в чем проявились особенности китайской модели развития
Особенности развития и преимущества
Современная экономика Китая заслуженно считается одной из самых развитых на планете. КНР уверенно занимает 2-е место в
общемировом рейтинге, уступая лишь США.
Краткая история и особенности
экономического развития Китая
Роль экономики Китая в мире вплоть до середины XX века оставалась незначительной. Страну относили к аграрным, ее развитие
было очень слабым. Богатые природные запасы Поднебесной — уголь, сланцы, железная руда — почти не разрабатывались.
Серьезное развитие экономики Китая стартовало с образованием КНР в 1949 г. Председатель республики Мао Цзэдун объявил курс на индустриализацию. В 1952–1957 гг. было запущено несколько крупных металлургических и машиностроительных предприятий в городах Лоян, Аньшань, Ухань и др. С молодой республикой активно сотрудничал СССР, делая серьезные инвестиции в экономическое развитие Китая.
Базой для развития тяжелой промышленности постепенно стала Маньчжурия, Шанхай — лидером в области текстильного производства, а портовые города играли важную роль в торговле Китая с другими странами. Южная часть Поднебесной оставалась в основном сельскохозяйственным регионом.
Но осуществить задуманное одним рывком не получилось из-за отсутствия необходимых ресурсов и ошибочных решений правительства.
Вторая китайская пятилетка (1958–1962 гг.), которая должна была стать «большим скачком» вперед, обернулась для страны
катастрофой:
В чем проявились особенности китайской модели развития
Подробное решение Параграфы § 47 по истории для учащихся 11 класса, авторов Н.В. Загладин, Ю.А. Петров Базовый уровень 2014
Вопрос 01. В чём вы видите причины быстрого экономического подъёма Японии после Второй мировой войны?
1) опыт индустриализации;
2) квалифицированная и дисциплинированная рабочая сила;
3) ликвидация дзайбацу, то есть кланов, контролировавших промышленность;
4) запрет на ввоз зарубежной готовой продукции, способной заглушить японскую промышленность, при этом поощрение импорта современных технологий западного производства, что в конечном итоге было нацелено на развитие технологической отрасли Японии;
5) на государственном уровне поддерживались производители новых продуктов, а торговцы-перекупщики находились в менее завидном положении;
6) в банковской сфере только производителям предоставляли самые благоприятные условия для получения капитала (процентная ставка для них являлась самой низкой);
7) введена система пожизненного найма, которая поддерживала конкуренцию не за рабочие места в разных фирмах, а содействовала конкуренции между работниками одной фирмы, в результате чего мощь компании росла ввиду высокой эффективности рабочего персонала.
8) почти полное отсутствие в те годы военных расходов;
9) национальные традиции трудолюбия.
Вопрос 02. Какое направление внешней политики было для Японии основным во второй половине XX в.? Как вы думаете, почему?
Ответ. Основным направлением было укрепление связей с Америкой хотя бы потому, что собственные вооружённые силы стране иметь запрещено и по сей день, зато на её территории расположены военные базы США. Важно отметить, что при этом дипломатия Японии не забывала также про интересы собственного бизнеса.
Вопрос 03. Назовите особенности экономического и политического развития Сингапура, Тайваня, Южной Кореи и Гонконга. Как экономические успехи Южной Кореи отразились на политическом развитии страны?
Ответ. Экономические успехи способствовали большей демократизации Южной Кореи. В целом особенности НИС следующие:
1) тыловые японикие базы во время войны в некоторых из этих стран способствовали возникновению промышленности и развитию транспорта;
2) после войны в этих странах стали появляться филиалы транснациональных корпораций, привлечённые дешёвой рабочей силой;
3) привлекали западные компании политическая стабильность (её обеспечивали американские войска) и практическое отсутствие профсоюзов и прав рабочих;
4) производилась скупка лицензий на передовые изобретения, развивалось образование.
Вопрос 04. Назовите причины кризиса в странах НИС в 1998 г. Можно ли сказать, что он свидетельствовал о росте взаимозависимости национальных экономик стран всего мира, а не только Азиатско-Тихоокеанского региона?
1) перенасыщенность рынков США и Западной Европы товарами из этих стран;
2) рость роли Китая как страны, благоприятной для филиалов транснациональных корпораций из-за своей дешёвой рабочей силы.
Вопрос 05. В чём состояли особенности модернизации новых индустриальных стран? Насколько эффективен избранный ими путь развития?
Ответ. Новые индустриальные страны сделали свой рынок привлекательным для западных компаний, зачастую за счёт того, что их люди работали в таких условиях и за такую заработную плату, на которую рабочие развитых стран не соглашались. Однако тяжёлый труд и покорность были в традициях данных народов. Постепенно благодаря западным инвестициям и полученному опыту начался экономический подъём этих государств, вырос уровень жизни их населения. Потому можно сказать, что выбранный ими путь был эффективен для их условий, их традиций. В других регионах мира такая политика могла бы дать иные результаты.
Вопрос 06. Дайте оценку «прагматическим реформам». В чём проявились особенности китайской модели развития? Как бы вы объяснили её экономическую эффективность?
Ответ. Особенность китайской модели развития в сочетании свободной рыночной экономики с сохранением полновластия коммунистической партии, её политического и идеологического господства. В экономическом плане Китай во многом шёл по пути Южной Кореи, Гонконга и других быстро развивавшихся азиатский стран – предоставил западным фирмам льготные условия ведения бизнеса и дешёвую рабочую силу, постепенно начав развитие и собственного производства. Эффективность этого пути объясняется так же, как и в странах НИС.
Китайская модель развития
Китай— это огромная по территории страна, самая населенная (1 млрд. 300 млн. человек) и обладающая самыми значительными в мире минеральными ресурсами.
После смерти Мао Цзэдуна (1976 г.) ситуация в Китае коренным образом изменилась. В 1981 г. начались рыночные реформы. Их идейным вдохновителем был Дэн Сяопин. Реформы были ориентированы на получение конкретного результата в ближайшем будущем, поэтому их назвали «прагматическими». Были ликвидированы коммуны. Крестьяне начали продавать излишки продукции на свободном рынке. Сократилась численность вооруженных сил, а главной задачей стало производство потребительских товаров. К модернизации был привлечен иностранный капитал. Создавались свободные экономические зоны с низкими налогами и таможенными тарифами. Предприятия получили значительная хозяйственная самостоятельность. Разрешалось развитие кооперативного и частного сектора в сфере производства, торговли и обслуживания. В то же время Коммунистическая партия Китая сохранила за собой руководящую роль в политической жизни. В 1989 г. выступления студенчества в Пекине с требованием демократизации страны были жестоко подавлены военными силами.
После присоединения к Китаю Гонконга (1997 г.) возросло его участие в международном разделении труда. Внешнеторговый оборот КНР достиг 40% ВВП. При этом 74% китайского экспорта составляют трудоемкие промышленные товары. В частности, Китай поставляет на мировой рынок компьютерное оборудование, аудио- и видеотехнику, автомобили и военную технику.
С началом реформ Китай начал проводить сбалансированную внешнюю политику, поддерживать торгово-экономические отношения со всеми странами мира.В 2001 г. Россия, Китай, Казахстан, Киргизия и Таджикистан учредили Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС).В 2001 г. был подписан российско-китайский Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. В 2004 г. Россия и КНР достигли компромисса по пограничным вопросам. Китай стал одним из ведущих покупателей российской военной техники и технологий. Многие китайские предприниматели ведут активную экономическую деятельность на территории стран СНГ, особенно в России. Товарооборот Китая и России за 2010 год превысил 60 млрд. долларов. Переселенцы из Китая, довольствующиеся низкой заработной платой, постепенно замещают рабочие места в Сибири и на Дальнем Востоке.
По итогам 2010 года номинальный ВВП КНР превысил аналогичный показатель Японии ($5,474 трлн.), а по ВВП по паритету покупательской способности Китай обошел эту страну еще в 2009 году. Кроме того, в марте этого года КНР впервые обошел США по доле в мировом промышленном производстве (19,8% против 19,4). По оценкам Международного валютного фонда (МВФ), к 2016 году экономика США потеряет звание крупнейшей в мире, которое она занимает почти 120 лет.
Китайская модель развития
ОГСЭ.02. ИСТОРИЯ
ЗАНЯТИЕ № 8
«Япония, Китай, Индия, страны Юго-Восточной Азии: общие черты социально-экономического развития и их место в мировом хозяйстве»
Феномен японского послевоенного развития
Истоки японского «экономического чуда»
Процветание страны было обусловлено многими причинами. Прежде всего самым низким в мире уровнем расходов на военные цели. Согласно конституции, Японии запрещалось создавать армию, превышающую нужды самообороны.
Другой причиной экономического роста были огромные доходы Японии от выполнения военных заказов Америки. В периоды войны в Корее (1950-1953) и во Вьетнаме (1964-1973) из всех союзников США Япония была ближе всего расположена к театру военных действий. Она стала основной базой снабжения американских войск.
Во внешней политике Япония является союзником США. Претендуя на Курильские острова, Япония после поражения в 1945 г. до сих пор не подписала договор о мире с Россией. Это тормозит развитие наших торгово-экономических связей.
Китайская модель развития
Китай— это огромная по территории страна, самая населенная (1 млрд. 300 млн. человек) и обладающая самыми значительными в мире минеральными ресурсами.
После смерти Мао Цзэдуна (1976 г.) ситуация в Китае коренным образом изменилась. В 1981 г. начались рыночные реформы. Их идейным вдохновителем был Дэн Сяопин. Реформы были ориентированы на получение конкретного результата в ближайшем будущем, поэтому их назвали «прагматическими». Были ликвидированы коммуны. Крестьяне начали продавать излишки продукции на свободном рынке. Сократилась численность вооруженных сил, а главной задачей стало производство потребительских товаров. К модернизации был привлечен иностранный капитал. Создавались свободные экономические зоны с низкими налогами и таможенными тарифами. Предприятия получили значительная хозяйственная самостоятельность. Разрешалось развитие кооперативного и частного сектора в сфере производства, торговли и обслуживания. В то же время Коммунистическая партия Китая сохранила за собой руководящую роль в политической жизни. В 1989 г. выступления студенчества в Пекине с требованием демократизации страны были жестоко подавлены военными силами.
После присоединения к Китаю Гонконга (1997 г.) возросло его участие в международном разделении труда. Внешнеторговый оборот КНР достиг 40% ВВП. При этом 74% китайского экспорта составляют трудоемкие промышленные товары. В частности, Китай поставляет на мировой рынок компьютерное оборудование, аудио- и видеотехнику, автомобили и военную технику.
С началом реформ Китай начал проводить сбалансированную внешнюю политику, поддерживать торгово-экономические отношения со всеми странами мира.В 2001 г. Россия, Китай, Казахстан, Киргизия и Таджикистан учредили Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС).В 2001 г. был подписан российско-китайский Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. В 2004 г. Россия и КНР достигли компромисса по пограничным вопросам. Китай стал одним из ведущих покупателей российской военной техники и технологий. Многие китайские предприниматели ведут активную экономическую деятельность на территории стран СНГ, особенно в России. Товарооборот Китая и России за 2010 год превысил 60 млрд. долларов. Переселенцы из Китая, довольствующиеся низкой заработной платой, постепенно замещают рабочие места в Сибири и на Дальнем Востоке.
По итогам 2010 года номинальный ВВП КНР превысил аналогичный показатель Японии ($5,474 трлн.), а по ВВП по паритету покупательской способности Китай обошел эту страну еще в 2009 году. Кроме того, в марте этого года КНР впервые обошел США по доле в мировом промышленном производстве (19,8% против 19,4). По оценкам Международного валютного фонда (МВФ), к 2016 году экономика США потеряет звание крупнейшей в мире, которое она занимает почти 120 лет.
Успех китайских реформ, его причины и предпосылки
Реформы в Китае
Аналитики и учёные множества стран мира пытаются подробно и внимательно изучить, исследовать и понять, в чём успех реформирования китайской экономики. Более того, они пытаются досконально выделить основные принципы и положения, которые привели огромную страну к беспрецедентному экономическому подъёму. Аналитики и учёные обращаются к моменту самого зарождения и началу реализации новой стратегии, которая за основу определила положения Дэн Сяопина. Ключевыми факторами, которые оказали благоприятное воздействие на развитие экономики являются:
К слову, М. Горбачёв постарался целиком отстранить от собственных реформ аппарат КПСС.
Первыми реальную отдачу от реформирования экономики получили как раз сельские жители, а это примерно 1 млрд. чел.
Вторая колея представляла собой плановую, государственную экономику, где преобразования были сконцентрированы на внедрении государственных предприятий в систему рыночных отношений, однако это происходило весьма плавно, с учётом опыта первой колеи, которая в последствие стала авангардом создания крупных механизмов рынка.
Несомненно, весьма творчески был использован советский опыт и явление нэпа 1920-х гг. Преимущественно гениальная идея В. Ленина, которая смогла в конкретный период времени спасти от неминуемой гибели социалистическую Россию, а именно идея сохранения основных высот в экономике под контролем государства при допущении капитализма.
Данная схема была талантливо и виртуозно вписана китайскими руководителями в качестве базового элемента в процесс строительства рыночной экономики. Однако стоит заметить, что реформы в Китае не происходили по чужим сценариям или по рекомендациям Всемирного банка, Китай, в первую очередь, учитывал интересы своей страны и населения.
В Китае нельзя было встретить такие пропагандистских лозунгов, которые активно распространялись российскими властями в годы проведения реформ типа «прежде чем наступит улучшение – будет ухудшение». Это откровенная ложь, которую использовали ельцинские горе-реформаторы. Для Кита такое явление было чуждо.
Особенность китайских реформаторов в том, что они точно видели свои цели и понимали собственные методы преобразований на всех этапах реформирования. Более того, у них был точный план, где были прописаны соответствующие сроки выполнения того или иного действия.
«Переходишь реку, нащупывая брод» – это высказывание Дэн Сяопина, которое стало ключевым принципом крупнейших в истории преобразований экономики, которые когда-либо проводились в Китае.
Китайская модель развития
Небывалые успехи в развитии экономики Китая – это практически самое важное событие мировой истории XX-начала XXI в. Об этом, безусловно, свидетельствуют факты.
С 1979 по 1999 гг. объём ВВП Китая вырос в 5,7 раза, иными словами увеличился на 9,6% в год. Производство ВВП на душу населения за десять лет выросло в 4,4 раза, производительность труда увеличилась в 3,6 раза. К 1999 г. объём ВВП Китая составил более 1 трлн. долл. США, а в 2009 г порядка 4 трлн. долл. США, что позволило Китаю занять второе место в мире по данному показателю. Вполне возможно, что в ближайшие годы экономика Китая станет лидером в мире.
Очевидно, что современный Китай с позиции выдающихся достижений и методов достижения подобных результатов, особенно принимая во внимание численность населения страны, стал качественно особым явлением современной экономической и политической истории государств. Все попытки, которые предпринимались по индивидуализации данной стратегии привели аналитиков к единому мнению, а именно определить его как «Пекинский консенсус». Автором данного понятия является профессор Дж. Рамо, который в своё время работал консультантом крупной компании «Голден Сакс» известный тем, что смог объединить Бразилию, Россию, Индию и Китай в аббревиатуре БРИК. Он выделил несколько ключевых признаков «Пекинского консенсуса»:
Надо отметить, что все, перечисленные выше положения, мало отличаются от анализа, который был упомянут в начале статьи. Естественно, помимо введённого понятия «Пекинский консенсус».
Известный профессор Я. М. Берге, который занимается исследованиями феномена восточноазиатских стран говорил: «Экономика и управление нацелены на совершенствование общества, что полностью игнорируется «Вашингтонским консенсусом». В отличие от последнего, он порождает много новых идей и подходов. Их извлекают из уроков, преподанных уничтожением культурной специфики вследствие глобализации в других местах».
В этой связи ДЖ. Рамо говорит о том, в данном периоде Китай выступает проводником для иных народов, которые хотят не только развиваться, но и вклиниться в мировую систему таким образом, чтобы остаться максимально независимыми, защитить свои взгляды на жизнь и традиции.
Чжан Вэй Вэй – профессор Пекинского университета говорит о том, что не совсем верно противопоставлять два консенсуса друг другу. Китай, по его мнению, смог взять из неолиберальной американской модели много пользы, особенно в отношении значимости рынка, предпринимательской деятельности, глобализации и международной торговли. Однако Пекин пытается самостоятельно определять, как и в какой форме использовать чужие идеи. Нельзя однозначно высказываться, что китайская модель без недостатков. Но она во многом более эффективна, нежели американская, к примеру, в вопросе преодоления нищеты и защиты бедных слоёв населения.
Идеологически мотивированная американская модель сконцентрирована на проведении радикальной и широкомасштабной демократизации. В этой связи мало внимание уделяется ситуации на местах. Сторонники данной модели уверены, что западные институты в состоянии укорениться в малоразвитых районах Чёрной Африки и что либерализацию можно провести до создания системы социальной безопасности, до проведения продуманной и поэтапной приватизации. Их основная идея в том, что демократизировать общество и государство можно до формирования политической культуры и правового общества. Однако всё это подразумевает серьёзные издержки.
Надо сказать, что данные выводы совершенно верные и адекватные, справедливые и объективные, поскольку они были сделаны на основе реальных событий в тех странах, которые избрали «Вашингтонский консенсус» как собственно программу для собственного развития в 1980-1990-х гг. и погрязли в бедности, нищете и страданиях.
Чжан Вэй Вэй говорит о том, что китайская модель экономического развития состоит из шести ключевых моментов:
Критикуя противников китайских реформ профессор Чжан Вэй Вэй утверждает, что свои проблемы Китай не в состоянии решить посредством обращения к опыту западных демократических государств, поскольку нельзя сравнивать абсолютные и универсальные ценности.
Надо сказать, что применение и использование сопоставимых демократических институтов в схожих с Китаем странах таких как Филиппины, Аргентина, Россия, Индия и Украина, стали причиной широкого распространения коррупции, которая приобрела небывалый размах, более того, в этих странах во много раз превышает уровень коррупции в Китае. Это же произошло и в странах Африки. Для множества из этих стран характерно, когда коррупционеры находятся у власти, имея государственную защиту своей преступной деятельности, ложно прикрываясь псевдодемократией.
В России в стране с переходной экономикой, шоковая политическая трансформация стала причиной полного бездействия правительства, что породило новую, более мощную волну коррупции.
Рост коррупции также отмечается в Южной Корее и на Тайване, которые применили модели западной демократии, а вот в Сингапуре и Гонконге, наоборот, за пример были взяты не западные стандарты, а успешная азиатская модель в борьбе с коррупцией. В двух последних было создано правовое общество со специфическими антикоррупционными механизмами. Сегодня стандарты этих стран рассматриваются как одни из самых конкурентоспособных во всём мире.
Известный профессор Хуан Пин утверждает, что Китай хотел осуществить индустриализацию через коллективизацию, кооперацию и государственно-частное хозяйствование. Он придерживается мнения, что Китай представляет собой не только национальное государство, но и целый континент, который сопоставим по масштабам с Европой. Для Китая свойственно существование хозяйственных схем, каковыми являются, к примеру, семейные, которые не входят в национальную экономику и статистику. Профессор Хуан Пин уверен, что только по этой причине все предсказания по поводу экономического краха Китая не сбылись. Континентальная экономика не сравнима с национальной экономикой. Кроме всего перечисленного, очень важно, по мнению Хуан Пина то, что Китай является древней цивилизацией, которая смогла сохраниться до настоящего времени. Она состоит из ханьской культуры, которая образовалась благодаря конфуцианству, легизму, даосизму и буддизму, а также из многочисленных малых культур и традиций.
Примечательно, что в ходе модернизации многие традиционные феномены различных государств растворяются в той или иной мере. В этой связи нельзя отрицать, что в китайском обществе сохраняются традиции предком, если обращаться не только к внешним факторам, а заглядывать в сам способ мышления, характер человеческих коммуникаций и т.п. Данное видение ситуации в какой-то мере отвечает на вопрос, почему так много китайцев, которые уехали из родной страны, по-прежнему поддерживают тесные связи с родственниками на всех уровнях: культурном, эмоциональном, хозяйственном. А также как так получается, что множество крестьян, которые трудятся в городах и получают маленькую зарплату, ежегодно везут домой десятки миллиардов юаней. На основе этих фактов Хуан Пин задаётся вопросом: «Не может ли понятие «сяокан» (малый достаток) служить альтернативой понятию «модернизация»? А может стоило бы вести всестороннее, согласованное, устойчивое строительство подобного общества, нежели следовать по западной модели развития и осуществлять модернизацию, принося в жертву природу и другие интересы? А после достижения «малого достатка» не продолжать модернизация, а вернуться к заветам предков и вновь следовать принципу «датун», который подразумевает великое единение.
Хуан Пин говорит о том, что если непредвзято посмотреть на путь, которым следовал Китай в своём развитии, то можно с уверенностью констатировать, что этот путь принадлежит исключительно Китаю. Вне зависимости от того, как его называют «китайская специфика» или «начальный этап социализма» данная модель не копирует ни одну из моделей развития экономики и общества в целом. Совсем другая ситуация в представлениях общественных наук о том, что данный путь не подкреплён фактами, практикой, собственными понятиями и т.д. Во многом это произошло потому, что такие понятия, как «общество малого достатка» и «гармоничное общество» сформировались не в научной сфере. Но даже принимая во внимание этот факт их нельзя воспринимать как политические лозунги и призывы. Их практично применять для анализа ситуации в качестве вспомогательных инструментов.
Хуан Пин уверен, что, поняв Китай, можно лучше понять и постигнуть основы Азии в целом, и вовсе не стоит их пытаться объяснить с позиции европейского общества.
Китайская смешанная экономика и её специфические особенности
Многие экономисты и политологи, которые изучают феномен китайской модели развития, сходятся во мнении, что современная система Китая не попадает под определение переходной или временной экономики. По их мнению, китайская экономика – это смешанная система, которая появилась как результат взаимодействия особенного политического строя Китая, его культурных традиций и экономического капитала.
Китайская экономика не похожа на систему, где происходит переход от аграрного общества к индустриальному и от плановой экономики к рыночной. Китайская экономика представляет собой совершенно новую экономическую систему, которая появилась при взаимоде2йствии видимой руки государства с невидимой рукой рынка с влиянием китайской культуры Конфуция и Мэнцзи на этот процесс на фоне специфических признаков китайских политических партий и товарной культуры. Это всё позволяет выгодно выделяться на фоне остальных государств Китаю, который принципиально не принимал рекомендации, а пытался парировать, основываясь на мировой опыт множества государств, построив свою уникальную экономическую формацию.
Этот подход максимально близок ещё одному известному китайскому экономисту Линь И Фу. Он утверждал, что многие выдающиеся экономисты мира пришли к ошибочным выводам относительно некоторых явлений, обнаружившихся в процессе осуществления политики реформ и открытости в Китае. По их мнению, это произошло, поскольку современная экономическая наука до сих пор имеет некоторые пробелы.
Примечательно, что все без исключения экономисты Китая настроены решительно и отвергают факт примыкания к неолиберализму как доктрины экономической политики. В этой связи профессор Юй Кэпин весьма жёстко говорит о неолиберализме, который является основой для «Вашингтонского консенсуса» и других латиноамериканских и восточноазиатских моделей. Он акцентирует внимание на специфике китайской модели, которая для него идентична «китайскому пути», «китайскому опыту» и пр. Учёный особое внимание уделяет её кардинальным отличиям от западных моделей развития по четырём критериям:
Юй Кэпин не скрывал своего интереса к особенностям современного политического строя в Китае. Исследуя эту область, он уверен, что китайская модель – это не только пореформенный, но и дореформенный опыт. Он уверен, что, начиная с Мао Цзедуна началось зарождение «китайского пути к социализму», а курс Дэн Сяопина лишь транслировал открытость к переменам в китайском обществе. Он считал, что всё развитие Китая после 1949 г. – это процесс китаизации социализма, который состоит из дореформенного традиционного социализма и пореформенного с китайской спецификой.
Феномен китайской модели развития
Юй Кэпин утверждал, что успех китайской модели развития во многом зависел от того, что за его основу была взята специфика страны, которая максимально используется все средства и достижения человеческой цивилизации. В этой связи Юй Кэпин говорил о том, что ценность китайской цивилизации состоит в том, что она открывает двери к модернизации национального государства, придаёт особое значение человеческой личности и его знаниях законов и путей социального развития, что в полной мере оказывает благоприятное воздействие на многообразие развития человеческой цивилизации во времена глобализации. Однако нельзя говорить, что китайский путь подходит другим государствам, находящимся в состоянии развивающейся экономики. Вряд ли следование по данному пути принесёт иным странам такой же успех.
Вместе с тем, учёный не приемлет отождествление западных ценностей с общечеловеческими и утверждение «о несовместимости» общечеловеческих ценностей с китайской спецификой. Наиболее заметно это в отношении демократии, что несомненно становится предметом больших дискуссий. По мнению Юй Кэпина, демократия прерогатива не только развитых капиталистических стран Запада. Китай тоже стремится к демократии, однако у него она имеет свой вид – социалистическая демократия. С западной демократией у неё есть общие черты и некоторые различия на качественном уровне. Общее у западной и китайской демократии то, что обе они имеет законотворческое начало. Однако для Китая характерно своё специфическое законотворчество, которое в корне отличается от западного. В первую очередь, это происходит потому, что оно основано не на двухсотлетнем опыте, как это происходит на Западе, а на опыте нескольких тысячелетий с сохранением своей культуры и духа нации.
В основе китайской модели развития в любых её объяснениях лежит сочетание твёрдой авторитарной власти и рыночной экономики. Это без всяких «но» признают люди, которые придерживаются различных идейных и политических воззрений. Но в любом случае данного объяснения недостаточно, чтобы понять суть модели и особенно того эффекта, который практически неизменно даёт её применение на протяжении уже многих лет. Эта интерпретация может быль лишь точкой отправления для проведения более глубокого анализа. Главная идея заключается в том, что в Китае перманентно ищут и постоянно находят способы и пути соединения и взаимодействия государства и рынка.
Справедливо заметить, что китайская модель не является устоявшейся формацией, она постоянно развивается, меняется и совершенствуется в соответствии с теми задачами, которые необходимо решить в конкретный момент времени.
Раз за разом для определённых преобразований посредством эксперимента определяются необходимые и достаточные меры участия государства и рынка на благо модернизации экономики и общества на каждом участке отдельно и в обществе в целом с целью улучшения качества жизни населения страны.
Инициаторы китайских реформ в самом начале своей деятельности приняли решение, что они не будут сковывать действия какими-либо догмами, что поможет им избежать крайностей и искать взвешенные и сбалансированные решения самых сложных задач, которые так или иначе связаны с проблемами переходной экономики. Вместе с тем они всегда пытаются искать комплексный подход, совмещая интересы повышения экономической эффективности и конкурентоспособности с иными, не менее важными интересами, в том числе в процессе обеспечения социальной стабильности и государственной безопасности. Именно по этой причине в Китае не было проведено глобальной приватизации, а всё приняло вид тщательно продуманной стратегии, которая позволила мягко и эффективно запустить экономику.
Этим объясняется долгий и сложный процесс реформирования государственного сектора. Это стало основой для смешанной собственности, которая характерна для преобладающего большинства государственных предприятий, ставших активными участниками рынка и при этом сохранили над собой государственный контроль.
Реформирование деревни в Китае
Реформы сельского сектора были не менее сложными, чем производственного. Примечательно, что в деревне более глубокий разрыв между переходными формами от аграрной системы к рыночной экономике, которые подразумевают подрядную организацию хозяйства, сохраняющийся контроль государства над земельной собственностью, но при этом допускающий относительную и обширную самостоятельность хозяйствования. В последние годы стали приниматься меры, которые оказывают положительное воздействие на стимулирование процесса регулирования подрядный отношений на селе, однако никто не говорит о планах купли-продажи земли, по той причине, что их попросту не существует, их актуальность ничтожна мала при модели развития, которая отвечает интересам общества.
Таким образом, на основе всего изложенного в данной статье, можно сделать вывод, что особенность успеха реформ в Китае заключается в творческом и достаточно мягком и осторожном подходе к выращиванию государственно-рыночного симбиоза. Эта модель и её результат имеют особое значение для самого Китая и для всего мира, в том числе и для России, несмотря на то, что в российском обществе существует мнение о непригодности китайской модели развития экономики и государства.