в чем причина появления у людей значительного количества излишков продуктов
Учебник по истории России. Арсентьев. 6 класс 1 часть. Неолитическая революция
НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники. Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности
1. Почему переход к производящему хозяйству считается самым важным событием в истории человечества?
Переход к производящему хозяйству считается важным событием в истории человечества потому, что он кардинально изменил жизнь людей. Этот переход повлиял не только на форму хозяйствования, но и на развитие орудий труда, и на устройство общества. Он привел к распаду первобытно-общинного строя, появлению и объединению соседских общин, а в последствии – к формированию этносов.
2. В каком районе Земли впервые появилось земледелие и скотоводство?
По современным данным земледелие впервые появилось на Ближнем Востоке и Юго-Восточной Азии, а скотоводство – в Азии (Индии и Индокитае).
3. Почему переход к производящему хозяйству называют революцией? Что хотят подчеркнуть, используя это слово?
Словом «революция» хотят подчеркнуть важность перехода от присваивающего хозяйства к производящему.
Вопросы к параграфу
1. Какие изменения в жизни людей произошли с переходом к производящему хозяйству?
2. Назовите главные признаки первобытно-общинного строя.
3. Перечислите явления, свидетельствовавшие о начале распада первобытно-общинного строя.
4. Как повлияло использование железных орудий труда на появление излишков продуктов? Почему этих излишков не было, когда люди использовали каменные орудия?
С помощью железных орудий труда люди могли эффективнее обрабатывать землю или охотиться. Люди стали производить намного больше продуктов, чем требовалось для собственного потребления. Появились излишки. Использование каменных орудий было малоэффективным. С их помощью люди производили меньше продуктов, поэтому излишков не было.
Определите по карте, как происходило расселение людей на современной территории нашей страны, найдите центры древнего земледелия, скотоводства, ремесла.
Рассмотрим карты, расположенные на странице 2 и 3 в атласе по истории России.
На большой карте показано, что:
Глядя на малую карту мы видим, что:
Вывод: расселение людей происходило постепенно от южных территорий к более северным, а очаги культуры появлялись в следующем порядке:
Центрами древнего земледелия находились в Крыму и в Краснодарском крае, центры ремесла — на Южном Урале, а центры скотоводства охватывали всю Среднюю полосу России и южные районы Сибири.
Думаем, сравниваем, размышляем
1. Проследите, как и почему менялась организация жизни древних людей. Каковы причины появления соседской общины и в чём её отличия от родовой?
С началом обработки металлов, появились более совершенные орудия труда. Жизнь людей стала легче. Они могли более эффективно обрабатывать землю или охотиться, что привело к появлению излишков продуктов. Приручение животных положило начало скотоводству. Стал возможен обмен излишками продуктов между племенами. В зависимости от климатических особенностей территории началось разделение племен на земледельческие и скотоводческие. Племена, которые занимались земледелием стали вести оседлый образ жизни, а скотоводческие племена осваивали степные просторы.
Совершенствование орудий труда позволяло отдельным семьям вести хозяйство самостоятельно. Родовые узы слабели. Отдельные семьи покидали соплеменников и селились в других общинах. Появились территориальные (соседские) общины. В таких общинах людей объединяло не кровное родство, а проживание на одной территории.
Из общины стали выделяться вожди и старейшины, которые управляли жизнью общины. Обмен продуктами, который контролировали старейшины, привел к накоплению богатств. Появление накоплений стало причиной столкновений между племенами. Взятые в плен враги становились рабами. Появились люди, обладающие богатствами и владеющие рабами. Зародилась эксплуатация — присвоение результатов чужого труда.
Постепенно общины объединялись под властью верховного вождя. Появились союзы племен и их правители. Они стали устанавливать правила и следили за их соблюдением. Все это привело к постепенному распаду первобытно-общинного строя и появлению новой формы организации жизни – государству. Начали формироваться народности, этносы.
2. Историю человечества археологи делят на каменный, бронзовый и железный век. Используя Интернет, выясните, когда появилось такое деление, какие признаки лежат в его основе. Создайте схему, иллюстрирующую ваше объяснение.
Разделение доисторического периода на каменный, бронзовый и железный века было выдвинуто датским археологом Томсеном в 1816-1819 годах на основе изучения археологических находок. Томсен утверждал, что эти три века должны сменять друг друга, потому что камень не стали бы употреблять для изготовления орудий, если бы люди располагали бронзой, которая, в свою очередь, должна была уступить место железу. Эта теория подтверждается археологическими раскопками. Название веков характеризуются ведущей ролью найденных изделий из определенного материала. Поэтому иногда перед бронзовым веком ставят медный век, поскольку медь является составной частью бронзы.
1. Подготовить сообщение о причинах появления соседской общины
Совершенствование орудий труда позволяло отдельным семьям вести хозяйство самостоятельно. Родовые узы слабели. Отдельные семьи покидали соплеменников и селились в других общинах. Появились территориальные (соседские) общины. В таких общинах людей объединяло не кровное родство, а проживание на одной территории.
2. Узнать, какие принципы лежат в основе разделения истории на каменный, бронзовый и железный век. Представить свой ответ в схематичной форме
Разделение доисторического периода на каменный, бронзовый и железный века было выдвинуто датским археологом Томсеном в 1816-1819 годах на основе изучения археологических находок. Томсен утверждал, что эти три века должны сменять друг друга, потому что камень не стали бы употреблять для изготовления орудий, если бы люди располагали бронзой, которая, в свою очередь, должна была уступить место железу. Эта теория подтверждается археологическими раскопками. Название веков характеризуются ведущей ролью найденных изделий из определенного материала. Поэтому иногда перед бронзовым веком ставят медный век, поскольку медь является составной частью бронзы.
Государство — организация жизни, при которой существует единая система управления людьми, проживающими на одной территории; взаимоотношения между ними регулируются на основе единых законов (традиций), осуществляется охрана земель; регулируются тем или иным образом взаимоотношения с другими государствами и народами.
Народ (народность) — большая группа людей, сложившаяся на одной территории, говорящая на одном языке и обладающая общей культурой.
Неолитическая революция – это переход человека от присваивающего к производящему хозяйству в период неолита.
Соседская община – это община, в которой людей объединяет не кровное родство, а совместное проживание на определенной территории.
ГДЗ история 6 класс часть 1, 2 Арсентьев, Данилов Просвещение 2019-2020 Задание: §2 (н) Неолитическая революция Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники
Стр. 15. Вопрос в начале параграфа
Почему переход к производящему хозяйству считается самым важным событием в истории человечества?
Переход к производящему хозяйству привел к резкому ускорению исторического развития.
Стр. 15. Вопрос к пункту 1
В каком районе Земли впервые появилось земледелие и скотоводство?
Земледелие и скотоводство впервые появилось в Западной Азии.
Стр. 15. Вопрос к пункту 1
Почему переход к производящему хозяйству называют революцией?
Этим словом подчеркиваются коренные изменения, которые возникли благодаря переходу к производящему хозяйству.
Стр. 17. Вопрос к иллюстрации
Скотоводство, ремесло, земледелие.
Стр. 18. Вопросы и задания для работы с текстом
1. Что такое неолитическая революция? Каковы были её последствия?
Неолитическая революция – переход человека от присваивающего к производящему хозяйству. Это привело к резкому ускорению исторического развития.
2. Перечислите явления, свидетельствовавшие о начале распада первобытнообщинного строя.
Выделение старейшин и вождей, которые управляли своими соплеменниками; появилось социальное неравенство; зарождалась эксплуатация; осуществление власти над людьми (формирование вождества); самостоятельное ведение хозяйства.
3. В чём причина появления у людей значительного количества излишков продуктов?
Появление металлических орудий труда значительно облегчило труд человека, особенно в земледелии. Люди стали производить намного больше продуктов, чем требовалось для собственного потребления.
4. Как повлияло появление излишков продуктов на жизнь людей?
Появление излишков позволяло племенам обмениваться продуктами. Земледельческие племена стали отделяться от скотоводческих.
5. Кого называют ремесленниками?
Люди, занимавшиеся обработкой железа и изготовлением из него разных предметов, изготовлением посуды на гончарном круге, тканей, назывались ремесленниками.
6. Составьте краткое описание «Страны городов».
Стр. 19. Работаем с картой
Определите по карте, как происходило расселение людей на современной территории нашей страны, найдите центры древнего земледелия, скотоводства, ремесла.
Красные стрелки – расселение людей.
Зеленые звезды – центры древнего земледелия.
Синие звезды – центры древнего ремесла.
Желтые звезды – центры древнего скотоводства.
Стр. 19. Думаем, сравниваем, размышляем
1. Проследите, как и почему менялась организация жизни древних людей.
Появление земледелия и скотоводства привело к переходу человека от присваивающего к производящему хозяйству. Большие перемены в жизни людей произошли с началом обработки металлов – меди, бронзы, позже – железа. Металлические орудия значительно облегчили труд человека, особенно в земледелии. Появились излишки продуктов, что привело к обмену. Происходит разделение земледельческих племен и скотоводческих. Скотоводческие племена осваивали степные просторы и переходили к кочевому образу жизни. В лесостепной полосе расселились земледельческие племена. Они перешли к прочной оседлой жизни.
2. Почему произошёл переход от родовой общины к соседской? В чём сходство и различия родовой и соседской общины?
В родовых общинах и племенах выделялись старейшины и вожди, которые управляли своими соплеменниками. С появлением обмена они стали выделяться не столько своим авторитетом, сколько накопленным богатством. Появилось социальное неравенство. Накопление богатств у одних, и отсутствие его у других стало приводить к военным столкновениям. Зарождалась эксплуатация, т.е. присвоение результатов чужого труда. Соседская община объединяла несколько семей. В соседской общине люди были объединены территорией, существовало социальное неравенство, появилось вождество, стали формироваться законы – общие правила для всех. На смену первобытному обществу приходит государство.
3. Составьте таблицу «Основные черты трёх периодов каменного века».
Палеолит | Мезолит | Неолит | |
---|---|---|---|
Общественный строй | Родовая община | Родовая община | Соседская община |
Основные занятия | Охота | Собирательство, рыболовство, охота | Земледелие, скотоводство, ремесло |
Орудия труда | Каменные орудия – ножи, пилы, тёсла, шилья | Составные орудия, появление наконечников копий, дротиков, гарпунов, бумерангов, лук и стрел, скребков | Появление специальных орудий для обработки земли – мотыг с каменными наконечниками |
4. Историю человечества археологи делят на каменный, бронзовый и железный века. Используя Интернет, выясните, когда появилось такое деление, какие признаки лежат в его основе. Создайте схему, иллюстрирующую ваше объяснение.
Система периодизации истории человечества на три эпохи – каменный, бронзовый и железный века – появилось в работе «Путеводитель по северным древностям» Кристиана Юргенсена Томсена в 1836 г. В основе лежит идея выявления сочетания различных артефактов, признаков и объединение их по группам.
Появление избыточного продукта: причины, роль и последствия.
Для раннего первобытного общества (П.о.) была характерна совместная собственность всех членов первобытной общины, вместе взятых, как на все предметы потребления, так и на средства производства.
Пока весь общественный продукт был жизнеобеспечивающим, никакое другое распределение, кроме коммуналистического, не могло существовать. Любая другая форма распределения привела бы к тому, что часть членов общества получила бы меньше продукта, чем необходимо для поддержания их существования, и, в конце концов, погибла бы. А это привело бы к деградации и распаду самой общины. Появление сравнительно небольшого избыточного продукта также не могло сколько-нибудь существенно изменить ситуацию.
Ситуация изменилась, когда избыточный продукт стал производиться в большем количестве. Так как люди по-прежнему получали долю продукта от общества исключительно лишь в силу принадлежности к нему, то возникла возможность неравномерного распределения продуктов труда.
Непосредственной предпосылкой процесса разложения первобытного общества и классообразования был рост регулярного избыточного продукта. Только на его основе мог возникнуть отчуждаемый при эксплуатации человека человеком прибавочный продукт. Рост регулярного избыточного и появление прибавочного продукта были обусловлены подъемом в различных областях производства. Особенно большую роль здесь сыграли дальнейшее развитие производящего хозяйства, возникновение металлургии и других видов ремесленной деятельности и интенсификация обмена.
Усложнение общественного производства требовало укрепления организационно-управленческой функции, т. е. функции власти. К тому же общественное и имущественное расслоение порождало противоречия и конфликты. Привилегии и богатства верхушечных слоев общества нуждались в охране от посягательств со стороны рабов, простолюдинов, бедняков. Традиционные родоплеменные органы власти, проникнутые духом первобытной демократии, были для этого непригодны. Они должны были уступить место новым формам сперва потестарной, а затем и политической организации.