в чем противоречивость характера эраста
Эраст (Бедная Лиза)
Центральный персонаж повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» Эраст – образ неоднозначный. Его краткая характеристика позволяет говорить о сочетании отрицательных и положительных черт. Основной характеристикой является то, что Эраст имеет доброе, но в то же время ветреное сердце.
Неоднозначность образа
Центрального персонажа повести «Бедная Лиза» нельзя оценить однозначно. Эраст имеет как положительные, так и отрицательные черты характера, позволяющие говорить о реалистичности описания образа. Чтобы написать сочинение «Характеристика Эраста», нужно рассмотреть и темную, и светлую сторону персонажа.
Отрицательные черты
«Ветреное» сердце – одна из самых главных характеристик Эраста. Его образ жизни был построен так, что он стремился к различным увлечениям и удовольствиям. Встретив Лизу, Эраст поступает с девушкой жестоко, обманывая ее ради собственных целей. Эраст несправедлив по отношению к Лизе, которой он причиняет боль. Переменчивое настроение и неспособность ценить то, что есть, говорят о том, что любовь между Эрастом и Лизой с самого начала была обречена на трагедию. У возлюбленных были разные взгляды на жизнь, поэтому Эрасту Лиза слишком быстро наскучила. Являясь дворянином по происхождению, Эраст строит отношения с простой крестьянкой. Герой думает о том, что сможет взять ответственность за свой выбор, однако он ошибается. Ветреность и неспособность взять на себя ответственность – основные отрицательные черты Эраста. Н. М. Карамзин демонстрирует, что желание добиться высокого положения в обществе побеждает искреннее чувство любви. Ради материального благополучия Эраст обманывает Лизу, причиняя ей боль.
Положительные черты
Эраст способен к возрождению. Именно это происходит с ним, когда он встречает на своем жизненном пути Лизу. Рассказчик, лично знакомый с Эрастом, отмечает, что тот по природе своей имел доброе сердце. Эраст искренне влюбляется в девушку и стремится быть с нею рядом везде и всегда. Его даже не пугает то, что они принадлежат к разным сословиям. Герой причиняет боль возлюбленной неосознанно. Эраст не виноват в том, что его чувства к Лизе остыли. Герой стал понимать, что их взаимоотношения ни к чему не приведут. Поэтому рассказчик не винит Эраста в том, что он разлюбил Лизу. Повествователь не может сказать, что в трагических отношениях между героями виноват Эраст, его нельзя проклинать за случившееся.
Эраст – не отрицательный персонаж, так как он имеет способность чувствовать и переживать. Когда Эраст узнает о самоубийстве Лизы, он чувствует свою вину. До конца своей жизни он ощущает себя причастным к гибели прекрасной девушки.
Все поступки героя мотивированы окружающим обществом, а не особенностями характера отдельной личности. Эраст является заложником той среды, в которой он рос и жил, поэтому его нельзя назвать виновным в том, что произошло с бедной Лизой.
Характеристика Эраста из повести Карамзина «Бедная Лиза»
Произведения Карамзина просты и гениальны одновременно. Они легко читаются и очень поучительны для юных особ. Из характеристики Лизы и Эраста в повести «Бедная Лиза» видно влияние морально павшей души дворянства на чистую красоту искренне доверчивых деревенских людей. Новелла предостерегает от излишней наивности и призывает сдерживать свои обещания, чтобы не сломать чьи-то судьбы.
Описание главного героя
Эраст — молодой дворянин с добрым сердцем, но слабохарактерный и ветреный. В произведении он предстаёт личностью противоречивого характера. Эраст — главный герой рассказа, богат, он скучал в высшем свете и жаловался на свою судьбу.
Вскоре, проходя мимо торгующих цветами, он увидел девушку Лизу. За её ландыши герой предложил баснословную цену, но молодая продавщица отказалась, воспитание не позволило ей брать лишнего, и она довольствовалась только положенной суммой.
Милая внешность и врождённая скромность покорили Эраста. Они познакомились, молодой человек узнал, где Лиза живёт. Несколькими днями позже богатый дворянин нанёс девушке визит. Она проживала с матерью, скорбевшей о безвременной кончине мужа.
Родительница Лизы была покорена обходительностью и щедростью молодого барина, ведь он покупал все работы её дочери и платил за них во сто крат больше, чем требовалось. А учитывая, что продажа рукоделия дочери была единственным источником их доходов, помощь Эраста была неоценима.
Лиза же сразу была покорена внешностью мужчины. Карамзин даёт прекрасный портрет своего героя, он приятной наружности, опрятен и модно одет. Он был явно неравнодушен к девушке. Вскоре они объяснились в любви и начали тайно встречаться по инициативе дворянина. Далее он склоняет девушку к добрачной связи, пообещав, что бросит высший свет и уедет с ней в деревню, где они смогут жить вместе, как в раю.
С этого момента образ героя начинает меняться, проявляются его отрицательные черты. Добившись девушку, он теряет к ней интерес, забывает все свои сладкоречивые обещания. Утраченная честь Лизы не вызывает угрызений совести.
Далее Эраст идёт на войну, возлюбленная ждёт его и отказывается от сватовства довольно обеспеченного мужчины. Бедная Лиза верит, что её дворянин сдержит своё слово и возьмет крестьянку замуж.
Эраст проигрывает имение в карты и вынужден искать крупную сумму на погашение долгов. Он выбирает самый лёгкий способ и женится на женщине в годах, давно в него влюблённой. Она была богатой вдовой и могла простить молодому супругу некоторое легкомыслие в деньгах.
Это происшествие также характеризует персонажа с негативной стороны. Эраст проявляется как безответственный, лживый и изворотливый человек.
Лиза не выдержала предательства и утопилась. И уже в самом конце произведения автор опять наделяет главного героя положительными качествами: Эраст винит себя в смерти Лизы, он несчастлив и вспоминает девушку до конца жизни.
Краткая характеристика основных персонажей
В содержании повести «Бедная Лиза» представлены 2 основных персонажа:
Из второстепенных лиц в сюжете произведения Николая Михайловича были:
Мнение автора
Карамзин в своём творчестве воссоздаёт историю, произошедшую в реальности. Но при всей трагедии случившегося с Лизой писатель не возлагает вину только лишь на Эраста. Всё же и девушке следовало бы быть менее наивной и насторожиться уже тогда, когда мужчина предложил тайную связь.
Возможно, герой был искренен в тот момент, когда он обещал Лизе уехать вдвоём в деревню. Скорее всего, тогда Эраст так и думал, он ведь не делал ударение на том, что они из разных кругов, и не бросил Лизу сразу же, когда получил желаемое. Эраст продолжал с ней связь, несмотря на лёгкое чувство скуки, которое начинало одолевать его.
Обстоятельства поменялись, и вина Эраста заключается в недальнозоркости и нежелании беспокоиться о будущем. Прежде чем давать обещания, даже кажущиеся искренними, нужно тщательно подумать, сможет ли человек выполнить их.
Нетрудно понять, какие качества характера Эраста привлекли Лизу:
А также не последнюю роль сыграла внешность мужчины. Воссоздать её поможет краткий цитатный анализ: «Молодой, хорошо одетый человек, приятного вида…»
Доброта Эраста в «Бедной Лизе» также описана автором. Цитаты:
Также писатель упоминает о щедрости Эраста по отношению к Лизиным рукодельным товарам: «…Хотел всегда платить в десять раз дороже назначаемой ею цены…»
Эрасту присуща романтичность, влияние любимых им книг. Он читал романы и идиллии. Возможно, именно это толкнуло его опустить предрассудки и влюбиться в простую деревенскую девушку, но противоречивость характера привела возлюбленных к трагедии.
Тематика, конфликт повести
Повесть Карамзина затрагивает несколько тем:
Основной конфликт повести социальный, ведь именно из-за пропасти между богатством и бедностью гибнет любовь героев, а затем и героиня. Автор превозносит чувствительность как высшую ценность человека, утверждает культ чувств в противовес культу разума.
Одним из основных персонажей произведения является Эраст, представленный в образе молодого, привлекательного и богатого дворянина.
Писатель описывает Эраста как приятного на вид юношу, хорошо одетого с добрым лицом и нежными, милыми глазами. Характеризуется молодой человек добротой натуры, ласковым отношением к окружающим, улыбчивостью и незаурядным умом.
Эраст отличается наличием живого воображения, увлеченно зачитываясь книжными романами. При этом Эраст демонстрирует светскую развращенность, легкомыслие, безрассудность и слабую волю. Характерной чертой юноши является щедрость, отсутствие жадности, готовность потратить крупную сумму для того, чтобы произвести впечатление.
Будучи небедным аристократом, Эраст склонен к неправильному образу жизни, в котором присутствует увлечение карточными играми и ветреность в отношении с женским полом, наслаждаясь удовольствиями и развлечениями. Размышляя о своем сладострастном существовании, Эраст порой с презрением относится к собственной персоне, скучая среди представителей светского общества.
Повстречавшись однажды с крестьянской девушкой по имени Лиза, Эраст с первого взгляда влюбляется в очаровавшую его женщину, восторгаясь ее красотой, простотой и естественностью. Являясь мечтательной натурой, Эраст представляет, что обрел свою настоящую половинку, являющейся символом непорочности и чистоты, но понимает, что вступить в брак с Лизой, принадлежащей к низшему сословию, ему никогда не удастся.
Он дает обещание девушке увезти ее далеко в деревню, чтобы вместе провести счастливую и спокойную жизнь, но в один из дней осознает, что любовные отношения с Лизой начинают его тяготить, поэтому Эраст решает отправиться на службу в армию.
В военном походе молодой человек оказывается проигравшим в карточную игру все свое состояние и вынужден согласиться на женитьбу с богатой вдовой, оказывающей ему знаки внимания.
Отчаявшаяся Лиза, осознавая предательство возлюбленного, который ее обесчестил, решает покончить свою жизнь самоубийством, утопившись в пруду. Молодой человек вспоминает чистые и нежные отношения с бедной Лизой до самой своей смерти, виня себя в ее гибели.
Повествуя о трагической судьбе девушки и раскрывая образ Эраста в романе, писатель сравнивает героя с развращенностью большого города, уничтожающего в людях естественность и человечность.
Школьная программа
Дети после изучения повести Карамзина переходят к практическому заданию. Оно предполагает:
Каждый ученик анализирует действующих лиц, согласно собственному мнению, и отмечает, какие действия правильные, а что является проявлением негатива или безнравственности. Требуется охарактеризовать Эраста отдельно от Лизы, ведь он личность многогранная, в нём соединены автором различные эмоции.
Персонаж поможет подросткам понять, что является неправильным поступком, как заранее распознать в любимом человеке ложь и уберечь себя от бесчестья. Это касается и девочек, и мальчиков. Девочкам нужно насторожиться на предложения тайных свиданий или добрачной связи. А парням следует сдерживать слово либо не разбрасываться обещаниями попусту.
Несколько интересных сочинений
Доброта спасет мир. Это выражение действительно является правдой. Сострадание и бескорыстная помощь людям всегда помогает в тяжелых жизненных ситуациях, делает людей терпимее друг к другу и поднимает настроение.
Повесть Карамзина «Бедная Лиза» — одно из самых известных произведений эпохи романтизма. Трагичность повествования не оставляет равнодушными читателей любых возрастов, а актуальность темы очевидна и сегодня. Центральным персонажем произведения является Эраст — он и источник всех бед, и воплощение авторской мысли.
Эраст — представитель типичного молодого дворянства. Он полон романтики и любви, полон иллюзий и надежд на будущее. Ему кажется, что он способен сломать устоявшиеся традиции и сможет пойти и против семьи, и против друзей ради своей любви. Однако на деле он оказывается гораздо слабее, чем представляет себя сам, сдается под натиском первых же жизненных трудностей. Переоценить роль Эраст в сюжете невозможно, поскольку именно его характер, его внутренние черты определяют сюжет и делают любую другую концовку попросту невозможной.
Образец 4
В своих произведениях Карамзин всегда преследовал цель написать такой текст, дабы он трогал прочитавшего его за живое, заставляя задуматься над тем, или иным аспектом его жизни. Он часто говорил о несправедливости жизни, боли, которую причиняют добрым и доверчивым людям, и о судьбе, которой, как таковой, и нет вовсе. Таким образом, мы видим, что атмосфера в произведениях Карамзина наполнена тёмной, грустной атмосферой, из-за которой у прочитавшего слегка меняется мировоззрение и взгляд на некоторые вещи. Примером такого произведение является “Бедная Лиза”.
В произведение повествование рассказывает нам историю девушки по имени Лиза, которая, мечтая о глубокой, высоконравственной, а главное, настоящей любви, знакомится с молодым человеком, с довольно красивой внешностью, статусом, и богатым внутренним миром. И всё поначалу идёт хорошо, даже слишком, однако позже выходят самые неприятные черты характера и образа Эраста.
Эраст – молодой, приятного вида дворянин, с богатой семьёй, который всю свою жизнь также как и Лиза мечтал о настоящей любви, которая затмила бы собой всю нелепость его жизни, но, однако, представление и стремление это сильно искажённое, не такое как у Лизы. Эраст имеет представление о любви, как о некой материальной вещи, которую можно купить за деньги, или же напротив заплатить деньги, дабы не любить кого-то. Данное мнение отчасти имеет место быть из-за его воспитания, так как он рос в дворянской семье и все вещи в его жизни имеют цену. Самим же своим характером Эраст хороший, добрый, но недолговечный человек, который при даже малейшей потере интереса сразу же заменяет свой объект внимания, будь то человек или же простая вещь. Эраст привык жить так, как ему хочется, и очень часто он даже не задумывается о том, какую боль он может причинить людям, которые ему доверились, что также характеризует его как недальновидного человека. Эраст также является зависимым от азартных игр.
В произведении Эраст носит скорее антиидеалистический характер, и автор стремится показать, что к такому образу жизни не стоит стремиться, пусть и его ведут довольно большое количество людей. Таким образом, автор подталкивает читателя на размышления, внося свои коррективы для дальнейшего развития его мысли. А передав образ Эраста именно таким образом, автор создал в своём произведении некий прототип того, как низко может пасть человек, просто идя на поводу у своих желаний и инстинктов.
Я считаю, что именно данные черты преобладают в образе Эраста из произведения “Бедная Лиза” Карамзина.
Другие сочинения: ← Образ и характеристика Карла Великого в Песне о Роланде↑ ДругиеХарактеристка и образ Веры Павловны в романе Что делать →
Образ и характеристика Эраста в повести Бедная Лиза Карамзина сочинение
Эраст – один из главных героев повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».
Эраст – молодой богатый дворянин. Он обладает привлекательной внешностью, изрядным умом, хорошими манерами. Эраст ведет светский образ жизни: посещает приемы, балы, увлекается азартными играми. Жизнь молодого дворянина наполнена развлечениями и удовольствиями. Однако Эраст, несмотря на все удовольствия, яркую, насыщенную жизнь, начинает скучать в светском обществе, частью которого является.
Однажды герой знакомится с крестьянской девушкой Лизой. Эраст влюбляется в девушку, стремиться проводить с ней как можно больше времени. Частые встречи героев остаются тайными для окружающих: Эраст – дворянин, он не может жениться на крестьянской девушке. Не смотря на разность положений в обществе, герой обещает Лизе, что когда-нибудь они вместе уедут в деревню, и там будут жить счастливо.
Образ Эраста сложен и противоречив. Наряду с положительными чертами героя, преобладают и отрицательные качества. Можно сказать, что характер Эраста, его поступки и действия определяют весь сюжетный ход повести. Молодой дворянин является добрым, но слабохарактерным человеком. Его действия безрассудны, легкомысленны. Герой не задумывается о последствиях своих слов, поступков, порывов.
Потеряв интерес к Лизе, Эраст не находит в себе душевных сил, смелости объясниться с девушкой. Под предлогом ухода на службу молодой дворянин оставляет Лизу. Он понимает, что прощается с ней навсегда, однако оставляет девушке надежду на их скорую встречу.
Во время службы в полку герой ведет праздный образ жизни, часто играет в азартные игры. В один из дней он проигрывает все свое состояние. Герой боится бедности, боится остаться ни с чем. Чтобы поправить свое материальное положение он жениться на пожилой богатой вдове, которая давно ему симпатизировала.
В образе Эраста автором показано как «большой город», праздная, наполненная пустыми удовольствиями жизнь убивает в человеке все «естественное». Эраст живет по законам светского общества, где материальное ценится гораздо больше духовного, возвышенного, искреннего. Любовь Лизы герой меняет на удовольствия светской жизни, на богатство. Эраст не обладает злым сердцем, его поступки продиктованы слабостью, безволием натуры. Слишком поздно герой осознает всю неправильность, «неестественность» своего выбора.
Характеристика образа Эраста
Для персонажа неслучайно выбрано имя Эраст: оно имеет значение «прекрасный», «возлюбленный». Это говорит о том, что юная Лиза была очарована им и любила его всем сердцем. А также можно провести ассоциацию его имени с богом греческой мифологии Эротом, золотые стрелы которого зароняют в сердце человека чувство любви, приносящее не только счастье, но страдание и даже гибель.
Автор описывает портрет героя, рисуя его как молодого, хорошо одетого человека приятного вида. В основном об описании его внешности можно судить по представлениям о нём Лизы и её матери. В произведении делается ударение на то, что обе считают его добрым: само слово «добрый» повторяется неоднократно:
Эраст — богатый дворянин, владелец собственного имения, с изрядным разумом и добрым от природы сердцем, но при этом его можно охарактеризовать как слабого и ветреного. Он ведёт рассеянную светскую жизнь, проводя время только в развлечениях, но часто не находит их, скучает и жалуется на свою судьбу, пресыщенный прелестями света. Герой — очень образованный молодой человек, увлекающийся чтением романов и идиллий, обладает довольно живым воображением, позволяющим ему мысленно переноситься во времена романтических сочинений, которые он читает. Книги сформировывают его идеал любви.
Сердце Эраста находится в поиске чистого и светлого романтического развлечения, поэтому ему кажется, что в Лизе он нашёл нечто необычное. Её красота и непорочность поражают его воображение. Он настолько восхищается ею, что даже решается оставить большой свет и обратиться к чистым жизненным радостям.
Профессия
Мужчина, носящий имя Эраст, значение которого влияет на профессиональную деятельность, может обладать качествами профессионального психолога. Поэтому при выборе профессии стоит задуматься о карьерном росте в этом направлении.
Несмотря на отсутствие бесцеремонности при построении собственной карьеры, этот человек способен достичь высот в любой профессиональной сфере. Благодаря организаторским способностям он может стать руководителем. В основном Эрасту близки такие отрасли, как медицина, криминалистика, инженерно-конструкторская деятельность, торговля и юриспруденция.
Характер персонажа
Эраст — неоднозначный персонаж: его нельзя назвать исключительно отрицательным героем. Он совмещает в себе хорошее и плохое, что максимально приближает его образ к реалистичности.
Положительные качества характера Эраста:
Автор произведения пишет, что Эраст имел по природе доброе сердце. Молодой человек искренне влюбляется в Лизу и хочет быть с ней. Он изображён совсем не вероломным соблазнителем, изначально имевшим подлый план обольстить невинную девушку. Наоборот, он не пытается обмануть Лизу, когда клянётся ей в вечной любви: он действительно думает, что они могут быть вместе. Его не пугает их разница в сословиях и социальном положении: он утверждает, что после смерти матушки заберёт её к себе, они будут жить неразлучно.
К матери Лизы Эраст тоже очень добр: он учтив, вежлив, с непритворным вниманием слушает рассказы старушки о покойном муже Иване и о днях её молодости. Он также не жалеет для Лизы и её матушки денег, покупая у них работу, и даже, будучи очень щедрым, хочет платить в десять раз дороже назначенной цены, хотя они никогда не берут лишнего.
Эраст причиняет боль своей возлюбленной неосознанно. Узнав, что с Лизой случилось после его предательства, герой остаётся до конца своих дней несчастлив, сожалеет о случившемся, винит себя и чувствует себя причастным к гибели Лизы.
Отрицательные черты героя:
Пресыщенный светскими развлечениями, Эраст восхищается непорочностью Лизы. Он также эгоистично не хочет расставаться с ней, когда выясняется, что к ней сватается крестьянский сын из соседней деревни. Но когда она отдаёт Эрасту всю себя, запретный плод сорван, его жажда постепенно сходит на нет. Он испытывает пресыщение, а наскучившая связь тяготит его. Кроме того, его мечты разбиваются о суровую реальность.
Оказавшись же в армии, вместо того чтобы участвовать в сражениях с неприятелем, он играл в карты и проиграл всё своё состояние. В Москву вернулся с долгами. Эрасту пришлось избрать единственный путь избежать нищеты, женившись на пожилой богатой вдове.
Образ героя в произведении
В произведении Карамзина Эраст становится воплощением сразу двух важнейших тем, заложенных автором в сам сюжет и в его скрытый смысл. В первую очередь через действия романтического героя выражается противоречие между естественными чувствами и искусственно созданными законами, в том числе социальными. Эраст практически полностью создан из этих противоречий, и его судьба становится демонстрацией того, почему чаще всего побеждают законы человека, а не законы природы. Над Эрастом берет верх жажда финансового благополучия и социального признания, естественные порывы собственной души ему приходится отодвинуть на второй план. Как результат — глубокие душевные страдания, которые происходят из неестественности подобных отношений между людьми.
Что немаловажно, через образ Эраста Карамзин выражает собственную позицию к подобным представителям дворянства. С одной стороны, он осуждает их морально, обрекает на муки совести и не позволяет спокойно примириться с собственными слабостями. С другой стороны, эстетически автор оправдывает героя, показывая, что он не является виновником сложившихся обстоятельств, а скорее их заложником. Такая позиция была отмечена не только литературоведами, но и соотечественниками. Сразу после публикации повести имя Эраст стало максимально популярным среди людей высшего сословия.
Очень важна роль Эраста и в истории русского романтизма в целом. Он стал первым центральным персонажем, который воплотил в себе образ так называемого «лишнего человека». После этого подобные персонажи появлялись у большинства авторов, однако основоположником такого направления считается именно Кармазин.
Мотив денег
Если лейтмотивом Лизы являются чистота, белизна и непорочность, то лейтмотив Эраста — деньги. Практически каждое его появление в произведении связано с деньгами:
Для Эраста деньги очень важны, он измеряет всё ими. Деньги стали символом неискренних отношений. Однако он не может представить своё существование без денежных средств, поэтому вместо искренней любви выбирает женитьбу на богатой пожилой вдове.
Лиза же совершенно не корыстна: она отказывается от лишних денег, когда Эраст пытается заплатить за цветы и за работу намного больше положенной цены. А также она не собирается выходить замуж за сына богатого крестьянина, что к ней сватается, отказывается от этой перспективы во имя любви. В этом основная разница между ней и Эрастом.
Поступки и трагедия судьбы
Характеристика Эраста из «Бедной Лизы» показывает, что по отношению к возлюбленной он совершает много плохих поступков. Его предательство — главная причина, почему она совершила самоубийство, не выдержав боли, которую он Эраст причинил.
Если взглянуть на психологический портрет героя, можно увидеть, что он, избалованный деньгами и радостями высшего света, не умеет брать на себя ответственность и не может подумать, как от его действий может сильно пострадать другой человек. Он изначально не хочет, чтобы Лиза говорила об их романтической связи матери, словно не желая накладывать на себя дополнительные обязательства. А также он не имеет смелости прийти и честно рассказать Лизе о том, что женится на другой женщине. Лиза, ждавшая его из армии, случайно видит Эраста в городе сидящим в богатой карете.
Затем он, дав Лизе сто рублей, чтобы откупиться, сухо и кратко объясняет ей, что обстоятельства изменились, советует оставить его в покое и забыть. Он не может предположить, какой урон нанесёт душе девушки и что тем самым фактически убьёт и её, и старушку-матушку, не сумевшую вынести самоубийства дочери.
Но на чужом несчастье счастья не построишь. Эраст, успевший за довольно краткий период проиграть всё своё состояние и по расчёту женившийся на богатой пожилой женщине, всё-таки узнаёт о дальнейшей судьбе Лизы, о том, что по его вине она бросилась в пруд. Эта новость меняет его: до конца своих дней герой остаётся преследуемым воспоминаниями и сожалениями. Он хочет попросить прощения у Лизы, но если это и возможно, то только в другом мире после смерти. Надеждой на это и заканчивается произведение.
История создания повести
Карамзин привез сюжет о бедной Лизе из своих многочисленных поездок – с 1789 по 1790 годы он побывал в Германии, Англии, Франции, Швейцарии (родиной сентиментализма считается именно Англия), а по возвращении опубликовал новую революционную повесть в собственном журнале. «Бедная Лиза» — не оригинальное произведение, так как его сюжет Карамзин адаптировал для русской почвы, взяв его из европейской литературы. Речь не идет о конкретном произведении и плагиате – таких европейских повестей было множество. К тому же автор создал атмосферу удивительной подлинности, нарисовав себя в качестве одного из героев повести и мастерски описав обстановку событий.
Согласно воспоминаниям современников, вскоре после возвращения из путешествия писатель жил на даче неподалеку от Симонова монастыря, в живописном спокойном месте. Описанная автором обстановка реальна – читатели узнавали и окрестности монастыря, и «лизин пруд», и это способствовало тому, что сюжет воспринялся как достоверный, а герои — как реально существовавшие люди.
Отношение автора к герою
Рассказчик пишет, что познакомился с Эрастом за год до его смерти. Он и рассказал эту историю, не мог утешиться, считал себя убийцей и сам привёл автора к Лизиной могиле.
В начале произведения Карамзин описывает Эраста с симпатией, отмечая его доброе сердце, воображение, тонко чувствующую натуру. А также он одобряет желание героя оставить высший свет ради Лизы, хотя и понимает, что это чувство вряд ли искренне, позволяя догадаться об этом и читателю. Затем он пишет о его действиях довольно бесстрастно, хотя иногда и обращается к нему с порицанием: «Безрассудный молодой человек! Знаешь ли ты свое сердце? Всегда ли можешь отвечать за свои движения?»
Но когда Эраст приказывает вывести Лизу со двора, откупившись от неё деньгами, и вскрывается вся правда и выясняется, каков он на самом деле, автор пишет: «Я забываю человека в Эрасте — готов проклинать его». Таким образом, отношение писателя к герою меняется от положительного к резко отрицательному.
Хоть Эраст и дворянин, а Лиза всего лишь простая крестьянка, по сравнению с ним её душа отличается богатством и глубиной, а её чувства — постоянством и силой. Героиню автор от начала до конца произведения описывает с любовью и нежностью, вкладывая в её образ посыл, отражённый в цитате: «И крестьянки любить умеют».
Цитаты
«Матушка! Матушка! Как этому статься? Он барин, а между крестьянами…». Лиза.
«Натура призывает меня в свои объятия, к чистым своим радостям», — думал он и решился — по крайней мере на время — оставить большой свет» Эраст.
«Мне нельзя жить, — думала Лиза, — нельзя. О, если бы упало на меня небо! Если бы земля поглотила бедную. Нет! небо не падает; земля не колеблется! Горе мне» Лиза.
«Теперь, может быть, они уже примирились!» Автор
Подробнее: Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»: цитаты героев и автора повести