в чем преимущество использования сторителлинга
Сторителлинг и продажи
Истории продают. Сторителлинг является одним из лучших маркетинговых инструментов, с помощью которого можно продвигать свои продукты, услуги и идеи.
При восприятии истории (даже если ее целью является продажа) априори отсутствует предвзятость, которая бывает при восприятии других видов рекламы.
Вспомните, как вы отключаете всплывающую рекламу при просмотре интересного видео и как быстро скроллите очевидно рекламные посты в Facebook.
️Те компании, которые успели вовремя заметить эту пользовательскую тенденцию, сейчас в плюсе: они снизили количество рекламы “в лоб” и увеличили объемы контент-маркетинга. Вместо бесконечных призывов к действию можно давать пользу: полезные видео, тексты, чек-листы и пр.
Сторителлинг как инструмент контент-маркетинга
Сторителлинг, меж тем, можно назвать одним из самых действенных видов контент-маркетинга.
Использование сторителлинга повышает лояльность аудитории, подогревает интерес к бренду и стимулирует к совершению целевого действия.
Сторителлинг становится столь популярным потому, что не только продает продукт или услугу, но и помогает им прочно закрепиться в сознании целевой аудитории.
Увеличивать прибыль с помощью историй можно в разных сферах. Они работают и в инфобизнесе, и в услугах, и в товарном бизнесе.
Преимущества сторителлинга
Основным преимуществом данного инструмента является его доступность: каждый при желании может рассказать интересную историю (этот навык, между прочим, формируется у нас еще в детстве), не беспокоясь о необходимом бюджете.
Прием Open Loop
Прием Open Loop является одним из самых эффективных инструментов вовлечения и удержания аудитории. Навык, который удерживает внимание потенциального клиента, обеспечивает не только заинтересованность вашим продуктом или услугой, но и повышает конверсию в продажу.
Open Loop незаменим в сторителлинге. Дословно название приема переводится как “открытая петля” и совершенно небеспочвенно. Открытость заключается в интриге, которую вы держите до последнего.
️Именно в том, чтобы максимально долго удерживать внимание посетителя, и есть искусство сторителлинга в целом. Правда, слишком издеваться над своими слушателями/зрителями тоже не стоит. Иногда можно намекать на то, что завершение уже близко.
В чем же секрет приема Open Loop?
В человеческой физиологии. Наш мозг всегда стремится быстрее закончить то, над чем работает или что воспринимает. Пока дело находится в процессе, мы фокусируемся на нем и тратим свою энергию. Как только мозг получает сигнал о завершении, он, в зависимости от степени усвоения информации, начинает ее забывать.
Помните как в школе: заучил/сдал/забыл? Так же и в других ситуациях. В качестве примера можно навести и ожидание следующей серии сериала, которую мы ждем с нетерпением.
5 советов грамотного использования Open Loop
Интригующий заголовок
Начало, в котором потенциальный клиент видит свою боль или заинтересованность, определяет вероятность того, захочется ли ему читать/слушать дальше.
Громкое заявление
Которое вы обещаете подтвердить фактами. Детали аудитория сможет узнать в следующей статье, на следующем вебинаре, в следующем уроке.
Не давать всю важную информацию сразу
Для повышения конверсии в продажу, необходимо держать аудиторию в напряжении до того блока вебинара/статьи/рассылки, который идет уже после продажи.
Создать образ героев
Таких, за которыми будет следить ваша аудитория. Чтобы максимально эффективно использовать такую возможность, героями могут стать аватары ваших клиентов.
Прежде чем дать ответ и/или сделать вывод, необходимо обрывать рассказ. Тогда интрига будет держаться до последнего.
При работе с приемом Open Loop, необходимо помнить о том, что человеческая природа стремится как можно скорее завершить процесс. Держите “открытую петлю” до того момента, когда будет совершено целевое действие.
Сторителлинг: что такое, зачем он нужен, примеры, виды
ДЛЯ НАЧИНАЮЩЕГО СЦЕНАРИСТА
Истории окружают нас даже в тех сферах жизни, где мы не подозреваем. Природа сторителлинга уходит далеко во времена, когда люди только научились изъясняться словами и предложениями. Сторителлинг когда-то называли сказительством. И уже тысячелетиями люди передают информацию устным путём, то есть рассказывают истории.
Что такое сторителлинг?
Сторителлинг активно используется в разных сферах жизни. Но для начала необходимо разобраться с самим понятием.
Термин сторителлинг происходит от английского словосочетания story telling, что переводится как рассказывание истории. Таким образом, сторителлинг – это техника рассказывания истории, в которой есть основные драматургические элементы, такие как конфликт, структура, композиция и так далее.
Использование драматических элементов – обязательное условие. Поэтому, когда ваш навязчивый коллега рассказывает вам на работе бесконечную историю, без внятного сюжет, интриги и композиции – это даже близко не относится к сторителлингу.
Казалось бы, всё просто. Расскажите любую историю – и вы сторителлер. Но если углубиться в тему, то можно обнаружить, что сторителлинг в наши дни имеет множество значений и применений.
Часто ошибочно под сторителлингом подразумевают лишь набор рекламных уловок или приёмы ораторского искусства. Также начинающие авторы порой называют сторителлинг жанром или считают его отдельной литературной формой наряду с эссе или рассказом. Но всё это в корне не верно. Поэтому в этой статье мы попробуем всесторонне разобраться, что такое сторителлинг в современности и как его применяют.
Сферы применения
Можно выделить множество сфер применения сторителлинга, но не ограничится ими.
Во-первых, сторителлинг – это основа любого художественного литературного произведения, в том числе романа, пьесы, рассказа, поэмы и так далее.
Во-вторых, сторителлинг – это то, к чему неизбежно прибегают авторы сценариев для большого и малого экрана, то есть сериалов, фильмов, веб-сериалов и так далее.
Для первых двух категорий приводить примеры не требуется – достаточно открыть афишу кинотеатра или включить любой канал в вечернее время, где вам тут же выдадут сериал для семейного просмотра.
В-третьих, даже документальные фильмы, ток-шоу и реалити-шоу рассказывают нам историю. И здесь лучше уточнить примером.
Джонатан Готтшалл, американский литературовед, отмечал, что с эволюцией восприятие человеком проектов с экрана телевизора меняется. Но не меняется то, что по сей день в основе любой ТВ-передачи лежит история.
В своей книге “Как сторителлинг сделал нас людьми” он приводит в пример реалити-шоу, где участники находятся в закрытых помещениях и отыгрывают как бы свои роли. В России наиболее известное подобное реалити-шоу “Дом 2”. Читатель может ужаснуться примеру, но этот телепроект тоже построен на сторителлинге. Каждый выпуск мы видим конфликты между участниками, сложные дилеммы, их действия вызывают у нас эмоции сочувствия, возмущения или теплоты.
В пример можно привести и совсем противоположный проект “Суперняня”. Изначально это британское реалити-шоу про родителей, со сложностями в воспитании детей на телеканале ABC. В России были и есть свои разные версии этого шоу. Но в каждой стране няня как бы рассказывает историю того, как из страдающей измотанной семьи они превращаются в дружную и любящую. Разбирается в их конфликтах, ищет болевые точки, а главное, заставляет зрителя испытывать эмоции.
В-четвёртых, бизнес. Всю сферу бизнеса можно выделить как отдельную большую категорию для сторителлинга. В ней сторителлинг отдельно применяется для маркетинга, PR, рекламы, управления персоналом и формирования лидерства внутри компании.
Ксения Зайкова, основатель коммуникационного агентства Node PR, считает, что сторителлинг в маркетинге это простой способ помочь компании повысить узнаваемость себя и своего продукты, сформировать нужное представление потребителей о продукте и немаловажно установить эмоциональную связь с потребителем.
Маркетинговое агенство “Headstream” провело исследование в 2015-ом году и пришло к тому, что если людям нравится сторителлинг компании, то в 55 случаях из 100 они приобретут её товар в будущем, а в 15% случаев — приобретут сразу же.
В-пятых, нельзя забыть, что сторителлинг может пригодится любому человеку, который не занимается бизнесом или написанием сценариев. Где же он его применит? На собеседовании, при поступлении на программы обучения, на питчинге для поиска единомышленников, при вступлении в новые профессиональные или любительские сообщества, на научных или профессиональных конференциях на интересующую тему, на работе при презентации результатов труда или для предложения нововведений.
Пора сделать наиболее важный сейчас вывод. Применение сторителлинга безгранично и этому есть огромная причина. Обладание нужной информации является острейшей потребностью каждого члена общества. Донесение нужной информации до аудитории необходимо для современного существования нашей цивилизации. Информация буквально пронизывает все сферы жизни. А сторителлинг – это то, что связывает эти две части общества и помогает сделать коммуникацию эффективной. Поэтому ниже мы будем рассматривать сторителлинг в наиболее широком смысле.
Просто примените всю эту информацию на ту сферу, в которой вы решили применить рассказывание историй.
Форматы сторителлинга
Как безгранично применение сторителлинга, так и безграничны его форматы. Формат – это то, как организованно и воплощено в жизнь произведение того или иного жанра. Форматы сторителлинга можно разделить на несколько крупных категорий.
Письменный формат
Каждый день мы открываем социальные сети, читаем описание товаров в интернет-магазине, выбираем специалиста для каких-либо услуг и к вечеру можем взять в руки книгу или открыть электронную читалку. Для нас это кажется простым рутинным действием, но везде мы увидим истории: статьи в блогах, журналах и чатах, реклама товаров и услуг на сайтах, рассказы, романы и детективы в книге, на сцене и экранах.
Разговорный формат
Это те же самые истории, только их рассказывает живой человек. Любые публичные презентации можно сделать интереснее и эффективнее с помощью историй: продажи, лекции, прямые трансляции с подписчиками. Хороший пример использования сторителлинга в разговорном формате – это выступления спикеров на TED-talk. Какую бы лекцию вы не включили, в каждом спикер умело презентует проблему и заставляет аудиторию сочувствовать ей даже тогда, когда она ни разу с ней не сталкивалась.
Сторителлинг в формате аудио.
Он очень сильно переплетается с разговорным форматом. Разница в том, что разговорный формат — это обычно живое выступление, а аудио — запись. Поэтому сюда могут быть отнесены подкасты и аудиокниги. Роль подкастов нельзя недооценить в современном мире. Изначально они развивались в основном как научно-популярные аудио-передачи, где мог использоваться или не использоваться сторителлинг. Но сейчас можно найти разножанровые художественные подкасты, написанные специально для аудиоформата, а для их записи нередко стали приглашать голливудских звёзд.
Мультимедийный
Наиболее комплексный формат – мультимедийный. Тут и визуальная составляющая, и аудио, и анимация, и инфографика, и так далее. Сюда же можно отнести фильмы и сериалы. Открыв YouTube или любой Интернет-кинотеатр, мы тут же окунёмся в море мультимедийного сторителлинга.
Виды сторителлинга
Аннет Симмонс, консультант по коммуникациям и автор книги “Сторителлинг. Как использовать силу истории” считает главной функцией истории – влияние. И это влияние автор несёт через любые формы сторителлинга, рассмотренные выше.
Симмонс считает, что в мире существует только шесть видов историй.
Истории типа «Кто я»
Личные истории помогают аудитории по-настоящему увидеть, кто вы есть на самом деле. Если вы руководитель организации, через личную историю вы можете вдохновить подчинённых. Если ваша работа в маркетинге, то пусть и сочинённая рекламная история о вашем типичном клиенте поможет продать продукт. А если вы сценарист, то личные истории персонажа, например, из прошлого, помогут вам лучше понять его.
Как их создать? Оттолкнитесь от того, какую свою черту вы хотите раскрыть. Если вы выбрали самопожертвование, то в истории должны быть описаны действия, как вы однажды бескорыстно кому-то помогли или чем-то пожертвовали.
Истории, объясняющие «Зачем я здесь»
Этот тип историй про ваши цели. Начинающему сценаристу пригодится освоить навык таких историй для питчингов или общения с продюсером, чтобы показать, зачем вы здесь и какие ваши планы как начинающего сценариста. Симмонс рекомендует не скрывать свои эгоистичные цели. Через историю о том, как вы, например, осознали свою цель, расскажите и о том, что получит ваш собеседник.
Истории о «вИдении»
У вас, как у бизнесмена, соискателя или начинающего автора есть видение своего будущего после достижения цели. Необходимо создать историю, которая заставила бы и вашу аудиторию увидеть это будущее вашими глазами. Опять же не забудьте о том, какое место в нём занимает ваш слушатель или читатель.
Поучительные истории
Такой тип сторителлинга предназначен для того, чтобы объяснить, зачем необходимо овладевать каким-то новым навыком, например, вашему подопечному, и в чём смысл этого навыка. Это может быть вдохновляющая история о том, как благодаря этому навыку была решена серьёзная проблема или как человек достиг высот.
Истории, демонстрирующие «Ценности в действии»
Часто от известных корпораций мы слышим заявления типа “Мы ценим честность и открытость” или “Экономия клиента – наша главная ценность”. Но для вашей аудитории мало лишь услышать эту фразу. Создайте историю о том, как вы однажды не осознавали какой-то определённой ценности, совершили из-за этого огромные ошибки и потерпели ущерб. И после того, как вы стали ценить это, то приобрели успех.
Истории, говорящие о том, что «Я знаю, о чем вы думаете»
Это достаточно комплексный вид сторителлинга, суть которого в неподдельной честности. Такие истории можно применять, когда вы ведёте переговоры и есть признаки того, что они закончатся не в вашей пользу. Намекните собеседнику, что вы знаете, о чём он думает. Предугадайте его сомнения, слабые места, страхи. Раскройте и свои страхи ироничной историей о том, как однажды вы с чем-то столкнулись и больше не хотите, чтобы это повторялось.
Главные правила сторителлинга
Вне зависимости от вида и формата любая хорошая история должна:
Техники и правила сторителлинга – безграничная тема, которую человечество изучает и совершенствует столетиями. Более того процесс создания истории очень творческий и может не поддаваться схемам. Но в целом наиболее удачные истории в современных медиа обычно имеют такой набор элементов.
Во-первых, в истории должен быть персонаж. Решите, какие ключевые черты ему необходимы на старте и в чём его слабость.
Во-вторых, у персонажа должна быть проблема. Ему должно чего-то не хватать или что-то беспокоить.
В-третьих, в истории должен быть цель и конфликт. Когда персонаж начинает решать свою проблему, то он формулирует цель. Но на пути к достижению цели возникают препятствия. Борьба с этими препятствиями и есть конфликт. Отсутствие знаний или навыков тоже могут стать препятствием.
В-четвёртых, не забудьте о развязке. В этот момент герой справился с препятствиями, достиг своей цели, а самое главное он что-то осознал и как-то изменился.
Как написать историю правильно
Написание истории сильно зависит от формата, целей автора, функции, которую должна выполнить история и так далее. Но любые форматы от поста в блоге до фильма на большом экране проходят следующий алгоритм при создании истории.
Где брать идеи для сторителлинга
Для того, чтобы вдохновится и начать создавать истории, воспользуйтесь следующими рекомендациями.
Во-первых, можно познакомится с книгами Аннет Симмонс “Сторителлинг. Как использовать силу истории”, Дэвида Хатченса “9 техник сторителлинга” и Джонатана Готтшалла “Как сторителлинг сделал нас людьми”. Помимо того, что там содержаться небольшие теоретические выкладки о сторителлинге, самая главная ценность в них — это множество примеров историй.
Во-вторых, вас может вдохновить ваша же жизнь. Вспомните, с какими трудностями вы сталкивались, чего вам не хватало или не хватает в жизни, каким урокам научила вас жизнь.
В-третьих, берите примеры с персонажей существующих проектов в зависимости от ваших целей, то есть ищите референсы. Мы живём в переизбытке информационных продуктов, поэтому будет очень легко найти фильм, сериал, веб-сериал или рекламу, подходящую вашей теме и вашей цели в сторителлинге.
Примеры сторителлинга
Как уже было сказано выше, сторителлинг можно применять везде, где возможно изъясняться словами или изображениями. Одна из наиболее интересных сфер применения историй – это реклама. Компания Apple знаменита не только исторической и практически легендарной рекламой Макинтоша про 1984, но и семейными рождественскими историями. Одна из них такая.
На рождественские каникулы семья с двумя шумными дочурками приезжает к своему одинокому дедушке. Чтобы девочки не мешали взрослым им регулярно вручают планшет, чтобы те были потише. Но девочек вдруг привлекает видео-плеер со старыми плёночными кассетами, на которых они видят свою молодую, но ушедшую из жизни бабушку. С помощью планшета Apple девочки делают видео с изображениями бабушки и создают фото, где бабушка как будто за столом с семьёй сегодня. Для дедушки – это самый лучший подарок, а для родителей, урок о том, как важно быть вместе и не прятаться за экранами.
Сторителлинг в маркетинге давно стал мощным механизмом по созданию и трансляции миссии компании. Например, корпорация ИКЕА гордится своим прошлым и на их сайте есть история о том, как была придумана плоская упаковка. Мебель ИКЕА в середине прошлого века доставлялась по почте. Это было всегда очень дорого и травматично для товаров, так как мебель была высоко габаритной. Но в какой-то момент для доставки стола решили убрать у него ножки. И с 1956 года мебель ИКЕА решили продавать в разобранном состоянии и стали совершенствовать упаковку всей остальной мебели. Да, эта история не вызывает слёз или не является личной, но в ней есть проблема, решение и урок, который показывает, что компания заботиться о низкой цене для своих покупателей и уже более чем полвека не прекращается совершенствоваться. Возможно, история была бы ярче, если бы туда добавили, например, нерадивого доставщика, который отломил эти ножки и сделал вид, что так и надо.
Следующий пример хочется начать сразу же с описания. Это история о девушке-простушке, потерявшей работу и возлюбленного. В отчаянии она врёт о том, что имеет опыт работы с детьми ради трудоустройства няней, и влюбляется в своего начальника, отца детей. Безответная любовь и безрезультатные попытки привлечь внимание начальника привели её к осознанию того, что она гоняется за мужчиной только из-за того, что не ценит и не уважает саму себя. Как только она находит силы и желание жить для себя, то тут же награждается браком с богатым и любящим начальником. Кто-то может быть сразу узнал известный в России сериал “Моя прекрасная няня”, показанный в середине нулевых.
Примеры специально подобраны максимально разнообразно, чтобы показать, что такое сторителлинг и доказать тезис, с которого начата статья. Сторителлинг – это не жанр, не метод, не маркетинговый приём, не рекламная фишка и даже не сценарная техника. Сторителлинг — это и есть история. И если человек научится рассказывать истории, то он сможет добиваться своих целей трёхкратно быстрее в самых разных сферах жизни.
3 преимущества сторителлинга
Все мы любим истории, это факт. Кто-то в рассказах видит себя со стороны. Кому-то интересно мнение другого человека. К примеру, Вася купил мобильный телефон, рассказал о нём историю, что батарея слабая, греется, а на морозе вовсе может выключиться. Не покупайте этот телефон в магазине «название», а лучше купите здесь — «название».
Он служит у меня второй год без всяких нареканий. Вспоминаете себя? Нередко вы меняли своё решение, прочитав чью-то восторженную или, наоборот, историю с негативным характером, потому что доверились комментарию, личной истории. Первое преимущество сторителлинга — вызов доверия.
Историю проще читать, нежели набор бесполезных букв с двумя или тремя деепричастными оборотами в одном предложении. В интернете довольно много источников, где мы можем прочесть интересные истории и узнать что-то новое от незнакомых людей.
Допустим, вы прочтёте описание крема от морщин на официальном сайте косметической продукции. Увидите цену, фотографию, но, согласитесь, чего-то не хватает. Правильно, реальной истории, отзыва, который прочтёшь и скажешь: «Если ей помогло, мне точно поможет». Не обязательно чтобы история была на 1-2 страницы формата А4. Буквально 3-4 абзацев достаточно.
Мощный инструмент для привлечения и удержания внимания. Нередко сталкивался с историями по типу «Я бросил курить за неделю», «Как мне удалось объехать 96 стран за 200$», или «Почему я богатый, но без семьи?». Чёрт возьми, мне интересно. И если название не кликбейт, что бывает очень часто, я прочту эту историю до конца. Как правило, в конце встречается реклама. Но если препарат от курения реально помог бросить курить за неделю, почему бы не попробовать?
Есть бюджетный пошаговый план авантюриста-путешественника, который проехал 96 стран за 200$, а цена этой информации — пачка сигарет или чашечка кофе. Не знаю, как вы, но я бы купил, если планировал своё бюджетное путешествие. Примеров может быть куча. Сторителлинг работает безотказно, потому что мы привыкли и любим разные истории, как бабушки на лавочках.
Сторителлинг: правила, техники, примеры и полезные книги
Случалось ли вам проехать остановку, увлеченно читая? Засидеться допоздна с книгой, даже если завтра рано вставать? А может, вы смотрели взахлеб сериал, включая серию за серией: ведь так интересно, что будет дальше! Да-да, все это был сторителлинг. Миллионы людей хотят узнать, кому достанется Железный трон в Вестеросе и каких новых героев покажет нам Marvel. Почему истории так увлекают нас и как использовать это в бизнесе? Давайте разбираться вместе.
Сторителлинг — что такое и чем отличается
Людям не нравится прямолинейная реклама — она стремится навязать свою точку зрения и делает это грубо, бескомпромиссно. Человек сопротивляется навязанному извне, он доверяет только тем выводам, к которым пришел сам.
Поэтому сторителлинг — это просто не лучший способ передать информацию человеку так, чтобы он ее прочувствовал и запомнил. Это вообще единственный способ, на котором построено все — от фильмов и книг до рекламных кампаний.
Посмотрите на TED Talks. Здесь обсуждают серьезные темы, от гендерного равенства до последних разработок в лечении рака. Но центр каждого выступления TED — это история, рассказанная личностью. Здесь нет научных дискуссий с серьезной аргументацией и формальностями. Вы слышите историю одного человека, повествование, которое ведет вас из точки «А» в точку «Б».
Речь спикеров приправлена фразами: «Представьте, что вы. », «Вы наверняка знаете. » и т.д. Вас вовлекают в историю, вам рассказывают интересные факты по теме — и вспомните хотя бы один спич TED, после которого вы бы не были согласны с автором.
Грамотно созданная история вызывает чувство сопереживания, эмпатии. Она создает ощущение, что ты разделяешь точку зрения автора, согласен с ним. В сторителлинге нет навязанного мнения, формата «это можно делать, а это нет». Есть путь, по которому идет читатель — и сам решает, как воспринимать увиденное. В этом ключевое отличие сторителлинга от других форматов.
Техники сторителлинга
Как рассказать интересную историю? В какой-то мере это творчество, в какой-то — дело техники. Рассказываем о самых распространенных техниках сторителлинга.
Мономиф или путь Героя
Путешествие героя — самый распространенный прием создания истории. Эта концепция «цепляет» тем, что персонаж испытывает трудности, преодолевает их и приходит к классическому хеппи-энду. Например, русские сказки о достижениях богатырей — классический мономиф.
Использовать этот прием просто — но так же просто и создать с ним скучную историю. Чтобы избежать этого, детально продумайте сюжет и придерживайтесь законов драматургии, создав в истории начало, кульминацию и развязку.
Этот прием похож на предыдущий, но в «Горе» героя не ждет хеппи-энд. Персонаж терпит неудачу, но знает, что пройденный путь был не зря. Классическая история «Гора» — это рассказы о фейлах в бизнесе, которые принесли бесценный опыт.
Рамка
В этой технике основная история играет роль «рамки» для остальных. По такой концепции, например, построена «Тысяча и одна ночь», где дворец царя Шахрияра обрамляет истории, рассказанные Шахерезадой.
Sparklines (как есть и как могло бы быть)
Эта концепция построена на контрасте — сравнении реальной ситуации и того, какой бы она могла быть. Подобный прием из-за его наглядности используют в рекламе. Например, Sparklines использована в знаменитом ролике 90-х Fairy про деревни Вилларибо и Виллабаджо.
Начинаем с конца
Этот прием называется «реверсивная драматургия» и часто используется в киноиндустрии. Например, по такой концепции снят первый сезон сериала «Большая маленькая ложь».
Здесь читатель сразу отправляется к кульминации истории, интригующей и непонятной. А затем возвращается к началу, чтобы постепенно понять, как главный герой оказался в подобной ситуации.
В создании такой истории важно быть осторожным, и до конца не раскрывать все карты, удерживая внимание читателя.
Фальстарт
Это прием, который начинается со скучной истории, где ничего не предвещает. Затем все рушится, и история начинается заново. Ожидания читателя ломаются, его внимание на пределе, и теперь он не знает, чего ждать от вас дальше — а нам только того и надо!
Очень крутой пример фальстарта — первый сезон Игры Престолов. Сериал начинается, как добротная история про жизнь Эддарда Старка. А затем, в первом же сезоне, палач сносит ему голову. Крышесносная сцена в прямом и переносном смысле.
Теперь зритель знает — в сериале может произойти что угодно. И смотрит с интересом каждую серию.
Выбирая технику для создания истории, задумайтесь, какой формат лучше подходит вашей аудитории и продукту. И помните, что техника — это только план, по которому вы будете писать. Она помогает, но для создания хорошей истории одной лишь техники недостаточно.
Правила сторителлинга
Пишите о важном
Какой бы восхитительной не была история, ее основа — это качественная идея. Задумайтесь, что нового и ценного получит человек от вашей истории, чем она вдохновит и восхитит его? Чтобы создать рассказ, который будет легко «усвоить», воспользуйтесь пирамидой информации.
Добавьте деталей
Сторителлинг — это искусство создания объемного мира. Картинки уютного деревенского домика с покосившимся забором, запаха свежескошенной травы и сена, вкуса парного молока и домашних булочек бабушки, звука, когда корова ритмично бьет хвостом по бокам, отгоняя надоедливых мух.
Любой сюжет оживает, наполняясь деталями. Большую часть ваших любимых историй можно уместить в одно скучное предложение вроде:
«Джон Форбс Нэш заболел параноидной шизофренией и чуть не потерял семью и работу» (Игры разума)
«Хирург попал в автокатастрофу, излечился в Камар-Тадже и победил Дормамму». (Доктор Стрендж)
Добавляйте детали, как специи в пресное блюдо и старайтесь создать трехмерную картинку, которая погрузит читателя в происходящее.
Используйте визуал
Интерактивная история Snowfall от The New York Times — образец digital-сторителлинга. Этот проект восхищает и доказывает, что хороший текст — это важно, но стоит использовать другие форматы, чтобы сделать историю более объемной.
Инфографика, живые фото, интервью героев. Подумайте, что помогло бы погрузить читателя в контент рассказа — и используйте это.
Избегайте монотонности
Заранее задумайтесь, в какой последовательности человек будет воспринимать вашу историю. Простыня текста или избыток фото — оба варианта будут мозолить глаза. Посмотрите, как стремятся к разнообразности дизайнеры Apple — всего один объект и 9 способов показать его по-новому.
Промо-страница iPad на сайте Apple
Оживляйте «буратинок»
Буратинки — абстрактные персонажи, выдуманные непосредственно для истории. Термин принадлежит Максиму Ильяхову. Проблема буратинок в том, что они слишком абстрактны, и читатель им не верит. Например:
Каждое утро Маша просыпалась разбитой и с болью в спине. Но как-то раз Маша ночевала у друзей, и поняла, что проблема в ее матрасе. Маша купила матрас СуперМягкий 3000 и спина ее больше не беспокоит!
Чтобы история впечатляла, захватывала и казалась реальной, ее персонажи тоже должны быть «реальными». Поэтому авторы книг детально прописывают внешность и характер своих героев.
Конечно, для истории о матрасе нам неважно, какого цвета у Маши глаза — но важно, чтобы целевая аудитория узнавала себя в этой Маше.
Примеры сторителлинга для разных проектов
Сторителлинг окружает нас повсюду — в кино, роликах на YouTube, рекламе и любимых статьях. Все медийные личности, от актеров до политиков, также создают для себя историю, образ, стиль. Например, в силу истории нам сложно представить Мэрилина Мэнсона, играющим с детьми, а леди Гагу — в трениках и без макияжа. Хотя и то, и другое наверняка случалось.
Истории в блоге корпоративной компании
Отличный пример того, как сторителлинг помогает развивать бизнес — блог команды проекта Додо Пицца «Сила ума». Федор Овчинников, создатель сети, начал вести блог вместе с открытием первой пиццерии и до сих пор открыто пишет обо всем, от инвестора на кассе пиццерии до открытой публикации годовой выручки своих заведений. Блог — один из факторов, которые помогают Додо Пицце развиваться семимильными шагами.
Сторителлинг в рекламных роликах
Рекламный ролик «Handle With Care», созданный компанией Gillette, получил золото на премии «Каннские Львы» и был признан одним из самых эмоциональных рекламных роликов за последние пять лет.
В ролике мы видим сына, который помогает своему пожилому отцу ухаживать за собой. Для комфорта папы он покупает многофункциональную бритву Gillette, которой легко брить других людей. Казалось бы, ничего необычного: но персонажи вызывают такую эмпатию, что невозможно сдержать слезы.
После этого видео каждый хотя бы на секунду задумался о том, чтобы купить такой стул.
Истории в имиджевых проектах
Еще один интересный пример истории от IKEA — ролик, где каталог их мебель представлен в качестве девайса. Такой себе стеб для Apple. У видео больше 18 миллионов просмотров, 107 000 пользователей поставили ему «лайк», а больше 4 500 отметились в комментариях.
Сторителлинг для сайтов, Landing Page и интернет-магазинов
Прекрасно работает сторителлинг не только в рекламе, но и на сайтах, лендингах, в буклетах и т.д. Например, интернет-магазин «Белолапик», где продается все для любителей кошек, вот так интересно рассказывает об истории названия своего магазина:
Сайт Беара Грилза, британского путешественника и писателя, выглядит, как живая история. Попадая на страницу, вы вместе с ним проходите путь по всем достижениям и неудачам Беара. Несомненно, эта история вдохновляет и завораживает.
Книги по сторителлингу: что читать в 2018-2019 году
Пол Смит. Мастер историй. Увлекай, убеждай, вдохновляй
Более 100 готовых историй, которые сможете применить на практике — даже если вам кажется, что вы плохой рассказчик. Примеры в книге основаны на опыте более 50 организаций из 15 стран мира, включая Kellogg’s, Merrill Lynch и Procter & Gamble.
Ролф Йенсен. Общество мечты. Как грядущий сдвиг от информации к воображению преобразит ваш бизнес
Книга о том, как сочинение историй выходит за рамки литературы и распространяется на товарные рынки. Йенсен одним из первых показал важность сторителлинга в бизнесе. Он анализирует причины заката информационного общества и предпосылки зарождения нового общества мечты.
Максим Ильяхов, Люда Сарычева. Пиши, сокращай. Как создавать сильный текст
Следуя рекомендациям в книге, вы научитесь писать понятно, увлекать читателей и добиваться доверия. Это обязательная книга для копирайтеров, авторов и редакторов, и всех, кто планирует создавать истории.
Аннет Симмонс. Сторителлинг. Как использовать силу историй
Аннет обучает искусству сторителлинга людей из бизнес-среды. В книге она рассказывает, как истории воздействуют на эмоциональном уровне. Почему помогают вдохновить, мотивировать и убедить.
Михаил Хенкин. Золотой ключик инфосторителлинга
Книга о том, как научиться писать образно, выразительно, ярко. Придумывать запоминающиеся сюжеты, использовать точные сравнения, завоевывать внимание и увлекать аудиторию интересным повествованием.
Что запомнить
Если хотите быть в курсе актуальных маркетинг-инструментов, вдохновляться крутыми кейсами и получать прикладные Digital-советы, подпишитесь на канал нашего CEO, Игоря Головко в Telegram.