в чем прикол оперы
Опер Style — это
Возможно вы замечали такое словосочетание как Опер Style под фотографиями ничем не примечательных кроме бункера (тонировка по кругу в ноль) автомобилей. Хотя ни о каком стиле речи не идёт. Но то, что определённые автомобили называют именно так, это факт. Ниже вы можете ознакомиться почему и при каких обстоятельствах высокие автомобили в бункере стали звать именно Опер Стилем.
В период рейдов с маски-шоу, работникам органов негласно было разрешено ездить тонированными. Если человек показывал корочку его отпускали. Тонировка в какой-то степени была необходимостью для них и могла спасти жизнь. Также она помогала работникам в оперативной работе, при слежке и так далее.
В основном работники передвигались на стоковой подвеске в бункере и с разными номерами в багажнике, которые необходимы для конспирации, либо с рамками-шторками, которые одним нажатием кнопки закрывают номера.
Рейды по тонировке не прекращались, буквально каждый день спецгруппы выезжали на рейды, раздевали машины, очень много машин. Любители тонировки, привыкнув ездить в бункере, не представляли себе возможным ездить по другому. Поэтому попавшись на рейд и оставшись без бункера, они тонировались чуть ли не каждый день. Если вы спросите у них, зачем им это нужно, вам ответят что есть много причин. Это уют в тачке, никто не глазеет на вас, а у нас любят это дело. Стоит учитывать и географическое положение региона, где почти постоянно светит солнце, а летом тонировка вообще очень хорошо спасает от жары, от выгорания салона и так далее. На растонированной Приоре (условно) уже не поездишь с громкой музыкой, все смотрят тебе в лицо на светофоре, уже не так уютно в тачке, плюс не очень приятно когда ты едешь на посаженной машине, машина прыгает от неровностей, а вместе с ней и водитель. Но каждый раз клеить плёнки и каждый раз качать с ментами тоже не дело, это начало надоедать водителям.
На этой волне пацаны постепенно начали поднимать свои пузотёрки, либо продали их и пересели на иномарки. Видя как сотрудники органов свободно ездят с тонером, пацаны тоже решили ездить хоть и поднятыми, но с тонировкой. Многие между тонером и посадкой выбрали именно тонер.
Вначале такие машины не особо то и останавливали, как было сказано выше, гаишники думали что едет сотрудник, опер. Отсюда и пошло это название Оперские. Бункер, рамки-шторки, спец-сигнал, стробоскопы и полный сток снаружи, вплоть до брызговиков.
В тот период, когда работникам негласно было разрешено использовать тонировку, гражданские лица, попавшиеся с тонером, могли отмазаться от гаеров одним звонком знакомому работнику, если таковой имелся. На это тоже иногда закрывали глаза. Но и такая ситуация продолжалась не долго, с каждым днём наказание для сотрудников становилось строже и строже.
В итоге ситуация дошла до того, что в каждом ведомстве начальство принудило своих работников снять тонировку. Параллельно проводились рейды ОСБ, которые выявляли исключительно работников, которые пользуясь положением ездили тонированными. Если работник попался с тонером ему объявляют выговор, лишают премий, 13 зарплаты и так далее. Таким образом постепенно растонировались и работники.
Что такое опера
Опера – вид театрального искусства, где прекрасно сочетаются музыка, драма, живопись, пластика. Здесь каждое сценическое действие сопровождают пение и инструментальный аккомпанемент.
С языка родины данного произведения, это слово переводится, как труд или сочинение. Оперы создает композитор и в основе его творения лежит какой-то литературный сюжет.
Словесные тексты называют либретто. Но самой главной в опере считается музыка. Ни одно из оперных произведений не начинается без увертюры, что подразумевает симфоническое вступление.
Историческое происхождение оперы
Данный музыкальный жанр был зарожден в конце шестнадцатого века в Италии, в городе – Флоренции. Именно в это время должна была пройти свадьба французского короля Генриха 4-го, который женился на итальянке Марии Медичи. Отец невесты был большим поклонником музыки, и в их дворце она звучала почти постоянно. Чтобы удивить приглашенных на свадьбу гостей, он попросил у музыкантов написать что-то новое и необычное, то чего до сих пор никто не встречал.
И ему это удалось. Практически все гости были поражены и услышанным произведением и увиденной игрой. Актеры были одеты в костюмы, а невдалеке от них расположился оркестр. Музыка играла на протяжении всей премьеры. Слова текста не произносились репликами, а пелись, что больше всего и изумило всех.
До тех пор подобное исполнение можно было наблюдать в исполнении простолюдинов, а для высшего общества все происходило совсем по-другому. А вот на свадьбе в исполненном произведении было все ясно и понятно, а сама манера пения завораживала.
В наше время опер различают несколько типов:
Состав оперы
Оперу относят как к самому богатому и одновременно, самому сложному музыкальному жанру. Одной из главных частей любой оперы является ария. От простой песни она отличается сложностью и при этом характеризирует каждого героя. Благодаря арии, четко выражается душевное состояние человека, какие противоположные чувства ведут между собой борьбу и что, в конечном итоге, побеждает.
Музыка прекрасно выражает уже сформированные чувства, а в опере ария имеет законченную форму:
В некоторых случаях ария состоит из пары музыкальных частей, которые прекрасно контрастируют. Но само действие произведения нельзя передать незаконченными ариями, даже если их чередовать между собой.
В таких случаях часто используют речитатив – пение декламационное. Он особо не отличается от мелодического пения, но в незаконченных композициях лучше всего вливается как в арию, так и в ансамбль. От оперных форм отличается тем, что больше похож на разговорную речь. Из-за этого его еще называют «сухим» речитативом.
Много российских композиторов уделяли речитативу особое внимание. При этом старались отразить реализм в музыке. Например, Мусоргский в своих произведениях речитативами раскрыл внутренний психологический образ героя.
Не менее ярко образ героя в опере может раскрыть ансамбль. Его состав являет собой от двух до десяти голосов, которые соединяются разными тембрами и диапазонами. Он выражает чувства героев, находящихся на сцене, а так как несколько отдельных партий не противопоставляются, то они друг друга дополняют и результатом этого получается мелодический рисунок.
Не последнее место в опере играет хор. Он участвует в хоровых эпизодах во время развития действий.
Средством музыкально- драматического оперного развития являются танцы. Благодаря танцам, в театрах собираются больше зрители, чем слушатели.
Увертюра
Присутствует в опере увертюра. Ее задание раскрыть и изложить основную оперную идею в нескольких видах:
Поэтому ее можно услышать отдельно от оперного исполнения, во время концерта. Она, как будто отдельное независимое симфоническое произведение, созданное на ту же тему, что и оперное произведение.
Задание увертюры ввести слушателя в мир образов, созданных музыкой. Но как только поднимается занавес, этот мир становится, не только, слышен, но и видим.
Большой популярности опера набрала в девятнадцатом веке. Во многих странах даже открывали специальные школы. Самыми известными их выходцами были:
За основу оперы всегда берется сюжет из романа, повести или пьесы, драматического характера. Готовая оперная партитура попадает в стены театра, где начинают свою работу дирижер. Тоже разучивают нужные им партии солисты и хор. Занимается постановкой режиссер. Ответственность за декорации несет художник. И в результате стараний такого количества людей, каждый желающий может прийти и насладится прекрасным оперным спектаклем, который возникает только общими стараниями.
Опера
Музыка, подарившая надежду узникам Шоушенка
Ария Розины, «Севильский цирюльник». Помните, что пела Фрося Бурлакова?
« | И гремела та самая опера, Где Кармен свово бросила опера… | » |
— Александр Галич |
« | Слов не слышно, непонятно, Непонятно — и плевать! | » |
— Юрий Энтин (вымарано цензурой из мультфильма «Пиф-паф, ой-ой-ой») |
Опера — самый древний, пафосный и сложный (как для исполнителя, так и для слушателя) вид музыкального театра. (А ещё так называется один браузер, но это отдельный разговор.)
Самыми первыми операми обычно считают либо «Дафну» и «Эвридику» Якопо Пери (1598 и 1600), либо «Орфея» Клаудио Монтеверди (1607). Из оперы выросли остальные, более «лёгкие» жанры музыкального театра — оперетта, мюзикл и рок-опера. Оперы пишутся до сих пор, но основной костяк традиционного оперного репертуара приходится на XIX век с некоторыми вкраплениями XVIII и XX.
Фактически опера первоначально задумывалась как возрождение древнеафинской драмы (той самой, Эсхила и Софокла), но поскольку от греческой оперы остались одни либретто (не придумали тогда нотной записи), сходство не всякому заметно.
Главные оперные композиторы: Моцарт, Россини, Верди, Вагнер, Пуччини, из наших — Глинка, Чайковский и Римский-Корсаков. Самые крутые оперы, из которых всё время тащат музыку, и на которые ходят персонажи, когда автор хочет показать их культурность и образованность:
Больше среднему человеку знать необязательно, но ежели хотите прослыть по-настоящему образованным, вот вам ещё пять наводок:
Содержание
Что есть в опере [ править ]
Поединок крутого контральто и контратенора. На кого поставите?
А вот если в ней есть Призрак — она уже не опера, а мюзикл (именно Призрак, а не призрак вообще — подсказывает призрак графини из «Пиковой дамы»). Ещё меньше относится к теме мыльная опера, названная по аналогии с полузабытым сегодня определением вестернов эпохи немого кино «лошадиная опера», от которого образовано также название «космическая опера» (хотя пафос некоторых образцов может их сделать достойными собственно оперы музыкальной).
Распространённые штампы и стереотипы об опере [ править ]
Далеко-о-о не все. Певцы и певицы бывают любых форм, цветов и размеров. Толстые тоже попадаются, но отнюдь не все певцы имеют формы Лучано Паваротти или Монсеррат Кабалье. В современном театре такое вообще не одобряется: певцам часто приходится одновременно с пением активно перемещаться по сцене, а иной режиссёр вообще разденет и прямо в дезабилье петь заставит. Так что обычно певцы и певицы стараются держать себя в форме не хуже голливудских звёзд, к тому же оперное пение само по себе — нехилая спортивная тренировка. Большинство же толстяков — классические тенора и драматические сопрано, и ожирение — скорее их профессиональное заболевание: повышенное напряжение диафрагмы вызывает ложное чувство голода и, при недостаточном стремлении поддерживать спортивную форму, хроническое переедание. [4]
Тоже неправда, по крайней мере, для современного театра. Манера «стой и пой» стала изживать себя уже к 1980-м годам, а сейчас её и вовсе почти не встретишь. Оперные постановки сейчас затейливые и весьма живенькие, и мизансцены выстраиваются достаточно сложно.
Что такое опера в музыке: возникновение жанра
Опера — это один из важнейших музыкальных и театральных жанров. Она представляет собой смесь музыки, вокала, живописи и актёрского мастерства, и высоко ценится приверженцами классического искусства. Неудивительно, что на уроках музыки ребёнку первым делом задают доклад на эту тему.
Из чего состоит опера
С чего начинается
Она начинается с увертюры. Это вступление, исполняемое симфоническим оркестром. Призвано задать настроение и атмосферу пьесы.
Это интересно: зачем в обществе существуют правила этикета, общепринятые правила поведения.
Чем продолжается
За увертюрой следует основная часть спектакля. Это грандиозное действо, разделённое на акты — законченные части представления, между которыми пролегают антракты. Антракты могут быть длинными, чтобы зрители и участники постановки могли отдохнуть, или короткими, когда занавес опускают, только чтобы сменить декорации.
Главным телом, движущей силой всей оперы являются сольные арии. Их исполняют актёры — персонажи истории. Арии раскрывают сюжет, характер и чувства героев. Иногда между ариями вставляются речитативы — напевные ритмичные реплики — или обычная разговорная речь.
Литературная часть основывается на либретто. Это своего рода сценарий, краткое содержание произведения. В редких случаях стихи пишут сами композиторы, как, например, Вагнер. Но чаще всего слова для оперы пишет либреттист.
На чём заканчивается
Финалом оперного представления служит эпилог. Эта часть выполняет туже функцию что и литературный эпилог. Это может быть рассказ о дальнейшей судьбе героев, или подведение итогов и определение морали.
Это интересно: где в Москве находится Третьяковская галерея, адрес.
История оперы
В Википедии можно найти обширную информацию на эту тему, но в данной статье предоставлена сжатая история упомянутого музыкального жанра.
Античная трагедия и Флорентийская камерата
Родиной оперы является Италия. Однако корни этого жанра уходят в Древнюю Грецию, где впервые стали совмещать сценическое и вокальное искусство. В отличие от современной оперы, где основной упор идёт именно на музыку, в древнегреческой трагедии лишь чередовали обычную речь и пение. Этот вид искусства продолжил развиваться у римлян. В древнеримских трагедиях набрали вес сольные партии, и чаще стали использоваться музыкальные вставки.
Вторую жизнь античная трагедия получила в конце XVI столетия. Возродить древнюю традицию решило содружество поэтов и музыкантов — Флорентийская камерата. Они создали новый жанр, названный «драмой через музыку». В противовес популярной в то время полифонии, произведения камераты представляли собой одноголосные мелодичные декламации. Театральная постановка и музыкальное сопровождение были призваны лишь подчеркнуть экспрессивность и чувственность поэзии.
Это интересно: элитарная культура примеры, отличия от массовой культуры.
Считается, что первая оперная постановка увидела свет в 1598 году. К сожалению, от произведения «Дафна», написанного композитором Якопо Пери и поэтом Оттавио Ринуччини, в наше время осталось только название. Зато их же перу принадлежит «Эвридика», которая является самой ранней из сохранившихся опер. Однако это славное произведение для современного общества — всего лишь отзвук прошлого. Зато оперу «Орфей», написанную знаменитым Клаудио Монтеверди в 1607 году для мантуанского двора, и по сей день можно увидеть в театрах. Род Гонзага, который правил в те времена в Мантуе, внёс значительный вклад в зарождение оперного жанра.
Драматический театр
Членов Флорентийской камераты можно назвать «бунтарями» своего времени. Ведь в эпоху, когда моду на музыку диктует церковь, они обратились к языческим мифам и легендам Греции, отрёкшись от принятых в обществе эстетических норм, и создали что-то новое. Однако ещё раньше их необычные решения привнёс драматический театр. Это направление развевалось в эпоху Возрождения.
Экспериментируя и ориентируясь по зрительской реакции, этот жанр вырабатывал собственный стиль. Представители драматического театра использовали в своих постановках музыку и танцы. Новый вид искусства пользовался огромной популярностью. Именно влияние драматического театра помогло «драме через музыку» выйти на новый уровень выразительности.
Оперное искусство продолжало развиваться и набирать популярность. Однако по-настоящему этот музыкальный жанр расцвёл в Венеции, когда в 1637 году Бенедетто Феррари и Франческо Манелли открыли первый публичный оперный театр «Сан-Кассиано». Благодаря этому событию, музыкальные произведения данного вида перестали быть увеселением для придворных и вышли на коммерческий уровень. В это время начинается царствование кастратов и примадонн в мире музыки.
Распространение за рубежом
Уже к середине XVII века оперное искусство, при поддержке аристократии, развилось в отдельный самостоятельный жанр и доступное развлечение для масс. Благодаря странствующим труппам, этот вид представлений распространился по всей Италии, и начал завоёвывать публику за рубежом.
Первая итальянский представитель жанра, представленный заграницей, назывался «Галатея». Он был исполнен в 1628 году в городе Варшаве. Недолго после, при дворе было исполнено ещё одно произведение — «La liberazione di Ruggiero dall’isola d’Alcina» Франчески Каччини. Эта работа также самая ранняя из дошедших до нас опер, написанных женщинами.
«Ясон» Франческо Кавалли была самой популярной оперой XVII века. В связи с этим в 1660 году он был приглашён во Францию на свадьбу Людовика XIV. Однако его «Ксеркс» и «Влюблённый Геракл» не возымели успех у французской публики.
Антонио Чести, которого попросили написать оперу для австрийского рода Габсбургов, добился большего успеха. Его грандиозный спектакль «Золотое Яблоко» длился два дня. Небывалый успех отметил возвышение итальянской оперной традиции в европейской музыке.
Сериа и буффа
В XVIII веке особую популярность приобрели такие жанры оперы, как сериа и буффа. Хотя оба они зародились в Неаполе, два жанра представляют собой принципиальные противоположности. Опера-сериа буквально означает «серьёзная опера». Это продукт эпохи классицизма, который поощрял в искусстве чистоту жанра и типизацию. Сериа отличается следующими качествами:
Наиболее успешным и знаменитым либреттистом в этом жанре был Пьетро Метастазио. На лучшие из его либретто писали по десятку опер разные композиторы.
В это же время параллельно и независимо развивается комедийный жанр буффа. Если сериа рассказывает истории прошлого, то буффа посвящает свои сюжеты современным и обыденным ситуациям. Вылился этот жанр из коротких комедийных сценок, которые ставились в антрактах основного спектакля и являлись отдельными произведениями. Постепенно этот вид искусства приобрёл популярность и реализовался в качестве полноценных самостоятельных представлений.
Глюковская реформа
Немецкий композитор Кристоф Виллибальд Глюк прочно запечатлел своё имя в истории музыки. Когда на сценах Европы господствовала опера-сериа, он упорно продвигал собственное видение оперного искусства. Он считал, что в представлении должна править драма, а задача музыки, вокала и хореографии — продвигать её и подчёркивать. Глюк утверждал, что композиторы должны отказаться от эффектных представлений в пользу «простой красоты». Что все элементы оперы должны быть продолжением друг друга и образовывать единый стройный сюжет.
Свою реформу он начал в 1762 году в Вене. Совместно с либреттистом Раньери де Кальцабиджи он поставил три пьесы, однако они не получили отклика. Тогда в 1773 году он отправился в Париж. Его реформаторская деятельность длилась вплоть до 1779 года, и вызвала много споров и волнений в среде любителей музыки. Идеи Глюка оказали большое влияние на развитие жанра оперы. Они также нашли отражение в реформах XIX века.
Виды оперы
За более чем четырёхвековую историю оперный жанр претерпел много изменений и многое принёс в музыкальный мир. За это время выделилось несколько видов оперы:
Оперу не смотрят, оперу слушают
ОПЕРУ НЕ СМОТРЯТ, ОПЕРУ СЛУШАЮТ
Любите ли вы оперу? Большинство, наверняка, ответят отрицательно или затруднятся с ответом. Да и как полюбить оперу, не имея о ней никакого представления?! Беда еще и в том, что оперные театры, где с оперой можно познакомиться, не всем доступны, поскольку имеются только в столичных городах или в городах-миллионниках, а по радио и телевидению оперные спектакли не транслируются, там господствует попса. В России имеется пятнадцать академических театров оперы и балета. Для сравнения, в Италии их более сорока. Соответственно и любителей оперы у нас значительно меньше, чем в той же Италии.
Но есть, есть и у нас фанаты оперы, они, слава Богу, еще не перевелись. Вот с такой фанаткой мне однажды довелось встретиться.
Познакомившись друг с другом, мы стали выяснять, кто, куда и зачем едет. Я сказал, что еду в Калугу навестить свою маму. Мужчина сказал, что он инженер, работает в каком-то министерстве, и возвращается в Москву из командировки. А дама сказала, что едет в Москву к своей давней подруге еще по учебе в институте. Подруга – заядлая театралка, впрочем, как и она сама, и к её приезду купила билеты в несколько театров, а главное – ей удалось достать (слово «достать» она выделила интонацией) билеты в Большой театр на оперный спектакль (какой – уже не помню). Побывать в Большом – это редкая удача, и упустить такой шанс она никак не могла; вот и сорвалась с насиженного места.
Я спросил даму, на каких оперных спектаклях ей довелось побывать, она ответила, что их было очень много, оперу она посещает еще со студенческих времен, некоторые спектакли по несколько раз, ходила и «на имена», то есть на знаменитого актера или актрису.
Дама рассмеялась и назвала инженера безнадёжно отсталым ретроградом. Тут-то и началось самое интересное. Обращаясь к инженеру, дама назидательно сказала, что, во-первых, оперу не смотрят, оперу слушают; во-вторых, главное у оперных артистов – не их возраст, а их вокальные способности; Лемешев, к примеру, партию Ленского в опере «Евгений Онегин» исполнил в своё семидесятилетие, и исполнил на бис.
Тут и я вставил своё слово, рассказав, что моей первой оперой была опера Чайковского «Иоланта», в которой партию Иоланты исполняла народная артистка РСФСР, любимица Сталина, трижды лауреат Сталинской премии, Наталья Дмитриевна Шпиллер. Ей было уже за сорок, к тому же она была очень толстой, и видеть в ней семнадцатилетнюю Иоланту было трудно, но лирическое сопрано знаменитой певицы заставило забыть и о её возрасте, и о её внешности.
Дама поблагодарила меня за поддержку, а затем продолжила свою «лекцию».
Суть её вкратце такова. Главными составляющими оперы являются музыка и вокал, а всё остальное – постановочные элементы, художественное оформление и так далее – служат только подспорьем. Поэтому публика всегда ходила слушать оперу. Правда, позже пришли к выводу, что слушателя должно еще чем-то «занимать», и стали вводить в оперу балетные номера. Такая практика утвердилась не только в русской опере, но и в западной оперной классике. Тут она упомянула одноактную оперу «Иоланта», которая по времени исполнения не занимает полного театрального вечера, и потому Чайковский, в дополнение к опере, сочинил музыку к двухактному балету «Щелкунчик», соединив, таким образом, пение с танцем. Тем самым театральный вечер становился трехактным, и первое представление оперы «Иоланта», состоявшееся в 1892 году, было вместе с балетом «Щелкунчик». Позже оперу «Иоланту» и балет «Щелкунчик» уже ставили не вкупе, а раздельно.
Инженер только кивал головой, а потом сказал, что всё, что рассказывает дама, конечно, интересно, но он остается при своём мнении. По лицу дамы было видно, как она огорчилась. Снова назвав инженера ретроградом, дама от него отвернулась и надолго умолкла. А инженер вышел из купе, сказав, что пойдет покурить и долго не возвращался.
Рассказ дамы меня заинтересовал, я понял, что она является знатоком оперы и, чтобы вызвать её на продолжение неожиданно возникшего, интересного для меня, разговора об опере, спросил, доводилось ли ей слушать оперу «Золотой петушок». Дама оживилась и сказала, что давно мечтала попасть на эту оперу, но, к сожалению, сбыться мечте так и не удалось.
Она стала рассказывать, что «Золотой петушок» — последняя, пятнадцатая опера Римского-Корсакова. Либретто оперы создал Бельский на основе стихотворной сказки А.С.Пушкина. Ранее Бельский написал либретто и к другим операм Римского-Корсакова: «Садко» и «Сказка о царе Салтане». С вокальной точки зрения «Золотой петушок» – одна из самых сложных опер, а самая трудная партия в опере – партия Звездочёта. Поскольку опера являла собой критику на самодержавие, царская цензура отнеслась к ней отрицательно, и при жизни Римского-Корсакова в оригинальном виде она не была исполнена. Её премьера состоялась только в 1909 году, через год после смерти её автора. Поставлена она была в Москве в частном оперном театре Зимина, причем со многими цензурными изменениями. В этом же году опера была поставлена и в Большом театре, партию Шемаханской Царицы исполняла великая Антонина Нежданова. Ставили оперу и за рубежом. А в России, до развала СССР, последняя постановка оперы была в Большом театре в 1988 году. Её постановщиком был легендарный режиссер Евгений Светланов. Купить билеты на оперу было невозможно, во всяком случае, подруга дамы достать их, при всех стараниях, не смогла. Дама вздохнула и замолчала.
Её рассказ об опере «Золотой петушок» окончательно убедил меня, что дама является не только большой любительницей оперы, но и большим её знатоком. И я не мог не похвастаться, что мне в 1988 году посчастливилось побывать на опере «Золотой петушок». Дама забросала меня вопросами, и мне пришлось рассказать, при каких обстоятельствах это случилось.
В мае 1988 года мы с супругой приехали в Москву, чтобы не только навестить сына, который учился в МГУ, но и с намерением походить по музеям, побывать в театрах, встретиться с друзьями. Остановились мы у двоюродного брата супруги, и оттуда до центра ездили на автобусе, конечная остановка которого была недалеко от Большого театра.
В Москве мы побывали в филиале Третьяковки на Крымском валу, в кремлевских соборах, на американском балете «Гарлем» в Кремлевском дворце съездов, на вернисаже в Измайловском парке и в других местах.
Попасть в Большой театр мы даже и не мечтали. В этот день – это была среда 25 мая,– выйдя из автобуса, мы прошли к Большому театру, чтобы познакомиться с репертуаром на ближайшие дни, – вдруг всё же повезет купить билеты на какую-нибудь оперу или балет. И из афиши узнали, что 25 мая в дневное время будет показана генеральная репетиция оперы «Золотой петушок» в постановке Евгения Светланова. Как на неё попасть?! Ведь генеральная репетиция – это тот же полноценный спектакль с декорациями, артистами в гриме и в костюмах. Отличие одно – на генеральную репетицию билеты не продаются, все зрители – по приглашению, в чем мы тут же убедились, когда обратились в кассу. И тут нам повезло (это было первое везение), к нам подошел мужчина, с виду фронтовик, о чём свидетельствовали орденские колодочки на его груди, и предложил за умеренную плату купить у него два пригласительных билета на спектакль, заверив, что билеты не фальшивые, он получил их в ветеранской организации.
До начала спектакля оставалось совсем мало времени, и мы, с так неожиданно приобретенными пригласительными билетами, поспешили в театр. Наши места были на самой верхотуре – под потолком на райке. Нет, отсюда мы ничего не увидим, полностью сцену видно только стоя, а слушать оперу стоя не очень-то комфортно, и мы быстренько спустились вниз в надежде найти свободные места в партере.
Прозвучало уже два звонка, и у входа в партер собралась толпа зрителей, спешивших занять свои места. Контролерша не успевала проверять билеты у всех входящих, чем мы и воспользовались. Мы сразу же нашли два свободных места в восьмом ряду у самого прохода. Заняв их, с тревогой ожидали, что вот-вот придут их хозяева и нам придется снова искать свободные места. Но никто не пришел, и это было для нас вторым везением.
Мы огляделись. Публика в партере солидная и среди неё было много иностранцев. По-видимому, приглашения на оперу направлялись и в иностранные посольства.
Несколько слов о самой опере. Её постановщиком и режиссером был Евгений Светланов. Его появление в оркестровой яме было встречено долгими аплодисментами. Самыми яркими вокальными партиями в опере были партии Царя Додона, Шемаханской Царицы и Звездочёта. Партию Царя Додона исполнял народный артист СССР Артур Эйзен, Шемаханской Царицы – народная артистка Молдавской ССР Светлана Стрезова, а Звездочёта, что меня очень удивило, – рок-певец Александр Градский. Кстати, на другой день, в этом же составе, состоялась и премьера оперы.
Тут дама меня прервала, сказав, что Светлану Стрезову она не знает, а Артура Эйзена знает хорошо, у него прекрасный бас, и она несколько раз слушала его в оперных спектаклях. Что касается Градского, то и она удивлена, что его – не оперного певца – пригласили на роль Звездочета. У Градского, конечно, уникальный голос, он талантливый композитор и виртуозный музыкант. Его коронной песней является песня на музыку Пахмутовой и слова Добронравова «Как молоды мы были». Лучше него эту песню никто не исполняет. Впрочем, партия Звездочёта написана для тенора-альтино, и Градский с его редчайшим и мощным тенором и трёхоктавным диапазоном голоса, без сомнения, мог спеть эту труднейшую партию.
Дальше я рассказал, что публика очень тепло встретила Градского. Когда во вступлении заиграла музыка, и перед занавесом появился Градский-Звездочёт, и исполнил свою арию-вступление, заканчивающуюся пушкинскими афористическими словами:
Сказка ложь, да в ней намёк,
Добрым молодцам урок,
публика долго ему аплодировала. Потом, в эпилоге, Градский-Звездочёт снова появился перед занавесом. Он исполнил заключительную арию, и публика, стоя, довольно долго и бурно ему аплодировать и кричала браво.
Градский пел на репетиции, на премьере и позже, и пел изумительно, но спеть ему удалось всего лишь несколько раз, вскоре он был заменен. По меркам того времени рок-певец, каким бы он ни был талантливым и востребованным публикой, не должен был петь в опере.
Арии Царя Додона и Шемаханской Царицы были исполнены не менее великолепно, и тоже сопровождались долгими овациями.
У меня нет слуха, в музыке, как и в вокальных терминах, которыми оперировала дама, я не разбираюсь, но красоту музыки понимаю, и она действует на меня завораживающе. Так, завороженным я и пребывал все три действия оперы.
Выслушав мой рассказ, дама назвала меня везунчиком, разве не везение – попасть на эту прекрасную во всех отношениях оперу-сказку.
В ответ я уверил её, что и ей повезет, и что наступит тот, день, когда она сможет послушать вожделенную оперу – «Золотой петушок».
Наши соседи уже давно спали, а мы с дамой еще долго вели дорожную, ни к чему не обязывающую беседу о жизни.
В Калугу поезд пришел рано утром, когда все еще спали. Но покинуть купе потихоньку не получилось, дама проснулась. Я тепло с ней попрощался и пожелал набраться положительных впечатлений от посещения театров.
На перроне меня встречал брат. Дама стояла у окна и махала нам рукой, мы помахали ей в ответ и мысленно пожелали счастливого пути.
А как бы я ответил на вопрос, с которого начинается рассказ? А ответил бы так: оперу люблю, с удовольствием её слушаю. и смотрю.
Рассказ предваряет иллюстрация Ивана Билибина «Царь Додон встречает Шемаханскую Царицу» к сказке А.С.Пушкина «Золотой петушок».