в чем противопоставлены образы катерины и варвары

В чем противопоставлены друг другу образы Катерины и Варвары? (ЕГЭ по литературе)

Одним из основных художественных приемов писателей является противопоставление образов главных героев. Так, в пьесе Островского «Гроза» мы наблюдаем резкие различия в характере, поведении Катерины и Варвары. Это заключается в разных точках зрения на мир и его устройство, поведения этих героинь.

Катерина очень честная, открытая девушка, очень религиозна, любит церковь и все то, что с ней связано. Варвара, в отличии от Катерины много врет и не верит в приметы и предрассудки. Нельзя поспорить о том, что они полные противоположности, ведь они обе умеют выражать свои мысли, обе не понимают взглядов на жизнь Кабановой, только Катерина не умеет и не хочет врать:

«Обманывать-то я не умею, скрыть то ничего не могу»,

тогда Варвара, для того чтобы устроить свою жизнь, очень часто врет, и считает это вполне нормальным:

«. только бы шито да крыто было»-такова ее позиция.

Противопоставление образов Катерины и Варвары продолжается на протяжении всей пьесы. Варвара, ради собственного комфорта готова лгать всем и каждому, по ее мнению, только так можно достичь лучшей жизни. Когда сама Катерина делать этого просто не умеет, ей не позволяет совесть, она очень религиозная девушка, голова которой забита предрассудками, тогда как Варвара в них ни капли не верит. Это проявляется в сцене с грозой:

Катерина ее очень испугалась и почувствовала беду, Варя же ничуть не встревожилась, она считала это всего лишь природным явлением, а не сигналом к чему-то плохому.

Таким образом, автор использует всем известный и очень распространенный прием антитезы в образах Варвары и Катерины, чтобы показать на примерах друг друга их характеры, акцентировать внимание на более важные черты, это заключается в разных точках зрения на мораль, духовность и религию. Катерина более четная и искренняя девушка свободно бросающая вызов всем законам домостроя, когда Варвара полностью противоположна этим чертам.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

В чём противопоставлены друг другу образы Катерины и Варвары? (по пьесе А.Н.Островского «Гроза») (ЕГЭ по литературе)

Катерина и Варвара, главные героини драмы Островского «Гроза», на первый взгляд имеют много общего: примерно одного и того же возраста, обе члены одной семьи и страдают от самодурства Кабанихи. Однако вскоре становится ясно, что сама суть этих героинь абсолютно разная.

Следует сказать для начала, что даже роли в композиции произведения у Катерины и Варвары разные. Если основным является конфликт личности и общества в пьесе, и вся драма построена на борьбе одного человека со всеми, то становится очевидно, что Катерина и Варвара находятся по разные стороны конфликта. Именно Катерина – та самая личность, отчаянно сражающаяся с обществом, которому принадлежит Варвара. Так откуда же это известно?

Уже с самого начала первого действия драмы, в первом же диалоге открываются первые противоречия характеров героинь. Мы узнаём, что в то время, как Катерина мечтает о свободе («вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела»), печалится о невозвратимости счастливого, а главное, полного любви детства, Варвару всё устраивает в её нынешнем положении, более того, она совершенно не понимает, о чём говорит её собеседница («Да ведь и у нас то же самое»).

Далее мы видим, что Катерина – женщина с куда более чистой и честной душой.

Героиня больше всего на свете боится греха и пытается противиться искушению, а вот Варвара, если и замечает за собой безнравственное, греховное, неправильное, то воспринимает это в порядке вещей, ведь у каждого есть свои грехи. Более того, это превратилось в своеобразную мораль для девушки: жить так, лишь бы «шито да крыто» всё было. Зато и попадает Варваре от Кабанихи меньше всех в семье, потому что умеет девушка выкрутиться из любой ситуации! Но ведь это говорит не только о личных качествах героини, но и о её примирении с калиновскими нравами, с теми правилами жизни, которые диктуют такие, как Кабаниха и Дикой. Для Катерины же, в противоположность тому, не столь важно, какой её сочтёт Кабаниха, узнает ли она о её грехе (Катерина сама в нём признаётся) – единственное, что действительно имеет значение для женщины – это чистота её совести, души её и то, какой она предстанет перед Богом, а не перед свекровью.

Таким образом, в ходе действия обнаруживается всё больше и больше различий между Катериной и Варварой. Это не просто небольшие противоречия, а глубокая противоположность

характеров героинь. Их мировоззрения, правила, способы жить и выбор каждой из них – то основное, что отличает Варвару и Катерину.

Источник

Сравнительная характеристика Катерины и Варвары в «Грозе»

В «Грозе» Варвара и Катерина являются двумя по-настоящему женскими образами. Эти две девушки воплощают в себе два различных подхода к жизни, к миру, к правилам игры. Однако было бы ошибкой противопоставлять образы Катерины и Варвары в «Грозе». По ряду причин этих двух героинь лучше рассматривать в неразрывной связи. Поступки одного героя красочнее иллюстрируют характер другого, как бы оттеняя его, и наоборот. Эти персонажи интересны сами по себе, но при анализе и детальной сравнительной характеристики Катерины и Варвары из «Грозы» Островского открываются новые грани каждого образа. Благодаря сравнению героинь «Грозы» можно намного лучше понять особенности характера каждого персонажа.

Что может сказать читатель о Варваре и Катерине, когда впервые видит героинь в наиболее привычной обстановке: Тихон покорно соглашается с матерью, а Кабаниха винит во всём Катерину, попутно жалуясь на жизнь? Девушки ведут себя по-разному. Можно заметить, что все реплики Варвары сопровождаются ремаркой «про себя». То есть девушка высказывает своё мнение и недовольство сложившейся ситуацией, но предпочитает, чтобы о её мыслях никто не знал: «Кабанова. Не очень-то нынче старших уважают. Варвара (про себя). Не уважишь тебя, как же!», «Варвара (про себя). Нашла место наставления читать». Катерина не боится сказать о своих чувствах открыто. Катя чувствует обиду от безосновательных обвинений в том, чего не совершала: «Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю».

Хотя логичнее предположить, что именно дочь, то есть Варвара, будет высказывать матери претензии. Тем не менее, когда Кабаниха уходит, Варвара, в отличие от Катерины, набрасывается на Тихона: что же это за муж, который не может защитить жену от тирании свекрови. Варваре противно смотреть на Тихона, она понимает, насколько он жалкий и безынициативный человек. Ей жаль Катю, которая вынуждена жить с Тихоном. Ошибочно полагать, что Катя не замечает недостатков Тихона, но она выше жалости к себе. И со стороны Варвары ей нужна вовсе не жалость.

Здесь открывается другая сторона персонажей, по-новому открываются образы Катерины и Варвары в «Грозе». Речь пойдёт не столько о силе характера и личных качествах, сколько о душевной глубине. Все жители Калинова противопоставлены образу Катерины по принципу мелочность — широта души. Варвара отличается от калиновцев, но всё же говорить о таком же глубоком понимании мира нельзя. Катя невероятно тонко чувствует мир, каждое дыхание, каждый луч солнца. Она религиозна, поэтому в её миропонимании большое значение имеют христианские образы-символы (например, ангелята и пение). Варвара, которая воспитывалась иначе, не может понять всей метафизики, она не способна погрузиться в сферу имманентного, не дано ей почувствовать себя вольной птицей, запертой в клетку. Нет, Варвара не так хорошо ощущает мир, зато она отлично знает жизнь. Дочь Кабанихи не питает иллюзий по поводу окружающих её людей, она решает играть по предлагаемым правилам, сохраняя при этом лицо. Её главный принцип — чтобы всё было «шито крыто», и никто ничего не узнал. Варвара кажется намного старше Катерины именно из-за такого прагматичного и даже в чём-то циничного отношения к жизни, которое не свойственно юному возрасту девушки. Возникает ощущение, что Варваре не нужно сочувствие, ведь она способна за себя постоять. А вот Катерине, хрупкой и нежной, нужно всего лишь понимание, которое никто не способен дать ей. Варвара слушает, но не слышит монологи Кати. И жизнь до свадьбы с Кабановым Варваре кажется такой же, как и после замужества: Варвара не понимает трагедии от утраты внутренней свободы.

Нужно упомянуть, что именно Варвара придумала способ как незаметно можно ускользнуть вечером из дому. Она сменила замок на калитке и подговорила служанку. Вряд ли бы Катерина проделала так много манипуляций и пустилась на столько ухищрений. Долгое время девушка не могла решиться на то, чтобы просто выйти к возлюбленному, взглянуть ему в глаза.

Девушки стремятся к свободе, но для Варвары важнее свобода передвижения, свобода, которая реализуется в материальном мире, а Катерина стремится к свободе духа. В финале пьесы автор выводит из произведения обеих героинь. Катерина бросается в Волгу, обретая таким образом свободу. Варвара сбегает из дому. Почему же для Катерины невозможен путь Варвары? Потому что это всё равно было бы ложью себе, не обретение долгожданной свободы, а побегом. Катерину преследовали бы призраки прошлого, и мучила бы совесть.

Источник

Сравнительная характеристика Катерины и Варвары в Грозе Островского сочинение

Катерина и Варвара яркие образы произведения «Гроза» написанное А.И Островским. Девушки не смотря на некоторые схожие черты характера по своему образу различны.

Катерина и Варвара главные героини произведения. Объединяет их то, что обе девушки из одной семьи. Варвара дочь Кабанихи, властной, деспотичной женщины. А Катерина замужем за сыном Кабанихи, Тихоном, который является братом Варвары. Несмотря на то, что девушки являются друг другу родственницами, они еще и близкие подруги. Они близки в своих разговорах, доверяют друг другу свои тайны и секреты. Варвара очень трепетно относится к Катерине, любит, жалеет ее. А Катерина отвечает ей взаимностью. Обе девушки молоды, красивы, статны. Объединяет девушек тот факт, что обе они являются жертвами Кабанихи, властной богатой купчихи. Но помимо схожих черт, много в их образах различий.

Главной героиней пьесы является девушка Катерина Кабанова. Не зря автор выделяет ее от всех других персонажей, называя ее «лучом света в темном царстве». Она сильно отличается от других персонажей в произведении. Своей чистотой, скромностью, правильностью, она притягивает читателя. Девушка не стремится быть похожей на свою деспотичную свекровь, не хочет подчинять других своей воле, а хочет жить открыто, свободно и честно. Презирает унижение и вранье. И именно честность перед самой собой губит её жизнь. Своего мужа она не любила. Но потом встретился ей человек, к которому у нее проявились чувства. Это и приводит к трагичному концу произведения. Терзая себя тем, что она предала мужа, она бросается в воду.

Несмотря на то, что Варвара подруга Катерины они различаются чертами характера. Чтобы выжить в своей семье Варвара научилась обманывать и притворять, чего не умеет Катерина. Но, не смотря на это, Варвара сохранила в себе прямоту по отношению к другим. Катерина мечтательница по жизни, но её подруга не может понять ее в этом. Варвара считает, что нужно добиваться своего счастья и не терзать себя в этом, тем более, когда с твоим мнением не считаются. Она как и все в их доме терпит обиды ее матери, но учиться жить с этим. Варвара не страшится свою деспотичную мать, с легкостью находит выход над ее управой, она сбегает с женихом из дома.

Таким образом, в пьесе А. И Островского «Гроза» показаны яркие, но противоречивые друг другу образы. Характер каждой из девушек оттеняет друг друга. В сравнении нам раскрываются разные грани каждого образа.

Сочинение Катерина и Варвара

Пьесу А. Н. Островского «Гроза» можно отнести к неувядающим творениям, способным оставаться востребованными на протяжении столетий. В чем же секрет актуальности этого произведения?

Написанная в 1859 году, пьеса до сих пор продолжает волновать сердца читателей своей искренностью, проблематикой и системой разноплановых образов.

Пожалуй, очень весомыми фигурами в пьесе являются образы Катерины и ее золовки Варвары.

Катерина – жена Тихона Кабанова, сына Кабанихи. Это очень мечтательная натура. С ностальгией вспоминает она о том, как хорошо, свободно жилось ей в родительском доме, где все ее любили и лелеяли.

Замужество не принесло ей ожидаемого счастья. Напротив, оно стало для нее наказанием. Правда, непонятно за какие грехи. Дом Кабановых для нее — это все равно что клетка для птицы с закрытой дверцей. Отношение матери к Катерине несопоставимо с тем, как относится к ней свекровь, привыкшая властвовать над всеми. Для невестки она становится настоящим палачом. Кабаниха и шагу не дает невестке ступить без поучений да упреков. И сына своего она пытается настроить против жены, указывая ему на недостатки и промахи Катерины.

Кабаниха и дочь свою Варвару поучает, да только та ее и не воспринимает. Варя слушает, что говорит мать, но не придает значения ее нравоучительным речам. Эта девушка нашла способ противостоять материнскому деспотизму и произволу через молчаливое противостояние. У нее своя тактика: делай, что и как хочешь, только чтобы никто не узнал об этом. Она и невестке старательно прививает те же мысли.

Однако Катерина не похожа на Варю, вставшую на путь обмана. Изменив Тихону, Катерина не в силах держать в себе эту тайну. Тяжелым камнем лежит она на сердце молодой женщины.

Почему же такая скромная, богобоязненная женщина, как Катерина, смогла предать мужа, найти ему замену, лишь только тот успел уехать из дома? Как решилась на такое?

Читая пьесу, читатель становится свидетелем душевных мук Катерины, оказавшейся перед нелегким нравственным выбором – быть с Борисом, которого она полюбила, или жить с безвольным мужем и терпеть издевательства свекрови. Подталкиваемая Варей, Катерина все же выбирает тайные встречи с любимым человеком.

Стало ли ей легче от того, что она сблизилась с Борисом? Очевидно, нет. Кроме того, ей теперь несравнимо хуже и тяжелее. К боли от унижений, которые ей приходилось терпеть от Кабановой, добавилось теперь и чувство стыда, несмываемого позора. Да и является ли Борис тем человеком, ради которого можно принять подобный грех на душу? Наверное, нет. Борис такой же безвольный и запуганный, как ее муж Тихон. Так стоило ли пачкаться?

Чистая душа Катерины не может принять такого позора. Она признается в содеянном во время грозы. Раскаты грома пугают бедную Катерину. Она считает, что это кара небесная, которая непременно ее поглотит.

В сцене признания Катерина проявляет решимость и смелость. Этими же качествами наделена Варвара. Однако у нее они подмешаны с хитростью. Варя всегда действует в своих интересах. Личная выгода для нее на первом месте. Под маской добропорядочности она проворачивает свои дела.

Катерина совсем другая. Отчаяние, нерешительность мужа, отсутствие в нем силы воли, тирания Кабанихи и, наконец, безвыходность ситуации подталкивают Катерину к греху, а затем толкают ее к волнам Волги.

«Сравнительная характеристика Катерины и Варвары (по пьесе А. Н. Островского «Гроза»)»

Какая она — Варвара?

Варя является человеком реалистичным, она прекрасно понимает, что ее судьба зависит только от нее самой. Этим образ Варвары в пьесе «Гроза» существенно отличается от образа мечтательной Екатерины. Варвара понимает, что жизнь, которой живут люди в ее городе, уже не актуальна, поэтому она не боится критиковать слова своей матери. Это подчеркивает ее ум и характер.

Далее в пьесе перед читателем еще ярче раскрываются такие черты характера Вари, как мышление и проницательность. Она с легкостью догадывается, что замужняя Катерина тоскует по чужому мужчине. И пока та еще не до конца разобралась со своими желаниями, как Варя уже все поняла и начала строить планы.

Варвара достаточно прагматичная девушка. Она понимает, что не нужно ждать от окружающих ни жалости, ни сострадания и уж тем более беспрекословно выполнять чужие распоряжения. Но при этом ей удается не вступать в открытый конфликт с окружающими, создавая видимость приличия.

Сравнение 3

Катерина является главным персонажем пьесы. Варвара – один из основных героев, который помогает автору раскрыть образ Катерины. Их положение очень похоже. Обе героини молоды и являются членами одной семьи: Катерина замужем за Тихоном, а Варвара – его сестра. Обе испытывают на себе всю тяжесть характера Кабанихи – матери Тихона и Варвары. Они живут в одном городе Калинове и принадлежат к одной социальной среде мещанства. Героини одарены живым умом и характером, небезучастно воспринимая все происходящее. Они подруги и много общаются, делясь своими мыслями и впечатлениями. Обобщая сказанное, подчеркнем, что сходство образов в основном внешнее, связанное с обстоятельствами их жизни.

Глубокий анализ характеров героинь показывает, что у них больше различий. Взаимное сопоставление их мыслей, поступков, мировоззрения помогают лучше понять как образ Катерины, так и основной конфликт пьесы. Обе девушки тяготятся положением, в которое они поставлены, но по-разному к нему относятся. Катерина хочет быть верной женой, для немыслимы бесчестные способы изменения своей жизни. Она стремится быть честной, правдивой и искренней с собой, со своими близкими и во всех своих поступках. Именно поэтому тайные свидания с Борисом заставляют ее переживать, испытывать угрызения совести. В

арвара же не стесняется обманывать, хитростью добиваясь своих целей. Она спокойно относится в своим тайным встречам с Ваней, хотя знает, что мать этого не позволила бы ей. Когда возникает необходимость, она не останавливает перед побегом из семьи. Разговоры героинь также выявляют различие их натур. Катерина мечтательная, возвышенная, а Варвара мыслит практически, более конкретно. Таким образом, по своему духовному складу это непохожие личности. Однако трудно утверждать, что они прямо противоположны. Например, обе героини добрые, отзывчивые и чуткие, прекрасно понимающие в какой обстановке и с какими людьми они живут. Традиционно считается, что Катерина – положительный персонаж, а Варвара – если не отрицательный, то спорный. Однако с этой точки зрения некоторые важные поступки Катерины неоднозначны. Более верно сказать, что они разные и по-своему решает те задачи, с которыми сталкиваются. Читатель, таким образом, должен сам размышлять об особенностях характера героинь и определять свое отношение к ним.

Другие сочинения: ← Анализ пьесы Свои люди — сочтемся↑ ОстровскийОбраз и характеристика Большова в пьесе Свои люди — сочтемся →

Сходства и различия

Девушки выступают в пьесе как антиподы друг друга. Но есть в них и общие черты, например:

в чем противопоставлены образы катерины и варвары. Смотреть фото в чем противопоставлены образы катерины и варвары. Смотреть картинку в чем противопоставлены образы катерины и варвары. Картинка про в чем противопоставлены образы катерины и варвары. Фото в чем противопоставлены образы катерины и варвары

Несмотря на то что героини относятся к одному слою населения, воспитание их сильно отличается. Отсюда и разные взгляды на окружающий мир и отношения к людям.

Чтобы лучше проанализировать образы, их жизненные позиции собраны в одной таблице:

КатеринаВарвара
важное место в жизни занимает религия: близка к природе, восторгается каждому лучу солнца и распустившемуся цветку.деспотическое воспитание привело к приземлённым чувствам. Неважно, что происходит в природном мире
в диалогах с Кабанихой высказывает своё отношение, пытается показать свою личностьчаще отмалчивается перед матерью, но высказывает всё за её спиной
не жалеет себя при непонимающем отношении к ней Тихонаругает брата за его слабохарактерность и несмелость перед матерью
стремление к радости в жизнистремление добиться желаемого любой ценой
честность и открытостьложь во спасение себя самой
множественные терзаниянет места переживаниям и отчаяниям (что и помогло ей сбежать из дома)

Каковы взаимоотношения между главной героиней и городским окружением? Екатерина для жителей города Калинова ведёт себя странно: ей присуще широкая душа, а у них заложена мелочность. Поэтому калиновцы не могут разделить горе и реагировать иначе на откровенные излияния героини.

Варвара же, наоборот, «своя», «понятная» жительница. Ей легко находится и общаться со своим окружением. Интересно, почему Варвара не поняла Катерину. Ответ прост: разные условия жизни, и взгляды на окружающий мир.

Отношение к любви

По мнению дочери Кабанихи, нет ничего страшного в том, чтобы тайно встречаться любимым мужчиной. Ведь главное, чтобы о свиданиях не узнали окружающие. Живя в обстановке двуличия и лицемерия, дочка Кабанихи не ощущает себя запертой в клетке. Она не знает другого мира, и тот, где пребывает, кажется ей логичным и правильным. Наиболее яркие черты личности Варвары, через призму которых она относится к любви:

Реалистичная Варвара

Образ Варвары в пьесе «Гроза» привлекает внимание своей реалистичностью. Варя не берет близко к сердцу чужие слова, замечая в них ханжество и обман. Это хорошо проявляется в момент, когда перед Варей и Катериной появляется некая сумасшедшая барыня, которая пророчит девушкам божью кару за все их грехи. В то время как Катерину одолевает испуг и непонятная тревога после услышанного, Варвара вовсе не переживает по этому поводу. Может быть, именно по этому ей намного легче живется в мире.

Но помимо всего, о Варе нельзя сказать, что она человек «с каменным сердцем». Варя способна на жалость, сострадание и понимание. Девушка искренне заботится о своей золовке Катерине, желая ей только добра и понимая ее чувства.

Можно сказать, что Варя хорошо разбирается в происходящем и в окружающих ее людях. Не может она понять только мечтательную Катерину, которая, на ее взгляд, так отличается от остальных.

Две противоположности

Варвара полна решительности, в отличие от своей золовки Катерины. Она реально оценивает недостойный характер своего брата и не видит ничего плохого в том, что Катерина ему изменяет. Будь Варя на ее месте, она бы так никому и не призналась в этой измене, но Катерина не способна молчать, она все рассказывает мужу. Можно ли считать Варю подлой или циничной? Нельзя ничего утверждать, ведь именно такой характер помогал ей справиться с условиями, в которых она росла.

В этом и заключается сравнительная характеристика образов. Катерина и Варвара в драме «Гроза» являются как бы противоположными мирами, которые пересекаются между собой. С помощью этих двух девушек автор пытался показать разные типажи людей, их поведение, сильные и слабые стороны.

Источник

Катерина и Варвара в пьесе «Гроза»: сравнительная характеристика (противопоставление, сопоставление, героини-антиподы)

в чем противопоставлены образы катерины и варвары. Смотреть фото в чем противопоставлены образы катерины и варвары. Смотреть картинку в чем противопоставлены образы катерины и варвары. Картинка про в чем противопоставлены образы катерины и варвары. Фото в чем противопоставлены образы катерины и варвары
Варвара и Катерина.
Художник С. В. Герасимов

Катерина и Варвара являются двумя яркими женскими персонажами знаменитой пьесы «Гроза» А. И. Островского.

В этой статье представлена сравнительная характеристика Катерины и Варвары в пьесе «Гроза»: противопоставление, сопоставление, героини как антиподы.

Смотрите:
— Краткое содержание пьесы «Гроза»
— Все материалы по пьесе «Гроза»

Катерина и Варвара в пьесе «Гроза»: сравнительная характеристика (противопоставление, сопоставление, героини-антиподы)

Катерина. Так ты, стало быть, любишь меня? (Крепко целует.)

Варвара. За что ж мне тебя не любить-то!

Катерина. Ну, спасибо тебе! Ты милая такая, я сама тебя люблю до смерти.

«Что, красавицы? Красота-то ваша вас радует? Вот красота-то куда ведет.»

«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной не увидите.»

«Маменька ее поедом ест, а она, как тень какая, ходит безответная. Только плачет да тает, как воск.» (о Катерине)

«. стала ее тиранить и на замок запирать.» (о Варваре)

Таковы общие черты этих героинь. В чем же противопоставлены образы Катерины и Варвары? Ответы на этот вопрос можно найти в их диалогах.

Варвара. Я не понимаю, что ты говоришь.

Катерина не умеет обманывать и притворяться. Варвара же научилась обманывать и делать все «шито-крыто», чтобы выжить в собственной семье:

«Нет, не любишь. Да и не за что, надо правду сказать.» (Варвара о брате Тихоне)

«Ну, прощай. (Зевает, потом целует холодно, как давно знакомого.) Завтра, смотрите, приходите пораньше!»

«А что за охота сохнуть-то! Хоть умирай с тоски, пожалеют, что ль, тебя! Как же, дожидайся. Так какая ж неволя себя мучить-то!»

«Возьми ты с меня какую-нибудь клятву страшную… Вот какую: чтобы не смела я без тебя ни под каким видом ни говорить ни с кем чужим, ни видеться, чтобы и думать я не смела ни о ком, кроме тебя. Чтоб не видать мне ни отца, ни матери! Умереть мне без покаяния, если я…»

«Матушка! Тихон! Грешна я перед богом и перед вами! А знаешь ли, что я, беспутная, без тебя делала? В первую же ночь я ушла из дому…»

«Говорят, с Кудряшом с Ванькой убежала, и того также нигде не найдут. Уж это, Кулигин, надо прямо сказать, что от маменьки; потому стала ее тиранить и на замок запирать. «Не запирайте, – говорит, – хуже будет!» Вот так и вышло.»

«Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу – все равно. Да, что домой, что в могилу. что в могилу! В могиле лучше. «

Критика о сопоставлении Катерины и Варвары

«. Драма „Гроза». поражает смелостью создания плана: увлечение нервной страстной женщины и борьба с долгом, падение, раскаяние и тяжкое искупление вины — все это исполнено живейшего драматического интереса и ведено с необычайным искусством и знанием сердца.

Рядом с этим автор создал другое типическое лицо, девушку, падающую сознательно и без борьбы, на которую тупая строгость и абсолютный деспотизм того семейного и общественного быта, среди которого она родилась и выросла, подействовали, как и ожидать следует, превратно, то есть повели ее веселым путем порока, с единственным, извлеченным из данного воспитания правилом: лишь бы все было шито да крыто.

Мастерское сопоставление этих двух главных лиц в драме, развитие их натур, законченность характеров, — одни давали бы произведению Островского первое место в драматической литературе. «

(С. З. Бураковский, книга «А. Н. Островский. Биографические сведения и разбор его произведений для учащихся», 1904 г.)

Это была сравнительная характеристика Катерины и Варвары в пьесе «Гроза» Островского: противопоставление, сопоставление их образов, героини как антиподы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *