в чем причина востребованности теолога в современном обществе
Кореновское благочиние
Теолог- профессия востребованная
Теология – это комплекс наук об истории вероучений, о формах религиозной жизни, религиозном культурном наследии (религиозное искусство, памятники религиозной письменности), о религиозной научной деятельности и образовании. Теология изучает религиозное мировоззрение изнутри. Ее еще называют нерелигиозным богословием.
Сегодня в России идет возрождение религиозных традиций, изучается богатое духовное наследие наших предков. В программы многих вузов добавляется специальность «Теология».
Актуальность и востребованность профессиональной подготовки теолога обусловлена объективными тенденциями развития современного общества. На сегодняшний день на территории Южного Федерального округа осуществляют свою духовную деятельность значительное количество различных религиозных организаций и объединений. Особо важную роль в этом процессе играют традиционные, государствообразующие конфессии России. Их развитие предполагает подготовку высококвалифицированных теологов: экспертов, консультантов по религиозным вопросам в органах государственного и муниципального управления, общественных организациях и коммерческих структурах, преподавателей религиоведческих и теологических дисциплин в духовных и светских образовательных учреждениях.
Выпускники программы «Теология» могут заниматься научно-исследовательской, учебно-воспитательной и экспертно-консультативной работой. Теологи служат в религиозных учреждениях (церковных приходах), преподают в учебных заведениях, работают в светских учреждениях. В приходе теолог организует культурно-досуговую деятельность, проводит воспитательную работу с детьми и молодежью, подготавливает религиозные праздники. В светских учреждениях и воинских частях теологи проводят религиозно-просветительскую деятельность.
Специалисты в области теологии активно взаимодействуют с местными органами государственной власти. С целью привлечения прихожан в храм теолог разрабатывает и воплощает в жизнь социальные проекты (строительство центров реабилитации, домов милосердия, осуществление психологической помощи по телефону доверия).
Из этого видно, что профессия теолога снова стала востребованной в нашей стране, и в Краснодарском крае в частности. Вот почему факультет истории, социологии и международных отношений Кубанского государственного университета
ПРОВОДИТ
НАБОР СТУДЕНТОВ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ ТЕОЛОГИЯ
(православная теология; профиль:
государственно-конфессиональные отношения)
ЭТО – КЛАССИЧЕСКОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В КЛАССИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ!
ВИДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
— научно-исследовательская;
— учебно-воспитательная;
— социально-практическая;
— экспертно-консультативная;
— представительско-посредническая;
— организационно-управленческая;
СФЕРЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА:
— научно-исследовательские учреждения;
— учреждения системы высшего, общего и среднего профессионального, дополнительного, довузовского и послевузовского образования, институты повышения квалификации;
— общественные советы и экспертные общества, в том числе государственные, муниципальные, общественные, конфессиональные, международные и межконфессиональные;
— органы законодательной, исполнительной и судебной власти;
— структуры и организации, обеспечивающие национальную и общественную безопасность и правопорядок;
— конфессиональные, некоммерческие и общественные организации и другие структуры гражданского общества;
— организации Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, органы социальной поддержки и адаптации населения;
— средства массовой информации;
— коммерческие организации и предприятия;
МЕЖДУНАРОДНАЯ И РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ
— академическая мобильность в классических европейских университетах: Бордо-3 (Франция), Университет г. Лёвена (Бельгия), Софийский университет (Болгария);
— академическая мобильность на кафедрах теологии российских классических университетов, духовных семинарий и академий.
ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКА ОТДЕЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ, ТЕОЛОГИИ И РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ ФИСМО КУБГУ:
Деятельность теолога связана с теоретическим и прикладным опытом изучения истории вероучений и институционных форм религиозной жизни, религиозного культурного наследия (религиозное искусство, памятники религиозной письменности, религиозное образование и научно-исследовательскую деятельность), традиционного для религии права, археологических памятников истории религий, истории и современного состояния взаимоотношений между различными религиозными учениями и религиозными организациями.
Экспертно-консультативная, научно-исследовательская и просветительско-преподавательская деятельность теологов должна способствовать укреплению и развитию межконфессионального диалога, религиозной толерантности и духовного сотрудничества представителей традиционных и современных конфессий на Кубани. Осуществляя квалифицированную религиоведческую экспертизу (оценка уставных документов религиозных организаций, основ вероучения, культа, социальной доктрины и т.д.), бакалавры теологии будут способствовать профилактике и преодолению деструктивной деятельности псевдорелигиозных тоталитарных сект на территории современной России и за рубежом.
Необходимость теологического образования в современной России
Конец XX века ознаменовался для России огромными политическими и социокультурными изменениями. Например, окончание холодной войны и открытие железного занавеса содействовали большей открытости нашей страны к восприятию новых идей. Именно поэтому Россия в настоящее время переживает духовно-нравственный кризис, который является отражением глубинных процессов, происходящих в социокультурной сфере. Россия утратила официальную идеологию, значительную часть нравственных и духовных идеалов, разрушилась система управления, в функции которой входило воспитание молодежи. Основанием для сложившейся ситуации послужило то, что в последние десятилетия всему миру, в том числе и России, в качестве образца государственного устройства предлагался деидеологизированный либеральный стандарт, суть которого заключается в установлении приоритета потребительских интересов над нравственными и религиозными ценностями. Либеральная модель не только не содействует сглаживанию противоречий в области государственно-конфессиональных и этноконфессиональных отношений, но и, по большому счету, обостряет их.
Политический и социально-экономический кризисы способствовали разобщению общества, его расколу по социальному и этноконфессиональному признаку. Это, в свою очередь, вызвало активизацию архаических ментальных стереотипов и ритуально-символических элементов культур, представленных в России. Атрибутами посттоталитарной культуры стали бинарная структура восприятия и оценка мира («свой-чужой», «хороший-плохой»), агрессивность, страх перед переменами, негативное восприятие демократических преобразований и психологическая неготовность к ним. Поэтому, современность диктует необходимость переосмысления сложившейся системы ценностей, сформировавшейся в процессе становления западной цивилизации и навязывающейся остальному миру в процессах глобализации. В этих условиях необходимо формирование новых культурных доминант и подходов становления гражданской культуры, отвечающих современным реалиям и основанных на традиционных ценностях.
Не смотря на это, мировая и отечественная тенденция развития современного образования имеют ярко выраженную прагматическую направленность. Тем не менее, все чаще социальный заказ родителей российских школьников имеет духовно-нравственную направленность. В отечественном образовании имеет место явная тенденция получить в итоге учебно-воспитательного процесса, прежде всего, личность духовно зрелую, а не только владеющую суммой знаний, умений и навыков.
Религиозное образование и просвещение должно стать неотъемлемой частью образовательного процесса, ведущего к высокому культурному уровню. Знание основ вероучения традиционных для России религий дает гарантии взаимопонимания, сохраняет и укрепляет межнациональные и межкультурные отношения, связывающие всех граждан России. Эта область связана с обеспечением духовной безопасности, усилением созидательных процессов в обществе. Хочется сказать, что главной конечной целью учебно-воспитательного процесса, наряду с адаптацией в социуме, успешной реализацией потенциала личности, определенного багажа знаний и навыков является духовная, нравственная личность, обогащенная традициями своего народа и страны.
Следует отметить, что на самых разных уровнях все отчетливее позиционируется необходимость создания единой «вертикали» системы теологического образования в России. Такая система призвана эффективно связать и обеспечить взаимосвязь всех видов религиозного обучения – начальных и воскресных школ, средних и средних профессиональных медресе, институтов и университетов, научных центров. Именно такая система должна обеспечить молодым поколениям россиян знание собственных религиозных традиций, создать условия для формирования гуманистического мировоззрения и толерантности и стать альтернативой прагматизации, американизации российской молодежи.
В настоящее время теология только возвращается в образовательное пространство России. Под теологией, как направлением подготовки высшего образования в России сегодня понимается светское религиозное образование. По своему содержанию теология имеет много общего с духовным образованием, так называемым богословием, но его задачи и функции иные. Теологическое образование не ставит своей целью подготовку священнослужителей, его цели носят преимущественно просветительский и научный характер, направленный на формирование подготовленных кадров в области межконфессиональных и государственно-конфессиональных отношений.
Поэтому именно сегодня, когда происходит процесс интеграции российской системы образования в европейскую и мировую, развитие отечественного теологического образования и науки приобретает особую важность, так как является необходимым условием конкурентоспособности российского гуманитарного знания.
Хотелось бы также отметить, что при определении места и роли национально-религиозного фактора формирования личности в процессе образования следует считаться с особой ситуацией в области религиозного образования России. Она характеризуется двумя тенденциями: 1) интенсивным проникновением в образование и воспитание элементов западной культуры и поведенческих норм и 2) реакцией на агрессивную экспансию «Запада» полным замыканием в рамках собственной традиции, неприятием любых форм межкультурного сотрудничества и взаимодействия.
Развития событий по любому из этих вариантов желательно избежать. Хотелось бы надеяться на возможность сохранения и возрождения культур народов путем умелого сочетания настоящего и прошлого в истории каждого народа с лучшими традициями других народов.
Следовательно, развитие поликонфессионального теологического образования будет содействовать созданию преемственности в области науки и образования, сформированных традиционными конфессиями в условиях атмосферы мира и сотрудничества в России. Подготовка теологов является эффективным средством, препятствующим распространению псевдохристианских сект, фундаментализма в исламе и других антиобщественных и антигосударственных объединений.
Теология: профессия будущего
Майнд-тренер, ИТ-медик и сайнс-художник – такими необычными словосочетаниями наполнен проект «Атлас новых профессий». Согласно ряду прогнозов, уже к 2030 году с рынков исчезнут 57 профессий и появится до 85% новых. В футурологических прогнозах нет места выпускникам молодой российской специальности – теологии. Исчезнет ли светское богословие в будущем или встанет в один ряд с самыми востребованными профессиями?
Тео… что?
Теология – это научное обоснование религиозного мировоззрения. Сам термин восходит к временам античности и в изначальном своем значении рассматривал «учение о Богах» соответственно воззрениям древних греков. В XIII веке выходит в свет книга Пьера Абеляра «Христианская теология» и понятие утверждается как «учение о Боге».
Многие считают, что теология в русском языке тождественна по значению богословию. Это не совсем так.
Богословие подразумевает опыт богообщения, от которого рождается знание. Теология же – попытка познать Бога ограниченным разумом, рационалистически обосновать Его существование и найти веру. Однако оба эти понятия служат цели достижения единства Богом.
В 2015 году Высшая аттестационная комиссия в России (ВАК РФ) признала теологию наукой, а спустя 2 года состоялась защита первой диссертации по дисциплине, наделав шуму в научном сообществе. Противники нововведения апеллировали к отсутствию широкого обсуждения среди ученых и несоответствию требованиям ВАК к кандидатским и докторским работам. Однако на Западе, на который привыкли ориентироваться в отечественной науке, университеты возникали именно как теологические школы. В России до революции образовательные учреждения религиозной направленности были выделены в отдельный корпус приходских школ, духовных училищ и семинарий.
Западный мир не был потрясен революциями устоев, как Россия, и теологические факультеты по сей день существуют в самых крупных и уважаемых университетах мира, таких как Гарвардский, Йельский или Принстонский.
Появление «светского» богословия в российских университетах в некотором роде есть курс на мировые тенденции. И сопротивление нововведению – не что иное, как советская инерция живущих вчерашним днем ученых-коммунистов и их пасынков.
Читайте на ЕлицыМедиа “Один день из жизни студента-теолога” от студента факультета теологии Сургутского госуниверситета.
Фото: кафедра теологии МИФИ
Почему боятся?
Протоиерей Николай Емельянов, проректор Богословского института Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета считает, что неприятие теологии рядом ученых связана с памятью о тоталитарной советской идеологии. Священник сравнил суть фобии к теологии с «научным атеизмом навыворот». Ученые опасаются, что богословская дисциплина нарушит принцип светскости в обществе.
«К сожалению, оппоненты, выдвигающие этот тезис, не понимают простой вещи: превращение теологии в некоего оборотня научного атеизма — это ровно то, чего больше всего опасаются и против чего единым фронтом борются в первую очередь сами богословы. Более того, только они на это и способны. Не будет развитой системы теологической науки и образования (причем не только христианской теологии) — и псевдоправославное мракобесие, которое всегда идеологично и тоталитарно по своей природе, вполне может стать реальностью, опасной и для государства, и для общества», – отметил протоиерей Николай Емельянов.
Протоиерей Николай Емельянов
Теология будущего
В мире происходят, с одной стороны, мощные тенденции по унификации и глобализации, что неизбежно приводит к мощному взаимопроникновению культур. С другой, медленно наступающая эпоха метамодерна толкает людей на поиск своих корней и путь «духовного аристократизма». В этих условиях и государству, и Церкви нужны специалисты, способные на понятном языке говорить о Боге. Как ни парадоксально, растет и интерес к церковной культуре древности, истории, письменным источникам и их пониманию. И здесь теологи вновь могут прийти на помощь. Исчезающие носители древних церковных традиций, такие старообрядцы или амиши, представляют высокую ценность в сфере этнорелигиозных исследований.
Фото: Кафедра теологии ТУЛГУ
Типичный homo economicus вряд ли сразу сообразит, где в современном мире может работать теолог. И тем более – найдет ли он для себя место в мире будущего?
Уже сейчас для теолога предлагается широкий спектр специальностей: преподаватель, проповедник, сотрудник СМИ, эксперт, катехизатор и миссионер. А что может ждать теологов в будущем?
Не исключено, что в крупных корпорациях, в том числе и в России, может появиться советник по нравственности. Да, человек, который на христианских принципах помогает формировать миссию компании, ее ценности, выступать в коллективе проповедником высших человеческих идеалов.
В сфере медиа теолог может найти себя в образовательных интернет-проектах, создавая интересные спецкурсы по широкому спектру тем православного христианства. Области научных исследований древних текстов или современных религиозных тенденций только приобретают свою актуальность. Христианские эксперты будут востребованы как в СМИ, так и в госучреждениях.
Теологи будут этакими начетчиками XXI века: высокообразованными мирянами, на которых, возможно, выпадет ответственность по укреплению приходских общин и созданию новых.
Поскольку метамодерн ознаменовывается эпохой поиска Бога, теологи будут востребованы в сфере искусства. Можно сказать, что роман Евгения Водолазкина «Лавр» в некотором роде – новый шаг богословия в художественной литературе.
Тотальная автоматизация и секуляризация мира неизбежно вызовет (уже вызывает) внутренний надрыв в человечестве, разочарование, стремление к социальной перезагрузке и дауншифтингу. Наряду с урбанизацией и роботизацией будут активно формироваться экофутуристические общины будущего, с большой долей вероятности – религиозного характера. Теолог станет связующей нитью светской, но ищущей части общества с Богом. Главное, чтобы выпускники профильных специальностей соответствовали учению Христа и несли свет миру, научая все народы правде Божьей.
Русская Православная Церковь
Официальный сайт Московского Патриархата
Главные новости
Святейший Патриарх Кирилл совершил панихиду в тринадцатую годовщину со дня кончины Святейшего Патриарха Алексия II
В праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя
В канун праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в Храме Христа Спасителя
Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с заместителем председателя Государственной Думы П.О. Толстым
Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с губернатором Смоленской области А.В. Островским и митрополитом Смоленским и Дорогобужским Исидором
Архив
Теология и теологическое образование: перспективы развития
Доклад председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, президента Научно-образовательной теологической ассоциации, председателя Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах митрополита Волоколамского Илариона на II Международном научном симпозиуме «Теология в современном научном и образовательном пространстве: субъекты, куррикула (curricula), компетенции».
Уважаемый Владимир Михайлович, уважаемые участники нашего заседания!
Начну свое выступление цитатой из прозвучавшего сегодня приветствия Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который отмечает, что «наша общая задача — обеспечить качество преподавания теологии. Для этого необходимо критическое осмысление соответствующего отечественного и зарубежного опыта, а также содержания теологического образования на всех уровнях — от бакалавриата до аспирантуры».
Я хотел бы также напомнить о словах Президента Российской Федерации В.В. Путина, которые прозвучали на Всероссийской конференции по теологии в МИФИ 1 ноября 2018 года. В своем приветствии участникам конференции глава российского государства призвал использовать ресурс теологии в системе подготовки кадров для государственной службы в сфере межрелигиозных отношений, подготовки преподавателей высшей и средней школ.
Эти две цитаты из приветствий нашего Патриарха и нашего Президента в значительной степени отражают основные векторы, которые определяют развитие теологического образования в современной России. Я бы обозначил эти векторы следующим образом. Первый — это постоянное повышение качества теологического образования. А второй — это востребованность теологического образования для развития России на современном этапе.
Если говорить о повышении качества теологического образования, то оно осуществляется сразу на нескольких уровнях и сразу по нескольким направлениям. Во-первых, мы совершенствуем наше конфессиональное теологическое образование. Здесь я не буду касаться других религиозных конфессий — их представители выступят сегодня. Скажу о том, что в Русской Православной Церкви последние два десятилетия ознаменованы практически непрекращающейся реформой духовного образования. Эта реформа получила новый импульс после восшествия на престол Святейшего Патриарха Кирилла, и буквально на каждом заседании созданного по его инициативе Высшего Церковного Совета мы обсуждаем вопросы духовного образования. То есть не просто Учебный комитет Русской Православной Церкви, не просто сами образовательные организации, но практически все высшее церковное руководство вовлечено в процесс реформы духовных школ. На заседании Высшего Церковного Совета мы рассматриваем практически все документы уставного характера, которые готовятся Учебным комитетом для духовных учебных заведений Русской Православной Церкви. Мы читаем эти документы, комментируем их, совершенствуем, а затем они вводятся в употребление.
В рамках Высшего Церковного Совета была создана рабочая группа под моим председательством по синхронизации учебных планов духовных учебных заведений. Мы проделали огромную работу по сравнению преподаваемых учебных курсов и их синхронизации. В рамках той же рабочей группы по поручению Патриарха и Высшего Церковного Совета начата масштабная программа по обновлению всего корпуса учебной литературы для духовных учебных заведений.
Первоначальная задача, которая была перед нами поставлена, состояла в том, чтобы рассмотреть используемые учебные пособия с точки зрения их качества и соответствия современным научным подходам и стандартам. Рассмотрев их, мы пришли к выводу, что практически ни одно учебное пособие не соответствует ни тому, ни другому. Во многих наших духовных школах до настоящего времени преподавание ведется по учебным пособиям, подготовленным в дореволюционное время, или по конспектам, напечатанным на машинке в советские годы, либо по литературе, вышедшей в XX веке в русской эмиграции.
Мы начали масштабную работу по подготовке новых учебников для духовных школ. Около тридцати учебников находятся в разной стадии подготовки, из них десять уже вышли из печати, около десятка близки к выходу в свет, и еще около десятка находятся в работе. В общей сложности в этой работе принимают участие около 100 теологов по самым разным направлениям, и мы надеемся, что в обозримом будущем наши духовные школы получат корпус учебных пособий, соответствующих и современным научным подходам, и современным стандартам в области образования.
Наши духовные учебные заведения мы проводим через процесс государственной аккредитации. Уже более десяти духовных учебных заведений, включая наши ведущие академии — Московскую и Санкт-Петербургскую, а также Общецерковная аспирантура и целый ряд духовных семинарий прошли государственную аккредитацию.
Мы проводим постоянную работу по повышению научного уровня диссертаций. У нас существует несколько диссертационных советов, в том числе общецерковный, который был создан несколько лет назад решением Святейшего Патриарха и Священного Синода, и Диссертационный совет по теологии в системе Высшей аттестационной комиссии Министерства образования (то есть его решения и научные степени признаются государством) — первый в истории России подобного рода диссертационный совет. У нас создаются новые диссертационные советы. Наша деятельность направлена на повышение качества теологического образования и научных работ, которые защищаются в этих советах.
Я могу предложить вашему вниманию много других примеров, но, думаю, что уже приведенных примеров достаточно для того, чтобы показать: мы проводим весьма масштабную работу по приведению нашей системы духовного образования в соответствие с современными российскими и мировыми образовательными стандартами.
Параллельно с этим происходит создание теологических кафедр и открытие теологических программ в светских учебных заведениях, в том числе в наших ведущих вузах, в региональных и федеральных университетах. Эта работа сегодня осуществляется в тесном контакте с религиозными конфессиями. Мы ставим перед собой несколько целей, из которых я бы обозначил две. Первая — это, опять же, повышение уровня теологического образования. Следует сказать, что взаимная интеграция конфессионального теологического образования и теологического образования на светских площадках способствует повышению уровня теологического образования и в религиозных конфессиях, и на светских площадках.
В то же время мы должны заботиться о том, чтобы теологическое образование в светских вузах, несмотря на его светский характер, не было оторвано от традиционных конфессий. Мы с самого начала говорили о том, что теология — это не религиоведение, не абстрактное или диссоциированное от конфессий изучение тех или иных религиозных традиций. Теологическое образование предполагает рассмотрение теологических вопросов изнутри конкретной традиции, будь то православная, исламская, иудейская или какая-либо иная. Привязка теологического образования к конкретным религиозным традициям очень важна. Мы работаем над тем, чтобы она была формализована, при том, чтобы не было никоим образом нарушено светское образовательное пространство и светский характер образования.
Мы всегда подчеркиваем, что кафедры теологии в светских вузах — не то же самое, что кафедра проповедника на церковном амвоне. Теологическое образование в светском вузе не направлено на миссионерскую деятельность по обращению людей в ту или иную религиозную традицию. И не случайно наш успешно осуществляемый проект создания системы теологического образования в светских вузах с самого начала имел межконфессиональный характер. Мы всегда подчеркивали, что эти кафедры создаются не для миссионерских целей, не для прозелитизма, а для того, чтобы наши студенты и аспиранты имели возможность получить качественные знания о религиозных традициях и их теологических основах.
Соответственно, и в Научно-образовательную теологическую ассоциацию, которая была недавно создана, входят и православные учебные заведения, и исламские учебные заведения, и светские вузы, где ведутся теологические программы. Создание этой ассоциации получило благословение Святейшего Патриарха Кирилла как главы крупнейшей в России религиозной конфессии, но оно также было одобрено Межрелигиозным советом России, и с самого начала мы осуществляем этот проект как межрелигиозный.
Размышляя о дальнейшем развитии теологического образования, мы не должны забывать о том, что сказал Президент Российской Федерации в приветствии, которое я процитировал, — о востребованности такого образования. Это не просто «каприз» религиозных традиций, не просто мода на теологию — развитие теологии в полной мере соответствует востребованности в настоящем и будущем тех кадров, которые должны выйти из вузов, где преподается теология.
Востребованность эта может реализовываться на разных направлениях, в том числе, как отметил Президент, ресурс теологии может использоваться в системе подготовки кадров для государственной службы в сфере межрелигиозных отношений. У нас есть прекрасный пример — присутствующий сегодня на заседании Сергей Алексеевич Мельников, который является секретарем Совета при Президенте Российской Федерации по взаимодействию с религиозными объединениями и в своей работе демонстрирует высокие компетенции в области теологии. Но, конечно, нам нужны государственные мужи такого уровня и на региональном уровне, нам нужны представители власти, которые в полной мере владеют теологическим аппаратом и могут на высоком уровне осуществлять взаимодействие с религиозными конфессиями.
Еще одна важнейшая тема и важнейшее направление, связанное с востребованностью теологов, — это, конечно, преподавание религиозных культур в средней школе. Существует программа «Основа религиозной культуры и светской этики», программа «Основы духовной и нравственной культуры народов России», и мы очень часто сталкиваемся с тем, что эти дисциплины преподают люди, мягко говоря, малокомпетентные в религиозных традициях. Это может быть, например, преподаватель других дисциплин (необязательно даже гуманитарных), который по совместительству пытается преподать школьникам некоторые базовые знания о религиозных традициях.
Развивая теологическое образование, мы должны, конечно, думать и о вполне конкретных его аспектах, в частности, о формировании контрольных цифр приема, о распределении бюджетных мест, что является важнейшим инструментом регулирования развития нашей отрасли. Эти цифры должны быть адекватной задачей, бюджетные места должны прозрачно и понятно распределяться по регионам, по учебным заведениям и по конфессиям. И здесь есть широкое поле для взаимодействия Межрелигиозного совета России, Федерального учебно-методического объединения в сфере высшего образования по теологии, Министерства науки и высшего образования, а также Министерства культуры, которое до настоящего времени является центром ответственности по контрольным цифрам приема.
Я не буду останавливаться на других задачах, думаю, что конкретные предложения прозвучат в выступлениях участников нашего симпозиума. Хотел бы еще раз поблагодарить Владимира Михайловича за работу, которую он проводит и в качестве президента Высшей аттестационной комиссии, и в качестве ректора Российского университета дружбы народов. На уровне Высшей аттестационной комиссии проделана большая работа по тому, что можно было бы назвать легализацией, аккредитацией теологии в светском образовательном пространстве. Это и утверждение научной специальности «Теология», и разработка сначала одного паспорта, а затем и трех паспортов этой научной специальности, а именно «Православная теология», «Исламская теология» и «Иудейская теология». Это и создание диссертационного совета, и многое другое, что делается по линии Высшей аттестационной комиссии.
Что же касается Российского университета дружбы народов, проведение симпозиумов по теологии на этой площадке, как сказал Святейший Патриарх Кирилл, стало уже доброй традицией. В нашей работе мы должны учитывать и международный опыт, а РУДН, объединяющий более 150 стран, представленных здесь и на уровне преподавателей, и на уровне студентов, как нельзя более подходит для этого.