в чем преимущества диалектики как метода познания
Диалектика как теория и метод
Вы будете перенаправлены на Автор24
Диалектика как теория развития
Диалектика философами рассматривается в качестве метода аргументации, а также в виде формы и метода рефлексивного теоретического мышления, которое исследует противоречия, обнаруживаемые в мыслимом содержании этого мышления.
При этом в диалектическом материализме диалектика выступает в виде общей теории развития материального мира и одновременно теории и логики познания. Диалектический метод – один из центральных элементов европейских и индийских философских традиций. Слово «диалектика» стало популярным благодаря платоновским «Диалогам», в которых два или более участников диалога могли иметь разные мнения, но стремились найти истину через обмен мнениями.
В истории философии основные мыслители определили диалектику как:
Диалектика бывает идеалистической и материалистической. Материалистическая диалектика выступает как целостная система, где каждая категория и каждый закон занимает строго определенное место и взаимосвязаны с другими категориями и законами. Эта система позволяет раскрыть содержание универсальных свойств и связей реальности, универсальных форм бытия, диалектических законов движения и развития.
Готовые работы на аналогичную тему
Диалектика – это наука о самых общих законах любого движения, но прежде всего развития.
В наши дни в науке аксиоматично и бесспорно, что наша мысль и объективный мир подчиняются общим законам, и поэтому между ними не может быть противоречия.
Согласно Гегелю, истина не представлена в виде готовых догматических положений, а находится в самом процессе познания, в долгом историческом развитии науки, которое поднимается с низших уровней на более высокие, но никогда не достигает высшего уровня.
Все явления и все социальные порядки, которые сменяются историей, выступают в качестве переходных стадий бесконечного развития от низшего к высшему. При этом каждый шаг необходим и имеет собственное обоснование для этого времени и условий, которым он обязан своим существованием.
Диалектика как метод познания
Диалектический метод является средством постижения реальности в природе, в обществе и в самом мышлении, позволяет выявлять модели их развития и научно предсказывать будущее.
Историческое становление диалектики можно проследить по трем этапам:
Принципы диалектического познания:
Гегель строит диалектическую доктрину развития Абсолютной Идеи, используя принцип причинности. Развитие достигается тем, что божественный акт Абсолютной Идеи постоянно вступает в конфликт с ее организацией, которая на разных этапах выступает либо как логическое понятие, либо как социальная форма, либо как материальная природа. Все развитие происходит по схеме: тезис, антитезис и отрицание отрицания (синтез).
Основная идея диалектического метода Гегеля состоит в том, что мир состоит не из законченных, готовых объектов, а представляет собой набор процессов, в которых объекты находятся в непрерывном изменении, возникают, затем разрушаются, и происходит прогрессивное развитие со всеми вытекающими последствиями.
Философия Гегеля оказала огромное влияние на европейское сознание. Она откликнулась на общее настроение того времени. Однако кульминация развития часто означает начало упадка, начало кризиса. Так случилось с гегельянством. В середине века его критиковал материализм (Маркс, Фейербах).
Понятие диалектики использовали в своем творчестве Фридрих Энгельс и Карл Маркс, переведя его в материалистический план. Советские последователи Маркса создали особую философскую школу – диалектический материализм.
В качестве вывода можно отметить, что диалектика позволяет отразить весьма сложные и противоречивые процессы духовного и материального мира. Но это не простое наблюдение того, что происходит на самом деле, а инструмент научного познания и способа преобразования мира. Диалектический метод требует гибкости мышления. Ведь диалектика не терпит застоя и не накладывает ограничений на познание, на его безграничные возможности: неудовлетворенность достигнутым – стихия диалектики, а революционная деятельность – ее суть.
ДИАЛЕКТИКА КАК МЕТОД ПОЗНАНИЯ
1. ДИАЛЕКТИКА: СТАНОВЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
Диалектика как система идей, в совокупности играющих роль общего метода, или способа построения философской мысли, складывалась исторически. Введение в обиход понятия «диалектика» приписывают античному мыслителю Сократу (ок.470 – 399 гг. до н.э.), у которого оно означало искусство вести беседу, диалог, спор. Сократ разработал диалектику как метод поиска истины через противоборство мнений.
Однако, диалектические приемы в осмыслении мира еще до введения самого понятия разрабатывались и использовались другими античными философами, особенно Гераклитом Эфесским (544 – 483 до н.э). По крайней мере, диалектический принцип противоречия как источника любого развития (развития Мира в целом) был обоснован именно Гераклитом. Он, как известно, утверждал, что борьба противоположностей (выражением ее он считал огонь) есть вечный и неистребимый закон, благодаря которому этот Мир каждый день обновляется.
Ф.Энгельс назвал досократовскую диалектику наивной, так как она основывалась лишь на непосредственных наблюдениях и рассуждениях, не располагала большими знаниями в конкретных областях.
Диалектические идеи в дальнейшем нашли выражение и развитие во многих философских системах. Особый вклад в разработку диалектики в свое время внесли Платон (427-347 до н.э.), Аристотель (384-322 до н.э.), Дж.Бруно (1548 – 1600), Николай Кузанский (1401 – 1464), Г.В.Лейбниц (1646 – I716), И.Кант (1724 – 1804).
Целостное выражение диалектика получает в немецкой классической философии, особенно в объективном идеализме Г.Гегеля (1770 – 1831). Ему удалось построить диалектику как систему, связать в ней ключевые принципы, категории (универсальные понятия) и законы. Гегель соединил логику и диалектику, обосновал подобие законов человеческого мышления и законов существования и развития мира.
Через логическую взаимосвязь категорий Гегель выявил универсальную зависимость процессов развития. Он обосновал универсальные диалектические законы: закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимосвязи количественных и качественных изменений, закон отрицания отрицания.
Понятием «диалектика» он обозначил умение отыскивать противоположности в самой действительности, рассматривал их как источник ее саморазвития. Признавая заслуги Гегеля в развитии диалектического метода, следует отметить, что одновременно его учение свидетельствовало о перспективах дальнейшего продуктивного применения этого метода в науке и философии.
В современном смысле диалектика представляет собой обобщенное учение о всеобщей связи и развитии. Собственно сами понятия (категории) связи и развития приобретали свою содержательную определенность через формирующийся диалектический подход.
Связь – это важнейшее и весьма объемное по содержанию философское понятие, которое во многом обусловило само становление философии, а затем и науки, но особенную роль сыграло оно в построении диалектики как системы. Связь – это состояние, в котором различные явления в той или иной мере определяют друг друга; связь выражает то, что явления друг для друга в конкретном плане выступают условиями существования и развития. Связи бывают самых разных типов, но для философии важно выходить на уровень осмысления универсальных, то есть всеобщих связей в бытии мира и человека.
Понятие связи неразрывно по смыслу с понятием развития. Развитие – это особый тип связи, в которой явление само выражает себя как цепочка определяющих друг друга необратимых и необходимых состояний. В развитии всегда выражается связь различных конкретных состояний, где есть определенная направленность. Развитие отличают от движения. Движение – это любой переход явления (объекта) из одного состояния в другое в соответствии с его характеристиками; то есть любое изменение в соответствии с порядком данного явления. Движение может быть измерено во временном параметре, но здесь параметр времени не является определяющим, равнозначен со всеми другими (например, пространственными). Развитие же означает качественное и необратимое преобразование объекта, а, значит, показатель времени здесь выступает важнейшим.
Осмысление связи и развития в бытии Мира способствовало зарождению философии, а уже в ее рамках и самого диалектического метода мышления.
Трансформируясь в различных философских школах, диалектика проявляла себя как свод определенных теоретических и методологических положений, служивших основой духовного и практического освоения мира. Эти постулаты, или принципы в их взаимной согласованности составляют смысловой стержень диалектики. Следование им в деятельности (особенно в познании) позволяет улавливать в Мире как тенденции порядка, так и отклонения от него, позволяет понимать многообразие своих отношений с Миром и при этом придавать им оптимальную и осмысленную форму. Фактически это означает организацию диалога с Миром, в котором устанавливаются некие общие правила его ведения. Диалектика и развивалась, по сути, как система общих правил «обмена идеями» в таком своеобразном диалоге. Его участники неизбежно должны исходить из неких безусловных установок, или принципов, которые и делают возможным непрерывно развертывающееся общение и взаимодействие.
Принципы диалектики
К числу фундаментальных принципов диалектики относят:
1. Принцип всеобщей связи. Он означает необходимость рассматривать все в зависимости от всего, признание неотделимости явлений и их множеств друг от друга, влияния их друг на друга. Признание того, что нет ничего изолированного, исключенного из «сетки» общемировой зависимости.
2. Принцип развития. Он означает признание всеобщих направленных и упорядоченных преобразований всех явлений и их множеств, признание необратимости этих преобразований (процессов). Часто, особенно в рамках религиозных философских учений, такое признание сопровождалось и обоснованием некоей высшей цели, к которой якобы стремится все в своем развитии.
3. Принцип противоречивости. Он означает признание источником (движущей силой) любого развития имеющихся и нарастающих в объекте внутренних противоречий, необходимо присущих всем явлениям и процессам. Противоречия (в диалектике) – это такое отношение двух внутренних сторон некоторого целого, в котором обнаруживается и их единство, и их взаимное отторжение, то есть борьба. Все это означает, что две необходимые тенденции в конкретной системе одновременно зависят друг от друга и направлены на подавление (на уничтожение) друг друга. Это и обусловливает непрерывное развитие любой системы и мира в целом. Более того, это приводит к выводу, что всякое развитие есть саморазвитие.
4. Принцип детерминизма. В широком смысле – это принцип признания законосообразности любого явления и процесса, то есть признания того, что все явления возникают в соответствии с действием некоторых законов, в «цепях» (последовательностях) необходимых связей. Среди всех типов законов особо выделены законы причинно-следственного характера. Таким образом, признается, что есть определяющие явления, от которых зависят другие явления – определяемые; все возникает в соответствии с некоторой причиной и одновременно входит в комплекс причин для чего-либо другого.
5. Принцип конкретности. Он означает, что всякая связь и развитие происходят в системе специфически упорядоченных условий, каждое из которых играет свою роль для других, зависит от других. Таким образом, ни одна из связей не может быть понята вне обстоятельств, в которых она возникает, существует и развивается.
6. Принцип системности. Он означает, что все явления и их множества упорядочены в системной форме, то есть – организованы в целостность, где каждый элемент, будучи относительно самостоятельным, определяет (обеспечивает) сохранение и развитие всей совокупности. Система (от греч. systema – составленное из частей, соединенное, целое) – это совокупность элементов с конкретными связями и функциями, которые обеспечивают их единство и целостное выражение во внешней среде.
Система состоит из элементов, но не сводится к их сумме, она больше их суммы. Каждый элемент – это минимальная единица связей (наименьшая часть) в системе. В этом плане элемент обладает неразложимостью. При этом каждый элемент обладает относительной самостоятельностью внутри системы, своеобразием среди других.
Помимо элементов внутри системы выделяют подсистемы, то есть наибольшие части системы, обладающие определенной автономностью, но в целом подчинены целостности системы и управляются ею. Внутри системы они расположены в определенной иерархии (соподчиненности друг к другу).
Каждая система конкретна в своих внутренних и внешних связях и отношениях, конкретны ее элементы, подсистемы, их организация. Каждая система обладает определенной структурой, которая обеспечивает ее целостность и индивидуальность (неповторимость). Структура (от лат. structura – строение) – это некоторый сохраняющийся порядок, присущий связям элементов внутри системы, придающий целостность и своеобразие системе.
Критерием (или показателем) диалектики, позволяющим отличать ее от других способов философствования, считается принцип противоречивости. Его признание или отрицание тем или иным философом позволяет сделать вывод в целом о наличии или отсутствии у него диалектической позиции.
Диалектика оказала серьезное воздействие на научное познание, став основой его методологии. Диалектический метод укреплялся и развивался в единстве с другими достижениями человеческого познания. Его состоятельность была убедительно подтверждена, например, научной революцией конца XIX – начала XX вв., в результате которой единство мира было осмыслено на качественно более высоком уровне.
1. ДИАЛЕКТИКА КАК СИСТЕМА КАТЕГОРИЙ
Категории диалектики представляют собой наиболее общие понятия о всеобщих связях действительности. В каждом из этих универсальных понятий – в каждой из категорий – фиксируется осмысленная человеком определенная черта (грань, сторона, свойство) всего мироустройства. Категории, каждая в определенном отношении, раскрывают (конкретизируют) содержание диалектических принципов. При этом все они находятся в смысловой связи с их учетом.
Так, диалектический принцип развития (саморазвития) через противоречия нашел свое проявление в парной согласованности всех диалектических категорий. Каждая категория находится в отношении взаимоотрицания и, одновременно, взаимодополнения с какой-то другой категорией. К числу основных категорий диалектики относят следующие:
Что такое диалектика в философии — разбор понятия на простых примерах
Диалектика — что это такое в философии простыми словами. Подобный вопрос интересует многих людей и в особенности студентов, получающих образование в области философии.
Соответственно, сегодня мы рассмотрим такое неоднозначное понятие, как диалектика: ее основные принципы и законы, а также проблемы, методы и исторические формы.
Мы постарались сформировать данную статью таким образом, чтобы у наших читателей не осталось вопросов в отношении этого термина. Поэтому для начала мы попробуем понять, что она изучает, а также кратко рассмотрим три закона диалектики. Затем объясним простыми словами, что это такое релятивизм и как он связан с диалектикой. В завершении мы пройдемся по примерам законов и того, и другого.
Что такое диалектика в философии простыми словами
Для начала следует отметить, что такое понятие как диалектика имеет множество толкований, но все они сводятся к одному простому принципу: диалектика является искусством грамотного спора.
Диалектика — это способ обоснования определенных заключений в философии, помимо этого, диалектика является формой и средством рефлексивного теоретического рассуждения, анализирующее различные разногласия, которые зарождаются в процессе мышления и проявляются во время доказательства или опровержения какой-либо теории.
Данное определение является максимально тождественным по отношению к термину, однако прочитав его, можно сломать в начале «язык», а затем и «голову». Поэтому дадим объяснение диалектике простыми словами.
Диалектика содержит в себе два логических элемента:
То есть диалектика представляет собой некое выступление кого-либо, в котором происходит детальный анализ и разбор вопроса. Отличительная черта диалектики заключается в том, что в процессе подобных выступлений, основная задача автора — «довести дело до конца», другими слвами, прийти к логическому и понятному для всех умозаключению.
Соответственно, законы, категории, принципы и все остальное — это всего лишь различные инструменты и механизмы для решения поставленной задачи в диалектике.
Информация, которую необходимо знать для каждого студента, изучающего философию:
Возникает вопрос: а что же есть диалектика по отношению к логике? По большому счету логика — это наука о мышлении, рассуждении и речи, а также о способах и правилах деятельности, способствующей познанию.
Как мы уже сказали, диалектику можно охарактеризовать, как искусство спорить и доносить свои мысли. Следовательно, без такого термина, как логика здесь просто не обойтись. Так как любое умозаключение должно быть, в первую очередь, логичным.
Следовательно, знание диалектики является необходимым инструментом в любых сферах, областях и услугах, даже, например, при позиционировании бренда нужно уметь грамотно и логично донести свою мысль и концепцию до целевой аудитории.
Диалектика как метод разрешения споров
Мы дали определение простыми словами того, что это диалектика в философии. Также следует учитывать, что диалектика — это, как учение о развитии всего сущего. В теории диалектика выражает развитие духа, сознания и материи через ее законы. А что-же является основными законами диалектики в философии?
Основные законы диалектики
Основные законы диалектики были сформулированы немецким философом и одним из творцов немецкого идеализма — Гегелем, Георгом Вильгельмом Фридрихом (27.08.1770 – 14.11.1831).
Закон диалектики — это независимая, устойчивая и необходимая взаимосвязь между субъектами внутри общества. Законы диалектики имеют отличительные свойства от прочих наук, своей многогранностью и всесторонностью, так как они:
Существует 3 основных закона диалектики, к которым относятся:
Единство и борьба противоположностей — суть закона состоит в том, что все сущее является совокупностью противоположных основ, которые считаются целостными по своей природе, однако, при этом противоречат друг другу и самое главное, что один не может существовать без второго. Например: лень и труд, бодрость и усталость, белое и черное, день и ночь, горячее и холодное, молодость и старость или, трактуя эффект Даннинга-Крюгера, неуверенность в себе и чрезмерная переоценка собственных возможностей.
Переход количественных изменений в качественные — смысл закона в том, что, если происходят изменения в количестве, значит произойдут перемены и в качестве. Однако следует учитывать, что качество не может изменяться постоянно. Следовательно, настает момент, когда перемены в качестве создадут реформы в мере.
Мера — это система координат, в которой происходит процесс перемен качества, в связи с количественными реформами.
Отрицание — суть закона состоит в том, что новое постоянно отрицает старое и, в результате, становится на его место, однако со временем также превращается в старое и опровергается более новым.
Мы кратко разобрали законы диалектики в философии, давайте теперь рассмотрим ее категории.
Категории диалектики
Среди множества различный категорий в философии, выделяются парные категории диалектики. Так как они помогают познать разные грани развития и способствуют детализации функционирования законов диалектики.
Несовместимые положения процесса развития, выделенные данными категориями, находятся в целостности и противостоянии. Такое противостояние происходит из-за постепенных количественных изменений, проводящих к их новому положению в отношении качества, а также несет в себе собственную конкретную направленность — концепцию.
Рассматривая все пары данных категорий, необходимо учитывать, что каждая из них неотъемлемо взаимосвязана со второй и не в состоянии без нее функционировать. Поэтому не стоит противопоставлять или разделять их.
Категориями диалектики являются:
Человеческое познание мира берет свое начало с единого и через уникальное переходит к универсальному от знания, получаемого через наши органы чувств, выражающего, основным образом, единичные к целесообразному, которое выражает общее. Во всех формирующихся объектах и процессах существуют единичные, уникальные и общие показатели и взаимоотношения.
Не сложно догадаться, что единичное — это категория, характерная непосредственно одному объекту. Особенное — это показатель, подходящий для нескольких объектов сразу-же, но не для всех, а общее, релевантно для любых объектов, входящих в его категорию.
Сущность — это неявное, скрытое, соизмеримо крепкое положение соответствующего объекта, события или процесса, формирующее его бытность. То есть явление, без которого объект не состоянии существовать. Явление характеризуется как наружные, доступные к общему обозрению, изменяемые признаки соответствующего объекта.
Такие признаки, как часть и целое способствуют осмыслению системы окружающего мира. Данные признаки прочно коррелируются и взаимосвязаны между собой, следовательно они выявляются с помощью друг друга. Простыми словами, целое — это совокупность частей, а часть — это то, что входит в целое. В зависимости от уровня сложности, частей и типа соотношения, между ними формируются различные виды единства.
Системой является структурированное множество взаимосвязанных частей, содержащее в себе концепцию и организацию. Элемент — это неразделимая в пределах данной структуры составляющая тяжелых объектов, событий и процессов. Объект является системой только в случае, если он может быть размножен на коррелирующиеся и взаимодействующие части.
Как правило, данные составляющие имеют личную структуру и могут являться даже подвидом основы огромной системы. Равным образом, данные подвиды могут быть распределены на следующие подвиды второго и последующих уровней.
Одной из самых важных составляющих целого является содержание, которое характеризуется как совокупность каждой части объекта, его характеристик, внутренних процессов, взаимосвязей, противоречий и концепций. Соответственно, форма является методом существования и отражения содержимого.
С помощью причины происходит процесс описания в диалектике происходящих в мире перемен, а события, которым они способствуют называются следствием. Любое действие несет в себе причину и следствие.
Связь между причиной и следствием формируется по принципу детерминизма, трактующего, что все действующие явления появляются, формируются и ликвидируются закономерно. Следовательно, они вызваны фактом наличия соответствующих причин.
Необходимость — это признак, при котором соответствующие процессы и события, должны обязательно произойти в результате внутренних логических потребностей во время формирования объекта. Случайность — это непредвиденный фактор, который может случиться, а может и нет, в результате внешних положений и дел формирования.
Возможность является предпосылкой определенного явления и его возможного существования. Действительность — это возможность, которая уже случилась, то есть была осуществлена.
Важно уметь отличать абстрактную и действительную возможность. Абстрактная возможность характеризует отсутствие существенных барьеров. Факт их наличия подразумевает невозможность для формирования объекта, однако для ее осуществления нет всех требуемых условий. Но, для осуществления второй такие имеются.
Мы рассмотрели все категории, теперь давайте кратко разберем основные принципы диалектики в философии.
Принципы диалектики
Прежде чем мы рассмотрим какие принципы относят к принципам диалектики, следует понять значение данного термина. Принцип диалектики — это основательное философское явление, передающее наиболее важные характеристики «настоящего» бытия.
Помимо этого, принцип является структурой конкретных методологических порядков, которые регламентируют быт в обществе.
Главными и основополагающими принципами диалектики являются:
Всемирная связь — это единство природы, ее внутренняя целостность, связь и взаимозависимость всех ее составляющих: объектов, событий, процессов.
Один из основных принципов диалектики — это принцип развития, причина в том, что он чрезмерно многогранен. Развитие не является просто количественной реформой, а включает в себя формирование материи. Развитием, с точки зрения диалектики, является взаимодействие внутренних противоположностей, характерных для любого субъекта, процесса или события.
Принцип системности характеризует наличие большого количества упорядоченных закономерных связей в окружающем мире, которые формируют единую структуру. В данной структуре они располагаются в иерархическом порядке. С помощью этого бытие имеет внутреннюю рациональность.
Причинность — это наличие взаимосвязей, которые порождают друг друга.
Объекты, события и процессы окружающего мира обусловлены определенными признаками. Другими словами, имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Соответственно причина образует следствие.
Можно привести очень простой и понятный для всех пример: компания начинает терпеть убытки в связи с пандемией, в следствии владельцы бизнеса приходят к заключению: либо закрывать предприятие, либо заниматься его развитием, чтобы увеличить прибыль. Например, запускать настройку таргетированной рекламы, чтобы развить социальные сети.
Историзм включает в себя два положения окружающего мира:
Мы обсудили принципы, законы и категории диалектики. Давайте теперь окунемся в ее историю развития и поговорим о формах диалектики в философии.
Исторические формы
Как мы уже говорили основы диалектики были заложены Гегелем, Георгом Вильгельмом Фридрихом, однако следует учитывать, что в процессе становления данное понятие имело различные исторические формы:
Давайте разберем каждую из них по подборное.
Исторические формы диалектики
Откровенная или стихийная диалектика античности — данная форма является одним из ключевых типов проявления в философии Гераклита. Он один из первых, кто пытался продемонстрировать бесконечные изменения окружающей среды, которые вызваны противостоянием противоположных основ.
Гераклит был убежден, что любой существующий объект непрерывно переносится из одного состояния в другое. Самый основной закон, который был заключен Гераклитом — это борьба противоположностей. Однако, при этом он говорил о том, что «покой наступает в последствии перемен». В результате, данные слова привели его к другому заключению о целостности, переменности, но при этом стабильности окружающей среды.
Диалектика античности обуславливается как наивная или стихийная. Поскольку ее признаки и заключения не являются научно подтвержденными, а несут в себе созерцательный образ и отталкиваются от примитивного изучения стихийных явлений.
Умозрительная диалектика Средних веков. В заключениях Августина Аврелия Иппонийского диалектика была сформирована за счет выражения целостности 2-х противоположных миров:
В философии средневековья диалектика характеризовалась как способ размышления, сформированный на целостности 2-х противоположных методов познания — веры и разума, при котором механизмами разума утверждаются идеи, принятые на веру.
Диалектика эпохи Возрождения как учение о противоположностях — данная форма характеризуется в учениях Николая Кузанского и Джордано Бруно. Формируя начало пантеизма, Николай был убежден, в целостности бога и окружающей среды. То есть в том, что все постоянное разнообразие естественного и социального мира является божественным выражением. Бруно верил в существование целостной божественной сущности, которая является основой множества различных явлений и началом единства противоположностей.
Идеалистическая диалектика — одна из первых форм диалектики, которая была принята большинством представителей общества. Ее основоположником был Г.Гегель, который сформировал некий систематизатор диалектических положений и характеризовал диалектику как всеобщую теорию и универсальный способ познания.
К тому же он противопоставил диалектический метод метафизическому, разработал основополагающие категории, принципы и законы диалектики. Гегель трактовал диалектику с точки зрения объективного идеализма. То есть формирование окружающей среды расценивалось им как уровни саморазвития внутренней основы (глубокой идеи).
Материалистическая диалектика была сформирована Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом, которые обнаружили в заключениях Гегеля противоречия между диалектическим способом и идеалистической структурой. В следствии проведенного анализа они создали материалистическую диалектику, которая, в свою очередь, изучает наиболее обобщенные понятие и принципы развития окружающего мира, социума и человеческого мышления.
Отличия данной формы в том, что она действительно универсальна и является релевантной совершенно для всех областей. То есть с ее помощью можно рассуждать на совершенно любые темы, к примеру об: проблеме окон Овертона или сложностях пяти стадий принятия неизбежного горя.
Теперь вы знаете, что из себя представляют исторические формы диалектики. По большому счету, мы рассмотрели практически все основные составляющие данного понятия. Но остается вопрос: какие-же основные проблемы диалектики в философии?
Главные проблемы
Главная проблема диалектики — это проблема с решением того, не в «какую сторону» вести свою мысль, а откуда. Причина в том, что в момент, когда для одного субъекта определенные аргументы являются предельно понятными, для другого это являться необоснованной глупостью.
На самом деле, когда мы начинаем изучать какую-либо отрасль или область на протяжение длительного временного промежутка, многие аспекты в ней становятся для нас обыденными и понятными, следовательно, проблема в том, что мы со временем теряем связь с пониманием того, сколько может потребоваться аргументов и доказательств человеку, который совершенно не осведомлен в вопросе.
Образно говоря, представьте, что вы потратили несколько лет на изучение такой области, как интернет-маркетинг. Вы уже являетесь высококлассным и, более того, универсальным специалистом, который способен самостоятельно настроить таргетированной рекламу, заняться SEO-оптимизацией сайта, настроить контекст и самостоятельно сформировать маркетинговую стратегию.
Пример абстрактный, поэтому давайте пофантазируем и представим, что вы приехали к своему дедушке на дачу, который с трудом может набрать ваш номер на кнопочном телефоне, не имеет компьютера и в принципе не заходит в интернет. И он задает вам вопрос: «Где ты работаешь?». Вы ему очень поверхностно рассказываете, а затем наступает «Армагеддон» в виде следующего вопроса: «А разве это не бесполезное занятие? Объясни какую именно пользу ты приносишь обществу?».
И вы начинаете пытаться объяснить, что такое социальные сети, как они работают и зачем это нужно. Спустя определенное время, вы приходите к пониманию того, что чем больше вы пытаетесь аргументировать наличие потребности в вашей профессии, тем больше вы создаете путаницу у несчастного дедушки в голове.
Но, на этом вы не сдаетесь — вы возвращаетесь к азам и пытаетесь растолковать все на пальцах: «Дедушка, ты понимаешь, что такое реклама?». «Да, понимаю» — отвечает он. Вам кажется, что вот оно, вы нашли некий рычаг для взаимопонимания, за который можно зацепиться. Вы более подробно начинаете рассказывать про различные методы рекламы, а затем изящно все сводите к такому всемирному средству коммуникации, как интернет. Однако спустя несколько часов ваших усилий, вы получаете «нокаутирующие» комментарии в адрес всего вышесказанного: «Ну это все ясно, но я все равно не понимаю, в чем смысл твоей работы».
Именно в этом и заключатся основная проблема в диалектике — то, что для одного человека является обыденностью, для другого может быть полным абсурдом. Сюда можно приписать несколько принципов и законов в диалектике, но, по нашему мнению, самый подходящий, это закон отрицания.
Мы рассмотрели, что такое диалектика, ее основные законы в философии, и что именно является главной проблемой диалектики. Теперь давайте разберемся с тем, что такое релятивизм в философии.
Что такое релятивизм с точки зрения диалектики
Что же такое релятивизм в философии?
Релятивизм — это методологический способ, который абсолютизирован в отношении условности и символичности в процессе познания чего-либо. Находясь в рамках релятивизма, не может существовать таких понятий, как абсолютная уверенность или общепринятая истина в отношении любых ценностей, явлений или процессов.
Существует только бесчисленное множество различных оценочных утверждений, которые отвечают соответствующим интересам, взглядам и умозаключениям определенных субъектов и социальных групп.
Релятивизм в философии — это очень схожее понятие со скептицизмом и даже цинизмом. Так как его устои свойственны для скептицизма периода античности. Также выявляя пробелы и условности определенных заключений, следует отметить, что скептицизм сильно преувеличивает их зависимость от хронологических правил процедуры познания, более того, трактует их как существенный факт недостоверности любого знания в принципе.
Как и с диалектикой, мы дали максимально приближенное определение к официальному, которое является довольно сложным для понимания. Давайте разберем что такое релятивизм простым языком.
По большому счету, под термином релятивизм имеется ввиду субъективное познание окружающей среды, которое может быть условным или относительным. Однако отличительная черта релятивизма — это отрицание абсолютной значимости какого-либо правила или закона.
То есть данное понятие характеризуется как некий критерий методологии, сторонники которого полностью уверены в том, что независимо познать существующую реальность невозможно.
Признает ли диалектика релятивизм? Разумеется, да. Еще в заключениях Гегеля было указано, что диалектика содержит в себе множество аспектов релятивизма, скептицизма и отрицания. Однако следует учитывать, что далеко не все законы, принципы и категории диалектики сводятся к релятивизму.
Например, историческая форма диалектики по Марксу и Энгельсу, однозначно тоже содержит в себе релятивизм. Но, при этом принимает относительность каких-либо умозаключений далеко не в качестве отрицания объективной истины, а в качестве хронологической условности границ приближения общественного понимания данной истины. Данное положение можно отнести к диалектическому релятивизму.
Теперь вы знаете, что означает релятивизм в философии. Давайте разберем примеры релятивизма, а также законов диалектики.
Примеры действия законов диалектики и релятивизма
Для начала мы разберем примеры 2-х основных законов диалектики в философии, а затем пройдемся по диалектическому релятивизму.
Закон отрицания в диалектике
Как мы уже говорили, закон отрицания состоит в том, что новое постоянно противоречит старому и, в результате, встает на его место, однако со временем уже само становится старым и критикуется более новым.
Примеры закона отрицания в диалектике:
Закон перехода количества в качество
При соответственных количественных переменах непременно изменяется и качество. Например: если кипятить воду постепенно на 1 градус по Цельсию, другими словами, менять количественную меру — степень температуры, то у воды будет изменяться ее качество, она станет теплее. Когда показатели температуры дойдут до 100 градусов, случится кардинальное изменение качества воды — она начнет превращаться в пар.
В данных обстоятельствах температура в 100 градусов является неким барьером, при переходе которого вода становится паром, то есть происходит превращение одного параметра в другой в виде скачка. Аналогичные изменения происходит и в процессе охлаждения воды — при температуре в ноль градусов она превращается в лед.
Мы разобрали примеры того, в чем состоят законы диалектики, а сейчас давайте рассмотрим пример диалектического релятивизма.
Диалектический релятивизм в сфере IT
Мы решили разобрать пример действия диалектического релятивизма в сфере-IT, поскольку сталкиваемся с данным явлением довольно часто в нашей повседневной работе. А именно, мы предоставляем широкий спектр digital-услуг, например:
Можно перечислять еще долго и много, но на самом деле суть диалектического релятивизма состоит в том, что все эти услуги очень относительны в своей стоимости, а также сроках и качестве выполнения.
Что мы имеем ввиду. Откровенно говоря, на сегодняшний день на рынке совершенной конкуренции в задачи IT-компаний входит не только качественно реализовывать digital-продукты, но и предварительно убеждать клиентов в своих компетенциях. И поверьте, процесс убеждения является не просто процессом, его можно охарактеризовать, как определенный вид искусства, которому обучаются многие годы.
Возникает вопрос: «А почему?». А дело все именно в диалектическом релятивизме. Как вы заметили, мы позволили себе употребить такой термин, как «совершенная конкуренция» и даже он довольно относителен для нашей области.
Причина в том, что агентства внегласно разделены на некие эшелоны, которые соизмеряются по ценовому сегменту, опыту работы на рынке, портфолио, медийности, наградам в различных рейтингах IT ну и, разумеется, вся эта «солянка» сводится к качеству выполнения работ.
И, как правило, эшелон уровня «ИП Ромашка», без портфолио, опыта работы и всего прочего, действительно бьется за свое место под солнцем на рынке совершенной конкуренции. Однако, когда речь заходит о «китах IT» (не будем вдаваться в конкретные примеры), подобный эшелон уже конкурирует среди пары тройки агентств. Соответственно, подобный тип конкуренции невозможно отнести к совершенной.
Возвращаясь к услугам, разумеется, такие расслоения напрямую влияют на ценовой сегмент компаний — чем ты «выше», тем ты дороже стоишь. Именно поэтому следует учитывать, что не бывает универсальной стоимости для создания сайта, SMM-продвижения, формирования бренда и всего прочего.
Тут все зависит от ваших «хотелок» и возможностей. Взять, к примеру в интернет-маркетинге, если вам требуется написать пару-тройку продающих текстов, запустить банальный таргет и вы не ждете бесчисленного притока клиентов, то, скорее всего, вам смогут помочь представители «низшего» эшелона за пару десятков тысяч рублей.
Однако, если речь идет, например, о масштабирование бренда, а также глобальном увеличении продаж вашего продукта, и вам необходимо сформировать комплексную digital-стратегию, включающую в себя сбор семантического ядра, дальнейшее формирование уникальной воронки продаж и продумывания всех атрибутов бренда, то вам сможет помочь только агентство высшего эшелона — добро пожаловать в мир, где услуги измеряются в сотнях тысяч и миллионах (не всегда рублей).
Помимо диалектического релятивизма, сюда также очень подходит диалектический закон перехода количественных изменений в качественные. Но самая основная проблема состоит в том, что очень часто у многих клиентов уровни желаний и возможностей совершенно не совпадают и в этом, как раз, заключается, так называемое, искусство менеджеров по продажам — растолковать принципы диалектического релятивизма в сфере IT.
Заключение
Мы рассмотрели основные категории и принципы диалектики, а также в чем суть ее законов. В принципе любые процессы диалектики можно сопоставить с шахматной партией двух гроссмейстеров, которая может длиться вечно. По нашему мнению, данное понятие находится на рубеже науки, искусства, моральных принципов, а также религии и при этом человек применяющий методы диалектики может очень изящно маневрировать среди вышеуказанных областей, отстаивая свою точку зрения.
К тому же, при всех своих недостатках, задача диалектики в том, чтобы сгруппировать все составляющие бытия в единую гармоничную структуру. На сегодняшний день она является продуктивным механизмом для разрешения различных споров в науках, например, таких как: психология или социология. Если у вас остались вопросы на счет того, что означает термин диалектика, пишите в комментарии под данной статьей и мы обязательно ответим.