что нужно для того чтобы открыть магазин в деревне
Как открыть магазин в деревне: бизнес-план и рекомендации
Не только в городе, но и в деревне можно заниматься бизнесом. Открыть магазин в деревне может каждый активный предприниматель, поскольку затрат на это нужно меньше, чем в крупном городе. Но в данном случае необходимо ознакомиться с особенностями данного заведения. К примеру, ассортимент должен быть подобран на основе запросов жителей деревни. Создание четкого бизнес-плана позволяет грамотно организовать свое дело. Обо всех нюансах рассказано в статье.
Преимущества
Начинающим предпринимателям, которые хотят открыть свой магазин в деревне, обычно нужна пошаговая инструкция действий. Но заниматься поиском универсального решения не имеет смысла, поскольку особенностей много. К примеру, если в селении открыто несколько таких заведений, то открывать еще одно нерентабельно.
Выгодно ли открывать магазин в деревне? Все зависит от количества жителей и числа открытых таких же заведений. Для рентабельности требуется:
Поэтому сначала определяется контингент покупателей. Открывать крупный магазин в деревне бессмысленно. Вложенные деньги будут окупаться долгое время, а многие товары будут невостребованными.
Важно предоставление клиентам преимуществ в виде:
Успех зависит от местоположения. Но в деревне оно имеет значение лишь в том случае, если есть другие магазины. В иных случаях допускается размещение в любой части селения. При возможности нужно открывать магазин в деревне в центральной ее части.
Концепция
Начинающие бизнесмены порой не знают, как открыть магазин в деревне. Сначала требуется выбор концепции торговой точки, определение масштабов работы. Торговое заведение может быть в виде:
В небольших деревнях обычно открываются ларьки, поскольку для них нужны небольшие затраты. Еще открывают небольшие магазинчики, которые обеспечивают население всем необходимым.
Что можно продавать?
Какие магазины можно открыть в деревне? Важно ориентироваться на потребности клиентов. Самый прибыльный бизнес – продажа продуктов. Ассортимент надо подбирать на основе предпочтений жителей. Самыми востребованными являются товары первой необходимости.
Ассортимент сельского магазина должен состоять из:
Обычно этого ассортимента хватает для активного развития магазина. Молочную продукцию и хлеб желательно закупать у местных производителей. Следует включить в перечень мясо: курицу, свинину, говядину. Приобретать эту продукцию можно на птицефабриках, мясных заводах. Помимо данных товаров, нужны сладости, напитки, мороженое. Данные продукты хоть и не приносят значительной прибыли, но все же привлекут в магазин подростков и детей.
Если в деревне не продаются канцелярские и хозяйственные товары, то следует включить их в ассортимент. При этом он может быть небольшой. Покупать следует необходимое для обучения детей – тетради, ручки, пеналы, карандаши. В ассортименте могут быть газеты, журналы, сканворды, поскольку они востребованы у сельских жителей.
В продуктовом магазине могут быть и промышленные вещи, предметы первой необходимости, которые не относятся к товарам пищевой индустрии. Это относится к спичкам, свечам, инструментам, посуде. Благодаря разнообразию товаров магазин станет востребованней.
Следует обдумать идею об открытии магазина самообслуживания. Средний чек в такой точке выше. Но чтобы организовать этот бизнес, нужно потратиться. Если продукции в магазине немного, то данная идея нерентабельная.
Можно открыть магазин одежды в деревне. Нужно лишь привозить востребованные вещи. Это могут быть халаты, рабочая одежда, нижнее белье, пижамы, футболки. Еще следует привозить постельное белье, полотенца. Это примерный перечень товаров, но в деревне могут быть востребованы и другие вещи.
Регистрация и документы
Чтобы открыть магазин в деревне, с чего начать? Для этого требуется зарегистрировать бизнес и получить разрешительную документацию. Если открывается маленький магазинчик, то требуется оформить ИП. Если бизнес будет принадлежать нескольким лицам, то предпочтительнее выбрать иную организационную форму – ООО. Данный вариант убирает ограничения с финансового оборота бизнесмена.
Начинать свою деятельность можно только после получения разрешительных документов. Требуется наличие:
В магазине должен быть стенд с законом о защите прав потребителя, а также книга отзывов и предложений. Только при оформлении всей документации деятельность будет законной.
Налогообложение
Если открывается магазин розничной торговли, то лучшей будет форма ЕНВД. Размер реально полученной прибыли при уплате налогов не учитывается, а благодаря вычетам по взносам в ПФР получится заметно уменьшить итоговый объем затрат.
Еще может использоваться УСН, как на 6, так и на 15 %. Это зависит от особенностей бизнеса, размера спроса, цен поставщиков. Выбирать стандартную ОСНО нежелательно.
Помещение
Чтобы открыть магазин продуктов в деревне, бизнес-план нужно составить обязательно, поскольку он позволит грамотно вести свою работу. Важно правильно подобрать помещение, которое должно соответствовать установленным нормам:
Важно, чтобы к магазину был удобный подъезд. В данном случае жители деревни смогут приобретать продукты впрок и отвозить их домой на своей машине.
Еще необходимы ремонтные работы. Размер расходов зависит от площади помещения, его состояния и конечного результата. Обычно требуется 50-100 тыс. рублей. Но благодаря затратам торговое заведение будет привлекательным для клиентов.
Оборудование
Многие начинающие бизнесмены говорят: «Хочу открыть магазин в деревне, но не знаю, какую сферу лучше выбрать» Востребованным делом является продуктовый бизнес. А для него нужно специальное оборудование. Потребуется закупка:
Еще нужны ножи, разделочные доски. Иногда требуется и другой инвентарь, все зависит от специфики торговой точки. Если у предпринимателя небольшой начальный капитал, то можно купить неновое оборудование или оформить его в аренду у поставщиков товаров. Потом на вырученные деньги можно приобретать свое новое и качественное оборудование.
Сотрудники
Размер дохода зависит от профессионализма работников. Желательно принимать опытных людей, которые ранее трудились в торговой сфере. Такие сотрудники помогут сформировать ассортимент и своевременно его корректировать во время работы. Работники должны быть улыбчивыми и приветливыми.
Чтобы персонал был заинтересован в прибыли, необходимо платить им не оклад, а рассчитываться по сдельной форме. Многие используют интересную форму – ставку за смену + % с продаж. В качестве поощрения работникам можно выдавать премии.
Продавец может выполнять работу уборщицы, если доплачивать за это. В зависимости от размера магазина некоторые бизнесмены нанимают отдельного человека, который будет следить за чистотой помещения и прилегающей территории.
Поставка продукции
Если ассортимент в магазине небольшой, то у покупателей он востребован не будет. Поэтому важно поставлять достаточное количество товаров. Сотрудничество с поставщиками может выполняться 2 способами:
Продвижение
Как открыть маленький магазин в деревне, чтобы бизнес начал активно развиваться? В данном случае не помешает реклама, особенно, если торговых точек несколько. Магазин должен иметь красивый, опрятный вид. Для этого используется яркая вывеска, можно сделать указатели в деревне или около нее. Внутри помещения должно быть эстетично.
Дополнительное привлечение клиентов может обеспечиваться с помощью акций или скидок. К примеру, на продукцию, которая плохо раскупается, можно назначить акцию «2 по цене 1». Можно разработать дисконтную систему. Это поможет развить лояльность покупателей. Они будут стремиться идти в магазин для получения выгод. Скидки могут быть накопительными или фиксированными.
Финансовая сторона
Сколько будет затрат для открытия продуктового магазина? Начальные вложения потребуются на:
Получается, что вложения составят 300 тыс. рублей. Есть и текущие затраты, которые состоят из:
Средний чек равен 350 рублей. В месяц может быть доход около 500 тыс. рублей, но все зависит от конкуренции и количества населения. Иногда доход скромнее – до 150 тыс. рублей. Из них примерно половина будет тратиться на текущие расходы. Рентабельность в данной сфере равна 30 %. Окупаемость может быть разной, но примерный срок равен до 1-1,5 года.
Перспектива
Продажа продуктов и бытовых товаров является выгодным бизнесом. Хоть у него есть свои особенности, которые важно учитывать, но все же это дело стабильное. Обычно конкуренция небольшая, благодаря чему начинающие бизнесмены получают прибыль и опыт.
Если наладить торговлю, то финансовые траты вернутся быстро. Это означает, что будет возможность открыть еще один магазин, к примеру, в соседнем селении. А можно освоить новую сферу бизнеса, если привлекает еще какая-либо идея.
Как открыть продуктовый магазин
Многие бизнесмены построили свое состояние на знании фундаментальных потребностей и психологии человека. К одной из таких потребностей относится питание, потому что человеку нужно есть каждый день. Чтобы войти на рынок продажи продуктов, решается несколько важных задач: подготовить нужные документы, найти площадь, найти оборудование, поставщиков и запустить свое дело. Теперь более детально остановимся на каждом моменте, т.к. качественный запуск бизнеса требует тщательной проработки всех деталей.
Перед тем, как начинать какие-либо действия, у вас должен быть подготовлен подробный бизнес-план со сроками окупаемости и нормами рентабельности.
Подготовка разрешительных документов
На данном этапе нужно быть готовым к сопротивлению бюрократии. Чтобы юридически подготовится к запуску собственного дела, собирается внушительный пакет документов. Это дело можно поручить юридической компании. Но, т.к. при запуске бизнеса каждый рубль находится на счету, разберемся с тем, как все это оформить самостоятельно. Ниже находится пошаговая инструкция по получению различных разрешительных документов:
После того, как данный пакет будет собран, можно ехать в Управление потребительского рынка. В течение месяца регулирующий орган выдаст разрешение на торговлю, если поданные документы не будут противоречить нормативным требованиям. Но на этом документная волокита не заканчивается. После получения разрешения:
— зарегистрировать контрольно-кассовое оборудование;
— оформить аттестацию рабочих мест;
— выполнить требования по наличию в зале: свидетельства о проверке весов, копий разрешительных лицензий на торговлю, книги жалоб, распечатанного закона РФ «О защите прав потребителей» и телефонов экстренных служб.
Размер бизнеса
Формат бизнеса зависит от места его расположения и объема инвестиций, которые вы готовы вложить. Можно выделить следующие виды продуктовых точек:
-продуктовые ларьки у вокзалов, рынков, заводов;
-средние магазины в спальных районах;
-супермаркеты в районах с интенсивным движением.
Ошибившись, выбрав слишком большой формат, можно столкнуться со следующими проблемами:
-плохой поток покупателей;
-лишний незанятый персонал;
-значительная стоимость аренды большой площади;
-порча продукции.
Продуктовый магазин в сельской местности
Чтобы раскрутить доходное дело, необязательно открывать торговлю в перенасыщенных конкуренцией районах города. Открытие точки в сельской местности может существенно сократить затраты. В первую очередь – за счет более низкой стоимости аренды помещения. Нанимая персонал, лучше подбирать сотрудника из числа местных жителей. Найти работу в селе очень сложно, поэтому местные жители будут очень рады трудоустройству, согласившись работать за оплату, которая ниже, чем за выполнение аналогичной работы в городе. Сотрудник может помочь сформировать ассортимент, но ежевечерний учет и приходованные товара лучше делать самостоятельно. Ассортиментная карта в сельском магазине должна содержать обязательный набор: мясо, крупы, молочные продукты, колбасы, хлеб, алкоголь. Дополнительно можно ввести отдел с промтоварами, в котором будут представлены:
Более точный ассортимент будет сформирован в процессе работы. Покупки сельских жителей не отличаются разнообразием, поэтому спрос достаточно предсказуем и относительно стабилен.
Финансовое планирование
На этапе бизнес-планирования очень внимательно оцениваются объемы финансирования проекта. В общую смету затрат обязательно закладываются дополнительно 10% непредвиденных расходов. Средний показатель рентабельности продуктовых магазинов небольшого формата по России составляет 20%. Именно на эту цифру следует опираться во время бизнес-планирования.
Нужно обязательно составить ассортиментную карту с занесением видов продукции, которые будут продаваться. При составлении ассортимента учитывается близость расположения детских садов, школ, предприятий, многоэтажных домов. После открытия ассортиментную карту придется корректировать, и вы постепенно отбросите все малооборачиваемые товары. В бизнес-плане прописывается стоимость аренды и ремонта (если необходим), средний чек, количество покупателей, стоимость оснащения, затраты на первоначальную закупку продуктов. Обязательно нужно определиться со сроком окупаемости бизнеса. Стоит также учесть, что многие поставщики готовы привезти продукты с отсрочкой платежа.
Выбор торговой площади
О выборе места торговли лучше позаботиться заранее, т.к. оно указывается еще при оформлении права торговать. Главная задача на данном этапе – это выбор местоположения. Особенности помещения находятся на втором плане. Удачно подобранное место позволит получит целый ряд конкурентных преимуществ. Эксперты рынка полагают, что удачное расположение бизнеса генерирует не менее 50% прибыли. Если место будет выбрано неудачно, то под угрозой может оказаться весь будущий бизнес. Оценивается ежедневный поток людей и наличие конкурентов. Также требуется проанализировать бизнес конкурентов – их цены, сервис, близость размещения. Нет смысла открывать свою точку возле продуктового супермаркета, который «задавит» вас своим ассортиментом и ценами. Оценивается также состав аудитории покупателей. В спальном районе нет смысла открывать большой супермаркет с внушительными счетами за аренду, которые не окупятся недостаточным товарооборотом. В таких местах можно открывать магазины смешанного типа, когда часть недорогих продуктов можно взять с полок, а остальную часть товаров подороже купить у прилавка. Важная задача – выбрать такой формат торговли, чтобы обеспечить высокий товарооборот. Большое количество залежавшегося товара снижает объем оборотных средств, прямым образов влияя на потенциальную прибыль. После того, как вы определились с местом, тщательно проинспектируйте всю площадь. Хорошо, если вы берете в аренду или покупаете помещение, которое уже спроектировано под торговлю. В противоположном случае придется заниматься перепланировкой зала, чтобы привести к его к ряду норм, которые выдвигает управление торговли. Договор аренды помещения заключается в долгосрочной перспективе с целью коррективного планирования расходов. Требуется предусмотреть приемлемые условия расторжения договора аренды в случае, если предприятие не выйдет на уровень ожидаемой доходности в запланированный срок.
Чтобы пройти проверку СЭС, помещение должно соответствовать ряду норм: должно оснащаться исправной электропроводкой, противопожарной системой, быть просторным и хорошо проветриваться. Более детально о требованиях к продуктовому магазину можно узнать в контролирующих органах. Если вы нашли место в современном торговом комплексе, то, как правило, волноваться по поводу соблюдения норм не стоит. Там уже все предусмотрено. Не зависимо от размера площади, помещение должно быть оснащено системой вентиляции, теплоснабжения, водоснабжения, канализации и электричеством. Перед заключением договора аренды проверяются документы на коммуникации, чтобы в дальнейшем избежать проблем.
Поиск поставщиков
В качестве поставщиков могут выступать производители продуктов и оптовые компании. Человек, который идет в продуктовый магазин, жаждет увидеть хороший выбор. Но есть товарные группы, которые пользуются наибольшим спросом, учитывая географическое расположение. Выбор поставщиков следует делать, основываясь не только на ценовых предложениях. Сегодня большую часть ассортимента торговые фирмы доставляют с помощью cобственных логистических мощностей.
Как только вы откроетесь, к вам пойдет стремительный поток агентов, которые будут предлагать не только товар, но и оборудование, в котором будет храниться поставляемая им продукция. Таким образом можно бесплатно получить в пользование холодильники, морозильные камеры и даже стеллажи. Отдельное внимание уделяется покупке продуктов у фермеров. Натуральные овощи, фрукты и молоко всегда пользуются высоким спросом.
Закупка оборудования
Предоставленного оборудования торговыми представителями может быть недостаточно. Для торговли понадобятся холодильники, морозильные камеры, стеллажи, витрины. Чтобы рационально меблировать торговый зал, можно воспользоваться услугами компаний, которые разработают проект помещения с учетом ассортимента и требуемых агрегатов. На основе проекта закупаются нужные агрегаты и мебель. Многие поставщики и производители дают торговое оборудование в аренду, что может быть хорошим вариантом при ограниченном бюджете.
Кассовое оборудование (ККМ)
К открытию нужно позаботиться о покупке кассового аппарата с принтером чеков. Для удобства учета можно расширить систему сканером штрих-кодов товара и весами. Современное контрольно-кассовое оборудование значительно упрощает работу продавца и повышает ее эффективность. Это дает возможность наладить высокоточный контроль над товарным и денежным потоком. Все кассовое оборудование требуется зарегистрировать в ФНС. Также необходимо поставить его на учет в сервисном центре, который должен контролировать исправность ЭКЛЗ. Чтобы зарегистрировать ККМ, нужно:
Подбор персонала
Основа для открытия бизнеса создана. Теперь можно перейти к поиску персонала. Чтобы подобрать квалицированных продавцов, можно обратиться в центр занятости или кадровое агентство. Услуги последнего не бесплатные. Найти сотрудников можно и самостоятельно, поместив вакансию на сайте по поиску работы или газете. Прежде, чем набирать персонал, определяемся с графиком работы. Под рабочее время составляется расписание выхода продавцов на работу. Количество персонала и фонд оплаты труда упирается в затраты, заложенные вашим бизнес-планом.
Подбирая сотрудников, проверяем у них наличие санитарной книжки, что является обязательным для продуктовых точек. Также следует удостовериться в наличии разрешения на работу на территории государства. Опционально потребуется нанять персонал, который займется поддержанием чистоты в торговом зале. Эти обязанности можно делегировать продавцам-кассирам по предварительной договоренности. Необходимо четко очертить круг обязанностей работника и проверить у него наличие знаний работы с ККМ. Запомните, что с вероятностью 99% ваш магазин больше не увидит покупателя, которому нагрубили или были крайне неприветливы. Персонал – это лицо вашего предприятия. Продавцы должны встречать клиента с хорошим настроением и выглядеть опрятно.
Оформление и выкладка товара
За неимением опыта правильной выкладки товара на витринах можно воспользоваться услугами мерчендайзера. Для этого можно заключить договор на разовое обслуживание. В выставке товара могут принимать участие специалисты по мерчендайзингу от поставщиков продуктов. Принято, что смена выкладки не должна происходить часто.
Открытие
После того, как все разрешения на руках, персонал готов приступить к обязанностям, а продукты расставлены на полках, можно приступать к открытию. К этому событию нужно привлечь как можно больше людей, заблаговременно позаботившись о размещении рекламы о грядущем открытии нового продуктового магазина. Для этого можно разместить рекламу в местных газетах и журналах и раздать флаеры в районе расположения. В рекламе можно сообщить о скидках и подарках первым покупателям, а также о розыгрыше ценного приза. Проявите различные маркетинговые уловки, чтобы заинтересовать побольше людей. Чтобы придать событию торжественности и привлекательности, потребуется декорировать вход и, по желанию, торговый зал. Но не несмотря на даже самое помпезное открытие, главное впечатление клиента будет зависеть от уровня обслуживания и качества реализуемой продукции.
У нас есть готовое решение и оборудование для онлайн-кассы
Испытайте все возможности платформы ЕКАМ бесплатно
Как открыть магазин продуктов
Даем пошаговую инструкцию, как выбрать налоговый режим, подготовить помещение и собрать документы для открытия продуктового магазина
Михаил Кратов
Чтобы открыть продуктовый магазин с нуля, нужно собрать много документов и соблюсти санитарные требования. Подготовили пошаговую инструкцию, как действовать и на что обратить внимание.
Шаг 1. Выбрать вид магазина
Продуктовые магазины могут решать разные задачи покупателей: в один магазин люди зайдут за хлебом по пути с работы, в другом будут выбирать сорта сыра и элитное вино.
Обычно выделяют такие виды магазинов:
Магазин у дома. Магазины в жилых кварталах, на первых этажах домов, площадью 15—20 м². Такие магазины могли быть переоборудованы из жилых квартир. Обычно в них работает один продавец-кассир. Ассортимент — товары первой необходимости, хлеб, сахар, молоко.
Мини-маркет. Это тоже магазин с небольшой площадью и ассортиментом. Отличие от магазина у дома в том, что в мини-маркетах самообслуживание. Покупатели сами выбирают товар на полках, а потом идут с ним на кассу.
Гастроном. Продуктовый магазин с разными отделами: хлебным, молочным, мясным. Товары продают прилавка, и покупатель расплачивается в каждом отделе, а не за все сразу.
Супермаркет. Магазин самообслуживания с широким ассортиментом товаров. Кроме продуктов, в супермаркетах продается бытовая химия, хозтовары.
Специализированный магазин. В нем продается узкая категория товаров, к примеру фермерские продукты, вегетарианские продукты, сладости или элитные сыры.
Шаг 2. Выбрать форму организации бизнеса
Магазин продуктов могут открыть ИП и компании — какую именно форму бизнеса выбрать, зависит от ассортимента: ИП нельзя продавать алкоголь, кроме пива, а ООО — можно.
Самозанятым обычный продуктовый магазин не подойдет, потому что они могут продавать только те товары, которые произвели сами.
Чем отличаются ООО и ИП:
ИП | ООО |
---|---|
Человек регистрирует себя как ИП | Открывает один человек или несколько соучредителей |
Стартовый капитал для регистрации ИП не нужен | При открытии нужен уставный капитал 10 000 ₽ |
По сравнению с ООО меньше отчетности. |
Например, на УСН — декларация один раз в год, а на патенте отчитываться вообще не нужно, только вести книгу учета доходов
Например, если ИП неправильно оформил трудовой договор, он может получить штраф от 5000 до 10 000 ₽. Для компании за то же нарушение штраф будет от 50 000 до 100 000 ₽
При регистрации ИП или ООО нужно выбрать коды ОКВЭД — указать основной и дополнительные виды деятельности. После регистрации бизнеса обязательно работать в соответствии с тем, какой код указали.
Для розничной торговли продуктами подходят коды группы 47.1. Полный перечень можно посмотреть в классификаторе. Обычно основной вид деятельности для продуктового магазина — 47.11, розничная торговля преимущественно пищевыми продуктами.
Для торговли отдельными категориями продуктов, например хлебобулочными изделиями, фруктами, мясом, есть отдельные коды ОКВЭД. Так, для мясной лавки нужно выбрать код 47.22.22, розничная торговля мясом и мясными продуктами в специализированных магазинах.
Шаг 3. Выбрать систему налогообложения
Для продуктового магазина подходят общая система налогообложения и упрощенная. ИП также могут работать на патенте.
На общей системе больше отчетности и налогов, но нет ограничений по доходу и числу сотрудников. Этот режим подходит для больших сетей и гипермаркетов, у которых доход превышает 200 млн в год или работают более 130 сотрудников. Для небольшого магазина будет выгоднее выбрать УСН или патент.
Сумма налога на упрощенке зависит от дохода, а на патенте платят фиксированную сумму — считается, что это сумма от потенциального дохода. Патент может быть более выгодным, если реальный доход будет выше потенциального, но есть риски.
Магазин торгует мясной продукцией. Если лето выдалось жарким, люди меньше готовили и меньше покупали мяса, может оказаться, что работать на упрощенке и платить налог с фактического дохода было бы выгоднее.
Чтобы платить налоги по льготной ставке УСН или использовать патент, в 2021 году нужно не превышать эти лимиты:
УСН | Патент | |
---|---|---|
Доход | До 200 млн рублей в год | До 60 млн рублей в год |
Сотрудники в штате | До 130 человек | До 15 человек |
Площадь магазина | Без ограничений | До 150 м² |
Стоимость патента для продуктового магазина можно посмотреть в калькуляторе на сайте налоговой службы. Нужно выбрать свой регион, вид деятельности — для магазина это будет «Розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети», площадь и количество магазинов.
Если планируете продавать в магазине выпечку своего производства или кофе с собой, патент для розничной торговли не подойдет.
Есть два способа совмещать эти виды деятельности:
1. Купить патенты для мини-пекарни или продажи кофе помимо патента для розничной торговли.
Для производства хлеба и булочек нужен патент «Производство хлебобулочных и мучных кондитерских изделий», для продажи кофе с собой — «Услуги общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей».
2. Совмещать системы налогообложения. Для розничной торговли купить патент, а по доходам от производства булочек и кофе отчитываться и платить налог по УСН.
Шаг 4. Соблюсти требования к помещению для магазина
Магазин продуктов можно открыть только в нежилом помещении — такой статус должен быть указан в документах. Не получится, к примеру, устроить из своего загородного дома продуктовый магазин. Сначала дом нужно будет перевести в нежилой фонд.
Перечислим основные требования к помещениям магазина, полный список есть в санитарных правилах.
В магазин нужно провести холодную и горячую вода, подключить канализацию, отопление и вентиляцию. Полы и стены должны быть устойчивыми к влажной уборке и обработке дезинфицирующими средствами.
Продуктовый магазин должен быть разделен на торговую, складскую и бытовую зоны.
Торговая зона. То, что видят покупатели: прилавки с товарами, касса.
Складская зона. Здесь принимают и хранят товары и пустую тару от того, что уже продали. Еще в складской зоне может быть место, где товар расфасовывают, к примеру взвешивают конфеты по отдельным пакетам. Складская зона не должна быть проходной.
Продукты можно подвозить на склад магазина только с торцов жилых зданий и со стороны автодорог. Запрещено это делать со стороны дворов, если там есть жилые подъезды.
Если в магазине продаются не только продукты, но и, к примеру, бытовая химия, для них должны быть выделены отдельные складские помещения. Если это невозможно, разрешается хранить их в одном помещении, но так, чтобы товары не соприкасались.
Если в доме, где расположен магазин, есть жилые квартиры или другие организации, витрины в торговой зоне и складская зона не должны находиться под туалетами и ванными.
Бытовая зона. Сюда относятся санузел, подсобка, где хранится инвентарь для уборки, гардероб или комната отдыха для персонала.
Шаг 5. Собрать документы для открытия магазина продуктов
Для открытия продуктового магазина нужно собрать целый перечень документов и разрешений. Эти документы можно получить только после регистрации ИП или ООО — для их оформления понадобится ЕГРН и номер ИНН.
Документ | Где получить |
---|---|
Свидетельство на право собственности на помещение магазина, выписка из ЕГРН или договор аренды помещения | Свидетельство — на руках у собственника. С 2016 года свидетельства не выдают, только выписки. Выписка — в МФЦ или на сайте Росреестра. |
Договор — составить с арендодателем
Если арендодатель его уже заключил, дополнительно заключать не нужно
Формы заявления могут отличаться в разных регионах.
Срок внесения — до 30 дней с момента подачи заявления
Открываться можно после того, как магазин внесли в торговый реестр.
Перед фактическим открытием магазина нужно уведомить Роспотребнадзор о начале деятельности — так вы сообщаете, что магазин соответствует всем требованиям.
Чтобы закупать продукты у поставщиков, платить за аренду, вывоз мусора, выдавать зарплату, понадобится открыть в банке расчетный счет. А чтобы принимать платежи — зарегистрировать онлайн-кассу. Для оплаты картами нужно подключить торговый эквайринг.
Шаг 6. Собрать документы для продажи алкоголя
Для того чтобы продавать в магазине алкоголь, нужно получить лицензию и соблюдать ряд требований.
Требования к магазину для торговли алкоголем:
Лицензии на торговлю алкоголем выдает Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка, сокращенно — Росалкогольрегулирование.
За лицензию нужно заплатить госпошлину. В 2021 году это 65 000 ₽ за каждый год действия лицензии. В зависимости от региона пошлину можно уплатить по реквизитам в банке, в МФЦ или через сайт госуслуг.
Какие документы понадобятся, чтобы получить лицензию:
Все документы подают в местный орган, который регулирует оборот алкоголя. На портале госуслуг можно узнать точное название ведомства в регионе, посмотреть адрес и контакты для связи.
Срок рассмотрения — 1—2 месяца.
Если заявление одобрили, нужно подключиться к ЕГАИС — это единая база данных обо всей алкогольной продукции на территории страны.
Шаг 7. Подготовить оборудование
В магазине должно быть оборудование, которое соответствует требованиям по хранению товара и торговле.
Торговое оборудование. Стеллажи и прилавки, холодильные установки и морозильные камеры, освещение для витрин. Требования по оборудованию и его размещению указаны в СанПиНах.
Кассовое оборудование. Онлайн-касса — это касса с фискальным накопителем, который сохраняет и передает данные о покупках в налоговую. Без нее работать нельзя.
Рекомендуем сразу установить терминал для приема оплаты картой и подключиться к Системе быстрых платежей, чтобы принимать оплату за покупки безналично.
Весы. Их можно сразу подключить к кассе, чтобы стоимость товара считалась автоматически.
Оборудование для торговли маркированными товарами. Маркированная продукция — товары, которые получают специальные штрихкоды, чтобы можно было прослеживать их перемещение при перепродажах. В России маркировка некоторых категорий товаров обязательна: из продуктовых товаров в 2021 году это молочные продукты и с декабря — упакованная вода.
Новости и требования по маркировке публикуются на сайте национальной системы маркировки «Честный знак».
Чтобы торговать маркированными товарами, нужны сканеры штрихкодов на каждое рабочее место продавца и сканер на место приемки товара — сканеры будут фиксировать, что товар был в вашем магазине.
Дополнительное оборудование для торгового зала. Видеокамеры, зеркала для наблюдения, кондиционеры устанавливают по желанию, специальных требований нет.
Шаг 8. Подготовить документы персонала
Перед устройством на работу весь персонал продуктового магазина проходит медосмотр, гигиеническую аттестацию, и получает медкнижки.
Медосмотр. Работнику нужно пройти дерматовенеролога, оториноларинголога, инфекциониста, стоматолога, сдать мазок на патогенные стафилококки, сдать анализы на гельминтозы и анализ крови на сифилис, сделать флюорографию и исследование на наличие кишечных инфекций и брюшного тифа. Штампы о прохождении врачей и результаты анализов заносят в медкнижку.
Медкнижка. Можно получить в местном центре эпидемиологии и гигиены или в частной клинике, это платно. Обычно получают медкнижку и проходят медосмотр в одной и той же клинике. Срок действия медкнижки отличается для разных профессий. Для сотрудников, которые работают с продуктами питания, она действует год. Потом нужно опять отправить персонал на медосмотр. За медосмотр и оформление медкнижки платит собственник бизнеса.
Гигиеническая аттестация. Это похоже на экзамен, на котором продавец показывает, что знает, как работать с продуктами питания, чтобы это было безопасно. Например, знает, какие продукты относятся к особо скоропортящимся. Аттестацию проводят специалисты из центра гигиены и эпидемиологии и ставят в медкнижку голографический штамп. Проходить аттестацию нужно каждые два года.
Шаг 9. Подготовить документы, которые должны находиться в магазине
В магазине обязательно должен быть план эвакуации и уголок потребителя. Специальных требований, как оформить уголок потребителя, нет. Главное — чтобы покупатель имел доступ к документам о магазине и продукции.
План эвакуации. Составляется по ГОСТу. Примеры оформления можно взять в местном пожарном отделении. Согласовать план должен начальник районной пожарной части. Если в магазине делают перепланировку, план эвакуации тоже нужно переделать и согласовать снова.
Вывеска. По закону у магазина обязательно должна быть информационная текстовая вывеска у входа или внутри: название, режим работы, контактные данные, данные о предпринимателе или компании.
Свидетельство о регистрации. Лист записи ЕГРЮЛ для ООО или лист записи ЕГРИП для ИП.
Текст закона о защите прав потребителей. Официальные издания продаются в книжных магазинах.
Медкнижки персонала. Медкнижки называются личными, но хранятся у администрации магазина или индивидуального предпринимателя. Персонал получает медкнижку на руки под расписку, когда нужно пройти медосмотр или гигиеническую аттестацию.
Правила продажи продовольственных товаров. Можно распечатать этот документ и разместить в уголке потребителя.
Правила продажи алкоголя. Требования к продаже алкоголя устанавливаются отдельным документом.
Санитарно-эпидемиологические требования. Они указаны в постановлении Главного санитарного врача РФ.
Лицензия. Номер лицензии, срок ее действия, информация об органе, выдавшем лицензию.
Список адресов и телефонов. Номера экстренных служб, адреса и телефоны местных отделений Роспотребнадзора, санэпидемслужбы, пожарной безопасности, антимонопольной службы. Строгого перечня в законе нет.
Книга жалоб и предложений. С 2021 года книга жалоб в розничной торговле не обязательна, но некоторые магазины еще ее используют по собственному желанию.
График уборки. В 2021 году уборку нужно делать каждые два часа и вносить об этом отметку в график.
Во время эпидемии коронавирусной инфекции продуктовые магазины должны соблюдать дополнительные требования:
К покупателям тоже есть требования, о которых нужно предупредить: сделать плакаты о том, что нужно быть в масках и соблюдать социальную дистанцию. Магазин имеет право не обслуживать покупателей без масок, об этом тоже нужно предупредить.