в чем проявляется эгоцентризм детей
Ребенок-эгоцентрик: как с ним общаться
Детский эгоцентризм — это часть развития малыша. Заключается он в том, что ребенок, видя постоянную заботу и внимание со стороны окружающих, начинает принимать это как что то само собой разумеющееся, и болезненно реагирует на любые перемены по отношению к собственной персоне.
Эгоцентризм как характеристика индивида является неотъемлемой частью развития ребенка.
Во-первых, у большинства детей эгоцентрическая речь, потому что они часто разговаривают сами с собой. Концепция детского эгоцентризма, занимает центральное место в раскрытии внутренней речи и всего внутреннего мира ребенка. Иногда проявляется агрессивное поведение детей.
Поведенческие характеристики
Эгоцентрическая речь — это предварительная стадия, которая приводит к фактической социализированной речи, такой, как используют взрослые. Детям трудно справиться с собственным мыслительным процессом; они не могут оперировать символическими и абстрактными операциями так, как это делают взрослые. Эгоцентрическая речь напоминает монолог, адресованный никому. Каждый в детстве использует эту речь, чтобы сопровождать свои действия. Это делает его вспомогательным механизмом для повседневной деятельности ребенка. Согласно научным исследованиям, количество эгоцентрической речи в дошкольном возрасте чрезвычайно велико. Примерно половина речевых моделей 6-7-летних детей эгоцентричны.
Таким образом, эгоцентризм и его поведенческие характеристики преобладают в детском возрасте.
Излишне говорить, что взрослые тоже могут быть эгоцентричными. Эгоцентризм в зрелом возрасте — это черта личности и часть структуры характера. Социальная среда, окружающая эгоцентричного человека, не представляет для него особого интереса. Единственные заботы этих взрослых — их внутренние и внешние чувства, желания и поступки. Понятно, что первоочередной задачей для людей могут стать они сами.
Эгоцентризм считается нормальным, когда он не граничит с патологией. Патологический эгоцентризм содержит в себе черты эгоизма и может служить негативным фактором в социальных взаимодействиях человека. Крайне выраженный эгоизм может быть симптомом психического заболевания.
Я помню очередь в магазине, и я плакал и умолял маму купить мне «эту вкусную розовую жевательную резинку». Я также помню, как моя мать терпеливо объясняла мне, что целью нашего визита была не жвачка, а другие продукты, необходимые для нашего существования. У нас не хватало денег на еду, что было выше моего детского и эгоистичного понимания. Моя мама наконец сдалась и купила мне жвачку, которую я тут же бросил обратно на стол обслуживания клиентов, крича: “Я хочу еще одну! Этот тонкая, а мне нужен толстая!- Говоря это, я имел в виду, что мне нужна вся коробка, а не только одна.
Сейчас я вспоминаю об этом инциденте с явным чувством стыда. Когда произошла эта ситуация, я вообще не почувствовал никаких укусов совести. Я считаю это детским эгоцентризмом и, возможно, отсутствием воспитания.
Ученые доказали, что чрезмерный эгоцентризм вреден для межличностных отношений в зрелом возрасте. Как было сказано выше, детский эгоцентризм-это научно обоснованное явление, которое считается нормальным и необходимым для процесса развития.
С точки зрения взрослых, эгоцентризм — это позиция, в которую человек сознательно ставит себя. Это характеризуется концентрацией на своих чувствах, переживаниях и интересах, а также неспособностью получать и рассматривать информацию, которая противоречит этим переживаниям. Это особенно важно, когда противоречивая информация поступает от кого-то другого.
В психологии эгоцентризм описывается в терминах различных аспектов психической деятельности. Это когнитивный эгоцентризм, характеризующий преимущественно процессы восприятия и мышления, нравственный эгоцентризм, значение которого заключается в неспособности понять нравственные основы поведения других людей, коммуникативный эгоцентризм, например. Вообще говоря, эгоцентризм связан с познавательными процессами.
Общение с ребенком эгоцентриком — дело нелегкое, ведь он привык иметь единственное правильное мнение — свое. И это во многом следствие ошибок в воспитании. Вспомните всем известную Марфушеньку-Душеньку из сказки «Морозко», мама постоянно балует уже взрослую девушку, оберегает от любых домашних забот, умиляется на любую выходку дочери, ей позволено безнаказанно обижать свою сестру, отец в семье не имеет веса, и не в состоянии окоротить взбалмошную девицу. В итоге Марфушенька — «царь и бог», а все остальные находятся у нее в прямом подчинении. Это и есть самый верный способ, как воспитать ребенка эгоцентрика. Очень запоминающаяся фраза есть в сказке «Снежная королева» — «Балуйте детей, и тогда из них вырастают настоящие разбойники».
Теперь нам известно, как формируется характер у эгоцентриков. Поняли свои ошибки, сделали выводы, но как же теперь выправить ситуацию, чтобы эгоцентризм не перешел в «хроническую» стадию. Восстановить авторитет родителей нелегко, но начать можно с того, чтобы научиться говорить твердое «нет» на очередной каприз, вспомнить о своих собственных увлечениях, чтобы родительское внимание и опека не были навязчивыми, не позволяйте ребенку обижать других людей, воспитывайте в нем уважение к окружающим, умение делиться со сверстниками, не кидайтесь к ребенку если он несерьезно упал, жалеть тоже надо в меру. Постепенно меняя отношение к малышу, вы заметите в нем больше самостоятельности и другие положительные сдвиги. Не спешите, со временем вы добьетесь результатов.
Детский эгоизм и эгоцентризм
Не нужно путать детский эгоизм с эгоцентризмом. Эгоцентрики считают себя центром вселенной, а эгоисты ставят свои интересы выше других.
Что же делать с детским эгоизмом? Порой достаточно отпустить ребенка в среду сверстников, в садик или на улицу, а там нужно уметь дружить, делиться и уступать, но если ребенок упорно проявляет эгоистические качества, лучше посоветоваться с детским психологом, он наметит постепенные шаги избавления от этого «недуга».
Эгоцентричный ребенок — это не всегда приговор, а чаще очередная ступень развития. Главное для родителей, чтобы их чадо благополучно ее преодолело.
Но порой детский эгоцентризм выходит за положенные рамок, и становится чертой характера, которая сгладится только к моменту, когда малыш повзрослеет и будет уже разумно смотреть на положение вещей. C возрастом способность детей к восприятию социальной перспективы возрастает, и их предположения о сходстве с другими (эгоцентрическая проекция) и их межгрупповая предвзятость должны уменьшаться. Это гипотеза детского эгоцентризма, если не произойдет задержка психического развития. Некоторые проносят эту черту через всю жизнь. Окружающие люди, как правило, начинают принимать такого человека со всеми недостатками, привыкая или игнорируя его.
Консультация «Проявление детского эгоцентризма из практики педагога»
Эгоцентризм у детей дошкольного возраста – явление достаточно распространенное, и связано оно с тем, что ребенок не в состоянии осознать факт существования чужих точек зрения. С проявлениями детского эгоцентризма сталкиваются все родители, и очень важно вовремя остановить его развитие, пока величие собственного «Я» не стало причиной межличностных конфликтов.
В данный момент, работая в саду, я часто встречаюсь с эгоцентризмом. Эта тема очень интересна и важна одновременно. Приведу пример из личного опыта. Мальчик, 5 лет,говорит мне: «Елена Александровна, уберите мои вещи в шкаф!». Мало того что «пожалуйста» не сказал, так в требовательной форме это выразил.На что я ему отвечаю: «Тогда ты, уберешь мои вещи».Он мне отвечает: «Нет, я не буду убирать! Это ваши вещи, вот вы и убирайте их!». Все логично. Но при этом свои вещи убирать не хочет. В итоге, после проведенной беседы, он согласился со мной, что свои вещи он убирает сам. Не скажу, что сложил он их правильно и аккуратно. Детский эгоцентризм мышления – так же проявляется в том, что ребёнок не способен увидеть окружающее чужими лазами, понять, как видит окружающий мир другой человек. Это происходит оттого, что познание ребёнка сосредоточено лишь на собственной позиции и целях, только на своих стремлениях и переживаниях, и ему непонятно, что возможна другая позиция, другие цели. Человек которому свойственен эгоцентризм, как правило, плохо адаптируется в обществе, конфликтен, или замкнут, не умеет работать в команде. Детям свойственен эгоцентризм и поэтому родители должны во время позаботиться о том, чтобы избавить ребёнка от эгоцентризма и помочь ему перейти на стадию децентрации. То есть когда ребёнок осознаёт, что другие люди могут видеть мир по-своему, что его точка зрения – не единственно возможная. Детский эгоцентризм базируется на личных желаниях ребенка, которые ранее родителями всегда потакались, а теперь сталкиваются с препятствиями. Если родители продолжают потакать мнению и желаниям ребенка, тогда его эгоцентризм набирает силы. Чтобы избавить малыша от эгоцентризма, необходимо на уровне слов и действий показать ему, что он является не единственным, чье мнение, желания и взгляды являются правильными. Всем нам понятно, что на нас лежит огромная ответственность за здоровье детей, а так же нам надо бороться и с вредными привычками, и с эгоцентризмом. Ведь что будет дальше с этим ребенком уже во взрослой жизни? Хотя мое мнение, есть такие вещи, которые очень сложно донести до детей в дошкольном возрасте. Но спустя несколько лет, когда у ребенка более и менее сложится мировоззрение, поменяется социальное окружение, да и много других воздействующих факторов на его развитие как личности, он поменяет свою точку зрения на многие вещи в своей жизни.
Годовой план педагога-психолога детского сада на учебный год Цель: обеспечить безопасность и сохранение психологического здоровья детей как основу для полноценного психического развития ребенка на.
Конспект подгрупповой консультации по семейному воспитанию «Капризы и упрямство детей-дошкольников, их причины, проявление» Тема: «Капризы и упрямство детей – дошкольников их причины проявление». Цель: Воспитатель: Прежде чем приступить к рассмотрению темы «Капризы,.
Проявление творческих способностей старшими дошкольниками в изображении природы. Пейзажная живопись Проявление творческих способностей детьми старшего дошкольного возраста в изображении природы на основе ознакомления с пейзажной живописью.
Достижения педагога дополнительного образования центра детского творчества Лариса Шерстнёва Педагогические достижения педагога дополнительного образования Центра детского творчества 1. Грамота 28.03.2017 IV районный.
Проявление агрессии у детей дошкольного возраста Проявление агрессии у детей дошкольного возраста. Ребенок ведет себя агрессивно. Наша реакция? Чаще всего взрослые осуждают такое поведение,.
Проявление интереса и инициативы у детей к занятиям физкультурой при использовании нестандартного оборудования Проявление интереса и инициативы у детей к занятиям физкультуры при использовании нестандартного оборудования. В 54 детском саду я работаю.
Семинар-практикум для педагогов детского сада «Использование театрализованной деятельности в работе педагога детского сада» Цель: Развитие творческих способностей педагогов. Знакомство с новыми способами и методами работы с детьми. Задачи: • Познакомить педагогов.
Семинар «Современные педагогические практики» Культурные практики в ДОУ Кружок оригами «Волшебный квадрат» Семинар «Современные педагогические практики» Культурные практики в ДОУ Кружок оригами «Волшебный квадрат» Воспитатель Яковлева Ольга Александровн.
Праздник, посвященный Дню учителя, педагога детского сада Праздник, посвященный Дню Учителя, Педагога детского сада Окна знакомые ласково светятся Коллектив встречает гостей Как хорошо, что нам.
Эгоцентризм
Эгоцентризм – позиция личности, характеризующаяся сосредоточенностью на собственных ощущениях, переживаниях, интересах и т.п., а также неспособностью принимать и учитывать информацию, противоречащую собственному опыту, в частности, исходящую от другого человека. В основе эгоцентризма лежит непонимание человеком того, что возможно существование других точек зрения, а также уверенность, что психологическая организация других людей тождественна его собственной.
Эгоцентризм отличается от эгоизма, представляющего собой, прежде всего моральную ценностную ориентацию личности и проявляющегося в корыстном поведении вопреки интересам других людей. Эгоист может осознавать цели и ценности окружающих, но намеренно пренебрегает ими; таким образом, он может и не быть эгоцентричным. Эгоцентрик же может вести себя как эгоист, но не обязательно потому, что он противопоставляет свои интересы интересам другого, а потому, что чужую позицию он не воспринимает, будучи целиком сконцентрированным, на собственных интересах.
В психологии эгоцентризм рассматривается в различных аспектах, выделяются следующие его виды: познавательный эгоцентризм, характеризующий главным образом процессы восприятия и мышления; моральный эгоцентризм, проявляющийся в непонимании моральных оснований поведения других людей; коммуникативный эгоцентризм, затрудняющий общение (прежде всего – речевое) за счет пренебрежения различиями смыслового наполнения понятий и т.п. В целом эгоцентризм, так или иначе связан с познавательной сферой.
Крайне выраженный эгоцентризм представляет собой симптом ряда психических заболеваний (шизофрении, истерии и др.). При этом общение больных с окружающими искажается настолько, что собеседник перестает выступать партнером в разговоре и служит лишь «зеркалом» собственных высказываний больного.
По мнению ряда психологов, эгоцентризм представляет собой неотъемлемую особенность ребенка на ранних этапах психического развития. В подтверждение этого приводятся конкретные факты. Например, большинство дошкольников левую руку стоящего к ним лицом человека называют правой, т.к. она ближе к собственной правой руке ребенка.
Наиболее последовательно идея детского эгоцентризма развита в работах швейцарского психолога Ж. Пиаже. Им, в частности, проанализирован феномен так называемой эгоцентрической речи, которую Пиаже считал проявлением общей эгоцентрической позиции ребенка. Он утверждал, что ребенок говорит лишь со своей точки зрения и не пытается стать на точку зрения собеседника. Ребенок полагает, что другие понимают его так же, как он себя, и потому не пытается сделать свое сообщение понятным собеседнику. Пиаже и его сотрудниками был также осуществлен ряд психологических экспериментов над познавательными процессами ребенка, призванных подтвердить концепцию детского эгоцентризма. В 60–70-х годах полученные данные были подвергнуты критическому пересмотру многими учеными, указывавшими, что они скорее свидетельствуют об эгоцентризме экспериментаторов, неспособных понять и учесть своеобразную позицию ребенка.
Наиболее аргументированная критика концепции детского эгоцентризма принадлежит Л.С. Выготскому. Им, в частности, было показано, что эгоцентрическая речь выступает одним из этапов формирования мышления и речи – промежуточным между громкой устной речью. Таким образом, в ходе психического развития эгоцентрическая речь не исчезает, а превращается во внутреннюю речь. Эгоцентризм, согласно Выготскому, не является изначально предопределенным состоянием, а лишь характеризует особенности одного из этапов развития высших психических функций.
В современной психолого-педагогической литературе эгоцентризм преимущественно рассматривается как особенность познавательной сферы ребенка, обусловленная недостаточным развитием высших психических функций. По мере становления личности эгоцентризм преодолевается (к 10-12 годам) за счет развития механизма децентрации.
Однако эгоцентризм в той или иной степени свойственен любому человеку и может обостряться под влиянием различных обстоятельств. Недостатки воспитания, имеющие следствием несформированность произвольной регуляции поведения, проявляются в том, что человек бывает, не способен отсрочить удовлетворение какой-либо потребности и подчиняет этому все свои мысли и чувства.
Эгоцентризм взрослых людей нередко служит причиной осложнений межличностных контактов. Неумение учесть точку зрения другого оборачивается конфликтами и одиночеством. В сфере семейного воспитания эгоцентризм родителей нередко проявляется в приписывании ребенку своих собственных интересов, привязанностей, страхов и т.п. Таким образом, ребенку отказывают в проявлениях индивидуальности, формируют у него пассивную, зависимую жизненную позицию.
Преодоление эгоцентризма – одна из центральных задач воспитания. Его важнейший механизм – формирование у ребенка способности оценивать ту или иную ситуацию с различных точек зрения, терпимо относиться к непривычным мнениям и суждениям.
Образовательный портал
Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования
Проблема эгоцентризма и способы децентрации у детей старшего дошкольного возраста
Проблема эгоцентризма и способы децентрации
у детей старшего дошкольного возраста
Ведущей деятельностью старшего дошкольника является подготовка к школе. Помимо того как ребенок овладевает навыками письма, чтения и счета, у него также складывается система ценностных отношений к миру, окружающей среде, к себе и людям. Если система ценностей ребенка нарушена и он продолжает видеть мир только с позиции своего эгоцентричного представления, то дальнейшая адаптация к новым условиям может быть затруднительна. Поэтому очень важно еще в дошкольном учреждении обратить внимание на этот аспект развития личности ребенка и провести необходимую работу в этом направлении.
Понятие эгоцентризма ввел швейцарский психолог и философ Жан Пиаже. Он считал, что детский эгоцентризм – это одна из характеристик детского мышления его интуитивного интеллекта.
Эгоцентризм отличается от эгоизма тем, что у эгоцентриста нет представления о других людях, он не понимает их желания и потребности. Для него не существует других людей в принципе. Тогда как эгоцентрик воспринимает себя «центром Вселенной», эгоист все-таки «видит» людей, осознает, что они тоже могут чего-то хотеть и добиваться, но свои желания он ставит выше и приоритетнее при этом.
При анализе окружающей действительности ребенок рассматривает и видит вещи только со своей субъективной точки зрения, считая ее единственно верной и неоспоримой. Он не подозревает и не допускает мысли о том, что существуют и другие точки зрения, отличные от его. Тем самым, он получает одностороннее представление о мире, часто искаженное и, соответственно, необъективное.
Ж. Пиаже выделил несколько видов эгоцентризма:
В чем проявляется эгоцентризм детей
Если на детей с обостренным самолюбием давить, обвинять в эгоцентризме, насмехаться, то впоследствии из них вырастают коварные интриганы, самовлюбленные и с манией величия. Они хотят быть лидерами, но не являются таковыми и страдают от этого.
Ребенка-нарцисса (эгоцентрика) можно вычислить по жажде похвалы и ревности к чужим успехам. Когда такого эгоцентрика «ставят на место», он огрызается, обижается и ведет себя агрессивно. Если на детей с таким обостренным самолюбием давить, обвинять в эгоцентризме, насмехаться, то впоследствии из них вырастают коварные интриганы, самовлюбленные и с манией величия. Они хотят быть лидерами, но не являются таковыми и страдают от этого.
Если понаблюдать за коллективом детей, можно увидеть, что в каждом классе есть лидер. Причем такие дети могут быть из разных социальных слоев, обладать разными возможностями и физическими способностями и необязательно хорошо учиться. Но у всех лидеров есть нечто общее, что умеет делать их лидерами – врожденное умение налаживать контакты с окружающими, заряжать их своими смелостью, бодростью, решительностью, делиться своей фантазией, знанием, сочувствием. Лидеры легко могут внушить почти любую идею, они обаятельны и благородны.
Ребенок-нарцисс, эгоцентрик, всего лишь претендует на лидерство и злится, что у него это не получается. В отличие от настоящих лидеров, у него проблема с общением, он трусоват и воспринимает неудачи как катастрофу. У него нет психологической гибкости, он плохо ориентируется в обстановке, не понимает психологию других людей и не анализирует их поступки, зациклен на себе. Главная причина, по которой ребенок-нарцисс не может добиться победы – переоценивание своих возможностей и способностей и их несоответствие с уровнем своих претензий. Так, при каждом поражении, у него появляется страх, еще больше повышается ранимость, появляется замкнутость.
Конечно, быть первым нравится всем и это свойство натуры. Никто не хочет быть фоном для удачливого человека. Но множество людей устраивает положение ведомых. Они не хотят брать на себя ответственность и кем-то руководить. Родители должны понаблюдать, есть ли у их ребенка преобладающее стремление к лидерству или ему внушают (окружение, средства массовой информации и т.д.), что если он не первый, то неудачник. Принцип «ты должен быть первым» невротизирует ребенка. Он вынужден гнаться за тем, без чего мог бы вполне обойтись. Он очень зависим от чужого мнения. Эта тема хорошо развернута в фильме «Влюблен по собственному желанию». Герой теряет вкус к жизни, и «опускается», потому, что не смог смириться с тем, что не первый. Мысль, что ты достоин большего, чем имеешь, делает несчастным. Поэтому, взрослым нужно формировать у ребенка чувство коллективизма, видеть в других детях не соперников, а соратников, товарищей, которым он будет помогать.
Эгоцентрики — почти всегда индивидуалисты, не склонные к сопереживанию, поэтому они обособляются от других. Чем раньше привить им чувство коллективизма, тем лучше. Можно долго говорить, как некрасиво завидовать, «якать», выпячиваться, но конструктивнее будет постараться расширить круг общения ребенка. Например, приглашать в гости сверстников, отдать ребенка в командные виды спорта. Также необходимо учить ребенка подавать себя в обществе правильно, не ограничиваясь только этикетом. Надо уметь хорошо говорить и пластично двигаться. Косноязычие и неуклюжесть можно исправить с помощью занятий по технике речи и пластики движений.
Дети, стремящиеся к лидерству делятся на смелых и более робких, трусоватых, но с гипертрофированным самолюбием. Здесь негативные качества можно преподать как сдержанность и осторожность. Для самоутверждения такого ребенка можно сориентировать на покровительство слабым, помощь отстающим. Такие дети не отличаются отвагой и не станут бороться с сильным соперником. Очень повысят самооценку победы в конкурсах по рисованию, музыке, плаванию, шахматах – там, где не нужен риск.
Энергичные, активные, страстные по натуре дети наоборот отчаянно смелы, но из-за самолюбия и гордыни слишком боятся неудач. Достигнув подросткового возраста, они могут связаться с хулиганскими компаниями и даже совершить уголовно наказуемые проступки. От «уголовщины» такого гордеца можно спасти, дав ему возможность самоутвердиться и реализовать себя в достойном деле, требующем риска (альпинизм, мотогонки, секции борьбы, каскадерство, футбол, хоккей и т.д.).
Детям-эгоцентрикам необходимо прививать желание делать что-то на благо общества. Отодвигать свое «я». Отмечать их хорошие, благородные поступки, хвалить: пропустил вперед малышей, уступил женщине место, помог инвалиду, пожилому человеку. Постепенно это станет нормой. Задача взрослых помочь ребенку раскрыть природные задатки наилучшим образом. Особенно это важно в семьях, где двое и более детей. Например, один ребенок подвижный, нетерпеливый – он самый находчивый и быстрый. Другой — копуша и нерешительный. Он самый разумный и обстоятельный. Таким образом, проблема соперничества отпадет. Почаще проговаривайте пословицы: одна голова хорошо, а две (три, четыре) – лучше; один в поле не воин. Цель достигается быстрее, если задействованы все лучшие полезные качества многих людей. Человеку в одиночку всегда труднее, скучнее, страшнее. А вместе легче, веселее.
В воспитании ребенка-эгоцентрика важно не перегибать палку: не загонять претендента на лидерство в тесные рамки и не навязывать ребенку – не лидеру несвойственную ему роль.