в чем помогает соборование
В чем помогает соборование
Какое значение имеет соборование? Может ли принять это таинство физически здоровый человек, который чувствует свое духовное несовершенство?
Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):
«Церковь, – писал великий пастырь св. Иоанн Кронштадтский, – сочувствует и отвечает всем существенным потребностям души и тела христианина деятельным пособием или подаянием помощи силою Господа Иисуса Христа и Духа Святого, Которым “всяка душа живится”» (Моя жизнь во Христе. М., 2002. С. 154). Из всех священнодействий, которые совершаются в Православной Церкви, наибольшую значимость имеют таинства, в которых под видимым образом сообщается верующим невидимая благодать Божия. Таинства имеют Божественное происхождение, поскольку установлены Самим Иисусом Христом. В каждом из них сообщается верующему христианину определенная благодать, свойственная именно данному таинству. Семь таинств, через которые сообщаются дарования Святого Духа, соответствуют всем главнейшим потребностям нашей духовной жизни. Одним из них является таинство елеосвящения (греч. elaioa – масло; eleos – милость), при совершении которого при помазании освященным маслом больной по молитве священнослужителей получает от Бога благодать, исцеляющую душевные немощи и телесные болезни и очищающую от забытых и неосознанных грехов.
У этого таинства несколько названий. В древних богослужебных книгах оно называется елеем, святым елеем, елеем, соединенным с молитвой. В нашем отечестве чаще всего употребляется название елеосвящение. В народе оно называется соборованием, потому что совершает его собор семи священнослужителей. Однако таинство будет действительным, если от лица Церкви его совершит и один священник.
С древнейших библейских времен масло (елей) использовалось в богослужении как горючее вещество для светильника скинии (см.: Исх. 27: 20) и как составная часть ежедневной жертвы (см.: Исх. 29: 40). Во времена патриархов его приносили и как жертву возлияния (см.: Быт. 28: 18; 35: 14). Согласно Священному Писанию, елей является символом Святого Духа (см.: Зах. 4; 2 Кор. 1: 21 и след.; 1 Ин. 2: 27). Поэтому уже со времени Синайского законодательства елей служил для помазания первосвященников и царей (см.: Исх. 29: 7; 1 Цар. 10: 1). Изобилие масла воспринималось как Божие благословение (см.: Втор. 7: 13). Христианская Церковь восприняла библейское значение елея как средство и символ света (см.: Мф. 25: 1–13), милосердия и врачевания (см.: Лк. 10: 34). Святое Евангелие рассказывает о многочисленных чудесах исцелений, которые совершал Господь во время Своего земного служения. Благодать врачевания различных болезней Спаситель дал Своим ученикам-апостолам. В Евангелии говорится о том, что апостолы, которых Господь Иисус Христос послал на проповедь покаяния, «многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6: 13). Это является свидетельством о Божественном установлении таинства елеосвящения.
Может ли собороваться физически здоровый человек? Епископ Венедикт (Алентов), автор книги «К истории православного богослужения: Историко-литургическое и археологическое исследование о чине таинства елеосвящения» пишет: «Наряду с совершением таинства св. елея над больными для уврачевания их болезней в древнехристианской Церкви особым явлением было применение св. елея над кающимися. Благоприятным условием для употребления св. елея над кающимися служило указание апостола Иакова на отпущение в таинстве елеосвящения грехов. Этим благодатным свойством таинства елеосвящения Церковь и пользовалась, применяя над кающимися… Совершение таинства св. елея над здоровыми было, в сущности, дальнейшим развитием литургической практики совершения над кающимися, и так же, как последним, оно служило им к уврачеванию духовных недугов – грехов» (Киев, 2004. С. 66–67, 72).
По правилам Православной Церкви, больной, над которым совершается елеосвящение, должен находится в сознании. Однако священник должен быть внимательным к больному. Опытно знаю, что иногда может казаться, что человек лишен сознания, но на самом деле он слышит и понимает происходящее. Телесно он настолько скован, что кажется лишившимся сознания. Поэтому при отсутствии полной уверенности в том, что больной лишен сознания, лучше решение принять в пользу милосердия.
Соборование не совершается над младенцами, не достигшими семи лет, поскольку врачевание больного находится в прямой связи с очищением его души от забытых и неосознанных грехов. Не могут собороваться также здоровые, которым предстоит серьезная опасность, а также приговоренные к смертной казни. Не могут участвовать в этом таинстве также люди, не принадлежащие к Православной Церкви. Нераскаянным грешникам и бесноватым, оскорбляющим веру, также таинство елеосвящения не может быть подано. В литургической литературе ясно проводится мысль, что сам священник совершить над собой таинство святого елея не может. Это противоречит апостольскому указанию: «Пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне» (Иак. 5: 14). Согласно правилам, над умершим совершать таинство елеосвящения нельзя (Номоканон, 164). Недействительно также заочное соборование.
К этому таинству человек должен приготовиться через таинство покаяния. Хотя иногда и праведникам Господь Бог посылает болезни для духовного совершенствования, у большинства людей болезнь является результатом разрушительного действия греха. Поэтому в Священном Писании говорится, что истинным врачом является Бог: «Я Господь, целитель твой» (Исх. 15: 26). Любой болящий должен прежде всего обратиться к Богу, чтобы очиститься от грехов и исправить жизнь. Без этого помощь медицины может оказаться недейственной. Поэтому умер царь Аса, который «в болезни своей взыскал не Господа, а врачей» (2 Пар. 16: 12). Спаситель наш, когда к нему принесли расслабленного для исцеления, прежде всего прощает ему грехи: «Чадо, прощаются тебе грехи твои» (Мк. 2: 3–11). На связь прощения грехов и исцеление по молитве священников указывает и апостол Иаков (см.: Иак. 5: 14–15). Святые отцы, говоря о таинстве елеосвящения, руководствовались библейским учением: «Кто создал душу, Тот сотворил и тело, и Кто исцеляет бессмертную душу, Тот может уврачевать и тело от временных страданий и болезней» (преподобный Макарий Великий). О прощении грехов в таинстве соборования пишет великий старец преподобный Амвросий Оптинский: «Сила таинства елеосвящения состоит в том, что им прощаются в особенности грехи, забвенные по немощи человеческой, а по прощении грехов даруется и здравие телесное, аще воля Божия будет на сие» (Собр. писем в 3-х частях. Сергиев Посад, 1908. Ч. 1. С. 80). Мыслью о связи телесного исцеления с прощением грехов проникнуты все молитвы таинства святого елея.
В древности это таинство совершалось несколькими пресвитерами, и не было строго установлено их число. Дозволялось делать это и одному пресвитеру. В конце VIII или в начале IX века в Восточной Церкви было принято, что елеосвящение должны совершать семь священников. Число это в Священном Писании символизирует совершенную полноту. В наших современных Требниках говорится о «седми священниках». Это предписание часто бывает трудно исполнить. Поэтому «христианской древностью было допускаемо совершение таинства и одним пресвитером, когда этого требовали обстоятельства. А последние нередко делали и единственно возможным совершение елеосвящения одним пресвитером» (Венедикт (Алентов), епископ. К истории православного богослужения. С. 33).
Содержащееся в Требнике чинопоследование таинства святого елея формировалось постепенно и в основном сложилось к XIII веку.
Сколько раз нужно собороваться больному? Во время одной и той же болезни елеосвящение должно быть совершено только однажды. Люди, которые, страдая определенным недугом, многократно приступают к соборованию, проявляют маловерие.
У некоторых верующих неправильное отношение к таинству святого елея проявляется в том, что они ожидают немедленного исцеления. Если этого не произошло, то они нередко впадают в уныние. Всеблагой Господь знает кому дать исцеление, а кого вести ко спасению путем болезней. Однако в любом случае все, кто с верою приступают к соборованию, получают духовную пользу.
Таинство святого елея может совершаться в храме, если больной в состоянии передвигаться, а также дома или в больнице. Елеосвящение может быть совершено в любое время церковного года, а также в любой час дня и ночи, если этого требует состояние больного.
После завершения таинства у болящего и присутствующих близких должно быть чувство радости и благодарения Богу за поданную милость.
Совершение над болящим таинства елеосвящения, как средства духовного врачевания, не отменяет употребления естественных средств, данных Господом для врачевания наших болезней. И после соборования о болящем необходимо иметь заботу – приглашать врачей, давать лекарства, принимать другие меры к облегчению его страданий и выздоровлению. Премудрый сын Сирахов поучает: «Сын мой! в болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь, и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце. Вознеси благоухание и из семидала памятную жертву и сделай приношение тучное, как бы уже умирающий; и дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен» (Сир. 38: 9–12).
После соборования больному следует в ближайшее же время причаститься святых Христовых таин.
О правилах Соборования: как происходит это Таинство
Некоторые из современных людей воспринимают Соборование как медицинскую процедуру, о духовном его аспекте и мысли нет. Последствия тут могут быть весьма печальными, уверен протоиерей Андрей Николаиди.
Елеосвящение, или Соборование – это Таинство, в котором при помазывании определенных частей тела освященным елеем, то есть растительным маслом, больному испрашивается благодать исцеления от недугов, от болезней телесных и духовных.
Кроме телесного исцеления, в Таинстве испрашивается и отпущение грехов, ибо большинство болезней являются следствием греха, тогда как сам грех – болезнь духовная. По изъяснению учителей Церкви, при Елеосвящении отпускаются грехи забытые (но не сознательно утаенные на исповеди!), к примеру, по причине своей малозначимости для человека. Однако совокупность этих грехов может тяжелым бременем лечь на душу и стать причиной не только расстройства духовного здоровья, но и, как следствие, заболеваний телесных.
Елеосвящение именуется Соборованием потому, что по Уставу Церкви его полагается совершать семи священникам (собором священнослужителей). Число семь – символический знак Церкви и ее полноты; именно поэтому само последование Таинства состоит в прочтении после определенных молитвословий семи различных отрывков из Апостола и Евангелия, повествующих о покаянии, об исцелении, о необходимости веры и упования на Бога, о сострадании и милосердии. После каждого такого прочтения и молитвенного обращения к Богу об отпущении грехов больного совершается его помазание освященным маслом (елеем), смешанным с вином, то есть помазание также совершается семикратно. Впрочем, Церковь допускает совершение Таинства тремя, двумя и даже одним священником с тем, чтобы он совершал его от лица собора иереев, произносил все молитвы, чтения и семикратно помазывал болящего.
Елеосвящение совершается над православными верующими, страдающими телесными и душевными болезнями. Под последними можно понимать и тяжелое духовное состояние (уныние, скорбь, отчаяние), ибо причиной его могут быть (и, как правило, бывают) нераскаянные грехи, возможно, даже не осознаваемые человеком. Следовательно, Таинство может совершаться не только над страдающими от тяжелых телесных недугов или умирающими. Кроме того, мало кто из современников может считать себя абсолютно физически здоровым даже при отсутствии тяжких заболеваний… Не совершается Елеосвящение над больными, находящимися в бессознательном состоянии, а также над буйными психическими больными.
Таинство может происходить как в храме, так и в других условиях. По сложившейся традиции общее Соборование во многих храмах совершается в дни Великого поста.
Таинство Елеосвящения, как и прочие Таинства, имеет евангельское происхождение, оно было установлено Самим Христом. Как мы узнаем из 6-й главы Евангелия от Марка, «призвав двенадцать, начал Христос посылать их по два, дав им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли». Согласно этому свидетельству, еще до голгофских страданий Спасителя существовало такое священнодействие, оно помогало больным и телесно, и духовно. О Таинстве Елеосвящения в Послании святого апостола Иакова сказано: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5: 14–15).
Наверное, не случайно в Таинстве используется растительное масло, или, выражаясь славянским языком, елей. Дело в том, что еще в древности елей использовался как одно из лекарственных средств для умащения, смазывания ран, и потому в сознании античного человека он был тесно связан с исцелением. Более того, на греческом языке, который в I веке использовался как язык межнационального общения, слова елей и милость созвучны, и поэтому елей становится символом, знаком милостей Божиих, изливаемых на страждущего в момент совершения этого Таинства.
Часто ли следует собороваться? Как правило, к Таинству Соборования прибегают раз в году, но, конечно, человек сам должен прийти к осознанию того, что он нуждается в исцелении. Не только в телесном исцелении (собороваться может и физически здоровый человек), но прежде всего – в исцелении духовном, нуждается в очищении своих неосознанных грехов. Замечу, что после того как человек соборовался в храме, ему крайне желательно в ближайшее время исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин.
Как происходит это Таинство? По чину оно должно совершаться семью священниками, хотя их может быть и меньше – не всегда даже в столичных храмах удается собрать столько. Но и при меньшем числе священников (даже при одном) Таинство все равно будет действительным.
Богослужебный чин Таинства Соборования известен в нынешнем виде только с XV века. Чин (то есть порядок совершения Таинства) видоизменялся на протяжении веков, становясь более пространным, более фиксированным.
Современный чин Соборования – пространный и сложный. Сначала читаются подготовительные молитвы, канон, а затем уж совершается сам чин. Читаются выдержки из входящих в Новый Завет апостольских посланий, из Евангелия, потом произносится ектения (молитвенное обращение к Богу, произносимое священнослужителем от имени молящихся) с поминанием имен тех, кто принимает Таинство. Затем читается молитва на освящение елея и совершается само помазание. При помазании священник читает молитву «Отче Святый, врачу душ и телес…» Затем второй священник приступает к участию в Таинстве, и снова совершается подобный цикл. Так повторяется семь раз. В конце чина на головы приступивших к Таинству возлагается Евангелие с чтением особой заключительной молитвы.
Хотелось бы отметить, что порой у людей бывают довольно странные представления о Соборовании. Например, что прибегать к нему следует лишь тяжело больным людям, находящимся на пороге смерти. Это пережиток неправославного восприятия Таинства как «последнего помазания», что не соответствует Священному Писанию. Ведь апостолы совершали помазание маслом именно ради исцеления.
Но нельзя также ожидать и немедленного выздоровления после Соборования. Увы, иногда в сознании людей это Таинство превращается в нечто самодостаточное, внешнее, чуть ли не магическое. Некоторые из современных людей воспринимают Соборование как медицинскую процедуру, о духовном его аспекте и мысли нет… Последствия тут могут быть весьма печальными – не получив ожидаемого телесного выздоровления, человек обижается: «Как же так, я отстоял длиннющую службу, сделал все, что положено, а результата нет!» В итоге люди могут охладеть к вере, к Церкви.
Исцеление – это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Об этом должны помнить все приступающие к Таинству Соборования. Надо задуматься о своей жизни, о своих грехах, стремиться очиститься от них. Таинство Соборования ведь отчасти сродни Таинству Покаяния.
Отдельно надо сказать о соборовании людей, находящихся при смерти. Иногда многие боятся этого Таинства, считая, что оно приведет к скорой кончине. Но сроки человеческой жизни зависят только от воли любящего Бога, и Господь нередко продлевает жизнь умирающего именно с той целью, чтобы он мог достойно подготовиться к переходу в Вечность – исповедоваться, причаститься и собороваться. Нередко вызванный к умирающему священник сразу совершает три эти Таинства, последовательно. Соборование для умирающего человека совершенно необходимо, ведь он зачастую уже просто физически не может исповедоваться – но Таинство Елеосвящения освободит его от груза тех грехов, в которых он и хотел бы, но уже не успел, не смог покаяться в Таинстве Покаяния.
И, конечно же, надо отметить, что приступающие к Таинству соборования должны помнить о том, что все Таинства неразрывно связаны с Таинством Причастия, с Евхаристией, которое святые отцы называют «печатью всех Таинств». Если мы получаем какой-то документ, то печать подтверждает его действительность. Так и приступая к любому Таинству, мы должны запечатлеть его Таинствами Исповеди и Причастия. Говоря другими словами, после соборования нужно обязательно поисповедоваться и, подготовившись, причаститься Святых Таин.
Образы для похода в храм от бренда «Марфа и Мария»
Приблизительное время чтения: 2 мин.
28 ноября у православных христиан начался Рождественский пост — время ожидания светлого праздника Рождества Христова. Мы предлагаем начать создавать праздничную атмосферу прямо сейчас. А поможет в этом специальный Рождественский адвент-календарь «Фомы». Каждый день вас ждет новый подарок от нас и наших друзей.
Храм — дом Божий. А в гости, как известно, принято надевать нарядную одежду. Бренд «Марфа и Мария» делится подборкой образов для походов в храм. Они не только помогут выглядеть красиво, но и заставят по-новому взглянуть на православный гардероб.
Специально для «Фомы» стилист бренда «Марфа и Мария» составила 4 женских образа и 2 полноценные гардеробные капсулы, которые позволят вам быстро, просто и вместе с тем красиво одеться в храм на Рождество и не только.
И конечно, главное — подобрать подходящий платок! К каждому образу добавляем косынки от «Марфы и Марии».
Образ #1
Праздничный образ в бежево-коричневых оттенках. Мягкий и спокойный. Легкая классическая плиссированная юбка + бежевая рубашка. Сверху надеваем светлую дубленку и высокие сапоги-трубы.
Дополняем коричневой или бежевой косынкой из тёплого хлопка — и в храм!
Образ #2
Джинсовая юбка — база в гардеробе современной прихожанки: она отлично подходит как для повседневных, так и для праздничных образов. Добавить к ней рубашку глубокого синего цвета, сверху надеть укороченную дублёнку и сапоги-казаки на небольшом каблуке в коричневых оттенках — и наряд готов!
Изюминкой образа станет светлая косынка с веточками.
Образ #3
Этот образ про нежность. Струящаяся юбка с принтом в стиле бохо+пудрово-розовая рубашка. Наверх — объемную шубу из искусственной овчины и укороченные сапоги-казаки на небольшом каблуке в коричневых тонах.
Пудровая или коричневая косынка из тёплого хлопка станет отличным завершением вашего образа!
Образ #4
Добавим немного ярких акцентов. Струящаяся юбка с цветочным принтом+белая рубашка. Черные высокие сапоги-трубы+светлый стеганый анорак сверху, дополнить коралловой или изумрудной косынкой — и яркий стильный образ готов!
Переходим к гардеробным капсулам. В них можно миксовать все вещи между собой и легко и быстро составлять до 10 образов на все случаи жизни.
С заботой о тех, кому важно выглядеть стильно и красиво!
«Марфа и Мария» — современный бренд, который возвращает моду на русские традиции в одежде. Стильные косынки, шопперы, рубашки и платья создаются настоящими мастерами и добавляют в любой образ нечто особенное.
Православная Жизнь
О Таинстве Соборования сказано и написано очень много. Но, несмотря на это, у людей возникают споры и разногласия относительно Соборования даже по самым, казалось бы, простым и понятным вопросам.
О главном и второстепенном, о желании и свободе выбора человека в отношении Таинства Соборования – протоиерей Алексий Морозов, настоятель храма Владимирской иконы Божией Матери (приход мцц. Веры, Надежды, Любови и Софии на Лукьяновке).
Протоиерей Алексий Морозов
– Начнем с самого главного: в чем смысл Таинства Соборования?
– Смысл Таинства Соборования четко выражен в послании апостола Иакова: «Болит ли кто в вас, да призовет пресвитеры церковные, и да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем во имя Господне. И молитва веры спасет болящего, и воздвигнет его Господь: и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему» (Иак. 5:14-15). По словам апостола, каждый, кто видит в себе немощи и хочет Божественной помощи, может призвать священника или прийти в храм и попросить священника, чтобы над ним совершили это Таинство.
Таинство Соборования совершают над людьми, которые болеют и нуждаются в исцелении. Мы понимаем, что речь идет об исцелении не только физических недугов – Господь преображает всю природу человека, затрагивает глубинные тайники души человека. Божественная благодать в Таинстве Соборования очищает человека от греха, изменяет его.
– В Православной Церкви принято совершать общее Соборование в храмах и монастырях именно в дни Великого поста. Есть ли какие-то предписания или правила, в соответствии с которыми такие «многолюдные» соборования совершаются в определенное время, в определенные дни?
– Совершение общих соборований во дни Великого поста — это благочестивая, исторически сложившаяся традиция нашей Церкви. Люди, живущие церковной жизнью, уже привыкли к той мысли, что можно дождаться Великого поста — и приступить к Таинству Соборования.
Нет никаких строгих правил в отношении назначения конкретных дней проведения Таинства Соборования или их количества в Великом посту. В нашем храме, например, соборования совершаются по воскресным дням со 2-й по 5-ю неделю Великого поста.
В то же время хочу подчеркнуть, что человек, имеющий желание или необходимость в соборовании, может прийти в любое время в любой храм или монастырь и приступить к Таинству Соборования в индивидуальном порядке. Есть масса серьезно больных людей — онкобольные, люди, ограниченные в передвижении, или просто пожилые люди. И по просьбе родственников или самих больных священники идут к таким людям домой или в больничные палаты и совершают над ними Таинство Соборования.
– Среди людей малоцерковных и даже нередко среди воцерковленных бытует мнение, что к Таинству Соборования следует приступать лишь раз в жизни – перед смертью. И еще это пресловутое и многоголосное: «Не болею, особых грехов не имею – зачем мне «собороваться»?»
– Человек делает то, что хочет. Заставить его мы не можем.
– В соборовании человека, который не хочет этого, нет никакого смысла?
– Совершенно верно – никакого смысла. Мы можем только объяснить: когда, в каких случаях, для чего и над кем совершается это Таинство.
Сегодня человек здоров или думает, что здоров, и соборование для него — пустой звук. Завтра же, возможно, Господь посетит его болезнью – и это Таинство приобретет для него определенную ценность. Тогда человек сознательно и с желанием прибегнет к соборованию.
Однако же объяснять людям мы обязаны. Иначе, если откладывать соборование на потом, лишая себя участия в одном из Церковных Таинств, то и креститься можно на смертном одре, и причаститься лишь перед смертью. Но где гарантия, что мы успеем?
– Церковь наша состоит из людей, и люди эти весьма разнообразны. Бывают случаи — на Соборование приходят люди, которые не живут церковной жизнью, не исповедуются и не причащаются, но «пособороваться» хотят. Есть ли смысл в этом, можно ли приступать к Таинству в таком случае?
– В нашей практике часто случаются такие вещи: приходишь в больницу или домой к уже умирающему человеку – и исповедуешь, и причащаешь, и соборуешь его впервые за всю его жизнь. Это милость Божья к такому человеку и снисхождение к нему…
Христианину на протяжении всей своей жизни необходимо приступать к Таинствам Исповеди, Причастия и Соборования. Тогда все гармонично в его жизни.
Бывает, однако, что люди, не жившие ранее церковной жизнью, желают приступить к Соборованию. Церковь не отказывает. Наоборот – Она протягивает руку помощи, содействует духовному подъему человека. В таких случаях Господь поругаем не бывает и часто совершает чудеса с такими людьми.
В этом есть особая красота: мы свободны в выборе, мы можем поступать по Духу, по Любви, по особому снисхождению к человеку
– Есть люди, которые прибегают к Таинству Соборования много раз в течение Великого поста. Но другие это осуждают. Есть ли какие-либо правила в этом отношении, можно ли часто приступать к Соборованию, нет ли в этом греха?
– Никаких запретов в этом отношении нет. И если человек имеет большое желание – что или кто может ему запретить? Другое дело, что человек должен хорошо понимать смысл совершаемого над ним Таинства. Чтобы это не стало механическим исполнением, чем-то сугубо внешним. Чтобы не стало просто экзотическим и приятным времяпровождением.
В то же время есть много людей, и среди моих знакомых в том числе, которые не прибегают к Соборованию в Великий пост, а лишь в то время, когда болеют или чувствуют в этом особую потребность.
Очень важно – желание человека.
В этом, наверное, и есть особая красота: мы свободны в выборе, мы не зацикливаемся на чем-то, не ограничены в чем-то, но можем поступать по Духу, по Любви, по особому снисхождению к человеку.
Ведь это — основа домостроительства, основа духовной жизни человека – снисхождение к другим. Сам Господь снизошел к нам, став человеком.
Думаю, к Соборованию надо относиться как к особому Промыслу Господа о человеке, чтобы духовно его возродить, дать ему сил, очистить его от всякой скверны.