в чем проявляется избранничество поэта по лирике а с пушкина
В чем проявляется избранничество поэта? (по лирике А.С. Пушкина) (ЕГЭ по литературе)
Одной из главных тем в лирике А. С. Пушкина является предназначение поэта и суть его творчества. Пушкин был убежден в том, что поэт – не обычный человек, он «божественный избранник», посланный на землю с особой миссией.
Лирик полагал, что истинный поэт обладает пророческим даром, дарованным свыше, он знает, видит и чувствует намного больше, чем простой человек.
В стихотворении «Пророк» к лирическому герою «явился шестикрылый серафим»: он наделил поэта нечеловеческим зрением: «Отверзлись вещие зеницы, //Как у испуганной орлицы» и невероятным слухом: «И внял я неба содроганье, //И горний ангелов полет, //И гад морских подводный ход, //И дольней лозы прозябанье…». Более того, Серафим «вырвал грешный язык» лирического «я», «рассек мечом» его грудь, вынул оттуда «сердце трепетное» и вместо него «во грудь отверстую» водвинул «угль, пылающий огнем», превратив тем самым поэта в настоящего пророка. В последней строфе стихотворения повествуется о том, что к лирическому герою, который лежал в пустыне, «как труп», «бога глас воззвал» и указал ему его истинное предназначение в жизни: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, //Исполнись волею мой, //И, обходя моря и земли, //Глаголом жги сердца людей». Так, Пушкин в аллегорической форме показывает духовное преображение человека, его постепенное превращение в поэта-пророка.
В стихотворении «Поэт и толпа» автор пишет о том, что истинный творец всегда преследуем, гоним, его осуждают, над ним смеются простые люди. Толпа, которую Пушкин назвал «чернь тупая», «бессмысленный, непосвященный народ», не понимает истинного предназначения поэта: «Зачем так звучно он поет? //Напрасно ухо поражая, //К какой он цели нас ведет?». Люди далеки до понимания «высоких речей» поэта, до тех чувств, идей и мыслей, которые он выражает в стихотворных строках, они ищут во всем лишь материальную выгоду: «Нет, если ты небес избранник, //Свой дар, божественный посланник, //Во благо нам употребляй». Однако автор убежден, что жизнь дарована человеку для чего-то большего, нежели удовлетворение низменных потребностей: «Не для житейского волненья, //Не для корысти, не для битв, //Мы рождены для вдохновенья, //Для звуков сладких и молитв». Пушкин считает, что поэт должен обладать твердостью, решительностью, он должен уметь презирать мнение толпы, ему не следует стремиться за наградами и почестями. Именно верность этим принципам приведет его к поэтическому бессмертию.
Таким образом, избранничество поэта в лирике А. С. Пушкина проявляется в том, что творец литературных шедевров – это пророк, он избран богом, ему отведена особая миссия – пробуждать поэзией самые лучшие чувства людей.
В чём проявляется избранничество поэта? По лирике А. С. Пушкина (ЕГЭ по литературе)
Тема поэта и поэзии проходит через все творчество Александра Сергеевича Пушкина. В его творчестве прослеживается мотив размышлений о предназначении поэта. Ведущим мотивом темы является избранничество. Однако позиция Пушкина претерпевала изменения в течении всей его жизни.
«К другу стихотворцу» — первое напечатанное стихотворение А. С. Пушкина с размышлением на тему поэта и поэзии относится к раннему «лицейскому периоду».
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
В нём пятнадцатилетний поэт считает, что поэзия — это осознанный выбор, и даёт советы своему другу, названному Аристом. Он просит того оставить «перо, чернилы» ради спокойствия, потому что знает, как трудна судьба настоящего поэта:
Быть славным — хорошо, спокойным — лучше вдвое.
Уже в более осознанном возрасте, находясь в Южной ссылке, поэт пишет оду «Пророк», в которой говорит об избранничестве поэта. Лирический герой «духовной жаждою томим», блуждает в пустыне, которая характеризует его пустую жизнь до встречи с серафимом. Страшные муки перенёс герой, чтобы принять дар, убивший и возродивший его вновь. Бога глас дал ему предназначение служить людям и исполнять волю божью — «Глаголом жги сердца людей».
Резко меняется позиция Пушкина после подавления выступления декабристов. В стихотворении «Поэту» он обращается к собрату по перу, высказывая свои взгляды на судьбу поэта. Разочаровавшись в обществе, лирический герой призывает поэта не дорожить «любовию народной», намекая на её непостоянность.
«Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Не требуя наград за подвиг благородный.»
Поэт перестаёт слушать «суд глупца и смех толпы холодной», он провозглашает поэта царём и единственным, кто может достойно оценивать свои труды. А. С. Пушкин говорит, что задача художника – создавать то, чем можно гордиться, не обращая внимания на толку. Стихотворением «Поэт и толпа» автор проводит ещё более резкую грань между поэтом и глупой толпой. Он презирает «чернь» за глупость и духовную ограниченность. По его мнению, поэт был рожден для вдохновения, «для звуков сладких и молитв».
Последним стихотворением А. С. Пушкина посвященному теме поэта и поэзии является «Памятник», написанный в 1836 году. В нём Пушкин подводит итог своему творческому пути, уже при жизни пророча себе будущую славу. Он верит, что его поэзия найдёт отклик в сердце каждого потому, что на протяжении всей жизни автор пробуждал добрые чувства, славил свободу и «милость к падшим призывал». Герой обращается к музе, призывая её быть послушной «веленью божию» не требуя венца, не страшась обиды и глупца. Поэт уверен, что данный ему богом талант самоценен, а его «душа в заветной лире» будет вечна.
В лирике Пушкина поэт — посланник божий. Его избранничество заключается в служении высоким идеалам и создании достойных трудов. Александр Сергеевич Пушкин выполнил своё предназначение, до сих пор пробуждая своей поэзией светлые чувства в душах людей.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id76625
Тема поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина
Знакомясь с лирикой великого поэта, мы задумываемся над многими проблемами пушкинского времени, и один из вопросов таков: «В чём проявляется избранничество поэта, как видел и понимал предназначение поэзии А.С.Пушкин?»
Тема поэта и поэзии в его лирике освещается всесторонне, так как это серьёзный и важный для творческой личности вопрос.
В стихотворении «Пророк», написанном на основе библейской легенды, Пушкин говорит о великой и священной миссии настоящего поэта – нести людям Божественную истину. И такую роль может выполнить только избранный человек. Создавая образ поэта-пророка, автор показывает, как непросто, мучительно рождается творческая личность. Будущий поэт уже в самом начале пути должен испытывать духовную жажду. Без жизненного опыта и наблюдательности, без стремления познавать мир не получится хорошего мастера в любой сфере деятельности. Поэт тем более не имеет права на «слепоту» и «глухоту», то есть он просто обязан видеть страдания, слёзы и горе, слышать мольбы о помощи, чтобы поэтическое слово становилось и мечом в борьбе за человека, и спасительным бальзамом для его души.
«Вещим» поэт становится при условии, если избавится от празднословия и лукавства, а «грешный язык» будет заменён на «жало мудрыя змеи». Это значит, что в творениях своих поэт должен отражать гражданскую позицию такого человека, который способен произносить истину всем без исключения, не страшась царей или других «сильных мира сего». Ему необходимо стать мужественным и самоотверженным, чтобы исполнять свою миссию. А для этого и «трепетное» сердце будет заменено на «угль, пылающий огнём». В таком случае поэт способен «глаголом жечь сердца людей», то есть влиять на разум, волю, сердце человека и его дела. Это и является великой миссией пророка.
По мнению Пушкина, божественный дар даётся тому, кто свободен в выборе: что писать, о чём и для кого. Подчиниться он может разве что «воле божией» – «ниспосланному вдохновению». «Веленью божию, о муза, будь послушна», – пишет Пушкин в стихотворении «Памятник». Слугой при государевом дворе, исполнителем чужой воли он быть не желает, поэтому советует и другим не дорожить «любовию народной». Эта особенность творчества Пушкина отражена в стихотворениях «Поэту», «Поэт», «Поэт и толпа».
Что же имел в виду лирический герой стихотворения «Поэту», призывая «не дорожить любовию народной»?
В данном случае это означает «не искать признания, лестных оценок и похвал». Автор прав, так как добиться искренности в оценке творчества от современников трудно, а угождать «толпе» вовсе негоже человеку с чувством собственного достоинства. Действительно, разве можно сохранить своё право на свободу выражения мысли в соответствии со своими убеждениями, если прислушиваться к тому, что скажут по этому поводу критики или представители власти? Тем более, если поэт является образованным человеком, творческой личностью, он не сможет «писать по заказу», угождая определённым лицам. При наличии таких качеств, как самокритичность и взыскательность, он сам себе судья. Поэтому бранью толпы поэту следует пренебрегать, если в душе его горит «волшебный дар», который позволяет дарить плоды своего труда истинным ценителям поэзии.
Образ поэта в лирике Пушкина многогранен: это и пророк, и гражданин, и увлечённый человек, подчиняющийся вдохновению, и величественная фигура, как монумент, который «вознёсся выше. главою непокорной Александрийского столпа». Муза поэта соответствует его собственным духовным потребностям, запросам общества, требованиям времени. Недаром Пушкин в некоторых произведениях говорит от лица своих друзей или обращается к ним, как в стихотворении «К Чаадаеву»:
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
«Вещим» поэт становится потому, что он о чём-либо «вещает», сообщает миру. Но «вещим» его называют и за дар предвидения (от слова «вещун», предсказатель), поскольку является он пророком и должен направлять свою мудрость на благо человечеству. Если же поэт отступит от главных заповедей, то среди «детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней он». Душа поэта, как и его лира, не имеет права на лень или равнодушие. Поэтому, едва
. божественный глагол
До слуха чуткого коснётся,
Душа поэта встрепенётся.
Сам процесс творчества для настоящего мастера как священный ритуал, наслаждение и призвание:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться, наконец, свободным проявленьем.
Для творческой личности необходимо, чтобы мысли в голове «волновались в отваге», тогда написание стихов будет плодотворным:
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута – и стихи свободно потекут.
Творчество – это корабль, отправляющийся в плаванье. Такой образ-символ Пушкин создал в «Осени», где писал о любимом времени года, наилучшем для творческого процесса (в его понимании). И когда паруса поэзии наполняются ветром, то «. громада двинулась и рассекает волны».
Задача поэта – зажигать ответным огнём сердца людей. Если стихи находят отклик в душах читателей, значит, они заслуживают высокой оценки. Тогда поэт имеет право с гордостью предположить:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал.
Можно с уверенностью сказать, что в образе поэта, нарисованном во многих стихах Пушкина, легко узнаётся сам Александр Сергеевич.
В чем проявляется избранничество поэта по лирике а с пушкина
Александр Сергеевич Пушкин – великий русский писатель, поэт, драматург, литературный критик, историк и публицист начала первой половины девятнадцатого века, заложивший основы реалистического русского направления.
В своей лирике А.С.Пушкин часто раскрывал тему предназначения поэта и поэзии. И особенно актуальной в ней был мотив избранничества поэта, его способности повлиять на читателей с помощью собственного творчества.
В своем стихотворении «Поэт», написанном в жанре философской лирики, А.С.Пушкин утверждает, что поэт – это особенный человек, отличающийся от всех остальных. Среди обычных людей его талант не всегда проявляется «и меж детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней он.» Но если Аполлон требует его «к священной жертве», то поэт в одночасье становится возвышенным, неземным существом, которому чужды «забавы мира», «людская молва», он не клонит головы «к ногам народного кумира». Автор неспроста сравнивает певца чувств с орлом – гордой, вечно свободной и независимой птицей, полет для которой является неотъемлемой частью существования, так же, как для поэта – полет мыслей.
А в стихотворении «Узник», написанном парной рифмовкой, автор выражает свою мысль о том, что настоящий поэт – это человек абсолютно свободный духовно.
Сам А.С.Пушкин чувствовал себя узником в Кишиневе, потому что туда он был отправлен в ссылку, и принял как личное оскорбление его назначение на службу в канцелярию. Реальная несвобода поэта вызывала у него чувство бессильной злобы, что и послужило причиной написания данного стихотворения, в котором автор будто сам призывает себя выйти за рамки ему дозволенного, изменить ход своей судьбы и превратить свою душевную свободу еще и в земную:
Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер… да я. »
Но в духовной оде «Пророк», написанной четырехстопным ямбом, лирический герой описывает мучения, через которые необходимо пройти каждому поэту, для того, чтобы стать любимцем муз, настоящим мастером слова, умеющим призывать людей к великим свершениям. За способность выражать свои чувства с помощью лирических произведений, затрагивающих душу читателей, их авторы расплачиваются великими страданиями: «…И вырвал грешный мой язык…», «…И жало мудрыя змеи В уста замершие мои Вложил десницею кровавой.», «…И он мне грудь рассек мечом, И сердце трепетное вынул, И угль, пылающий огнем, Во грудь отверстую водвинул. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Как труп в пустыне я лежал…» Действительно, поэт – это «пророк», который словно умер в невероятных муках и возродился для того, чтобы бескорыстно помогать людям.
Избранничество поэта по лирике А.С.Пушкина заключается в том, что он независим, духовно свободен, бессмертен, возвышен над другими людьми, но даже обладая этими качествами, его смыслом жизни остается & «глаголом жечь сердца людей», дарить плоды своего творчества как бесценный дар, не требующий ничего взамен.
В чём проявляется избранничество поэта? (По лирике А. С. Пушкина.) (ЕГЭ по русскому)
А. С. Пушкина по праву называют великим русским поэтом. Выступая против классицизма в литературе, он преобразовал русский поэтический язык, внедрил новаторские идеи в своем творчестве, стремясь к правдивости, непосредственности и простоте своих произведений. В то же время все произведения великого поэта несут в себе глубочайший смысл и заставляют задуматься над каждой строкой и каждым словом.
Многие произведения А. С. Пушкина отображают его гражданскую позицию, в которых он размышляет о своем предназначении как поэта. Более того, его волнует не только собственная роль в литературе, но и предназначение поэта в целом. В своем произведении «Поэту» Пушкин призывает братьев по перу не бояться суда глупца и смеха безразличной и пустой толпы, не утрачивать веры в себя, а идти «дорогою свободной», «не требуя наград за подвиг благородный».
Особую роль отводит автор литературе и творчеству в произведении «Поэту». Вдохновение будит в поэте лучшие чувства, заставляет звучать его святую лиру, под впечатлением которой его душа встрепенется и становится на ступень выше, обособляясь от толпы. Подобно гордому орлу, поэт не способен преклонить колени перед народным кумиром, он не может подчиняться тем общепринятым нормам блеклого бытия, которым беспрекословно подчиняется безликая толпа. Свою избранную миссию поэт понимает как служение народу, чтобы звать их к действию и будить их мысли: «глаголом жечь сердца людей». Истинный поэт всегда и всюду уповает к лучшим человеческим качествам и стремится к тому, чтобы каждый человек становился все более совершенным. Истинный патриот, А. С. Пушкин в своих произведениях с любовью воспевал русскую природу во всех ее проявлениях и стремление народа к свободной жизни. Его поэтическое слово побуждало народ к действию, вселяло веру в лучшие дни и надежду на то, что настанет время, когда «взойдет она, звезда пленительного счастья». Поэт призывает свой народ отбросить равнодушие, а все свои силы и знания посвятить Родине. Пушкинские «души прекрасные порывы» запали в самое сердце многим его современникам настолько, что были услышаны в далекой ссылке, где томились в то время борцы с самодержавием. Поэтические строки, наполненные чувствами глубокой и безграничной любви к Родине, верой в лучшую судьбу для народа смогли стать настоящей поддержкой для тех, кто этой цели добивался.
Поэзия А. С. Пушкина и сегодня пробуждает в человеке самые сокровенные и самые лучшие чувства, вдохновляет действовать во имя своего народа и во имя своей Родины.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.