в чем проблема если врач испытывает негативные чувства к пациенту
Тесты НМО/Что такое пациентоориентированность
Что такое пациентоориентированность
Содержание
К какому роду философии восходит пациентоориентированность? [ править ]
1) древнегреческая философия;
3) гуманистическая философия;
Должен ли быть пациент доволен оказанием помощи? [ править ]
1) да, если нужно, чтобы он заплатил;
2) да, если нужно оказать помощь на полном биопсихосоциальном уровне;
3) нет, потому что врач лучше знает, как правильно лечить.
Каково устройство человека с точки зрения определения здоровья по ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения)? [ править ]
Чем эмпатия отличается от «отзеркаливания»? [ править ]
1) отзеркаливание – частный случай эмпатии;
3) эмпатия позволяет лучше понять другого человека;
4) эмпатия относится только к отношениям «врач-пациент».
В чём состоит представление об отчуждённости современной медицины? [ править ]
1) отголоски периода Мировых войн;
2) применение плацебо;
3) внимание биологическим процессам вместо работы с личностью;
4) предпочтение вероятности в ущерб индивидуальности;
5) проведение исследований на людях.
Что подразумевает выражение «ни слова обо мне без меня»? [ править ]
1) получение информированного согласия;
2) разъяснение деталей вмешательства;
3) принятие решений совместно с пациентом.
Почему, по ВОЗ, важно вовлечение пациента в процесс оказания помощи? [ править ]
1) этого требует общество постмодернизма и либерализма;
2) пациент может самостоятельно решать многие малые проблемы;
3) пациент лучше врача знает, когда и что делать.
В чём состоит «культура защиты» в современной медицине? [ править ]
1) врачи защищаются, «прикрываются» доказательными данными;
2) пациенты жалуются в вышестоящие инстанции;
3) врачи неохотно разговаривают с пациентами.
Что такое «телесная эмпатия»? [ править ]
1) повторение жестов и походки другого человека;
2) изменение процессов тела под действием коммуникации;
3) стремление быть похожим на другого человека.
Является ли ведение дневника артериального давления частью пациентоориентированного оказания помощи? [ править ]
1) зависит от заболевания пациента;
К какому роду психологии восходит пациентоориентированность? [ править ]
2) когнитивная психология;
3) социальная психология;
4) гуманистическая психология.
Каково значение понятия эмпатии в полном смысле? [ править ]
1) процесс вчувствования и глубинного понимания другого человека;
2) способ нужным образом ответить на высказывания другого человека;
3) состояние комфорта во время общения.
Чем отличается оказание услуги в медицине от сферы услуг (например, в парикмахерской)? [ править ]
1) в медицине услуги более дорогие;
2) учёт переживания, внутренней картины своего состояния;
3) более высокая вероятность отрицательного результата.
Что нужно врачу, чтобы учитывать переживание пациентом своего состояния? [ править ]
1) способность собирать анамнез;
2) коммуникативная компетентность;
3) знание языка пациента, если он иностранец.
Что делать, если врач испытывает неприязнь к пациенту? [ править ]
1) врачу следует разобраться в причинах такого своего отношения;
2) скрывать, она может плохо повлиять на лечение;
3) не скрывать, потому что лучше искренне показывать своё отношение;
4) не скрывать, это неконгруентно.
Выберите три «Р» ориентированной на человека медицины [ править ]
Что такое нисходящие психосоматические связи? [ править ]
1) влияние положения тела на настроение;
2) связь гипогликемии и чувства голода;
3) влияние социальной жизни на процессы биологического тела.
Почему пациентоориентированность важна не только с этической точки зрения? [ править ]
1) она никак не соотносится с этикой;
2) этика потеряла конституирующую социум функцию;
3) пациентоориентированность направлена на зарабатывание денег, а это не есть этичная интенция.
Что такое конгруентность в психологии человекоцентрированного взаимодействия? [ править ]
1) соответствие высказываемого и осознаваемого;
2) соответствие мыслей и чувств;
3) Соответствие переживаемого и выражаемого-это;
4) единство тела и души.
В чём суть разницы между больным, пациентом и клиентом? [ править ]
1) в степени экстренности оказания медицинской услуги;
2) в степени болезненности состояния;
3) в степени стоимости оказания медицинской услуги.
В чём проблема, если врач испытывает негативные чувства к пациенту? [ править ]
1) усталость, неудовлетворённость жизнью, работой, личностные проблемы врача;
2) пациент провоцирует такие чувства;
4) ситуация коммуникации вынуждает испытывать разные чувства, в том числе, негативные.
Что отличает медицинскую помощь от услуги? [ править ]
1) помощь оказывается только в стационаре, а услуга – амбулаторно;
2) услуга оказывается за деньги, а помощь – бесплатно;
3) услуга не является вынужденной для пациента/клиента.
Какую роль играет вероятностное суждение с точки зрения пациентоориентированности? [ править ]
1) важную, это позволяет причислить пациента к группе благоприятного или неблагоприятного течения;
2) не играет никакой роли вообще – простое информирование;
3) небольшую, потому что для отдельного пациента событие или происходит, или не происходит.
В каком году был оформлен концепт ВОЗ о Здравоохранении, ориентированном на людей (People-Centered Healthcare) [ править ]
В чём состоит неконгруентность пациента в соматической медицине? [ править ]
1) пациент не доверяет врачу;
2) недостаточная информированность о своём состоянии порождает страхи;
3) соматизированное психологическое состояние (психосоматическое заболевание);
4) пациент неискренне предъявляет жалобы.
С какой точки зрения, кроме этической, важна пациентоориентированность для современного врача? [ править ]
1) чтобы исключить жалобы и конфликты;
2) чтобы быть эффективным;
3) чтобы успешно манипулировать пациентом.
Что такое восходящие соматопсихические связи? [ править ]
1) связь событий в социуме с настроением;
2) влияние состояния тела на поведение и «социального человека»;
По ВОЗ, важно вовлечение пациента в процесс оказания помощи, потому что пациент может самостоятельно решать многие малые проблемы.
По ВОЗ, важно вовлечение пациента в процесс оказания помощи, потому что пациент может самостоятельно решать многие малые проблемы.
1. В каком году был оформлен концепт ВОЗ о Здравоохранении, ориентированном на людей (People-Centered Healthcare)
1) 1920;
2) 1948;
3) 1994;
4) 2007;+
5) 2016.
2. В чём может состоять неконгруентность врача?
1) врач устал и работает из последних сил;
2) пациент ему не нравится, но врач это скрывает;+
3) пациент требует внимания, а врач не может дать его.
3. В чём проблема, если врач испытывает негативные чувства к пациенту?
1) врач плохой;
2) пациент провоцирует такие чувства;
3) ситуация коммуникации вынуждает испытывать разные чувства, в том числе, негативные;
4) усталость, неудовлетворённость жизнью, работой, личностные проблемы врача.+
4. В чём состоит «культура защиты» в современной медицине?
1) врачи защищаются, «прикрываются» доказательными данными;+
2) врачи неохотно разговаривают с пациентами;
3) пациенты жалуются в вышестоящие инстанции.
5. В чём состоит неконгруентность пациента в соматической медицине?
1) недостаточная информированность о своём состоянии порождает страхи;
2) пациент не доверяет врачу;
3) пациент неискренне предъявляет жалобы;
4) соматизированное психологическое состояние (психосоматическое заболевание).+
6. В чём состоит представление об отчуждённости современной медицины?
1) внимание биологическим процессам вместо работы с личностью;+
2) отголоски периода Мировых войн;
3) предпочтение вероятности в ущерб индивидуальности;+
4) применение плацебо;
5) проведение исследований на людях.
7. В чём суть разницы между больным, пациентом и клиентом?
1) в степени болезненности состояния;+
2) в степени стоимости оказания медицинской услуги;
3) в степени экстренности оказания медицинской услуги.
8. Выберите компоненты человекоцентрированного взаимодействия по Карлу Роджерсу
1) искренность;
2) конгруентность врача;+
3) обратная связь;
4) психологический контакт;+
5) уважение;
6) эмпатия.+
9. Выберите три «Р» ориентированной на человека медицины
1) Patient;+
2) People;+
3) Period;
4) Person;+
5) Pharmacy;
6) Policy.
10. Должен ли быть пациент доволен оказанием помощи?
1) да, если нужно оказать помощь на полном биопсихосоциальном уровне;+
2) да, если нужно, чтобы он заплатил;
3) нет, потому что врач лучше знает, как правильно лечить.
11. К какому роду психологии восходит пациентоориентированность?
1) гуманистическая психология;+
2) когнитивная психология;
3) нейропсихология;
4) социальная психология.
12. К какому роду философии восходит пациентоориентированность?
1) гуманистическая философия;+
2) древнегреческая философия;
3) евгеника;
4) философия жизни.
13. Каково значение понятия эмпатии в полном смысле?
1) процесс вчувствования и глубинного понимания другого человека;+
2) состояние комфорта во время общения;
3) способ нужным образом ответить на высказывания другого человека.
14. Каково устройство человека с точки зрения определения здоровья по ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения)?
1) биопсихосоциальное;+
2) биосоциальное;
3) нейрогуморальное;
4) психосоматическое;
5) психосоциальное.
15. Какое действие является ключевым для вовлечения пациента в процесс оказания помощи?
1) диагностика;
2) информирование;
3) обучение;+
4) подписание согласия на лечение.
16. Какую роль играет вероятностное суждение с точки зрения пациентоориентированности?
1) важную, это позволяет причислить пациента к группе благоприятного или неблагоприятного течения;
2) не играет никакой роли вообще – простое информирование;
3) небольшую, потому что для отдельного пациента событие или происходит, или не происходит.+
17. Почему пациентоориентированность важна не только с этической точки зрения?
1) она никак не соотносится с этикой;
2) пациентоориентированность направлена на зарабатывание денег, а это не есть этичная интенция;
3) этика потеряла конституирующую социум функцию.+
18. Почему, по ВОЗ, важно вовлечение пациента в процесс оказания помощи?
1) пациент лучше врача знает, когда и что делать;
2) пациент может самостоятельно решать многие малые проблемы;+
3) этого требует общество постмодернизма и либерализма.
19. С какой точки зрения, кроме этической, важна пациентоориентированность для современного врача?
1) чтобы быть эффективным;+
2) чтобы исключить жалобы и конфликты;
3) чтобы успешно манипулировать пациентом.
20. Чем отличается оказание услуги в медицине от сферы услуг (например, в парикмахерской)?
1) более высокая вероятность отрицательного результата;
2) в медицине услуги более дорогие;
3) учёт переживания, внутренней картины своего состояния.+
21. Чем эмпатия отличается от «отзеркаливания»?
1) ничем;
2) отзеркаливание – частный случай эмпатии;
3) эмпатия относится только к отношениям «врач-пациент»;
4) эмпатия позволяет лучше понять другого человека.+
22. Что делать, если врач испытывает неприязнь к пациенту?
1) врачу следует разобраться в причинах такого своего отношения;+
2) не скрывать, потому что лучше искренне показывать своё отношение;
3) не скрывать, это неконгруентно;
4) скрывать, она может плохо повлиять на лечение.
23. Что нужно врачу, чтобы учитывать переживание пациентом своего состояния?
1) знание языка пациента, если он иностранец;
2) коммуникативная компетентность;+
3) способность собирать анамнез.
24. Что отличает медицинскую помощь от услуги?
1) помощь оказывается только в стационаре, а услуга – амбулаторно;
2) услуга не является вынужденной для пациента/клиента;+
3) услуга оказывается за деньги, а помощь – бесплатно.
25. Что подразумевает выражение «ни слова обо мне без меня»?
1) получение информированного согласия;
2) принятие решений совместно с пациентом;+
3) разъяснение деталей вмешательства.
26. Что такое «телесная эмпатия»?
1) изменение процессов тела под действием коммуникации;+
2) повторение жестов и походки другого человека;
3) стремление быть похожим на другого человека.
27. Что такое восходящие соматопсихические связи?
1) влияние настроения на обмен веществ;
2) влияние состояний тела на поведение и «социального человека»;+
3) связь событий в социуме с настроением.
28. Что такое конгруентность в психологии человекоцентрированного взаимодействия?
1) Соответствие переживаемого и выражаемого-это;+
2) единство тела и души;
3) соответствие высказываемого и осознаваемого;
4) соответствие мыслей и чувств.
29. Что такое нисходящие психосоматические связи?
1) влияние положения тела на настроение;
2) влияние социальной жизни на процессы биологического тела;+
3) связь гипогликемии и чувства голода.
30. Является ли ведение дневника артериального давления частью пациентоориентированного оказания помощи?
1) да;+
2) зависит от заболевания пациента;
3) нет.
Если хотите поблагодарить автора за его огромный труд, полученные знания и уникальный ресурс, то можете отправить ДОНАТ (от скромной до щедрой суммы).
Эмоциональные проблемы врачей в работе с психосоматическими больными.
В литературе касающейся терапии психосоматических расстройств достаточно много обсуждаются трудности работы с психосоматическими пациентами. Условно эти трудности можно разделить на три группы:
1. Организационные (связанные с организацией медицинской помощи таким больным);
2. Трудности, связанные с объективными особенностями течения психосоматических заболеваний;
3. И субъективные трудности, связанные с эмоциональными переживаниями психотерапевта в ходе терапии.
Они сами совсем не то, что сказал о своих больных известный доктор кожных болезней: «У меня самые замечательные больные: они не беспокоят меня ночью, они никогда не умирают, и они никогда не выздоравливают». Нет, они скорее, как Паниковский. Они старые и больные, они полгода не были в бане и их девушки не любят. Вместе с девушками их не любят и врачи. Даже несмотря на то, что в реальности часто это молодые и внешне успешные люди.
Несмотря на разность личностных особенностей психосоматических больных существуют и определенные общие черты, наличие которых вызывает определенные субъективные трудности у врачей. Это неадекватное отношение к болезни (гипо- и гипернозогнозия с ипохондрией), значительная пассивность в достижении своих целее по сравнению со здоровыми, психическая ригидность и фиксированные формы поведения, низкие фрустрационная толерантность и срессоустойчивость, алекситимия, привитая безнадежность (выученная беспомощность), агрессивность, перфекционизм, эмоциональная незрелость и эгоцентризм, инфантилизм, чрезмерный эмоциональный контроль и амбивалентность.
Все это в полной мере в разных комбинациях присуще пациентам с психосоматическими расстройствами.
Конечно, психосоматические больные такие же разные, как и все остальные люди. Описания разных типов психосоматических характеров при разных заболеваниях занимает многие сотни страниц у разных авторов.
Однако при работе с психосоматическими больными можно обнаружить и некоторую общность самих психосоматических заболеваний. Это их длительный хронический характер, связанность с характером, низкая склонность к принятию ответственности со стороны таких больных, их определенная и своеобразная адаптация к болезни, обязательные обострения и ухудшениями в ходе психотерапии, глубина расстройств, затрагивающих органы и системы.
Все эти особенности таких пациентов вызывают у психотерапевтов определенные трудности и требуют определенного подхода.
Эмоциональные проблемы у психотерапевтов встречаются самые разные.
Страхи и тревоги.
Страх, что состояние пациента значительно ухудшится в ходе психотерапии. От врача-психотерапевта требуется достаточно внутренних усилий, для преодоления собственной тревоги и беспокойства перед симптомами и физическими расстройствами, с которыми, как с флагом приходит психосоматический больной. Это то, за что его называют пациентом, это то почему к нему относятся серьезно, переживают за него или уж во всяком случае, за результаты его лечения.
Психосоматические пациенты, погруженные в свою болезнь и часто умело манипулирующие своими близкими, стараются вести себя привычно и начинают манипулировать психотерапевтом. При этом они используют его естественный страх перед ухудшением самочувствия пациента, утяжелением течения соматического расстройства. И если психотерапевт, в силу своей тревожности или слабых знаний в области внутренних болезней реагирует на манипуляции клиента, то очень скоро клиент начнет привычно использовать страх психотерапевта перед ухудшением состояния.
Врачу приходится проявлять твердость в том, чтобы придерживаться определенных терапевтическим контрактом границ.
Психосоматические пациенты часто и в течение долгого времени испытывают на прочность терапевтические границы, требуя к себе особого отношения, на том основании, что они «по-настоящему больны». Они порой шумно ведут себя с регистратором, ссорятся, отказываются от оплаты пропущенных встреч: «Вы что не понимаете, мне же было плохо!» «я же не такая, как эта цветущая девушка, которая от Вас только что вышла», «мне так плохо, а вы говорите, что я не могу остаться еще хоть на 10 минут», «я так стараюсь, и у нас все так хорошо идет, а вы не хотите принять меня в выходной» и т.д. Внутренняя твердость в отстаивании терапевтических границ, ясное понимание пользы этого не только для себя, но и для пациента, позволяют психотерапевту давать ему возможность учиться принимать ограничения реальности, и учиться брать на себя часть ответственности.
Одна из трудностей заключается в том, чтобы быть в реальном живом общении, так как такое общение доставляет массу тревог рождающихся ожиданиями пациента, его пассивной позицией объекта медицинских манипуляций, привитое многими годами общения с интернистами. Неспособность выдержать эту тревогу иногда заставляет психотерапевта заполнять время терапии какими-то манипуляциями, массажами, физическими упражнениями, чтобы хоть как-то оправдать свое звание врача и отработать те деньги, которые он получает от пациента. «Я не просто разговоры говорил, а занимался чем-то серьезным».
Часто приходится сталкиваться со страхом длительной работы с пациентом, особенно таким сложным, как психосоматический больной. Понимание, что эффективная работа может потребовать многих месяцев, а иногда даже нескольких лет, трудной и эмоционально сложной работы, порой заставляет психотерапевта отказаться от нее.
Беспокойства и опасения
Беспокойство за свое профессиональное лицо.
В настоящей ситуации в сфере оказания медицинской помощи преобладает соматическая ориентации в подходе к терапии психосоматических пациентов. Психотерапевты часто слишком легко отказываются от ответственности за ход терапии, потому что они в случае любых даже временных, даже закономерных ухудшений, будут обвинены в легкомыслии, в игнорировании рекомендаций уважаемых интернистов и назначения «настоящего» медикаментозного лечения. Тревога, возникающая из-за отсутствия поддержки со стороны интернистов, опасения подвергнуться критике со стороны родственников больного часто приводят к отказу со стороны психотерапевта от дальнейшей работы с психосоматическим пациентом.
Эти беспокойства часто сводят на нет результаты совместных с пациентом усилий, так как порой требуется мужество, чтобы вместе с больным переживать периоды ухудшений, спокойно переносить передаваемые пациентом слова терапевта о психотерапии «я же вам с самого начала говорил» и продолжать работать в направлении целостного подхода к человеку.
В таких ситуациях сложно удержаться от одностороннего отношения к терапии психосоматических больных, так как поведение коллег порой кажется таким стереотипным и игнорирующим очевидные психологические трудности человека, что это вызывает раздражение и злость на коллег, желание вести себя уничижительно по отношению к другим узким специалистам и отрицать необходимость терапевтических методов лечения.
В такие моменты только супервизия и правильная рациональная теоретическая база помогает управиться с этими эмоциями, понять их односторонность и осознать, что ты, как специалист, тоже перегибаешь палку. Целостная позиция во взгляде на пациента и реалистическое видение человека позволяет справиться с эмоциональными зигзагами из одной стороны в другую, и отказаться от излишне самонадеянной узкоспециальной позиции.
Агрессия и чувство вины за ее появление и проявление.
Несмотря на то, что ключевым конфликтом в возникновении психосоматических расстройств является конфликт вежливости и прямоты, для врача может очень сложным быть осознание проявления этого же конфликта в ходе построения самих терапевтических отношений с пациентом.
Часто врач не склонен быть открытым с пациентом в обсуждении своих чувств по отношению к тому или иному поведению пациента и тогда он попадает в те же отношения, какие привык строить с другими людьми его пациент. Таким образом одним из частых затруднений является напряжение и раздражение на клиента за то, что тот вызывает сильные чувства своим поведением, которое врач, из страха ухудшить терапевтический альянс, самочувствие или состояние больного, не обсуждает открыто. Поэтому одной из способностей крайне необходимых в работе именно с психосоматическими больными является способность врача к рефлексии, способность осознавать свои собственные чувства, понимать их происхождение и умение пользоваться открытостью и искренностью в обсуждении поведения больного.
Ощущение безнадежности и пессимизм.
Одним из значительных затруднений является необходимость преодоление привычной для пациента ориентации на симптомы, как на главное содержание терапии.
Чтобы сделать переход от симптома к конфликту, который его вызывает, порой необходимо преодолеть серьезное сопротивление и самого пациента, и его родственников, и его врача, которой назначал и назначает свои препараты и, во всяком случае, достиг в этом какого-то успеха.
Психотерапевту требуется достаточно внутренней уверенности и убежденности, а в каких-то случаях даже фанатизма, чтобы последовательно переводить интерес пациента к своей болезни в плоскость внутренних и внешних конфликтов, вызывающих его симптомы.
Необходима внутренняя устойчивость в своей профессиональной позиции и высокая толерантность к стрессу, чтобы выносить неудачи и эпизоды отрицательной динамики в проявлении соматических симптомов. Есть такое свойство, которое в англоговорящей литературе называют, как «selfeficacy», а на русский можно перевести, как «самоуверенность», «убежденность в своих силах» и в том, что ты. как профессионал, способен достигать успеха в том, что ты делаешь.
Это важное свойство, которое обусловливает поведение психотерапевта такого свойства, что именно оно рождает тот плацебо эффект, оживляющий надежду в пациенте, которая критически важна для успеха в преодолении психосоматических расстройств. Только убежденный и уверенный в том, что он делает врач, может заразить такой же убежденностью пациента. Глядя на то, как психотерапевты описывают свой пессимизм по отношению к психосоматическими пациентами, легко представить, что им нечему научить своих еще более скептических пациентов.
Одной из трудностей является дефицит оптимизма, надежды, когда врач с легкостью принимает видение болезни пациентом вместо того, чтобы найти что-то новое во внутренней картине болезни. Так как одним из постулатов любого направления психотерапии является имманентное присутствие в любом симптоме или страдании смысла или назначения или функции, то, будучи врачом, довольно сложно отречься от врачебного видения симптомов. Трудность в том, чтобы, не только изменить взгляд пациента на его симптом и расширить его понимание, но и самому обнаружить в страдании какой-то смысл, порой даже очевидный, а уж тем более глубоко скрытый.
Иногда трудно преодолеть соблазн в поисках простых и поверхностных причин психосоматических заболеваний. Так как их причинами чаще всего являются не макротравмы, не заметные потрясения, а ежедневные мелкие конфликты, это требует определенного терпения и тщательности в изучении жизненных обстоятельств пациента. Порой же это делать трудно и хочется, как в том анекдоте искать ключи там, где светло, а не там, где их потерял.
Потому что он зануден и невыносим в привязанности и привычности к своей болезни, которая стала главным смыслом и содержанием его жизни. Многих усилий порой требуется, чтобы опираясь на исключительно рациональное знание, что такой пациент обладает всеми теми же достоинствами и способностями, что и все твои другие клиенты и другие люди, да и ты сам, чтобы относиться к нему с пониманием. Чтобы дать себе возможность увидеть за этой стеной скучной больной жизни его способности и потенциальные возможности.
Позитивное видение человека – одно из условий самой возможности помочь своему клиенту. Именно оно позволяет психотерапевту обращать пациента к его к собственному будущему, его ожиданиям от жизни и ее смыслу. Потому что именно эти вопросы дают возможность пациентам посмотреть на себя не только, как на носителей определенных симптомов, которые всегда так интересуют врачей, но, как на личность со своими представлениями, ценностями, будущим, всеми теми способностями, которые не используются, игнорируются или подавляются человеком.
Напряжение и тягостные переживания в работе с сопротивлением семьи больного, особенно если пациент демонстрирует какие-то успехи и надежду.
Одним из принципов использования и активизации ресурсов пациента является включение в терапию семейного окружения больного. Прекрасный принцип, но как тягостно бывает работать именно с семьями психосоматических пациентов. Так как семья – это определенная, годами складывавшаяся система со своими взглядами на болезнь, своими выгодами от болезни, со своими функциями психосоматических болезней, то включение ее в терапию обычно сулит на первом этапе серьезные затруднения. Требуются терпение, способность принимать позицию каждого члена семьи, чтобы не занимать чью-то исключительно. Большого эмоционального труда стоит изменение представлений близких родственников о болезни больного, когда болезнь проистекает из болезненной системы отношений и семейных традиций. Особенно, если родственники не считают ее болезненной. Например, мать не желающая отпускать от себя сорокалетнего сына, воспитывающая у него постоянное чувство вины за гипотетический уход из дома (классическая концепция о том, что «жена может быть, и вторая, и третья, а мама может быть только одна»). Много терпения и терпимости требуют такие ситуации от врача, потому что часто сам пациент готов предпринимать что-то новое, но родственники, родители к этому не готовы, склонны игнорировать успехи и достижения, коллекционированию признаков и эпизодов ухудшения состояния, чтобы убедить самого пациента прекратить терапию, что к сожалению часто и случается.
Такие случаи рождают чувство разочарования, собственной неспособности справиться с клинической ситуацией, неэффективности как специалиста, и просто неудачливости. Ты столько вложил в работу, ты столько всего пережил вместе с клиентом, ты столькому, казалось бы, его научил, ты видел положительную динамику, улучшение не только социального функционирования, не только изменения в позиции пациента по отношению к своей болезни и симптомам, но и положительную динамику в соматическом состоянии, пусть небольшую, не грандиозную, но достаточную и стабильную. И вдруг, или не вдруг, пациент прекращает терапию, чаще по традиции без всяких звонков, объяснений и обсуждений расставания и завершения терапии, и врач остается наедине со своими переживаниями и фантазиями о том, что все это значит и что за этим стоит.
В этой статье много говорилось о трудностях психотерапевта в работе с психосоматическим больным и о способностях, развитие которых помогает преодолевать эти трудности. Но к счастью, в результате многомесячной, а иногда и многолетней работы, у врача есть возможность видеть результаты своего труда, когда больной уже не начинает сессию с рассказа о том, сколько у него было астматических приступов, а говорит что с ним происходило, о чем он думал, переживал и отчего ухудшалось состояние. Когда пациент рассказывает о том, что доза гормонов уменьшилась в 8 раз, что антигистаминные он пьет всего раз в месяц, а не дважды день как полгода назад. Когда он рассказывает, что начал скакать на скакалке или бегать вместе со своей собакой, тогда как раньше только выходил во двор «погулять на скамейке». Как говорят на востоке «дерево терпения растет очень долго, но если бы вы знали, как сладки его плоды».
Выводы: работа с психосоматическими больными сложна по ряду серьезных субъективных причин.
Эти субъективные трудности испытывают врачи всех специальностей, сталкивающиеся с психосоматическими больными, но только у психотерапевта достаточно времени и подготовки, чтобы использовать эти трудности на пользу такому пациенту.
Понимание универсальности этих трудностей, их природы, а так же вера в возможность их преодоления, дает шанс на эффективную работу с такого рада пациентами.
Реальная оценка психотерапевтом своих ограничений, понимание того, какие именно его свойства (их дефицит или избыток) стоят за вышеописанными трудностями, дает возможность развивать их, чтобы более эффективно помогать таким больным.