в чем причины подростковой жестокости
Сочинение ОГЭ 9.3 Жестокость. В чем причины подростковой жестокости? По Толстому.
Пример сочинения ОГЭ 9.3 (15.3) по тексту Л.Н. Толстого «Вскоре к нашей компании присоединился Иленька Грап. «
Как Вы понимаете значение слова ЖЕСТОКОСТЬ? Напишите сочинение-рассуждение на тему «В чем причины подростковой жестокости?«
Исходный текст
Жестокость – качество человеческой личности, которое проявляется как отсутствие сострадания, агрессивное отношение к окружающим, причиняющее физическую и душевную боль, страдания. Жестокость присуща не только взрослым, но и детям. Чаще всего жестокость проявляют подростки. На мой взгляд, причиной подростковой жестокости является неразвитость души. В подростковом возрасте человек только начинает свой нравственный путь, происходит самоопределение личности, формируются представления о добре и зле. Подростки не имеют за плечами жизненного опыта, который позволяет взрослым поступать правильно, они только учатся милосердию, состраданию.
Подростки часто думают, что сострадание – это слабость. Потому порой совершают акты жестокости, чтобы повысить авторитет среди сверстников, боятся показать свою «слабость».
Пример проявления жестокости в подростковом возрасте можно найти в тексте Л.Н. Толстого. Жестокость проявляет компания ребят по отношению к мальчику Иленьке. Рассказчик с высоты жизненного опыта описывает его как тихого, доброго, услужливого мальчика. Однако в глазах ребят он выглядит как «презренное существо, о котором не стоило ни жалеть, ни думать». Этот пример показывает, что у подростков очень часто жестокость связана с проявлением силы, с попытками утвердить свое положение в обществе. А доброта и услужливость воспринимается как слабость. Важно и физическое состояние подростка. Слабые физически ребята часто становятся мишенью, потому подростки издеваются над бедным Иленькой, понимая, что он не может дать им отпор. А в предложении 25 мы видим, как сам рассказчик объясняет свое поведение: ему не хотелось терять авторитет, показывать свою слабость перед окружающими.
Эти примеры доказывают нам, что чаще всего причины подростковой жестокости связаны с процессом утверждения личности в коллективе, нежеланием подростков давать слабину, отсутствием жизненного опыта. Лишь повзрослев, человек понимает, что милосердие и доброта – это не слабость, что важнее не физическая выносливость, а воля, духовная стойкость и человечность. Вот что делает человека сильным и достойным уважения.
Сочинение Подростковая жесткость и ее причины
Каждый из нас когда-то был подростком или сейчас находится в подростковом возрасте.
Но всегда ли это так? Нет! Своей грубостью подросток может самоутверждаться в компании ровесников, пытаясь доказать свою собственную значимость и силу, но что если причина все-таки в воспитании? Опираясь на исследования самой распространенной причиной является жесткое отношение и очень завышенные требования к подросткам, ведь практически каждый родитель пытается сделать из своего ребенка Инштейна, но также немаловажной причиной формирования жестокости может стать и чрезмерная родительская любовь. Когда родители очень сильно оберегают ребенка, навязывают ему свою заботу, они тем самым не обращают внимание на его индивидуальность и самостоятельность и с каждым разом у подростка появляется желание доказать своим родителям, что он может совершать любые поступки по своему желанию. Часто это выражается в жестоком обращении к животными и сверстниками.
Я назвал лишь основные, очень важные причины распространения жестокости среди подростков.
2 вариант
Всем известно, что самые жестокие на земле люди – это дети, т.к. пока они маленькие, они просто не осознают, что делают кому-то больно. Им это пока не понятно. Когда же они входят в подростковый возраст, осознание причинения кому-то вреда, естественно, уже есть, но тем не менее некоторые из них продолжают избивать сверстников, издеваться над животными и прочее. В интернете масса примеров. И на то есть ряд причин, в которых необходимо разобраться, чтобы вовремя их искоренять.
Одна из причин – получение удовольствия от издевательств над более слабым. В виде жертвы может выступать как ребёнок более младшего возраста или более слабый сверстник, так и беззащитное животное. Если подростку нравится видеть страдания своей жертвы, то это скорее всего психическое расстройство. В дальнейшем такой человек может стать преступником и т.д.
Иногда же причиной жестокости может стать месть. Если кто-то сильно обидел подростка, он может затаить обиду и спланировать такой ответ, после которого обидчик больше никогда не захочет повторять свои ошибки. В таком случае, по понятным причинам, чем более жестока месть, тем более она кажется подростку эффективной.
Не стоит также забывать и о том, что многие проблемы у детей начинаются из семьи, и жестокость не исключение. Не получив достаточную дозу внимания и любви от родителей, подросток может стать агрессивным и неуправляемым, тем самым пытаясь вылить волну своих чувств от этого недостатка.
Ещё одной причиной может являться желание доминировать. С самых малых лет ребёнок понимает, что он ничего не решает, а любые попытки пойти против воли родителей караются наказанием и, порой, телесным. В голове у него устаивается понятие, что сила – это власть, кто сильнее, тот и прав. В связи с этим он старается сам быть сильным, притеснять слабых, чтобы самому иметь власть над кем-то.
В жизни каждого маленького человека огромную роль играют родители. Если ребёнок проявляет жестокость, им необходимо поговорить с ним, спокойно выяснить, что именно толкнуло его на подобные поступки. В подростковом возрасте вообще крайне важно общение родителей со своим ребёнком, т.к. это считается самым трудным периодом его жизни. Такой дружеский, доверительный разговор поможет выяснить проблемы и переживания подростка и, как следствие, причины жестокого поведения. Соответственно, разобравшись, родители смогут помочь и направить молодого человека в нужное русло, ведь любая проблема решается только при устранении её причины, а не следствия.
Сочинение 3
Жестокость – то, что порой проявляют люди. Каждый человек в своей жизни хоть раз сталкивался с этим явлением. Очень часто проявлять жестокость люди начинают с подросткового возраста. В чём же причина этого?
На самом деле, причина в данном случае не одна, их несколько, всё зависит от самого человека и влияющих на него факторов. Во-первых, воспитание. Именно оно чаще всего играет большую роль в формировании личности. Родители либо были сами жестокими, доминируя над своим ребёнком, и он перенял их поведение, либо слишком опекали своё чадо, показывая ему, как он значим и самостоятелен. Со временем подросток начинает всё больше и больше доказывать миру свою индивидуальность и значимость, причём очень часто именно путём жестокости.
Однако, кроме таких серьёзных психологических и воспитательных причин, на формирование жестокости у подростка может повлиять простое человеческое желание отомстить. Подростковый возраст – это время становления в этом мире, период, когда уже подросший ребёнок начинает устанавливать границы и показывать миру своё истинное «я». Подросток очень часто чувствует себя сформировавшейся личностью, свободу которой никто не имеет права нарушать, и если кто-то это всё-таки решает сделать (чаще всего другие подростки), то он начинает мстить, и порой очень жестоко. Конечно, многие говорят, что мстить плохо, но иногда месть помогает – ставит на место обидчика и тешит самолюбие мстящего. Главное, чтобы это не переросло в постоянную жестокость.
Итак, у подростковой жестокости несколько причин – это и влияние воспитания родителей, и окружающих людей, с которыми взаимодействует подросток. Жестокость – это всегда плохо, она вредит другим людям, очень часто более слабым, поэтому подросток должен вовремя осознать себя и перестать действовать жестоко, если же он не может сделать этого самостоятельно, на помощь могут прийти родители или друзья.
Также читают:
Картинка к сочинению Подростковая жесткость и ее причины
Популярные сегодня темы
Существует такое утверждение, что слово является источником счастья. Но в мире людей становится все больше слов, которые не способны принести радость ни тому, кто их произносит, на тому, кто слушает.
Тема взаимоотношений поколений существует не одно столетие. Каждый знаком со множеством реальных примеров этой проблемы, начиная с тех, которые меняли историю и описывались в литературе
Рассказ А.П.Чехова «Душечка» является одним из последних и одним из самых великий повествований автора. Главная героиня Ольга, Семеновна Племянникова, живет с родителями в домике неподалеку от сада «Тиволи»
С Антуаном де Сент-Экзюпери большинство знакомо лишь по его повести Маленький принц, однако его действительно удивительная биография тоже заслуживает внимания, и сама могла бы лечь в основу романа
Основной проблемой произведения является цинизм и зависимость от денег. Эту проблему характеризует гробовщик, который жаждал смерти людей, чтобы получить прибыль от их похорон. Душа такого человека мертва
Жестокость подростков
Нынче количество различных преступлений, совершенных молодежью возросло. Отмечается катастрофический всплеск распространения жестокости среди школьников. Жестокость подростков – это враждебное действие, нацеленное подростком на конкретного индивида или группу лиц с целью доказать свое превосходство, силу и вседозволенность. Является распространённой формой проявления протеста подростка против не понимания, не любви и не принятия его как личности. Личность, которая чувствует себя не нужной, не любимой, не принятой обществом, зачастую оказывает свое аморальное поведение, жестокость, агрессивность, как способ отображения внутреннего мира, страдания, внутренней боли. Стараясь избавиться или разрядить внутреннюю дисгармонию, подросток выражает свои противоречия через жестокое поведение, нацеленное на унижение более слабых индивидов или животных.
В период фрустрации внутренних потребностей подростка скапливается напряжение внутри индивида. Не выдерживая такого внутреннего перенапряжения, подрастающий ребенок разряжается при помощи жестокости и агрессии. Этим подросткам зачастую навешивают в школах ярлыки «трудный ребенок», «заброшенный ребенок». Частенько они являются изолированными от группы и до них уже никому нет дела, окружающих мало интересует, что вершится внутри у ребенка, ему приписывают тяжелое, или тому хуже, криминальное будущее. Такой тип реагирования на подростков способствует развитию еще более жестокого поведения и своеволия. Если несовершеннолетний не имеет тяжелых психологических отклонений с уровнем агрессивности и жестокости можно справиться еще на уровне школьной психологичной службы, при помощи взаимодействия учителей, родителей и самого ребенка, главное это не стоит пренебрегать ребенком.
Причины подростковой жестокости
Акт жестокости направленный на личность слабее или младше (соответственно менее защищённую) – это не традиционный образ действия подростка, это проблемы внутреннего характера субъекта. Большей частью дети с такими наклонностями являются воспитанниками проблемной семьи или имеют опыт личностного унижения. Объектом их возмездия выступает не обидчик (он соответственно сильнее подростка), а индивид слабее, зачастую это дети младше, ниже по социальному статусу, воспитанные в семьях с одним взрослым.
Субъект, выливающий обиду и агрессию на других, имеет нарушения эмоциональной сферы жизнедеятельности. В период развития подростка эмоциональная составляющая психики недостаточно сформирована, она пребывает в стадии развития, что свидетельствует о фрагментарно сформированном понятии представлении ценности своей жизни и других. Совершая акт насилия касательно иной личности, подросток не способен соотнести насколько это эмоционально, физически болезненно для объекта, над которым издеваются. Это последствие не сформированной способности личности к проявлению эмпатии и прочувствовать переживания жертвы, поставить себя на ее место.
Способность к проявлению эмпатии у человека формируется в дошкольном возрасте, в момент взаимодействия с родителями. Следовательно, причиной возникновения жестокости у несовершеннолетних индивидов выступает родительская безответственность при воспитании. Это не единственный возможный фактор развития аморального поведения, что бы определить следующие следует копнуть немного глубже. Зачастую правонарушения совершаемые подростком совершаются под давлением группы. Групповой механизм давления способен склонить к насилию подростка, не имеющего желания быть агрессивным. Инициатор насилия демонстрирует окружающим свою «крутость», что способен многое позволить себе, тем самым подбадривая каждого участника группы, убеждая, что сила на их стороне.
Жестокость подростка – это черта личности, характеризующая как не способность замечать страдание других или производить действия, направленные нанести эти страдания. Черты характера индивида не есть врожденными, они приобретаются в период становления индивида как личности. Исследования ученых-психологов из Канады, показали, что в два с половиной, три года ребенок находится на пике проявления агрессивности и жестокости. Спровоцировано это несформированными социальными нормами, детям в этот период тяжело усвоить запреты, правила поведения. Именно этот возраст считается наиболее значимым при воспитании не жестокого и не агрессивного индивида. От родителей зависит, как неадекватно жестокое поведение ребенка они сумеют перенаправить в мирный тип поведения. В первую очередь зависит это от самого типа поведения взрослых, насколько они есть доброжелательными и миролюбивыми, насколько умеют совладать со своей жестокостью и агрессией.
Итак, описывая одну из важных причин зарождения жестокости у подростка (воспитание в семье), следует сказать о нескольких направленностях воздействия. Равнодушие к проблемам ребенка, отсутствие поддержки способствует к формированию эмоционального вакуума у ребенка, который в последствие перерастает в неумение контролировать эмоции самостоятельно. В период подросткового возраста индивид испытывает серьезное эмоциональное и психологическое давление, поэтому нуждается в понимании и поддержке особенно от близких ему людей. В ячейке общества с высоким социальным статусом, где нет нужды ни в одежде, ни в еде, он зачастую нуждается в заботе.
Родители, которые увлечены работой, карьерным ростом, игнорируют потребности ребенка, откупаясь от него подарками или свободой действий. Важно развивать у подростка умение осознавать собственные чувства, контролировать их. Для этого примером стать обязаны сами родители, которые не должны прятать собственные эмоции, даже если это печаль или злость. Ребенок должен наглядно понимать, как определенные негативные проявления можно выразить более спокойно, не причиняя при этом вред другим и главное самому себе. Способность замечать и понимать эмоции своих детей позволяет родителям воспитывать и растить детей способных быть эмоционально открытыми, с умением проявлять чувство эмпатии, осознавать эмоциональную, физическую боль, которую они способны нанести другим.
Противоположностью безразличия является «слепая», чрезмерная забота. Такая любовь родителей пренебрегает индивидуальностью ребенка желанием принимать решения самостоятельно. Принятие же решений самостоятельно способствует обучению самого подростка на своих же ошибках. Со временем ребенок, окруженный максимальной заботой, превращается в непослушного неуправляемого подростка с навязчивым желанием показать родителям свою самостоятельность, что он может делать, что ему угодно на свое усмотрение. Зачастую это выражается в жестоких действиях со сверстниками, с животными, реже с собой.
Школа – еще один этап воспитания личности школьника. Здесь влияние одноклассников, преподавателей имеют особое воздействие на развитие жестокости у ребенка. Зачастую конфликты с преподавателями, плюс колоссальная учебная нагрузка задевают и без того шаткую психику подростка. К этому всему может присоединиться и безответная любовь.
Подростковая и детская жестокость зачастую более заметны именно в кругу школьных проблем. По этому учителям и психологическому отделу нужно быть максимально внимательными к ученикам, заметив изменение в поведении субъекта, нужно прослеживать его какое-либо проявление, дабы искоренить зарождение жестокости на раннем этапе.
Так как среда проживания подростка имеет особое воздействие на формирование особенностей поведения в таком важном возрасте, феноменом возникновения подростковой жестокости может быть группа сверстников, в которую попадает ребенок. Неоднократно замечено, что вчера еще спокойный и уравновешенный школьник, сегодня избивает или «травит» какого-то ребенка. Изменения круга общения подростка с не самыми порядочными личностями, способствуют появлению желания у ребенка (даже послушного) доказать свою «крутость», дабы быть принятым. Соответственно результатом может быть развитие жестокого поведения и агрессии.
Одной из причин зарождения дисбаланса поведения подростка является природная составляющая, которая непосредственно в период взросления организма индивида подразумевает физические перестроения и психологические, что обеспечиваются выделением и изменением количества гормонов в крови подростка. Скачки гормонов в организме тинэйджера приводят к неспособности индивида контролировать эмоциональные всплески, которые перерастают в проблемные отношения с близкими и друзьями. Сталкиваясь с этими неожиданными переменами, подросток приспосабливается к ним при помощи необъяснимой жестокости и агрессии.
Современная культура, развитие компьютерных игр, их жестокость и безнаказанность заставляют детей перепруживать постоянное напряжение и чувство злости. Психологами-учеными, которые занимаются вопросом изучения влияния игр и культуры на поведение личности, доказано повышение уровня жестокости поведения подростков сильно увлеченных различными видами жестоких игр, фильмов или культурой. Подростковая и детская жестокость напрямую является связанной с увлеченностью компьютерными играми, которые способны даже на разрушение психики индивида, тем более в таком ранимом возрасте.
Агрессия и жестокость подростков
Проблема жестокости подростка и агрессивных проявлений в поведении, не отрицалось ни в одном обществе либо народностях на протяжении существования человека на земле. Жестокое поведение тинэйджеров, как способ выражения индивидуальности, важности и всемогущества, ставит психологам и обществу в целом непосильные задачи, решением которых занимаются ежедневно. С развитием интернета и других СМИ повышается уровень жестокости среди всего населения, в особенности – подростков. Факт такой взаимосвязи неоднократно доказан, хотя и актуальности эта тема набрала благодаря обсуждениям ее в интернете, в газетах, на телевидении и так далее. То есть существовала агрессия в кругах общения подростков всегда, вот только интенсивность концентрации внимания вокруг нее стала возрастать совсем недавно. Сегодня развитие эффективных способов борьбы с явлением насилия и жестокости находится на достаточно высоком уровне, и существует масса организаций и программ, направленных на уменьшение уровня агрессии: службы примирения, психологические службы поддержки как общественные, так и школьные, внедрение школьной медиации, когда подростки сами выступают в роли посредников в различных спорах и конфликтах, способствуют их мирному разрешению или предотвращению их возникновения.
Агрессия как свойство подростка проявляется в его готовности к такому поведению. Агрессия и жестокость у несовершеннолетних есть индивидуально-личностной характеристикой, которая воздействует на жизнь индивида и жизни его окружающих. Появление таких качеств личности сегодня замечается у представителей обоих полов в равной степени. Нецензурная лексика, курение, алкоголь, развлечения, связанные с оскорблением и травлей других (такое поведение имеет название у американских психологов – «буллинг», теперь часто используемое и в нашей научной парадигме) стали нормой. Зачастую при наказании подростка за его поведение у тинэйджера возникает недопонимание: «почему?», «что он такого сделал, если так делают все».
Предрасположенность тинэйджера к такому поведению бывает осознанной и неосознанной. На базе этого ученые-психологи акцентируют внимание на нескольких типах проявления агрессии: прямая физическая агрессия; обида, ненависть и зависть; косвенная агрессия; вербальная агрессия; негативизм; подозрительность; раздражение; чувство вины. Как жестокость агрессивное поведение зарождается в процессе воспитания и развития индивида. Но почему ребенок даже из благополучной среды воспитания, который учится в хорошей школе, вмиг становится жестокой личностью. Преимущественно – это крик ребенка о помощи, о том, что ему нужно внимание.
Дети, проявляющие агрессивность и жестокость в поведении, обладают низким уровнем интеллектуального развития, склонны к подражательности. У жестоких подростков отсутствуют ценностные ориентации, хобби, преобладает узость и неустойчивость в увлечениях. Такие подростки характеризуются эмоциональной озлобленностью, грубостью, повышенной тревожностью, эгоцентризмом и проявлением крайней самооценки (максимально отрицательная или положительная). Агрессивность и жестокость подростков является средством поднятия собственного престижа, самостоятельности и взрослости.
Профилактика жестокости в подростковой среде
Предупреждение и профилактика жестокого поведения школьников в современном мире принимает не только социально-значимый характер, но и психологический. С целью наиболее результативного построения воспитательно-коррекционной системы профилактики подростковой жестокости, следует максимально углубиться в изучение личностных, психологических, педагогических, социальных факторов, которые обуславливают такие отклонения в действиях личности.
Коррекции и профилактике асоциального поведения школьников в системе образования уделяется очень серьезное внимание. Принимая школу, как этап социализации ребенка и становления как личности нужно отметить, что качество этой социализации напрямую зависти от общей ориентации института образования.
Проблема жестокости подростков считается наиболее рассматриваемой на родительско-педагогических собраниях, на заседаниях психологических служб школы. В большинстве образовательных заведений существуют специалисты, занимающиеся проблемными школьниками: психологическая служба, включающая психолога и социального педагога.
Работа учителей и специалистов психологической службы направлена на профилактику и искоренение противозаконных действий, на исключение необдуманных поступков, на предупреждение развития подростковой и детской жестокости. При всем развитии и квалифицированной помощи ученикам в школе – родители это главные люди, способные воспитать ребенка и выполнить важную миссию в их жизни, дабы не превратить своего ребенка в индивида с жестоким и агрессивным поведением.
Психологи учебных заведений должны проводить работу не только с учениками, предрасположенными к жестокости, но и с их родителями, так же со всеми остальными школьниками, учителями. Только совместная работа, сориентированная на преодоление развития агрессивного и жесткого подведения среди подростков, является эффективной и действенной.
Формирование безопасной среды учащихся – одно из особенных и основных заданий проведения коррекционных и профилактических действий по предупреждению насилия, а также выступит, как решение проблемы жестокости подростков, если таковая возникла. Это условия, при которых в школе максимально сниженные факторы, оказывающие большое влияние в развитие агрессии среди подростков и детей. Коллективно-творческая деятельность учеников школы позволяет сплотить весь коллектив, способствует адаптации новоприбывших учеников и учителей.
Методика коллективного сплочения позволяет снизить потребность проявления насилия в стенах школы и за ней. Совместная деятельность школьников и учителей, направленная на создание атмосферы творчества, повышения уровня трудоспособности коллектива, обучает каждого школьника принимать решения самостоятельно, ответственно. Здоровая атмосфера отношений в школьном коллективе помогает снизить уровень тревожности и агрессивности, так же способствует развитию взаимопонимания и взаимоподдержки школьников любого возраста.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Проблема подростковой агрессии: как воспитать отрицательное отношение к жестокости
Проявление агрессии у несовершеннолетних детей школьного и подросткового возраста часто вызывает непонимание родителей и критику учителей. Со стороны родителей в зависимости от обстоятельств звучат фразы: «был милый послушный ребенок и вдруг», «дома его не обижают, откуда столько агрессии», «у него все есть, чего ему не хватает».
Подростковая агрессия и жестокость проявляется в деструктивном поведении по отношению к сверстникам, учителям, младшим членам семьи, животным, в неуважении и грубости в разговорах со взрослыми. Самостоятельно объяснить причины и справиться с проблемой детям сложно, а родители порой не знают, как им помочь. Школа в большинстве случаев занимает оборонительную и обвинительную позицию.
Что делать, если жестокость вошла в привычку у вашего ребенка — ответ на этот вопрос вы найдете в статье.
Проблема детской жестокости как социальное явление
Жестокие дети в школе — актуальная и насущная проблема. Об этом свидетельствуют новости, ролики в интернете, да и просто жизненные ситуации. Подростковая жестокость стала одной из самых больших проблем современной школы. Почти в каждом классе есть хотя бы один маленький агрессор. Сначала ребенок может мучать животных, потом начинает унижать одноклассников, грубить учителям, вести себя вызывающе с родителями. Когда дети-агрессоры собираются в сообщество из нескольких человек, это становится уже серьезной проблемой.
Сформируем негативное отношение к жестокости
Даже если ребенок ведет себя агрессивно только во внешней среде, а дома вполне адекватен, бездействие родителей может привести к тому, что жестокость рано или поздно обратится и на членов семьи. Проявление агрессии во внешнем мире часто переходит в жестокое отношение детей к родителям, младшим братьям и сестрам, поэтому профилактика агрессивного поведения детей и подростков является общей задачей семьи и общества.
«У нас дружная и любящая семья, двое детей — сын и дочь. Всё у нас хорошо, но 9-летний сын в последнее время ведет себя неадекватно. Он с рождения был очень активными подвижным, иногда резким и упрямым, но раньше нам удавалось легко корректировать его поведение. Недавно у нас в семье родилась дочь, сын очень любит сестренку, но иногда в него словно бес вселяется. Он разговаривает с нами и с другими взрослыми как с ровесниками, повышает голос, может нагрубить. В школу ходить не любит, часто дерется с одноклассниками. Сделать уроки проблема, вплоть до истерики и разбрасывания вещей по комнате. Мы его не бьем, хотя я часто слышу от других, что мол ремня ему надо. Стараемся разговаривать спокойно, объяснять, что его поступки и поведение вредят другим и ему самому. У нас есть подозрение, что агрессивность сына отчасти объясняется увлечением компьютерными играми, хотя мы строго контролируем время за компьютером».
— Ирина, мама 9-летнего Миши
Согласно исследованиям Института социологии РАН, проводимым с 2005 года в разных городах России, количество детей со спокойным, устойчивым неагрессивным поведением значительно снизилось. А статистика, собранная в период с 2006 по 2010 год, уже показывает, что доля подростков с адекватным поведением уменьшилось еще сильнее — с 32 до 15 %. [1]
В ходе исследований выяснилось, что около 48 % старшеклассников тем или иным образом проявляли жестокость по отношению к сверстникам, участвовали в групповых избиениях и драках. Среди учеников 7-9 классов таких 21 %.[1]
Что такое детская жестокость с точки зрения психологии
С точки зрения психологии агрессивность включает несколько понятий, которые хоть и сходны по смыслу, но имеют различные виды проявлений. На разных этапах развития детской психологии в эти понятия вкладывался смысл, соответствующий времени и определенному направлению. В современном понимании [2]:
1. Агрессия — физическое или вербальное, прямое или косвенное неадекватное поведение с целью нанести вред и ущерб одушевленным и неодушевленным объектам. То есть, агрессия может быть направлена как на человека или животное, так и на предметы.
2. Агрессивное поведение — форма и специфика реагирования на различные обстоятельства и ситуации. То есть агрессия выступает стимулом к действию, на фоне чего вырабатывается определенная манера поведения, которая повторяется в неблагоприятных для ребенка ситуациях. Агрессивное поведение может служить способом достижения определенной цели, методом разрядки или формой самоутверждения. Особенно выражено у подростков.
3. Жестокость — морально-психологическая черта, проявляющаяся в издевательском, оскорбительном, уничижительном отношении к окружающим людям, социуму, животным. Жестокость всегда связана с причинением боли физической или психологической. Иногда она сопровождается получением удовольствия от процесса, но не всегда.
Обратите внимание, что агрессия и жестокость могут являться признаками психического заболевания. Если у вашего ребенка проявления агрессии перетекают в истерию и сопровождаются длительным физическим напряжением (сжатые кулаки, напряженные мышцы лица) — стоит обратиться к психиатру.
Как проявляется агрессия в подростковом возрасте
Характерные психологические особенности агрессивного поведения детей и подростков [3]:
отказ от участия в общих играх, мероприятиях;
чрезмерная самозащита, переходящая в нападение, в отношении детей и взрослых;
отрицание авторитета взрослых (родителей, учителей);
решение спорных вопросов конфликтным путем;
перекладывание вины на другого, не признание собственных ошибок;
использование истерики как последнего доказательства;
быстрый переход от словесных препираний к угрозам и физическому насилию;
склонность преувеличивать враждебность окружающих;
повышенная возбудимость и двигательная активность;
пассивное сопротивление, негативизм;
непонимание и невнимание к чувствам окружающих.
На физиологическом уровне агрессивность может проявляться в виде постоянного напряжения мускулов, неконтролируемых движений — сжатые кулаки, губы. Профилактика подростковой агрессии начинается с изучения причин, а они могут быть внешними и внутренними.
«Наш сын Сережа, 11 лет, очень агрессивно ведет себя в школе. Часто спорит с учителями, обвиняет их в чрезмерной придирчивости к себе, объясняет свое поведение самозащитой. Мальчик умный, способный, начитанный, откровенно не хамит, но отстаивает свою точку зрения буквально с пеной у рта и даже очевидные факты и аргументы не принимает во внимание. Твердо уверен в своей правоте и готов доказывать ее буквально кулаками. Пока это проявляется лишь тем, что он стучит кулаком по парте или бьет по стене. Но ведь он растет и дальше сможет позволить себе больше. С недавнего времени начал кричать и агрессивно вести себя и дома. Позволяет себе кричать и обвинять маму».
— Александр, папа 11-летнего Сережи
В этой и подобных ситуациях родители часто задают вопросы:
1. Почему дети мучают животных и что делать с этим?
2. Агрессивный ребенок — какие причины к этому привели?
4. Жестокость в подростковой среде — как действовать?
5. Есть ли эффективная профилактика жестокости в подростковой среде?
Для начала обратимся к причинам проблемного поведения.
Причины детской жестокости и агрессивности
Воспитание и атмосфера в семье
Со стороны семьи к неадекватному поведению ребенка могут привести:
слишком жесткое авторитарное воспитание, чаще всего со стороны строго отца;
завышенные требования к ребенку;
недостаток любви и слабая эмоциональная связь с родителями;
запугивание (даже если не бьют, но вызывают чувство страха);
чрезмерное попустительство и потакание;
отсутствие откровенности между ребенком и родителями.
При наличии проблем в семейном воспитании у ребенка проявляется жестокость уже в детском саду, и это должно стать предупреждением для родителей. Часто воспитатели детсада говорят о проблемах взаимоотношений у детей, но многие родители находят массу оправданий и объяснений, не могут признать проблему.
Дети становятся жестокими не сразу, это процесс постепенный. Важно наблюдать и своевременно применять методы коррекции поведения агрессивных детей.
Подростковая и детская агрессия как желание самоутвердиться
Как показывают исследования психологов, первые проявления агрессии у детей начинаются в возрасте 9-10 лет. Именно в этот период ребенок начинает чувствовать свою взрослость, происходит некоторое отдаление от семьи, в приоритет ставятся отношения с друзьями-сверстниками. Жестокость в детской среде — часто желание самоутвердиться в компании ровесников, которое приобретает жесткие формы. То есть, ребенок хочет доказать собственную значимость и силу, а выбирает для этого самый простой путь — подавление с помощью насилия более слабого в физическом или психологическом плане объекта (младшие дети, животные). Детская жестокость к животным — одно из первых проявлений агрессивного поведения, важно понять почему и зачем ребенок это делает.
Жестокие фильмы и игры
К косвенным причинам, провоцирующим подростковую агрессию, относятся также увлечения — фильмы, ТВ, интернет, компьютерные игры. Влияние современной индустрии развлечений одна из значимых причин, почему дети становятся жестокими и агрессивными. У несовершеннолетних, которые постоянно смотрят фильмы со сценами насилия, изменяется восприятие окружающего мира. Компьютерная зависимость вообще может привести к тому, что у ребенка выстроится неправильная система ценностей. Компьютер — это главное, остальное — ерунда. При такой модели поведения ребенок будет готов драться и хамить, лишь бы сохранить доступ к любимому развлечению.
Методы психологической коррекции агрессивного поведения у детей
Одним из главных факторов успешной коррекции и профилактики подростковой жестокости выступает своевременность. Важно не упустить момент. Западные психологи пришли к выводу: если ребенок видит, что его не наказывают за плохое поведение и агрессивное отношение к другим, издевательства становятся только жестче. [6]
Что делать, если ребенок жестокий? Родители в этой ситуации могут помочь следующими способами:
1. Учить ребенка контролю за эмоциями надо с раннего дошкольного возраста. Уже в 4 года малыши способны понимать и сдерживать свои эмоции.
2. Установить близкий контакт с ребенком. Он не должен бояться говорить о своих проблемах, страх осуждения и непонимания заставит его замкнуться.
3. Разделяйте свои эмоции с ребенком, в обсуждении неприятной ситуации говорите о том, что вам тоже неприятно, обидно, грустно. Разделение эмоций с ребенком снижает степень переживания.
4. Если вы сами переборщили с наказанием, накричали или обидели ребенка, успокойтесь и поговорите спокойно, признайтесь, что были не правы и не справились со своими негативными чувствами.
5. Не закрывайте глаза на проявления жесткости, выясняйте причины, объясняйте последствия. Ребенок должен понимать, что за свои поступки он несет ответственность.
6. Если против вашего ребенка проявляется агрессия со стороны других, научите его защищаться и правильно реагировать — не обращать внимания, проявлять спокойствие, переводить в шутку.
7. Поддерживайте в ребенке уверенность в себе, цените его достижения и поощряйте хорошие поступки. Уверенный в себе человек не станет доказывать собственное достоинство кулаками.
Что делать если ребенок жестокий — технология модификации поведения 7Spsy
Если ребенок очень жестокий, вам не удается повлиять на его агрессивное поведение собственными силами, обратитесь к профессионалам. Современные технологии позволяют работать с детской агрессивностью и жестокостью дистанционно и конфиденциально.
Например, технология модификации поведения при агрессии 7Spsy — научно обоснованный, запатентованный метод поведенческой психологии. Курс 7Spsy избавит вашего подростка от агрессии и жестокости. Психолог помогает разобраться с инструментами для занятий и поддерживает процесс изменений на протяжении всего курса через удобный канал связи — e-mail, телефон или онлайн-чат.
Сформируем негативное отношение к жестокости
За 2-6 недель удается изменить модель поведения за счет замены подсознательных установок, которые вызывают привычку проявлять жестокость, на позитивные.
После прохождения курса прежде агрессивный ребенок, подросток полностью изменит манеру поведения, у него появится спокойная уверенность и доброжелательность.