в чем преимущество сдвоенных уроков

В чем преимущество сдвоенных уроков

Марина Степанова:

Действительно, сдвоенные уроки для учащихся 5-х классов и старше создают достаточно хорошие возможности для того, чтобы они более полноценно были погружены в изучение какого-то предмета, не было такого постоянного переключения с одного предмета на другой, а более основательная возможность изучения какой-то одной дисциплины.

Работоспособность стала выше. Кроме того, существенно облегчились ранцы у детей, выросла успеваемость, и мы сочли, что такая форма организации учебного процесса имеет свои преимущества и является здоровьесберегающей.

Что касается учеников начальной школы, то выяснилось, что они не готовы к такой организации учебного процесса. Потому что такое погружение – длительное, однообразное – не способствует сохранению ни учебных возможностей, ни работоспособности детей в течение дня, так как это не адекватно их возрастным возможностям. Однако рациональное использование динамических пауз и физкультминуток дает прекрасный эффект, повышающий работоспособность детей, снимающий утомление и сохраняющий зрение.

2. Ирина Зырянова, заместитель директора школы № 64, г. Лесной Свердловской обл.:

– В новом СанПиН содержится явное противоречие между требованиями к расписанию занятий по физической культуре и необходимостью распределения детей в соответствии с медицинской группой. Если в школе один спортивный зал, два учителя физкультуры и четыре группы детей, а еще есть ребенок, которому положена адаптивная физическая культура, то что делать? Есть ещё вопросы к рекомендациям по количеству уроков. Например, во 2–4-х классах ограничение по пяти урокам, можно ставить шестым физическую культуру, но не менее трех раз. Проблема: как развести класс на четыре группы или параллель в определенные дни?

Марина Степанова:

– Новых требований к проведению занятий по физической культуре в санитарных правилах нет. Когда несколько лет назад ставился вопрос о трех уроках физкультуры, мы предупреждали, что школы к этому не готовы: не хватает учителей и спортзалов. Обернулось все это тем, что в одном спортзале занимались сразу два-три класса, и от этого было больше вреда, чем пользы.

В СанПиН содержатся требования не по количеству спортзалов, а по минимальным площадям залов для занятий физкультурой в зависимости от общего количества учащихся. Например, для сельской малокомплектной школы более чем достаточно одного зала, а для крупной, где 1000 учеников и больше, конечно, одного зала мало.

При строительстве новых зданий все это можно рассчитать, а если старые здания, то можно предусмотреть занятия на улице – зимой на лыжах и коньках, в теплое время года – на пришкольном участке. Некоторые школы делают пристройки к зданию для спортивных залов.

– Может, здесь как раз оптимальный выход – в сдвоенных уроках?

– Это оптимально только в случае занятий в бассейне или на лыжах, а во всех остальных случаях лучше распределить эти три урока на разные дни, чтобы у детей было больше двигательной активности в течение недели.

Современные дети катастрофически мало двигаются, и физкультура снимает эту ежедневную большую статическую нагрузку. Другое дело, что не всегда эти занятия организованы так, чтобы они приносили пользу ребенку.

3. Светлана Матвеева, директор МАОУ СОШ № 36, г. Великий Новгород:

– Расписание занятий составляется с учетом дневной и недельной динамики умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов.

Но в новых СанПиН этой шкалы нет! Как тогда составлять расписание?

Также Светлана Матвеева и ее коллеги обращают внимание на то, что в новых СанПиН отсутствует понятие «Максимально допустимая нагрузка» и нормы нагрузки при составлении такого документа, как, например, учебный план.

Марина Степанова:

– Всё это должно быть представлено в гигиенических нормативах, которые в ближайшее время будут выпущены в дополнение к санитарным правилам.

– Следует ли ждать каких-то изменений в связи с этим?

– Эти показатели практически остались прежними, возможны уточняющие корректировки.

Источник

Полезны или вредны сдвоенные уроки

Когда в расписании могут появиться парные уроки

Согласно санитарным нормам, сдвоенные занятия могут проводиться в классах средней и старшей школы. При этом, с 5 по 9 класс это могут быть уроки лабораторной или контрольной работы, трудового обучения или физической культуры со сдачей комплексного норматива. Допускается проведение парных занятий по основным предметам, если им предшествовал урок физкультуры или динамический перерыв в течение получаса. В выпускных классах такие уроки могут быть организованы для изучения профильных дисциплин. При этом следует помнить, что между ними должна быть перемена, в отличие от тех же университетских пар.

Чаще всего такие занятия проводятся по таким предметам, как физика, химия, биология, информатика, математика. Если говорить о первых четырех дисциплинах, то сначала предусмотрен теоретический урок, за ним следует практическое занятие. Что касается математики, то такие занятия организуют для углубленной проработки сложных тем.

Чем хороши и чем плохи сдвоенные уроки

Плюсов у такой системы при правильной организации, несомненно, предостаточно. Прежде всего, при таком изучении происходит лучшее первичное усвоение материала. Если на один из таких уроков приходится контрольная работа, то есть дополнительная возможность закрепить или освежить в памяти изученное, предупредить ошибки, а значит, повысить шансы на качественное выполнение работы. Кроме того, детям для спаренного занятия понадобится меньший комплект учебных принадлежностей, что сделает их рюкзак легче. После такого урока они получат одно домашнее задание, что уменьшит время на подготовку. Из минусов такого расписания можно упомянуть разве что высокую утомляемость после занятий.

Если вам необходимо распределить поурочную нагрузку, отрегулировать расписание звонков в школе, обращайтесь к нам.

Источник

Требования к режиму образовательного процесса

Система гигиенических требований образовательной программы в школе. Максимально допустимая недельная нагрузка в часах.

2.9. Требования к режиму образовательного процесса

2.9.1. В соответствии со ст. 28 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» программы, методики и режимы воспитания и обучения, в части гигиенических требований, допускаются к использованию при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

Гигиенические требования к максимальным величинам образовательной нагрузки

КлассыМаксимально допустимая недельная нагрузка в часах
При 6-дневной неделеПри 5-дневной неделе
120
2 — 42522
53128
63229
73431
8 — 93532
10 — 113633

Часы факультативных, групповых и индивидуальных занятий должны входить в объем максимально допустимой нагрузки. При 35-минутной продолжительности уроков во 2 — 4 классах максимально допустимая недельная нагрузка при 6-дневной учебной неделе составляет 27 часов, при 5-дневной учебной неделе — 25 часов.

2.9.2. Продолжительность учебной недели для обучающихся в 5-11 классах зависит от объема недельной учебной нагрузки и определяется в соответствии с табл.

2.9.3. Продолжительность урока не должна превышать 45 минут.

2.9.4. В 1-е классы принимаются дети 8-го или 7-го года жизни по усмотрению родителей. Прием в образовательное учреждение детей 7-го года жизни осуществляется при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев. Прием детей в 1-е классы осуществляется на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (консультации) о готовности ребенка к обучению. Обучение детей, не достигших 6,5 лет к началу учебного года, следует проводить в условиях детского сада или образовательного учреждения с соблюдением всех гигиенических требований по организации обучения детей с шестилетнего возраста. Обучение детей в 1-м классе следует проводить с соблюдением следующих требований:

2.9.5. В оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации детей к требованиям общеобразовательного учреждения в 1-х классах применяется «ступенчатый» метод постепенного наращивания учебной нагрузки:

2.9.6. В начальных классах плотность учебной работы обучающихся на уроках по основным предметам не должна превышать 80%. С целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения обучающихся на уроках проводятся физкультминутки и гимнастика для глаз при обучении письму, чтению, математике (Приложения 2 и 3).

2.9.7. В оздоровительных целях в общеобразовательных учреждениях создаются условия для удовлетворения биологической потребности обучающихся в движении. Эта потребность может быть реализована посредством ежедневной двигательной активности обучающихся в объеме не менее 2 ч. Такой объем двигательной активности слагается из участия обучающихся в комплексе мероприятий дня каждого учреждения (Приложение 4): в проведении гимнастики до учебных занятий, физкультминуток на уроках, подвижных игр на переменах, спортивного часа в продленном дне, уроков физкультуры, внеклассных спортивных занятий и соревнований, дней здоровья, самостоятельных занятий физкультурой. С этой же целью в школьный компонент учебных планов для обучающихся I ступени рекомендуется включать предметы двигательно-активного характера (хореография, ритмика, современные и бальные танцы, обучение традиционным и национальным спортивным играм и др.).

2.9.8. Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов, без проведения нулевых уроков. В общеобразовательных учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях обучение проводится только в первую смену. В общеобразовательных учреждениях, работающих в несколько смен, обучение 1-х, 5-х, выпускных и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.

2.9.9. В классах компенсирующего обучения количество обучающихся не должно превышать 20 человек. Продолжительность уроков в таких классах составляет не более 40 минут. Коррекционно-развивающие занятия включаются в объем максимально допустимой недельной нагрузки, установленной для обучающихся каждого возраста. Независимо от продолжительности учебной недели число уроков в день должно быть не более 5 — в начальных классах и не более 6 — в 5-11 классах. Для предупреждения утомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся в компенсирующих классах должны иметь облегченный учебный день в середине недели (среда). С целью реабилитации здоровья и сокращения сроков адаптации к требованиям общеобразовательного учреждения обучающиеся компенсирующих классов обеспечиваются в учреждении необходимой медико — психологической помощью (психолог, педиатр, логопед), специально подготовленными педагогами, техническими и наглядными пособиями, подключением родителей к процессу обучения и развития детей.

2.9.10. В малокомплектных общеобразовательных учреждениях формирование классов — комплектов определяется конкретными условиями и зависит от числа обучающихся и учителей. Оптимальным является раздельное обучение обучающихся I ступени разного возраста. Допускается объединение обучающихся I ступени в класс — комплект, при этом следует отдавать предпочтение формированию двух совмещенных классов — комплектов. Оптимальным является объединение в один комплект обучающихся 1 и 3 классов (1 + 3), 2 и 3 классов (2 + 3), 2 и 4 классов (2 + 4). Для предупреждения утомления обучающихся необходимо сокращать продолжительность совмещенных (особенно 4-х и 5-х) уроков на 5 — 10 мин. (кроме урока физкультуры). При необходимости объединить в один комплект обучающихся 1, 2, 3, 4 классов следует применять скользящий график учебных занятий для детей разного возраста с целью создания условий для проведения в каждом классе части уроков вне совмещения (соблюдение этого требования особенно необходимо для первоклассников) (Прилож. 5). В учреждениях, где со 2 класса применяется программированное обучение с использованием звукотехнических средств, должна соблюдаться предельно допустимая длительность работы детей с программными материалами: на уроках письма во 2 классе — не более 20 мин., в 3-м — не более 25 мин.; на уроках математики во 2 классе — не более 15 мин., в 3-м — не более 20 мин. На уроках чтения использование звукотехнических средств допустимо только в качестве звуковых наглядных пособий. Независимо от ступени обучения наполняемость двухклассных комплектов должна составлять не более 25, а при объединении в один комплект трех — четырех классов — не более 15 детей.

2.9.11. При использовании в общеобразовательных учреждениях аудиовизуальных ТСО длительность их непрерывного применения в учебном процессе устанавливается согласно Таблице 4.

Длительность непрерывного применения на уроках различных технических средств обучения

КлассыДлительность просмотра (мин.)
диафильмов,
диапозитивов
кинофильмовтелепередач
1 — 27 — 1515 — 2015
3 — 415 — 2015 — 2020
5 — 720 — 2520 — 2520 — 25
8 — 1125 — 3025 — 30

В течение недели количество уроков с применением ТСО не должно превышать для обучающихся I ступени 3-4, обучающихся II и III ступени — 4-6.

2.9.12. При использовании компьютерной техники на уроках непрерывная длительность занятий непосредственно с видеодисплейным терминалом (ВДТ) и проведение профилактических мероприятий должны соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к видеодисплейным терминалам и персональным электронно-вычислительным машинам. После занятий с ВДТ необходимо проводить гимнастику для глаз, которая выполняется на рабочем месте (Приложение 5).

2.9.13. На занятиях трудом следует чередовать различные по характеру задания. Не следует на уроке выполнять один вид деятельности на протяжении всего времени самостоятельной работы. Общая длительность практической работы для обучающихся в 1-2 классах — 20-25 минут, для обучающихся в 3-4 классах — 30-35 минут.

Продолжительность непрерывной работы с бумагой, картоном, тканью для первоклассников не более 5 минут, для обучающихся в 2-3-х — 5-7 минут, для обучающихся в 4-х — 10 минут, а при работе с деревом и проволокой — не более 4-5 минут. Длительность практической работы на уроках труда для обучающихся в 5-7 классах не должна превышать 65% времени занятий. Длительность непрерывной работы по основным трудовым операциям для обучающихся в 5-х классах — не более 10 минут, в 6-х — 12 минут, в 7-х — 16 минут.

2.9.14. Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных и последним уроком обязательных занятий устраивается перерыв продолжительностью в 45 минут.

2.9.15. В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся. Для обучающихся в 5-9 классах сдвоенные уроки допускаются для проведения лабораторных, контрольных работ, уроков труда, физкультуры целевого назначения (лыжи, плавание). Сдвоенные уроки по основным и профильным предметам для обучающихся в 5-9 классах допускаются при условии их проведения следом за уроком физкультуры или динамической паузой продолжительностью не менее 30 минут. В 10-11 классах допускается проведение сдвоенных уроков по основным и профильным предметам.

2.9.16. При составлении расписания уроков следует чередовать в течение дня и недели для обучающихся I ступени основные предметы с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физкультуры, а для обучающихся II и III ступени обучения — предметы естественно — математического и гуманитарного циклов.

2.9.17. Расписание уроков строится с учетом хода дневной и недельной кривой умственной работоспособности обучающихся (Приложение 6).

2.9.18. Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) — 30 минут: вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устраивать две перемены по 20 минут каждая. Перемены необходимо проводить при максимальном использовании свежего воздуха, в подвижных играх. При проведении ежедневной динамической паузы разрешается удлинять большую перемену до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно-активных видов деятельности обучающихся на спортплощадке учреждения, в спортивном зале или в оборудованных тренажерами рекреациях.

2.9.19. Домашние задания даются обучающимся с учетом возможности их выполнения в следующих пределах: в 1 классе (со второго полугодия) — до 1 ч, во 2-м — до 1,5 ч, в 3-4-м — до 2 ч, в 5-6-м — до 2,5 ч, в 7-8-м — до 3 ч, в 9-11-м — до 4 ч.

2.9.20. Работа групп продленного дня строится в соответствии с действующими требованиями Минздрава России по организации и режиму работы групп продленного дня. В группах продленного дня продолжительность прогулки для обучающихся I ступени составляет не менее 2 часов, обучающихся II ступени — не менее 1,5 часа. Самоподготовку следует начинать с 16 часов. Продолжительность самоподготовки определяется классом обучения соответственно п.

2.9.20. Наилучшим сочетанием видов деятельности детей в группах продленного дня является их двигательная активность на воздухе до начала самоподготовки (прогулка, подвижные и спортивные игры, общественно полезный труд на участке общеобразовательного учреждения), а после самоподготовки — участие в мероприятиях эмоционального характера (занятия в кружках, игры, посещение зрелищных мероприятий, подготовка и проведение концертов самодеятельности, викторин и прочее).

Источник

Министр образования предложила сдвоить уроки в нижегородских школах

в чем преимущество сдвоенных уроков. Смотреть фото в чем преимущество сдвоенных уроков. Смотреть картинку в чем преимущество сдвоенных уроков. Картинка про в чем преимущество сдвоенных уроков. Фото в чем преимущество сдвоенных уроков

Фото из архива «Про Город»

Тяжесть портфеля школьников может уменьшиться

В Нижегородской области министерство образования решило начать проработку концепции «парных уроков». Информацию об этом сообщает глава регионального министерства образования Ольга Петрова на своей странице в Instagram.
Концепция, по мнению министерства, позволит уменьшить количество домашнего задания и тяжесть портфеля школьника.

По словам Ольги Петровой, такое изменение в образовании «приведет к росту качества» обучения.
У нижегородцев эта тема вызвала споры. Некоторые считают, что сдвоенные уроки — это интересное нововведение, которое точно сможет уменьшить тяжесть портфеля школьника.

«Идея интересна, которая точно уменьшит тяжесть портфеля (это однозначно), по поводу домашних заданий будет зависеть от конкретного педагога», — отметил нижегородец с ником shorin_pavel_official.
Если вместо домашних заданий просто на «парных уроках» давать задания на пять минут и сразу оценивать, тогда однозначно количество домашних заданий уменьшиться.
Другие высказались, что школьники просто не смогут высидеть два урока подряд.

«Школа — это не ВУЗ, и возможности к восприятию у детей разные. Домашних заданий меньше не станет. Если мне придётся провести два урока сразу, я за два урока домашнюю работу и задам», — написала местная жительница с ником _evesha.
На это глава министерства ответила, что есть педагоги, которые имеют противоположенное мнение на «парные уроки» Это другой подход к проведению урока и другая методика, которая должна снизит нагрузку на учеников.

Вместе с этим Петрова рассказала, что такие уроки педагоги в школах уже проводят, только точечно.
«Это всегда было в системе. НИРО подготовит материалы, сделаем обсуждение и покажем примеры», — добавила министр.

Источник

Особенности преподавания математики в медицинском колледже

Курс математики в медицинском колледже, рассчитанный на два года в школе (10–11 классы), преподается за 1 год и включает в себя два предмета: Алгебра и начала анализа и Стереометрия. Обучающимся приходится быстрыми темпами осваивать материал, который их сверстники изучают в течение двух лет.

На одном из первых уроков 1 курса полезно провести среди учащихся небольшой опрос, результаты которого необходимо использовать в дальнейшей работе, осуществляя индивидуальный подход к учащимся, полученная информация позволит более дифференцированно подойти к подготовке уже первых уроков по предмету, позволит, быстрее узнать ребят, наладить доверительные отношения.

Примерный перечень вопросов может быть таким:

какую оценку по предмету имели в школе

как относитесь к предмету (любите, равнодушны, не любите предмет)

какие трудности в изучении математики испытывали в школе

каких результатов ожидают от вас родители

как относитесь к учебе в целом

какие предметы больше всего вам нравятся

почему выбрали данное учебное заведение и специальность.

Анализ подобных анкет показывает, меняется ли отношение ученика к учебе, предмету с течением времени обучения в колледже, показывает, как строить отношения с каждым учеником в отдельности, опираясь на его личностные качества.

Специфика преподавания такова, что разделы курса, касающиеся основ математического анализа, учащиеся колледжа должны освоить с опережением на 1 год, что достаточно трудно в силу возрастных особенностей, неготовности сознания большинства студентов к переработке и усвоению некоторых математических понятий.

С другой стороны, рамки учебного процесса позволяют и вынуждают излагать материал компактными блоками, ставя перед учащимися достижимые цели и задачи практически на каждом уроке. Так, например, при изучении темы «Решение показательных уравнений» со студентами сразу разбираются три вида показательных уравнений, проговариваются способы решения уравнений каждого вида. После объяснения материала на уроках происходит отработка навыков решения уравнений всех видов. Специально подобранные тренажеры содержат большое количество примеров, что позволяет выработать достаточно хорошие навыки и закрепить их. Для получения в дальнейшем удовлетворительной оценки по этой теме, ученику достаточно научиться без ошибок решать уравнения первых двух видов (более простых), для получения хорошей оценки ученику необходимо освоить решение уравнений всех трех видов, научиться различать уравнения, самому выбирать способ решения. Уровень заданий, которые отрабатываются на уроке, соответствует оценке хорошо, и большая часть урока отводится на работу с тренажерами и преследует цель выработать у учащихся прочные навыки решения уравнений.

Тренажерами называем подборку большого количества заданий на отработку умений и навыков по какой-либо теме. Может содержать однотипные задания, может включать задания, расположенные в порядке возрастания сложности. Для студентов, имеющих более высокий уровень подготовки и соответственно более высокий уровень притязаний, предусмотрена система карточек с дополнительными заданиями, уровень которых можно оценить оценкой «отлично». Обязательным условием работы ребенка на «отлично» по дополнительным карточкам является то, что он качественно, верно, в хорошем темпе справляется с заданиями тренажера и лишь затем получает дополнительное задание.

В процессе постановки задачи перед учащимися на уроке им сообщается критерий оценки т.е. сообщается, какого количества заданий выполненных верно достаточно для получения удовлетворительной или хорошей оценки. В процессе работы на уроке преподаватель имеет возможность контролировать сознательность выполнения работы отдельными учащимися, вызывая их к доске для разбора примеров или вызывая учащихся для беседы без привлечения внимания всех студентов группы. Завершается такой урок выставлением оценки каждому студенту. Контроль качества работы можно осуществить: а) просмотрев тетради; б) организовав самопроверку; в) организовав взаимопроверку. На следующем, после такого тренировочного, уроке необходимо проверить уровень владения навыками и провести проверочную работу, которая может быть проведена как по разобранным заданиям тренажера, так и по многовариантному набору новых заданий аналогичных разобранным. Важно при постановке задачи, перед выполнением проверочной работы, четко сформулировать критерий оценки, т.е. озвучить, какое количество верных решений гарантирует ученику удовлетворительную или хорошую оценку. Для учащихся с более высоким уровнем подготовки подбираются отдельные задания, выполнение которых гарантирует им отличную оценку.

Изучение теоретических основ стереометрии большинству учащихся дается довольно трудно. Это объясняется отчасти тем, что в школе при изучении геометрии у большинства студентов были трудности, и отношение к предмету у многих детей негативное. Специфика предмета такова, что для успешного решения задач, требуется хорошая теоретическая база, т.е. в памяти должно быть накоплено большое количество фактов-теорем, а школьник на первых годах обучения не осознает необходимость выучивать, на его взгляд, отвлеченные теоретические сведения. Некоторым учащимся геометрические факты кажутся настолько очевидными, что заучивать формулировки теорем и разбирать их доказательства учащиеся не стремятся, но к 8–9 классу невыученного и забытого материала становится так много, что ученик уже не справляется с задачами и предмет становится нелюбимым и непонятным. Начиная изучение стереометрии, необходимо активизировать те знания, которые у студентов имеются из школьного курса. Активизация знаний проходит очень плодотворно, если использовать наглядные пособия – схемы, рисунки. Учащиеся порой и сами не подозревают, что большую часть материала они все-таки помнят и знают. По наглядным пособиям они легко восстанавливают забытый материал, и урок повторения проходит динамично, с максимальной отдачей со стороны студентов. На таком уроке велика роль составленного по ходу урока конспекта. Все необходимые для дальнейшей работы факты студенты оформляют в тетради с помощью рисунков–чертежей, и преподаватель имеет возможность в дальнейшем отсылать учащихся к своим записям, если они не могут вспомнить какие–то факты. Курс стереометрии начинается с изучения теории, и лимит времени вынуждает идти путем укрупнения дидактических единиц. Весь материал разбивается на т.н. блоки:

основы стереометрии, аксиомы, следствия из аксиом

взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве

параллельность прямых и плоскостей в пространстве

перпендикулярность прямых и плоскостей в пространстве

Изучение каждого блока сопровождается созданием иллюстративного материала к каждой аксиоме, теореме. Со студентами прорабатываются чертежи–рисунки, по которым разбирается содержание теоретического факта. Набор таких рисунков по каждому блоку позволяет без труда воспроизвести все факты теории, а при необходимости в дальнейшем, при решении задач очень помогает в работе, если студенты не могут применить тот или иной факт теории, показ картинки активизирует память и способствует применению теории. Набор таких рисунков удобно использовать и при проведении зачета по теории. Учащиеся достаточно успешно воспроизводят материал, произносят формулировки теорем. Интересно отметить, что слабые учащиеся при такой форме опроса показывают хорошие знания, и высокая оценка их ответа стимулирует их к дальнейшей работе.

Большой интерес у студентов при изучении курса алгебры 10-11 вызывает тема «Применение производной к решению практических задач», на примере которой показывается прикладной характер математики, показывается, как в некоторых жизненных ситуациях возможно применение теоретических знаний. Изучению данной темы предшествует знакомство с самим понятием производной, разбираются теоретические основы, изучается применение производной для построения графиков, но большинству учащихся достаточно трудно еще освоить эти понятия в силу их отвлеченности, а знакомство с первой же прикладной задачей вызывает неподдельный интерес. Сама формулировка таких задач уже есть проблемная ситуация, уже вызывает споры, стимулирует учащихся к высказыванию своего мнения, к аргументации своего мнения, а умело направляемая педагогом дискуссия, выводит на математическую формулировку задачи и ее последующее решение.

Предлагая учащимся такую задачу: У вас имеется прямоугольный кусок картона, жести, необходимо изготовить из него открытую коробку наибольшей вместимости, преподаватель понимает, какие знания необходимо активизировать учащемуся, чтобы приступить к решению задачи. 1) имеется прямоугольник, следовательно знаем его размеры; 2) для изготовления коробки, в углах прямоугольника вырезаются квадраты; 3) быть знакомым с решением отвлеченных математических задач на наибольшее и наименьшее значение функции; 4) уметь оформить задачу математически.

В ходе беседы, обсуждения высказанных гипотез, становится понятным, что форма коробки будет зависеть от размеров вырезаемых в углах квадратов. Далее происходит математическое оформление задачи и ее решение.

На этих же уроках рассматриваются числовые задачи на поиск оптимального значения. Формулировки многих из них достаточно просты, а ответ очевиден, как кажется учащимся, и строгое математическое доказательство предполагаемого ответа и является решением задачи. Вот одна из таких задач : Представить число 36 в виде суммы двух положительных слагаемых так, чтобы их произведение было наибольшим.

Большой интерес, но и трудность, вызывают задачи, в которых, как любят говорить студенты, ничего не дано, т.е. задачи, в формулировке которых не использовано ни одного числового значения. Например: найти число, которое превышает свой квадрат на максимальное значение.

Творческий поиск на самых обычных уроках способствует поддержанию интереса учащихся к предмету, активизирует их познавательные способности, побуждает к активной работе на уроках и, очевидно, способствует повышению качества знаний, повышению успеваемости.

Преимущество сдвоенных уроков

Опыт работы показывает, что большинству первокурсников чрезвычайно трудно дается работа в течение полутора часов всего урока, учащиеся не привыкли к продолжительной работе по одному предмету, в одном кабинете, за своим рабочим местом. Спаренные уроки в школе в среднем звене практически не практикуются, а в условиях колледжа первокурсникам приходится быстро перестраиваться и учиться работать в предложенном режиме.

Несмотря на некоторые минусы, спаренные уроки имеют и свои преимущества. К ним можно отнести возможность погружения в изучаемый материал, возможность изучения материала большими содержательными блоками и т.д.

Преимущество спаренных уроков и в том, что все этапы урока могут быть четко выверены, есть возможность уделить внимание каждому этапу урока, подводя итоги каждого этапа, что чрезвычайно важно для слабо подготовленных учащихся.

Сдвоенные уроки позволяют максимально разнообразить формы работы на уроке, стимулируя активность учащихся, активизируя их работоспособность.

На многих уроках, цель которых отработка навыков решения тех или иных уравнений, неравенств и т.п., очень эффективна работа в парах. В этом случае перед каждым учащимся стоит задача не только самому научиться качественно справляться с заданием, но и добиться того, чтобы напарник так же успешно освоил материал, т.к. оценка работы обоих будет зависеть от оценки работы каждого. Чрезвычайно важно при организации такой работы принцип формирования пар. Пары могут быть сформированы из учащихся с одинаковым уровнем подготовки и тогда учащиеся ставятся в равные условия, условия равной ответственности, что способствует формированию чувства взаимопомощи, умения слушать другого, умения доходчиво и грамотно объяснить какие-то моменты товарищу.

На качество обучения студентов первого курса серьезно влияет отсутствие у большинства из них культуры мышления, элементарных навыков логического мышления, навыков самостоятельной работы, плохая память.

Организация самостоятельной работы на уроке

В последнее время заметно вырос интерес к организации самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа – существенный фактор формирования творческой и целеустремленной личности, настойчивой в достижении поставленных целей, поэтому важно обучить студентов рациональным и эффективным приемам ее выполнения. Организованная подобным образом самостоятельная работа оказывает положительное влияние на качество знаний формирование общих умений.

Занятия с учебником развивают у учащихся умения самостоятельно работать, добывать знания, учащиеся приобретают навыки самоорганизации и самосовершенствования.

Так например, при изучении курса стереометрии в условиях ограниченности времени и невозможности глубокого погружения в изучаемый материал роль учебника, роль самостоятельной работы с учебником неизмеримо возрастает. При изучении темы «Многогранники», в которой происходит знакомство с пространственными фигурами, их свойствами, учащиеся успешно справляются с самостоятельным составлением конспектов.

Работа по обучению учащихся составлению конспектов ведется в течение всего учебного года как на уроках алгебры так и на уроках геометрии. Важно научить студентов не списывать весь предлагаемый текст, как делает большинство, а подходить к изучению текста сознательно, учить выделять в тексте основные мысли, положения, учить выделять главное, отличать теоретический материал от примеров, от вводных объяснений и т.п. Для реализации этих задач на некоторых уроках отводится время для работы с учебником. На таких уроках происходит разбор текста с учащимися, обсуждаются планы составления конспектов, преподаватель учит ребят ставить вопросы к прочитанному материалу, разбивать текст на законченные смысловые части. К моменту изучения стереометрии у большинства учащихся уже имеются необходимые навыки работы с учебником, студентам уже понятны требования преподавателя, понятны принципы организации самостоятельной работы на уроке, понятны требования к содержанию и оформлению конспектов. Составление конспекта происходит либо на уроке непосредственно под контролем преподавателя, либо дома самостоятельно, но обязательно после предварительного обсуждения плана конспекта на уроке. Научившись организовывать материал в своей тетради, ученик значительно успешнее может этот материал выучить, повторить, воспроизвести при ответе, использовать его при решении задач. Все это позволяет экономить значительную часть времени на уроке и отвести это время на разбор и решение максимального количества задач.

При изучении данного раздела стереометрии большой интерес и отклик у студентов вызывает предложение изготовить самостоятельно пособия для демонстрации на уроках – модели тех или иных многогранников. В процессе работы дома студенту необходимо ознакомиться со свойствами того многогранника, который он собирается изготовить, понять или найти в учебниках, как строится и как выглядит развертка этого многогранника, использовать свои конструктивные навыки, аккуратно изготовить, собрать, склеить пособие. Привлечение студентов к такой работе способствует повышению интереса к предмету расширению математического кругозора, формированию умения применять на практике имеющиеся знания и навыки.

Роль консультаций в работе со студентами

В осуществлении индивидуального подхода к студентам велика роль консультаций по предмету, которые проводятся как по желанию некоторых студентов, так и по требованию или совету преподавателя. Учащиеся с желанием откликаются на предложения о дополнительных занятиях, цель которых повысить уровень владения материалом, разобрать те или иные трудные вопросы, задачи. Консультации проводятся дифференцированно, в соответствии с уровнем обучающихся и преследуют разные цели. Для учащихся с высоким уровнем подготовки и притязаний необходимо организовать дополнительные занятия, на которых поводить разбор трудных, нестандартных упражнений и задач, развивать их математический кругозор, подбирая задания, охватывающие различные темы курса, демонстрирующие связь изученных тем друг с другом. Для отстающих студентов, зачастую в принудительном порядке, но мотивированно объясняя причину вызова на занятия, полезно и необходимо проводить дополнительный разбор простейших заданий, добиваться в условиях малой наполняемости группы более высоких, качественных результатов, чем при работе на уроке со всей группой.

Литература

«Психология. Словарь» под ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского, М., Издательство политической литературы, 1990

И. А. Зимняя «Педагогическая психология»

Якобсон П. М. «Психология чувств и мотивации», М., 1988

Журнал «Профессиональнее образование» №9.2005, №11.2005

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *