекционизм в чиновничьих структурах («Ну как не порадеть родному человечку. »), карьеризм — все это вызывало резкое неприятие прогрессивной дворянской молодежи и демонстративный отказ от унизительной службы. В частности, один из прототипов Чацкого Чаадаев отказался от блестящей карьеры и занялся философией и историей России. Реакционно-крепостническое дворянство воспринимало негативно отказ от сотрудничества с властью как проявление оппозиционности политике государства: «…не блажи, именьем, брат, не управляй оплошно, а главное, поди-тка послужи». Фамусов восхищается нравами и образом жизни вельмож «века минувшего», добивающихся обманом «степеней известных». Образец для него — Максим Петрович, который когда нужно, «сгибался вперегиб» и в результате добился значительного служебного положения. Рабская мораль Фамусова, его философия наслаждения жизнью («на золоте едал; сто человек к услугам») вызвали едкую насмешку и гневный протест Чацкого. Он защищает разум, просвещение, благородство: Хоть есть охотники поподличать везде, Да нынче смех страшит и держит стыд в узде; Недаром жалуют их скупо государи. Чацкий клеймит позором ненавистный ему крепостнический строй, где одни ведут паразитический образ жизни, незаслуженно присваивая себе труд других, а проявляющие благородство, прямодушие являются изгоями. Издевательства над личностью совершенно непереносимы в цивилизованном обществе, тем более что пресловутые «отечества отцы» заслужили свое привилегированное положение не умом и преданностью интересам общества: Не эти ли, грабительством богаты? Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, Великолепные сооруди палаты, Где разливаются в пирах и мотовстве… С негодованием Чацкий относится и к преклонению перед всем иностранным. «Умный, бодрый наш народ» для героя — это богатые традиции национальной культуры, самобытный, выразительный русский язык. «Тоска и оханье, и стон» аристократов, выражающих восхищение перёд иностранной культурой и пренебрежение к своему родному, русскому, свидетельствуют о духовной неполноценности, ограниченности фамусовского общества. Чацкий мечтает об освобождении дворянства от этой постыдной зависимости: Чтоб истребил Господь нечистый этот дух Пустого, рабского, слепого подражанья; Чтоб искру заронил он в ком-нибудь с душой, Кто мог бы словом и примером Нас удержать, как крепкою вожжой, От жалкой тошноты по стороне чужой. В равной степени герой борется как за пробуждение чувства личного достоинства в человеке, так и за воспитание чувства национальной гордости в русском народе. Разум, идейное воздействие — вот что, по мысли Чацкого, сможет изменить жизнь. Но он переоценивал силу слова и недооценивал крепость «века минувшего». Консерваторы всеми силами цепляются за тот образ жизни, который позволяет на законных основаниях пользоваться плодами чужого труда. За малейшую провинность Фамусов готов отправить своих крепостных на каторжные работы в Сибирь: «И как недосмотрел? И как ты недослышал? В работу вас, на поселенье вас!». При малейших посягательствах на незыблемость своего положения реакционное дворянское общество консолидируется, давая резкий отпор отщепенцу, подавляя его количественным превосходством. Неотъемлемый «атрибут» фамусовского общества — полковник Скалозуб. Образ его карикатурен, но исторически верен. В начале 20-х годов многие передовые офицеры, отличившиеся в победных походах Отечественной войны, ушли в отставку, выражая недовольство аракчеевским режимом. На смену им пришли ограниченные и рабски преданные самодержавию карьеристы. Именно этот тип воплощен в образе Скалозуба. Цель службы для него не в защите отечества, а в получении звания генерала, в достижении богатства и знатности. Уровень образованности «золотой мешок» с гордостью декларирует сам: Я школы Фридриха, в команде — гренадёры, Фельдфебеля — мои Вольтеры. Собственное невежество его нисколько не смущает. Он искренне убежден, что достоинство человека составляет не ум, а богатство и положение в обществе. Скалозуб считает, что образование приносит только вред: Я вас обрадую: всеобщая молва, Что есть проект насчет лицеев, школ, гимназий; Там будут лишь учить по-нашему: раз-два; А книги сохранят так: для больших оказий. Рядом с Фамусовым и Скалозубом стоит образ Молчалина. У него те же жизненные ценности, но значительно меньше возможностей «достигнуть степеней известных». Однако беспредельный карьеризм (Молчалин именно «прислуживается») позволяет считать его кандидатом в процветающие чиновники. Жизненные принципы Молчалина абсолютно адекватны социальной психологии фамусовского общества, где его считают перспективным воспитанным молодым человеком, и, если бы не досадная оплошность, его непременно ждала бы прекрасная карьера. Молчалин стал символом рабского молчания, культивируемого в России в 20-е годы девятнадцатого века, а его жизненная философия — воплощением приспособленчества: Во-первых, угождать всем людям без изъятъя — Хозяину, где доведется окитъ, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была. Несмотря на моральное превосходство Чацкого, почувствовавшее опасность своему благополучию фамусовское общество обрекает героя на одиночество. «Мучителей толпа, в любви предателей, в вражде неутомимых» изгоняет его, но Чацкий считает, что опыт пропаганды передовых взглядов в невосприимчивом ко всему новому обществе не пропал даром. Несмотря на незыблемость бастионов крепостнического лагеря, Чацкий не одинок: демократические идеи бродят в обществе, внушая страх сторонникам «века минувшего».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *