в чем проявилось новаторство мольера в сфере комедийного творчества

Тема. Художественное новаторство Мольера в драматургии, влияние его открытий на мировое театральное искусство. История создания комедии «мещанин шляхтич».

Тема. Художественное новаторство Мольера в драматургии, влияние его открытий

на мировое театральное искусство. История создания комедии «мещанин шляхтич».

Цель: познакомить учащихся с личностью, творческим наследием и драматургическими новациями Жана Батиста

совершенствовать и углублять знания учащихся о жанре комедии и особенностях его развития в эпоху

Оборудование: трейлер художественного фильма «Мольер»; видеопрезентация «Мольер. Жан Батист Поклен».

I. Организационный момент.

ИИ. Актуализация опорных знаний учащихся.

II. Объявление темы и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Просмотр трейдера художественного фильма «Мольер» (Франция, 2007 год, режиссер Лоран Тирар)

Создание проблемной ситуации:

Центром исследования на этом уроке и будет личность и творчество Жана Батиста Поклена, что

вошел в мировую литературу под именем Мольер.

Учитель. Мольер (Жан Батист Поклен) пришел в литературу в период расцвета классицистической трагедии.

Хотя Корнель и Расин писали и комедии, однако в то время комическим спектаклям не придавали такого значения, как

трагедии. Комедии воспринимались зрителями как несерьезное зрелище, которое должно лишь развлекать публику.

Мольер вкладывал в комедии совсем другой смысл. Его комедии были не только интересными, но и поучительными.

Принимая образы и сюжеты для своих комедий из современной ему жизни, драматург показывал людям их самих

со всеми их страстями, пороками и ошибками. Мольер соединил правила классицизма с традициями

народного театра, что придало его комедиям особую жизненность и динамизм. Его произведения стали

выражением духа народа, духа свободомыслия, неповиновения и протеста против всего низменного, фальшивого,

порочного. Мольер доказал, что в классицизме комедия имеет не меньшую, а, возможно, даже и большую значимость,

чем трагедия. В то же время художник был смелым новатором в области литературы и театральной деятельности:

выйдя за пределы классицизма, он основал новые принципы драматургии.

Талант Мольера развился во времена утверждения королевской власти во Франции. Людовик XIV,» король Солнце», ожидал от классицистов прославления абсолютизма. И действительно, огромное количество произведений классицизма

прославляла монаршую волю, однако, несмотря на множество хвалебных произведений в честь короля, настоящим

церковники, аристократы и буржуа. Мольера не любили власть имущие, но он стал обладателем мыслей и

чувств простого народа.

Творческое наследство: до Мольера на французской сцене священным был авторитет трагедии. Тем величественнее

был триумф Мольера в области комедии. Драматургическое наследие Мольера-около 40 пьес. Но

наибольший успех имели 15 из них, чего оказалось вполне достаточно, чтобы обеспечить автору мировую славу,

окончание спектакля его пьесы»притворный больной». (Прямо на сцене у Мольера пошла горлом кровь:

исполнял роль притворного больного и не вызывал у публики никаких подозрений относительно состояния своего здоровья, а

сорвал бешеную бурю аплодисментов.) Парижский архиепископ запретил хоронить не покаявшегося Мольера

(по требованиям католицизма он должен был на смертном одре покаяться в «грехе» лицедейства). Несмотря на

вмешательство самого короля, Мольера похоронили на кладбище Святого Иосифа среди могил самоубийц и

некрещеных. На могилу Мольера положили большую каменную плиту, на которой зимой нищие и калеки разводили

очаг, из-за чего она треснула и впоследствии развалилась. Лишь через 100 лет великого драматурга

перезахоронен на кладбище Лашез рядом с могилой Лафонтена в саркофаге, поднятом над землей на

Краткая характеристика творчества Мольера. Основные произведения Мольера, их тематика

По тематике комедии Мольера принято подразделять на три группы:

Комедии, высмеивающие пороки высших слоев французского общества и искажения нравственных

норм. Это такие произведения как» Смешные жеманницы «(1659),» Дон Жуан «(1664),» Мизантроп «(1666),»скупой»

(1668),» Жорж Данден «(1668),» мещанин-шляхтич » (1670).

Главные объекты сатиры-дворяне и буржуа, бездумно копирующие псевдоаристократические манеры

Главные пороки-ограниченность, напыщенность, грубость, лицемерие, скряга, жажда наживы, стремление чинов,

Комедии, в которых затрагиваются проблемы семьи, брака, негативные последствия семейного воспитания:

«Сганарель»(1660), «Школа мужей» (1661), «Школа жен» (1662), «Проделки Скалена» (1671). Главные

корыстолюбие, пренебрежительное отношение к женщине, отцовский эгоизм, псевдопочтение, лицемерие,

Комедии, сосредотачиваются на проблемах религии, культуры, образования и их значение в жизни общества.

Главный объект сатирического клеймения-врачи и представители церкви. Главные недостатки-необразованность,

псевдовченість, шарлатанство, кажущееся ханжество, жадность, легковерность.

Жанровая специфика произведений Мольера

«Задача комедии заключается в клеймении человеческих пороков. Самые блестящие трактаты на темы морали часто

оказывают значительно меньшее влияние, чем сатира, ибо ничто не берет так людей за живое, как изображения их

но насмешка нестерпима. Некоторых не пугает, когда его сочтут преступником. Но никто не хочет быть

смешным. «Мольер. Из предисловия к комедии » Тартюф»

В начальном периоде творчества (период «блестящего театра») Мольер подражал жанрам средневекового

старофранцузского фарса. Характерные признаки фарса: анекдотическая основа сюжета; эксцентричный,

неверная жена или изменчивый муж, неудачник-студент, зануда-ученый, врач-шар-латан и др.

итальянским аналогом французского фарса, но возникла примерно в XVI веке и отличалась манерой

Характерные признаки: комедия дель арте не имела фиксированного текста или устойчивого сюжета, отличалась

актерской импровизацией прямо на сцене во время самого спектакля, подчиняясь только

любовь; состав персонажей фиксированный-от 10 до 12 человек, которых называли масками (актеры действительно играли в

масках и каждая маска олицетворяла собой определенный социальный или общественный тип человеческого поведения

(родители, дети, врачи, слуги, псевдоученые и др., в пределах которого актер мог свободно интерпретировать те или иные

его характерные черты и признаки.

Попытки создания оригинальных пьес, эксперименты с жанром старофранцузского фарса привели к

использовал элементы итальянской импровизационной техники на сюжетном материале тогдашнего

французской жизни. Это стало прорывом в театральном репертуаре, и пьесы Мольера начали опережать

— четкое разграничение персонажей на положительных и отрицательных;

— особое внимание к доминантной черты характера героя, которая постоянно подчеркивается и гиперболизируется.

или Каменный гость», «Мизантроп», «Скупой», «Жорж Данден, или Обманутый муж», «Тартюф»,

«Мещанин-шляхтич», «проделки Скалена», «притворный больной».

Характеристика эстетических взглядов и театральных новаций Мольера

Эстетические взгляды Мольера художественные открытия Мольера

большая воспитательная роль театра

действующие лица его пьес не мифические и исторические герои, а

обычные люди из жизни

3 две цели комедии-развлекать и поучать 3 использования в пьесах музыки, песнопений, танцев, что

способствовало зарождению новых сценических жанров-оперы и

вообще и в частности пороки современников

4 использование достижений народного искусства,

значительно оживило комедию

5 естественность и простота структуры пьесы и

5 создание двух типов комедий: комедии обстоятельств

(например,» Смешные жеманницы», «проделки Скалена») и

комедии характеров («Тартюф», «Дон Жуан»,

«Мизантроп»). Нередко сочетал их («мещанин шляхтич»)

пороками, чем трагедия 6

нарушение правил классицизма в интересах пьесы

результат наблюдений за сотнями людей)

7 сочетание комического и трагического конфликтов

Второй период-период творческих поисков.

Мольер решил приблизить свои театральные эксперименты к тем правилам, которые были определены для

драматического произведения теорией классицизма. От небольших, как правило, двух-или трехактных пьес он

переходит к созданию значительных по объему (на 5 действий, как того требовала теория классицизма) стихотворных

комедий с развернутой интригой, большим количеством персонажей и разнообразными сюжетными сценами.

Тогда же Мольер начинает вводить в свои комедии фиксированный текст, что стало основой зарождения

которой поэтическое слово соединено с музыкой и танцевальным искусством.

художественное открытие произвело революцию в театре XVII века. Новый жанр синтезировал в себе трагедию и

комедию путем перенесения высокой нравственной проблематики, присущей тогдашней трагедии, к

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Становление «высокой комедии» в творчестве Ж.-Б. Мольера («Тартюф

Становление «высокой комедии» в творчестве Ж.-Б. Мольера («Тартюф»).

Творческий путь Ж.-Б. Мольера.

Жан-Батист Поклен (15.01.1622- 17.02.1673), вошедший в историю литературы под именем Мольера, родился в 1622 г. в Париже.

Мольер начал деятельность драматурга, желая поправить дела своей труппы, постоянно страдающей от недостатка репертуара. Первые его произведения были написаны в духе народных фарсов. Они не дошли до нас, так как пьесы тогда ещё не печатались. От них сохранились лишь названия да отзывы современников.

Но эту сюжетную канву он расцвечивал яркими бытовыми чертами, в комические образы вкладывал такое живое современное содержание, что получались совсем новые произведения, отличавшиеся остротой и свежестью. И публика принимала их с восторгом. Сам автор исполнял главные комические роли своих пьес. Известность труппы всё росла, отзывы о театре донеслись до столицы. В 1658 г. состоялось первое представление мольеровского театра в королевском дворце.

Комедия вызвала вражду к её автору в реакционных кругах общества и прежде всего в аристократических салонах.

Началась длительная борьба Мольера за “Тартюфа”. Он пишет на имя короля прошение. Но заявление не помогло, Мольер переделал пьесу.

Король разрешил к постановке комедию в её новом варианте. Но парижский архиепископ запретил исполнять и смотреть “еретическую” комедию под угрозой отлучения от церкви.

В другой комедии, “Мизантроп”, Мольер противопоставляет светскому лицемеру честного человека, который стремится всем говорить правду в глаза.

В последние годы жизни комедиографа, несмотря на тяжёлую, мучительную болезнь и личные невзгоды, смех его звучит по-прежнему звонко, комедии его продолжают обличать тёмные и смешные стороны французских аристократов и буржуа.

В последней комедии, “Мнимый больной”, автор высмеивает медиков-шарлатанов и доверчивых дураков, которые у них лечатся. Смертельно больной Мольер исполнял в этой пьесе главную роль. На четвёртой постановке комедии он почувствовал себя особенно плохо. Болезненные гримасы и кашель тяжело больного Мольера публика принимала за великолепную игру, награждая его бурными аплодисментами. Мольер всё же довёл спектакль до конца. Его перенесли домой, и через несколько часов он скончался (1673).

Принципы классицистической комедии.

Строгие правила классицизма сформулировал французский поэт Никола Буало в своем «Поэтическом искусстве», где он обобщил художественный опыт французской литературы XVII века. Поэтика Буало оказала влияние на эстетическую мысль и литературу XVII—XVIII вв многих европейских стран, в том числе России.
В живописи тенденции классицизма намечаются уже во второй половине XVI века в Италии. Однако его расцвет наступил только во французской художественной культуре, где из разрозненных элементов он сложился в целостную стилевую систему. Основой теории классицизма был рационализм, опиравшийся на философскую систему Декарта.

Между двумя классицизмами — ранним (академическим) и поздним (неоклассицизмом) господствующие позиции занял стиль рококо.

Черты классицизма в комедиях Мольера

Разделяя принципы классицизма как художественной системы, Мольер сделал подлинные открытия в области комедии. Он требовал правдиво отображать действительность, предпочитая идти от непосредственного наблюдения жизненных явлений к созданию типических характеров. Сатира в комедиях Мольера всегда заключала в себе общественный смысл. Комедиограф не рисовал портреты, не фиксировал второстепенные явления действительности. Он создавал комедии, которые изображали быт и нравы современного общества.

Вместе с тем перед нами предстаёт и более широкая картина социальных отношений того времени: отношения между представителями буржуазии и дворянства, отношение народа к церковникам и т. п.

Это делало его комедии поистине народными. Несомненным реалистическим достижением автора «Тартюфа» является живой, ярко индивидуализированный язык действующих лиц его комедий. Мольер широко пользовался разговорной народной речью и свободно вводил её не только в весёлые фарсы, но и наиболее «серьёзные» и «высокие» свои комедии, подобные «Тартюфу», «Мизантропу», «Дон-Жуану».

Некоторая ограниченность, свойственная представителям классицизма, сказывается и в изображении Мольером человеческих характеров.

Но эти черты отнюдь не снижают громадного значения творчества Мольера, которое определяется не только силой воздействия его на развитие литературы, но и его влиянием на жизнь общества.

4.Образ главного героя комедии Тартюф.

Тартюф — центральный персонаж одноименной комедии, в котором современники Мольера сразу узнали члена «Общества святых даров», созданного королевой Анной Австрийской для борьбы с безбожием и вольномыслием. Тартюф пользуется характерными для этого общества приемами: надевает маску святости, выдает себя за разорившегося дворянина таким образом он втирается в доверие и попадает в дом набожного Оргона. Тартюф имеет связи с судом и полицией, ему покровительствуют влиятельные придворные, они даже представляют его королю для доноса на Оргона. У овдовевшего Оргона молодая жена Эльмира, в их доме часто бывает веселая и вольномыслящая молодежь, таков Клеант, брат Эльмиры. Оргон к тому же хранит у себя в шкатулке бумаги своего друга Аргаса, эмигрировавшего участника Фронды. Такие семьи чаще всего и становились объектами слежки членов «Общества святых даров». На Оргона произвело впечатление христианское смирение Тартюфа: Он в церкви каждый день молился без меня, В порыве набожном колени преклоня. Он привлекал к себе всеобщее вниманье. При этом Тартюф — настоящий гурман и сибарит. Внешность его и манеры приятны, обходительны и вкрадчивы, но на самом деле он активен, энергичен, холодно расчетлив, мстителен и стремится к власти над людьми. Как иезуит, он, пользуясь именем Божьим, вынуждает Оргона отдать ему на хранение шкатулку с бумагами Аргаса. Чувствуя себя безнаказанным, Тартюф домогается любви жены Оргона Эльмиры, хотя старик мечтает женить его на своей дочери Мариане. Тартюф соглашается на этот брак, хотя и не любит Мариану, ибо его прельщает богатое приданное. Эльмира жалуется на домогательства Тартюфа мужу, но Тартюфу удается выкрутиться, надев маску покорности и смирения. Но когда Эльмира срывает с него маску во второй раз, он угрожает доносом на Оргона. Комедия заканчивается тем, что справедливый король разоблачает Тартюфа и приказывает его арестовывать.

5. Объект осмеяния комедии и дидактическая основа пьесы.

6. Новаторство Ж.-Б. Мольера в разработке принципов «высокой комедии»

Накопив значительный опыт как драматург, Мольер в большой мере уже был подготовлен к свершению реформы в области комедии. От пьесы к пьесе происходил процесс выработки художником новых принципов драматургического творчества. Сохраняя прочные связи с народными фарсовыми традициями, Мольер преодолевал идейную ограниченность фарса и, используя опыт литературной комедии, вплотную подошел к созданию нового жанра, в котором жизненная достоверность изображения характеров и нравов сочеталась с веселой насмешливостью и широким гуманистическим взглядом на действительность.

Обличая пороки своего времени, драматург в этом новом типе комедии одновременно утверждал тот нравственный и гражданский идеал, во имя которого и шло обличение. Движение сюжета теперь было не результатом умышленных плутней и фабульных хитросплетений, а естественно складывалось из поведения самих действующих лиц, определялось их характерами. В конфликтах комедии нового типа явственно ощущались основные противоречия реальной действительности. Теперь герои выступали не только в их внешней объективно-комической сущности, но и со стороны их субъективных переживаний, имевших для них подчас подлинно драматический характер. Этот драматизм переживаний придавал отрицательным героям новой комедии жизненную подлинность, реальность, отчего сатирическое обличение приобретало особую силу. Драматизм комедии раскрывал остроту восприятия художником пороков дворянско-буржуазного общества, придавал его критике особую серьезность и страстность, и тогда в его громком обличительном смехе звучали интонации гражданского негодования.

Таковы были основные черты комедии, создаваемой Мольером и получившей наименование «высокой комедии». Взяв себе в союзники массу городских зрителей, Мольер ополчается против риторических трагедий и противопоставляет им живую драматургию, отражающую, «как в зеркале, все общество». Устами своего героя Мольер заявляет: «Я нахожу, что гораздо легче распространяться о высоких чувствах, воевать в стихах с Фортуной, обвинять судьбу, проклинать богов, нежели приглядеться поближе к смешным чертам в человеке и показать на сцене пороки общества так, чтобы это было занимательно».

Источник

Конспект урока литературы «Традиции и новаторство в комедиях Мольера и Фонвизина

на примере комедий «Мещанин во дворянстве» и «Недоросль»

Цели и задачи: Выявить черты классицизма в комедиях Мольера и Фонвизина. Показать роль литературной традиции, преемственности в творчестве писателей-классицистов, зарождение реалистических тенденций. Объяснить значение терминов « традиция» и «новаторство», отметить актуальность поднятых в них проблем.

Слово учителя: Тема нашего урока: «Традиции и новаторство в творчестве Мольера и Фонвизина». Скажите, что такое традиция?

Ответы учащихся : Традицией называется то, что устоялось, сложилось с давних пор, передается из поколения в поколение.

Слово учителя: Литературная традиция — это опыт, накопленный предшествующими поколениями поэтов и писателей, который развивают новые поколения. А что такое новаторство?

Ответы учащихся: Это появление новых тенденций, идей, приемов изображения, новый взгляд на привычные вещи.

Отрывок из фильма « Классицизм»

Ответы учащихся: Классицизм (от латинского «образцовый») — направление в литературе и искусстве, возникло во Франции в XVII веке, в эпоху становления абсолютизма. Образцом провозгласил античное искусство. Теоретики классицизма сформулировали ряд принципов и правил, которые должны соблюдаться в обязательном порядке. Классицизм рассматривал литературу и искусство как школу, которая воспитывает людей в духе верности абсолютизму.

Слово учителя: Перечислите основные черты произведения, написанного в традициях классицизма.

Ответы учащихся: 1. Долг перед отечеством превыше всего: личных интересов, чувств героя.

2. Произведение должно воспитывать.

3. Герои делятся на положительных и отрицательных.

4. Ясность и убедительность идей и образов, правильность и лаконичность языка.

5. Положительные герои — представители высшего сословия, дворяне.

6. Соблюдение правил 3-х единств: места, времени, действия.

7. В основу характера героя положена одна черта, которая поглощает все остальные.

8. Запрет смешения комического и трагического.

Слово учителя: Мы перечислили основные черты произведения, написанного в духе классицизма. Основными вопросами нашего урока, его коммуникативным ядром является следующее: Мольер и Фонвизин — лучшие представители классицизма в драматургии. Всегда ли они следуют его правилам, традициям? В каких случаях они выступают новаторами, отходят от правил? Почему их все-таки считают лучшими представителями этого направления? Для того чтобы разобраться в этих вопросах, обратимся к произведениям. Какова главная цель комедии Мольера?

Слово учителя: Соответствует ли это классической традиции?

Ответы учащихся: Да. В основу характера положена одна черта, подавляющая все остальные.

Ответы учащихся: Одним из главных требований классицизма является воспитывающий характер произведения. Главная тема «Недоросля» — воспитание, образование дворян. Второй темой является идея служения отечеству. Третья тема комедии характерна для русского классицизма: тема крепостничества.

Слово учителя: Обратимся к системе образов комедий. В чем здесь проявляются традиции классицизма?

Ответы учащихся: Деление героев на положительные и отрицательные (перечисляются герои). В комедии «Мещанин во дворянстве» противопоставлены дворяне и буржуа, а в комедии «Недоросль» образованные и необразованные дворяне.

Слово учителя: В комедии «Мещанин во дворянстве» дворяне — образованные, культурные люди. Можно ли их назвать положительными персонажами? Докажите.

Ответы учащихся: Граф Дорант не может быть причислен к положительным героям, т.к. он — обманщик и лицемер, и в этом Мольер отходит от правил.

Слово учителя: Что вы можете сказать об отрицательном персонаже Журдене?

Ответы учащихся: Мы испытываем к нему симпатию. Он не лишен остроумия, жизненной хватки, ведет себя порой достойнее своих учителей.

Слово учителя: Образ Клеонта типичен для классицизма?

Ответы учащихся: С одной стороны — это образ резонёра, выразителя авторских идей, что типично для классицизма. С другой стороны — он не представитель дворянства.

Слово учителя: Вновь обратимся к комедии «Недоросль». Соблюдены ли правила классицизма при изображении отрицательных и положительных персонажей комедии? Дайте им краткую характеристику. Какая черта лежит в основе характера каждого?

Ответы учащихся: Положительные образы комедии — Стародум, Правдин, Милон — честны, благородны, образованы, они выражают прогрессивные идеи автора. Правдин — придуманный Фонвизиным образ. В то время еще не существовало таких ревизоров, в обязанности которых входит наблюдение за помещиками, как они обращаются с крестьянами. Для характеристики положительных персонажей Фонвизин использует говорящие фамилии. Стародум (думает по-старому, старой закалки петровских времен) главной обязанностью дворянина считает службу отечеству, отрицательно относится к порядкам при дворе Екатерины, обличает нравы вельмож, возмущается дикостью и косностью взглядов поместных дворян. Много говорит о воспитании: «ум, коли он только ум, самая безделица… Прямую цену уму дает благонравие. Без него умный человек — чудовище. Имей сердце, имей душу — и будешь человеком во всякое время» Его роль можно разделить на две части: с одной стороны — это один из главных героев, определяющих развязку, финал, а с другой — подобие хора в древнегреческой трагедии, выразитель идей автора, резонёр. Это характерно для классицизма. Милон и Софья — представители образованной дворянской молодёжи. Такими, по мнению Фонвизина, должны быть все молодые дворяне.

Слово учителя: Соблюдаются ли правила классицизма при изображении отрицательных персонажей? Выигрывает от этого комедия или нет? Дайте краткую характеристику персонажам.

Ответы учащихся: Здесь Фонвизин выступает новатором. Отрицательные персонажи представлены более ярко, правдиво. Это типичные представители своего класса. Простакова, Митрофан, Скотинин даны в сатирическом освещении. Простакова — грубая, жестокая с подчинёнными, вероломная, лицемерная женщина. Умеет притвориться и благодушной, когда разговаривает с людьми, стоящими выше её по социальному положению. Беззаветно любит своего сына. Митрофан — «похожий на мать» (перевод с греческого), неуч, лентяй, обжора, неблагодарный грубиян (с Еремеевной, с дядюшкой Скотининым, а в финале — с матерью). Научился приспосабливаться к обстоятельствам, зная, кто в доме главный. Образ Митрофана — образ огромной обобщающей силы. Имя Митрофана стало нарицательным — синонимом круглого невежества. Вывод: образы отрицательных персонажей у Фонвизина правдивы, узнаваемы, типичны для общества того времени, а в изображении положительных персонажей автор выступает как классицист.

Слово учителя: Как проявляются традиции классицизма и отход от них на уровне изобразительно-выразительных средств комедий? Охарактеризуйте речь дворян и мещан.

Ответы учащихся: В комедии «Мещанин во дворянстве» классической является речь графа Доранта и маркизы Доримены (дейст. 3, явл. 8; дейст. 4, явл. 1). Они говорят правильным литературным языком, используют обращения, принятые в высшем обществе, умеют говорить комплименты, любезны со всеми без исключения. Речь Журдена, его жены, слуг пестрит просторечиями, вульгаризмами («гони их в шею», «ума-то у неё побольше, чем у тебя», «это что за галиматья»). Журден довольно груб со слугами и домочадцами, но старается быть изысканным с Дорантом и, особенно, с Дорименой (составление любовной записки к Доримене, разговор с Дорантом о долге, перепалка с женой и Николь. Дейст. 3, явл. 2, 3 ; дейст. 2, явл. 6 ). Речь слуг почти не отличается от речи хозяев. Здесь также проявляется отход от классицизма.

Слово учителя: Как проявляются традиции классицизма и отход от них на уровне изобразительно-выразительных средств в комедии «Недоросль»?

Слово учителя: Мы провели сравнительный анализ двух комедий классицизма. Что же делает эти комедии интересными и для нас, современных читателей и зрителей? Над чем мы смеемся, от чего негодуем? Что для нас более привлекательно: эпизоды, в которых драматурги соблюдают традиции классицизма, или те, в которых авторы проявляют себя новаторами.

Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве».

Д. И. Фонвизин «Недоросль».

Книга для ученика и учителя. Серия: «Школа классики». Д. Фонвизин «Недоросль». М. АСТ «Олимп». 1998.

С.М. Флоринский. Русская литература. Учебное пособие для средней школы. М. «Просвещение». 1966.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *