в чем проявляется философский смысл преступления р раскольникова
Каковы социальные и философские истоки преступления Раскольникова
Содержание:
Социальные и философские истоки бунта Раскольникова кратко можно описать в форме определенной теории. Герой самостоятельно скорректировал свое мировоззрение, защищаясь от проблем, невзгод внешнего мира. Его теория лежит в основе всего произведения. Достоевский – религиозный человек, осуждает персонажа за нарушение божьих заповедей, нравственных ограничений. Социальные и философские истоки теории Раскольникова основаны на воздействии окружающей обстановки.
Персонаж выстроил для себя четкое разграничение людей на два класса. Убийство стало для него способом доказать свое отношение к высшей касте. Автор начинает повествование, описывая Питер, его убогость, нищету. Жители города – злорадствуют, презирают окружающих людей. Раскольников сталкивается с материальными трудностями, ненавидит обеспеченных горожан.
Каковы социальные и философские истоки преступления Раскольникова
Философский аспект менее значим, чем социальные условия жизни студента. К совершению греха его приводят следующие обстоятельства:
Студент задолго до преступления опубликовал свой труд о собственной теории разделения людей. По его мнению, есть обыкновенные жители, необремененные интеллектом, дрожащие твари. Необыкновенные люди, имеющие право на убийство, живущие хорошо, свободно. Они могут нарушать законы, чтобы помочь обездоленным, обыкновенным личностям.
Социальные и философские основы бунта Раскольникова кратко
Социальные и философские основы бунта Раскольникова легли в основу повествования Достоевского. Он условно разделил окружающих на классы в глазах Раскольникова, который причислил себя к касте великих. Великим личностям разрешалось убивать, иметь собственное мнение, подчинять обыкновенных людей. Основы теории:
Достоевский не соглашается с теорией персонажа. Он разрушает ее смысл в корне, опираясь на нравственные, логические принципы. Для выражения нравственной критики автор использует персонаж Сони. Логические доводы приводит Порфирий Петрович.
Социальный, философский и религиозный смысл преступления Родиона Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”
В одном из своих лучших романов – “Преступление и наказание” – Федор Михайлович Достоевский ставит множество вопросов, ответы на которые он ищет, анализируя преступление, совершенное главным героем, и его последствия. Автор вкладывает в произведение глубочайший философский, социальный и религиозный смысл. И, чтобы понять его, нужно прежде разобраться в причинах преступления Родиона Раскольникова. Но необходимо четко различать смысл и мотивы совершенного главным героем убийства.
Вот, например, в чем отличие социальных мотивов
На ее деньги Раскольников хотел помочь бедным людям, “устроить сотни, тысячи добрых дел и начинаний”. Это – один из мотивов преступления – мотив социальный. А в чем же тогда социальный смысл преступления?
Раскольников решил, что должен доказать себе и другим, что он не “тварь дрожащая”, а прирожденный “властелин судьбы”. Убийство Алены Ивановны Родион рассматривает как эксперимент. Эта теория и есть философский мотив преступления.
Всем своим произведением Достоевский опровергает идею Раскольникова.
Автор начинает опровержение с того, что Родиону не удался эксперимент над собой, он не смог без угрызений совести переступить через кровь, даже “гадкой, никому не нужной старушонки”. Раскольников приходит к выводу, что раз он не смог, он не Наполеон. Но и не “тварь дрожащая”. Кто же тогда?
Вот первый аргумент против его теории: ни одного человека нельзя однозначно отнести к “властелинам судьбы” или к “тварям дрожащим”.
Раскольникова начинают терзать угрызения совести (отражением этого можно считать и сны Родиона). Герой неверно полагает, что эти муки – признак душевной слабости и трусости, недостойный истинных “двигателей истории”. Но он никак не хочет разувериться в своей теории, хотя она явно противоречит его гуманной сущности. Раскольников продолжает считать свои идеи правильными, только он, к сожалению, не относится к “право имеющим”.
Отвергает свою теорию Родион лишь на каторге, когда юноша тесно сходится с простыми людьми и особенно с Сонечкой Мармеладовой. Раскольников начинает понимать, что все люди одинаковы и все достойны счастья, к которому каждый должен стремиться, помогая другим.
Религиозный же смысл преступления в том, что Родион Раскольников нарушил две главные заповеди: “не убий” и “не возгордись”. Автор на примере своего героя показывает в романе, чем может обернуться это преступление. Гордыня всегда считалась одним из самых страшных грехов и каралась сурово – полным одиночеством. А покушение на человеческую жизнь каралось людьми смертью физической, а Богом – смертью духовной.
И только страдания во имя искупления этих страшных грехов, искреннее раскаяние могли спасти несчастных грешников. Тогда даруется им духовное возрождение, а, значит, и душевный покой.
Итак, философские, религиозные и социальные идеи автора слились в одной мысли: все люди одинаковы – нет высших и низших. Любой из нас может достичь счастья, покоя и духовной гармонии, если никогда не пойдет против своей совести и общечеловеческих законов.
Related posts:
Преступление Раскольникова, его причины и смысл
Главный герой романа Родион Раскольников – необычный преступник. Свое преступление – убийство ростовщицы Алены Ивановны – он совершает под влиянием созданной им философии. Философия эта была выстрадана Раскольниковым, и своим преступлением он хотел подтвердить ее правильность в своих глазах и в глазах остальных людей.
Поэтому психологический анализ состояния преступника до и после совершения преступления в романе тесно связан с анализом теории Раскольникова, представляющейся Достоевскому “знаменьем времени”.
Однако главной причиной его преступления
В то время как огромное количество людей молчаливо и покорно подчиняются всему, что преподносит им жизнь, немногие – “необыкновенные” люди – являются подлинными двигателями истории человечества. При этом они дерзко нарушают общепризнанные нормы морали и не останавливаются перед преступлением для того, чтобы навязать человечеству свою волю. Современники проклинают этих людей, но потомки признают их героями.
Раскольников не только обдумал эту идею, но даже изложил ее в газетной статье за год до совершения убийства. Возникают вопросы, которые Раскольников формулирует так: “Вошь ли я, как все, или человек?”. “Тварь ли я дрожащая или право имею?”
Он стремится противопоставить себя “обыкновенным”, рядовым людям. Раскольников не хочет, подобно большинству людей, молчаливо повиноваться и терпеть. Но отсюда, по его мнению, возможен лишь один вывод – он должен доказать себе и окружающим, что он не “тварь дрожащая”, а прирожденный “властелин судьбы”, имеющий право преступать нравственные законы.
Этот вывод и приводит Раскольникова к его преступлению, которое он рассматривает как испытание, необходимое для того, чтобы определить, принадлежит ли он к породе “необыкновенных” людей или ему остается повиноваться и терпеть, как остальным, слабым натурам.
Своим преступлением Раскольников бросает вызов миру социального неравенства и подавления человеческой личности. Однако он не осознает, что его “идея” только укрепляет бесчеловечность существующего порядка вещей. Его протест противоречит сам себе, поскольку он предполагает право одних людей диктовать другим свою волю. Последние же вынуждены быть пассивными объектами их действий.
Это противоречие и составляет трагическую ошибку, лежащую в основе философии Раскольникова. В ходе развития событий он на личном опыте убеждается, что его бунт против существующей бесчеловечности сам носит бесчеловечный характер, ведет к нравственной гибели личности. Раскольникову удается совершить задуманное убийство.
Но этот поступок приводит к иному результату, чем тот, которого он ожидал. Он убеждается в том, что мораль “необыкновенных” людей, которая так привлекала его до совершения преступления, оказалась ему не по плечу. Истинную красоту и нравственность Раскольников теперь видит не в тех людях, которые ставят себя выше обыкновенных, рядовых людей, а в тех, кто, подобно Соне Мармеладовой, среди голода и унижений сохраняют в своей душе веру в жизнь и глубокое отвращение к злу и насилию.
Таким образом, Достоевский приводит своего героя к пониманию очень важных истин, заключающихся в том, что гордыня грешна, что законы жизни не подчиняются законам арифметики и что людей не судить надо, а любить, принимая их такими, какими их создал Бог.
Related posts:
В чем суть теории Раскольникова из «Преступления и наказания»
Теория Раскольникова в романе Достоевского
“Тварь ли я дрожащая или право имею” — именно этой цитатой можно описать теорию главного героя романа “Преступление и наказание” Родиона Раскольникова. Как видно из его слов смысл теории заключается в разделении людей на две части. На основе философии Раскольникова развивается сюжет романа.
Основой произведения Федора Михайловича Достоевского является преступление, совершенное из-за жестоких соображений главного героя. Почвой для них послужила окружающая нищета, бедность народа.
К первой группе, тварям дрожащим, Раскольников отнес самых обыкновенных людей. Они не отличались значительным состоянием, напротив, их жизнь была скупа и однообразна. Такие люди составляли основу населения. Они не ставят целей на жизнь, основная их задача — выживание, зачастую за счет горя других. У этого слоя нет моральных принципов: богохульство, разврат и алкоголь — их верные спутники.
Второй группе повезло больше. Родион считает, что представители этой части живут в абсолютно другом мире, где нет нужды и грязи. Их число невелико, однако их возможности в несколько раз больше, чем у других. Их руками вершится правосудие. По мнению героя беззаконие для тех, кто “право имеет” — обычное дело, которое необходимо осуществлять для блага людей.
По началу их действия вызывают бурную реакцию и искреннее непонимание у массы, но оставляют заметный след в истории, как Наполеон. Именно к таким деятелям правосудия относит себя главный герой романа. Чтобы удостовериться в работоспособности своей теории он совершает страшное преступление — убивает старуху-процентщицу.
Теория рушится сразу после свершения убийства. Идея помочь множеству нищих путем убийства состоятельной старухи оказалась неудачной. Кроме того, после встречи с Лужиным и Свидригайловым Родион осознает, что взгляды собеседников на жизнь схожи. Он стал похож на людей, которых не хотел видеть в своем мире.
По мнению Раскольникова, те, у кого есть “право”, могут избавиться от них. Но, размышляя о содеянном, он приходит к выводу, что они наиболее близки к его философии. А те, кто дорог сердцу — семья, Мармеладовы — по его собственному учению относятся к “тварям”.
Право сильной личности на преступление
Что же представляла собой знаменитая теория Раскольникова? Люди, по мнению студента, от рождения подразделяются на две категории. Одни относятся к высшему классу избранных «имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово». Им предначертана необычная судьба. Они делают великие открытия, вершат историю, двигают прогресс.
Человек, подобный Наполеону, может ради высшей цели совершать преступления, подвергать других смертельной опасности, переступать через кровь. Их не пугают законы. Для них не существует нравственных принципов.
Такие особи рода человеческого могут не думать о последствиях своего поведения и стремятся к достижению своей цели несмотря ни на что. Они «право имеющие». Остальная масса людей – материал, «служащий единственно для зарождения себе подобных».
Обладая непомерной гордостью, Раскольников причислял себя к избранным. Убийство жадной старухи, совершённое молодым человеком – проверка теории на себе. «Избранный» легко переступает через кровь, чтобы потом облагодетельствовать всё человечество. Чувства сожаления, угрызения совести неведомы такому человеку. Так считает главный герой романа.
Убийство ставит доброго и благородного по натуре юношу в один ряд с такими порочными личностями, как Свидригайлов и Лужин. Ведь они тоже игнорировали нравственные законы, жили, думая только о собственном благополучии. «Мы одного поля ягоды», – говорит герою Свидригайлов.
Переживания главного героя являются самым страшным наказанием и доказательством его заблуждений. Лишь раскаявшись в содеянном и обратившись к богу, Раскольников собирает свою «расколотую» душу, обретает покой и счастье. Преданность и любовь Сони Мармеладовой заставляют забыть о своих заблуждениях и возродиться для новой жизни.
Сочинение про теорию Раскольникова
Произведение Федора Достоевского “Преступление и наказание” рассматривает тяжелый личностный конфликт главного героя – бывшего петербуржского студента Родиона Раскольникова. Нищета на протяжении уже долгого времени рушит жизнь его и всей его семьи.
Много раздумывая о том, как же изменить такое положение вещей, Раскольников написал статью, выдвинув идею о том, что всех людей можно условно поделить на высших, героев, которые влияют на ход истории, совершают великие дела и всех остальных людей, являющихся для них лишь средством, материалом, “тварями дрожащими”.
Все, что имеют право делать последние, являясь жалкими и недостойными членами общества, это послушно жить и закона не нарушать. Эти самые законы для них как раз и создает первая категория, “собственно людей”, имея таким образом неограниченное влияние над основной массой.
Теории Родиона Раскольникова не зря уделяется так много внимания при изучении романа “Преступление и наказание”. Она, фактически, стала элементом, порождающим тему произведения. Раскольников, несмотря на то, что как он, так и его семья, были нищими и несчастными, совершает убийство, а затем и двойное убийство, вовсе не по этим причинам.
Во всем он руководствуется своей собственной теорией. Основным мотивом совершения Раскольниковым преступления как раз было выяснить, принадлежит он к разряду дрожащих тварей или все-таки право имеет.
Деля всех людей на разряды (первый и второй, низший и собственно людей), Родион мучается вопросом, к какому же из них принадлежит он сам. Собственно, чтобы узнать это, он и решается на убийство.
Интересней всего перед читателем предстает исход данной проверки. Раскольников, веруя в истинность собственной теории, убивает богатую старушонку. Но значит ли это, что он априори принадлежит к той высшей категории людей, которые правят миром и творят историю?
Настоящему Наполеону не нужна была бы подобная теория или какие-либо оправдания своих же действий. Он не сидел бы часами, раздумывая и частично даже сожалея о содеянном. Так и выяснил Раскольников, что никакой он на самом деле не Наполеон, а лишь очередная дрожащая тварь, низший человек, совсем обычный и заурядный. Так и рухнула его теория.
Страшные последствия теории Раскольникова
Главный герой романа Ф. М. Достоевского, обладая незаурядными способностями, мечтая о великом будущем, вынужден терпеть нужду и унижение. Это пагубно повлияло на психологическое состояние героя. Он оставляет учёбу в университете, запирается в своей душной каморке и обдумывает план страшного преступления.
Случайно подслушанный разговор кажется Раскольникову странным предзнаменованием. Отдельные мысли и фразы повторяли тезисы статьи «О преступлении», написанной им для газеты. Увлечённый идеей молодой человек решается воплотить теорию в жизнь.
Бесчеловечная теория Раскольникова, основанная на идее эгоизма и индивидуализма, антигуманна. Никому не дано распоряжаться жизнями других людей. Совершая подобные поступки, человек нарушает законы нравственности, заповеди христианства. «Не убий», – говорится в библии.
Неслучайно умный Порфирий Петрович, пытаясь разобраться в умозаключениях Родиона Раскольникова, интересуется, каким образом можно отличить необычного человека. Ведь если каждый возомнит себя особенным и начнёт нарушать закон, начнётся хаос! У автора теории нет вразумительного ответа на этот вопрос.
Кто же виноват в том, что умные, добрые, благородные люди увлекались подобными идеями, калечили свою жизнь, губили душу. Достоевский своим романом пытается дать ответ на этот вопрос. Социальное неравенство, нищенское положение большей части трудового народа, «униженных и оскорблённых» толкало людей на этот преступный и безнравственный путь.
Размышление о теории Раскольникова
Главный герой романа «Преступление и наказание» Родион Раскольников живет в бедности без всякой надежды на светлое будущее. По своей сути он человек совсем неплохой – добрый, умный, отзывчивый. Но сжатый тисками суровой реальности Раскольников доходит до изнеможения и отчаяния.
Эти обстоятельства порождают в герои бесчеловечную теорию, согласно которой все люди на Земле делятся на две группы – «тварей дрожащих» и тех, кто «право имеет». Последние вправе совершать преступления, если они оправдываются великой целью.
На такое могут пойти только люди особые, необыкновенные, в руках которых сосредоточена власть, которые достигли больших успехов в науке, религии. Они не только вправе, но даже обязаны идти на радикальные меры, чтобы достигнуть цели, имеющей значение для всего человечества.
Теория строится на утверждении, что всеобщее благо можно достичь только путем истребления меньшинства. Герой ставит над собой эксперимент, пытаясь выяснить, к какой из двух категорий он относится сам. Он склонен причислять себя к «право имеющим», но чтобы убедиться в этом, Раскольников идет на преступление.
Его цель – сделать мир лучше, избавить его от людей, подобных старухе-процентщице. Однако после совершенного убийства не последовал желаемый результат. Злодеяние не принесло никому абсолютно никакой пользы. С этого момента начинается развенчивание оказавшейся несостоятельной теории Раскольникова.
Убийства положило начало душевным терзаниям главного героя. Каждый свой шаг он вынужден делать с опаской, рискуя выдать себя в любой момент. Эксперимент Родиона с треском провалился. Ему не удалось совершить злодеяние и сохранить при этом внутреннее спокойствие.
Он мучается от угрызений совести и, в конце концов, приходит к выводу, что является обычным человеком, той самой «тварью дрожащей». Тяжелым грузом взваливается на него осознание бессмысленности столь и бесчеловечного жестокого поступка.
И все-таки окончательное понимание ситуации приходит к Родиону далеко не сразу. Он все еще продолжает считать свою теорию верной, а в том состоянии отстраненности и отгороженности от всего окружающего мира Раскольников не способен критически посмотреть на вещи, вырваться из цепкого плена собственных идей.
Единственное, что может его спасти, это добрый друг, который выслушает и поймет главного героя, тем самым облегчив его страдания. Таким человеком оказывается Соня Мармеладова, перед которой главный герой раскрывает свою душу. Он прислушивается к ней и в результате признается в содеянном.
За совершенное преступление ему воздается должное наказание. Оказавшись на каторге, Раскольников не сразу приходит к осознанию вины и раскаянию. Но доброта и духовная сила Сони Мармеладовой вразумляют героя и помогают отказаться от своих идей. Полное разрушение бесчеловечной теории происходит в последнем сне Родиона, где люди убивают друг друга ради достижения всеобщего счастья.
Итог всего этого – опустевшая мертвая земля. С этого момента начинается возвращение Раскольникова к жизни. Он приходит к пониманию, что все люди одинаковы, и все они заслуживают счастья, которого можно добиться, помогая своим ближним.
Сны Раскольникова и их значение в романе
В романе «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевский большое внимание обращает на внутренний мир главного героя. Читатель может увидеть не только мысли и переживания Раскольникова, но и его сны. На протяжении произведения они встречаются в разных эпизодах, у каждого есть своя эмоциональная окраска и значение.
Первый сон оказывается тяжелым и мрачным. В нем многократно мелькают серые, черные тона; единственные цветные пятна – это зеленый церковный купол и рубашки пьяниц. Действие приходится на раннее детство Раскольникова. Родион испытывает страх перед злостью мужиков в кабаке, но всего в трестах шагах от этого неприятнейшего места находится церковь, о которой герой думает с теплотой.
Сон как бы намекает на концовку романа, в которой выходом из тьмы станет вера в бога. Также же в нем показаны образы смерти и топора. Сновидение возникло на фоне эмоций, испытанных Родионом при виде пьяной девочки на бульваре, и привело к зарождению мыслей об убийстве.
Следующий сон ничуть не приятнее первого. Он представляет собой какофонию безобразных звуков: визга, хрипов, ругательств и воплей. Кошмар не просто пугает Родиона, он пробивает брешь в, казалось бы, неоспоримой теории. Настасья считает, что эти звуки – крик его кипящей крови. Но на самом деле дело скорее не в его крови, а в той, что он собственноручно пролил, убив несчастных женщин. Главный образ в этой сцене – лестница. Она символизирует путь, который преступнику предстоит пройти, чтобы обрести искупление.
Еще два сна относятся к теории Раскольникова. Первый – это Новый Иерусалим, рай, крохотный островок в океане печали и горя, который будет создан самим Родионом-Наполеоном. Второй – опровержение предыдущего. Он больше похож на ад земной, полный людских мучений и ненависти. Это противопоставление выдуманной реальности и той, которая действительно могла бы осуществиться, будь теория верной.
Сны Раскольникова – ещё один способ полноценно раскрыть душевные муки страдающего и потерянного героя. Родион запутан и полон сомнений, но сны не лгут и показывают, что происходит в его душе на самом деле и в каком-то смысле подсказывают ему верный путь. Ф.М.Достоевский не только поработал с их помощью над психологизмом персонажа, но и в иносказательной форме преподнес другие проблемы произведения, позволил читателям предвосхитить развязку, высказал собственную позицию по поводу теории.
Эссе про сны Раскольникова
Во снах такого персонажа, как Раскольников, автором было вложено очень много смысловой нагрузки, которая заключалась в том, чтобы раскрыть характер и образ данного персонажа цело, глубоко и многогранно. Именно благодаря подобным сценам в произведении, где рассказывается о снах героя, читатель может понять весь характер и натуру данного персонажа. Стоит сказать, что по ходу произведения показываются сны героя, и те события, которые происходят в его жизни, находят свое раскрытие и в его сновидениях.
Можно говорить о том, что многие авторы любят добавлять этот элемент в свои работы, так как при помощи данных сцен можно показать, что на самом деле чувствуют персонажи, которые находятся в соответствующем положении. Также, можно говорить и о том, что русские писатели вкладывали в смысл данных сцен то, что герои показывались крайне искренними в те моменты времени, так как невозможно было обмануть свое сознание, находясь в сновидении.
Использовались такие приемы и Пушкиным, и Гончаровым, и Жуковским. Стоит сказать, что значение у сновидений персонажей совершенно различное. Если в одном произведении сны показаны вещими и направляющими, то в другом рассказе они могут не иметь абсолютно никакого смысла. Также, можно отметить и тот факт, что сновидения героев прекрасным образом могли передавать чувства и эмоции героев. Благодаря снам, произведения Достоевского открывали по-настоящему души героев, и раскрывали их характеры.
Вначале герой был показан весьма разумным и спокойным человеком, которому во сне виделись сцены, в которых говорилось о том, что нельзя никого лишать жизни, и вредить окружающим. Однако, после того, как он совершает преступление, его сознание становится мутным, и походит больше на мысли нездорового психически человека. В сценах покаяния, герой обретает вновь свое душевное равновесие и покой.
Первым сном данного персонажа, была сцена, в которой он видел измученную лошадь, которую ему было очень жалко. Стоит сказать о том, что эта сцена шла из далекого прошлого, и связана с тем, что он наблюдал в детстве. Как-то раз, он был свидетелем того, как прохожие люди били лошадь. Он не мог смотреть на это спокойно, и ему было крайне жаль животное. Данная сцена говорит о том, что герой является очень противоречивым персонажем, так как он готов пойти на очень ужасное и бесчеловечное преступление, однако, в нем осталась эмпатия и чувство сострадания к ближним.
Сны Раскольникова в романе Преступление и наказание
Внутренний мир главного героя Достоевский раскрывает с помощью его мыслей, переживаний и снов. Сны Раскольникова появляются в различных эпизодах повествования и имеют определённое значение для понимания эмоционального состояния героя.
В первый раз герою привиделась сцена из раннего детства. Он увидел ненавистный кабак, пьяных и злых мужиков, избивающих беззащитную лошадь. При этом недалеко от этого страшного места виднеется церковь, навевающая на героя теплоту и спокойствие. Сон Раскольникова тяжёлый и мрачный, в нём преобладают чёрные и серые тона.
Ещё один сон герой видит перед совершением рокового преступления. Он видит прекрасную, умиротворяющую картину: голубая вода, зелёный оазис и золотистый песок. Африканский пейзаж чудовищно контрастирует с реальной жизненной ситуацией героя. А видение Египта может быть отсылкой к наполеоновскому походу, который закончился плачевно, как и безумная затея Раскольникова.
Следующие два сна отражают состояние героя после совершения им рокового преступления. Сначала Раскольников видит Илью Петровича, который избивает его домовладелицу. Образ полицейского символизирует страх молодого человека перед разоблачением и наказанием.
Второй сон – настоящий кошмар. Во сне он убивает старуху ещё раз, но на этот раз процентщица зловеще смеётся и издевается над своим убийцей, а тот бежит с места преступления. Сон отражает внутренние муки Раскольникова, который на самом деле не был способен на убийство человека и страдал от своего поступка.
Последний сон герой видит уже на каторге. Ему кажется, что весь мир должен погибнуть от эпидемии какой-то болезни. Заражённые непонятным вирусом люди начинают уничтожать друг друга, считая, что они лучше других и имеют право убивать остальных.
Этот кошмар помог Раскольникову полостью очиститься и избавиться от нравственных мук и сомнений по поводу своей теории. Он окончательно выздоровел морально и физически и мог наконец начать новую жизнь. Жизнь, в которой нет античеловечных теорий, но есть свет, надежда на лучшее и вера в Бога.
Читайте также: «Сон Обломова» – анализ фрагмента из романа Гончарова.
В романе «Преступление и наказание» теория Раскольникова терпит крах. Это помогает понять, что человек не «тварь дрожащая», а личность, имеющая право на жизнь. «На чужом несчастье счастья не построишь», – гласит народная мудрость. Отношения между людьми должны основываться на доброте, милосердии и вере в бога убеждает нас роман великого писателя.