в чем прелесть классической музыки
Классическая музыка, чем она привлекает?
Практически вся прекрасная классическая музыка была написана на протяжении нескольких веков: в 18, 19 веке и в начале 20-го. Этот феномен совершенно необъясним.
Практически вся прекрасная классическая музыка была написана на протяжении нескольких веков: в 18, 19 веке и в начале 20-го. Этот феномен совершенно необъясним.
Возможно, он больше никогда не повторится, поскольку кардинально изменилась общечеловеческая культура и не в лучшую, а худшую сторону. В сторону упрощения и вульгарности. Неописуемая красота мелодий и совершенство в их звучании, одинаково воспринимается всеми людьми, подсознательно задевая наши чувства. А действительно настоящее искусство должно волновать не разум, а именно чувства.
Основной отличительной особенностью классической музыки является сочетание разнообразия художественных приемов с глубиной передаваемых переживаний.
Классическая музыка – это выбор избранных, настоящих ценителей искусства, в частности, музыки. Очарование звучания инструментов завораживает слух, под мелодии классики замечательно провести вечер вдвоем с любимым человеком, даже просто помечтать, уединившись. И именно в этом её красота и привлекательность, а главное отличие от музыки эстрады, классическая музыка – живая, вдумчивая.
Почитатели классической музыки открыты ко всему новому. Более того, ученые исследовали, что любовь к классической музыке добавляет женщине привлекательности.
А о позитивном воздействии классической музыки на человеческий организм и спорить бессмысленно. Такие произведения были созданы талантливыми, гениальными композиторами. Они вкладывали в музыку душу, собственные чувства, переживания, тем самым, отдавали музыке частичку собственной положительной энергии. И это не просто слова, а научные доказательства!
В зависимости от звуковой окраски и темпа, классическая музыка имеет разное влияние на организм. Она способна успокаивать, снимать стресс, бодрить и даже обезболивать. Таким образом, если после насыщенного трудового дня, мучает усталость и головная боль, послушайте Чайковского, Шумана, Шуберта. Такую релаксацию лучше получать лежа, максимально расслабляя свое тело. Закройте глаза и думайте только о приятном, тогда Вы получите наилучший эффект от музыки.
Классическая музыка также благоприятно влияет на определенные недуги. Чтобы скорее зажили рубцы при язве желудка и прошли болевые ощущения, рекомендуется слушать произведения «Вальс цветов» П.И. Чайковского. Люди, страдающие на болезни сердца, могут слушать «Свадебный марш» Мендельсона. Люди, начиная со среднего возраста, часто страдают от бессонницы. Им поможет Пер Гюнт» Грига, «Грезы» Шумана, «Мелодия» Глюка, вальсы Штрауса и хоровые произведения. Даже при онкологических заболеваниях врачи рекомендуют слушать Баха, Моцарта. Молодым мамам желательно для малыша включать так часто упоминаемого Моцарта. Он действует успокаивающе.
Произведения классической музыки просто обязаны быть в каждом доме, такая музыка умиротворяет, по-настоящему расслабляет и позволяет всегда быть здоровыми.
Как понять классическую музыку? Советы музыковеда Натальи Гирявенко
Классическая музыка часто кажется сложной для понимания. Даже те, у кого есть интерес, задаются вопросом: как понять классику. Для таких дискуссий в белгородской филармонии проводят лекции-концерты. Их автор — музыковед, заслуженный работник культуры России Наталья Гирявенко. Корреспондент «Фонаря» побеседовал с музыковедом и узнал, с чего начать знакомство с классической музыкой.
Фото белгородской филармонии
Зачем мне это нужно?
— Музыкой вы привносите в свою жизнь ум, красоту, гармонию, подлинные чувства. Даже фоновое прослушивание классики нас меняет. А если вы учитесь музыке, то это влияет ещё больше. Классическая музыка развивает память, музыкант-исполнитель пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулируя абстрактными звуковыми фигурами. Многие выдающиеся ученые учились музыке: Альберт Эйнштейн играл на скрипке. Он даже писал в одном из писем, что если бы не было фуг Баха, то он бы никогда не пришел к формуле, выражающей эквивалентность массы и энергии. 70 процентов профессоров физики и математики Оксфордского университета являются членами музыкального клуба, а руководство компании Microsoft при приёме на работу отдаёт предпочтение сотрудникам с музыкальным образованием.
Классическая музыка, как и классическое искусство в целом, элитарно. Так было и будет всегда. Вы никогда не привлечете к нему 100 процентов населения. И, по-моему, этого делать не надо. Могу ошибаться, но где-то мне попадалась цифра, что только четыре процента людей увлекаются классической музыкой. Поэтому решите, интересно ли это именно вам.
Начинать необходимо с желания. В любом деле так. Вы хотите, например, научиться печь блины. Вам могут сто раз рассказать, как их печь, показать сам процесс, но, пока вы сами не разведете тесто, не выльете его на сковородку, не сможете перевернуть блин — не научитесь.
Как выбрать музыку?
— Способ первый: начать с композиторов, которые более «открыты» к новому слушателю. Это, например, Шопен, Григ, Моцарт, Чайковский. Их музыка просто красива, мелодична, она вас впечатляет сразу же на уровне эмоций. Для первого знакомства с классикой можно прийти на концерт из фортепианных сочинений Фридерика Шопена: вальсов, мазурок, ноктюрнов. «Времена года» Петра Чайковского и другие его фортепианные произведения доступны для восприятия. Они поэтичные и трогательные.
Можно начинать по-другому — с концерта вокальной музыки. Это могут быть арии из опер, романсы. Это музыка с текстом, которая сюжетно развивается. Поэтому новичку легче проследить ход мыслей автора.
Лучше всего начинать слушать классику с программной музыки — той, которая имеет название, литературную программу, сюжет. Например, можно послушать даже такого «сложного» композитора, как Ференц Лист. У его симфонической поэмы «Прелюды» есть программа, которую чаще всего печатают в специальных буклетах или рассказывают перед концертом. Можно и самим поинтересоваться и прочитать ее. Тогда вы все услышите! И мечты «героя» о любви, и как от отдыхает на природе от житейских бурь, и сами эти бури — грозные и воинственные, и как в конце он побеждает. Другие примеры такой музыки: «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского или «Времена года» Антонио Вивальди. Программную музыку слушать и воспринимать намного проще, ведь можно следить за сюжетом.
Есть ещё один способ — искать свое, то, что понравится. Вообще хорошо бы сделать так, чтобы звучание классической музыки, которая вам, предположим, уже понравилась, звучала с вами постоянно. Вы побывали на концерте, состоящее из произведений, например, Шопена или Вивальди, после концерта создайте себе плейлист в телефоне, на компьютере и слушайте эту музыку фоном: дома, когда отдыхаете, готовите еду, занимаетесь гимнастикой, едете в машине на работу. Много музыки в 18 веке было написано именно для застолья, прогулок и бытовых дел. Например, Йозеф Гайдн «Музыка на воде» или сюиты Иоганна Себастьяна Баха. Окружите свое личное пространство классической музыкой и постепенно расширяйте круг того, что вам нравится, другими произведениями этих авторов.
Запомните: нельзя любить все жанры, все эпохи. Кому-то нравится звучание рояля, кому-то скрипки, а есть любители хоровой музыки. Начинайте с того, что нравится, и ищите своих исполнителей. Стивен Кинг в мемуарах «Как писать книги» говорил: «Если вы хотите научиться писать книги, вы, в первую очередь, должны их читать». Вывод: чтобы полюбить классическую музыку, надо не бояться ее слушать.
Наталья Горявенко. Фото белгородской филармонии
На что обращать внимание?
— Не надо пугаться того, что ничего не понял в музыке. Если тебе не понравилась месса Баха, то это не значит, что ты недостаточно хорош. Обращайте внимание на детали, старайтесь разобраться. Например, романсы Сергея Рахманинова. Вы слушаете текст, вам всё понятно. Но есть и пианист, который сопровождает пение. У него своя партия, и нередко он «досказывает» то, что уже пропел певец. Вслушайтесь в это!
Вы пришли на концерт из оперных арий Джузеппе Верди, а они звучат на итальянском. Вы не знаете текста, а ария большая, звучит минут пять. Например, ария короля Филиппа из оперы «Дон Карлос». Даже не зная, о чем поет баритон, вы при желании расслышите его скорбные, тяжелые размышления, душевные муки. Тут вы обратите внимание на его прерывающуюся речь, словно он неторопливо о чем-то размышляет, на медленный темп музыки, скорбное выражение лица у певца. Если это произойдет, вы начинаете сочувствовать ему. Вас тронули не слова — их вы не поняли — вас задела музыкальная атмосфера! А потом, конечно, если вам запала в сердце эта музыка, надо поинтересоваться, о чем он пел.
На концерте симфонической музыки перед вами оркестр. Обратите внимание, кто и как играет. Вас может увлечь какой-то исполнитель даже тем, как он извлекает звуки из своего инструмента, как двигается его тело. Обратите внимание на форму произведений. Вот отзвучала тема, началось ее развитие, вот тема вернулась, но в ином качестве, звучании, в новых тембрах. За всем этим можно следить и, одновременно, задавать себе вопрос, зачем эти изменения? На концертах симфонического оркестра, или концертах с солистом, я бы посоветовала брать билеты поближе к сцене — смотрите на музыкантов! Следите за солистом, его руками, как он извлекает звуки из инструмента. Это помогает и увлекает.
Мне всё равно не понятно
— Если в классической музыке что-то непонятно, то надо «копать» глубже. К примеру, Иоганн Бах. Его музыка полна тайнописи! У Баха есть «Токката и фуга ре минор», «Шутка», знаменитые клавирные или скрипичные концерты, которые нравятся всем с первого прослушивания. Но это малая часть баховской музыки, это даже не верхушка айсберга. Остальные его произведения сложнее.
Можно слушать любую из хоральных прелюдий, «Мессу», кантаты эмоционально, просто закрыв глаза и отдавшись потоку музыки. А можно иначе: с дополнительной подготовкой. Чтобы погрузиться глубже в понимание классической музыки, стоит узнавать новые факты о ней из дополнительных источников. Это повышает шансы на успех, более глубокий уровень восприятия классики.
Книги
— В поиске книг о музыке, нужно исходить из своего плейлиста. Вам нравится, к примеру, Шопен. Ищите книги о нем, о его жизни, судьбе, расширяйте свое представление о любимом, или пока понравившемся композиторе. Если вы прочтете книжку польского исследователя Ярослава Ивашкевича о Фридерике Шопене, то вы многое узнаете о нем. Кстати, есть замечательная серия «Жизнь замечательных людей».
Передачи и лекции
— Хорошо рассказывает о классике Артем Варгафтик, музыковед московской филармонии. У него был большой цикл лекций на канале «Культура». Он называется «Партитуры не горят». Ещё мне нравится Михаил Казиник. В интернете есть сотни его фильмов о музыке с привлекательными названиями «Эффект Моцарта», «Эффект Шуберта», «Тайные знаки культуры». Кроме того, у него есть серия книг «Тайны гениев». Все это очень доступно, увлекательно, классно!
Есть различные образовательные сайты: «Магистерия», Education, «Лекторий», группы во «ВКонтакте» по классической музыке, где размещаются лекции, рассказы о музыке и не только. Можете найти также уже переведенные выступления Леонарда Бернстайна, где он рассказывает о музыке. Послушайте лекции Татьяны Черниговской «Мозг и музыка». Вы узнаете то, как меняется наш разум под воздействием классики.
Московская филармония имеет специальный абонемент «Мама, я меломан» — это серии ночных концертов с предварительной лекцией о каждом. Их записи есть в интернете, на сайте московской филармонии. Зарегистрируйтесь и станьте слушателем этих лекций. Там музыковеды замечательно рассказывают о произведениях.
Что не стоит делать?
— Не слушайте мифы и не думайте, что вы не поймёте, что у вас нет слуха, а классика — это скучно. Чтобы слушать музыку или учиться музыке, не нужен какой-то великолепный слух. Такой слух важен только музыкантам. Хотя даже далеко не все композиторы имели его, но при этом стали великими. Как-то у Фредерика Стендаля я прочитала курьезный факт. Стендаль, рассказывал о своем знакомом, экспедиторе военного бюро, который имел абсолютный слух: «Вот скрипнет половица, а он тут же говорит „фа-диез“. Абсолютный слух! Но при этом этот экспедитор ненавидел музыку».
По-настоящему важна отзывчивость на музыку, желание реагировать на нее. В XX веке был такой замечательный австрийский пианист Артур Шнабель, он говорил: «Самое главное — это любовь к музыке. Любовь всегда дает некоторое знание. Но я никогда не слышал, чтобы знание давало что-либо, подобное любви». Надо просто слушать с желанием и любовью. Это искусство, которое само до вас дойдет и достучится.
Классическая музыка: 7 удивительных эффектов от прослушивания
1. Понижает давление
В эксперименте факультета психологии Калифорнийского университета участвовали 75 человек. В центре внимание было воздействие классической музыки на частоту сердечных сокращений и сосудистую систему, поврежденную в результате стрессов. Респондентам предложили решить арифметическую задачу в условиях ограниченного времени, а затем разделили на несколько групп. Участники первой слушали джаз, второй — поп-музыку, третьей — классику. В итоге у последних зафиксировали более низкий уровень систолического артериального давления. Другие музыкальные стили не привели к подобным эффектам, равно как и тишина.
2. Усиливает умственные способности
Журнал Learning and Individual Differences сообщает об исследовании, в ходе которого студентов разделили на две группы с равными показателями по возрасту, здоровью и успеваемости (среднему баллу). Участники из первой группы присутствовали на лекции, фоном на которой играла классическая музыка, а испытуемые из второго отбора прослушали тот же материал в тишине. После лекций студенты обеих групп решали одинаковый тест. Выяснилось, что добровольцы, которые занимались под классическую музыку, получили больше баллов за правильные ответы по сравнению с теми, кто слушал лекцию без аккомпанемента. Вывод: музыка способствовала лучшему усвоению новой информации.
3. Обеспечивает высокую продуктивность
Одни предпочитают работать в полной тишине, другим необходим офисный шум. Исследования подтвердили, что даже фоновые звуки в кофейне заставляют мозг работать активнее (недаром существуют специальные плей-листы для стимулирования посетителей магазинов). Ученые неоднократно проводили эксперименты по влиянию классической музыки на продуктивность. В одном из последних исследований Американской психологической ассоциации было описано влияние музыки на когнитивные способности человека. Участники выполняли задания либо в тишине, либо под треки различных направлений. В результате эксперимента ученые заявили, что музыкальные звуки в основном затрудняют выполнение сложных и незнакомых задач, однако значительно усиливают продуктивность при решении привычных задач.
4. Улучшает сон
Исследование института поведенческих наук при Университете Земмельвайса (Будапешт, Венгрия) подтверждают, что классическая музыка может помочь при бессоннице. Для эксперимента отобрали 94 человек в возрасте 19–28 лет, которые жаловались на проблемы с засыпанием. Две трети из них в течение трех недель слушали перед сном классическую музыку или аудиокниги. Остальные наблюдались без изменения образа жизни. Результаты еженедельно измерялись с помощью Питтсбургского опросника на определение индекса качества сна. Эксперимент показал, что классическая музыка успокаивала нервную систему и люди быстрее засыпали. Врачи рекомендуют использовать классику в качестве безопасного способа лечения бессонницы легкой степени.
5. Помогает снизить тревогу
Бороться со стрессом можно разными способами: с помощью спорта, еды, друзей или посещения психолога. Ученые из частного медицинского университета Kaohsiung на Тайване считают, что от тревожности нужно избавляться быстро и бесплатно — слушая классическую музыку. Они провели исследование с участием беременных женщин с зафиксированным повышенным уровнем стресса. Участницы слушали классику, звуки природы, колыбельные или нью-эйдж ежедневно. Плей-листы можно было чередовать и выбирать по настроению. Большинство женщин отметили заметное снижение тревожности и начали чувствовать себя спокойнее после сеансов аудиотерапии, проводимых в течение двух недель. Врачи подсчитали уровень стресса будущих мам и отметили, что наиболее позитивное влияние оказывают сонаты Бетховена.
6. Позволяет расслабиться
Снижение сердечного ритма — один из доказанных результатов воздействия классической музыки — неизменно приводит к расслаблению. К исследованию Медико-санитарного университета вооруженных сил в Бетесде, штат Мэриленд, привлекли 67 добровольцев. Сперва им создавали стрессовые и некомфортные условия, а затем предлагали успокоиться в тишине либо под классическую музыку. Но в первом случае нужно было концентрироваться на внимании по аналогии с медитацией, во втором — просто расслабиться и отдыхать. Абсолютно у всех участников были отмечены снижение уровня стресса и чрезмерной мозговой активности.
7. Уменьшает боль
Классическую музыку можно использовать как обезболивающее. Это выяснилось в ходе эксперимента с участием людей, страдающих от хронических болей. Большинство из них признали, что чувствуют себя лучше после прослушивания записей и испытывают конструктивные эмоции, не фокусируясь на страдании. Врачи сделали вывод, что классическая музыка помогает людям восстанавливаться после травм и операций, усиливая действия анальгетиков. Помимо этого, она способствует позитивному настрою, который очень важен для выздоровления.
Для чего нам слушать классическую музыку?
Каждый сам выбирает чем ему заниматься. По определению человек должен любить и уважать себя, выбирать то, что принесет ему пользу. Это касается всего, образа жизни, питания, спортивных нагрузок, режима, тех занятий, на которые не жалко потратить свободное время.
Телевизор называют зомбоящиком. Неизвестно что там говорят, правду ли доносят до нас СМИ, или же искажают информацию? Может развлекательные программы созданы, чтобы отвлекать массу от реальных проблем?
Безусловно, каждый выбирает на что потратить свое свободное время. Может даже открыть для себя совершенно новое занятие. Учиться никогда не поздно.
Почему нужно слушать классическую музыку?
Классическая музыка положительно влияет на человека, это было неоднократно доказано. Классика существует во всем, одежде, искусстве, еде, музыке. Когда надеваешь классическую одежду, чувствуешь себя совершенно по-другому, не хочется сутулиться, мусорить, ругаться. Кому то это покажется очень скучным, кто-то получает удовольствие и наслаждение. Так и в музыке. Все относятся к ней совершенно по-разному.
Но очень небольшое количество людей ценят классику. Для маленьких детей, подростков и для многих взрослых это скучное занятие. Тех, кто ходил в музыкальную школу учителя заставляли слушать классическую музыку и уметь разглядывать в ней что-то особенное, понимать, о чем она, составлять структурный план, разделять на составляющие. Кому-то это нравилось, другие же возненавидели классическую музыку. Мне кажется, посещение занятий для тех, и других, в любом случае принесло свои плоды. Способ преподавания музыкальной литературы довольно интересный.
Почему нужно слушать классическую музыку? Дети, например, слушают классическую музыку и рисуют образы, которые она вызывает у них в голове. Это помогает им развивать образное, абстрактное, творческое мышление, умение видеть прекрасное в окружающем, что очень важно для жизни в современном мире.
Зачем нужно слушать классическую музыку?
Изучая биографию композиторов, можно многое сопоставить и понять лучше музыку и людей, которые жили в то время, либо прочувствовать переживания самого композитора, влияния на него, на фоне событий происходящих в его жизни.
С чего начать знакомство с классической музыкой?
Если же Вы уже задались вопросом «Почему нужно слушать классическую музыку?», и твердо решили разнообразить свой репертуар, стоит учитывать ряд вещей. В самом начале знакомства с классикой, Баха или Бетховена очень сложно воспринимать. Мне кажется, будет лучше, если начать с того, что наиболее близко русскому человеку. Прекрасным началом будет музыка русских композиторов 19 века. Она встречается довольно часто в нашей повседневной жизни, исполняется на концертах, используется в рекламе, фильмах.
Например, самые известные балеты Чайковского: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик». Наверное, каждый слышал о его операх «Евгений Онегин», «Пиковая дама».
Римский-Корсаков Н. А.: композитор, педагог, дирижер, музыкальный критик, возглавлял «Могучую кучку». Автор 15 опер, 3 симфоний, камерно-инструментальной, вокальной, духовной музыки. Самые известные произведения: Испанское каприччио, сюита Шехеразада, 3 симфонии( последняя не закончена). Оперы «Снегурочка», «Царская невеста», «Садко», «Моцарт и Сальери». Концерт для фортепиано с оркестром. Кроме того, Римский-Корсаков был создателем композиторской школы.
Достойны внимания музыкальные творения на произведения великих литературных классиков. Например, такие произведения есть у композитора 20 века Георгия Свиридова – «Поэма памяти Сергея Есенина». Потрясающие и очень необычные 10 картин о крестьянской жизни.
Другие произведения: «Пиковая дама» и «Евгений Онегин» по А. С. Пушкину, опера «Руслан и Людмила» М.И. Глинки, опера «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова по одноименной пьесе Островского, опера М.П. Мусоргского «Борис Годунов» на сюжет драмы Пушкина.
Почему стоит ходить на оперы?
Если человеку не приходилось бывать на опере, то ему однозначно стоит посетить оперный театр. Интересно открыть для себя новый жанр, расширить свой кругозор.
Вопрос «Зачем слушать классическую музыку?» время от времени возникает у каждого человека. Ответ на него у каждого свой, но, вне всяких сомнений, стоит уделять больше внимания классической музыке, ведь она дает нам связь с прошлой эпохой, позволяет с ней сблизиться, вносит необычное в повседневное. Массовая культура предлагает нам совсем иное, но классика достойна внимания не в меньшей степени.
Доклад: «Классическая музыка в современном мире»
«Классическая музыка в современном мире»
Принято считать, что современная музыка – это музыка, идущая в ногу со временем. Понимание современной музыки у каждого разное. Для кого-то это рок или рэп, а для кого-то классика, потому что если я слушаю классику сейчас, в это время, значит она для меня современна.
Понятие «Классическая музыка» не такое сложное, как может показаться на первый взгляд и как мы привыкли воспринимать этот термин. Это музыка, которая прошла испытание веками и не потеряла актуальности в наше время. Это музыка, которая была создана в определенное время (вторая половина 18 и начало 19 веков), когда культурно-эстетическое направление достигло расцвета и в дальнейшем получило название «классицизм».
Современная классическая музыка – на первый взгляд довольно странное сочетание слов. У многих при словах «классическая музыка» возникает представление о чем-то скучном и совсем древнем. Но это не так. Современная классическая музыка присутствует на нынешней эстраде в компьютерной обработке и надо признать, что это не портит ее и придает новой звучание и позволяет не быть отвергнутой и урбанизированной молодежью. Поскольку технологии прочно вошли в современную жизнь, то и классической музыке приходится подстраиваться под них, переходить на новые форматы – из залов на компьютеры, с пластинок на мр3-диски, чтобы сохранить прежние и приобрести новые позиции в умах и сердцах слушателей. Но было бы ошибочно считать, что классическая музыка в своей традиционной форме отошла в прошлое. Концерты симфонических оркестров становятся все более популярнее и теперь довольно часто в наушниках рядом стоящего или сидящего в транспорте человека слышатся популярные отрывки и произведений И.С. Баха, А. Вивальди, А. Моцарта или Л-В. Бетховена или другого классика.
Классическая музыка продолжает жить в современности наряду с той музыкой, которая создается сегодня. Она подвергается новым интерпретациям, получает свежее звучание на театральных сценах и в кинозалах, нередко ее можно услышать в самом неожиданном контексте, например, в рекламных роликах. Она вошла в современный звуковой мир и с этим не поспоришь. К этому можно относиться по-разному, но это позволяет классической музыке вступить в диалог с современностью и доказать свою актуальность и вечность.
Конечно, надо помнить, что классическая музыка, наполненная серьезным содержанием, нравственными, религиозными и философскими проблемами, создавалась не для сотовых телефонов. И слушать ее, конечно, рекомендуется в концертных залах. А мелодии мобильного телефона давайте воспринимать как напоминание о красивом и нестареющем.
Еще несколько лет назад мы говорили о том, что наши дети и родители основную часть времени проводят дома за компьютером или телевизором, то сейчас ситуация начинает немного меняться. Мы начинаем чаще посещать концертные, театральные и кинозалы и тем самым получаем возможность услышать классическую и современную музыку.
Вообще людям нужны все виды музыки – от простого напева до звучания огромного симфонического оркестра, от популярной эстрадной песни до симфоний и сонат Моцарта, Бетховена.
Использованная литература:
1. Цукерман B.C. Музыка и слушатель. – М., 1972; Алексеев Э.Е., Головинский Г. и др. Молодежь и музыка сегодня //Социальные функции искусства и его видов. М., 1980; Человек в мире художественной культуры /Под ред. Ю.У. Фохта-Бабушкина – М., 1982.
Ссылки на интернет ресурсы: