в чем проявляется информационный кризис
Презентация по социальной информатике «Информационный кризис» (11 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Данные, информация, знания
Описание слайда:
Современный человек не в состоянии в полном объеме воспринимать, перерабатывать поступающую к нему информацию
Описание слайда:
Информационный кризис проявляется в следующем:
Информационный поток превосходит ограниченные возможности человека по восприятию и переработке информации.
Возникает большое количество избыточной информации, которая затрудняет восприятие полезной для потребителя информации.
Возникают экономические, политические и другие барьеры, которые препятствуют распространению информации.
Описание слайда:
Информационный поток превосходит
ограниченные возможности человека по восприятию и переработке информации
Описание слайда:
Пример: за год активный человек читает несколько десятков книг, это примерно 20 мегабайт текста. За всю жизнь человек потребляет в текстовом формате примерно один гигабайт информации, а человечество порождает четыре терабайта текстовой информации только за один год.
Объем романа «Война и мир» — 1296 страниц обычного книжного формата. Это не самый большой роман в мировой литературе, но один из самых больших, входящих в канон европейской литературы XIX века. Посчитайте информационный объем романа в кодировке Юнико́д, если в строке 44 знака, строк на книжной полосе 32.
Большое количество информации
I=K*i=44*32*1296*16= 29196288 бит :8 :1024 :1024 = 3,5 Мбайт.
Описание слайда:
Описание слайда:
Знание и информация
Описание слайда:
Данные
Структурирование, интерпретация,
обработка
Информация
Размышление, осмысление,
восприятие
Знания
Описание слайда:
Данные, информация и знания – пример
Данные
Информация
Осмысление и запоминание
Выбор, анализ, сравнение
Знания
Описание слайда:
Данные, информация и знания – пример
Торговля на фондовом рынке
ДАННЫЕ
Значения цен ценных бумаг в определенный момент времени;
новости, влияющие на рынок ценных бумаг
ИНФОРМАЦИЯ
Основа для сопоставления альтернатив – ожидаемое движение цены, повышательное или понижательное
ЗНАНИЯ
Всё то, что позволяет сопоставлять возможности дохода и риска ценной бумаги, что позволяет лучше прогнозировать движение ценных бумаг и формирование методики принятия подобных решений
Описание слайда:
Задание:
1. Вычислить информационный объем учебника по обществознанию/ биологии/ физике.
2. Привести пример преобразования данных в знания.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Проект » Социализация и развитие школьника»
Статья на тему: «Система наставничества»
План ГМО учителей русского языка и литературы
Программа кружковой работы «Экспериментирование старшей группе»
Выступление на семинаре. Тема:» Возможности развивающего и проблемного обучения при организации творческой деятельности на уроках математики в начальной школе»
Традиции и новаторство в современной школе.
Презентация «Теоретические аспекты мотивации педагогов»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5359600 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
К 2024 году в каждой российской школе должен появиться спортивный клуб
Время чтения: 2 минуты
ОНФ проверит качество охраны в российских школах
Время чтения: 2 минуты
В Якутии проведут первую в РФ федеральную олимпиаду по родным языкам
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Результаты исследований группы Информационный кризис /Т-16
«Если химик, свободно владеющий 30 языками, начал читать все выходящие в 1964 году публикации,представляющие для него профессиональный интерес, и читал бы их по 40 часов в неделю со скоростью 4 публикации в час, то прочитал бы 5 % объема«
А.Н. Несмеянов
Содержание
Авторы и участники проекта
Тема исследования группы
Проблемный вопрос (вопрос для исследования)
Что такое информационный кризис?
Каковы причины информационного кризиса?
Какую опасность несет за собой информационный кризис?
Какие способы борьбы с информационным кризисом применяются в наше время?
Гипотеза исследования
Современные информационные технологии предоставляют лишь частичный выход из информационного кризиса. На самом деле, информационный кризис затрагивает много сфер жизни людей и с ним нужно активно бороться разными методами.
Цели исследования
Исследовать причины возникновения информационного кризиса.
Проанализировать различные пути преодоления информационного кризиса.
Результаты проведённого исследования
Сущность информационного кризиса:
Причины информационного кризиса:
1. Образование больших потоков информации (информационный взрыв):
1.1 Чрезвычайно быстрый рост числа документов, отчетов, диссертаций, докладов и т.п., в которых излагаются результаты научных исследований и опытно-конструкторских работ;
1.2 Постоянно увеличивающееся число периодических изданий по разным областям человеческой деятельности;
1.3 Появление разнообразных данных (метеорологических, геофизических, медицинских, экономических и др.), записываемых обычно на магнитных лентах и поэтому не попадающих в сферу действия системы коммуникации.
2. Ограниченные возможности человека по восприятию и переработке информации
Негативные проявления информационного кризиса:
1. Появляются противоречия между ограниченными возможностями человека по восприятию и переработке информации и существующими мощными потоками и массивами хранящейся информации.
2. Существует большое количество избыточной информации, которая затрудняет восприятие информации, полезной для потребителя.
3. Возникают определенные экономические, политические и другие социальные барьеры, которые препятствуют распространению информации.
Информационные революции:
Информационный кризис. Поток информации, который хлынул на человека, столь велик, что недоступен обработке в приемлемое время.
Методы борьбы с кризисом:
1.3 Интеллектуализация процесс развития способности восприятия и порождения новой информации, включая использование средств искусственного интеллекта
1.4 Информатизация образования – процесс подготовки человека к полноценной жизни в условиях современного информационного мирового сообщества, к продуктивному использованию информации и знаний на основе широкого использования вычислительной техники и средств телекоммуникаций.
Свобода доступа к информации и свобода ее распространения.
Рост информационной культуры Современное понимание информационной культуры заключается в умении и потребности человека работать с информацией средствами новых информационных технологий.
Результаты
Вывод
Для борьбы с информационным кризисом нужно внедрять не только современные информационные технологии, но и другие методы, такие как:
Связь информатизации с устойчивым развитием общества.
1. Информационное общество с развитой сферой услуг лишено большинства социально-экономических и экологических проблем.
2. Высокая информированность населения будет способствовать снижению экологической напряженности, устойчивому развитию общества.
3. Глобальная информатизация позволит сформировать интегральный интеллект цивилизации, способный обеспечить устойчивое развитие.
Информационный кризис, его предпосылки, содержание, симптомы, последствия
Образование больших потоков информации определяется:
1. Чрезвычайно быстрым ростом числа документов, докладов, отчетов, диссертаций и т.д., в которых излагаются результаты отчетно-конструкторских работ.
2. Постоянно увеличивается число периодических изданий по разным областям человеческой деятельности.
3. Появлением разнообразных метеорологических, медицинских и других данных записываемых на магнитные носители.
В результате возникает информационный кризис.
1. Противоречия между ограниченными возможностями человека по восприятию и переработки информации и огромными потоками хранящейся информации (Пример: изменение суммы значений: к 1900 г. — удваивалось каждые 50 лет, к 1950 г. — каждые 10 лет, к 1970 г. каждые 5 лет, с 1990 — каждый год).
2. Существует большое количество избыточной информации в обществе, которая препятствует быстрому извлечению полезной информации;
3. Возникают социальные барьеры (экономические, политические и др.), которые препятствуют распространению информации (Пример: секретность информации).
Возникает парадокс: громадный информационный потенциал, накопленный в мире, но люди не могут им воспользоваться.
Возникла необходимость выхода общества из кризиса. Внедрение ЭВМ, других средств переработки и передачи информации в различные сферы деятельности, послужили началом нового эволюционного процесса в развитии человеческого общества, названного информатизацией.
Информационное обеспечение ИС
Информационное обеспечение — совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков, циркулирующих в организации, а также методология построения баз данных.
Информационный кризис: голод при изобилии
Итак, знание — сила. Тогда информация, питающая знание,— источник этой силы? Помноженные на труд, упорство и вдохновение, знания могут творить чудеса! Именно так и было на протяжении многих тысячелетий. Информация облегчала труд человека: знания позволяли ему придумывать различные приспособления, рычаги, двигатели, использующие силу пара, падающей воды, ветра и, наконец, силу атома. Всем, что имеет человек сейчас, он обязан своему умению воспринимать и обрабатывать информацию. Вся история становления и развития человека сопровождалась совершенствованием этого умения и ростом объема информации, накопленной обществом.v
Первым весьма эффективным способом хранения и распространения информации стала книга. Конечно же, письменность существовала задолго до книгопечатания, однако после его распространения количество книг, уже не рукописных, а печатных, неизмеримо возросло. Количественный рост носителей информации — книг — способствовал скорейшему распространению информации. Человеку стало гораздо легче добывать ее в нужной ему области знаний. Затем на помощь книгам подоспели другие средства хранения и распространения информации: радио, кино, телевидение, магнитофон — вплоть до запоминающих устройств современных ЭВМ.
Поток информации на самых различных носителях, с которыми приходилось сталкиваться человеку, возрастал все быстрее. И вот случилось то, что, по логике этого процесса, должно было рано или поздно произойти: люди столкнулись с трудностями в переработке этого потока. Информация по-прежнему была необходимой. Благодаря ей человек достиг огромного, фантастического могущества! Но чрезвычайно большие возможности человеческого мозга не беспредельны.
Человеку становится все труднее справляться с резко возросшими информационными нагрузками, которые ему приходится испытывать во всех областях его деятельности. Рост потоков информации так велик, что его часто называют информационным взрывоМ1 употребляя это выражение без кавычек — настолько точно оно отражает действительное положение дел. Примеров более чем достаточно. Мы приведем лишь некоторые, наиболее впечатляющие. По данным ЮНЕСКО, в начале XIX в. во всем мире выходило около 100 периодических научных изданий. К 1850 г. количество периодических изданий увеличилось до 1000, к 1900 г. превысило 10000, а теперь, по оценке некоторых специалистов, оно приближается к 100 000. Кроме того, непрерывно увеличивается количество статей в журналах: сейчас ежегодно публикуется около 3 млн. статей. Книг за последние 25 лет выпущено почти столько же, сколько за предшествующие 500 лет.
В настоящее время одно поколение читает научных и технических документов в десять раз больше, чем их прочитали за всю историю цивилизации! Однако не вся информация, накопленная человечеством, содержится в общедоступных печатных изданиях. Более половины ее приходится на долю так называемых непубликуемых источников — отчетов, докладов, меморандумов и т. д. Накоплены огромные объемы информации, которая хранится на магнитных лентах, микрофильмах, формулярах и т. д. Тысячи тонн магнитных лент и микрофильмов, содержащих геофизические, метеорологические, океанографические, медицинские данные, возможно, никогда не будут использованы.
Но, может быть, растущее количество людей, занимающихся обработкой информации, дает нам надежду на улучшение положения в будущем? Вероятно, нет. Население земного шара удваивается примерно каждые 45 лет, число ученых — каждые 15 лет, научно-техническая информация — каждые 10—15 лет. Поэтому если бы со временем все население Земли было представлено учеными, то, вероятно, и они не смогли бы усвоить полностью информацию о новых достижениях науки, не говоря уже о ранее накопленном опыте.
Рассмотрим еще один пример, иллюстрирующий «механизм» информационного взрыва. Представим себе, что на каком-то предприятии имеется три подразделения, которые сообщаются между собой при помощи трех информационных каналов. С вводом нового подразделения количество информационных каналов (связей) на предприятии удваивается: новое подразделение должно быть связано с каждым из имеющихся. Предполагая, что между подразделениями предприятия циркулируют примерно равные объемы информации, приходим к выводу, что объем информации возрос в 2 раза.
Дальнейшее увеличение числа подразделений неизменно сопровождается опережающим ростом объемов информации, циркулирующей между ними. Академиком А. А. Харкевичем было доказано, что информация растет, по крайней мере, вдвое быстрее промышленного потенциала.
Хотя дальнейший прогресс человечества немыслим без возрастания объемов информации, тот же рост ее становится и помехой прогрессу! В этом суть информационного кризиса. Быстро увеличивающиеся потоки информации все труднее обрабатывать, а следовательно, и использовать. В результате обычным явлением стало дублирование разработок.
Как преодолеть информационный кризис? Чем в результате станет для нас искусство владения информацией — добром или злом, источником силы и залогом нашей уверенности в будущем или источником дополнительных — и немалых — затруднений?
Теперь самое время задать вопрос: а что такое информация? Что мы знаем о ней? Можно ли сформулировать определение информации? В настоящее время человечество, столкнувшись с первыми проявлениями информационного взрыва, занялось изучением сущности понятия информации и ее свойств. Однако на сегодняшний день мы не можем сказать, что знаем все или почти все об информации. Долгое время — тысячелетиями—люди накапливали информацию, вооружались знаниями, не задумываясь, как это происходит. Теперь дальнейшее овладение знаниями невозможно без пристального изучения этого процесса. Оказалось, что нам нужны не просто знания и не просто информация. Нам необходимы знания о знании и информация об информации. В результате появилось множество научных дисциплин, изучающих различные аспекты понятия информации, все, что так или иначе связано с этим понятием. И первые результаты этого развернутого «наступления на информацию» дают возможность предполагать, что информационный кризис будет преодолен.
В чем заключается информационный кризис общества? Каковы пути его преодоления?
Обсуждение вопроса:
Информационный кризис — явление, которое стало заметным уже в начале ХХ века. Оно проявляется в том, что поток информации, который хлынул на человека, столь велик, что недоступен обработке в приемлемое время.
Это явление имеет место и в научных исследованиях, и в технических разработках, и в общественно-политической жизни. В нашем усложняющемся мире принятие решений становится всё более ответственным делом, а оно невозможно без полноты информации.
Ускорение накопления общего объема знаний происходит с удивительной быстротой. В начале ХХ века общий объем всей производимой человечеством информации удваивался каждые 50 лет, к 1950 году удвоение происходило каждые 10 лет, к концу ХХ века — уже каждые 5 лет, и это, судя по всему, не предел.
Приведем несколько примеров проявлений информационного взрыва. Число научных публикаций по большинству отраслей знания столь велико, а традиционный доступ к ним (чтение журналов) столь затруднен, что специалисты не могут успевать в них ориентироваться, что порождает дублирование работ и иные неприятные последствия.
Часто оказывается проще заново сконструировать некоторое техническое устройство, чем найти документацию о нем в бесчисленных описаниях и патентах.
В результате наступает информационный кризис, проявляющийся в следующем:
• информационный поток превосходит ограниченные возможности человека по восприятию и переработке информации;
• возникает большое количество избыточной информации (так называемый «информационный шум»), которая затрудняет восприятие полезной для потребителя информации;
• укрепляются экономические, политические и другие барьеры, которые препятствуют распространению информации (например, по причине секретности).
Частичный выход из информационного кризиса видится в применении новых информационных технологий. Внедрение современных средств и методов хранения, обработки и передачи информации многократно снижает барьер доступа к ней и скорость поиска. Разумеется, одни лишь технологии не могут решить проблему, имеющую и экономический характер (информация стоит денег), и юридический (информация имеет собственника), и ряд других. Эта проблема комплексная и решается усилиями как каждой страны, так и мирового сообщества в целом.
Информационный кризис – противоречивое единство между информационным изобилием и проблемой доступа к информации, необходимой для жизнедеятельности человека.
Частичный выход из информационного кризиса видится в применении новых информационных технологий. Внедрение современных средств и методов хранения, обработки и передачи информации многократно снижает барьер доступа к ней и скорость поиска.
Информационный кризис общества проявляется в том, что поток информации, который хлынул на человека, столь велик, что недоступен обработке в приемлемое время.
Информационный поток превосходит ограниченные возможности человека по восприятию и переработке информации.
Возникает большое количество избыточной информации, которая затрудняет восприятие полезной для потребителя информации.
Укрепляются экономические, политические и другие барьеры, которые препятствуют распространению информации (например, по причине секретности).
Частичный выход из информационного кризиса видится в применении новых информационных технологий. Внедрение современных средств и методов хранения, обработки и передачи информации многократно снижает барьер доступа к ней и скорость поиска.