в чем перевозят жидкий кислород
В чем перевозят жидкий кислород
Кислород — газ, не имеющий цвета и запаха. Хранение и транспортировка кислорода производится в охлажденном жидком состоянии. Охлажденный газ относится ко 2 классу опасности, подкласс 2.1, дополнительная опасность 5.1 порядковый номер ООН (UN) 1073. Сам по себе негорючий, кислород является сильным окислителем, способствует возгоранию и горению многих веществ. В жидком состоянии представляет криогенную опасность для живых существ.
Кислород в жидком агрегатном состоянии разрешено перевозить морским транспортом автотранспортом и по железной дороге в сосудах дьюара, специальных криогенных цистернах.
Автомобильная перевозка кислорода
Основные требования, предъявляемые к оборудованию и комплектации автотранспорта, предназначенного для перевозки опасных грузов, прописаны в ДОПОГ.
Автомобиль и прицеп обязательно маркируются соответствующими знаками опасности:
Экипаж транспортного средства должен пройти обучение, быть аттестован по программе ДОПОГ для соответствующего класса опасных грузов, о чем свидетельствует наличие удостоверения.
При транспортировке криогенных веществ, водителям требуется дополнительная экипировка: криогенные перчатки, антистатическая одежда, специальная обувь, каска, наушники, очки.
Доставка кислорода в баллонах
Жидкий кислород разрешено перевозить различными видами транспорта в баллонах специального типа. Баллоны размещаются в транспортном средстве горизонтально и должны быть надежно закреплены. Между баллонами обязательно наличие амортизационных прокладок. Баллоны с кислородом, размещенные в контейнере специальной конструкции, разрешено перевозить в вертикальном положении.
Конструкция баллона для перевозки и хранения сжиженного кислорода(сосуд дьюара):
Сосуды дьюара, предназначенные для хранения и перемещения кислорода окрашены в голубой цвет, промаркированы согласно классу опасности и дополнительным свойствам вещества.
Конструктивные особенности изотермической цистерны для транспортировки жидкого кислорода:
Специальные требования к резервуарам для перевозки криогенных веществ – наличие техпаспорта, обязательная регистрация в Ростехнадзоре.
Особенности транспортировки и техника безопасности
Вещество является сильным окислителем, способствует возгоранию и горению многих субстанций. Защищать от нагревания, не транспортировать вблизи открытого огня, не использовать вблизи транспорта и баллонов с газом открытое пламя. Кислород транспортируется при очень низких температурах, обладает повышенной криогенной опасностью с риском обморожения кожи и слизистых.
Для перевозки жидкого кислорода необходимо согласовать маршрут в управлении автодорожного надзора и получить разрешение Минтранса.
Компания ФПОГ имеет большой опыт доставки криогенных веществ и охлажденных сжиженных газов (азота, кислорода, аргона). Перевозки опасных грузов по территории России, СНГ и Европы осуществляются нами на регулярной основе, а это значит, что маршруты движения разработаны и согласованы заранее. Таким образом мы не тратим время заказчиков на поиск транспорта и проведение подготовительных работ, обеспечивая преимущество в сроках поставок. Все виды перевозок опасных веществ осуществляются в соответствии с регламентом и требованиями ДОПОГ и правилами перевозок опасных грузов различными видами транспорта. Мы обеспечиваем надежную и безопасную доставку опасных веществ!
Правила перевозки кислородных баллонов: особенности транспортировки
В естественной среде кислород представляет собой газ, у которого нет ни цвета, ни запаха. Это мощнейший окислитель, который в процессе взаимодействия с рядом веществ образует оксиды. Сжатый кислород получают при помощи криогенной ректификации. Он является крайне опасным, поэтому его транспортировка может осуществляться исключительно в баллонах и при соблюдении строгих правил.
Базовые нормативные акты
Дополнительные меры перевозки кислородных баллонов освещены в Постановлении Министерства транспорта от 1994 года № 47.
Основные требования
Ни в коем случае нельзя грузить баллоны с кислородом, если включен двигатель автомобиля. Недопустимо встряхивание емкостей или халатность в отношении погрузки, переноса.
При транспортировке нескольких баллонов:
В случаях если диаметр баллонов будет превышать 30 см, их придется укладывать по продольной оси кузова. Все они должны иметь поворотно-защитные клапаны. В обязательном порядке в прицепе или кузове все баллоны выкладываются так, чтобы вентили были в стороне от кабины водителя.
Маркировка
Главное, что следует учитывать: баллон должен быть окрашен в зависимости не от названия газа, а от того, насколько он опасен. По международной классификации для кислорода предусмотрены баллоны, окрашенные в белый цвет (RAL 9010). Вместе с этим на территории нашей страны можно встретить баллоны с кислородом, окрашенные в голубой цвет (RAL 5012), что означает окисляющий.
На каждом баллоне должен быть нанесен знак 5.1 или 2.2, которыми маркируются окисляющиеся вещества. Такой груз относится ко 2 классу опасности как нетоксичный, окисляющий и невоспламеняющийся газ.
Скоростные и другие ограничения
Перевозка кислородных баллонов допустима только при скорости транспортного средства до 60 км/час. Если погодные условия неблагоприятные (дождь, снег, град, туман и прочее), то скорость движения должна быть снижена еще больше.
При перевозке баллонов в летнее время их необходимо защищать от солнечных лучей. Это может быть специальная пленка или обыкновенный брезент.
Тем, кого интересует, как перевозить кислородные баллоны вместе с пассажирами, сразу говорим: ни в коем случае нельзя провозить вместе людей и баллоны, независимо от времени года, погодных условий и скорости транспортного средства.
Упрощенная процедура
В ряде случаев допускается, чтобы грузовой автомобиль не соответствовал всем требованиям «ДОПОГ». Речь идет о ситуациях, когда общий градус в одном баллоне и нескольких не будет превышать показатель 20. Это же правило распространяется на легковые транспортные средства.
Речь идет не только о градусах, но и об объеме, максимальный размер которого составляет 1 000 литров. В этом случае также не потребуется наносить специальную маркировку или получать свидетельство «ДОПОГ», другие разрешения.
Меры безопасности для персонала
Правила перевозки кислородных баллонов автомобильным транспортом предусматривают особые требования к персоналу, который их транспортирует и погружает:
Грузовой автомобиль, предназначенный для перевозки опасных грузов, должен иметь средства для пожаротушения: углекислотный и порошковый огнетушители с объемом не менее 2 литров каждый.
Когда кислород может быть не опасным
Перевозка кислородных баллонов не всегда может расцениваться как опасная. Если транспортировка осуществляется в личном легковом автомобиле, а суммарный объем газа не превышает 40 л, то никаких проблем не возникнет. Давление не должно быть выше 200 кПА, и температура не может быть выше +20 о С.
При этом баллон должен перевозиться и использоваться исключительно для собственных нужд, но ни в коем случае не предназначаться для продажи. Баллоны необходимо хорошо закрепить, чтобы не возникло даже малейшего риска утечки газа. Никаких претензий не будет, если перевозится пустая тара от кислорода.
Допустимое количество баллонов для транспортировки и необходимые документы
Наличие в одной машине 24 баллонов по 40 литров не относят к опасным грузам. Если больше кислорода, то уже придется принимать меры по обеспечению безопасности. Сами баллоны для кислорода выпускаются объемом от 5 до 40 литров.
На складах и для транспортировки должны использоваться кассеты для перевозки кислородных баллонов, паллеты или специальные стеллажи. В обязательном порядке тара должна крепиться ремнями или хомутами. Недопустимо в одном транспортном средстве перевозить разные газы.
Помимо водительского удостоверения шофер должен иметь при себе специальный допуск к транспортировке, который оформляет грузоотправитель. Также водителю необходимо иметь документ, подтверждающий прохождение подготовки по перевозке опасных грузов. Накладная на груз должна содержать информацию об опасности груза.
Аппараты для жидкого кислорода
Для хранения и перевозки жидкого кислорода применяются специальные стационарные и транспортные резервуары, имеющие необходимую тепловую изоляцию. Транспортировка кислорода в жидком виде, кроме автотранспорта, осуществляется также в специальных железнодорожных цистернах.
Жидкий кислород имеет ряд преимуществ перед газообразным: уменьшается примерно в 10 раз вес тары; отпадает расход металла на изготовление баллонов; не требуются помещения для складов баллонов; повышается безопасность выполняемых работ и, кроме того, в кислороде, получаемом испарением из жидкого, не содержится влага.
К недостаткам жидкого кислорода относятся: необходимость применения особого, сравнительно сложного оборудования, а также некоторые потери кислорода на испарение, в частности во время транспортировки.
Полученный в установках жидкий кислород сливается в стационарные цистерны, емкость которых обычно составляет 6000 л. Транспортные резервуары изготовляются на 1200 л, которые перевозятся на автомашинах грузоподъемностью 2,5 и 5 Т и на 6000 л, перевозимые на специальных автоприцепах.
Транспортный резервуар с вакуумно-порошковой изоляцией (рис. 7) представляет собой сосуд из нержавеющей стали Х18Н9Т, помещенный в кожух из алюминиевого сплава АМЦ или из углеродистой стали. Пространство между сосудом и кожухом заполнено кремнегелем или аэрогелем, причем после заварки люков в кожухе из междустенного пространства отсасывается воздух до остаточного давления 1 мм рт. ст. Когда сосуд заполняется жидким кислородом, давление в изоляционном пространстве снижается до 0,03-0,06 мм рт. ст., благодаря адсорбции воздуха охлажденным кремнегелем или силикагелем. С этой целью к нижней части внутреннего сосуда припаян карман, в который загружается 15 кг силикагеля. Для контроля за величиной вакуума служит лампа ЛТ-4М.
Техническая характеристика малого транспортного резервуара:
Вес порожнего резервуара в кг:
Потери кислорода на испарение в кг/ч:
при полной потере вакуума в межстенном пространстве
При наполнении транспортного резервуара жидким кислородом закрывают вентиль для повышения давления и открывают
вентиль на трубе для выпуска газообразного кислорода в газгольдер или в атмосферу, а также вентили к указателям уровня жидкости. Затем стационарный и транспортный резервуары соединяют гибким шлангом, поднимают давление в стационарном резервуаре до установленной величины и на обоих сосудах открывают вентили для слива жидкости. Во время наполнения необходимо следить за показаниями манометра и указателя уровня жидкости.
При прекращении наполнения необходимо сначала закрыть вентиль слива на наполняемом сосуде, затем закрыть вентиль на опорожняемом резервуаре, спустить избыток газа из гибкого шланга в газгольдер и, убедившись в отсутствии давления паров кислорода в шланге, осторожно отсоединить его от обоих резервуаров.
Слив жидкого кислорода из транспортного резервуара производится путем поднятия давления в сосуде за счет испарения некоторого количества жидкости в испарителе, находящемся вне резервуара, с перепуском образовавшихся паров в верхнюю его часть.
Для газификации жидкого кислорода на местах производства работ должны быть либо газификаторы, либо газификационные установки с насосами. Производство газификаторов в настоящее время прекращено, но поскольку так называемые холодные газификаторы имеются в эксплуатации на кислородных станциях многих предприятий, то ниже приводится схема (рис. 8) и краткое описание такой установки.
Холодный газификатор служит для питания цехов кислородом под давлением до 15 кгс/см 2 по газопроводам. Газификатор позволяет хранить жидкий кислород в течение некоторого времени и испарять его по мере необходимости. Собственно газификатор состоит из толстостенного стального шара 7, внутри которого находится тонкостенный латунный сосуд такой же формы, в который и заливается жидкий кислород. Стальной шар 7 заключен в кожух, а межстенное пространство заполнено теплоизоляцией (мипорой, аэрогелем, кремнегелем). Слив жидкого кислорода из транспортного резервуара производится через вентиль наполнения 3.
Для подачи кислорода в сеть открывают вентиль 2, перепуская некоторое количество жидкости в пусковой испаритель 1, из которого испарившийся кислород по трубе 4 поступает в стальной шар 7 и поднимает в нем давление, благодаря которому жидкость вытесняется по соответствующей трубе в змеевик подогревателя 8, где обращается в газообразное состояние. Через вентиль 5 газообразный кислород поступает в трубопровод. При недостаточной подаче газа в сеть теплый кислород перепускают из змеевика испарителя в испаритель 6 газификатора, что приводит к быстрому повышению давления в стальном шаре и увеличению выхода жидкости в подогреватель.
Газообразный кислород, накапливающийся в газификаторе в периоды отсутствия потребления газа, отводится в реципиенты 9, из которых может подаваться в газопровод.
Газификационные установки с насосами по сравнению с газификаторами имеют меньшие габариты и вес, а также снижают потери кислорода на испарение. При применении насосов создается возможность газифицировать кислород под давлением от 20 кгс/см 2 (для непосредственной подачи в сеть потребления) до 400 кгс/см 2 (для наполнения баллонов). В настоящее время выпускаются как стационарные, так и передвижные установки с насосами. Передвижные установки, монтируемые на автомашинах, используются для наполнения баллонов на небольших предприятиях-потребителях.
Схема стационарной газификационной установки высокого давления с двухступенчатым кислородным насосом показана на рис. 9. Жидкий кислород, доставленный потребителю, сливается в стационарные резервуары 2 и 4. Уровень жидкости и давление в резервуарах контролируются манометром и указателем уровня, находящимися на щитах 1 и 5. Жидкость под давлением паров в резервуаре подается по трубе 9 через фильтры 3 в насос 8, снабженный баком 13 с поплавковым клапаном 12, поддерживающим постоянный уровень жидкого кислорода в баке. Через окна в стенке цилиндра жидкость поступает самотеком в I ступень насоса и при ходе поршня 10 выталкивается в цилиндр II ступени. Избыток жидкости и пары по трубе 11 перепускаются обратно в бак. При обратном ходе поршня жидкий кислород через нагнетательный клапан II ступени поступает в змеевик 7 испарителя, где превращается в газ и наполняет баллоны, присоединенные к рампе 6.
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _