в чем проявляется особенности семьи как малой группы
ОСОБЕННОСТИ СЕМЬИ КАК МАЛОЙ ГРУППЫ
Лекция 30. Семья и брак
Семья как малая социальная группа
Для большинства людей семья — это некая социальная общность, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общим бытом и взаимной моральной ответственностью.
Но само по себе понятие семьи намного шире, вот почему семья является предметом исследования разных наук. Так, этнография описывает и анализирует своеобразие семейного быта в прошлом, механизм сохранения семейных ритуалов, обрядов, обычаев. Социология сосредоточивает свое внимание на функционировании семьи как особой социальной системы, имеющей черты социального института и малой социальной группы. Экономика семьи и домохозяйства ориентирована на выяснение особенностей совместной деятельности членов семьи в системе домашнего хозяйства и производства. Семейное право рассматривает семью как круг лиц, связанных правами и обязанностями, вытекающими из отношений брака, родства, усыновления, а также вопросы семейной собственности при заключении и расторжении брака и во всех других случаях, когда затрагиваются интересы семьи в целом или ее отдельных членов. Демография анализирует семейную структуру населения во взаимосвязи с его половозрастной структурой, используя данные демографической статистики о размере и составе семьи, распространенности тех или иных семейных структур. Социальная психология исследует закономерности межличностных отношений в семье, внутрисемейные отношения с точки зрения их устойчивости и стабильности. Педагогика рассматривает вопросы воспитания детей в семье.
ОСОБЕННОСТИ СЕМЬИ КАК МАЛОЙ ГРУППЫ
Семья занимает во многих отношениях совершенно особое положение по сравнению с другими социальными группами. (Вспомните, что вы узнали о семье на уроках обществоведения в основной школе.)
Рассматривая семью как малую группу, ученые особо подчеркивают роль психологических связей. Вопрос о том, на основе каких отношений семья образована, в этом случае не имеет особого значения. Напомним, что такими основаниями могут быть либо брак, либо кровное родство (например, мать и дети), либо усыновление, либо общность жилья и бюджета (без регистрации брака). Главное, что этих людей связывают отношения взаимопомощи и взаимной ответственности друг за друга, за детей, их здоровье и воспитание.
Семья — это союз людей, объединенных любовью, общностью интересов, взаимовыручкой и взаимным пониманием проблем и радостей друг друга. Семейные отношения многогранны, как и сам человек, и для того, чтобы наладить комфортный психологический климат в доме, необходимо пройти через цепь компромиссов в отношениях друг с другом.
Какие бывают семьи? Чем они отличаются друг от друга: составом, характером взаимоотношений, распределением ролей и власти внутри семьи, количеством детей?
В современной России насчитывается более 40 млн семей. Среди них есть семьи расширенные (многопоколенные), которые объединяют под одной крышей два-три поколения (по подсчетам ученых, их не более 20%). Большинство российских семей состоит из супружеской пары с одним или двумя детьми, ее называют нуклеарной семьей.
Ученые выделяют семьи полные (двое родителей) и неполные (где по каким-либо причинам отсутствует один из родителей или родительское поколение, а дети живут с бабушками-дедушками). В зависимости от количества детей различают семьи бездетные, однодетные, мало- и многодетные.
По характеру распределения семейных обязанностей, по тому, как решается в семье вопрос о лидерстве, традиционно выделяют два типа семьи.
Традиционная, или патриархальная, семья предполагает главенство мужчины. Такая семья объединяет под одной крышей представителей, как минимум, трех поколений. Женщина экономически зависит от супруга, семейные роли четко регламентированы: муж (отец) — добытчик и кормилец, жена (мать) — домохозяйка и воспитатель детей.
К характеристикам партнерской, или эгалитарной, семьи (семьи равных) можно отнести справедливое, пропорциональное распределение семейных обязанностей, взаимозаменяемость супругов в решении бытовых вопросов, обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений, а также эмоциональную насыщенность отношений. Социальные психологи особо отмечают именно этот признак, подчеркивая тем самым, что только в семье партнерского типа можно говорить о взаимоуважении, взаимопонимании и эмоциональной потребности друг в друге.
Существуют и различные варианты переходного типа семьи. Например, муж, проповедуя на словах необходимость четкого распределения обязанностей на мужские и женские, активно помогает жене по хозяйству. Или, наоборот, мужчина мало участвует в ведении домашнего хозяйства, а на словах ратует за демократические ролевые установки.
Под функциями семьи понимается ее деятельность, имеющая определенные социальные последствия. Рассмотрим некоторые из них.
Репродуктивная функция связана с биологическим воспроизводством членов общества. Новое поколение, приходящее на смену старому, должно освоить социальные роли, получить багаж накопленных знаний, опыта, моральных и других ценностей. В этом проявляется воспитательная функция. Хозяйственно-экономическая функция охватывает различные аспекты семейных отношений: ведение домашнего хозяйства и семейного бюджета; организацию семейного потребления и проблему распределения домашнего труда; поддержку и опеку над престарелыми и инвалидами. Семья помогает человеку обрести спокойствие и уверенность, создает чувство безопасности и психологического комфорта, обеспечивает эмоциональную поддержку и сохранение общего жизненного тонуса (эмоционально-психологическая функция). Ученые особо говорят о рекреационной функции, которая включает в себя духовно-эстетические моменты, в том числе и организацию проведения свободного времени. Кроме того, семья предоставляет своим членам социальный статус, способствуя тем самым воспроизводству социальной структуры общества (социально-статусная функция). Семья регулирует сексуальное поведение людей, определяя, кто, с кем и при каких обстоятельствах может вступать в сексуальные отношения (сексуальная функция).
Перечисленные функции определяют жизнедеятельность семьи. Они тесно связаны между собой, хотя их соотношение и удельный вес могут быть различными.
Семья как малая группа
Отличительные особенности семьи как малой группы общества состоят в следующем:
1) семья представляет собой особого рода союз между супругами, отличающийся духовной общностью, глубокими интимно-доверительными связями;
2) в семье преобладают доверительные отношения между супругами и детьми;
3) особенность семьи проявляется в способе ее формирования: люди
вступают в брак на основе взаимных симпатий, духовной близости.
Основные функции современной семьи могут быть сведены к следующему:
5) сфера первичного социального контроля – моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах, ответственность и обязательства родителей перед детьми;
11) накопления собственности и передача ее по наследству.
Среди перечисленных функций важнейшими являются репродуктивная и воспитание детей;
Известный отечественный социолог И. Кон дает описание различных типов культур (в зависимости от господствующих норм половой морали), среди которых выделяет два основных типа: антисексуальная (репрессивная) и просексуальня (терпимая).
Для социологической теории семьи большой интерес представляет вопрос об эволюции типов семей и тех трансформациях, которым она подвергалась в условиях современного индустриального общества. Известно, что в аграрном обществе господствовала расширенная семья, которую иногда называют патриархальной.
Каковы основные причины столь существенной трансформаци семьи. Основные из них могут быть сведены к следующим:
1) свойственная индустриальной экономике организаций производственного процесса требует отдаления места работы от места жительства, что приводит к росту мобильности населения, ослабившей частоту, и интенсивность контактов между членами расширенной семьи;
2) рост социальной мобильности и свойственная индустриальному обществу ориентация на «достигаемый статус» приводит к тому, что члены семьи начинают занимать различные социальные позиции, что также приводит к ослаблению родственных связей;
3) рост дифференциации и специализации общественного труда в индустриальном обществе приводит к широкому распространению;
культурно-образовательных учреждений и развитию сферы услуг, эти учреждения берут на себя многие традиционные функции семьи образовательную, хозяйственную, досуговую и др.
Важную роль в семейно-брачных отношениях играют тенденции семьи. Тенденции – это более или менее устойчивые, повторяющиеся явления, факты, события, которые уменьшаются или увеличиваются по отношению к какому-либо начальному периоду.Назовем некоторые из них на сегодняшний день относительно 1991 г.:
1) брак по любви, равноправный, добровольный без материальных расчетов;
2) рост общественной ценности семьи в становлении и развитии личности;
3) укрепление чувств супругов в индивидуальной половой любви;
4) опрежение смертности над роджаемостью. Россия ежегодно вымирает почти на 1 миллион человек. К средине столетия россиян будет всего 100 млн.
5) сокращение рождаемости;
6) рост числа разводов;
7) стремление девушек к замужеству с богатым (без любви, но терпимым).
8) Рост преступности, в том числе подрастковой и д.р.
Презентация по обществознанию на тему «Семья как малая группа»
Описание презентации по отдельным слайдам:
План урока Особенности семьи как малой группы Психология семейных взаимоотношений Гендерное поведение Воспитание в семье
Изучением семьи занимается много наук: Этнография описывает и анализирует своеобразие семейного быта в прошлом, механизм сохранения семейных ритуалов, обрядов, обычаев. Социология изучает функционировании семьи как особой социальной системы, имеющей черты социального института и малой социальной группы. Экономика семьи и домохозяйства изучает особенности совместной деятельности членов семьи в системе домашнего хозяйства и производства. Социальная психология исследует закономерности межличностных отношений в семье, внутрисемейные отношения с точки зрения их устойчивости и стабильности.
Изучением семьи занимается много наук: Семейное право рассматривает семью как круг лиц, связанных правами и обязанностями, вытекающими из отношений брака, родства, усыновления, а также вопросы семейной собственности при заключении и расторжении брака и во всех других случаях, когда затрагиваются интересы семьи в целом или ее отдельных членов. Педагогика рассматривает вопросы воспитания детей в семье. Демография анализирует семейную структуру населения во взаимосвязи с его половозрастной структурой, используя данные демографической статистики о размере и составе семьи, распространенности тех или иных семейных структур.
1. Особенности семьи как малой группы В современной России насчитывается более 40 млн. семей. Расширенные (многопоколенные) – объединяют два-три поколения (в России не более 20%). Нуклеарные – супружеская пара с одним или двумя детьми (в России большинство).
1. Особенности семьи как малой группы Существуют семьи полные (двое родителей) и неполные (где по каким-либо причинам отсутствует один из родителей или родительское поколение, а дети живут с бабушками-дедушками). В зависимости от количества детей различают семьи бездетные, однодетные, мало- и многодетные.
2. Психология семейных взаимоотношений Огромное значение имеет психологическая атмосфера в семье. По разным поводам возникают семейные конфликты. В такой ситуации каждый человек должен действовать разумно, переходить к рациональному рассмотрению возникших разногласий и достижению согласия на почве взаимных уступок.
3. Гендерное поведение В современной научной литературе наряду с понятием пол часто употребляется понятие гендер. Понятие «пол» подразумевает совокупность биологических отличий мужчин от женщин.
3. Гендерное поведение Каждое общество в соответствии со своими ценностями определяет гендерные роли, т. е. предъявляет нормативные предписания и ожидания к «правильному» мужскому или женскому поведению. Выполнение соответствующей гендерной роли обусловливает гендерное поведение индивида. Следовательно, можно говорить о социокультурных закономерностях гендерного поведения.
3. Гендерное поведение Всевозрастающее участие женщины в общественном производстве, ее стремление занять равные, а порой и более значимые, чем у мужчин, социальные позиции требуют от женщины значительно больше усилий: они должны не только противостоять конкурентам, но и преодолеть инерцию привычных стереотипов.
4. Воспитание в семье Под семейным воспитанием понимают осознанное влияние на формирование личности детей, предпринимаемое старшими членами семьи. Как правило, оно направлено на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, какими должны стать ребенок, подросток, юноша, девушка.
4. Воспитание в семье Личностные ресурсы семьи определяются составом семьи (наличием обоих родителей или одного из них, братьев и сестер, других близких родственников), а также такими характеристиками старших членов семьи, как состояние здоровья, характер, уровень и вид образования, индивидуальные увлечения, вкусы, ценностные ориентации, социальные установки, уровень притязаний и т. п. Эти факторы влияют на цели и стиль семейного воспитания.
4. Воспитание в семье Система приемов и характер взаимодействия с младшими определяют стиль воспитания. Педагоги выделяют четыре соответствующих типа взаимоотношений: диктат, опека, невмешательство и сотрудничество.
4. Воспитание в семье Диктат в семье характеризуется стремлением старших максимально подчинить своему влиянию младших. Инициатива детей всячески пресекается. Родители жестко добиваются исполнения своих требований, стремясь полностью контролировать поведение, интересы и даже желания детей. Это достигается с помощью неусыпного контроля и наказаний, что весьма часто вызывает естественное сопротивление ребенка.
4. Воспитание в семье Сотрудничество характеризуется стремлением старших установить теплые отношения с младшими, привлекать их к решению проблем, поощрять инициативу и самостоятельность. Такой стиль способствует воспитанию самостоятельности, ответственности, активности, дружелюбия, терпимости.
4. Воспитание в семье Сегодня особое значение приобретает не родительская власть, а моральный авторитет родителей. Но поддерживать моральный авторитет гораздо труднее, чем власть, основанную на силе.
Домашнее задание Изучить параграф 37 Ответить на вопросы в конце параграфа (устно) Задание №5 (письменно)
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Данная презентация поможет учителю провести интересный и наглядный урок обществознания по теме «Семья как малая группа».
Форма подачи материала и его визуализация способствует лучшему усвоению материала и его запоминанию учащимися.
Данная презентация также поможет учащимся в самостоятельном изучении данной темы и для подготовки к ЕГЭ.
Номер материала: ДБ-036427
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Только каждый 10-й россиянин может дать платное образование своим детям
Время чтения: 2 минуты
До конца 2024 года в РФ построят около 1 300 школ
Время чтения: 1 минута
В Москве новогодние утренники в школах и детсадах пройдут без родителей
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Семья как малая группа
Семья – это малая группа людей (минимально двух), связанных брачными или (и) кровно-родственными узами, общим бытом, хозяйством, взаимопомощью и моральной ответственностью. Семья – один из основных инструментов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение приоритетов и потребностей в жизни каждого человека. Она дает представление о жизненных целях и ценностях, о поведении в быту, о нравственности, гуманизме и т. д. В семье человек получает практические навыки применения этих представлений во взаимоотношении с другими людьми, усваивает нормы поведения в различных ситуациях повседневного общения. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы жизненного тренинга личности. С одной стороны, социальный опыт приобретается в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с членами своей семьи, с другой стороны, он накапливается за счет наблюдения со стороны ребенка за особенностями взаимоотношений остальных членов семьи между собой.
Типология семьи определяется различными подходами к определению основания для классификации, например:
Каждую из категорий семей характеризуют наблюдаемые в семье социально-психологические явления и процессы, особенности эмоциональных контактов членов семьи, индивидуально-психологические потребности ее членов и т. д.
Основные задачи семьи состоят в следующем:
В настоящее время проблемы семьи изучают многие науки: социология, экономика, право, этика, демография, этнография, психология, педагогика и др. Каждая из этих наук в соответствии со своим предметом выявляет те или иные стороны функционирования или развития семейной группы.
Сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов, называется функцией. Разные авторы, перечисляя функции семьи, определяют их по-разному. Так И. В. Гребенников относит к функциям семьи репродуктивную, экономическую, воспитательную, коммуникативную функцию организации досуга и отдыха, а Э. Г. Эйдемиллер и В. В. Юстицкис – воспитательную, хозяйственно-бытовую, эмоциональную, духовного общения, первичного контроля и сексуально-эротическую функции. Многие исследователи единодушны в том, что функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, динамику семейных изменений на разных исторических этапах. Современная семья утратила некоторые функции, присущие ей в прошлом, например производственную, образовательную и др.
Среди множества функций, рассматриваемых разными авторами, назовем несколько так называемых традиционных функций семьи как малой группы:
Следует, однако, учесть, что существует множество факторов, препятствующих реализации функций семьи, например:
Семья как малая группа и социальный институт: признаки, виды, функции
Социология семьи – специальная социологическая дисциплина, которая изучает возникновение, развитие и функционирование семьи. Объектом познания является семья. Главные ее предмет – брачно-семейные отношения. Социология семьи изучает типы социальных отношений, характерных для семьи, численность и структуру семейных общностей, функции семьи, особенности семьи как социального института и малой социальной группы. Таким образом, социология семьи является самостоятельной отраслью науки, представляющей собой систему знаний, которые отражают семью как целое, в единстве ее общих и особенных, количественных и качественных, статистических и динамических сторон.
Различаются два основных направления:
— исследование истории семьи и брака,
— анализ современной семьи и брака.
В рамках исторического направления рассматривается происхождение семьи и ее развитие в различных социально-экономических формациях. Существует множество подходов и теорий в этом вопросе. Конт понимал семью как категорию изменяющуюся, историческую и при этом считал ее основной общественной группой, которая выполняет самые важные функции. Заметный вклад в развитие теории семьи внес французский социолог Ж. Ле-Плей, который считал, что семья является единственным способом выводить дальнейшее поколения, развивая добро и подавляя зло. Если семья не справится с укрощением «маленьких варваров», то, прежде всего пострадает общество. В течение длительного периода 19 в. семья рассматривалась как изначальная и самая маленькая ячейка общества и ученых интересовала не столько она сама, сколько ее отношение к государству. Ф. Энгельс особенно внимательно рассматривал эволюцию форм семьи, ее развитие от групповых форм к моногамии. Вклад в теорию семьи внес и Э. Дюркгейм. Влияние на социологию семьи оказала теория «социальных групп» американского социолога Ч. Х. Кули. Он ввел понятие первичных групп (семьи, соседства, детской группы), которые являются общественными первичными ячейками и характеризуются интимными, личностными, неформальными связями, непосредственным общением, устойчивостью, малыми размерами. В первичных группах происходит социализация личности. Семья – самый древний, самый первый социальный институт, который возник еще в условиях формирования общества. На первых этапах развития общества отношения между женщиной и мужчиной, старшими и младшими поколениями регулировались племенными и родовыми традициями и обычаями, которые базировались на религиозных и нравственных представлениях. С возникновением государства регулирование семейных отношений приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака налагало определенные обязанности не только на супругов, но и на государство, санкционировавшее их союз. Отныне социальный контроль осуществлялся не только со стороны общественного мнения, но и государства. Семья имеет несколько определений с точки зрения разных наук и подходов. Ее типичными и важнейшими признаками, характерными для всех времен и культур являются:
— Малая группа людей.
— Объединяет этих людей – отношения брака или кровное родство (родители, дети, братья, сестры).
Структуру семьи составляет совокупность отношений между ее членами, которая включает: структуру родства, структуру власти и лидерства, структуру ролей, структуру коммуникаций.
С точки зрения функционирования семьи как системы в социологии рассматриваются следующие проблемы:
— несоответствие функционирования семьи общественным потребностям (низкая рождаемость, высокое число разводов, низкий воспитательный потенциал и т.д.);
— противоречия между мужскими и женскими ролями, между ролями семейными и профессиональными, низкая сплоченность группы;
— падение престижа традиционного брака.
Сейчас социологические исследования идут в следующих направлениях:
— изучения мотивации вступления в брак, возраст вступления в брак, прекращения брака;
— изучение структуры семьи, ее численности, распределения ролей, на основании этих исследований создание несколько типологий семей;
— изучение отношений, складывающихся в семье, как между супругами, так и между поколениями;
— изучение качества жизни, материального уровня жизни семьи и влияния этих факторов на семейные отношения;
— изучение функций семьи, их изменение, трансформации и влияния этих изменений на размеры семьи, деторождение.
Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль – один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяются на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т.д. Ролевые отношения в семье могут характеризоваться ролевым согласием или ролевым конфликтом. В современной семье наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций. Семья утрачивает свои позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других функциях. Традиционные роли, при которых женщина рожала и воспитывала детей, вела хозяйство, а муж был хозяином, собственником имущества, экономически обеспечивал семью, заменились ролевыми, при которых женщина стала играть равную или выше роль с мужчиной. Это изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой позитивные и негативные последствия. С одной стороны, это способствовало утверждению равенства женщин и мужчин, с другой – усугубило конфликтные ситуации, снизило рождаемость.
Существует множество типологий семьи, т.к. типологии базируются на различных критериях (численность, функции, традиции). Типология с точки зрения численности:
— расширенная семья, когда вместе проживают несколько поколений, или несколько семей сестер и братьев (в России таких мало);
— полная нуклеарная семья, в которой совместно проживают родители и дети (типичная семья для современной России);
— неполная семья, в которой отсутствует либо один родитель, либо дети.
Существует типология семьи с точки зрения количества детей – малодетные, среднедетные, многодетные. Количество детей, по которому судят о том, к какому типу относится семья со временем меняется (1-2 – малодетная, 3-4 – средне, 5 и более – многодетная). Типология по количеству участвующих в браке: моногамия – 1 женщина и 1 мужчина, полигамия – 1 мужчина и много женщин (у мусульман), полиандрия – 1 женщина и много мужчин (в Гималаях).
Типология по распределению ролей в семье:
— партнерская (где совместно принимаются какие-либо решения),
— автономная (где каждый член семьи решает свои вопросы автономно).
Кроме того, семья как объект может быть классифицирована по:
— типам поселения – городская и сельская;
— социальному положению родителей – семьи крестьян, рабочих, служащих;
— этапам жизненного цикла – молодая, зрелая, «опустевшего гнезда»;
— степени формализации – фактическая, юридическая;
— однородности социального положения супругов – гомогенная и гетерогенная.
— неполная семья или семья с 1 ребенком,
— семья, не регистрирующая брак,
— одиночки, отказывающиеся от любой формы семьи,
— нетипичные типы («шведские семьи», гомосексуальные),
— параллельное проживание 2 или более семей.
Итак, нетрадиционные типы семей к концу 20 в. занимают все большее место в системе семейных отношений, вытесняя модальные или традиционные типы. В основе этого процесса лежат 2 главные причины и ряд вторичных. К основным относятся:
— изменение экономической ситуации в мире, которое привело, во-первых, к экономической состоятельности женщин, во-вторых, к обеспеченной старости, в-третьих, к довольно существенной материальной помощи государственных и общественных институтов, что позволило разорвать традиционную зависимость женщин от мужчины-кормильца, пожилых родителей от детей-кормильцев и повлияло на размеры и типы семьи;
— всеобщая демократизация, наделившая равными правами женщин и мужчин, существенно усилившая права детей. Тем самым женщине самой предоставлено право решать вопрос о необходимости исполнения роли супруги и матери и это изменило внутрисемейные отношения.
Помимо этих причин ряд ученых связывают радикальные изменения типа семьи с изобретением контрацептивов, позволяющих регулировать рождаемость.
Функции семьи историчны и связаны с социально-экономическими условиями общества. Это обуславливает их характер и иерархию.
Функции семьи (основные):
— репродуктивная, т.е. биологическое воспроизводство население;
— социализация детей, воспитательная, культурное воспроизводство общества;
— содержание детей и престарелых членов.
Функции второго плана:
— коммуникационная в разных аспектах – внутри семьи и с внешним миром,
— регулятивная – регулирует поведение своих членов,
— накопление и передача собственности и статуса,
— рекреационная – материальные и моральные условия отдыха.
Эти функции в том или ином виде и объеме имеют место в семьях и в каждой семье их соотношение различно. Происходит постепенный переход от патриархальной семьи с бесспорным авторитетом и властью отца в семье к эгалитарной, в которой мужчина перестает быть единственным создателем материальной базы семьи. Роль кормильца выполняет и женщина и мужчина. Рекреационная функция семьи существовала и в 19 и в 20 вв. лишь в зачаточном состоянии, поскольку в рамках семьи осуществлялся не столько отдых, сколько совместное производство. Сейчас производительная деятельность выведена в основном за рамки семьи, а семья становиться главным местом отдыха. В целом изменение функций, утрата одних и возникновение других называется дисфункцией. Результатом дисфункции семьи становится возникновение новых типов семьи.
В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций. Семья утрачивает свои позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других функциях. Традиционные роли, при которых женщина рожала и воспитывала детей, вела хозяйство, а муж был хозяином, собственником имущества, экономически обеспечивал семью, заменились ролевыми, при которых женщина стала играть равную или выше роль с мужчиной. Это изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой позитивные и негативные последствия. С одной стороны это способствовало утверждению равенства женщин и мужчин, с другой усугубило конфликтные ситуации, снизило рождаемость.