в чем проявляется непосредственное действие прав и свобод

Как в России защищают права и свободы гражданина

в чем проявляется непосредственное действие прав и свобод. Смотреть фото в чем проявляется непосредственное действие прав и свобод. Смотреть картинку в чем проявляется непосредственное действие прав и свобод. Картинка про в чем проявляется непосредственное действие прав и свобод. Фото в чем проявляется непосредственное действие прав и свобод

В первую очередь права граждан защищает Основной закон страны — Конституция.

В главе 2 прописано, что человеку в России гарантированы право на жизнь, достоинство, безопасность, свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, неприкосновенность жилища, определение и указание своей национальной принадлежности, пользование родным языком, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, свободно выезжать за пределы РФ и беспрепятственно возвращаться. Гарантированы свобода совести и вероисповедания, мысли и слова, право на информацию.

Также граждане РФ имеют право на объединение (гарантированы свобода союзов, партий), на собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования, участие в управлении делами государства, право избирать и быть избранным, а также право обращаться в государственные органы.

Кроме того, Конституцией гарантированы социальные, экономические, культурные права — полный список прав и свобод есть в соответствующей главе Основного закона.

Отдельно права и свободы защищены кодексами и отдельными законами.

Так, в частности, трудовые права граждан защищает Трудовой кодекс РФ. В статье 3 прописано: «каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав». Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах.

Семейный кодекс защищает права детей и семьи: «семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства».

В Гражданском кодексе указано, что «гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого‑либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты».

Закон «О защите прав потребителей» устанавливает права потребителей на приобретение товаров, работ и услуг надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о них и об их изготовителях, исполнителях и продавцах, о владельцах агрегаторов информации о товарах и услугах, просвещение, государственную и общественную защиту их интересов.

Уполномоченный по правам человека

В России существует Уполномоченный по правам человека. Должность Уполномоченного по правам человека в РФ учреждена в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Уполномоченный, в частности, рассматривает жалобы граждан РФ и находящихся на территории России иностранных граждан и лиц без гражданства и принимает необходимые меры по защите прав человека по собственной инициативе в случае, если ему поступила информация о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан, либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты. В случае необходимости можно обратиться к Уполномоченному — вот ссылка.

Источник

Принцип непосредственное действие прав человека

в чем проявляется непосредственное действие прав и свобод. Смотреть фото в чем проявляется непосредственное действие прав и свобод. Смотреть картинку в чем проявляется непосредственное действие прав и свобод. Картинка про в чем проявляется непосредственное действие прав и свобод. Фото в чем проявляется непосредственное действие прав и свобод в чем проявляется непосредственное действие прав и свобод. Смотреть фото в чем проявляется непосредственное действие прав и свобод. Смотреть картинку в чем проявляется непосредственное действие прав и свобод. Картинка про в чем проявляется непосредственное действие прав и свобод. Фото в чем проявляется непосредственное действие прав и свобод в чем проявляется непосредственное действие прав и свобод. Смотреть фото в чем проявляется непосредственное действие прав и свобод. Смотреть картинку в чем проявляется непосредственное действие прав и свобод. Картинка про в чем проявляется непосредственное действие прав и свобод. Фото в чем проявляется непосредственное действие прав и свобод в чем проявляется непосредственное действие прав и свобод. Смотреть фото в чем проявляется непосредственное действие прав и свобод. Смотреть картинку в чем проявляется непосредственное действие прав и свобод. Картинка про в чем проявляется непосредственное действие прав и свобод. Фото в чем проявляется непосредственное действие прав и свобод

в чем проявляется непосредственное действие прав и свобод. Смотреть фото в чем проявляется непосредственное действие прав и свобод. Смотреть картинку в чем проявляется непосредственное действие прав и свобод. Картинка про в чем проявляется непосредственное действие прав и свобод. Фото в чем проявляется непосредственное действие прав и свобод

в чем проявляется непосредственное действие прав и свобод. Смотреть фото в чем проявляется непосредственное действие прав и свобод. Смотреть картинку в чем проявляется непосредственное действие прав и свобод. Картинка про в чем проявляется непосредственное действие прав и свобод. Фото в чем проявляется непосредственное действие прав и свобод

Содержание отражено в ст.18 КРФ «права свободы чел и гражданина явл непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной ветвей власти местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Непосредственное действие прав человека – это возможность индивида осуществлять и защищать права всеми правомерными способами, без какого бы то ни было правоприменительного акта, руководствуясь только КРФ и её высшей юридической силой.

Принцип проявляется в следующем:

1) Поведение человека является правомерным. Если он руководствуется правами и свободами, закрепленными в КРФ. Такому поведению не должно быть причинено никаких препятствий.

2) Реализация прав не требует разрешения от гос-ва, в некоторых случаях достаточно уведомления.

3) Многие права и свободы можно осуществлять, не вступая в конкретные правоотношения. П/о возникают тогда, когда п/о нарушены. Например: право на свободу, личную неприкосновенность, н пользование родным языком. И др. права могут реализовываться как п/о так и ……….

4) Права и свободы, закрепленные в КРФ действуют во отношении всех Су, находящихся на территории РФ. Права и свободы распространяются на граждан, лиц без гржданства, иностранных лиц.

3 Принцип: личная неприкосновенность человека.

Личная неприкосновенность – стержень прав и свобод, основа всего правового статуса чел. Это право на жизнь и право на свободу.

Право чел на жизнь означает, что он неприкосновенен, что в свою очередь обуславливает неприкосновенность жилища, переписки, доброго имени. С другой стороны, право на жизнь определяется достоинством личности, т.е. её общественной ценностью и связана в т.ч. с правом не подвергаться пыткам и иному насилию.

Неприкосновенность охватывает собой не только правомочие гарантирующие человеку телесную, нравственную, психологическую, и неприкосновенность честной жизни.

Содержание личной неприкосновенности:

1) Право личной неприкосновенности реализуется во всех личных правах. Личность свободна до тех пор, пока не нарушено хотя бы одно её право распоряжаться собой по своему усмотрению. Соответственно каждая из прав и свод неприкосновенна.

2) Все личные права не требуют от человека каких либо положительных действий. Действия требуются лишь тогда, когда права были нарушены.

3) Право личной неприкос. Порождает обязанности всех тех, кто входить в соприкосновение с человеком не посягать не только на его личную, но и на семейную информационную и др. неприкосновенности.

4) Когда нарушается неприкосновенность тайны частной жизни, переписки, жилища и т.д., Об посягательства является не сведение, не жилищи само не информация, а личная неприкосновенность человека. Это особо важно для квалификации преступлений.

Виды личной безопасности:

1) Индивидуальная свобода человека

2) Физическая неприкосновенность

3) Нравственная неприкосновенность

4) Психическая неприкосновенность.

Индивидуальная свобода человека – это предоставленная человеку возможность располагать собой по своему усмотрению, определять место своего пребывания.

Физическая неприкосновенность – предполагает такое фактическое состояние человека, когда человек свободен он посягательств любых Су на его жизнь, здоровье, телесную неприкосновенность, в т.ч. недопустимость пыток насилия, других унижающих человеч достоинство обращений и наказаний, + недопустимость осуществление в отношении человека медицинских опытов без согласия чел

в чем проявляется непосредственное действие прав и свобод. Смотреть фото в чем проявляется непосредственное действие прав и свобод. Смотреть картинку в чем проявляется непосредственное действие прав и свобод. Картинка про в чем проявляется непосредственное действие прав и свобод. Фото в чем проявляется непосредственное действие прав и свобод

Нравственная неприкосновенность. КРФ гарантирует чел охрану достоинства личности и доброго имени. В законодательстве раскрывается достоинства через следующие понятия:

Честь – основывается не на равенстве всех людей, а на их дифференциации, в зависимости от соц. положения профессиональной и иной принадлежности.

Достоинство – признание за человеком им самим или окружающими принятых в обществе нравственных, профессиональных, интеллектуальных и иных качеств.

Репутация – мнения, сложившиеся у окружающий о нравственном и профессиональном облике человека, основанное на его предшествующей деятельности и выражающееся в признании его услуг и авторитета.

Источник

Права человека: содержание понятия

Именно с возникновением и распространением концепций естественного права связано появление такого научного понятия как «права человека».

Многими правоведами отмечалось, что с каждым годом значение прав и свобод человека и гражданина увеличивается. Если рассматривать дефиницию «современные права» можно прийти к выводу, что она не является бесспорным. Однако мы попробуем определить его общепризнанные составляющие.

Во-первых, права человека являются универсальными и индивидуальными, это означает, что они распространяются в отношении всех людей, независимо от пола, национальной и расовой принадлежности, возраста и т.д., и принадлежат каждому индивиду, вне независимости от его социального положения.

Во-вторых, права человека имеют внутригосударственную природу: государство имеет право закреплять эти права в своем действующем законодательстве, но при этом важно отметить, что они не порождаются и не создаются им. В этом смысле права человека представляются естественными правами, представляющиеся человеку при рождении, которыми обладает личность, вне зависимости от воли государства и нередко вопреки ему[1].

В-третьих, признание прав человека предполагает, что страна обязана отказаться от вторжения в сферу личных свобод и поэтому предоставляет защиту от вмешательства в нее государства. В связи с этим можно отметить, что существует перечень особенностей, которыми обладают отношения между человеком и государством, которые в свою очередь становятся все более значимыми в современном мире для осознания идеи наличия у индивида правосубъектности в рамках международного права:

В основу интернационализации прав человека и легли вышеуказанные особенности современных прав личности.

Интересным представляется определение, данное Додоновым В.Н., Пановым В.П., Румянцевым О.Г.: «Права человека — права, присущие природе человека, без которых он не может существовать как полноценное человеческое существо»[6].

В свою очередь Т. Бекназар-Юзбашев, не раскрыл само понятие прав человека, а отметил, что «возникновение и развитие современного понимания прав человека неразрывно связано со следующим кругом проблем:

Профессор М.В. Баглай под правами человека понимал исходные, присущие всем людям от рождения права независимо от того, являются они гражданами государства, в котором живут, или нет[8].

Чиркин В.Е., раскрывая понятие прав человека пришел к выводу, что это абсолютные, неотчуждаемые, естественные, неограничиваемые права, принадлежащие человеку (в том числе и не гражданину) в силу его рождения как личности[9].

Поскольку по своей природе права человека являются неотчуждаемыми, то государство не имеет право вмешиваться в личную жизнь человека. Такого рода права вытекают, как отмечается во «Всеобщей декларации прав человека», из присущих всем членам человеческой семьи достоинства и свободы[10].

По мнению Б.С. Эбзеева права человека – это такие права, которые принадлежат каждому гражданину в отличие от привилегий, которые распределяются согласно занимаемому индивидом места на социальной лестнице.

Так же существуют иные понятия прав человека.

Права человека являются неотъемлемым элементом каждого человека. Государство не может «даровать» эти права, а может лишь закрепить их во внутреннем законодательстве и всеми возможными способами обеспечить их реализацию. Только в этом случае государство можно назвать правовым. В случае же если государство или не предоставляет своим гражданам их естественные права или препятствует их осуществлению или представляет эти права только определенным группам лиц, тем самым порождая дискриминацию, то его можно охарактеризовать как антидемократическое.

Права человека — есть естественные возможности индивида, которые обеспечивают его личное достоинство и свободу жизнедеятельности во всех аспектах общественной жизни. Помимо термина «права» употребляется еще и термин «свободы»: свобода совести и вероисповедания, свобода мысли и свобода слова, печати, свобода передвижения и т.д. В общем и целом эти понятия можно считать однородными. В науке и законодательных актах используются также такие понятия как «права гражданина» и «права личности».

Права человека вне зависимости от того, закреплены ли они во внутреннем законодательстве или нет не могут быть ограничены внутригосударственными или национальными рамками, поскольку они являются объектом международного права, а так же являются естественными и неотъемлемыми. Если государство закрепляет в своем законодательстве права человека, то они становятся и правами гражданина этой страны.

Права человека и гражданина представляют собой комплекс естественных правомочий, выработанных в процессе развития общества и которые получили отражение во внутригосударственных правовых актах. Государства обязаны закрепить эти права в своих конституциях и иных законах, а так же обеспечить их реализацию и защиту. Таким образом человек становится членом государственно-организованного сообщества

Под правами личности понимаются полномочия, относящиеся к конкретному человеку в данной ситуации. Объем этих полномочий зависит как от условий проживания, работы, и социально-экономического положения в целом, так и от общественно-политического статуса. Под понятие «личность» подпадают граждане страны, иностранные гражданине, апатриды и беженцы. Права личности характеризуют степень его зрелости, индивидуальные особенности человека, способность руководить своими действиями и осознавать правомерность своих поступков.

В современной юридической литературе, в международных и внутригосударственных актах такие понятия как «права человека», «права личности» и «права гражданина» рассматриваются как однопорядковые. Использование другой терминологии связанно как правило с логическими и стилистическими правилами или в случае необходимости выделить тот или иной аспект проблем прав индивидуума.

Все основные права человека закреплены в международно-правовых актах, поскольку они являются международным стандартом и все современные государства обязаны равняться им. Так, в преамбуле Устава Организации Объединенных Наций закреплено, что народы объединенных наций преисполнены решимости «вновь утвердить веру в основные права человека, в равноправие мужчин и женщин и в равенство больших и малых наций…».

Главной идеей прав человека является то, что интересы личности, в отличии от интересов государства являются абсолютными. Интересы никогда не могут стоять превыше достоинства личности.

Остается не рассмотренным вопрос, касающийся соотношение прав и обязанностей. До этого существовал следующий порядок: вначале обязанности, затем права; то есть обязанностям придавалось большее значение. Но большинство ученых придерживается точки зрения, выраженной в 29 статье Всеобщей декларации: каждый человек имеет обязанности перед обществом, но должен при осуществлении своих прав и свобод подвергаться только таким ограничениям, какие учитывают права и свободы других личностей и отвечают требованиям морали. Это означает, что на первом месте выступают права, поскольку только при их наличии возможно добровольное выполнение обязанностей.

Существует и так называемый демократический подход, согласно которому права конкретной личности обладают приоритетом на правами нации.

Реализация всех прав человека неразрывно связанна с экономическим состоянием страны. Поскольку такое право, как право на жилище не сможет быть реализовано государством, если на его территории не будет построено достаточно жилых помещений для его граждан. Это и касается и права на труд, свободное передвижение, выезд и въезд из страны, отдых и социальное обеспечение и т.п[11].

Для обеспечения всеми государствами основных прав и свобод Генеральной Ассамблеей ООН были провозглашены международные стандарты в этой области.

Если рассматривать отдельно права женщин, особенно в мусульманских странах, то можно будет наблюдать, что их права определены Институтом «Право личного статуса»:

Рассмотрев существующие в науке определения, можно прийти к выводу, что права человека — это система универсальных, то есть действующих в отношении всех людей, вне зависимости от пола, национальности, вероисповедания, социального положения прав:

[2] Однако сами эти представители есть личности данного конкретного общества.

[3] Многие авторы считают данное положение одной из особенностей современного международного права в области прав человека. См.: Права человека в истории человечества и в современном мире. М., 1989. С. 147.

[4] См.: Ледях И.П. Социальное государство и права человека (из опыта западных стран) // Социальное государство и защита прав человека. М., 1994. С. 22-23.

[5] См.: Златопольский Д.Л. Государство и личность: основы взаимоотношений // Вестник Московского университета Сер. 11. Право №1. 1193. С. 312

[6] См.: Международное право. Словарь-справочник / Под общей редакцией академика МАИ, д.ю.н. В.Н. Трофимова. М., 1997. С. 234.

[7] См.: Бекназар-Юзбашев Т. Указ.соч. С. 13

[8] См.: Баглай М.В., Лейбо Ю.И., Энтина Л.М. Конституционное право зарубежных стран. М., 2013. С. 120.

[9] См.: Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 2014. С. 54.

[10] См.: Шахрай С.М., Клишас А.А. Конституционное право Российской Федерации. М., 2010. С. 135.

[11] См.: Авакьян С.А. Теория государства и права. М.: Юстицинформ, 2015. С. 52

[12] См.: Мюллерсон Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. М., 2011. С. 48.

Источник

Непосредственное (прямое) действие основных прав и свобод человека

Понятие непосредственного (прямого) действия основных прав и свобод человека.Это свойство основных прав человека в российском праве законодательно было закреплено только в 1993 г. в Конституции РФ и сегодня занимает центральное место в механизме обеспечения и защиты основных прав. Статья 18 Основного закона России гласит: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими».

Провозглашение указанного свойства основных прав покончило с бытовавшей ранее традицией декларативного восприятия Конституции в целом и ее статей о правах и свободах человека в частности. Было время, когда конституционные права человека действовали лишь тогда, когда издавались специальные законы, а чаще всего — специальные нормативные акты. Не только чиновники, но даже суд не имел обычая ссылаться в своих решениях на Конституцию.

Закрепив непосредственное действие основных прав и свобод человека, Конституция РФ превзошла, тем самым, конституции так называемых «правовых демократических государств» (США, Великобритании, Франции, ФРГ), в которых это свойство не закреплено.

Под непосредственным (прямым) действием основных прав человека понимается возможность индивида осуществлять и защищать их всеми правомерными способами, без какого бы то ни было правоприменительного акта, напрямую руководствуясь Конституцией и ссылаясь на ее высшую юридическую силу[417]. Термин «непосредственное действие прав» тождествен термину «прямое действие прав».

Непосредственное действие основных прав и свобод человека гарантируется рядом конституционных норм, имеющих широкую сферу действия. Это нормы, закрепляющие положения Конституции РФ о том, что она имеет верховенство на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 4), высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ (ч. 1 ст. 15). Все указанные положения имеют большое значение для провозглашения и существования непосредственного действия прав и свобод человека, но решающее — положения о прямом действии Конституции РФ.

Подпрямым действием норм Конституции понимается ее регулирующее и иное воздействие на общественные, в том числе и на правоохранительные и правозащитные, отношения. Причем имеется в виду, что именно регулирование составляет ядро прямого действия Конституции. Конституционное регулирование наиболее высокий уровень правового регулирования; оно занимает особое, ведущее место в общем механизме действия права. Предметом такого регулирования являются наиболее важные и массовые отношения в обществе. Нормам о правах человека Конституция (ст. 17) предоставила особый статус. Они занимают верхнее положение в иерархии норм правовой системы и являются непосредственно применимыми.

Тем не менее для регулирования прав человека далеко не всегда бывает достаточно конституционной нормы. Нередко случается так, что она нуждается в издании целого ряда конкретизирующих норм, на что может быть указано даже в самом Основном законе[418]. В связи с этим различают две формы прямого действия конституционных норм — непосредственное и требующее конкретизации[419].

Содержание непосредственного действия основных прав человека.Осодержании непосредственного (прямого) действия основных прав говорят применительно к двум сферам 1) к сфере правового статуса и 2) к сфере правовой защиты прав человека.

В сфере правового статуса непосредственное действие прав человека означает следующее:

— — поведение человека является правомерным, если он руководствуется правами и свободами, закрепленными в Конституции РФ. Такому поведению не должно быть учинено никаких препятствий. Правомерное поведение в рамках непосредственно действующих прав обеспечивается тем, что права и свободы, провозглашенные в гл. 2 Конституции РФ, сформулированы достаточно широко, с перечислением конкретных правомочий, которые могут реализоваться в действиях людей по осуществлению какого-то конкретного права. К таким правам можно отнести: право на свободу и личную неприкосновенность (ч. 2 ст. 22), свободу совести (ст. 28), свободу мысли и слова (ст. 29), право собственности (ст. 35), право на судебную защиту (ст. 46), права обвиняемого (ст. 48–50);

— — человеку достаточно лишь уведомить исполнительную власть о своем замысле, если ему необходимо воспользоваться основными правами и свободами. Никакого разрешения от этой власти не требуется;

— — права и свободы человека имеют постоянно действующий, непрерывный характер. Они не могут быть исчерпаны до конца однократным претворением в жизнь;

— — многие конституционные права субъекты могут осуществлять и осуществляют, не вступая в конкретные правоотношения[420]. Для того чтобы реализовать такие основные права, как право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, право на пользование родным языком и многие другие, человеку вовсе не нужно вступать с кем-либо в правоотношения. Они претворяются в жизнь на основе желаний, потребностей, интересов и волевых усилий только самого человека. А правоотношения возникают лишь тогда, когда эти права нарушены (защита права) или неправомерно осуществляются. Некоторые права, в зависимости от формы их реализации человеком, могут осуществляться как вне правоотношений, так и посредством вступления в них. Это относится, например, к праву на свободу мысли. Если человек высказывает свои мысли на представительном собрании, научном семинаре, политическом митинге, то в этом случае он ни с кем в правоотношения не вступает. Если он свои мысли изложил на бумаге и желает их предать огласке в форме книги или заметки в газете, то реализация мысли в такой форме потребует вступления в определенные правоотношения;

— — права и свободы человека действуют на всей территории РФ, в отношении всех граждан государства, иностранцев и лиц без гражданства;

человек может осуществлять свои права и свободы, а также защищать их всеми способами, не запрещенными законом, в случае их нарушения, действуя сообразно Конституции РФ или ссылаясь на нее. Это положение действует и тогда, когда нет проводящего закона или иного правового акта, и тогда, когда какой-либо государственный орган издает свой акт, полностью или частично расходящийся с Конституцией.

в чем проявляется непосредственное действие прав и свобод. Смотреть фото в чем проявляется непосредственное действие прав и свобод. Смотреть картинку в чем проявляется непосредственное действие прав и свобод. Картинка про в чем проявляется непосредственное действие прав и свобод. Фото в чем проявляется непосредственное действие прав и свобод

В случае возникновения коллизии между Конституцией и законом она разрешается в соответствии с ч. 1 ст. 15 о высшей юридической силе Конституции РФ и указанием на то, что «законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации». Причем под «иными правовыми актами» следует понимать нормативные акты, изданные как федеральными властями, так и органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и другими правоприменителями.

Разъясняя данное положение, Пленум Верховного Суда РФ указал судам следующее: если подлежащий применению закон либо иной нормативный акт субъекта Российской Федерации противоречит федеральному закону, принятому по вопросам, находящимся в ведении Российской Федерации либо в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, то, исходя из положений ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, суд должен принять решение в соответствии с федеральным законом[421].

В случае возникновения коллизии по поводу прав человека между международным договором Российской Федерации и законом РФ применяются правила международного договора. Однако это правило не применяется при разрешении коллизии между международным договором и Конституцией РФ. В этом случае также действует правило о высшей юридической силе Конституции РФ, поскольку, являясь составной частью правовой системы РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ) по своей юридической силе не могут стоять выше, чем Конституция РФ[422]. Такой вывод согласуется и с положением ч. 6 ст. 125, которая гласит: «. Не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению». И тем не менее на конституционном уровне гарантирована возможность непосредственного действия и применения норм международного права о правах человека различными органами государства, включая суды.

Всфере правовой защиты человека позитивная роль непосредственного действия основных прав и свобод многозначна. Она выражается через воздействие: а) на смысл, содержание и применение законов, регулирующих прямо или опосредованно основные права человека; б) на деятельность законодательной и исполнительной власти, а также органов местного самоуправления, осуществляющих правовую защиту человека; и в) обеспечивается правосудием (ст. 18 Конституции РФ).

Смысл, содержание и применение законов проверяются тем, насколько они содействуют удовлетворению цели межотраслевого института основных прав человека — достижению высокого, соответствующего международным правовым стандартам, уровня обеспечения и защиты прав человека. Осуществлению этой цели непосредственное действие прав способствует тем, что на основе ст. 18 и 55 Конституции РФ не позволяет законодателю издавать законы, которые могли бы сужать сферу прав человека. Такими законами не обязательно могут быть акты, прямо регулирующие какое-либо право человека (например, Федеральный закон от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации»), но и другие законы. Ведь в российском законодательстве практически нет нейтральных к правам человека законов. Даже в тех случаях, когда они регулируют отношения, на первый взгляд, далекие от прав человека, они, в конечном счете, каким-то образом и в какой-то степени коснутся их регулирования.

Нормативные правовые акты или их положения, которые прямо или косвенно ущемляют права человека, в соответствии с ч. 6 ст. 125 Конституции РФ утрачивают силу. Право признания законов утратившими силу принадлежит Конституционному Суду РФ (ч. 2 ст. 125 Конституции РФ).

Непосредственное действие основных прав человека имеет существенное значение при выявлении пробела в праве о правах, когда необходимо его устранить применительно к конкретному делу, спору, правоотношению. К примеру, в Законе РСФСР «О милиции» одним из оснований увольнения сотрудника милиции со службы было указано увольнение «по выслуге срока службы, дающего право на пенсию» (ст. 19). На этом основании и без личного согласия из милиции был уволен гражданин В. М. Минаков. Последний подал в Конституционный Суд жалобу на нарушение его конституционных прав на труд и на пенсионное обеспечение примененной МВД России и судами в его деле нормой Закона РСФСР «О милиции», так как посчитал, что наличие выслуги лет не влечет обязательного увольнения со службы. Конституционный Суд РФ постановил: признать положение абз. 2 ч. 7 ст. 19 Закона РСФСР «О милиции» в той мере, в какой оно признается правоприменителем как допускающее увольнение по выслуге срока службы, дающего право на пенсию, по инициативе соответствующего руководителя органа внутренних дел, без согласия сотрудника и без обоснования причин, подтверждающих невозможность дальнейшего прохождения службы, которые могут быть проверены судом, не соответствующим ст. 19 (ч. 1) и 46 (ч. 1) Конституции РФ и тем самым устранил серьезный пробел в праве о правах[423].

Таким образом, соответствие законов основным правам человека есть не только важнейшее требование Конституции к органам законодательной власти, но и обязательное условие их успешной законотворческой деятельности.

Конституция РФ (ст. 33, 45) обязывает защищать права и свободы человека также иорганы исполнительной власти. В соответствии с п. «е» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ осуществлять меры по обеспечению прав и свобод граждан призвано Правительство РФ. Поэтому учет свойства непосредственного действия прав и свобод является одним из критериев правомерной деятельности не только законодательной, но и исполнительной власти и органов местного самоуправления: деятельность этих властей законна в той степени, в какой она обеспечивает права человека. Однако четко работающий механизм обеспечения и защиты прав человека, а, следовательно, и непосредственного действия прав пока еще не создан. Вот почему реализация человеком его прав нередко зависит не столько от закона, сколько от усмотрения, произвола недобросовестного чиновника.

Учитывая это обстоятельство, особого внимания требует совершенствование законодательного регулирования споров, возникающих в сфере отношений гражданина с органом исполнительной власти[424]. К сожалению, государство только приближается к реальному созданию закона о порядке рассмотрения административных споров в судебном порядке.

Для осуществления прав человека в России очень важна реализация непосредственного действия прав и свобод на уровне местного самоуправления[425]. Местное самоуправление, обеспечивая самостоятельное решение населением вопросов местного значения[426], владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, проводя референдумы, выборы и другие формы прямого волеизъявления граждан, осуществляя охрану общественного порядка, должно исходить, прежде всего, из непосредственного действия прав человека.

Несмотря на то, что непосредственное действие прав и свобод человека играет решающую роль в определении смысла и содержания законотворческой и правоприменительной деятельности, само оно, в свою очередь, обеспечивается правосудием (ст. 18 Конституции РФ). Суды первыми осознали практическую значимость свойства непосредственного действия прав человека и приняли его на вооружение.

Обеспечение непосредственного действия основных прав человека правосудием.Из ст. 18 Конституции вытекает очень важный вывод о том, что права и свободы, определенные Конституцией, — это субъективные права и свободы и, следовательно, подлежат судебной защите в случае их нарушения, так же как и права, предусмотренные отраслевым законодательством.

Возможность обратиться непосредственно к Конституции и применить ее нормы позволяет судам в полной мере осуществлять их основную социальную функцию — защищать права и свободы человека от любых проявлений произвола: от посягательства не только других лиц, но и государства, придает судам качество властности, что, в конечном счете, способствует действительной реализации принципа разделения властей.

Право судов прямо применять Конституцию РФ при защите прав человека предусмотрено ст. 3 и 5 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», где указано, что «единство судебной системы обеспечивается путем. применения всеми судами Конституции Российской Федерации». Большое значение имеет Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», в котором разъяснено, что в соответствии с ч. 1 ст. 15 Конституции РФ «судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию Российской Федерации в качестве акта прямого действия»[427]. В описательной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации «По делу о толковании отдельных положений ст. 125, 126, 127 Конституции Российской Федерации» от 16 июня 1998 г. подчеркнуто, что «требование о непосредственном применении Конституции РФ обращено ко всем судам»[428].

Данный вывод находит свое подтверждение в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 8 от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия». Разъясняя судам ч. 1 ст. 15 Конституции РФ о прямом действии норм Конституции, Пленум Верховного Суда РФ рекомендовал им, разрешая дело, применять Конституцию непосредственно в следующих случаях (ст. 2):

а) когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;

б) когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации, противоречит ей;

в) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции РФ, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции;

г) когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, противоречит Конституции РФ, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует[429].

Говоря о механизме обеспечения непосредственного действия основных прав и свобод правосудием, выделяют три варианта его действия[430]. Первый вариант — это когда провозглашенное Конституцией право человека не развивается текущим законодательством, а его реализация не опосредуется законом. В этом случае суды общей юрисдикции в ходе гражданского, административного и уголовного судопроизводства обеспечивают непосредственное применение нормы Конституции к каждому конкретному случаю. Например, были прецеденты, когда выносились судебные решения, защищающие право гражданина на замену военной службы альтернативной гражданской, в отсутствии какого-либо конкретизирующего конституционную норму закона.

Второй вариант возникает в том случае, когда права и свободы человека нарушаются законодателем, когда закон, подлежащий применению в конкретном деле, не соответствует Основному закону. В такой ситуации человек или суд, применяющий данный закон, имеют право обратиться в Конституционный Суд РФ (ч. 4 ст. 125 Конституции РФ).

Суды же общей юрисдикции таким правом не пользуются. Они также не вправе освободить себя от конституционного требования подчиняться закону. Однако право любого суда — обратиться в Конституционный Суд РФ в случае неопределенности в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ примененный или подлежащий применению по конкретному делу закон, с запросом о конституционности такого закона. Такой запрос в соответствии со ст. 101 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» может быть сделан судом первой, кассационной или надзорной инстанции в любой стадии рассмотрения дела.

О необходимости обращения с запросом в Конституционный Суд РФ суд выносит мотивированное определение (постановление). Сам запрос оформляется в письменной форме в виде отдельного документа[431]. Право любого суда ставить вопрос о конституционности закона расширяет компетенцию судов общей юрисдикции, включая в ее сферу оценку правового содержания закона, и дает возможность не применять неконституционные, с их точки зрения, нормы.

И, наконец, третий вариант реализации непосредственного действия прав и свобод правосудием создается тогда, когда Конституция РФ предусматривает возможность ограничения прав только при наличии определенных процессуальных предпосылок. К таким предпосылкам Основной закон относит: предоставление обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей (ч. 2 ст. 20, ч. 2 ст. 47), судебное решение (ч. 2 ст. 22, ст. 25, ч. 3 ст. 32, ч. 1 ст. 49), установленный законом порядок (ч. 4 ст. 29, ч. 2 ст. 39, ч. 1 ст. 49). Если при этом отсутствует законодательное регулирование порядка принятия судебных решений, ограничивающих права человека, судам необходимо, как правило, исходить из того, что такие ограничения не могут применяться, пока законодатель не создаст соответствующую процедуру. В то же время не исключается принятие в таких ситуациях процессуальных норм по аналогии.

Показанные выше три варианта обеспечения непосредственного действия основных прав человека правосудием в большей степени касаются личных и политических прав человека, которые могут быть защищены на основе чисто юридических процедур. С защитой социальных, экономических и культурных прав дело обстоит значительно сложнее. В первую очередь это относится к правам на труд, на жилище, на охрану здоровья, на охрану окружающей среды. Для их реализации только юридических форм и процедур явно недостаточно, а судебная защита в ряде случаев очень затруднена, если вообще возможна. Здесь, конечно, главную роль играют экономические и социальные факторы[432].

Прямое действие основных прав человека через их конкретизацию в текущем законодательстве.Свойство непосредственного действия прав человека не означает, что законы и акты, издаваемые с целью их осуществления, не нужны[433]. Более того, Конституция РФ прямо указывает на необходимость издания в ряде случаев законов (ст. 20, 24, 25, 29, 36, 39, 41, 47, 50), в которых бы конкретизировались основные права человека, определялись правила и процедуры, упорядочивающие их осуществление и соблюдение.

Так, к примеру, ст. 23, 24, ч. 4 ст. 29 Конституции РФ о праве каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну и о праве на информацию конкретизируются в Федеральном законе от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»[434]; ст. 25 о праве на неприкосновенность жилища в части возможных законных случаев проникновения в жилище против воли проживающих в нем лиц конкретизируется п. 18 ст. 11 Закона РФ «О милиции» от 18 апреля 1991 г.; ст. 27 о праве каждого законно находящегося на территории России на свободное передвижение и выбор места пребывания должна толковаться в соответствии с Законом РФ от 25 июня 1993 г. «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»; ст. 28, провозглашающая свободу совести, раскрывается в Федеральном законе от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях»; ч. 4 ст. 32 о праве граждан России на равный доступ к государственной службе детализируется Федеральными законами от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»[435] и от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В текущем законодательстве установлены четкий порядок и способы осуществления и многих других прав и свобод человека.

Конкретизация прав человека рассматривается как необходимая и безусловная юридическая гарантия их реализации. Ряд конституционных прав без конкретизации их в текущем законодательстве рискует в значительной степени остаться нереализованным. Однако это положение не означает того, что все конституционные права обязательно требуют своей конкретизации в текущем законодательстве, что все без исключения права человека должны найти развернутое выражение в нормах соответствующих законов. Некоторые нормы Конституции, закрепляющие права человека, вообще не нуждаются в специальной конкретизации законодательными актами[436].

Часто забывают, что непосредственное действие прав человека распространяется не только на деятельность судов, но и на всех остальных правоприменителей, которые практически его не используют. Объяснить это можно отсутствием соответствующих правовых традиций, сохранением устаревших стереотипов в правосознании. Большая часть государственных служащих еще слабо подготовлена в профессиональном, юридическом и моральном планах к прямой реализации прав человека.

Непосредственное действие прав человека предполагает высокий уровень правосознания, политической и правовой культуры. Только обеспечив прямое действие прав человека всеми правоприменителями в процессе разрешения конкретных дел, возможно добиться действительной защиты прав человека. Необходимо создать правовые гарантии, чтобы последовательно проводить в жизнь непосредственное действие прав человека, исключив любые попытки изменить их содержание путем издания федеральных законов.

Таким образом, свойство непосредственного действия прав и свобод играет огромную роль в их осуществлении. Оно способствует, во-первых, укреплению, расширению и развитию правового статуса человека и, во-вторых, совершенствованию механизма правовой, в том числе и судебной защиты человека[437].

Контрольные вопросы

Что значит — «высшая юридическая сила основных прав человека»?

Признаки высшей юридической силы основных прав человека.

Основные права и свободы как юридическая база для всех прав и свобод человека.

Гарантированность государственной защиты основных прав человека.

В чем заключается определяющее влияние основных прав на правовое регулирование вообще.

Особый, усложненный порядок пересмотра основных прав человека.

Понятие непосредственного (прямого) действия основных прав и свобод человека.

Содержание непосредственного действия основных прав человека.

Разрешение коллизии между международным договором и Конституцией РФ.

Позитивная роль непосредственного действия основных прав и свобод в сфере правовой защиты человека.

Значение непосредственного действия основных прав человека при выявлении пробела в праве о правах.

Обеспечение непосредственного действия основных прав человека правосудием.

Прямое действие основных прав человека через их конкретизацию в текущем законодательстве.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *