в чем преимущество семенных растений перед споровыми
§ 23. Размножение голосеменных растений — Пасечник. 6 класс. Учебник
Вопросы в начале параграфа
1. Какие растения относятся к голосеменным? Почему их так называют?
Голосеменные растения — это растения, которые размножаются семенами, но, в отличие от цветковых растений, плода не образуют. В нашей стране большинство голосеменных растений — это хвойные деревья и кустарники: сосна, ель, кедр, тис, лиственница и прочие.
2. В чём преимущество семян перед спорами?
Семена помимо зародыша имеют в своем составе достаточный запас питательных веществ, что позволяет им лучше выживать в окружающей среде и обеспечивает больший процент прорастания.
У спор запаса питательных веществ не имеется, поэтому споры могут начать прорастать только при попадании в благоприятную среду.
Вопросы в конце параграфа
1. Где образуются пылинки и семязачатки у сосны?
Пыльца сосны образуется в пыльцевых мешочках, которые попарно расположены на каждой чешуйке зеленовато-жёлтой сосновой шишки.
Семязачатки сосны образуются на красноватых шишках растения. Они также располагаются на каждой чешуйке шишки парами и в каждом семязачатке находятся женские гаметы — яйцеклетки.
2. Как у сосны происходит опыление и оплодотворение?
Опыление сосны происходит при помощи ветра. Пыльца зеленовато-жёлтых шишек высыпается и разносится ветром на дальние расстояния. Если пыльца попадает на красноватые (женские) шишки растения то происходит опыление, после которого чешуйки красноватых шишек смыкаются и склеиваются смолой.
Оплодотворение происходит следующим образом:
3. Каково строение семени сосны?
В семенах сосны имеется эндосперм с запасом питательных веществ, зародыш и семенная кожура.
Подумайте
В чём преимущество семенного размножения перед споровым?
Семена содержат необходимые для развития зародыша питательные вещества прямо внутри семени растения. Кроме того, семена снабжены семенной кожурой, которая надежно защищает их от повреждения и от отрицательного воздействия окружающей среды. Эти факторы позволяют семенным растениям значительно меньше зависеть от условий внешней среды для начала процесса размножения. Семена чаще прорастают, лучше защищены и намного эффективнее спор распространяются по планете.
Фенологические наблюдения
Весной проведите наблюдения за развитием мужских и женских шишек у сосны и ели. Отметьте, когда деревья начнут «пылить», т. е. когда из мужских шишек начнёт высыпаться пыльца. Объясните, почему голосеменные производят огромное количество пыльцы.
Наблюдать за цветением сосен и елей можно весной. Обычно зацветают деревья возраст которых не менее 30 лет. На таких деревьях очень красиво распускаются красные и зелёно-жёлтые шишки.
Зелёно-жёлтые и красные шишки ели
«Пыление» сосны и ели можно наблюдать в мае. В средней полосе России это происходит в середине мая, а в северных районах нашей страны — в конце мая. Пыльцы с каждого цветущего дерева осыпается очень много, поскольку вероятность того, что ветер донесёт пылинки до места опыления (красной шишки) очень мала. Растения пытаются увеличить вероятность получения семян и выпускают максимально возможное количество пыльцы.
Сосна начинает «пылить»
Словарик
Пыльцевой мешочек — это место созревания пыльцы голосеменных растений, которое расположено на чешуях зеленоватых шишек.
Пыльцевая трубка — это трубчатый вырост, который находится на красных шишках голосеменных растений и предназначен для преобразования пыльцы в мужские гаметы — сперматозоиды, и доставки их к месту оплодотворения.
23. Общая характеристика голосеменных растений
1. По каким признакам семенные растения отличаются от споровых?
Для размножения семенным растениям не нужна вода, они используют влагу, находящуюся в почве — в этом и заключается основное преимущество этих растений по сравнению со споровыми. Семенные растения лучше приспосабливают своё потомство к дальнейшей жизни. Зародышу, будучи в семени семенного растения, проще переносить неблагоприятные условия: семенная кожура защищает и снабжает полезными веществами. Это обеспечивает успешное расселение.
2. Почему голосеменные растения получили такое название?
Такое название они получили потому, что их семена лежат открыто на чешуях раскрывшихся шишек. Также у голосеменных растений семена покрыты только семенной кожурой, в отличие от покрытосеменных, у которых семена, кроме покрытия семенной кожурой, развиваются внутри плодов.
3. Как вы считаете, в чем преимущество семян перед спорами?
Зародыш нового семенного растения может развиваться в неблагоприятных условиях за счёт семени, которое выполняет защитную и а питательную функцию. А для размножения споровых растений необходимы только благоприятные условия. В этом и заключается преимущество.
4. Все ли хвойные растения являются вечнозелеными и правильно ли это название?
Вечнозелеными хвойные растения называют потому, что они не сбрасывают хвою зимой. Хвоя или иголки – это листья, в которых накапливаются вода и питательные вещества на зиму, а содержащаяся смола не дает промерзнуть в морозы. Обновление хвои происходит постепенно. Поэтому хвойные растения верно называют вечнозелеными. Но есть некоторые хвойные, которые все же сбрасывают иголки на зиму. Например, у лиственницы иголки, как у лиственных деревьев, желтеют и опадают на зиму. Есть еще листопадные хвойные деревья — таксодиум двурядный (болотный кипарис), метасеквойя.
Вопросы к параграфу 24 — ГДЗ по Биологии 5 класс Учебник Пасечник
§24. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира
Вопросы в начале параграфа
1. Какие растения относятся к низшим? В чём их отличие от высших?
К низшим растениям относятся водоросли, они не имеют никаких тканей и органов (стеблей, листьев, корней). Высшие растения имеют отдельные органы, размножаются спорами или семенами.
2. Какая группа растений в настоящее время занимает господствующее положение на нашей планете?
Господствующее положение на нашей планете в настоящее время занимает группа покрытосеменных растений.
Вопросы в конце параграфа
1. На основании каких данных можно утверждать, что растительный мир развивался и усложнялся постепенно?
Картину исторического развития жизни помогают воссоздать данные палеонтологии — науки о вымерших организмах, о смене их во времени и в пространстве. Одно из подразделений палеонтологии — палеоботаника — изучает ископаемые остатки древних растений, сохранившиеся в пластах геологических отложений.
Ученые изучили слои земной коры, в которых находили окаменелые растения и отпечатки растений на камнях. На основании этих исследований было доказано, что на протяжении веков видовой состав растительных сообществ менялся. Многие виды растений вымирали, другие приходили им на смену.
2. Где появились первые живые организмы?
Первые живые организмы появились в воде примерно 3,5—4 млрд лет назад. Простейшие одноклеточные организмы по строению были схожи с бактериями.
3. Какое значение имело появление фотосинтеза?
Появление зелёного пигмента — хлорофилла привело к тому, что организмы приспособились к использованию энергии солнечного света для превращения в пищу воды и углекислого газа. Так возник фотосинтез.
С появлением фотосинтеза в атмосфере стал накапливаться кислород. Состав воздуха стал постепенно приближаться к современному, то есть в основном включать азот, кислород и небольшое количество углекислого газа. Такая атмосфера способствовала развитию более совершенных форм жизни.
4. Под влиянием каких условий древние растения перешли от водного образа жизни к наземному?
Переход растений к наземному образу жизни, по мнению ученых, был связан с существованием периодически заливавшихся и освобождавшихся от воды участков суши. В результате этих процессов у некоторых водорослей стали появляться приспособления к обитанию вне воды. В это время на земном шаре был влажный и тёплый климат. Начался переход некоторых растений от водного к наземному образу жизни.
Строение многоклеточных водорослей постепенно усложнялось, и они дали начало первым наземным растениям. Одними из первых наземных растений были росшие по берегам водоёмов риниофиты, например риния (существовали 420—400 млн лет назад).
5. Какие древние растения дали начало папоротниковидным, а какие — голосеменным растениям?
Древние плауны, хвощи и папоротники и, скорее всего, мхи произошли от риниофитоподобных растений, у которых уже были стебли, листья, корни.
Голосеменные растения произошли от древних папоротниковидных, что доказывает многие черты сходства между этими растениями. Общие черты наблюдаются в строении органов: стеблей, листьев и корней.
6. В чём преимущество семенных растений перед споровыми?
Растения, размножающиеся семенами, лучше приспособились к жизни на суше, чем растения, размножающиеся спорами. Это связано с тем, что возможность оплодотворения у семенных растений не зависит от наличия воды во внешней среде. Когда климат стал менее влажным и более холодным, превосходство семенных растений над споровыми стало проявляться явно.
7. Сравните голосеменные и покрытосеменные растения. Какие особенности строения обеспечили преимущество покрытосеменным растениям?
Сходство голосеменных и покрытосеменных растений заключается в том, что и те и другие размножаются с помощью семян, наземные растения. Различия голосеменных и покрытосеменных растений в том, что у покрытосеменных растений образуется цветок, а у голосеменных цветок отсутствует; у покрытосеменных семена развиваются внутри плода (они защищены), а у голосеменных — на поверхности чешуек шишек.