Начало фрагмента представляет собой небольшое авторское описание обстановки, пояснение к действию. Как оно называется?
Ремарка − замечание автора, уточняющее или дополняющее какие-либо детали.
Установите соответствие между персонажами пьесы и их социальным положением: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А) Лопахин − 3) купец
Б) Епиходов − 4) конторщик
В) Трофимов − 1) студент
Назовите литературное направление, которое достигло своего расцвета во второй половине XIX в. и принципы которого воплощены в пьесе «Вишнёвый сад».
Реализм — литературное направление, предполагающее правдивое изображение жизни, изображение, по определению Ф. Энгельса, «типичных характеров в типичных обстоятельствах».
Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.
«Вишнёвый сад» — произведение для сцены, принадлежит к ____________ роду. Авторское определение жанра произведения весьма необычно — Чехов считал «Вишнёвый сад» _______.
«Вишнёвый сад» — произведение для сцены, принадлежит к драматическому роду. Авторское определение жанра произведения весьма необычно — Чехов считал «Вишнёвый сад» комедией.
Выберите ОДНО из заданий (5.1 или 5.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2.
Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
5.1. Как в данной сцене проявляется внутренняя противоречивость Лопахина?
5.2. Согласны ли Вы с авторским определением жанра пьесы «Вишнёвый сад»? Опираясь на приведённый фрагмент, докажите свою точку зрения.
5.1. Ермолай Лопахин — сын и внук крепостного. Ему в память до конца жизни, наверное, врезалась фраза, сказанная Раневской избитому отцом мальчику: «Не плачь, мужичок, до свадьбы заживет…». Он ощущает на себе словно несмываемое клеймо от этих слов: «Мужичок… Отец мой, правда, мужик был, а я вот в белой жилетке, желтых башмаках… а если подумать и разобраться, то мужик мужиком…». Лопахин глубоко страдает от этой двойственности. Всеми силами он стремится стереть грань, отделяющую его от «господ». Он единственный, кто появляется на сцене с книгой. Хотя потом он и признается, что ничего в ней не понял.
В Лопахине есть черты хищного зверя. Деньги и власть, приобретенная вместе с ними («За все могу заплатить!»), калечили и не таких как Лопахин. Вот он только что самокритично признаётся: «Со свиным рылом в калашный ряд. Только что вот богатый, денег много, а ежели подумать и разобраться, то мужик мужиком. » И тут же пытается наставлять Дуняшу: «Очень уж ты нежная, Дуняша. И одеваешься, как барышня, и причёска тоже. Так нельзя. Надо себя помнить». Таким образом, приведённая сцена ещё раз подтверждает, что в характере Лопахина уживаются внутренние противоречия.
5.2. А. П. Чехов определил «Вишнёвый сад» как комедию.
Комедийный жанр пьесы «Вишневый сад» Чехов старался передать множеством приемов. Например, в приведённой сцене комичной является неуклюжесть Епиходова, комично то, что комната, в которой уже давно не живут дети, всё еще называется детской. Авторское определение жанра «Вишнёвого сада» просматривается в расхождениях: в характерах самих героев пьесы внешний облик расходится с внутренним содержанием — Лопахин сознаётся: «Отец мой, правда, мужик был, а я вот в белой жилетке, жёлтых башмаках. Со свиным рылом в калашный ряд. Только что вот богатый, денег много, а ежели подумать и разобраться, то мужик мужиком. » Да и Дуняша одета не как прислуга. «Очень уж ты нежная, Дуняша. И одеваешься, как барышня, и причёска тоже. Так нельзя. Надо себя помнить», — замечает Лопахин.
Конечно, проблематика пьесы вовсе не комическая. Грустно становится от того, что рубят сад, от того, что старого, верного Фирса забыли в заколоченном доме, и даже от того, что прежние хозяева сада оказались до смешного ничтожными и несостоятельными, а новые не внушают доверия. Вот уже действительно смех сквозь слёзы! Вряд ли можно назвать такое произведение комедией.
Для Чехова страдания его героев — это всего лишь отражение слабых неуравновешенных характеров людей, не склонных к глубокому осмыслению происходящего и неспособных на глубокие чувства. Действительно, характеры чеховской пьесы во многом комичны. Вот почему спор о том, можно ли назвать «Вишнёвый сад» комедией, продолжается до сих пор. Я же склонен рассматривать пьесу все-таки с точки зрения проблематики и поэтому не могу согласиться, что «Вишнёвый сад» — комедия.
Драма крушения человеческой личности в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»
Школьное сочинение
В 90-е годы XIX века основной темой произведений А.П. Чехова стала тема интеллигенции, причем его интересовало общественное поведение этого слоя, его умственное и психологическое состояние. В целом ряде произведений писатель подвергает критике общественную пассивность, пошлость, равнодушие, отсутствие общественных. запросов среди интеллигенции. Чехов вскрыл и показал такое явление среди интеллигенции, как футлярность, которая является особым состоянием души, свойством человеческого характера, заключающимся в желании не вмешиваться в жизнь, в энергичной защите от внешнего мира. Таким футляром может быть наука, семейное гнездо, собственность, материальное благополучие.
Обратившись к одной из острых проблем современности, Чехов предметом изображения делает внешне незаметные внутренние изменения в мыслях, настроениях человека, в оценках себя и окружающего мира. Своеобразие творческой манеры Чехова в том, что социальные противоречия он осознает как кризисное состояние человека, из которого он или стремится выйти, или, наоборот, подчиняется и дает поглотить себя мелкой, пошлой жизни.
В 90-е годы Чехов главной творческой задачей делает испытание героя на прочность, на право быть личностью, умение остаться самим собой, уметь противостоять среде. Чехов не принимает формулу «среда заела». Он считает, что человек должен уметь противостоять среде, пошлости, иначе он сам становится олицетворением мещанства, косности и гибнет как личность. В рассказе «Ионыч» как раз и представлен процесс изменения героя, духовная деградация личности, превращение из доброго человека, не лишенного даже поэтической жилки, в холодного дельца, в котором материальное полностью вытеснило духовное.
Перед читателем проходит путь главного героя Дмитрия Ионыча Старцева, показана постепенная неизбежная утрата живого восприятия жизни, потребности в человеческом общении, а вместо всего этого — «обретение»: жажда накопительства — когда материальное благополучие становится футляром, в котором герой замыкается, опошление, физическое и духовное ожирение.
В этом рассказе воплощается одна из главных черт художественной манеры Чехова — умение коротко говорить о значительных проблемах. Предметом небольшого по объему произведения стал большой отрезок жизни героя. Коротко рассказать об эволюции героя Чехову позволили художественные средства, которыми он пользовался: ступенчатость раскрытия жизненного пути героев. В жизни Старцева автор выделил четыре этапа: первый — приезд в город и знакомство с семьей Туркиных, второй — через год — роман с Котиком, третий — через четыре года — новая встреча с Котиком, и последний, четвертый — через несколько лет — окончательная деградация. В раскрытии этих этапов Чехов предельно лаконичен, но, тем не менее, перед читателем предстает процесс обнищания духа героя, ослабление его воли, силы сопротивления.
На первом этапе Дмитрий Старцев — молодой человек, только что назначенный земским врачом и поселившийся в Дялиже, недалеко от губернского города С. Он энергичен, полон сил, увлечен работой настолько, что даже в праздники не имеет свободного времени. Молодость и энергия подчеркнуты одной красноречивой деталью: «. Пройдя девять верст и потом ложась спать, он не чувствовал ни малейшей усталости». В это время герой знакомится с семьей Туркиных, «самой образованной и талантливой» в городе. Но одни и те же шутки изо дня в день, пошлые анекдоты хозяина, однообразные развлечения, приевшиеся и всем надоевшие, говорят о том, что на самом деле жизнь этой семьи заурядна и типична. Старцев видит всю эту серость, даже пытается бороться с ней, но. влюбляется в Котика, и на глаза его словно падают розовые очки.
На втором этапе Старцев, хоть и работает, но уже меньше занят, появляется большая заинтересованность в личном благополучии. Герой еще способен по-молодому, свежо и непосредственно любить, но, получив отказ, довольно быстро успокаивается. Он прячется в «футляр», отгораживается от всего мира, — обыватели еще раздражают его своими взглядами на жизнь, и у него пока нет близких друзей. Старцев прекрасно понимает, в какую трясину погружается, но даже не пытается сопротивляться обстоятельствам. Здесь Чехов делает акцент на одной, но очень важной детали: у Старцева появилась пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке. Доктор перестает ходить пешком, страдает одышкой, любит закусить, а главным развлечением, в которое «он втянулся незаметно, мало-помалу», становится любование добытыми практикой зелеными и белыми бумажками.
На третьем этапе — через четыре года — Дмитрий Старцев уже забывает о деятельности в земской больнице, у него большая частная практика. Главный его интерес — деньги, которые он с наслаждением пересчитывает по вечерам. Старцев еще больше полнеет, еще сильнее страдает одышкой, а «выезжает» уже «не на паре лошадей, а на тройке с бубенцами».
Чехов не рассуждает о душевных качествах Ионыча в этот период, но обращает внимание на одну деталь, которая по своей значимости в раскрытии внутреннего мира героя равна целым авторским рассуждениям: это огонек, который на мгновение затеплился в душе Старцева под влиянием встречи с Котиком. Но и этот огонек при воспоминании об ассигнациях тут же погас. На последнем этапе — через несколько лет — мы видим, как в результате утраты смысла, цели жизни разрушается личность. Доктор Старцев окончательно превращается в Ионыча. Его одолела жадность; увлечение любимым делом, желание приносить общественную пользу вырождается в эгоистические хлопоты, интерес к людям превращается в высокомерие. Жизнь героя опустошена и обеднена окончательно.
Таким образом, расставляя временные вехи, указывая на этапы материального обогащения героя, которые воплощены в таких художественных деталях, как средства передвижения, используя художественные детали, помогающие раскрыть внутренний мир героя, Чехов лаконично представляет историю падения человека.
Показывая постепенное превращение Старцева в обывателя, Чехов разоблачает не только его, но и окружающую среду. В этом отношении интересна семья Туркиных. Описывая эту семью, Чехов сосредоточивает внимание на главной общей черте всех Туркиных — самолюбовании, претенциозности. Раскрывая эту черту в различных ее проявлениях, Чехов словами Старцева окончательно развенчивает всех Туркиных: «Если самые талантливые так бездарны, то каков же должен быть город!»
Какая же сила губит Старцева? Сила воистину страшная своей обыденностью — это всего-навсего стремление к сытости и покою, подавляющее другие, более высокие стремления. Чехов не осуждает само по себе желание «дьячковского сына» обрести благополучие, но раскрывает катастрофические последствия подмены гуманных идеалов стяжательскими. Процесс духовного умирания Старцева тем тягостнее, что он вполне сознает, в какое мерзкое болото погружается, но не пытается бороться или хотя бы бежать, а предпочитает жить по законам этого болота.
Рассказ «Ионыч» — это повествование о человеке, в чьей душе внутренний диалог превратился в обывательский монолог, из которого загорелся было «светлый огонек» и погас, вместе с любовью возникла и какая-то другая жизнь, но она исчезла, как мираж. Это не только история о том, как «среда заела человека», но и беспощадный рассказ о человеке, который, перестав сопротивляться влиянию духовно обнищавшего общества, утратил все человеческое.
В рассказе «Ионыч» звучит голос самого Чехова, обращенный к читателям: не поддавайтесь губительному влиянию уродливой среды, вырабатывайте в себе силу сопротивления обстоятельствам, не предавайте светлых идеалов молодости. Берегите в себе человека!
Образ и характеристика Лопахина в пьесе Вишнёвый сад Чехова сочинение
Лопахин – один из главных героев «Вишнёвого сада», купец, который обладает большим умом, сообразительностью и рациональным подходом к делам. Он даёт бодрые советы о продаже сада представителям дворянства, которые считают продажу преступлением против красоты. Сам Лопахин прекрасно понимал эстетическую сторону сада, который строили его предки, но прежде всего он – купец, человек, который работает ради максимальной выгоды. А исходя из этого он принимает решения, которые, возможно, чужды его тонкой душевной натуре актёра, потому что другая часть его души – капиталистическая.
Несмотря на то, что в обществе он занимал положение выше обычных мужиков, свою значимость он не принимал, или делал вид, что не принимает, ибо говорил, что считает себя простым мужиком, что почерк у него такой, что перед людьми стыдно показывать, что отец был его идиотом, что бил его и потому сам Лопахин тоже идиот. Возможно, он говорил это искренне, но мне кажется, что он просто не хотел показаться зазнавшимся, стать белой вороной среди обычных мужиков. На деле же он прекрасно понимал, что разница в доходе между ним и обычными людьми колоссальна, а это и есть главное различие между сословиями.
Его образ, как капиталиста, раскрывается в том, что его автор называет зверем, который пришёл, чтобы забрать у всех то, что плохо лежит. Зверем, который будет вырывать зубами свою добычу даже у самых знатных господ. Трофимов в одном из диалогов так и говорит, что такие люди, как Лопахин, нужны для обмена веществ в обществе, что такие звери просто необходимы обществу.
После покупки вишнёвого сада самим Лопахиным автор даёт чётко понять, что Лопахин понимает, кто он теперь. Теперь для него деньги не проблема, он раскидывает их налево и направо, говорит, что за всё может заплатить. При всём при этом, в речи Лопахина слышатся жаргонизмы, присущие купцам, а не высшему сословию, что и делает его приземлённым в глазах зрителя, ещё не доросшим до высоких господ, хоть и имеющего много денег. Но его умение приспосабливаться делает его более привлекательным: среди господ он ведёт себя почтительно, говорит мягко и с уважением; среди тех, кто его теперь обслуживает он может подать и голос хозяина, с нотками приказания и строгости в голосе. Так или иначе, Лопахин – это человек, который много добился своим трудом и умом. Но счастлив ли он теперь?
Бесспорно, Чехов – гений. А его пьеса «Вишнёвый сад» показывает всему человечеству проблемы людей из разных сословий, разных поколений. Чехов своей пьесой открывают читателю взгляд на новый слой населения, который появляется на закате дворянства — на капиталистов.
Вариант 2
Не все знают, но свою последнюю пьесу «Вишневый сад» А. П. Чехов задумал как комедию. Об этом свидетельствуют противоречивые характеры героев. Ключевую роль в пьесе занимает Лопахин Ермолай Алексеевич. Это, говоря современным языком, удачный предприниматель, делец, достаточно молодой человек, выбившийся из «низов». Отец Лопахина был крепостным и служил у Раневских, а сам Ермолай (благодаря своему труду) свободно вхож в дом господ и чрезмерно этим гордится.
Чехов включил его в число «недотеп». Лопахин умеет работать с утра до вечера. Он не понимает праздной жизни хозяев имения. Ему нравится Варя и она готова выйти за него замуж, но в то же время ему вроде не хватает времени на проявление чувств. Он постоянно дразнит, доводит девушку. Ему нравится Любовь Андреевна, кажется, что он даже немного влюблен в нее, готов помочь ей и… при этом покупает имение и кичится этим.
Его внешний облик также противоречив. Это — «белая жилетка и желтые башмачки». На свой счет он не обманывается, сам говорит, что лезет «свиным рылом в калашный ряд», засыпает над книгой, имеет такой некрасивый почерк, что «перед людьми совестно». В начале пьесы мы видим, что Ермолай, несмотря на занятость, специально приезжает в поместье встречать Любовь Андреевну и… упускает поезд.
В то же время Петя Трофимов замечает в нем «тонкую, неясную душу», нежные как у артиста пальцы. Лопахин чутко ощущает несовершенство человека и жизни. Со слезами на глазах он мечтает, чтобы это несовершенство скорее прошло и люди стали счастливее. В то же время у него кружится голова от сознания того, что имение уже принадлежит ему и не дождавшись отъезда хозяев приказывает рубить деревья.
Будучи деловым человеком Лопахин общается с разными людьми и вполне реально их оценивает Его нельзя обмануть, проницательность Ермолая Алексеевича воистину удивительна. Он замечает хитрость, скупость, желание обмануть и бесцельность существования многих. Но ему не дано понять «непрактичных» господ, для которых сдать имение под дачи кажется такой пошлостью.
Одни считают его хамом, кулаком (Гаев), для Любови Андреевны он хороший, щедрый человек, а один из героев пьесы (Симеон-Пищиков) не без основания считает его человеком с громадным умом.
По сути собирательный образ «лопахиных» (а пьеса была написана в 1904 году), которых сейчас великое множество — это «новые хозяева», капиталисты, умеющие выжить в любом обществе. Но беда этих людей в том, что они видят и ценят красивое, но лишь как произведение искусства. Деловая жилка не позволяет им самим быть душевными, благородными людьми.
Сочинение про Лопахина
А.П. Чехов написал замечательное произведение «Вишневый сад», где один из героев позиционирует себя настоящим мужиком. Этого персонажа зовут Лопахин. Его образ можно назвать собирательным.
Так же Лопахин выступает в качестве яркого представителя нового времени. Потому, что он нашел способы заработать капитал с помощью новых условий. Он трудолюбив и целеустремлен. Лопахин благодаря своим стараниям смог добиться уважения представителей высшего общества. Для этого ему пришлось много работать и учится (заниматься самообразованием).
Лопахин относится к вишневому саду не как к любимому месту, а как к выгодной территории. Здесь он планирует построить дачные участки и сдавать их в аренду. Это выгодная идея для бизнеса. Такой проект очень быстро принесет Лопахину хорошую прибыль. Персонаж не стремится к изяществу, он приветствует простоту и практичность. Лопахин простой мужик, который действует.
Лопахину чужды высокие чувства и порывы. Он не любит вишневый сад с таким трепетом как его любили прежние владельцы. Для него это место где можно заработать большие деньги. Для него растущие деревья не значимы. Он способен с ними легко распрощаться.
В конце пьесы Лопахин начинает терять над собой контроль. Он как сумасшедший хватает топор и начинает рубить деревья в саду на глазах у прежних владельцев. Делает он это, чтобы поиздеваться над ними. Раньше его родственники работали в саду на хозяина, а сегодня Лопахин стал владельцем всего этого. Он стал считать себя королем всего мира. Лопахин всего добился самостоятельно и он очень этим гордится. В ситуации с вырубкой сада Лопахин показал свою хищническую натуру. Он выставил себя жадным к деньгам человеком.
Лопахин ни капельки не стыдится своей неграмотности и не компетентности в некоторых вещах. Он прекрасно знает, что интеллектуально уступает помещикам, но его это не беспокоит. Он стремится только заработать деньги, внутренний мир для него не важен и не интересен.
По своей натуре Лопахин простой, неотесанный и грубый мужчина. Он вспоминает про хорошие манеры только тогда, когда ему это выгодно. Благодаря своему напору и грубой силе он достиг таких высот.
Чехов под вишневым садом подразумевал Россию. Поэтому он показал, то, что пока в правительстве была элита, то и страна цвела и благоухала как ухоженный сад. Но когда к власти пришел простой мужик как Лопахин, то государство превратилось в обычный дачный участок.
Несмотря ни на, что Лопахин не является негативным персонажем. Чехов его изобразил как человека, который должен прийти на смену изнеженной власти. Лопахин сочетает в себе практичность, силу и суровый нрав.
Характеристика героя
В пьесе Чехова, Лопахин является простым человеком, заработавшим хороший капитал. Он судьбой «подарен» Любови Раневской, как единственный шанс исправить плохую ситуацию.
Ермолай — умный и расчетливый мужчина. Его гениальный план по использованию вишневого сада, не воспринимался в качестве перспективной идеи. Он не может понять, почему его перспективную идею не могут услышать данные люди. Семья Раневских и светские люди не признают его полноправным членом общества. Для них он будет обычным человеком.
Его раздражают поступки высшего общества. Он быстро принимает решения, поэтому желает передать свою активность окружающим людям. Мужчина приравнивает медлительность в рассмотрении дела к преступлению.
Ермолай искренне желает помочь семье Раневской выплатить все долги. Он не разделяет отношения людей к вишневому саду, когда печально складывается семейное благополучие.
Мужчина привязан к Любови, поэтому желает помочь ей в трудную минуту, но в определенный момент к нему приходит внутренней разочарование данной женщиной. Он выступает против действий, происходящих в поместье. Он понимает, что потратил много времени для решения данной задачи.
Лопахин не может проявлять чувств, поэтому он просто скрывает эмоции. Стоит отметить, что мужчина по натуре является щедрым человеком, поэтому хорошо платит за оказанные ему услуги. В его намерения не входит оплачивать то, что человек не считает важным в своей жизни.
У Лопахина и Вари сложные взаимоотношения. Читатель замечает, что они симпатизируют друг другу, но нерешительные действия мужчины, заставляют юную особу оставить родовое поместье. Он чувствует, что Варя обижена на него за покупку данного поместья. Еще зритель замечает, что она бросает ключи на пол. Мужчина поднимает связку, не осуждая юную особу.
Лопахин знает себе цену. Ему хочется, чтобы люди оценили его достоинства. Однако, этого не происходит, поэтому мужчина не учитывает мнение окружающих людей. Он считает себя победителем в этой истории. Он смог купить усадьбу, где содержали его предков. Ермолай счастлив, что он смог осуществить свою мечту. По случаю их отъезда он устраивает праздник.
Лопахин предстает перед читателем в качестве разумного, доброго человека. Он привык самостоятельно решать трудности, не держать зла на людей. В нем есть значительный деловой подход, нежели простой авантюризм.
Почему Лопахина не воспринимают в высшем обществе? Его не воспринимают в высшем обществе, так как он отличается практическими качествами, не поддерживая глупые решения.
Также читают:
Картинка к сочинению Образ и характеристика Лопахина в пьесе Вишнёвый сад
Популярные сегодня темы
Тема жизни и смерти является важной и волнующей для каждого человека, в какое бы время он ни жил. Поэтому писатели и поэты часто обращались и обращаются к этой теме. Короткий рассказ Владимира Набокова «Рождество»
Произведение Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза» считают одной из самых чувствительных повестей классической литературы. Главное место в новелле отводится чувствам и эмоциям персонажей.
Масленица – самый веселый и долгожданный праздник в году, который к тому же, мы празднуем целую неделю. Целую неделю, люди веселятся, едят блины и самое главное – провожают зиму и встречают весну.
Как в этом эпизоде проявляется внутренняя противоречивость Лопахина? (ЕГЭ по литературе)
8. Ермолай Лопахин — один из центральных образов комедии А. П. Чехова «Вишнёвый сад». Это довольно богатый предприимчивый купец, несмотря на то, что он сын простого крепостного. По сюжету пьесы он становится новым владельцем того самого имения, в котором некогда работал его отец и тем самым проявляется его бунт против прошлого, когда он и сам был простым мужиком. Хотя он был в хороших отношениях с Любовью Раневской, которой принадлежало имение и с ней у него связаны тёплые воспоминания, Лопахин приобретает имение и уничтожает сад, который был так дорог бывшей хозяйке. Дело в том, что образ Лопахина крайне неоднозначен и противоречив. Став богатым он стремится стереть грань между ним и дворянами, он ходит в «белой жилетке, жёлтых башмаках», «с книгой в руке».
Ему врезалась в память фраза, сказанная Раневской много лет назад «Не плачь, говорит, мужичок, до свадьбы заживёт. ». Вспоминая этот эпизод из своего детства, он сначала отмечает доброту Раневской, он помнит ее как сейчас, «молоденькая, такая худенькая». Но позже он заостряет внимание на слове «мужичок», которое было обращено к нему, Лопахину будто бы не нравится подобное определение » Мужичок. Отец мой, правда, мужик был, а я. «. Немного подумав он признаёт, что » только вот. денег много, а ежели подумать и разобраться, то мужик мужиком. «, даже читая книгу он на самом деле «ничего не понял» и заснул. То есть Лопахин понимает, что несмотря на своё богатство, он остался все тем же простым мужиком. Но вот, спустя пару реплик он уже отчитывает Дуняшу за то, что она причёсана и одета «как барышня» и наставляет » Так нельзя. Надо себя помнить».
Таким образом, в данной сцене проявляется внутренняя двойственность и противоречивость Лопахина.
9. Предприимчивым человеком можно назвать того, кто своим умом и трудом смог продвинуться по карьерной лестнице, повысить свой статус или добился других успехов своими стараниями. В отечественной литературе таких людей можно увидеть в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад», в романе Гончарова «Обломов» и поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».
В поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» автор изображает персонажа, подобного Лопахину — это Павел Иванович Чичиков. Всю жизнь он стремился обогатиться и приумножить свои сбережения. Он старался, работал, делал все, чтобы достичь своей цели. Когда ему в голову пришла афера с покупкой мертвых душ, он сразу же поехал в город N, без промедления разузнал какие помещики в городе и смог договориться о сделке с каждым. Он на сидел без дела: он ездил к помещикам, заводил полезные знакомства и не затягивал с оформлением купчей. Как и герою «Вишневого сада», Чичикова удалось разбогатеть. Его отличие от Лопахина в том, что его деятельность была направлена лишь на получение прибыли, причём для этого он был даже готов действовать незаконно.
Так в разных произведениях отечественной классики были изображены предприимчивые люди. Проанализировав их, можно сказать, что у всех героев были разные цели и средства их деятельности.
Ответ содержательно соотнесён с заданием, однако экзаменуемый в выводе не обобщает вышесказанное.
Пример того, как можно было бы это сделать: внутренняя противоречивость Ермолая Лопахина заключается в несоответствии его внешнего вида, поведения (чтение, чистая одежда, укор прислуги) с мыслями, речью (наличие грубой лексики «свиное рыло», «выпишви»), которые герой высказывает в своём монологе.
Текст произведения привлекается для аргументации: экзаменуемый использует цитаты, опирается на сюжет произведения, однако, исходя из системы оценивания, если по критерию К1 «Соответствие ответа заданию» ставится 1 балл, то по критерию К2 «Привлечение текста произведения для аргументации» за ответ не может быть поставлено более 1 балла.
«. которой принадлежало имение и с ней у него связаны тёплые воспоминания, Лопахин приобретает имение. » – тавтология, речевая ошибка.
«. он сначала отмечает доброту Раневской, он помнит ее как сейчас. » (описание качеств характера и внешности перечислены через запятую, хотя не являются равнозначными) – нарушение лексической сочетаемости.
«Сын простого крестьянина» – пример неточного словоупотребления; в данном случае уместнее было бы сказать не «простого», а «бедного».
«Бунт против прошлого» – это несогласие, неприемлемость, однако, экзаменуемый отмечает, что Лопахин не отрицает, что он «мужик мужиком. Герой сам осознаёт этот факт и единственное, что позволяет ему высказаться с укором в адрес Дуняши – это наличие финансового достатка. Без денег, с ними ли – душевная сущность его не меняется, лишь положение в обществе.
Таким образом, поведение героя – это не бунт, это желание казаться и быть тем, кем он по натуре не является (логическая ошибка).
Произведение поверхностно и формально сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа.
К2– 2 балла. Произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа
К3– 3 балла. Привлекаются тексты двух выбранных произведений, но текст одного произведения привлекается на уровне анализа, а текст другого – на уровне пересказа, общих рассуждений + допущена одна фактическая ошибка.
«. несмотря на то, что ему ничего не досталось от родителей. То, что дал ему отец – это воспитание. » – фактическая ошибка. Отец Штольца перед разлукой дал ему денег на первое время, хотел указать адрес Рейнгольда, но сын отказался его принять. Важно отметить, что Андрей не остался без родительского капитала, однако, как мы узнаём из романа, достанется он ему только после смерти отца: «Ты делал со мной дела, стало быть знаешь, что у меня есть некоторый капитал; но ты прежде смерти моей на него не рассчитывай, а я, вероятно, еще проживу лет двадцать, разве только камень упадет на голову».
«. повысить свой статус или добился других успехов» – речевая ошибка в построении предложения.
«В романе «Обломов» деятельным человеком является Андрей Штольц, хорошо образованный и полагающийся на себя человек» – тавтология (речевая ошибка).
«. несмотря на то, что ему ничего не досталось от родителей. То, что дал ему отец – это воспитание. » – нарушена логика.
«В результате этого у него нет финансовых трудностей, несмотря на то, что ему ничего не досталось от родителей» – нарушена логика.
Финансовое благополучие Штольца – результат деятельной жизни и труда, оно не зависит никак от капитала отца.
«. без промедления узнал какие помещики в городе. » – необоснованный пропуск слова (речевая ошибка).
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Внимание! Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter. Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.