в чем привезли пчелу в древней руси
В чем принесли первую пчелу из Афона Зосима и Савватий (11 букв)?
По преданию, святые Зосима и Савватий принесли из Афона пчелиную матку, пустили ее в Русскую землю и положили тем самым начало пчеловодству на Руси. В чем принесли первую пчелу святые Зосима и Савватий? (Слово из 11 букв)
Зосима и Савватий были монахи Соловецкого монастыря. Пустынь была бедной, пока братия не начала разводить пчел Начало успешному пчеловодству положили эти два монаха, которые ходили в Египет и оттуда в посохе принесли пчеломатку До этого приобретения с пчеловодством дела у монахов не ладились.
Так как с появлением пчелиной матки жизнь пчелиных семейств стала налаживаться, то в этом увидели промысел Божий, и после смерти этих монахов сложилась легенда, в которой 77 цариц семидесяти семи городов пчелиных решили полететь на небеса к Престолу Господню и попросить себе святого покровителя.
Илья Пророк напомнил Господу Богу о новопредставленных святых угодниках Его, преподобных Зосиме и Савватии, Соловецких подвижниках и тот сделал их святыми покровителями пчеловодства.
На Руси называли улей с иконой этих преподобных называли Зосимой. В советское время, в разгар воинствующего атеизма объявили, что образ Зосимы и Савватия представляет собой пережитки «языческой эпохи с ее «культами пчелиного бога», подлинное имя которого утрачено у славян и у русских. Тем не менее, этот образ отождествлен с конкретными людьми, жившими в конкретную историческую эпоху
Как бы там не было, но на иконе держат святые улей, возле которого роится новая семья, и святые эти до сих пор считаются покровителями пчеловодов.
В чем принесли первую пчелу святые покровители Зосима и Савватий?
Дорогие друзья, и снова пятница, заканчивается рабочая неделя, впереди два выходных, и все мы вновь собрались у голубых экранов в этот пятничный вечер в ожидании всеми нами любимой передачи, замечательного капитал – шоу Поле чудес. Эта добрая, знакомая нам всем программа выходит в вечернем эфире каждую пятницу, и с нами ее бессменный ведущий Леонид Якубович, три тройки игроков, финал, и, возможно, супер игра.
В сегодняшней программе нас традиционно ожидает искрометный юмор, народное творчество, эрудиция и многое другое. В сегодняшнем выпуске Поле чудес от 16 июля 2021 года телезрителей порадуют интересными вопросами по теме.
В чем принесли первую пчелу святые покровители Зосима и Савватий?
В одной из молитв преподобному Зосиме, между прочим, подробно повествуется о путешествии святых Зосимы и Савватия. угодников Соловецких, в какие-то далекие страны, откуда они, по повелению Божию, принесли в набалдашнике посоха матку пчелиную и, пустив ее в русскую землю, положили этим начало пчеловодству. Сельские наши пчеловоды в день памяти святого Зосимы служат ему в церквах молебны и приносят в церковь медовые соты для освящения.
Ответ: Набалдашник
В других местах еще есть обычай в этот же день кормить пчел просфорою, освященною накануне Благовещения, что делается будто бы по примеру самого преподобного Зосимы. В день памяти этого угодника пчеловоды вынимают ульи из омшаника и выставляют на лето в пасеки. При этом почти повсюду ведется обычай ставить один улей среди других; он обыкновенно называется Зосимом; на нем поставляется образ святого Зосимы, который изображается здесь всегда с ульем пчел.
Известно, что древние русские монастыри, особенно на севере и северо-востоке, будучи прежде всего училищами благочестия, были в то же время весьма немаловажными рассадниками сведений по части хозяйственной. Притом само занятие пчеловодством, один из важнейших промыслов Древней Руси, могло служить весьма существенным и приличным средством для обеспечения монастырей”. (Русский месяцеслов. Крестьянин, Ростов-на-Дону. 29.04.1999)
Краткая история развития пчеловодства на Руси
Места русские издревле богаты медоносными угодьями: поля с разнотравьем, леса с медоносами, тёплый климат способствует развитию пчёл. Самое древнее – дикое пчеловодство: пращуры находили гнёзда диких пчёл и отбирали мёд. Сложно сказать, какие даты считать зарождением пчеловодства. По свидетельствам Геродота, древнегреческого историка, жившего около 5 века до н.э., скифы вели торговлю мёдом и воском.
Бортевое пчеловодство
На Руси письменность зародилась около 10 века, к тому времени предки перешли к бортевому пчеловодству: бортники (древние пасечники) делали борти.
Борть – искусственно сделанное дупло: попросту колода с выдолбленной сердцевиной. Развешивали по нескольку на дерево, для удобства в работе, иногда строили настил. В такой колоде спереди делали довольно широкую щель, закрывали её двумя кусками дерева, оставляя пчёлам леток. Вытащив эти две деревяшки, получали доступ к содержимому, можно было подрезать мёд или провести другие работы. Понятно, особо много через щель не сделаешь, и всё же так проще, чем в диком дупле.
Борти были личным имуществом, ценились высоко: В «Русской правде», укладе законов Ярослава Мудрого, штраф за княжескую борть, как и за княжеского коня: 3 гривны. А за порушенную межу бортевых угодий 12. Интересно, что штраф за порубку дерева с живущими пчёлами был 6, а не 3 гривны, как за разрушение подвешенной борти – естественно жившие пчёлы ценились выше. В дуплах может быть мёд за несколько лет. Известны случаи, когда, при хорошем медосборе, пчёлы полностью заливают все ячейки мёдом и потом улетают – некуда матке откладывать яйца, тесное гнездо, надо менять…
Приход христианства на Русь увеличил потребность в воске: оправление религиозных церемоний требовало много свечей. Борти убирались из лесов и устанавливались в подворьях, для удобства обслуживания. Многие монастыри содержали пчёл, обеспечивающие их мёдом и, главное, воском – для изготовления свечей.
Работа с пчёлами объявлялась богоугодным делом, святые пустынники питались «мёдом и акридами», что признавалось особо богоугодным. Святые Зосима и Саватий, монахи Соловецкого монастыря, объявились покровителями пчеловодства на Руси. Леса вырубались для хозяйственных целей, а пчёл в бортях, колодах, дуплянках, сапетках расставляли на земле. Появилось слово «пасека» – дословно «на месте сечи», то есть рубки.
Наступил следующий этап – колодное пчеловодство.
Разрабатывались и разные приёмы присмотра за пчёлами. Придумывались разнообразные надставки на колоды на время медосбора или, наоборот, подкапывание под дуплянкой или сапеткой для увеличения обьёма. Сапетки, сделанные из жгутов обмазанной глиной соломы, больше распространены в степных, безлесных районах.
Выросла и мобильность таких пасек – это не деревья, их уже можно было перевозить в районы массового цветения медоносов. В жизнь пчелиной семьи пасечник вмешивался мало. Осенью часть, причём лучшая, (семьи, собравшие больше всего мёда), закуривалась серой. Шёл отрицательный отбор – на развод оставались самые никчёмные, ройливые, малопродуктивные пчёлы…
При правлении Ивана Грозного в 1950 г. в «Московском судебнике» использовались большие штрафы за преступления, связанные с воровством или уничтожением пчёл. Алексей Михайлович (отец Петра I) ещё увеличил наказания. Сам Пётр I был единственным императором, содержавшим личную пасеку, размещена была на берегу Финского залива. Пчеловодство была важная государственная статья доходов: основными торговыми товарами с Руси были меха, мёд, воск. Раньше только в Англию вывозилось больше 50 000 пудов мёда. Пётр I заменил натуральный оброк с пасек денежным, отменил безналоговое пчеловодство в монастырях, известны именные его указы о пчеловодстве.
В больших количествах изводились леса – требовалась древесина на военные нужды, постройку флота, строительства городов и крепостей, экспорт. Много древесины требовала зарождавшаяся промышленность, производство дёгтя, древесного угля, селитры, скипидара и др. Расширялись площади под пахотные земли, промышленные постройки. Всё это сильно сократило бортевое пчеловодство. Сильно подкосил пчеловодство и прогресс, как ни удивительно на первый взгляд. Производство пива и водки, распространившись, стремительно вытесняло сбитни и меды, сахар обходился дешевле мёда, а парафин, лигроин, керосин – доступнее воска для освещения. Пчеловодство становилось невыгодным…
От имевшихся к началу 19 века 40-50 млн. семей к сороковым осталось около 5-6 млн… а неизвестного до того сахара около 300 сахарных заводов России выпускали в 1948г. уже свыше 60 000 тонн. Концентрация семей из разбросанных по лесам в пасеках на одном месте, как и кочёвки, недостаточная приспособленность дуплянок (главное – удобство пчеловода, а не пчёл), вели к распространению болезней.
Преёмница Петра I, Екатерина II, пошла другим путём. В 1775 выдала Высочайший Манифест: «отрешаем, где есть сбор с бортевого или пчелиного угодья, и повелеваем впредь оного не собирать и не платить», то есть избавила пасечников от любых сборов и налогов. Наверное, не зря на её родовом знаке изображении улей, цветок и пчела.
Рациональное рамочное пчеловодство
Указы указами, но ещё большую роль сослужило изобретение Прокоповичем в 1814 г. рамочного улья. На его основе Пётр Иванович разработал совершенно новую систему содержания пчёл, когда пчеловод мог вмешиваться в пчелиную жизнь, направлять и руководить развитием семей.
Он открыл специальную школу, обучал желающих, распространял знания. Наступило время рамочного пчеловодства.
В 1858 г. м Меринг изобрёл «вафельницу» для производства вощины, в 1865 г. Ф. Грушка сделал первую медогонку. Стало возможным отбирать мёд не ломая сотов, запас сот в рамках использовать по усмотрению пчеловода. Это и время изобретений и споров по поводу «самых лучших» конструкций ульёв. Хотя спорят и поныне…
На 1900 г. в России насчитывалось около 5,2 млн. пчёлосемей, из них в рамочных ульях 1,2 млн. В последующем процент рамочных только рос, дуплянка в наше время – редкость. Революция и последующая война разоряла хозяйства и пасеки. 19 апреля В.И. Ленин подписал указ «Об охране пчеловодства», первый закон молодой власти, защищающий права пчеловодов и регулирующий имущественные отношения с ними. Во времена Сталина, с 1939 г. («закон о сельскохозяйственном налоге» от 1 сентября) подати платили со всего, в том числе и с каждого фруктового дерева, с каждой семьи пчёл. Пасечники сами втихомолку уничтожали семьи, снижая налог… Великая Отечественная совсем подкосила пчеловодство, после неё отрасль пришлось поднимать буквально из руин.
В 1958 г. на юге Китая обнаружили новую напасть: с индийских пчёл на медоносную пчелу перешёл клещ Варроа-Якобсони. В 1964 г. болезнь диагностировали в Приморском крае РСФСР. За считанные десятилетия инвазия поразила все пасеки Европы и Азии…
Из истории пчеловодства Руси
Где и кто занимался пчеловодством
Одна из отраслей сельского хозяйства – пчеловодство или бортничество, при изобилии имевшихся в старину «бортныхъ ухожьевъ», где водились дикие пчелы, была распространена весьма значительно на Руси.
Еще во времена язычества русские люди занимались пчеловодством. Причем о бортных ухожеях или угодьях упоминается в летописях по всем почти областям древней Руси. Если же где прямо и не говорится о бортях, упоминается по крайней мере об обилии или употреблении меда. Что без сомнения, свидетельствует о существовании бортного промысла.
На основании сказаний летописей, бортничеством занимались в Псковской и Новгородских землях, в Ладоге и на Ловати, также в Московской, Нижегородской, Костромской и Тверской областях. Пчеловодством издавна славились так же земли Муромские, Рязанские, Смоленские и Полоцкие княжества и земля Ятвагов. Наиболее же всего пчеловодство было развито в юго-западной Руси, особенно в Подолии.
В древней Руси, как сказано, пчеловодство велось бортевое. Которое может быть названо естественным или диким в отличии от искусственного или пасечного, о котором в первый раз упоминается только в XIV веке.
Бортники или пчеловоды отыскивали и оберегали в лесу старые толстые деревья с дуплами. В случае надобности выдалбливали новые борти. Записывали на таких деревьях особые знаки, в тех видах, чтобы кто из посторонних не мог присвоить себе занятого уже бортного дерева. Нужно при этом заметить, что украсть борть, списать бортные знаки, уничтожить бортьную межу, выдрать пчел – считалось в прежнее время преступлением весьма тяжким, подлежащим уголовному наказанию.
О князьях и пчелах
Бортный тат, как посягатель на важный народный промысел, преследовался по горячим следам. Жители, укрывшие пчелиного вора у себя, на основании постановления Русской Правды, платили как «татьбу». Т. е. стоимость украденного, так пеню или штраф. Эти начала Русской Правды вошли затем и в Статутъ Литовский, придавший им, под влиянием религиозных верований, более суровый смысл, так как пчелиный вор, пойманный с поличным, подвергался в Западной Руси даже смертной казни.
Князья имели свои бортные угодья (княжи борти), из которых часть сдавалась в оброк. Часть шла для удовлетворения собственных потребности князей в меде. Наконец, известное количество меда собиралось князьями в виде подати. Оброчный мед поступал в княжеские погреба (медуши), в которых иногда сохранялось большое количество меда.
Так, по свидетельству летописей, в погребах киевского князя Святослава в 1146 году находилось 500 берковец меду (82 тонны). Из этого видно, что бортничество уже в XII веке было развито весьма значительно. Вообще пчеловодная промышленность считалась в древней Руси весьма прибыльной. Так как мед и особенно воск выгодно было сбывать в чужие земли. Торговля воском в Новгороде процветала издавна и в широких размерах. Так, при великом князе Ярославе там уже существовал целый класс торговцев воском (вощинников).
Вообще до Петра Великого пчеловодство составляло предмет особой заботливости правительства. Что объяснялось тем важным значением, какое имела в то время торговля медом и воском, составлявшая одну из важнейших статей государственного и народного хозяйства.
Законы на службе пчел и бортничества
Во времена начертания Русской Правды великие князья заботились об охране бортного промысла, эти начала, перешли впоследствии в судебники. Но главным образом, заботы правительства о пчеловодстве относится ко времени издания царем Алексеем Михайловичем Уложения, в котором постановлениям о пчеловодстве отведено далеко не последнее место.
На основании Уложения вотчинники и помещики, владевшие бортными угодьями, имели право расчищать леса под пашни и покосы и на расчищенных землях селить крестьян. Помещики были полными владельцами вотчин и поместий только в границах своих владений и в этих пределах могли расчищать вновь из заросли сенные покосы.
Если бортное дерево, находившееся в лесу, с пчелами или без пчел, было повалено, и владелец пчел захотел бы высечь улей из дерева, то владелец леса не должен был препятствовать в том хозяину улья. Точно также и этот последний мог пользоваться только одной бортью, но не имел права рубить в лесу ни дров, ни бревен, и не должен был считать лес, в котором находятся его пчелы, своим. Владелец же дачи, в свою очередь, не имел права на пчел, рыбную ловлю и покосы. Если они составляли собственность другого лица.
В случае если бы кто-нибудь испортил чужое бортное дерево, каким бы то ни было образом, и по дознанию оказалось, что он нанес этот вред умышленно, то виновный подвергался штрафу в размере трех рублей за каждое дерево с пчелами и полуторых рублей – за дерево, в котором в котором уже раньше были пчелы. За пору дерева с выдолбленной бортью с виновного брали штраф в 25 алтын, а за каждый невыделанный кряж – 25 алтын и 3 деньги.
Если кто-то вынимал пчел из улья, но борти не портил, то за каждый улей взыскивалось с виновного по полтора рубля. Далее, за кражу пчел, улья или борти, виновный подвергался штрафу в три рубля за каждый улей и жесткому наказанию кнутом.
За умышленную срубку бортного дерева с пчелами и кражу меда, брался штраф в шесть рублей, который и отдавался истцу.
Подобный же штраф в 3 и 2,5 рубля взыскивался даже в и в том случае, когда наносился и неумышленный вред бортным деревьям огнем или топором при расчистке леса под пашню или сенокос.
При составлении писцовых книг в царствование Феодора Алексеевича относительно бортных угодий, как и многих других оброчных статей, находившихся в лесах. Постановлено было, чтобы писцы описывали их с возможной точностью и подробностью. Обозначая подробно не только места, где находятся угодья, но даже и знаки каждого владельца бортей, делавшиеся ими на бортях.
На обязанностях писцов лежала также хозяйственная раздача угодий в оброк. Причем они должны были отдавать бортные угодья тем из крестьян-бортников, которые дадут наибольший оброк. При этом в исправном платеже денег требовалось ручательство других бортников.
Детям боярским запрещалось отдавать в оброк бортные леса, так как правительство опасалось, что борти запустеют.
В царствование Феодора Алексеевича за проступки против пчеловодной собственности были ослаблены наказания. А именно за порчу борти огнем или топором взыскивалось в казну. За каждую борть дельную с пчелами, по рублю за дерево, за дельную борть без пчел – по полтине и наконец. За дерево бортное без пчел и не дельное – по полуполтине.
В чем принесли пчелу из Афона Зосима и Савватий?
В чем принесли пчелиную матку из Афона святые Зосима и Савватий? 11 букв, Поле чудес, Второй тур. Сегодня у нас пятница 16 июля 2021 года. Телеигра капитал-шоу Поле чудес уже в эфире Первого канала. В студии телепередачи под аплодисменты телезрителей Леонид Аркадьевич Якубович приглашает тройку игроков. Игра проходит без зрителей в зале, тема игры – Насекомые.
В ходе игры участники по очереди крутят барабан. На нем выпадают очки, которые может получить игрок, если назовет правильную букву. А в самом конце победителю финала предлагают сыграть в Суперигру. На сайте Спринт-Ответ уже опубликована общая статья с текстовым обзором игры Поле чудес за сегодня, которую можно найти в рубрике Телеигра.
В чем принесли пчелиную матку из Афона Зосима и Савватий в Россию?
Вот задание на второй тур. По преданию, святые Зосима и Савватий принесли из Афона пчелиную матку, пустили ее в Русскую землю и положили тем самым начало пчеловодству на Руси. В чем принесли первую пчелу святые Зосима и Савватий? (Слово из 11 букв)
Пчеловодство – это деятельность, при которой человек с любовью и любовью относится к определенному виду насекомых – медоносным пчелам. Пчеловод – это призвание человека, который после упорного труда добивается успеха в разведении и содержании пчелиных семей, обычно в определенных помещениях – ульях.
Пчеловод разводит медоносных пчел, имеющих хозяйственное значение, для сбора продуктов пчеловодства, подходящих и чрезвычайно полезных как для употребления человеком: мед, прополисный клей, маточное молочко, пчелиную пыльцу, дроновое молоко, так и для некоторых отраслей промышленности – производство мазей, краски, свечей из пчелиного воска.
Гора Афон была образована как монашеская община в 963 году, когда монах Афанасий основал Великую Лавру, которая до сих пор является крупнейшим из 20 монастырей на Афоне. Монастырь пользовался покровительством византийских Васильев, что способствовало его быстрому росту и увеличению его богатства и имущества.