в чем противоречивость образа софьи
В чем заключается противоречивость Софьи по комедии Горе от Ума (Грибоедов А. С.)
Героиня пьесы Грибоедова »Горе от ума» Софья представлена в произведении достаточно неоднозначно. Ее образ действительно противоречив. В чем же заключается это противоречие?
С одной стороны, на нее оказывала большое влияние среда, в которой формировались ее идеалы.Она была воспитана Фамусовским обществом и во многом усвоила правила жизни и поведения этого мира. Один из таких идеалов-»муж-мальчик, муж-слуга», ведь женское всевластие очевидно в Фамусовском круге.
Софья влюбляется в Молчалина, который, как раз, и соответствует этому идеалу: он »враг дерзости», молчалив, услужлив, внешне робок и покорен.
Ярко демонстрируют влияние Фамусовского общества на Софью ее взаимоотношения с Чацким. Героиню страшит ум Чацкого, то есть его вольнодумство, нежелание идти на компромисс, она усомнилась в людях типа Чацкого; защищая Молчалина от его нападок, она нелестно характеризует ум героя, который »гений для иных, а для иных-чума», отвергая подобный склад человеческого мышления. Все это говорит о том, что Фамусовский мир оказал огромное воздействие на Софью, ее представления во многом ему соответствуют.
Но с другой стороны Софья-отнюдь не заурядная личность. Эта девушка имеет сильный характер и живой ум. Она способна глубоко переживать (вспомним эпизод, где Молчалин упал с лошади), искренне любить и отстаивать свое чувство. Героиня демонстрирует независимость нрава и стремление идти своим путем, не боится осуждения и молвы, это выражет ее реплика: »Да что мне до кого? До них? До всей вселенной?»; что отличает ее от Фамусовского мира, в котором общественному мнению предается большое значение (Фамусов восклицает в финале пьесы: »Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!». Софья не преклоняется перед чинами: она ни за что не пойдет замуж за Скалозуба, как хочет ее отец. А любовь ее к Молчалину звучит как вызов, воспитавшему ее обществу. Но все эти положительные качества героини не могли в полной мере развиваться в Фамусовском мире. Она невольно привыкает к принципам жизни данного общества.
Таким образом, сильный незаурядный характер героини, но в то же время некоторые ее принципы, которые она усвоила, благодаря воспитанию в Фамусовском обществе, являются причиной, по которой нельзя однозначно трактовать ее образ.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
В чём противоречивость образа Софьи Фамусовой из комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума», и с какими героинями русской литературы можно сопоставить её образ? (Сравнительный анализ)
Образ Софьи Фомусовой из пьесы А. С. Грибоедова «Горе от ума» является одним из самых противоречивых в русской литературе. Она в свои семнадцать лет умна и начитанна, она способна понимать Чацкого и на равных отвечать ему. Софья – сильная девушка, умеющая сама принимать решения во многих делах. Она способна на глубокие чувства, не боится своего отца, понимая, когда он прав, а когда нет. То есть она отличается от лицемерного и корыстного Фамусовского общества. Тем не менее Софья – всё же его часть, все её привычки и планы на будущее связаны именно с устоями общества, в котором она родилась и выросла. Она не согласна с Чацком, не разделяет его взглядов, не понимает его недовольства московским дворянством.
Софья же, с одной стороны идя против законов фамусовского общества, с другой стороны использует их же в своих целях.
В своём несоответствии окружающим Софья также похожа на героиню романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Татьяна очень отличается от своих сверстниц, и автор не раз акцентирует на этом наше внимание: «дитя сама в кругу детей играть и прыгать не хотела, но часто целый день одна сидела молча у окна». Обе героини умны, образованны, искренни и мечтают о любви. Кроме того, они воспитаны французскими романами, вероятно одними и теми же, поэтому их представления о мире, о любви и т. д. очень похожи. Девушки искренне влюбляются, воплощая в своём избраннике образы из прочитанных книг. Татьяна по-настоящему узнаёт Онегина лишь после его отъезда, оказавшись в его библиотеке. До этого она, как и Софья, влюбилась потому, что была готова влюбиться: «пора пришла, она влюбилась». Софья также не знала своего избранника, идеализировал его, а настоящего Молчалина увидела только когда застала его во время объяснения в любви с Лизой.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
В чем заключается противоречивость Софьи по комедии Горе от Ума (Грибоедов А. С.)
Героиня пьесы Грибоедова ”Горе от ума” Софья представлена в произведении достаточно неоднозначно. Ее образ, действительно, противоречив. В чем же заключается это противоречие?
С одной стороны, на нее оказывала большое влияние среда, в которой формировались ее идеалы. Она была воспитана Фамусовским обществом и во многом усвоила правила жизни и поведения этого мира. Один из таких идеалов-”муж-мальчик, муж-слуга”, ведь женское всевластие очевидно в Фамусовском круге.
Софья влюбляется в Молчалина, который, как раз, и соответствует
Ярко демонстрируют влияние Фамусовского общества на Софью ее взаимоотношения с Чацким. Героиню страшит ум Чацкого, то есть его вольнодумство, нежелание идти на компромисс, она усомнилась в людях типа Чацкого; защищая Молчалина от его нападок, она нелестно характеризует ум героя, который ”гений для иных, а для иных-чума”, отвергая подобный склад человеческого мышления. Все это говорит о том, что Фамусовский мир оказал огромное воздействие на Софью, ее представления во многом ему соответствуют.
Но с другой стороны
Героиня демонстрирует независимость нрава и стремление идти своим путем, не боится осуждения и молвы, это выражет ее реплика : ”Да что мне до кого? До них? До всей вселенной?”; что отличает ее от Фамусовского мира, в котором общественному мнению предается большое значение (Фпмусов восклицает в финале пьесы :”Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!”. Софья не преклоняется перед чинами: она ни за что не пойдет замуж за Скалозуба, как хочет ее отец.
А любовь ее к Молчалину звучит как вызов, воспитавшему ее обществу. Но все эти положительные качества героини не могли в полной мере развиваться в Фамусовском мире. Она невольно привыкает к принципам жизни данного общества.
Таким образом, сильный незаурядный характер героини, но в то же время некоторые ее принципы, которые она усвоила, благодаря воспитанию в Фамусовском обществе, являются причиной, по которой нельзя однозначно трактовать ее образ.
Related posts:
В чем противоречивость образа софьи
Героиня пьесы Грибоедова »Горе от ума» Софья представлена в произведении достаточно неоднозначно. Ее образ, действительно, противоречив. В чем же заключается это противоречие?
С одной стороны, на нее оказывала большое влияние среда, в которой формировались ее идеалы.Она была воспитана Фамусовским обществом и во многом усвоила правила жизни и поведения этого мира. Один из таких идеалов-»муж-мальчик, муж-слуга», ведь женское всевластие очевидно в Фамусовском круге.
Софья влюбляется в Молчалина, который, как раз, и соответствует этому идеалу: он »враг дерзости», молчалив, услужлив, внешне робок и покорен.
Ярко демонстрируют влияние Фамусовского общества на Софью ее взаимоотношения с Чацким. Героиню страшит ум Чацкого, то есть его вольнодумство, нежелание идти на компромисс, она усомнилась в людях типа Чацкого; защищая Молчалина от его нападок, она нелестно характеризует ум героя, который »гений для иных, а для иных-чума», отвергая подобный склад человеческого мышления. Все это говорит о том, что Фамусовский мир оказал огромное воздействие на Софью, ее представления во многом ему соответствуют.
Но с другой стороны Софья-отнюдь не заурядная личность. Эта девушка имеет сильный характер и живой ум. Она способна глубоко переживать( вспомним эпизод, где Молчалин упал с лошади), искренне любить и отстаивать свое чувство. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Героиня демонстрирует независимость нрава и стремление идти своим путем, не боится осуждения и молвы, это выражет ее реплика : »Да что мне до кого? До них? До всей вселенной?»; что отличает ее от Фамусовского мира, в котором общественному мнению предается большое значение (Фпмусов восклицает в финале пьесы :»Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!». Софья не преклоняется перед чинами: она ни за что не пойдет замуж за Скалозуба, как хочет ее отец. А любовь ее к Молчалину звучит как вызов, воспитавшему ее обществу. Но все эти положительные качества героини не могли в полной мере развиваться в Фамусовском мире. Она невольно привыкает к принципам жизни данного общества.
Таким образом, сильный незаурядный характер героини, но в то же время некоторые ее принципы, которые она усвоила, благодаря воспитанию в Фамусовском обществе, являются причиной, по которой нельзя однозначно трактовать ее образ.
Софья. Сложность характера. Полемика вокруг образа Софьи в критике и литературоведении
Краткое содержание
После Отечественной войны 1812 года русское дворянство разделилось на приверженцев старинных устоев и людей с прогрессивными взглядами. Описанию противоречий между ними посвящено произведение А. Грибоедова.
Начало действия
События пьесы разворачиваются в доме богатого чиновника из Москвы. Здесь живут:
Молодые люди влюблены друг в друга и по ночам тайно встречаются в комнате Софьи, а служанка Лиза сторожит у двери, чтобы пару не застал отец. Однажды Павел Афанасьевич замечает, как утром из комнаты дочери выходит Молчалин. Ему кажется это подозрительным, но дочь отвлекает отца, рассказывая сон, якобы приснившийся ей ночью.
В тот же день дом Фамусовых посещает Александр Чацкий, который три года не был в Москве. Это дворянин по происхождению и сын друга Павла Афанасьевича, выросший в его доме, куда попал после смерти родителей. С детства Чацкий был товарищем Софьи по играм, а, повзрослев, влюбился в нее. Возвращаясь к Фамусовым, он надеется, что девушка тоже сохранила свои чувства. Но Софья не рада приезду Чацкого и боится рассказать ему, что любит Молчалина.
Отцу не нравятся оба молодых ухажера дочери, он видит в роли жениха человека своего класса — полковника Скалозуба. В общении с Фамусовым Александр не скрывает своих взглядов и остро высмеивает людей, для которых главным в жизни являются чины, деньги и связи. Старику не по душе высказывания Чацкого, сильно отличающиеся от общепринятых норм, которых придерживаются все вокруг.
Дом Фамусовых посещает полковник Скалозуб. Хозяин выказывает ему особое почтение и приглашает в свой кабинет, чтобы Чацкий не испортил его планы своими остротами. В это время Молчалин падает с лошади, что успевают заметить в окно Софья и Александр. Испугавшись за любимого, девушка падает в обморок и Чацкий подозревать о ее чувствах к секретарю. Вскоре становится ясно, что Алексей всего лишь ушибся, и все расходятся.
Развязка пьесы
Подле Молчалина остается только служанка Лиза, и он признается ей в своих чувствах — оказывается, секретарь вовсе не влюблен в Софью, а встречается с хозяйской дочкой из корыстных побуждений. Но Лиза не принимает их — она любит слугу Петрушу и осуждает Молчалина за обман. Чацкого настораживает поведение Софьи, и он пытается все выяснить, поговорив с девушкой, после чего окончательно осознает, что подруга детства действительно любит другого. Тем временем у Фамусовых готовятся к званому вечеру, на который приглашено множество гостей.
Во время приема недовольная Чацким Софья полушутя объявляет молодого человека сумасшедшим. Слух воспринимается серьезно и быстро распространяется среди гостей — на вошедшего в зал Александра все смотрят как на умалишенного. Вечер заканчивается, и во время отъезда гостей давний знакомый Чацкого приглашает его в Английский клуб, но тот отказывается. Спрятавшись за колонной, Александр становится свидетелем нового признания Молчалина служанке Лизе. Этот разговор слышит и Софья, она потрясена, негодует на обманщика и прогоняет его.
Чацкий обнаруживает себя перед девушкой и обвиняет ее в обмане и игре чужими чувствами. Тут же появляется и сам Фамусов, который понимает, что его водили за нос и обещает отправить дочь в деревню к тетке за непристойное поведение. Он запрещает Александру ухаживать за Софьей, но молодой человек больше и не хочет общаться с обманщицей. Чацкий настолько разочарован светом и изменой Софьи, что принимает решение снова покинуть Москву и произносит известную цитату: «Карету мне, карету!».
Софья и другие женские образы
Рассматривать образ Софьи в комедии «Горе от ума» можно и в контексте других светских девушек и дам. На примере других героинь Грибоедов показывает путь светской дамы, который и стремится пройти Софья. Начинается он с барышень на выданье — княжон Тугоуховских. Затем мы видим Наталью Дмитриевну Горич, недавно вышедшую замуж молодую даму. Она учится помыкать мужем, руководить его действиями и направлять. Вот дамы, формирующие светское мнение — Хлестакова, Марья Алексевна, княгиня Тугоуховская, Татьяна Юрьевна. В конце же жизни их всех ждет немного комический образ графини бабушки.
Монолог Софьи («Горе от ума»), в котором она превозносит достоинства возлюбленного и говорит, что он отлично подходит на роль супруга, является в этом отношении показательным. Молчалин действительно является идеальным кандидатом для того, чтобы воплотить в реальность жизненный путь дамы света. В то время как Чацкий для этой роли совсем не годится.
Характеристика образа
Дочь Фамусова — один из самых драматичных персонажей пьесы. Ее образ полон противоречий, неоднозначен и не может быть причислен к сугубо положительным или отрицательным. Софья видит всю лживость и косность светского общества, но не делает ничего, чтобы вырваться из него, а просто плывет по течению и меняется под его влиянием. И драма тем глубже, что рядом появился человек, духовно близкий — Александр Чацкий, но героиня не понимает этого и пребывает в заблуждении относительно Молчалина.
Черты характера
Главный женский персонаж — девушка с довольно твердым и своенравным характером. Рано оставшись без матери, она чувствует себя повелительницей в доме, привыкла командовать слугами, и ей подчиняются, несмотря на юный возраст хозяйки. Кроме отца, уделявшего не много внимания дочери, главную героиню «Горе от ума» Софью воспитывала только гувернантка — француженка мадам Розье.
О внешности девушки известно только то, что она хорошенькая и прелестная, расцвела к семнадцати годам. Получила домашнее образование, типичное для своего времени, вся система которого была направлена на возможность удачного замужества. Молодая дворянка хорошо танцует, умеет играть на фортепиано и флейте, знает иностранные языки. Как и многие ее ровесницы, проводит свою жизнь в развлечениях:
Героиня решительна, не боится тайно встречаться с Молчалиным и готова отстаивать право на любовь, хотя знает, что отец не видит Алексея в роли ее избранника и мужа. Софья не обделена умом и привыкла прямо высказывать свое мнение, но не привыкла обдумывать свои поступки и отвечать за них, что показывает ее неразумной.
Героиня полагает себя девушкой здравомыслящий и критической, но на самом деле не замечает, что происходит вокруг нее. Софья способна на ложь: чтобы скрыть чувства к человеку, по мнению отца недостойному, ей приходится выступать в роли обманщицы. По всей видимости, у Фамусовой нет подруг, когда ей хочется поделиться переполняющими сердце эмоциями, девушка рассказывает все своей служанке.
Отношение к другим персонажам
Именно склонность к чтению сентиментальной литературы сыграла с героиней злую шутку: она видит в скромном и тихом Молчалине идеал романтического героя. Софья восхищается книжными героями, бедным юношей и богатой девушкой, хранящими верность и преданность друг другу, и примеряет их на себя. Но при всей чувствительность Софья не может разделить реальность и вымысел и разглядеть, что любовь Молчалина — подделка, а сам он корыстный и мелкий человек.
Отношение Софьи к службе в армии можно понять по ее разговорам о полковнике Скалозубе, героиня видит его недалеким бестактным солдафоном, которого интересуют только чины и деньги. Выйти за такого замуж для нее все равно что утопиться. Несмотря на внешнее несогласие с общепринятой моралью, жизнь дочери Фамусова вполне вписывается в рамки общества — ей не нужны потрясения, которые может принести Чацкий.
Софья не ищет каких-либо путей применения своих талантов, а видит свое будущее в замужестве и светской жизни. Даже узнав о притворстве Молчалина, героиня больше приемлет кривизну его души, чем дерзость Чацкого, ведь и она сама, пусть не намеренно, совершила подлость, ославив в московском свете друга детства безумцем. Чацкий обвиняет Софью в том, что она хочет себе не равного спутника жизни, а мужа-слугу, который во всем бы ее слушался и подчинялся.
Главная героиня комедии «Горе от ума» — неординарная девушка со страстной, глубокой, самоотверженной натурой, лучшие качества которой уродливо искривились под воздействием лживой и лицемерной фамусовской среды, потому что Софье не хватило силы духа и стойкости убеждений, чтобы отстаивать свои взгляды. Ей оказалось легче подстроиться под общественное мнение, чем противостоять ему.
Сентиментальные романы и женское образование
Образ Софьи в комедии «Горе от ума» не только драматичен, но и в некотором роде собирателен. На ее примере Грибоедов показывает трагедию девушек из светского общества. Ведь в чем причина того, что она не только влюбилась в подлеца, но еще и оговорила любящего ее Чацкого? Автор дает прямой ответ на этот вопрос: «дочерей наших всему учить… и танцам, и вздохам, и пенью! Как будто скоморохам в жены их готовим».
То есть здесь говорится о том, что девушки, хоть и знали многое, и обучались, готовились только к одному — удачному замужеству. И Софья, как многие, выстраивает свою жизнь, согласно общепринятому образцу.
А с другой стороны, ее воспитывали и книги — французские романы, которые не дают ей сна. Характеристика Софьи («Горе от ума») дает нам возможность предположить, что Грибоедов пытался поднять проблему просветительства и женского обучения в России своего времени.
Даже выбор Молчалина в качестве предмета воздыхания во многом обусловлен именно сентиментальными романами, в которых описывалась любовь знатной девушки и бедного юноши (или наоборот). Софья восхищалась мужественностью и преданностью романных героев. И Молчалина она полагала таким же книжным персонажем.
Девушка не может отделить реальную действительность от выдумки, поэтому ее любовь и оканчивается так печально.
Оценка критиков
Современники Грибоедова отнеслись к персонажу Софьи Павловны Фамусовой с некоторым пренебрежением и не смогли оценить всю его глубину и драматичность, задуманную автором произведения. Они не пытались делать анализ образа главной героини в контексте пьесы. Не заметил противоречивость и сложность ее характера и А. Пушкин, назвав этот образ неясным.
Некоторые критики, в частности Белинский, обратили внимание на энергию характера и недюжинную натуру главной героини. Он считал, что появление такого персонажа имело большое значение, так как положило начало появлению в литературе образов настоящих русских женщин. Вместе с тем литературовед не усмотрел в главной героине живой девушки, так как посчитал ее образ слишком нереалистичным. Другие мнения:
Наиболее полную характеристику дал главной героине И. Гончаров. Критик увидел, что автор задумал начертать Софью натурой противоречивой, в которой смешались лучшие человеческие качества с присущими фамусовской среде взглядами, и отвел в комедии «Горе от ума» Софье роль единственного персонажа, близкого по духу Чацкому.
В недостатках Софьи И. Гончаров усмотрел не личные пороки, а обобщенные черты ее круга, и отметил, что главный женский образ показан не сатирически, а драматически. Он сравнил его с Татьяной Лариной из «Евгения Онегина» А. Пушкина: обе девушки, влюбляясь, наделяют избранника придуманным положительными качествами.
Сочинение на тему: ДРАМА СОФЬИ И ЕЕ ПРИЧИНЫ (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)
ДРАМА СОФЬИ И ЕЕ ПРИЧИНЫ (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)
Софья Павловна — дочь Павла Афанасьевича Фамусова, на момент нашего с ней знакомства — девица семнадцати лет. Она рано лишилась матери и воспитывалась старушкой мадам Розье, которая, по словам Фамусова, «умна была, нрав тихий, редких правил». Ученье Софьи было доверено приходящим учителям, с одинаковым успехом обучавшим «и танцам, и пенью, и нежностям, и вздохам».
Как и другие девушки ее круга, Софья воспитала свой вкус и черпала большинство представлений об окружающем из сентиментальных романов.
Софья росла вместе с Чацким, и это породило их детскую дружбу, которая (прежде всего со стороны Чацкого) незаметно переросла в любовь. Чацкий считает Софью своей единомышленницей и привык верить тому, что она разделяет его взгляды. Его чувство по-настоящему искреннее и горячее. Возвратившись в Москву, он спешит встретиться с любимой девушкой и при первом же свидании объясняется ей в любви. Но…
Но Софья сильно изменилась. Она холодна с Чацким. Ее смущают его «вопросы быстрые и любопытный взгляд», воспоминания юности она считает ребячеством. То, что раньше притягивало и забавляло, теперь уже не находит отклика в ее душе. В Чацком Софья видит человека, который любого «унизить рад, кольнуть», «завистлив, горд и зол», который «свет ругает наповал» с одной лишь целью, «чтоб свет об нем хоть что-нибудь сказал…». «Веселость ваша не скромна, … вы желчь на всех излить готовы…» — обвиняет она Чацкого. Не удивительно, что, обладая такими качествами, он становится для Софьи причиной «ужасного расстройства».
Характер Софьи сложный и противоречивый, но в чем-то главном под стать характеру самого Чацкого. В свои семнадцать лет она не только «расцвела прелестно», но и проявляет завидную независимость, немыслимую для таких людей, как Молчалин или даже ее отец. Она не привыкла скрывать свои чувства. «Да что мне до кого? до них? до всей вселенны? Смешно — пусть шутят их; досадно? — пусть бранят», — говорит она. Молчалин упрекает Софью в излишней откровенности, но она горда, не выносит притворства, она считает невозможным «любезничать сквозь слезы».
Софья получила хорошее образование, к тому же от природы наделена сильным характером и живым умом, способностью глубоко переживать и искренне любить, но все перечисленные положительные черты ее характера не могли должным образом развиться в фамусовском обществе. Представления о людях Софья черпала из сентиментальной французской литературы, которая и воспитала в ней мечтательность и чувствительность. И на Молчалина она обратила внимание только потому, что он некоторыми своими чертами напоминал ей любимых героев.
Наилучшим образом понять противоречивый характер Софьи помогает ее сон: он как бы содержит формулу души девушки и своеобразную программу действий. Он же дает нам представление и об идеале молодого человека, подходящего на роль избранника ее сердца, который должен быть «…и вкрадчив и умен, но робок…», поскольку «в бедности рожден». Молчалин именно таков. Он беден и безроден, «за других себя забыть готов, враг дерзости», всегда застенчив и несмел, из «глубины души» вздыхает, «ни слова вольного…».
«Зачем Же вы его так коротко узнали?» — спрашивает Чацкий. И Софья искренне отвечает:
Я не старалась, Бог нас свел.
Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел…
К тому же он «уступчив, скромен, тих», «в лице ни тени беспокойства», «и на душе проступков никаких», — перечисляет она «чудеснейшие свойства» своего избранника. — «Вот я за что его люблю».
Конечно, Софья способна оценить избранника здраво и критически, прекрасно видит, что «нет в нем этого ума, что гений для иных, а для иных чума…». Но «этакий ли ум семейство осчастливит?» — рассуждает она дальше. Да, Чацкий умен, образован, способен на пылкое искреннее чувство, имеет свое собственное мнение по любому поводу и не стесняется его высказывать. Но что это может стоить в мире Фамусовых и Молчалиных? Какую пользу может принести Софье такой возлюбленный?
Софья, при всех своих хороших душевных задатках, все же целиком принадлежит к фамусовскому миру, и она не может полюбить Чацкого, который всем складом души ему противостоит. А вот Молчалин, любящий Софью «по должности», играет роль любовника «в угодность дочери такого человека», «который кормит и поит, а иногда и чином подарит», в этом мире принят как свой.
Софья же испытывает настоящее чувство, которое она не желает скрывать и которое считает самым высоким и значительным в жизни. Чувства Софьи — это чувства влюбленности, преклонения, даже подчинения, а не только лишь стремление покровительствовать любимому человеку, «бедному, скромному, не смеющему на нее глаз поднять». Она готова возражать на любые, самые страстные и благоразумные доводы Лизы, но ни секунды не сопротивляется сдержанным словам Молчалина, проявляя готовность следовать его указаниям:
Хотите вы. Пойду любезничать сквозь слезы;
Боюсь, что выдержать притворства не сумею…
Софья еще так молода, так неопытна, но «задатки недюжинной натуры» загублены «в духоте, куда не проникает ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха». Воспитание и среда уже наложили отпечаток на ее взгляды и поступки. Очень хорошо сказал о ней в статье «Мильон терзаний» писатель И. А. Гончаров: «Это смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, — путаница понятий, умственная слепота… все это не имеет в ней характера личных пороков, а является как общие черты ее круга». В этот круг замечательным образом вписывается Молчалин, и потому, как ни горько это сознавать, именно Молчалина, это «жалчайшее созданье», Софья предпочла Чацкому.
А. С. Грибоедов писал одному из своих друзей, П. А. Катенину, о Софье: «…девушка сама неглупая, предпочитает дурака умному человеку». Почему? Спор об этом не прекращается вот уже много десятилетий и до сих пор не решен окончательно. Возможно, такая недоговоренность, неясность и противоречивость образа Софьи приближает ее к нам, к нашему времени, заставляя еще раз задуматься над тайнами человеческой души, поразмышлять над тем, что человек не всегда свободен в своих поступках и чувствах?
«Горе от ума» — эти слова в бессмертной комедии А. С. Грибоедова принято относить к главному герою, Чацкому, но они и о Софье. Она, воспитанная в фамусовской среде, в критический момент оказывается, к сожалению, такой же, как и остальные: ее не хватает на то, чтобы не опуститься до распространения гнусной клеветы, более того — пусть невольно, она оказывается ее автором. Это недостойно ее, потому что Софья умнее, честнее, ярче всех тех, кто окружает ее. Она начитанна, интересно мыслит, искренне любит, и вообще умом и характером под стать Чацкому, но никак не Молчалину. Любовь к другому помешала Софье понять Чацкого, независимо от ее отношения порадоваться встрече с другом детства и остановиться перед возможностью осквернить дружбу. Но, когда девушка узнает истинное лицо Молчалина, она ведет себя достойно и вызывает уважение. Она оказывается выше, лучше всех тех, кто находится рядом, лучше их свойствами души, тонкостью ума, благородством натуры, а это опасно в ее среде, и ее дальнейшая жизнь, по-видимому, окажется нелегкой. Все это видел и чувствовал И. А. Гончаров, который в статье «Мильон терзаний» написал о Софье: «…в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости. Она загублена в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха. Недаром любил ее Чацкий. После него она одна из всей толпы напрашивается на какое-то грустное чувство, и в душе читателя против нее нет того безучастного смеха, с каким он расстается с прочитанными лицами».
Сочинение на тему: ДРАМА СОФЬИ И ЕЕ ПРИЧИНЫ (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)