в чем проблема трансграничных рек
Проблемы трансграничных рек в контексте казахстанско-китайских отношений
Проблемы трансграничных рек
Казахстан и Китай связывают более 20 трансграничных рек, наиболее крупными из которых являются Иртыш, Или, Талас, Хоргос. Ресурсы этих рек являются важнейшим источником пресной воды для Казахстана. Канал «Иртыш-Караганда» снабжает питьевой водой Астану, Караганду, а также ресурсами Иртыша обеспечиваются Семей, Павлодар, Экибастуз, Темиртау, сельское хозяйство некоторых районов Центрального Казахстана.
Однако в настоящее время ситуация с использованием ресурсов указанных трансграничных рек с Китаем остается не урегулированной. По прогнозам специалистов, увеличивающийся водозабор китайской стороной и ухудшение качества воды в реках Или и Иртыш уже к 2015 г. может привести к экологической катастрофе в бассейне озер Балхаш и Зайсан. В свою очередь, увеличение объема забираемой воды и ухудшение качества вод трансграничных рек наносит значимый ущерб экологии. В результате этого, проблема рационального использования водных ресурсов в ближайшей перспективе может повысить уровень напряженности в казахстанско-китайских отношениях и оказать негативное воздействие на внутриполитическую обстановку в Казахстане.
Проблемы двусторонних отношений в области рационального использования трансграничных рек
Вопрос о рациональном использовании трансграничных водных ресурсов является той самой болезненной темой, где руководство Казахстана и Китая все еще не достигли консенсуса.
С конца 90-х начала 2000-х гг. правительство КНР начало реализацию масштабного проекта по развитию своих западных регионов. Стратегия «Большого освоения запада» включает планы по интенсификации использования водных ресурсов, прежде всего, на территории СУАР КНР. В частности, относительно реки Иртыш китайские власти разработали так называемый «проект 635». В соответствие с ним, с конца 90-х гг. на реке были развернуты широкомасштабные строительные работы. Одним из главных целей проекта было строительство водоотводного канала «Иртыш-Карамай». Канал был сдан в эксплуатацию в августе 2000 г., его ширина составила 22 м., а протяженность 300 км.
Следует учитывать, что строительство канала и других ГТС предусмотрено только первым этапом реализации «проекта 635», а дальнейшие работы по проекту будут продолжаться вплоть до 2020 г. В этом плане поводом для беспокойства также становятся планы правительства Синьцзяна по увеличению посевных площадей под хлопок и зерновые в автономии, а также обеспечению водой новые промышленные объекты в районе г. Карамай.
Результаты казахстанских исследований показывают, что запланированный крупномасштабный забор вод с трансграничной реки Иртыш с большой вероятностью повлечет за собой следующие негативные последствия для Казахстана:
— | нарушение естественного водного баланса и природного равновесия в зоне озер Балхаш и Зайсан; |
— | ухудшение эпидемиологической и экологической обстановки в этих регионах, деградация климата, увеличение естественной концентрации в воде вредных веществ, что сделает ее практически непригодной для хозяйственного и бытового потребления; |
— | снижение выработки электроэнергии Иртышским каскадом ГЭС: до 25% к 2030 г. и до 40% – к 2050 г.; |
— | прекращение судоходства на Иртыше к 2020 г.; |
— | деградация пойменных лугов на Иртыше, снижение уровня Бухтарминского водохранилища и его отделение от оз. Зайсан; |
— | обострение проблемы с водообеспечением прибрежных сел и городов и снижение урожайности сельскохозяйственных культур. |
На берегах другой крупной трансграничной реки Или китайскими властями запланировано строительство свыше 30 электростанций, больше десяти крупных водохранилищ, плотин и иных ГТС. В настоящее время водозабор из реки Или на китайской территории составляет около 3,5 км куб. в год, по прогнозам, в ближайшие годы он может возрасти до 5 км куб. По экспертным оценкам, реализация всех запланированных проектов на реке Или приведет к тому, что к 2050 г. сток реки в Казахстане уменьшится на 40%. Более того, после ввода в строй промышленных, в основном нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих, предприятий в бассейне реки на территории Китая, увеличится загрязнение речной воды. Эти проблемы, вкупе с наблюдаемым природным дефицитом воды в реке Или, могут способствовать резкому обмелению озера Балхаш. Река Или дает около 75% всего притока воды в озеро Балхаш.
Переговорный процесс
Помимо указанного соглашения, в период с 2001 г. по сегодняшний день было подписано более двух десятков соглашений и договоров*, регламентирующих рациональное использование ресурсов трансграничных рек РК и КНР. В том числе, в ходе 6-го заседания комиссии (4 декабря 2009 г. г. Пекин) китайской стороне был передан проект «Концепции по вододелению на реках Иртыш и Или», а также проект «Соглашения по контролю качества трансграничных вод и предупреждению их загрязнения».
2) правительство КНР настаивает на регулировании трансграничного водотока путем проведения только двусторонних переговоров. В свою очередь, как показывает многолетняя практика, двусторонние переговоры с Китаем не дают каких-либо значимых результатов. С учетом российской заинтересованности в решении проблем по совместному использованию водных ресурсов Иртыша, казахстанская сторона неоднократно высказывалась о привлечении России, а по возможности и Кыргызстана, к переговорному процессу с КНР для выработки совместных действий по данной проблеме. Однако руководство Китая последовательно придерживается мнения о невозможности обсуждения проблемы трансграничных рек в трехстороннем формате. Тем самым, китайские дипломаты стремятся исключить из переговорного процесса совместное выступление России и Казахстана по проблеме трансграничных рек;
3) решение водного вопроса, вероятно, также косвенно связано с одной из проблем казахстанско-китайских отношений – доминированием Китая в ходе переговорного процесса практически по всем направлением взаимодействия. Эксперты объясняют данное обстоятельство тем, что на переговорах китайская сторона всегда представлена командой опытных экспертов, компетентных как в вопросах водопользования, так и в юриспруденции и дипломатии. Китай неограниченно финансирует свои делегации, направляемые на совместные мероприятия в рамках деятельности Комиссии;
5) несмотря на наличие более 20 двусторонних договоренностей между РК и КНР по водным отношениям, до сегодняшнего дня отсутствует соглашение, регламентирующее экологический сток трансграничных рек. Речь в данном случае идет о достижении договоренности об установлении ежегодного (сезонного) допустимого объема забираемой воды с Иртыша, учитывая при этом фактор уменьшения ледников, соответственно и стока реки. Известно, что сегодня ведутся определенные работы на межведомственном уровне по установлению объема забираемой ежегодно воды. Но эти ведомства не публикуют итоги подобных работ;
6) наконец, не менее существенным фактором ухудшения ситуации на реках Или и Иртыш является нерациональное использование ресурсов на территории Казахстана. Эксперты отмечают, что в результате бесхозного использования воды в промышленных и производственных объектах в Казахстане расходуется чрезмерно большое количество воды.
Таким образом, насколько эффективно удастся разрешить проблему трансграничных рек остается большим вопросом, но, судя по методам ведения переговоров китайской стороной, можно предположить, что достижение приемлемого для Казахстана результата в ближайшей перспективе будет трудновыполнимой задачей.
Как видно из изложенного материала, проблема рационального использования трансграничных водных ресурсов является той самой деликатной сферой в двусторонних отношениях с Китаем, где интересы сторон не совпадают.
Политика Китая в отношении использования ресурсов трансграничных рек становится поводом для многочисленных дискуссий и беспокойства не только для политиков и экологов, но и простых жителей Казахстана. В то же время следует подчеркнуть, в китайском экспертном сообществе практически не обсуждается проблема трансграничных рек РК и КНР. Исследования китайских специалистов в основном сосредоточены на анализе водных проблем с южными соседями.
Литература
Проблемы трансграничных рек Казахстана
О грядущих битвах за воду
На днях сообщили, что в целях исследования гидрологического режима реки Урал Казахстан и Россия сформируют совместную экспертную группу. В этой связи мы решили рассмотреть проблему полноценного использования нашей страной водных ресурсов трансграничных рек. Как известно, Казахстан испытывает дефицит водных ресурсов, поскольку около половины поверхностных вод страны (44,9 куб. км) поступает с территории соседних стран (КНР, РФ, Узбекистан и Кыргызстан). В целом, запасы пресных вод Казахстана составляют 524 куб. км., из которых 58 куб. км сосредоточены в подземных водах, 80 куб. км – в ледниках, 190 куб. км – в озерах, 95,5 куб. км – в водохранилищах, 100,5 куб. км – в реках. В последние 18 лет происходит неумолимое сокращение естественных ресурсов наших поверхностных вод. Наибольшие проблемы у Казахстана наблюдаются на реках Или и Иртыш, которые на 70% формируются в Китае.
Многие эксперты считают, что Иртышу, в его казахстанской части, в ближайшее время грозит обмеление, в первую очередь из-за массированного забора воды с китайской стороны, возведения там дамб и плотин. Сегодня китайцы из девяти кубокилометров вод Черного Иртыша забирают около трех кубокилометров, что равно почти 30% стока реки. Более того, в Синьцзяне в связи с планами расширения населения и посевных площадей планируют довести этот объем до четырех-пяти кубокилометров. В Китае ежегодно выделяется 62 млрд долларов на строительство ирригационных объектов.
В итоге искусственное изменение стока верхнего Иртыша приведет к экологической катастрофе. Если Китай будет продолжать большой забор из Иртыша, то к 2030 году его воды уменьшатся на 8 куб. км, к 2040 году – на 10 куб. км, к 2050 году – на 11,4 куб. км. Это приведет в массе проблем – от значительного снижения выработки электроэнергии на каскаде ГЭС на Иртыше до высыхания озера Зайсан, ухудшения качества поверхностных и подземных вод, а «русло реки на территории Казахстана вплоть до Омска может стать цепью болот и стоячих вод».
По мнению экспертов, несмотря на увеличение ледникового стока на Тянь-Шане, повышение норм забора воды Или даже на 10% станет катастрофой в виде разделения Балхаша на два водоёма с последующим высыханием восточной части. Обмеление Балхаша вызовет распространение соли с его дна по всей территории региона, включая ледники Тянь-Шаня, расположенные в Китае, которые, после этого, начнут таять. В результате, в горные реки будет поступать меньше воды. Тем самым Китай, находящийся в верховьях стока рек Или и Иртыш, окажется в роли распорядителя дефицитной воды. Кроме того, таяние ледников Тянь-Шаня выльется в сброс в низовья большой массы воды вместе с селевыми потоками. Это приведет к катастрофической ситуации на территории ряда районов не только Китая, но и Казахстана и Кыргызстана.
Среди всего прочего, ускоренное промышленное развитие северо-западного Китая может существенно увеличить загрязнение озера Балхаш химикатами и удобрениями. Значительный вклад в загрязнение вод Или и Иртыша вносят промышленные объекты, расположенные и в Казахстане. Следует также отметить, что довольно большой сток воды рек Или и Иртыш (около 7,5 куб. км, что соответствует 15% всех их водных ресурсов) происходит в результате нерационального использования и ее непроизводственных потерь из-за халатности, как китайской, так и казахстанской сторон.
А как же может быть иначе, если в Казахстане почти нет компетентных кадров гидрологических служб, гидропостов на всех речных бассейнах. Так, за 14 лет ни разу не проводились комплексные исследования проблем Балхаша, большинства трансграничных рек. Наверное, только в наших странах может быть такой безрассудно-хищнический подход – использовать ресурсы природы, не проводя надлежащих научных замеров. Как говорится, «поматросил и бросил».
Соответственно, это потребует увеличения, как сельскохозяйственного, промышленного потенциала региона, так и его обеспеченности водой. Казахстан не раз настаивал на проведении трехсторонних переговоров по рабочим вопросам трансграничных рек, но Китай отказался от такого формата, как и не принял другие требования нашей стороны по этой проблеме. До сих пор отсутствует нормативно-правовая база по делению водных ресурсов трансграничных рек Казахстана и Китая.
Существует только Соглашение между правительствами Казахстана и Китая по вопросам сотрудничества касательно использования и охраны трансграничных рек, которое фактически не играет серьезной роли. В середине декабря прошла информация, что Казахстан и Китай согласовали всего лишь «30% текста проекта соглашения о вододелении на трансграничных реках». Сообщалось, что с казахстанской стороны в этом документе предложены положения по учету потребностей экосистем Балхаша, Иле, Зайсана и Иртыша.
Летом прошлого года в Уральске река практически обмелела. В прошлом году зафиксировали рекордно низкий уровень воды в низовьях этой трансграничной реки. Напомним, Урал начинается со склон вершины Круглая сопка хребта Уралтау (Южный Урал, Россия). Средний многолетний уровень реки Урал в районе Атырау составлял 9,5 млрд куб. м. В 2018 году он сократился до 5,2 млрд куб. м, а за январь-июль 2019 года было всего лишь 3 млрд куб. м воды. Урал является основным источником пресной воды для двух приграничных регионов Казахстана и России.
Ежегодно сельскохозяйственные предприятия наших южных регионов испытывают дефицит водных ресурсов из Сырдарьи, потому что узбекская сторона делает чересчур большие заборы из реки. Сегодня известно, что чрезмерное водопотребление в Амударье и Сырдарье является главной причиной дефицита водных ресурсов в их низовье, высыхания Аральского моря. Крестьяне Жамбылской области уже больше 10 лет не получают необходимые водные ресурсы из трансграничных рек Чу и Талас из-за чрезмерных заборов воды на территории Кыргызстана.
В бассейнах этих рек слабо используются водосберегающие технологии при орошении, наблюдается износ каналов, отсутствует современный автоматизированный учет воды, рациональный механизм финансирования водного хозяйства и недостаточно развита сельхозкооперация. При сохранении этих трендов в Казахстане скоро возникнут серьезные проблемы с обеспечением водой.
Уже сейчас в Центральной Азии наблюдается водный кризис, когда 90% хозяйственных земель нуждаются в искусственном орошении. Около 80% населения нашего региона (более 55 млн человек), занято в аграрном секторе и, следовательно, зависит от ресурсов трансграничных рек. Всемирный банк прогнозирует, что «к 2050 году на фоне прогнозируемого демографического роста в регионе до 90 млн человек ожидается дефицит воды до 25-30%». Исследование Всемирного банка показало, что «нехватка пресной воды в Центральной Азии может привести к падению ВВП на 11%».
Несколько лет назад, после тщательного исследования, эксперты ПРООН и казахстанские специалисты-водники пришли к выводу, что проблема трансграничных рек в Казахстане неразрешима. В советское время водно-энергетическая проблема Центральной Азии решалась совместными усилиями всех стран региона на основе кооперации и взаимной выручки. Другого, более эффективного пути решения этого проблемного вопроса не существует. В свое время Ислам Каримов говорил, что водный кризис является главной проблемой ЦА, из-за которой может возникнуть война…
Кто виноват в проблемах трансграничных рек России и Казахстана? И что делать?
В конце октября с. г. утверждена «Единая дорожная карта» по сотрудничеству России и Казахстана в изучении экологической ситуации в бассейнах трансграничных рек Урал (Жайык) и Иртыш. Документ предусматривает в рамках первого этапа до 20 совместных исследований по бассейну Урала для выработки и реализации рекомендаций по его комплексному экологическому оздоровлению. Стороны уже приступили к этим исследованиям; вскоре они охватят другие трансграничные реки обеих стран. Кроме того, к весне 2022 года обе страны восстановят сеть постов контроля за состоянием трансграничных Иртыша, Урала с их притоками.
Такой вектор взаимодействия обозначен недавним XVII Форумом межрегионального сотрудничества Казахстана и России и продиктован он обострением проблем с наполняемостью и качеством воды трансграничных рек РФ и Казахстана.
К сожалению, в последнее время проявляется тенденция возложить «ответственность» за ухудшение ситуации на сопредельных с РФ реках именно на Россию. Рассмотрим, насколько такой подход объективен и способствует ли он решению означенных проблем?
4 ноября с. г. на совещании в Экибастузе по проблемам моногородов президент Казахстана К.-Ж. Токаев упомянул проблемные вопросы водоснабжения в стране. Отметив, что наблюдается катастрофическое обмеление и в целом ухудшение экологического состояния трансграничных для Казахстана рек, особенно Сырдарьи, Урала и Или. По мнению г-на Токаева, это «во многом связано со снижением объемов поступающей воды из соседних стран из-за возрастающего там водопотребления».
К сожалению, глава РК предпочел не акцентировать, что, во-первых, наибольшими темпами сокращается – уже свыше 20 лет – поступление воды из китайского (то есть верхнего) течения Иртыша, а во-вторых, по данным GPS-мониторинга, обмеление трансграничного с Россией Урала из-за ущербного водо- и в целом природопользования происходит, прежде всего, в его среднем и нижнем течении, то есть на казахстанской территории.
Не упомянуто также, что КНР фактически «уклоняется» от разработки со странами Центральной Азии и с РФ новых документов по совместному регулированию водоресурсов трансграничного Иртышского бассейна. И по мониторингу экологической ситуации там же. Напомним в этой связи, что еще во второй половине 90-х в китайском приграничье с северо-восточным Казахстаном (то есть на северо-западе Синьзцян-Уйгурского автономного района КНР) без согласования с РФ и Казахстаном было изменено русло верхнего Иртыша (именуемого Черным Иртышом). Не только для большего объема орошения тамошних хлопковых плантаций, но и ввиду роста промышленного и бытового водопотребления в обширном Синьцзян-Уйгурском регионе КНР: его территория немногим меньше казахстанской (соответственно, 1,67 и 2,73 млн кв. км). С тех пор водонаполняемость Иртыша падает, качество его воды ухудшается. И так из года в год. Кстати, то же происходит по аналогичным причинам и южнее – с казахстано-китайской рекой Или, упомянутой К.-Ж. Токаевым.
В контексте упомянутого тезиса лидера Казахстана видна некая раздвоенность оценок в Минэкологии, геологии и природных ресурсов. А именно: глава этого ведомства Сериккали Брекешев в конце октября с. г. сообщил местным СМИ, что обмеление реки Урал в стране принимает угрожающие масштабы и эту проблему «держим на контроле. Сейчас наши специалисты совместно с российскими проводят определенную работу. В ближайшее время мы придем к единому решению по проблеме маловодности этой реки».
В то же время в отделе водных ресурсов того ведомства, по данным «Радио Азаттык» (21 октября с. г.), указывали не только на природно-климатические причины обмеления Урала в Казахстане, но «и на малый сброс уральской воды из России». Точнее, из каскада водохранилищ и других водных резервуаров, действующих при ГЭС в верхнем течении Урала. Впрочем, по той же информации, С. Брекешев на вопрос о том, могло ли обмеление реки быть следствием малого сброса воды Россией, ответил отрицательно.
Трансграничный бассейн реки Урал
По данным российских профильных источников, сток верхнего Урала в Казахстан (точнее, в среднее течение этой реки) не сокращается уже более пяти лет. Так, Виталий Тюр, замдиректора Камского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов и начальник отдела этого агентства по Башкортостану, сообщил местным СМИ 2 ноября, что, хотя от казахстанских коллег звучат обвинения в задержке воды, верхнеуральские водохранилища её пропуск в Казахстан не задерживают. Хотя из-за климатических перепадов работают эти объекты, надо сказать, на пределе своих возможностей. В целом по бассейну реки Урал ситуация, как признал В. Тюр, «крайне сложная – уже разработана программа его экологической реабилитации».
Что же касается загрязнения, уменьшения стока и, соответственно, обмеления Иртыша на многих его участках в Казахстане и РФ, изначальная причина этого, повторимcя, в изменении верхнеиртышского русла в КНР четверть века тому назад. Свою лепту вносят также сверхнормативные водоотводы для различных нужд, особенно для водоснабжающего казахстанского канала (460 км) Иртыш–Караганда, сбросы неочищенных сточных вод и других отходов, большие потери воды на иртышских ГЭС и другие факторы. Как следствие, за данный период запасы рыборесурсов в Иртышском бассейне сократились более чем на две трети. А объемы судоходства не достигают даже 25% от уровня середины 1980-х.
В целях регулирования/пополнения запасов иртышской воды, в том числе для её использования совместно с Казахстаном, вице-премьер правительства РФ Виктория Абрамченко еще в конце августа с. г. выступила (на совещании по этим вопросам в Омске) за создание крупного Красногорского водорегулирующего узла в приграничной Омской области. Этот объект позволит увеличить полноводность Иртыша, особенно на трансграничном российско-казахстанском участке. Что, в свою очередь, поспособствует восстановлению здесь рыбных ресурсов, увеличению водных грузовых перевозок между РФ и Казахстаном по Иртышу и частично по его трансграничным притокам (реки Ишим и Тобол).
Трансграничный Иртышский бассейн
Создание такого узла предписано «Водной стратегией» РФ, где Омская область обозначена в качестве испытывающей дефицит водных ресурсов из-за просадки уровня Иртыша. А увеличение водоотбора из этой реки в Казахстане и особенно в Китае ещё более понизит водность Иртыша, в том числе в российско-казахстанском приграничье.
Объект планировали ввести в действие к концу 2010-х, но эти сроки сорваны из-за недофинансирования. Теперь данный гидроузел намечено достроить к 2025-26 годам, если правительственная комиссия по бюджетным корретировкам выделит для этого необходимые средства и уточнит схему финансирования проекта.
Кроме того, к навигации-2022 будет восстанавливаться сеть постов по контролю за состоянием трансграничного Иртышского и Уральского бассейнов. По данным ФБУ «Администрация «Обь-Иртышводпуть», сперва восстановят два гидрологических поста, то есть по одному посту на трансграничных притоках Урала (р. Илек) и Иртыша (р. Тобол). Соответствующее решение принято на заседании в конце октября с. г. в Нурсултане двусторонней комиссии по трансграничным водным объектам.
Как отмечает Роман Чесноков, директор упомянутого ФБУ, комиссией готовятся также предложения по регулированию наполненения трансграничных и приграничных водохранилищ, по конкретным водоохранным мерам в обоих бассейнах, развитию судоходства в Иртышском регионе, восстановлению каспийско-уральского судоходства.
Иными словами, сотрудничество в решении означенных проблем куда продуктивнее политических игр в этой сфере.
Экологические проблемы на трансграничных водных объектах РФ и КНР
Главный трансграничный водный объект у России и Китая – река Амур. Существуют еще и реки Сунгари, Туманган (Туманная), а также Иртыш, впадающий в крупнейшую сибирскую реку Обь. Его верховье – Черный Иртыш – находится на территории КНР.
Река Амур, находящаяся в десятке самых крупных рек мира, формирует воды за счет стока, поступающего с территорий четырех государств – России (54% общей площади), Китая (44%) и в меньшей доле – Монголии и Северной Кореи. Значительная часть бассейна Амура – 820 тысяч квадратных километров – находится на китайской территории.
Антропогенное давление на приграничные реки с китайской стороны крайне велико. На начало 2008 года доля КНР в общем сбросе сточных вод составляла: в реку Аргунь – 87,5%, в реку Амур на участке от устья реки Аргунь до устья реки Сунгари – 75%, на участке устье реки Сунгари – выше устья реки Уссури – 98,5%, в реку Уссури – 97,6%.
Особенно сильное антропогенное давление оказывается на бассейн реки Сунгари, с которой связано большинство экологических проблем последних лет, в частности, крупная экологическая катастрофа в ноябре 2005 года, когда на химическом заводе в городе Цзилине произошла утечка в реку более 100 тонн бензола.
Как отмечают эксперты, мониторинг показывает, что естественного самоочищения Амура не происходит. Трансграничное загрязнение прослеживается и в районе Хабаровска, находящегося в 220 килметрах ниже по течению. Ухудшается кислородный режим Амура, возрастает количество взвешенных и биогенных веществ, хлоридов, нефтепродуктов. Запасы амурской рыбы сокращаются, у нее появляется неприятный запах, регистрируются неизвестные болезни.
Другой водной проблемой на российско-китайской границе является река Иртыш. Река зарождается в Китае, проходит там треть пути, затем преодолевает казахстанский этап и приходит на российскую территорию – впадает в Обь. Существует сложнейшая проблема водотока Иртыша. Китай еще в 1997 году начал работу по забору части водотока Иртыша для орошения своих засушливых территорий. Во время визита в Пекин в апреле 2006 года министра природных ресурсов Юрия Трутнева китайская сторона впервые официально объявила, какой объем водотока она будет забирать – около 20%. Между тем, Омская область целиком зависит от Иртыша.
Минприроды России серьезно обеспокоено продолжающимся строительством в Китае водоотводного канала, в результате которого может обмелеть река Аргунь на территории России. Китай строит канал для переброски стока реки Хайлар (Аргунь) в озеро Далай.
С помощью новых высокодетальных космических снимков района строительства выяснилось, что с 17 мая по 17 июля 2009 года Китай искусственно расширял русло реки Хулунгол для дальнейшей переброски вод. Ширина канала составляет 46-48 метров, а ширина расширенного русла реки Хулунгол – 70-72 метра.
По мнению специалистов Минприроды, строительство водоотводного канала «может привести к значительным негативным последствиям для самой реки Аргунь и для экосистем, жизнедеятельность которых связана с состоянием реки, а также для экономического развития регионов Забайкалья».
После экологической катастрофа в ноябре 2005 года РФ и КНР активизировали природоохранное взаимодействие.
В августе 2006 года Госсоветом КНР была принята программа, которая предусматривает создание системы защиты реки Сунгари от сточных вод расположенных по ее берегам городов и утилизации городских отходов, борьбы с выбросами промышленных отходов и защиты источников водоснабжения городов. На реализацию программы по предотвращению загрязнения водных бассейнов в граничащей с Россией провинции Хэйлунцзян Китай планирует потратить более 7 миллиардов юаней (более одного миллиарда долларов).
На реализацию программы по предотвращению загрязнения реки Сунгари, рассчитанной на 2006-2010 годы, Китай выделил инвестиции в объеме 13,4 миллиарда юаней (1,959 миллиарда долларов).
29 января 2008 года Россия и Китай подписали межправительственное Соглашение о рациональном использовании и охране трансграничных вод.
Основные направления сотрудничества, предусмотренные соглашением с Китаем, включают разработку единых нормативов и целевых показателей качества трансграничных вод; содействие применению современных технологий рационального использования и охраны трансграничных вод; информирование сторон об осуществляемых и планируемых мероприятиях, способных привести к значительному трансграничному воздействию, предотвращение таких воздействий.
Кроме того, документ предусматривает содержание в надлежащем техническом состоянии существующих гидротехнических и иных сооружений; проведение мероприятий по стабилизации русел рек и предотвращению их эрозии; мониторинг трансграничных вод и обмен данными о его результатах; проведение совместных научных исследований; сотрудничество в сфере гидрологии, предупреждения паводков на трансграничных водах и другое.
12 ноября 2008 года Россия и Китай подписали меморандум о создании механизма взаимного оповещения и обмена информацией при трансграничных чрезвычайных ситуациях экологического характера.
Стороны, в частности, договорились оперативно оповещать друг друга об утечках радиоактивных веществ, опасных химикатов, загрязнении большой площади трансграничных вод или воздушного пространства. С российской стороны этим будет заниматься Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, с китайской Центр чрезвычайных ситуаций экологического характера и расследования инцидентов.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников