в чем причина падения рыбака
Был только миг: как пилоты обледеневшего A321 спасли 200 жизней
В четверг, 2 декабря, самолет авиакомпании S7, выполнявший рейс Магадан–Новосибирск, экстренно приземлился в аэропорту Иркутска. На борту находились 199 пассажиров и пять членов экипажа. Как заявил перевозчик, из-за обледенения борта отключился автопилот. По информации источника «Известий», обледенели оба двигателя, самолет стал крениться и быстро терять высоту. О том, как развивалась ситуация в небе и сколько времени было у пилотов, чтобы избежать катастрофы, — в материале «Известий».
«Жутко страшно»
Airbus 321 вылетел из Магадана в 11:42 по местному времени. Четыре с небольшим часа спустя он аварийно приземлился в аэропорту Иркутска, и 205 человек теперь с полным правом могут праздновать второй день рождения. Как рассказала «Известиям» одна из пассажирок, рейс с самого начала не был спокойным.
— Мы взлетели, и началась турбулентность, скажем так, очень сильная. Потом мы или теряли, или набирали скорость, но, в общем, давление испытывали очень сильное. Очень сильно качало. Жутко страшно. Не передать словами, — поделилась Екатерина.
По ее словам, сильная качка продолжалась около часа, пассажиры ощущали, что самолет резко потерял высоту.
— Мне казалось, что еще чуть-чуть — и мы ударимся о землю, — отметила Екатерина.
Пилот объявил, что будет техническая посадке в Якутске, но она не состоялась, и борт пошел на Иркутск, рассказала девушка. После этого ситуация, казалось, нормализовалась, пассажирам разрешили вставать.
Андрей Никитин, также летевший этим рейсом, говорит, что пассажиры сразу почувствовали — ситуация нештатная. В течение полутора часов самолет то проваливался вниз, то поднимался.
— Его постоянно кренило из стороны в сторону. Мы всеми фибрами души чувствовали это напряжение, которое было в салоне. Прекрасно понимали, что в любой момент может случиться трагедия. От себя скажу, что я уже мысленно простился со всеми родными и близкими, подумал о том, что у меня было в жизни, чего достиг, чего не достиг. Слава богу, чудо случилось, и мы не просто выжили, а не получили никаких увечий, самолет успешно сел в Иркутске. Я считаю, что это подарок судьбы, — рассказал он.
Взгляд из кабины
«5220, Mayday, Mayday, Mayday. Unreal board speed, research airport», — прозвучал международный сигнал бедствия из кабины пилотов. В Telegram-каналах появилась аудиозапись переговоров, во время которых пилот сообщил диспетчеру о «сильнейшем обледенении» и запросил посадку в ближайшем аэропорту. Сначала его направили на Якутск, но борт не смог зайти там на посадку.
О том, как развивалась ситуация, «Известиям» рассказал источник, близкий к следствию. По его словам, примерно через 15 минут после взлета вышла из строя система автопилота, предположительно, из-за обледенения. Управление самолетом перешло в ручной режим. Само по себе это не катастрофа: все пилоты тщательно отрабатывают эту ситуацию на тренажерах, а те, что поопытнее, оттачивали ручное управление и на самолетах. Однако борт бросало вверх-вниз, были проблемы с поддержанием скорости.
Уже после запроса экстренной посадки, на подлете к Якутску, пилот доложил, что экипаж не может стабилизировать самолет.
— Сибирь 5220, если есть возможность, набирайте 170-й эшелон для стабилизации.
— Пока ничего не можем, справиться со взлетом…
Обледенение не позволило самолету набрать нужную высоту, и вскоре борт начал заваливаться, самолет перешел на так называемый голландский шаг.
— Это колебания с постоянно возрастающей амплитудой. То есть самолет начинает немного терять высоту или образуется крен. Чтобы его блокировать, экипаж старается либо создать крен в другую сторону, либо, если самолет теряет высоту, задрать нос. После того как самолет с некоторой задержкой воспринимает это управляющее воздействие, он быстро переходит через нейтральное положение, и пилоту приходится парировать изменение в пространстве уже в другую сторону. Потом проблема повторяется, но уже с увеличением угла постоянно. Возникают риски, что самолет в какой-то момент потеряет управляемость, — рассказал глава аналитической службы агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.
Система подала сигнал «опасность сваливания», а также уведомила об обледенении первого и второго двигателей, рассказал источник. Примерно за 10 секунд борт потерял 2,7 тыс. м высоты. По мнению собеседника «Известий», если бы такая ситуация продлилась еще секунд восемь-десять, катастрофа была бы неизбежна.
Однако пилот смог взять управление под контроль и благополучно приземлиться в аэропорту Иркутска.
В Telegram-каналах появилось интервью с командиром воздушного судна Михаилом Кулагиным. Он подтвердил, что проблемы начались сразу после взлета.
— Буквально через две минуты после взлета заледенели все приборы, которые измеряют скорость, высоту и всё другое. Отказало всё, и понеслась чехарда. (…) Попробовали [зайти на посадку в Магадане], попытка эта не удалась, непонятно, какая скорость, мы не успели определиться, и жуткая болтанка, при которой не видно показаний скоростей. Всё наугад исполнялось, тангажи летали. По ощущениям, это было в течение 10–15 минут. Судя по расшифровкам, провалы были до 2 тыс. м, — рассказал он.
Пилот добавил, что в Якутской зоне экипаж дал отбой сигналу «Мэйдэй» и начал набор высоты.
Вина, ошибка или героизм
В авиакомпании S7 подтвердили, что сильное обледенение привело к отключению автопилота.
— S7 Airlines не исключает вероятности, что противообледенительная обработка ВС в аэропорту вылета была проведена с нарушениями. Таким образом, обледенение могло образоваться не только в воздухе, но и еще до взлета — на земле, — сказано в пресс-релизе компании.
В нем уточнено, что были потеряны «некоторые сигналы», и судно попало в «сложное пространственное положение». Также в компании отметили, что из-за обледенения показатели скорости, а также некоторые другие, в том числе крена и тангажа, могли быть недостоверны.
— Есть стандарты, как надо обрабатывать [самолет]. И крылья обрабатывают, и фюзеляж, чтобы там не было наледи и снега. Всё это прописано. Это же всё исторически на крови написано, как и все авиационные правила, — отметил исполнительный директор Авиарегистра России Александр Книвель.
Он вспомнил случаи, когда самолеты, которым не провели антигололедную обработку или провели ее неправильно, падали и разбивались. Так произошло с Як-40, который потерпел крушение при взлете в Шереметьево в 2000 году. Тогда погибли девять человек. Так вышло с АTR-72 авиакомпании «ЮТэйр», который рухнул 2 апреля 2012 года сразу после вылета из тюменского аэропорта Рощино. Следствие пришло к выводу, что причиной крушения стало обледенение самолета во время стоянки. Перед взлетом лайнер не был обработан противообледенительной жидкостью.
Однако есть видеозаписи, подтверждающие, что самолет S7 в аэропорту Магадана был обработан. Правда, пользователи соцсетей задаются вопросом, чем именно. Некоторые предполагают, что обледенение произошло из-за того, что вместо необходимых реагентов борт обработали автомобильной «незамерзайкой».
Пилот самолета заявил, что крыло у этой модели вынесено далеко назад, в связи с чем из кабины не видно, как происходила обработка. Он пояснил, что всё делается на доверии к обслуживающей компании.
Источник «Известий» уточнил: на самом деле неважно, чем именно обработают самолет, хоть горячей водой. Главная задача — полностью смыть лед. Это подтвердил бывший командир воздушного судна Александр Романов. Он пояснил, что двигатели защищает от льда специальная электроника.
— Надо более тщательно разбираться, потому что при проектировании двигателей такие вещи предусмотрены. Есть входные направляющие аппараты, которые нагреваются. Двигатели сделаны таким образом, что лед с них должен сбрасываться. Есть и электрический обогрев, и наддувы. Поэтому здесь что-то странное произошло, скорее всего, отказ противообледенительной системы, — считает он.
Иркутский следственный отдел на транспорте Восточного межрегионального СУТ СК России сообщил на своем сайте о том, что проводит доследственную проверку по ч. 1 ст. 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта»).
На грани катастрофы
Источник «Известий» также рассказал о вероятных причинах того, что самолет стало резко кренить из стороны в сторону. По его словам, технические особенности А321 не позволяют двум пилотам одновременно управлять бортом, так как суммируются передаваемые ими сигналы. Предположительно, после отключения автопилота управление вел второй пилот, потом его взял командир воздушного судна. Затем второй пилот тоже вмешался в управление и из-за одновременных сигналов судно начало раскачивать, сказал собеседник издания. Он уточнил, что такое действие можно охарактеризовать как ошибку, за которой обычно следует выговор. По данным источника издания, второй пилот уже опрошен следствием и его ждет отработка ручного управления на тренажере.
В то же время заслуженный пилот России Юрий Сытник заявил «Известиям», что пилоты проявили редкое мастерство пилотирования, справившись с критической ситуацией, когда счет шел на секунды.
— Просто удивительные летчики. Хватило у них мужества, хватило умения управлять этим самолетом с полным обледенением. Это редкий случай, когда на электрическом самолете ребята справились. Они просто молодцы. Это настоящие герои. (…) Сделали они всё правильно. Очень было сложно, потому что при обледенении самолет легко мог полностью потерять управление и упасть, — сказал он. — Если бы они потеряли скорость ниже критической, они бы не спаслись. Замечательный командир корабля и экипаж, второй пилот. Не растерялись в такой сложной ситуации. Крены достигали 90 градусов, по тангажу доходило до 40 градусов плюс-минус и перегрузки [были] мощнейшие.
Иного мнения придерживается заслуженный пилот СССР, председатель комиссии общественного совета по гражданской авиации Ространснадзора Олег Смирнов.
— Самолет попал в зону интенсивного обледенения, в результате чего начали отказывать приборы, которые показывают скорость. Экипаж это своевременно не заметил и обнаружил только тогда, когда самолет несколько раз свалился в штопор, — предположил он. — По тем показателям, которые мы имеем, самолет был на грани катастрофы.
Магаданская транспортная прокуратура проводит проверку соблюдения требований законодательства в сфере безопасности полетов, уделяя внимание и наземному обслуживанию самолетов в аэропорту.
Урок литературы в 10 классе
(по повести В.Быкова «Сотников»)
Цель : проследить, как решается в повести В.Быкова «Сотников» проблема выбора и проблема нравственных основ подвига.
Задачи: показать нравственное испытание человека; задуматься над опасностью бездуховности, понять необходимость жить по высоким законам нравственности: совести, долга, человечности.
Введение в тему. Стихотворение читает учитель:
Жизнь — на вершины всходить и взойти.
Жизнь — это значит не сбиться с пути.
Трудно? Но пусть не робеет душа,
В снежную бурю, под ветра гуденье
Будем карабкаться, трудно дыша.
Жизнь — восхожденье…
Последняя строка стихотворения стала темой сегодняшнего урока: «Жизнь – восхождение. »
— Как вы объясните значение слова «восхождение»?
— Как достичь нравственной высоты, оставаясь человеком в бесчеловечных обстоятельствах?
(На уроке работают три группы, каждая получила предварительное задание: 1 гр.- образ Сотникова; 2 гр. – образ Рыбака; 3 гр. – кадры из фильма «Восхождения»; собрать материал о съемках картины и др.)
2. Работа с текстом
— Каковы ваши впечатления о героях повести? (Вначале герои предстают перед нами как товарищи по партизанскому отряду, как единомышленники. Рыбак даже привлекает больше, чем Сотников, физической силой, удачливостью, жизненной энергией. Сотников отличается суровой категоричностью суждений, замкнутостью.)
А) Анализ текста (работа в группах)
Сравнительная характеристика Сотникова и Рыбака
— Сравните портреты героев. Какой вывод можно сделать?
Портрет, физическое состояние
Полон жизненных сил
Интеллигент, до войны работал учителем
Деревенский парень, привык к тяжёлому крестьянскому труду
Выносливость, способность справляться с жизненными трудностями
Преодолевает трудности партизанской жизни благодаря силе духа, упорству. Перед тем как попасть в окружение, подбил несколько танков.
Преодолевает тяготы партизанского быта благодаря физической силе и крепкому здоровью
Как оказался в партизанском отряде
По идейным соображениям;
после того как трижды совершал попытки выйти из окружения;
стремился бороться с врагом в любых условиях
Пошёл в партизаны, потому что так поступали многие; оставаться в деревне было опасно – его могли отправить в германское рабство
— Кто из героев вызывает большую симпатию? (Вначале – Рыбак своей практичностью, умением ориентироваться на местности, готовностью непременно выполнить задание)
— Какие качества характера располагают к Рыбаку? (Чувство товарищества. Он искренне сочувствует расхворавшемуся Сотникову; заметив, что тот мерзнет в шинели и в пилотке, отдает свое полотенце, чтобы он хотя бы шею обмотал. Делится с ним остатками своей порции пареной ржи; идет первым по снежной целине, прокладывая дорогу. Не трус, смело ведет себя в бою.)
Живёт просто, практично, без особых раздумий над вопросами морали.
У. – Мрачноватый, нескладный, угрюмый Сотников не сразу и не просто завоевывает наше уважение и симпатию. И даже поначалу к нему возникает какая-то неприязнь: зачем он, больной, пошел на это задание и только сковывает действия Рыбака?
У. – Вы получили задание сопоставить поведение Рыбака и Сотникова в различных ситуациях ( 1 и 2 группы представляют героев, попавших в одну и ту же ситуацию)
Склонность к компромиссам
Он терпимее к старосте Петру, служащему немцам.
Ему недостаёт твёрдости характера и последовательности в своих действиях.
(Сотников не позволяет разжиться более тёплой одеждой и шапкой, зная, как бедствуют в деревне мужики, не ссылается на болезнь, когда приходится пойти на опасное задание, «потому и не отказался, что другие отказались». Отвергает помощь и сочувствие жены старосты «не хватало ещё лечиться у старостихи». Нравственный максимализм проявляется и по отношению к старосте Петру. )
Перестрелка с полицаями
— Как проявляют себя герои повести в эпизоде перестрелки с полицаями?
— Почему струсивший было Рыбак всё же возвращается на выручку товарищу?
(Только мысль о том, как он объяснит произошедшее командиру отряда, заставила Рыбака вернуться за раненым)
Отношение к товарищу
— На чердаке избы Демчихи под дулом автомата «только какая–нибудь секунда отделяла их от этого последнего рубежа между жизнью и смертью. Рыбак встаёт первым. Он сдаётся, лишь бы отложить гибель, остальное не имело значения»
— Что тревожит каждого из героев?
У. – Сотникова первым берут на допрос, считая, что тот быстро даст сведения, так как он физически слаб. Но герой не оправдывает надежды полицаев (Фрагмент фильма «Сотников на допросе»)
Комментарий учащихся: Молчит даже под пытками. (гр. 3 комментирует образ актера, сыгравшего роль Сотникова)
— Какую роль в повести играет сцена допроса русского полковника, свидетелем которой оказался Сотников во время допроса в плену?
(Вступив на путь измены, впоследствии с него не свернёшь. Отказ полковника от любых компромиссов стал его последней победой над врагом. Поступок полковника – идеал поведения истинного патриота.)
– Что ужаснуло Рыбака, когда он увидел Сотникова, вернувшегося после допроса? (Пётр: «Звери». Рыбак: это же самое будет с ним.)
– Какую позицию во время допроса избрал Рыбак? (Подстраиваться, хитрить.)
Фрагмент фильма «Рыбак на допросе».
Комментарий учащихся: Оказавшись в плену, он чувствует, что есть какой-то шанс выбраться из этой переделки, но только если развяжет себе руки, т.е. отделит свою судьбу от судьбы напарника. Это был первый шаг к падению.
А тринадцатилетней девочке Басе не хотелось жить, но она не выдала тех, кто её прятал. А Дёмчихе, у которой трое детей, жить не хочется? Но перед смертью она проклинает ни Сотникова, ни Рыбака, которые у неё спрятались, а фашистов.
— Накануне казни Рыбаку снится сон – история из его детства.
— Как вы думаете, почему автор рассказывает эту историю в самом конце? (Даёт Рыбаку последний шанс – ведь он не трус). Но Рыбак не понял свой сон или не захотел понять.
— Какой нравственный выбор делают Сотников и Рыбак после допроса?
Любую цену за возможность выжить не принимает.
Ради жизни способен пойти на предательство
Фрагмент фильма «Сотников поднимается на эшафот». Комментарий учащихся: — Кажется, что взошёл Сотников не на эшафот, а на какую-то немыслимую высоту, с которой мог посмотреть без злости даже на Рыбака.
– Что видит Сотников с этой высоты? (Природу, глаза ребёнка, церковь – мир, который его не предаст.)
Фрагмент фильма. Комментарий учащихся
— Почему взгляд его останавливается на мальчике, Сотников смотрит ему в глаза? Сотников жил и боролся для людей, стремился сделать для них все, что было в его силах. Не случайно в последние минуты жизни, стоя уже с петлей на шее, Сотников захотел видеть людей. Поймав взгляд худенького бледного мальчишки в буденовке, он, понимая, как невыносимо ребенку зрелище казни, находит силы, чтоб поддержать его. Наверное, никогда не забудет мальчишка этой улыбки партизана, как сам Сотников не забыл подвиг седого полковника, когда был в плену. Так Быков в этом произведении подчеркивает, что мужество и героизм не исчезают бесследно, а передаются из поколения в поколение.
– Глаза мальчика. В русской литературе есть художественный прием, который Блок позже назовет «встречей глаз». Искра – духовное понимание – преемственность здесь.
– Чем закончится путь Рыбака?
— Сотников перед лицом неумолимой смерти делает единственно возможный для себя выбор заветов отца – спасения чести, совести, души.
(3 группа) Комментарий к названию фильма: Интересен выбор названия фильма — «Восхождение». В этом слове и путь героев, и страхи, и противостояние, и одновременно союз. По всей видимости, режиссер хотела показать важность обоих героев в сюжете фильма, так как выбор Рыбака является не менее показательным. Рыбак повторяет Сотникову, а скорее самому себе: «Я убегу, убегу…», но видит картины своей гибели. Страх смерти толкает на предательство… И в конце лишь крик отчаянья.
— Как вы понимаете финал повести?
(Оступившись один раз, человек уже не может остановиться, как бы он того ни хотел. Жизнь, купленная предательством, достойна только презрения. Человек же, не изменивший своим нравственным убеждениям, даже погибнув, остаётся вечно живым в памяти потомков.)
Домашнее задание: письменный ответ на вопрос: «Что помогает человеку преодолеть внутренние слабости?» ( в качестве аргумента используйте события, представленные в повести В.Быкова «Сотников» ).