в чем преимущество пленочных фотоаппаратов
8 причин начать снимать на плёнку
Плёночная фотография возвращается. Производители плёнки расширяют фабрики и закупают новое оборудование. Среди фотографов появляется всё больший интерес к аналоговой фотографии. Многие молодые люди даже не знают, как с плёнкой работать. Для них это совершенно необычный опыт. Давайте разберёмся чем хороша съёмка на плёнку и с какими трудностями придётся столкнуться тем, кто решил взяться за старинную технологию.
1 Плёночные камеры долговечны и практически не устаревают
Многие компании десятилетиями выпускают одну и ту же модель плёночного фотоаппарата и не обновляют его техническую часть. Такие устройства как Nikon FM2 или Leica M2/M3 могут легко прослужить вам всю жизнь и не потребуют модернизацию. Благодаря периодическому обслуживаию даже полувековые камеры могут работать как новые.
2 Доступное использование разных форматов
Плёночная техника обходится намного дешевле, чем современные цифровые камеры. Вы можете попробовать съёмку не только на 35-миллиметровую плёнку, а также более маленькие или большие форматы. Камеры, такие как Yashica, Pentacon 6, Mamiya и Kiev88 будут стоить довольно мало, но при этом вы сможете получать замечательное боке и потрясающую детализацию на крупных форматах.
3 Тон кожи и цвета
Хорошая плёнка, такая как Fuji Pro 400H и Kodak Portra производят удивительные тона кожи. Это самая живая плёнка в плане цвета. Каждый тип пленки имеет свои уникальные характеристики. Сейчас многие фотографы пытаются имитировать в Photoshop эффект плёнки, её цвет и характер.
4 Использование плёночной техники заставляет совершенствоваться
Цифровая фотография прощает ошибки, а автоматические режимы позволяют не думать. Работая с плёнкой вы узнаете о фотографии столько много тонкостей, которые не открылись бы вам никогда с цифровой техникой. Вы станете более аккуратным, тепреливым, научитесь предвидеть моменты, лучше строить композицию, понимать глубину резко изображаемого пространства и зоны фокусировки и, конечно, научитесь видеть свет и использовать люксметр для выбора оптимальных настроек камеры.
5 Хороший пленочный фотоаппарат не теряет свою ценность
Качественная аналоговая фототехника с годами не теряет свою ценность. Цифровая техника дешевеет с каждым годом. Новые модели выпускаются очень часто и моральное устаревание, а также появление более передовых моделей обесценивает цифровые камеры прошлых лет.
6 Учитесь работать с фотографиями в темной комнате, а не в Lightroom
Проявляя плёнку и работая с фотоувеличителем, вы можете добиваться различных эффектов, подобно тому, что вы делаете в графических редакторах с цифровой фотографией.
7 Ощущения
Все мы знаем, как ценители музыки относятся к записям на виниловых пластинках. Они говорят, что винил звучит более органично, чем компакт-диск. Многие фотографы пытаются имитировать текстуру, зернистость и цветопередачу плёнки, но повторить её широкий динамический диапазон и передать такие же детали практически невозможно в цифровом виде.
8 Плёнка позволяет сконцентрироваться
После дня съёмки на цифровую камеру мы возвращаемся с 1000 фотографий в формате RAW, которые ещё нужно обработать. Из них можно будет выбрать максимум сотню тех снимков, которые пригодны хоть для какого-то использования. Вся работа по сортировке и редактированию отнимет кучу времени. После дня съёмки на плёнку вы получите около 40 фотографий и каждая из них будет продумана, взвешена и сделана с максимальной отдачей. Плёнка практически не требует никакой обработки, независимо от того, оцифровываете вы её или распечатываете на бумаге.
Преимущества:
Недостатки:
Очень много профессиональных фотографов предпочитают работать с плёнкой. Недостатки не способны перекрыть все преимущества для тех, кто заинтересован в получении действительно хороших снимков. Даже кинематограф возвращается к плёнке.
Остаётся не раскрытым один вопрос, кто может использовать плёночные камеры, а для кого эти устройства совершенно не пригодны?
Если вы спортивный фотограф или фотожурналист, то съемка на плёнку не может быть лучшим выбором. Но для всех, кто хочет снимать отличные портреты, пейзажи или архитектуру нет лучше выбора, чем аналоговая фотография.
Мы снова любим пленочные фотоаппараты. И можем неплохо на них заработать
Десять лет назад на блошиных рынках встречались «деды» — фотографы, которые пытались за копейки продать свои камеры хоть кому-то. А сегодня цена за приличную камеру на интернет-аукционе подходит к тысяче долларов и стабильно растет на 10% в год. Вчера японская компания Fuji сокращала производство фотопленки — ее никто не покупал. А сегодня снова сокращает — пленку покупают так активно, что это уже угрожает «цифровому» бизнесу фотокомпании.
Объемы пленочной фотографии растут все быстрее, все чаще можно встретить людей со старыми камерами, специализированные магазины и лаборатории. Но почему так происходит? Почему устаревшая технология вернулась и побеждает?
У этого есть три главные причины.
Фотографируешь на пленку — принадлежишь к материальному миру. Это сильнее всего проявляется в цене кадра. Пленка стоит денег, химия стоит денег, печать — тоже. Хорошо, если один кадр обойдется в 20–30 рублей, обычно зашкаливает за 100. Пленочная фотография — это дорого. Из-за того, что дорого, фотография оказывается ограниченной. Не получится снять 100 одинаковых кадров и после выбрать. Заметно, что люди ощущают это почти что физически: отбери айфон, дай зеркалку — и все, желание делать множество одинаковых снимков куда-то пропадает магическим образом.
Другое ограничение — это невозможность сразу увидеть, что получилось. В лучшем случае пленку получится проявить дома, через час. В худшем придется ждать снимки из лаборатории несколько недель. Результат становится сюрпризом. Его ждешь, листаешь снимки с радостью или негодованием. Пленочная фотография похожа на создание японской керамики раку — мастер забрасывает заготовку в печь и не знает, что выйдет в итоге.
Цифровая фотография принадлежит новому, «облачному» миру — с бесплатными, неограниченными возможностями. Мы живем, не чувствуя творчества: только гигабайты, терабайты одинаковых снимков на жестких дисках. Пленка вернулась, чтобы дать людям забытое чувство обладания. Бумажные книги, виниловые пластинки, плакаты на стенах и визитки в карманах, напечатанные фотографии и рулоны пленок — это вещи, вещи материального мира, теплого и родного. С такими вещами приятно, понятно жить рядом.
Цифровые фотокамеры появились в проклятые десятилетия феномена искусственного устаревания — уверен, историки культуры будущего защитят немало диссертаций о нашем времени.
Мы живем в мире, где вещи не устаревают. Их меняют под влиянием моды и маркетинга, обычно выбрасывая полностью рабочими. Их не чинят, часто вещи созданы так, чтобы починить их было невозможно. Так и современная цифровая фотокамера — хрупкое устройство, не рассчитанное работать десятилетиями. Его создатели понимали, что, закончив одну модель, они сразу же займутся выпуском другой, которая заменит предыдущую. Вы помните, как выглядели цифровые фотокамеры 10 лет назад? Вы видели такую камеру сегодня? История с современной электроникой напоминает историю со средневековым нижним бельем: оно так быстро изнашивалось и не имело ценности, что до сегодняшнего дня толком и не дошло. Историкам культуры будущего будет непросто показывать в музее цифровые камеры.
С пленочной фототехникой все иначе. Лучшие камеры созданы до наступления цифровой эры. Их создавали с расчетом, что они будут служить людям очень долго. Средняя пленочная камера переживает своего владельца. К примеру, ресурс затвора Nikon FM — 100 000 кадров. Столько не отснимешь до старости, даже если захочешь.
На интернет-аукционах вовсю продаются старенькие «Лейки», выпущенные до войны. Они работают до сих пор и будут работать еще долго. Несложные металлические части можно заменить, изготовив их заново или «каннибализировав» безнадежно сломанные камеры. На «Лейку» времен Картье-Брессона еще получится поснимать марсианские хроники.
Кстати, о Leica — немецкая компания производит пленочные фотоаппараты до сих пор. Каждую камеру собирают вручную на заводе в Германии, цены начинаются от пяти-шести тысяч евро. Современная камера Leica стоит как неплохие швейцарские часы, работает как швейцарские часы и производит на окружающих сопоставимый эффект.
Это не фотоаппарат, а пропуск в мир ценителей, профессионалов. Такую камеру приятно поставить на столик в гостиной. Впрочем, многие держат свои «Лейки» в специальных антипылевых шкафах, которые выглядят точь-в-точь как холодильники для дорогого вина.
Пленочный фотоаппарат — это один из самых недорогих и простых способов произвести на окружающих впечатление утонченного эстета. Это вещь из мира сшитых по мерке кожаных перчаток, британского мотоцикла, коллекции авангардного джаза на виниловых пластинках. Это не так больно, как татуировка, и не так дорого, как яхта или машина без верха. Представить себе цифровую зеркалку в этом ряду невозможно. Проще приехать на ретро-ралли на семейном универсале.
По планете бродит призрак пленочной фотографии, готовясь к триумфальному возвращению, и влияет на окружающий мир. Kodak выпускает фотоприложение, которое покажет ваши снимки через неделю, словно после проявки. На Kickstarter один за другим появляются необычные проекты. Российская мини-компания восстанавливает производство пленки. Энтузиасты выкупают завод Polaroid, нанимают пенсионеров с него и выпускают полароидные картриджи в промышленных масштабах — и по всему миру открываются эксклюзивные бутики для их продажи. Японская компания Yashica собрала полтора миллиона долларов на выпуск цифропленочного гибрида: в обычную цифровую камеру вставляются картриджи, которые эмулируют разные виды пленки, накладывая на снимки фильтры вроде инстаграмовских. Дальше — больше. Чем это грозит современному миру?
Вероятно, пленочные камеры продолжат дорожать. Их давно не производят массово, и число работающих фотоаппаратов постепенно снижается. Если инвестировать в камеры сейчас, то в будущем можно вернуть деньги с хорошим доходом. Кроме того, фотографам потребуется инфраструктура: от лабораторий до обучающих школ и фототуров.
В любом случае старый дедушкин фотоаппарат или новая Leica станут и аксессуаром, и лекарством от творческой фригидности. Главное — дать второй шанс: и им, и себе.
Зачем снимать на фотоплёнку в 2020-м?
Поделитесь с друзьями!
Мы живём в такое время, когда большинство фотографов родилось в эпоху цифровой фотографии. Зачем им сейчас фотографировать на фотоплёнку?
Вот типичная реакция на моё объявление про фотоплёнку (реальный комментарий):
Смысл в плёнке, если даже в мобильном Лайтруме можно наложить какие угодно фильтры и будет хоть плёнка хоть стекло. Да и вообще в преимуществе плёнки продолжают убеждать только самый упрямые фанаты, я уже думал такие лет пять назад давно исчезли.
Я, всего лишь высказал точку зрения насчёт якобы каких-то преимуществ съёмки на плёнку. Они существуют только в головах адептов. Это примерно тоже самое как и у аудиофилов, которые убеждены что по золотым кабелям звук передаётся лучше чем по обычным медным. Ну прогуливали люди физику в школе, чтож поделаешь. Примерно так же и с плёнкой.
Для начала: я вас не убеждаю перейти на плёнку. Я не пропагандирую плёночную фотографию. И всё нижесказанное — моё субъективное и до крайности однобокое суждение. Я основываюсь на собственных ощущениях.
Ещё один момент: я фотографирую на фотоплёнку в постоянной манере и даже продаю фотоплёнку в Волгограде и отсылаю её в другие города. Но на цифровой фотоаппарат я всё-равно снимаю чаще и больше.
И последнее: читайте мои обзоры фотоплёнок и любуйтесь на примеры фотографий.
А теперь поговорим про плёночную фотографию в XXI веке
Зачем фотографируют на фотоплёнку в 21 веке? Я считаю: чтобы без обработки, «из коробки» получить вот такой результат:
Andrey Marudenko Максим Паркер Илья Илюхин Rustam Aliev Vadims Barisons Василий Храбан Andrey Melekhin
Обратите внимание на цвет, динамический диапазон, оттенки и пластику. Такое можно сделать с цифровой фотографией. Возможно, вам даже покажется простой такая задача. Возможно, даже, что кто-то из моих читателей яйца выеденного в этом не видит и каждый божий день готовым пресетом «жарит» RAW вот в такие классные фотографии. Возможно. Но не я.
Я не люблю сидеть в редакторах. Мне не нравится Photoshop своим извращённым интерфейсом и логикой. Мне жаль своего времени на эту чушь.
Я считаю, что вся (именно вся) современная обработка и ретушь в цифре стремиться к одному — повторить плёночную фотографию. Вижу, что самая качественная и дорогая ретушь — по факту выглядит как рядовая плёночная фотография, сделанная на профессиональную плёнку типа Fujicolor Pro 400H. Цифровым ретушёрам не на что больше ориентироваться. Только примеры из плёночной эпохи. Странно, но я только недавно это понял.
Я вижу, как модные инстаграмщики продают свои сеты пресетов. Вижу уроки по ретуши, где штампиком замазывают поры на коже из-за того, что современные объективы теперь резкие как понос и с откровенностью микроскопа выволакивают на всеобщее обозрение дефекты кожи. И мне смешно. Потому что результат всех этих манипуляций можно получить бонусом. Бесплатно. Даром. В довесок. Если фотографировать на старенький плёночный фотоаппарат за 20 тысяч рублей.
И я понимаю фотографов, кто любит ретушь. Их тянет к корням, к той фотографии, которую они видели в альбомах родителей и старых журналах. Этим людям противно видеть исходный RAW из цифрозеркалки. Я и сам такой. У меня чешутся руки что-нибудь сделать с исходниками из цифрового фотоаппарата.
Чистая ровная кожа, правильный скинтон и художественная обработка — это уже в коробочке с плёнкой. Плёночную фотографию не нужно обрабатывать. Её нужно правильно приготовить и вы будете радоваться результату по факту.
Фотоплёнка сделает из тебя фотографа (это не точно)
Фотоплёнка заставляет думать. Она сделает из посредственного фотографа хорошего. Или не сделает. Это как повезёт. Но что точно могу сказать: у вас не будет столько денег, чтобы строчить на плёночный фотоаппарат как на цифрозеркалку или Айфон. Вы будете думать перед каждым кадром: а не х…ню ли я делаю? Нужен ли мне этот кадр или нет тут ничего?
Это подход зрелых фотографов. Которые и на цифре делают минимум кадров. Плёнка учит прагматичной фотографии, учит «видеть». Учит художественному вкусу.
Научит ли конкретно вас, не знаю. Это зависит, в общем-то, не от плёнки. Фотоплёнка — лишь ограничение, которое необходимо, чтобы запустить этот процесс. Сама по себе она не делает человека фотохудожником, тому пример фотоархивы наших родителей. Но я считаю, что плёнка — один из самых простых способов заставить себя развиваться как фотографа. Я фотографирую на плёнку отчасти и поэтому.
Заметьте!
Я в своей статье не затронул такие прелести плёночной фотографии, как мануальная механическая техника, ручная магия проявки и эффект ожидания результата (когда уже забыл что фотографировал это).
Всё это мне тоже нравится. Но не определяет мою любовь к плёнке. Я предпочитаю механическим фотоаппаратам электронные плёночные тушки Canon, Nikon, Minolta, Pentax. И современные автофокусные объективы. Это исключительно потому что не нашёл «свою» механическую плёночную камеру. Полагаю, Leica дождётся меня. И я распродам всё остальное. Пока же механика, которую я юзал, мне не зашла.
Что касается магии проявки, то здесь я полный невежда и предпочитаю проявлять в фотолабораториях с последующим сканом плёнки.
Про ожидание результата и вовсе скажу, что самый предпочтительный для меня вариант получения плёночных фотографий — через час как снял. Чем быстрее я их получаю, тем лучше себя чувствую.
Это моё мнение. У вас может быть и другое отношение к плёнке. Что фотоплёнка — это дорого, трудно, непонятно. Что фотоплёнка ушла навсегда (нет).
Сколько стоит одна плёночная фотография
1 кадр фотоплёнки Kodak Portra 400 стоит:
Дорого? Фотоаппарат у вас бесплатный (от дедушки) или условно бесплатный (100-20000 рублей). Из расходки — только плёнка.
Сравните даже просто со смартфоном: купили за Айфон на 70 тысяч, продали через 3 года за 25 тысяч. За год он теряет в цене 15 тысяч. На айфон вы сделаете за год миллион фотографий. А сколько из них дороги для сердца? Десяток-то наберётся? Ладно-ладно! Пускай у вас 100 замечательных «бесплатных» фотографий в iCloud. Постойте! Как это бесплатных? За каждую фотографию вы заплатили 150 рублей амортизации своего Айфона. Простите, что я так жесток) Но цифровые фотографии никак не назовёшь бесплатными. Они совсем не бесплатные, а очень даже дорогие!
Почему я фотографирую на плёнку
Я не хотел причинить вам боль. И вообще не буду больше про деньги. Фотография для души — это вообще не про деньги. Плёночные фотографы денег не считают.
Вот вам моя история, мой опыт, который объясняет мне почему плёночная фотография лучше.
Я люблю путешествовать и фотографирую в путешествиях. Рядовая поездка — это рюкзак с цифровой техникой (ни разу не любительской) и плёночная камера с 1-2 фотоплёнками.
Я привожу из недельной поездки 2000-3000 цифрофоток и проявляю пару фотоплёнок. С цифры мне нравится меньше одного процента. А с плёнки — всё. На фотоплёнку сделаны самые классные и самые душевные кадры.
Я серьёзно думаю больше не фотографировать в путешествии на цифру, а снимать на неё видео. Для фотографии есть плёнка)
Вывод
Я не убеждаю вас перейти на плёнку. Я попытался резюмировать в статье то, о чём говорю со своими покупателями фотоплёнки. Что они мне говорят, а не я им) Ко мне приезжают разные люди и причины у них тоже разные. Многие просто балуются или хотят произвести впечатление на каком-нибудь мероприятии. Есть среди них хипстеры, которым вдруг стало можно иметь в кармане пленочную мыльницу самого паршивого пошиба.
Но чаще плёночные фотографы имеют какой-то бэкграуд: профессионалы или в прошлом много занимались плёночной фотографией. Как правило, они не отрицают цифровую фотографию. Как и я. Просто для них это разные миры. У плёночной фотографии своё назначение: когда хочется фотографировать для себя, для души, ради процесса.
Если вам не безразлична плёночная фотография, почитайте инструкции как фотографировать на популярные плёнки, чтобы получать максимум.
Если вы в Волгограде или Волжском, вы можете проявить и оцифровать у нас свои плёнки.
Какой фотоаппарат выбрать — пленку или цифру, чтобы получать лучшие фото
Цифровые технологии развиваются лавинообразно. Качество изображения растет с выпуском каждой новой камеры. Переломный момент в борьбе между цифровыми и аналоговыми системами уже прошел: каждая из них нашла своих приверженцев. Но, если вы решили заняться фотографией и купить себе первую камеру, сделать выбор, пленка или цифра будет не легко. У каждой технологии есть свои плюсы и свои минусы. Прочитав эту статью, вы сможете принять правильное решение.
Преимущества «цифры»
В соревновании пленка vs цифра основные достоинства цифровых камер — это простота и дешевизна использования. Только что снятый кадр можно посмотреть и при необходимости продублировать. Это позволяет начинающему фотографу быть уверенным в том, что на снимках получится хоть что-то приемлемое. Но легкость получения и исправления снимка провоцирует щелкать затвором, не обдумывая тщательно каждый кадр. Пленочная камера, напротив, не позволяет сразу увидеть отснятое, и если кадр испорчен, то в большинстве случаев исправить ошибку уже невозможно. Казалось бы, снимать на пленку крайне неудобно. Но пленка против цифры имеет и преимущество – вдумчиво относясь к каждому нажатию кнопки спуска, вы будете стараться точнее компоновать кадр и выбрать верные параметры экспозиции. В результате у вас получится больше хороших фотографий, чем если бы вы начали фотографировать на «цифру».
Пленка пока еще обладает большей фотоширотой, то есть способна точнее, чем цифровая камера, воспроизводить яркости и цветовые оттенки, и в этом заключаются преимущества пленочных фотоаппаратов. Исключение составляют high-end, профессиональные цифровые камеры. Практическая польза большой фотошироты в том, что чем больше диапазон цветовых оттенков и яркостей мы видим на картинке, тем более живой она воспринимается. Реалистичность изображения в нашем восприятии больше зависит от его тонально-цветового разрешения, чем от геометрического, то есть от тех самых постоянно рекламируемых мегапикселей. Разработчики совершенствуют технологии цветопередачи, стремясь к тому, чтобы цифровые камеры как можно точнее воспроизводили изображение, идеально точно передавали цвета, яркость и максимум деталей. В силу этого цифровая фотография выглядит весьма достоверно, но без индивидуальности. Подразумевается, что вы можете придать фотографии какие-то особенности уже впоследствии при обработке на компьютере. Многие фотографы так и говорят: цифровая фотография — это полуфабрикат, требующий доводки в графическом редакторе.
Особенности пленки
Съемка на пленку обладает субъективными особенностями, не поддающимися точной оценке. У каждого типа пленки свой характер воспроизведения тональностей и цветов. Грамотно подбирая пленку под каждый сюжет, можно усиливать эффект восприятия фотографии. Характер зерна у разных пленок отличается, и его можно удачно использовать для реализации творческих замыслов. Все это создает особую стилистику фотографии. В последнее время появились даже компьютерные программы, которые имитируют пленочную фотографию, в том числе добавляют зернистость, долгое время считавшуюся одним из основных ее недостатков.
У цифровых камер есть еще несколько недостатков, которые уже практически исправлены в дорогих моделях. А именно — малый размер светочувствительной матрицы и ее шумы. Из-за первой причины недорогие цифровые камеры имеют большую глубину резкости, то есть не позволяют достаточно сильно размыть фон, чтобы выделить главный объект съемки. Второй недостаток ограничивает возможности съемки качественных фотографий при слабом освещении.
Финансовый аспект
Преимущества цифровых фотоаппаратов отображаются и в итоговой стоимости фото. Съемка на пленку неизбежно связана с затратами. Любительскую пленку еще легко найти в продаже, а вот за более качественной профессиональной уже надо отправляться в специализированные фотомагазины. Черно-белую пленку можно купить только там.
Кроме того, пленку надо обрабатывать. Проявка цветной пленки — относительно сложный процесс, требующий точного поддержания нужной температуры растворов и использования ядовитых веществ. Сейчас найдется не много людей, которые занимаются этим у себя дома. Проявка черно-белой пленки, напротив, несложна. Химия дешева и практически нетоксична, поэтому самостоятельная проявка черно-белой пленки — это хорошая альтернатива лабораторной.
Еще одна сложность пленочной фотографии: в отличие от цифровых снимков, которые вы можете просматривать на экране монитора, снимки с проявленной пленки необходимо сканировать или печатать.
Варианты печати
Традиционный способ получения фотографий с пленки — оптическая печать. Проще всего печатать пленку в фотолаборатории. Можно делать это и самостоятельно, но для печати в домашних условиях вам потребуется фотоувеличитель, специальные химикаты и ряд других приспособлений. Цветная печать, так же как и проявка цветной пленки, достаточно сложна, требует дорогой, дефицитной и ядовитой химии, поэтому начинающему фотолюбителю доступна только черно-белая оптическая печать.
Печать цифровых фотографий удобна и универсальна. Вы можете пользоваться услугами фотолаборатории или, купив принтер, распечатывать снимки самостоятельно. Вы можете выбрать из огромного числа разных материалов — простая бумага, холст, пластиковая прозрачная и непрозрачная пленка.
Для перевода информации с пленки в цифровой формат используется гибридная цифро-аналоговая технология. Отснятую и проявленную пленку сканируют. Самый дешевый, но и наименее качественный вариант — планшетный сканер. Прекрасный результат позволяют получить сканеры, созданные специально для работы с пленкой, — фильм-сканеры. Стоят они заметно дороже.
Выводы
Таким образом, дешевая, быстрая и надежная цифровая технология хорошо подходит профессиональным фотографам и тем любителям, кто не хочет тратить слишком много денег, времени и сил на свое увлечение. У плёночной фотографии более длинный путь к результату, поэтому она больше подходит для творческой съёмки, где важны нюансы и случайности, если вы предпочитаете «поколдовать» над снимком и получить нечто неосязаемое, но цепляющее взгляд на фотографии.
Еще один аспект в пользу цифровых фотоаппаратов – возможность приобретения объемной карты памяти для фото, современной мобильной фотостудии или одной из большого ассортимента современных фотокамер, тогда как пленочные модели становятся все менее распространенными.
Совсем хорошо иметь и цифровую, и пленочную камеры для разных задач, но для этого надо очень сильно увлекаться фотографией…