в чем противоречивость образа софьи

В чем заключается противоречивость Софьи по комедии Горе от Ума (Грибоедов А. С.)

Героиня пьесы Грибоедова »Горе от ума» Софья представлена в произведении достаточно неоднозначно. Ее образ действительно противоречив. В чем же заключается это противоречие?

С одной стороны, на нее оказывала большое влияние среда, в которой формировались ее идеалы.Она была воспитана Фамусовским обществом и во многом усвоила правила жизни и поведения этого мира. Один из таких идеалов-»муж-мальчик, муж-слуга», ведь женское всевластие очевидно в Фамусовском круге.

Софья влюбляется в Молчалина, который, как раз, и соответствует этому идеалу: он »враг дерзости», молчалив, услужлив, внешне робок и покорен.

Ярко демонстрируют влияние Фамусовского общества на Софью ее взаимоотношения с Чацким. Героиню страшит ум Чацкого, то есть его вольнодумство, нежелание идти на компромисс, она усомнилась в людях типа Чацкого; защищая Молчалина от его нападок, она нелестно характеризует ум героя, который »гений для иных, а для иных-чума», отвергая подобный склад человеческого мышления. Все это говорит о том, что Фамусовский мир оказал огромное воздействие на Софью, ее представления во многом ему соответствуют.

Но с другой стороны Софья-отнюдь не заурядная личность. Эта девушка имеет сильный характер и живой ум. Она способна глубоко переживать (вспомним эпизод, где Молчалин упал с лошади), искренне любить и отстаивать свое чувство. Героиня демонстрирует независимость нрава и стремление идти своим путем, не боится осуждения и молвы, это выражет ее реплика: »Да что мне до кого? До них? До всей вселенной?»; что отличает ее от Фамусовского мира, в котором общественному мнению предается большое значение (Фамусов восклицает в финале пьесы: »Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!». Софья не преклоняется перед чинами: она ни за что не пойдет замуж за Скалозуба, как хочет ее отец. А любовь ее к Молчалину звучит как вызов, воспитавшему ее обществу. Но все эти положительные качества героини не могли в полной мере развиваться в Фамусовском мире. Она невольно привыкает к принципам жизни данного общества.

Таким образом, сильный незаурядный характер героини, но в то же время некоторые ее принципы, которые она усвоила, благодаря воспитанию в Фамусовском обществе, являются причиной, по которой нельзя однозначно трактовать ее образ.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

В чём противоречивость образа Софьи Фамусовой из комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума», и с какими героинями русской литературы можно сопоставить её образ? (Сравнительный анализ)

Образ Софьи Фомусовой из пьесы А. С. Грибоедова «Горе от ума» является одним из самых противоречивых в русской литературе. Она в свои семнадцать лет умна и начитанна, она способна понимать Чацкого и на равных отвечать ему. Софья – сильная девушка, умеющая сама принимать решения во многих делах. Она способна на глубокие чувства, не боится своего отца, понимая, когда он прав, а когда нет. То есть она отличается от лицемерного и корыстного Фамусовского общества. Тем не менее Софья – всё же его часть, все её привычки и планы на будущее связаны именно с устоями общества, в котором она родилась и выросла. Она не согласна с Чацком, не разделяет его взглядов, не понимает его недовольства московским дворянством.

в чем противоречивость образа софьи. Смотреть фото в чем противоречивость образа софьи. Смотреть картинку в чем противоречивость образа софьи. Картинка про в чем противоречивость образа софьи. Фото в чем противоречивость образа софьи

Софья же, с одной стороны идя против законов фамусовского общества, с другой стороны использует их же в своих целях.

В своём несоответствии окружающим Софья также похожа на героиню романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Татьяна очень отличается от своих сверстниц, и автор не раз акцентирует на этом наше внимание: «дитя сама в кругу детей играть и прыгать не хотела, но часто целый день одна сидела молча у окна». Обе героини умны, образованны, искренни и мечтают о любви. Кроме того, они воспитаны французскими романами, вероятно одними и теми же, поэтому их представления о мире, о любви и т. д. очень похожи. Девушки искренне влюбляются, воплощая в своём избраннике образы из прочитанных книг. Татьяна по-настоящему узнаёт Онегина лишь после его отъезда, оказавшись в его библиотеке. До этого она, как и Софья, влюбилась потому, что была готова влюбиться: «пора пришла, она влюбилась». Софья также не знала своего избранника, идеализировал его, а настоящего Молчалина увидела только когда застала его во время объяснения в любви с Лизой.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

В чем заключается противоречивость Софьи по комедии Горе от Ума (Грибоедов А. С.)

Героиня пьесы Грибоедова ”Горе от ума” Софья представлена в произведении достаточно неоднозначно. Ее образ, действительно, противоречив. В чем же заключается это противоречие?

С одной стороны, на нее оказывала большое влияние среда, в которой формировались ее идеалы. Она была воспитана Фамусовским обществом и во многом усвоила правила жизни и поведения этого мира. Один из таких идеалов-”муж-мальчик, муж-слуга”, ведь женское всевластие очевидно в Фамусовском круге.

Софья влюбляется в Молчалина, который, как раз, и соответствует

Ярко демонстрируют влияние Фамусовского общества на Софью ее взаимоотношения с Чацким. Героиню страшит ум Чацкого, то есть его вольнодумство, нежелание идти на компромисс, она усомнилась в людях типа Чацкого; защищая Молчалина от его нападок, она нелестно характеризует ум героя, который ”гений для иных, а для иных-чума”, отвергая подобный склад человеческого мышления. Все это говорит о том, что Фамусовский мир оказал огромное воздействие на Софью, ее представления во многом ему соответствуют.

Но с другой стороны

Героиня демонстрирует независимость нрава и стремление идти своим путем, не боится осуждения и молвы, это выражет ее реплика : ”Да что мне до кого? До них? До всей вселенной?”; что отличает ее от Фамусовского мира, в котором общественному мнению предается большое значение (Фпмусов восклицает в финале пьесы :”Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!”. Софья не преклоняется перед чинами: она ни за что не пойдет замуж за Скалозуба, как хочет ее отец.

А любовь ее к Молчалину звучит как вызов, воспитавшему ее обществу. Но все эти положительные качества героини не могли в полной мере развиваться в Фамусовском мире. Она невольно привыкает к принципам жизни данного общества.

Таким образом, сильный незаурядный характер героини, но в то же время некоторые ее принципы, которые она усвоила, благодаря воспитанию в Фамусовском обществе, являются причиной, по которой нельзя однозначно трактовать ее образ.

Related posts:

Источник

В чем противоречивость образа софьи

в чем противоречивость образа софьи. Смотреть фото в чем противоречивость образа софьи. Смотреть картинку в чем противоречивость образа софьи. Картинка про в чем противоречивость образа софьи. Фото в чем противоречивость образа софьи

Героиня пьесы Грибоедова »Горе от ума» Софья представлена в произведении достаточно неоднозначно. Ее образ, действительно, противоречив. В чем же заключается это противоречие?

С одной стороны, на нее оказывала большое влияние среда, в которой формировались ее идеалы.Она была воспитана Фамусовским обществом и во многом усвоила правила жизни и поведения этого мира. Один из таких идеалов-»муж-мальчик, муж-слуга», ведь женское всевластие очевидно в Фамусовском круге.

Софья влюбляется в Молчалина, который, как раз, и соответствует этому идеалу: он »враг дерзости», молчалив, услужлив, внешне робок и покорен.

Ярко демонстрируют влияние Фамусовского общества на Софью ее взаимоотношения с Чацким. Героиню страшит ум Чацкого, то есть его вольнодумство, нежелание идти на компромисс, она усомнилась в людях типа Чацкого; защищая Молчалина от его нападок, она нелестно характеризует ум героя, который »гений для иных, а для иных-чума», отвергая подобный склад человеческого мышления. Все это говорит о том, что Фамусовский мир оказал огромное воздействие на Софью, ее представления во многом ему соответствуют.

Но с другой стороны Софья-отнюдь не заурядная личность. Эта девушка имеет сильный характер и живой ум. Она способна глубоко переживать( вспомним эпизод, где Молчалин упал с лошади), искренне любить и отстаивать свое чувство. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Героиня демонстрирует независимость нрава и стремление идти своим путем, не боится осуждения и молвы, это выражет ее реплика : »Да что мне до кого? До них? До всей вселенной?»; что отличает ее от Фамусовского мира, в котором общественному мнению предается большое значение (Фпмусов восклицает в финале пьесы :»Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!». Софья не преклоняется перед чинами: она ни за что не пойдет замуж за Скалозуба, как хочет ее отец. А любовь ее к Молчалину звучит как вызов, воспитавшему ее обществу. Но все эти положительные качества героини не могли в полной мере развиваться в Фамусовском мире. Она невольно привыкает к принципам жизни данного общества.

Таким образом, сильный незаурядный характер героини, но в то же время некоторые ее принципы, которые она усвоила, благодаря воспитанию в Фамусовском обществе, являются причиной, по которой нельзя однозначно трактовать ее образ.

Источник

Софья. Сложность характера. Полемика вокруг образа Софьи в критике и литературоведении

Краткое содержание

После Отечественной войны 1812 года русское дворянство разделилось на приверженцев старинных устоев и людей с прогрессивными взглядами. Описанию противоречий между ними посвящено произведение А. Грибоедова.

Начало действия

События пьесы разворачиваются в доме богатого чиновника из Москвы. Здесь живут:

в чем противоречивость образа софьи. Смотреть фото в чем противоречивость образа софьи. Смотреть картинку в чем противоречивость образа софьи. Картинка про в чем противоречивость образа софьи. Фото в чем противоречивость образа софьи

Молодые люди влюблены друг в друга и по ночам тайно встречаются в комнате Софьи, а служанка Лиза сторожит у двери, чтобы пару не застал отец. Однажды Павел Афанасьевич замечает, как утром из комнаты дочери выходит Молчалин. Ему кажется это подозрительным, но дочь отвлекает отца, рассказывая сон, якобы приснившийся ей ночью.

В тот же день дом Фамусовых посещает Александр Чацкий, который три года не был в Москве. Это дворянин по происхождению и сын друга Павла Афанасьевича, выросший в его доме, куда попал после смерти родителей. С детства Чацкий был товарищем Софьи по играм, а, повзрослев, влюбился в нее. Возвращаясь к Фамусовым, он надеется, что девушка тоже сохранила свои чувства. Но Софья не рада приезду Чацкого и боится рассказать ему, что любит Молчалина.

Отцу не нравятся оба молодых ухажера дочери, он видит в роли жениха человека своего класса — полковника Скалозуба. В общении с Фамусовым Александр не скрывает своих взглядов и остро высмеивает людей, для которых главным в жизни являются чины, деньги и связи. Старику не по душе высказывания Чацкого, сильно отличающиеся от общепринятых норм, которых придерживаются все вокруг.

в чем противоречивость образа софьи. Смотреть фото в чем противоречивость образа софьи. Смотреть картинку в чем противоречивость образа софьи. Картинка про в чем противоречивость образа софьи. Фото в чем противоречивость образа софьи

Дом Фамусовых посещает полковник Скалозуб. Хозяин выказывает ему особое почтение и приглашает в свой кабинет, чтобы Чацкий не испортил его планы своими остротами. В это время Молчалин падает с лошади, что успевают заметить в окно Софья и Александр. Испугавшись за любимого, девушка падает в обморок и Чацкий подозревать о ее чувствах к секретарю. Вскоре становится ясно, что Алексей всего лишь ушибся, и все расходятся.

Развязка пьесы

Подле Молчалина остается только служанка Лиза, и он признается ей в своих чувствах — оказывается, секретарь вовсе не влюблен в Софью, а встречается с хозяйской дочкой из корыстных побуждений. Но Лиза не принимает их — она любит слугу Петрушу и осуждает Молчалина за обман. Чацкого настораживает поведение Софьи, и он пытается все выяснить, поговорив с девушкой, после чего окончательно осознает, что подруга детства действительно любит другого. Тем временем у Фамусовых готовятся к званому вечеру, на который приглашено множество гостей.

Во время приема недовольная Чацким Софья полушутя объявляет молодого человека сумасшедшим. Слух воспринимается серьезно и быстро распространяется среди гостей — на вошедшего в зал Александра все смотрят как на умалишенного. Вечер заканчивается, и во время отъезда гостей давний знакомый Чацкого приглашает его в Английский клуб, но тот отказывается. Спрятавшись за колонной, Александр становится свидетелем нового признания Молчалина служанке Лизе. Этот разговор слышит и Софья, она потрясена, негодует на обманщика и прогоняет его.

в чем противоречивость образа софьи. Смотреть фото в чем противоречивость образа софьи. Смотреть картинку в чем противоречивость образа софьи. Картинка про в чем противоречивость образа софьи. Фото в чем противоречивость образа софьи

Чацкий обнаруживает себя перед девушкой и обвиняет ее в обмане и игре чужими чувствами. Тут же появляется и сам Фамусов, который понимает, что его водили за нос и обещает отправить дочь в деревню к тетке за непристойное поведение. Он запрещает Александру ухаживать за Софьей, но молодой человек больше и не хочет общаться с обманщицей. Чацкий настолько разочарован светом и изменой Софьи, что принимает решение снова покинуть Москву и произносит известную цитату: «Карету мне, карету!».

Софья и другие женские образы

Рассматривать образ Софьи в комедии «Горе от ума» можно и в контексте других светских девушек и дам. На примере других героинь Грибоедов показывает путь светской дамы, который и стремится пройти Софья. Начинается он с барышень на выданье — княжон Тугоуховских. Затем мы видим Наталью Дмитриевну Горич, недавно вышедшую замуж молодую даму. Она учится помыкать мужем, руководить его действиями и направлять. Вот дамы, формирующие светское мнение — Хлестакова, Марья Алексевна, княгиня Тугоуховская, Татьяна Юрьевна. В конце же жизни их всех ждет немного комический образ графини бабушки.

Монолог Софьи («Горе от ума»), в котором она превозносит достоинства возлюбленного и говорит, что он отлично подходит на роль супруга, является в этом отношении показательным. Молчалин действительно является идеальным кандидатом для того, чтобы воплотить в реальность жизненный путь дамы света. В то время как Чацкий для этой роли совсем не годится.

в чем противоречивость образа софьи. Смотреть фото в чем противоречивость образа софьи. Смотреть картинку в чем противоречивость образа софьи. Картинка про в чем противоречивость образа софьи. Фото в чем противоречивость образа софьи

Характеристика образа

Дочь Фамусова — один из самых драматичных персонажей пьесы. Ее образ полон противоречий, неоднозначен и не может быть причислен к сугубо положительным или отрицательным. Софья видит всю лживость и косность светского общества, но не делает ничего, чтобы вырваться из него, а просто плывет по течению и меняется под его влиянием. И драма тем глубже, что рядом появился человек, духовно близкий — Александр Чацкий, но героиня не понимает этого и пребывает в заблуждении относительно Молчалина.

Черты характера

в чем противоречивость образа софьи. Смотреть фото в чем противоречивость образа софьи. Смотреть картинку в чем противоречивость образа софьи. Картинка про в чем противоречивость образа софьи. Фото в чем противоречивость образа софьи

Главный женский персонаж — девушка с довольно твердым и своенравным характером. Рано оставшись без матери, она чувствует себя повелительницей в доме, привыкла командовать слугами, и ей подчиняются, несмотря на юный возраст хозяйки. Кроме отца, уделявшего не много внимания дочери, главную героиню «Горе от ума» Софью воспитывала только гувернантка — француженка мадам Розье.

О внешности девушки известно только то, что она хорошенькая и прелестная, расцвела к семнадцати годам. Получила домашнее образование, типичное для своего времени, вся система которого была направлена на возможность удачного замужества. Молодая дворянка хорошо танцует, умеет играть на фортепиано и флейте, знает иностранные языки. Как и многие ее ровесницы, проводит свою жизнь в развлечениях:

Героиня решительна, не боится тайно встречаться с Молчалиным и готова отстаивать право на любовь, хотя знает, что отец не видит Алексея в роли ее избранника и мужа. Софья не обделена умом и привыкла прямо высказывать свое мнение, но не привыкла обдумывать свои поступки и отвечать за них, что показывает ее неразумной.

Героиня полагает себя девушкой здравомыслящий и критической, но на самом деле не замечает, что происходит вокруг нее. Софья способна на ложь: чтобы скрыть чувства к человеку, по мнению отца недостойному, ей приходится выступать в роли обманщицы. По всей видимости, у Фамусовой нет подруг, когда ей хочется поделиться переполняющими сердце эмоциями, девушка рассказывает все своей служанке.

Отношение к другим персонажам

Именно склонность к чтению сентиментальной литературы сыграла с героиней злую шутку: она видит в скромном и тихом Молчалине идеал романтического героя. Софья восхищается книжными героями, бедным юношей и богатой девушкой, хранящими верность и преданность друг другу, и примеряет их на себя. Но при всей чувствительность Софья не может разделить реальность и вымысел и разглядеть, что любовь Молчалина — подделка, а сам он корыстный и мелкий человек.

Отношение Софьи к службе в армии можно понять по ее разговорам о полковнике Скалозубе, героиня видит его недалеким бестактным солдафоном, которого интересуют только чины и деньги. Выйти за такого замуж для нее все равно что утопиться. Несмотря на внешнее несогласие с общепринятой моралью, жизнь дочери Фамусова вполне вписывается в рамки общества — ей не нужны потрясения, которые может принести Чацкий.

в чем противоречивость образа софьи. Смотреть фото в чем противоречивость образа софьи. Смотреть картинку в чем противоречивость образа софьи. Картинка про в чем противоречивость образа софьи. Фото в чем противоречивость образа софьи

Софья не ищет каких-либо путей применения своих талантов, а видит свое будущее в замужестве и светской жизни. Даже узнав о притворстве Молчалина, героиня больше приемлет кривизну его души, чем дерзость Чацкого, ведь и она сама, пусть не намеренно, совершила подлость, ославив в московском свете друга детства безумцем. Чацкий обвиняет Софью в том, что она хочет себе не равного спутника жизни, а мужа-слугу, который во всем бы ее слушался и подчинялся.

Главная героиня комедии «Горе от ума» — неординарная девушка со страстной, глубокой, самоотверженной натурой, лучшие качества которой уродливо искривились под воздействием лживой и лицемерной фамусовской среды, потому что Софье не хватило силы духа и стойкости убеждений, чтобы отстаивать свои взгляды. Ей оказалось легче подстроиться под общественное мнение, чем противостоять ему.

Сентиментальные романы и женское образование

Образ Софьи в комедии «Горе от ума» не только драматичен, но и в некотором роде собирателен. На ее примере Грибоедов показывает трагедию девушек из светского общества. Ведь в чем причина того, что она не только влюбилась в подлеца, но еще и оговорила любящего ее Чацкого? Автор дает прямой ответ на этот вопрос: «дочерей наших всему учить… и танцам, и вздохам, и пенью! Как будто скоморохам в жены их готовим».

То есть здесь говорится о том, что девушки, хоть и знали многое, и обучались, готовились только к одному — удачному замужеству. И Софья, как многие, выстраивает свою жизнь, согласно общепринятому образцу.

А с другой стороны, ее воспитывали и книги — французские романы, которые не дают ей сна. Характеристика Софьи («Горе от ума») дает нам возможность предположить, что Грибоедов пытался поднять проблему просветительства и женского обучения в России своего времени.

Даже выбор Молчалина в качестве предмета воздыхания во многом обусловлен именно сентиментальными романами, в которых описывалась любовь знатной девушки и бедного юноши (или наоборот). Софья восхищалась мужественностью и преданностью романных героев. И Молчалина она полагала таким же книжным персонажем.

Девушка не может отделить реальную действительность от выдумки, поэтому ее любовь и оканчивается так печально.

Оценка критиков

Современники Грибоедова отнеслись к персонажу Софьи Павловны Фамусовой с некоторым пренебрежением и не смогли оценить всю его глубину и драматичность, задуманную автором произведения. Они не пытались делать анализ образа главной героини в контексте пьесы. Не заметил противоречивость и сложность ее характера и А. Пушкин, назвав этот образ неясным.

Некоторые критики, в частности Белинский, обратили внимание на энергию характера и недюжинную натуру главной героини. Он считал, что появление такого персонажа имело большое значение, так как положило начало появлению в литературе образов настоящих русских женщин. Вместе с тем литературовед не усмотрел в главной героине живой девушки, так как посчитал ее образ слишком нереалистичным. Другие мнения:

в чем противоречивость образа софьи. Смотреть фото в чем противоречивость образа софьи. Смотреть картинку в чем противоречивость образа софьи. Картинка про в чем противоречивость образа софьи. Фото в чем противоречивость образа софьи

Наиболее полную характеристику дал главной героине И. Гончаров. Критик увидел, что автор задумал начертать Софью натурой противоречивой, в которой смешались лучшие человеческие качества с присущими фамусовской среде взглядами, и отвел в комедии «Горе от ума» Софье роль единственного персонажа, близкого по духу Чацкому.

В недостатках Софьи И. Гончаров усмотрел не личные пороки, а обобщенные черты ее круга, и отметил, что главный женский образ показан не сатирически, а драматически. Он сравнил его с Татьяной Лариной из «Евгения Онегина» А. Пушкина: обе девушки, влюбляясь, наделяют избранника придуманным положительными качествами.

Сочинение на тему: ДРАМА СОФЬИ И ЕЕ ПРИЧИНЫ (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)

ДРАМА СОФЬИ И ЕЕ ПРИЧИНЫ (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)

Софья Павловна — дочь Павла Афанасьевича Фамусова, на момент нашего с ней знакомства — девица семнадцати лет. Она рано лишилась ма­тери и воспитывалась старушкой мадам Розье, которая, по словам Фамусова, «умна была, нрав тихий, редких правил». Ученье Софьи было до­верено приходящим учителям, с одинаковым ус­пехом обучавшим «и танцам, и пенью, и нежнос­тям, и вздохам».

Как и другие девушки ее круга, Софья воспи­тала свой вкус и черпала большинство представ­лений об окружающем из сентиментальных ро­манов.

Софья росла вместе с Чацким, и это породило их детскую дружбу, которая (прежде всего со сто­роны Чацкого) незаметно переросла в любовь. Чацкий считает Софью своей единомышленни­цей и привык верить тому, что она разделяет его взгляды. Его чувство по-настоящему искреннее и горячее. Возвратившись в Москву, он спешит встретиться с любимой девушкой и при первом же свидании объясняется ей в любви. Но…

Но Софья сильно изменилась. Она холодна с Чацким. Ее смущают его «вопросы быстрые и любопытный взгляд», воспоминания юности она считает ребячеством. То, что раньше притягива­ло и забавляло, теперь уже не находит отклика в ее душе. В Чацком Софья видит человека, кото­рый любого «унизить рад, кольнуть», «завистлив, горд и зол», который «свет ругает наповал» с од­ной лишь целью, «чтоб свет об нем хоть что-нибудь сказал…». «Веселость ваша не скромна, … вы желчь на всех излить готовы…» — обвиняет она Чацкого. Не удивительно, что, обладая такими качествами, он становится для Софьи причиной «ужасного расстройства».

Характер Софьи сложный и противоречивый, но в чем-то главном под стать характеру самого Чацкого. В свои семнадцать лет она не только «расцвела прелестно», но и проявляет завидную независимость, немыслимую для таких людей, как Молчалин или даже ее отец. Она не привык­ла скрывать свои чувства. «Да что мне до кого? до них? до всей вселенны? Смешно — пусть шу­тят их; досадно? — пусть бранят», — говорит она. Молчалин упрекает Софью в излишней откровен­ности, но она горда, не выносит притворства, она считает невозможным «любезничать сквозь сле­зы».

Софья получила хорошее образование, к тому же от природы наделена сильным характером и живым умом, способностью глубоко переживать и искренне любить, но все перечисленные поло­жительные черты ее характера не могли долж­ным образом развиться в фамусовском обществе. Представления о людях Софья черпала из сенти­ментальной французской литературы, которая и воспитала в ней мечтательность и чувствитель­ность. И на Молчалина она обратила внимание только потому, что он некоторыми своими чер­тами напоминал ей любимых героев.

Наилучшим образом понять противоречивый характер Софьи помогает ее сон: он как бы содер­жит формулу души девушки и своеобразную про­грамму действий. Он же дает нам представление и об идеале молодого человека, подходящего на роль избранника ее сердца, который должен быть «…и вкрадчив и умен, но робок…», поскольку «в бедности рожден». Молчалин именно таков. Он беден и безроден, «за других себя забыть готов, враг дерзости», всегда застенчив и несмел, из «глубины души» вздыхает, «ни слова вольно­го…».

«Зачем Же вы его так коротко узнали?» — спрашивает Чацкий. И Софья искренне отвеча­ет:

Я не старалась, Бог нас свел.

Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел…

К тому же он «уступчив, скромен, тих», «в лице ни тени беспокойства», «и на душе проступ­ков никаких», — перечисляет она «чудеснейшие свойства» своего избранника. — «Вот я за что его люблю».

Конечно, Софья способна оценить избранни­ка здраво и критически, прекрасно видит, что «нет в нем этого ума, что гений для иных, а для иных чума…». Но «этакий ли ум семейство осча­стливит?» — рассуждает она дальше. Да, Чацкий умен, образован, способен на пылкое искреннее чувство, имеет свое собственное мнение по любо­му поводу и не стесняется его высказывать. Но что это может стоить в мире Фамусовых и Молчалиных? Какую пользу может принести Софье такой возлюбленный?

Софья, при всех своих хороших душевных за­датках, все же целиком принадлежит к фамусовскому миру, и она не может полюбить Чацкого, который всем складом души ему противостоит. А вот Молчалин, любящий Софью «по должнос­ти», играет роль любовника «в угодность дочери такого человека», «который кормит и поит, а иногда и чином подарит», в этом мире принят как свой.

Софья же испытывает настоящее чувство, ко­торое она не желает скрывать и которое считает самым высоким и значительным в жизни. Чув­ства Софьи — это чувства влюбленности, прекло­нения, даже подчинения, а не только лишь стрем­ление покровительствовать любимому человеку, «бедному, скромному, не смеющему на нее глаз поднять». Она готова возражать на любые, самые страстные и благоразумные доводы Лизы, но ни секунды не сопротивляется сдержанным словам Молчалина, проявляя готовность следовать его указаниям:

Хотите вы. Пойду любезничать сквозь слезы;

Боюсь, что выдержать притворства не сумею…

Софья еще так молода, так неопытна, но «за­датки недюжинной натуры» загублены «в духо­те, куда не проникает ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха». Воспитание и среда уже наложили отпечаток на ее взгляды и поступки. Очень хорошо сказал о ней в статье «Мильон тер­заний» писатель И. А. Гончаров: «Это смесь хо­роших инстинктов с ложью, живого ума с отсут­ствием всякого намека на идеи и убеждения, — путаница понятий, умственная слепота… все это не имеет в ней характера личных пороков, а яв­ляется как общие черты ее круга». В этот круг замечательным образом вписывается Молчалин, и потому, как ни горько это сознавать, именно Молчалина, это «жалчайшее созданье», Софья предпочла Чацкому.

А. С. Грибоедов писал одному из своих друзей, П. А. Катенину, о Софье: «…девушка сама неглу­пая, предпочитает дурака умному человеку». Почему? Спор об этом не прекращается вот уже много десятилетий и до сих пор не решен оконча­тельно. Возможно, такая недоговоренность, не­ясность и противоречивость образа Софьи при­ближает ее к нам, к нашему времени, заставляя еще раз задуматься над тайнами человеческой души, поразмышлять над тем, что человек не все­гда свободен в своих поступках и чувствах?

«Горе от ума» — эти слова в бессмертной ко­медии А. С. Грибоедова принято относить к глав­ному герою, Чацкому, но они и о Софье. Она, вос­питанная в фамусовской среде, в критический момент оказывается, к сожалению, такой же, как и остальные: ее не хватает на то, чтобы не опус­титься до распространения гнусной клеветы, бо­лее того — пусть невольно, она оказывается ее автором. Это недостойно ее, потому что Софья умнее, честнее, ярче всех тех, кто окружает ее. Она начитанна, интересно мыслит, искренне лю­бит, и вообще умом и характером под стать Чац­кому, но никак не Молчалину. Любовь к друго­му помешала Софье понять Чацкого, независимо от ее отношения порадоваться встрече с другом детства и остановиться перед возможностью оск­вернить дружбу. Но, когда девушка узнает истин­ное лицо Молчалина, она ведет себя достойно и вызывает уважение. Она оказывается выше, луч­ше всех тех, кто находится рядом, лучше их свой­ствами души, тонкостью ума, благородством на­туры, а это опасно в ее среде, и ее дальнейшая жизнь, по-видимому, окажется нелегкой. Все это видел и чувствовал И. А. Гончаров, который в статье «Мильон терзаний» написал о Софье: «…в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости. Она загублена в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха. Неда­ром любил ее Чацкий. После него она одна из всей толпы напрашивается на какое-то грустное чув­ство, и в душе читателя против нее нет того безу­частного смеха, с каким он расстается с прочи­танными лицами».

Сочинение на тему: ДРАМА СОФЬИ И ЕЕ ПРИЧИНЫ (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *