в чем польза дыхательных практик
Влияние дыхательных упражнений на организм человека.
Дыхание является неотъемлемой частью нашей жизни. Это настолько привычный и естественный для нас процесс, что мы часто не придаём особого значения тому, как мы дышим. А ведь именно из-за неправильного дыхания часто образуются различные, в том числе и хронические заболевания. Недостаток кислорода в тканях ухудшает их состояние, замедляются внутренние процессы, и наш организм утрачивает силы, быстрее утомляется, стареет и не может противостоять различным вирусам и инфекциям, которые поражают его гораздо чаще, чем здоровый.
При рождении у человека закладывается правильный механизм дыхания, который постепенно утрачивается. Основными причинами сбоя в работе дыхательной системы являются: табакокурение, алкоголизм, наркомания и загрязнение окружающей среды. Нарушение функции дыхания в совокупности с нарушениями других систем организма приводит к развитию таких заболеваний как: бронхит, воспаление легких, бронхиальная астма, плеврит, эмфизема легких, сужение плевральной щели, рак легких. Нарушение ритма, частоты, типа, глубины и уровня дыхания, как правило, сопровождает не только заболевания собственно органов дыхания, но и болезни сердца, желудочно-кишечного тракта, нервной системы, крови и обмена веществ.
Спасением для большинства из нас станет дыхательная гимнастика, благодаря которой можно наладить работу организма и задействовать его в полную силу.
Дыхательная гимнастика — это совокупная система специальных дыхательных упражнений, направленных на укрепление здоровья и поднятия тонуса организма. В первую очередь, благодаря дыхательным упражнениям происходит насыщение организма кислородом, посредством газообмена в легких и транспортировки ко всем органам и системам для их стабильной работы.
При помощи дыхательной гимнастики можно справиться с переутомлением, бессонницей, чрезмерной усталостью, восстановить сердечный ритм. При систематических занятиях происходит нормализация давления у гипертоников в связи с возвращением тонуса стенок сосудов.
Прежде чем приступить к выполнению дыхательной гимнастики, нужно проконсультироваться со специалистом.
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ПОДБИРАЕТСЯ ИНДИВИДУАЛЬНО.
Пульмонолог «СМ-Клиника» рассказала о дыхательной гимнастике Стрельниковой при пневмонии
Изначально эта гимнастика разрабатывалась для возвращения голоса профессиональным певцам. Но затем ее запатентовали как лечебную и стали активно использовать при и лечении заболеваний дыхательной системы
АЛЕНА ПАРЕЦКАЯ
Врач-патофизиолог,
иммунолог, эксперт ВОЗ
НАТАЛЬЯ ШИРОХОВА
К.м.н., врач-пульмонолог,
терапевт, аллерголог-иммунолог,
заместитель главного врача
по медицинской части в «СМ-Клиника»
АЛЕКСЕЙ ЖИТО
Врач-терапевт, эндокринолог, кардиолог,
заведующий терапевтическим отделением
Московской клиники, магистр общественного
здравоохранения, член европейского
общества кардиологов
В период восстановления при пневмонии врач может порекомендовать ЛФК и дыхательную гимнастику Стрельниковой, которая помогает быстрее восстановить полноценное дыхание, улучшает насыщение крови кислородом, общее состояние и настроение. Однако, проводить занятия можно только после того, как температура тела пришла в норму, и частота дыхания не превышает 30 вдохов в минуту.
Изначально гимнастику проводят в стационаре, под руководством инструктора: пациент лежа делает максимально удлиненный вдох, при котором инструктор выполняет легкий вибрационный массаж – постукивает по груди. Это помогает в очищении мелких бронхов от избытка слизи и откашливании.
Если пневмония односторонняя, дыхательные упражнения изначально нужно проводить, лежа на стороне поражения. Это уменьшит объем движений поврежденного легкого и снизит неприятные ощущения.
Если при выполнении упражнений состояние ухудшается, их надо немедленно прекратить!
Упражнения дыхательной гимнастики Стрельниковой при пневмонии
Подготовительный комплекс дыхательной гимнастики
Все упражнения сначала проводятся под контролем врача или инструктора ЛФК, затем больной может выполнять их самостоятельно.
Упражнение 1. Максимально расслабьтесь, сделайте от 40 до 60 вдохов и выдохов. Дышите спокойно, без напряжения, не торопясь.
Упражнение 2. Лежа на спине, делайте круговые движения кистями.
Упражнение 3. Лежа на спине сделайте вдох, во время него поднимите одновременно обе руки над головой, на выдохе – плавно опустите их вниз.
Упражнение 4. Последовательно, неторопливо выполните сгибания стоп вперед-назад (8 раз), дышите при этом в обычном ритме.
Упражнение 5. Лежа на спине, положите обе руки на грудь. На вдохе разведите руки в стороны, располагая их параллельно полу. На выдохе верните руки в исходное положение.
Упражнение 6. Лежа на спине, поставьте руки на пояс. Поочередно подтягивайте одну и другую ногу к ягодицам, сгибая колени. Стопы не отрывайте от кровати. Во время упражнения дышите спокойно, размеренно.
Упражнение 7. Согните руки в локтях, упритесь локтями в поверхность кровати. На вдохе медленно выгибайте вверх грудь, не отрывая голову от подушки. На выдохе вернитесь к исходному положению.
Упражнение 8. Снова максимально расслабьтесь, сделайте от 40 до 60 вдохов и выдохов. Дышите спокойно, без напряжения, не торопясь.
Начальный курс дыхательной гимнастики
Эти упражнения можно проводить лежа или сидя в кровати, лежа на полу (постелив коврик). Комплекс выполняют, когда воспалительные явления в легких уже идут на спад, контролируя самочувствие.
Упражнение 1. Исходное положение – лежа или сидя на кровати. Руки сомкните в замок и поднимите вверх. На вдохе разверните ладони наружу, на выдохе снова сомкните в замок.
Упражнение 2. Исходное положение – лежа в кровати. Дышите спокойно, без усилий, поочередно отводите ноги в сторону, располагая их параллельно полу.
Упражнение 3. Повторите первое упражнение.
Упражнение 4. Исходное положение – лежа или сидя на кровати, руки на груди. По очереди каждой рукой, делая вдох, тянитесь к каким-либо предметам, которые расположены за пределами кровати. На выдохе верните руки на исходную позицию.
Упражнение 5. Исходное положение – лежа или сидя на кровати, положив обе руки на область плеч (локти вперед). На вдохе нужно развести руки в стороны (максимально, как получится), на выдохе вернуть руки к исходному положению.
Упражнение 6. Повторить первое, давая себе отдых.
Упражнение 7. Исходное положение – лежа на кровати. Дышите спокойно, поднимайте по очереди выпрямленные ноги (на сколько сможете, сильно не напрягаясь).
Упражнение 8. Исходное положение – сидя либо лежа на кровати, руки вдоль тела. На вдохе поднимите поочередно руки вверх, заведя их за голову. На выдохе верните руки в исходное положение.
Упражнение 9. На вдохе поочередно поднимите руки вверх, заводя их за голову. На выдохе верните руки в исходное положение.
Начальный курс дыхательной гимнастики
Эти упражнения можно проводить лежа или сидя в кровати, лежа на полу (постелив коврик). Комплекс выполняют, когда воспалительные явления в легких уже идут на спад, контролируя самочувствие.
Упражнение 1. Исходное положение – лежа или сидя на кровати. Руки сомкните в замок и поднимите вверх. На вдохе разверните ладони наружу, на выдохе снова сомкните в замок.
Упражнение 2. Исходное положение – лежа в кровати. Дышите спокойно, без усилий, поочередно отводите ноги в сторону, располагая их параллельно полу.
Упражнение 3. Повторите первое упражнение.
Упражнение 4. Исходное положение – лежа или сидя на кровати, руки на груди. По очереди каждой рукой, делая вдох, тянитесь к каким-либо предметам, которые расположены за пределами кровати. На выдохе верните руки на исходную позицию.
Упражнение 5. Исходное положение – лежа или сидя на кровати, положив обе руки на область плеч (локти вперед). На вдохе нужно развести руки в стороны (максимально, как получится), на выдохе вернуть руки к исходному положению.
Упражнение 6. Повторить первое, давая себе отдых.
Упражнение 7. Исходное положение – лежа на кровати. Дышите спокойно, поднимайте по очереди выпрямленные ноги (на сколько сможете, сильно не напрягаясь).
Упражнение 8. Исходное положение – сидя либо лежа на кровати, руки вдоль тела. На вдохе поднимите поочередно руки вверх, заведя их за голову. На выдохе верните руки в исходное положение.
Упражнение 9. На вдохе поочередно поднимите руки вверх, заводя их за голову. На выдохе верните руки в исходное положение.
Гимнастика Стрельниковой для дома, в период реабилитации
Когда самочувствие позволяет, нужно заниматься дома полным курсом гимнастики. Дышите при занятиях активно, резко, через нос, выдыхайте через рот пассивно. Длительность занятий – до получаса, в упражнениях со второго по 12-е делают по 8 вдохов подряд.
Упражнение 4: Кошка. Встаньте прямо, ноги немного расставлены. Слегая присядьте, повернитесь вправо, делая резкий вдох. Вернитесь в исходную позицию. Затем повторите движение в другую сторону. При повороте руками делайте хватающие движения. Держите спину ровно, двигаясь только в талии.
Упражнение 5: Обнимание плеч. Встаньте ровно, согните руки в локтях, приподнимите на уровень плача. Сделайте резкий вдох, обнимая себя руками за плечи, располагая руки параллельно друг другу. Делайте по 4 подхода с отдыхом.
Упражнение 6: Большой маятник. Встаньте прямо, поставив ноги шире плеч. Наклонитесь вперед, потяните руки к полу, делая глубокий вдох, затем вернитесь в сходное положение, обнимая плечи руками и снова вдыхайте.
Упражнение 7: Повороты головой. Встаньте ровно, ноги чуть расставлены. Поверните голову на вдохе вправо, верните на выдохе в исходное положение, затем на вдохе – влево. Выдыхайте плавно, а вдыхайте более резко.
Упражнение 8: Ушки. Встаньте ровно, ноги слегка расставьте. Наклоните голову вправо, к плечу, коснувшись его ухом на вдохе, при подъеме головы – выдох. Повторите с другим плечом.
Упражнение 9: Маятник головой. Встаньте ровно, ноги слегка расставьте, наклоните голову вперед и смотрите на пол на вдохе, вернитесь в исходную позицию с выдохом. Затем повторите, запрокинув голову назад на вдохе.
Упражнение 10: Перекаты. Встаньте ровно, левую ногу слегка выдвинув вперед, а правую – отведя назад. Переносите вес тела на левую ногу, правую сгибайте и ставьте на носочек. Присядьте на левой ноге на сильном вдохе. Выпрямите ногу и перенеси те вес тела на правую, присядьте на ней с резким вдохом.
Отзывы врачей о дыхательной гимнастике Стрельниковой
Наталья Широхова, врач-пульмонолог:
– Дыхательная гимнастика по Стрельниковой – это немедикаментозный метод терапии, в основе которого лежит выполнение коротких прерывистых вдохов носом и пассивных выдохов через нос или рот. Дыхательная гимнастика способствует усилению газообмена в легких. Ее техники помогают насытить организм кислородом, препятствуют формированию фиброза в легочной ткани, укрепляют дыхательные мышцы.
Хотя метод позиционируется как универсальный для оздоровления многих органов и систем, чаще всего он используется врачами-пульмонологами. Первыми в списке показаний для этой гимнастике стоят заболевания легких: бронхиты, бронхиальная астма и пневмонии.
Большинство исследований и наблюдений, в том числе в моей практике, по эффективности дыхательной гимнастики проводились у пациентов с обструктивными заболеваниями легких, к которым относятся хронические бронхиты и бронхиальная астма. У этих пациентов в результате систематической терапии достоверно улучшалась функция внешнего дыхания, уменьшалась частота астматических приступов, отмечалось облегчение кашля.
Алексей Жито, врач-терапевт, кардиолог:
– Дыхательная гимнастика Стрельниковой является, безусловно, важным компонентом в комплексном лечении пневмонии и восстановлении после нее. Высокую эффективность этот комплекс упражнений продемонстрировал и в лечении пациентов с новой коронавирусной инфекцией.
Данные упражнения улучшают дренажную функцию легких, кровообращение в поврежденных участках легких, предотвращают формирование «неработающих» зон легких – ателектазов, укрепляют общий и местный неспецифический иммунитет. Комплексный реабилитационный потенциал упражнений способствует нормализации сердечно-сосудистой системы, улучшению показателей артериального давления, уровня гликемии (глюкозы в крови) и снижению массы тела.
Дыхательная гимнастика Стрельниковой имеет выраженное положительное влияние на течение пневмонии и реабилитации после нее. Особенно она актуально в условиях новой коронавирусной инфекции.
Но у нее существуют относительные противопоказания:
Есть некоторые особенности проведения этой гимнастики для определенных групп пациентов:
Чтобы исключить противопоказания, перед началом гимнастики Стрельниковой проконсультируйтесь с вашим лечащим врачом.
Популярные вопросы и ответы
Важно, чтобы выполнение гимнастики рекомендовал врач, но насколько выраженным будет эффект и стоит ли вообще ее делать? На главные вопросы ответила врач-пульмонолог Наталья Широхова.
Насколько эффективна дыхательная гимнастика Стрельниковой?
Интерес к методам терапии при помощи дыхательной гимнастики у пациентов с пневмониями усилился за последний год в связи со значительным ростом вирусных пневмоний, вызванных новым коронавирусом.
Исходом таких пневмоний часто является распространенный фиброз легочной ткани и, как следствие, дыхательная недостаточность, которая проявляется чувством нехватки воздуха, особенно при нагрузках.
Одним из отмеченных эффектов комплекса дыхательных упражнений по Стрельниковой является препятствие или уменьшение пневмофиброза. Кроме того, легкие очищаются от мокроты и дыхание восстанавливается. Глубокое частое дыхание увеличивает количество кислорода, поступающего в легкие, а также объем покидающего их углекислого газа, что улучшает обменные процессы в организме и способствует выздоровлению.
Оценить эффективность дыхательной гимнастики как метода реабилитации больных, прежде всего вирусной пневмонией, на данном этапе очень сложно, поскольку нет достаточного количества наблюдений, а также возможности видеть отдаленные результаты терапии. Поэтому в настоящий момент использование дыхательных методик, на мой взгляд, может носить только рекомендательный характер.
Следует обратить внимание так же на то, что дыхательная гимнастика – это лишь вспомогательный метод восстановления легочной ткани и не может заменить основных методов терапии.
Всем ли можно делать дыхательную гимнастику Стрельниковой?
Рубрика «Статья номера»
Диафрагмальное дыхание, как метод саморегуляции и способ коррекции психоэмоциональных и функциональных состояний человека
Афонина Наталья Евгеньевна — врач-психотерапевт высшей категории Центра консультативно-поликлинической помощи Александро-Мариинской областной клинической больницы. г. Астрахань
В статье рассматривается актуальный в практике метод саморегуляции и способ коррекции при невротических и психосоматических расстройствах, при стрессах; результаты применения, взаимосвязь дыхания с психологическим состоянием, нервная, гуморальная, произвольная регуляция дыхания, эмоциональное воздействие на них.
Ключевые слова: нервная и гуморальная регуляция дыхания, техника диафрагмального дыхания, использование в практике, результаты.
Введение.
Дыхание является одной из важнейших функций организма, обеспечивающих непрерывное снабжение всех органов и тканей кислородом. Дыхание играет очень важную роль в присутствии «здесь и сейчас», выполняет функцию «заземления», помогая нам вернуться в реальность, ощутить себя в настоящем и осмыслить происходящее, благодаря тому, что мы обращаемся к дыханию как к некой опоре, тому, что стабильно присутствует в нас как подтверждение факта существования. Особенно это важно в ситуациях растерянности и неопределенности, когда страшно и тревожно. Если рассматривать процесс дыхания как присутствие в ситуации, в реальности и проявлении себя, то задержка дыхания может рассматриваться как физиологическое отражение «психологического небытия» — не быть, не присутствовать, превратиться в маленькую незаметную точку. Дыхание помогает присутствовать не только нашему «я», но и различным переживаниям, травматическому опыту, обычно подавленному и вытесняемому из поля осознаваемого. Оно не только является физиологической функцией нашего организма, но и тесно связано с психологическим состоянием.
ДЫХАНИЕ ↔ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ.
Наше состояние сразу же отражается в том, как мы дышим. Печаль, гнев, тревога, страх характеризуются учащением дыхания, в состоянии покоя и отдыха дыхание становится реже и глубже. Значительную роль в психологическом состоянии играет диафрагма. Такие эмоции, как гнев и страх влияют на тонус диафрагмы, вызывая ее напряжение. Напряженная диафрагма начинает функционировать в измененном режиме, это напряжение препятствует осуществлению глубокого вдоха и выдоха — дыхание становится поверхностным. При длительном подавлении страха и гнева напряжение диафрагмы становится хроническим и процесс дыхания существенно нарушается.
Деятельность органов дыхания регулируется нервной системой — ее центральными (дыхательный центр) и периферическими (вегетативными) звеньями. В дыхательном центре имеются центр вдоха и центр выдоха. Одни дыхательные нейроны активны во время вдоха, их называют инспираторными. Другие — экспираторные, наоборот, возбуждаются при выдохе. Эти нейроны генерируют импульсацию, которая через эфферентные системы управляет сокращением дыхательных мышц.
Во время вдоха в дыхательный центр по волокнам блуждающих нервов поступают импульсы от рецепторов растяжения, находящихся в легких. При достижении легкими определенного объема эта импульсация тормозит клетки дыхательного центра, возбуждение которых вызывает вдох. Центр вдоха посылает импульсы к мышцам груди и к диафрагме, стимулируя их сокращение. Это сокращение приводит к увеличению объема грудной полости, в результате чего воздух уходит в легкие. По мере увеличения объема легких возбуждаются механорецепторы, расположенные в стенках легких, они посылают импульсы в мозг — центр вдоха. Чем больше растянуты легкие во время вдоха, тем сильнее раздражаются эти рецепторы, способствуя обрыву, прекращению вдоха и переходу к выдоху. Кроме механических рецепторов рефлекторная регуляция дыхания также осуществляется с помощью химических (кароидное тело) рецепторов: при дефиците углекислого газа в крови нарушается кислотно-щелочное равновесие. Сдвиг PH в кислую сторону приводит к увеличению легочной вентиляции, сдвиг в щелочную — к ее уменьшению.
Периферическим звеном регуляции дыхания является вегетативная нервная система, состоящая из симпатического и парасимпатического отделов. Она очень чувствительна к эмоциональному воздействию. Печаль, гнев, тревога, страх, апатия — эти чувства вызывают изменения функционирования органов, находящихся под контролем вегетативной нервной системы. Например, внезапный испуг заставляет сильнее биться сердце, дыхание становится более частым. Во время сна дыхание становится реже, а при интенсивной работе учащается. Кроме того, в зависимости от изменения потребности организма в кислороде, резко меняется и глубина дыхания. Нервная и гуморальная регуляция дыхания обеспечивает согласованную деятельность дыхательных мышц и ритмичную смену актов вдохов и выдохов. Дыхание — одна из вегетативных функций, которая имеет произвольную регуляцию. Под произвольно регулируемым дыханием понимается процесс, посредством которого человек сознательно контролирует число и способ дыхательных движений, проще говоря, вдохов и выдохов, а также пауз между ними. Возможность произвольной регуляции дыханием обусловлена участием дыхательных мышц, и управление дыханием — обучение способу управления дыхательными мышцами. Конкретное манипулирование в дыхательной деятельности, благодаря ее произвольности, является тем методом, который конкретно моделирует паттерн, необходимый для выздоровления.
Регуляция дыхания является самым древним из всех методов при борьбе со стрессом и чрезмерным напряжением. Она используется в течение тысячелетий для снижения чувства тревоги и для того, чтобы способствовать достижению общей релаксации.
Диафрагмальное дыхание является самым простым и наиболее эффективным способом регуляции психоэмоционального состояния. По многочисленным исследованиям это наиболее оптимальное, наиболее эффективное, самое глубокое из всех типов дыхания для человека. Оно позволяет сформировать оптимальное функциональное состояние за счет наиболее полного насыщения кислородом большего количества крови за один дыхательный цикл по сравнению с другими типами дыхания, характеризуется уравновешиванием процессов торможения и возбуждения центральной нервной системы, снижает избыточную нагрузку на сердечно-сосудистую систему, таким образом, создаются оптимальные условия для поддержания гомеостаза.
Метод.
Техника диафрагмального дыхания сопряжена с определенными двигательными навыками и, хотя диафрагмальное дыхание является естественным, природно-обусловленным типом, приходиться заново осваивать его азы. При таком дыхании активно и естественным образом работает диафрагма и визуально наблюдается движение брюшной стенки (на вдохе — вверх, на выдохе — вниз), как будто «дышим животом».
Исходное положение: сидя, слегка откинувшись на спинку стула или кресла, или лежа, руки вдоль туловища.
На выдохе должно быть ощущение, что вместе с воздухом уходит напряжение. С каждым выдохом расслабляться все больше и больше. Расслабление должно быть не только мышечное, но и эмоциональное.
Соотношение длительности фаз вдоха и выдоха для диафрагмального дыхания составляет 1:2, для диафрагмально-релаксационного — 1:3. Эти соотношения соответствуют в большей степени состоянию расслабленности, покоя. Урежение и углубление дыхания (не менее 8-10 дыхательных движений) — «медленный» паттерн дыхания оптимизирует процесс внутрилегочной диффузии, снижает расход энергии на большую работу вентиляционного аппарата. Ритм дыхания индивидуален, создает чувство комфортного дыхания, позволяет снять возникшее эмоциональное напряжение и достигать состояния общей релаксации.
Практическое наблюдение. Результаты.
Среди обратившихся за помощью — большое количество пациентов, у которых под действием разнообразных психических факторов нарушилась нормальная программа управления дыханием. Основные превалирующие над другими жалобы на нарушение дыхания: удушье, спазмы в горле, «ком» в горле, нехватка воздуха, препятствие прохождения воздуха, глубокие вздохи воздуха, сжатие и боли в груди. Одновременно с этим — паника, страх удушья, смерти, мрачные предчувствия, нервная дрожь, нервозность, раздражительность, учащенное сердцебиение, колебания артериального давления резкими скачками, нарушение сна, концентрации внимания, воспоминания и проигрывание пережитых психотравмирующих ситуаций, боязнь находиться в замкнутых пространствах, колебания настроения, тенденция к его снижению. Чрезмерный контроль над физическими параметрами: неоднократные многочисленные измерения артериального давления, пульса, обращения к врачам-специалистам разного профиля, исследования. Так, в ходе консультирования таких пациентов за 2016 год у них были выявлены следующие расстройства:
это около 40% от всех обратившихся.
Пример: пациентка 20 лет, предъявляет жалобы на нарушения дыхания, спазмы, «ком» в горле, нехватку воздуха, «онемение» в лице, нервозность, раздражительность, обидчивость, колебания настроения, прогрессирующую потерю веса при нормальном обычном приеме пищи, нарушение сна, непреодолимое беспокойство и боязнь за состояние здоровья, наличие экстремальных состояний при полном отсутствии какой-либо соматической патологии, что было подтверждено всеми исследованиями и заключениями узких специалистов. Выясняется, что расстройство — психогенно обусловленное, развилось в результате конфликтных межличностных отношений в семье за 2 года, усиление симптомов произошло месяцы назад на фоне психоэмоционального напряжения и конфликта на работе. Применялось комплексное психотерапевтическое лечение с активным применением метода саморегуляции дыхания, в последующем — самостоятельное применение данного метода пациенткой. В результате двухнедельного лечения нормализовалось дыхание, исчезло беспокоящее пациентку «онемение» в лице, улучшилось настроение, пациентка убедилась в отсутствии опасности для здоровья, улучшился аппетит и усвоение пищи, пациентка стала прибавлять в весе, осознала невротический конфликт, изменила отношение к себе и своему здоровью, взаимоотношениям в семье. Применение метода саморегуляции дыхания позволяет расстройствам не возобновляться в ситуациях психоэмоционального напряжения.
Получая комплексную терапию: рациональную, личностно-ориентированную, поведенческую, суггестию наяву, гипнотерапию, медикаментозную, пациенты одновременно обучались навыкам диафрагмально-релаксационного дыхания. Через 2 недели такого лечения получены результаты: прекращение приступов удушья, спазмов в горле, восстановление нормального паттерна дыхания, нормализация АД, пульса, ослабление и исчезновение боязни и страхов, нормализация сна, уменьшения эмоционального напряжения. Пациенты быстрее отвлеклись от источника стресса, восстановилось рациональное мышление.
Вывод.
Методика обучения диафрагмальному, диафрагмально-релаксационному дыханию эффективна в комплексе психотерапевтического лечения при невротических и психосоматических заболеваниях и необходима в указанных выше случаях. Обучение пациентов диафрагмальному дыханию в результате занятий:
Владения такими навыками полезны любому человеку для оздоровления, а именно: повышение стрессоустойчивости, улучшение своего физиологического состояния, активации резервных возможностей организма.
Литература: