в чем перевозят газ
Как осуществляется перевозка сжиженного газа с помощью автотранспорта
Автомобили активно используются при транспортировке сжиженного газа (СГ). Важно понимать, что к ним предъявляются повышенные требования из-за больших нагрузок, которые воздействуют на машины. Сжиженный газ относится к категории груза повышенной опасности, поскольку он легко воспламеняется и взрывается. Чтобы машина имела возможность осуществлять перевозки таких грузов, они оснащаются специальными цистернами и вспомогательным оборудованием. Поскольку транспортировка газа сопряжена с высокой степенью риска, машины обязательно проверяются на предмет безопасности перед каждым рейсом. Любые нарушения потенциально могут повлечь за собой не просто порчу груза, но и создание чрезвычайно опасных ситуаций на дорогах и автомагистралях.
Как правильно перевозить сжиженный газ автотранспортом.
Используемые автомобили
При перевозках сжиженного газа автотранспортом используются два основных вида машин:
Марка и модель автомобиля особой роли не играет. Здесь важно, чтобы машина обладала прочным и надёжным шасси. Отечественные автоперевозчики часто используют машины типа ЗИЛ и ГАЗ. Но постепенно транспортные компании, оказывающие услуги по транспортировке сжиженного газа, переходят на импортные модели газовозов и грузовиков:
Если говорить о грузовиках для перевозки газа в баллонах, то здесь предусматривается наличие металлической основы в виде специальной клетки. Она позволяет загружать и надёжно фиксировать баллоны. Каждый баллон обязательно перед загрузкой проверяется на предмет наличия исправной заглушки и предохранительного клапана. Далее они загружаются в отдельные ячейки. Баллоны всегда перевозятся в горизонтальном положении.
Цистерны газовозов
Все резервуары для СГ обязаны регулярно проходить проверку на предмет надёжности, безопасности и герметичности. Эти мероприятия позволяют определить степень износа ёмкости и при необходимости снять её с эксплуатации. Согласно действующим правилам, резервуары газовозов проверяются минимум 1 раз в 3 года. Ещё на этапе изготовления автоцистерны для сжиженного газа оснащаются специальной термоизоляцией повышенной надёжности. Дополнительно здесь используются взрывозащитные устройства, такие как:
При создании цистерны, которая будет использоваться на газовозах, их в обязательном порядке оснащают следующими элементами и устройствами:
Для всех автоцистерн предусмотрена специальная покраска и использование наклеек. На цистерны машин, предназначенных для перевозки сжиженных газов, устанавливают предупреждающие знаки. Они располагаются со стороны кабины авто и на задней части перевозящих СГ цистерн. Окраска предусматривает нанесение надписи ОГНЕОПАСНО. Также здесь указывается тип груза и объём резервуара. Дополнительно на ёмкости обязаны наносить предупреждающие знаки.
По отношению к шасси разрабатываются новые и более жёсткие требования. Если машина перевозит цистерну для газа, тогда это транспортное средство обязательно оснащается системой ABS. Дополнительно все машины комплектуются системой мониторинга GPS/ГЛОНАСС. Автоцистерны могут размещаться на шасси тягачей и полуприцепов. Все ёмкости, которые предназначены для доставки СГ к конечному потребителю (в основном, это АЗС), оснащаются специальным оборудованием для перелива перевозимого груза в подготовленные резервуары. Выбор оптимально подходящего автомобиля зависит от ряда факторов, включая объём сжиженного газа, его суммарный вес, маршрут движения и пр. Основную роль в обеспечении надлежащей транспортировки сжиженного газа в автоцистернах играют:
Про каждый из этих элементов следует поговорить отдельно.
Запорное оборудование
Чтобы заполнять автоцистерны для сжиженного газа огнеопасной жидкостью, их оборудуют сливными узлами. Они состоят из нескольких специальных шаровых кранов с фланцевым соединением. Обычно 3 крана предусмотрены для наполнения резервуара и слива из него газа, а ещё один предназначен для удаления накапливающихся паров, которые повышают уровень пожарной опасности при перевозке груза. Потому крайне важно периодически стравливать пары.
Запорно-регулирующие механизмы используются для заправки только при работе с промышленными резервуарами. Если это газгольдеры частных хозяйств, тогда применяют барабаны, оснащённые заправочными рукавами. Их длина в некоторых случаях составляет 50 метров. На цистерне устанавливается пульт управления с тумблерами. С его помощью оператор осуществляет заливку и слив сжиженного газа в необходимом количестве. Один из тумблеров связан непосредственно с донным клапаном, который используется для слива жидкой фракции. Второй тумблер нужен для управления забором газа в жидкой форме.
Насосы
Насос является не менее важным элементом оборудования цистерн газовозов. Эти устройства позволяют перекачивать сжиженный газ. Ко всему насосному оборудованию предъявляются повышенные требования безопасности, поскольку они применяются для работы со взрывоопасными веществами. При выборе насосных устройств требуется учитывать его соответствие отечественным и европейским нормам качества. Насосный агрегат монтируется к общей раме и включает в себя сам насос и привод.
Контрольно-измерительные устройства
Газовозы не могут быть допущены к эксплуатации, если на них отсутствуют контрольно-измерительные приборы. Такие устройства регулярно проходят обязательную проверку на предмет точности отображаемых данных. Контрольно-измерительное оборудование играет одну из ключевых ролей в процессах наполнения и слива сжиженного газа из автоцистерны, а также в обеспечении безопасной работы со взрывоопасными веществами. Стандартная комплектация автоцистерны для сжиженного газа состоит из:
Осуществляя операции по сливу или наполнению автоцистерны сжиженным газом, оператор должен обязательно наблюдать за всеми показателями контрольно-измерительных приборов. Это позволяет вовремя предотвратить возможные опасные ситуации.
Для манометров критическим параметром считается увеличение давления до значения более 16 атмосфер. В таких ситуациях устройство выходит на красную отметку. Дополнительно оператор смотрит на уровень заполнения резервуара, который, согласно действующим правилам безопасности, не должен составлять свыше 85%. С помощью встроенного в автоцистерну газовоза счётчика контролируется объём слитого газа. Эта информация важна самому оператору, а также получателям сжиженного вещества. После счётчика не должны устанавливаться никакие отводы. Выход счётчика может связываться только сливным шлангом.
Защитные агрегаты
Чтобы защитить оборудование автоцистерн от аварийных и непредвиденных опасных ситуаций, оно обязательно оснащается предохранительными элементами. Одним из основных компонентов защиты считается дифференциальный клапан байпасного типа. Он позволяет сбрасывать лишний газ в резервуар, когда повышается давление на линии подачи насосного оборудования. Этот элемент позволяет защищать и обеспечивать длительный срок службы насосам в автоцистернах для сжиженного газа. Также большое значение уделяют вопросам фильтрации опасного груза, поскольку в составе заливаемого газа могут присутствовать всевозможные посторонние частицы. С целью недопущения поломки насосного оборудования и поставок качественной продукции конечному получателю, на входе насоса всегда должен устанавливаться фильтрующий элемент.
Бывают ситуации, когда электронный измеритель уровня выходит из строя или показывает некорректную информацию, которая не соответствует действительности. Чтобы перевозчику не пришлось срочно искать специалиста по ремонту, срывая сроки поставок сжиженного газа, на автоцистернах предусмотрели специальный кран. Он помогает в определении уровня наполненности резервуара, если электронный прибор вышел из строя.
Суть такого крана заключается в том, что трубка от механизма находится ровно на уровне 85% наполненности ёмкости. Если при открытии крана начинает выходить только пар, тогда резервуар заполнили не полностью. Как только из крана начинает поступать газ в сжиженной форме, тогда автоцистерна наполнена до нужного уровня или превышает его. Это аварийная система определения уровня, потому использовать её на постоянной основе нельзя.
Правила перевозки
Транспортировку сжиженного природного газа следует осуществлять с беспрекословным соблюдением всех правил, норм и стандартов. Важно понимать, что речь идёт о легковоспламеняющемся и взрывоопасном веществе. Поэтому есть ряд правил, разработанных для перевозки сжиженного газа. Они регламентируются внутренними нормативными документами, актуальными для РФ, а также международными соглашениями.
Следуя установленным правилам, грузоперевозчик сможет доставить ценный, но опасный груз в целостности и сохранности, а также не создаст дополнительной угрозы для себя и других участников дорожного движения.
Оформление документации
Любая перевозка сжиженного газа автотранспортом должна осуществляться специальными машинами. Транспортные компании обязаны иметь лицензию. С заказчиком составляется договор, где прописываются все стандартные положения о правах и обязанностях сторон. Договор необходим, чтобы доставка была выполнена вовремя и с соблюдением всех предписанных условий. Помимо основных моментов соглашения между перевозчиком и заказчиков, в договоре нужно указать информацию о:
Когда договор между сторонами подписан, отправитель груза должен направить в транспортную компанию заявку, которую помечают красным цветом и надписью ОПАСНЫЙ ГРУЗ. Пакет сопроводительных документов состоит из:
Свидетельство и допуск играет ключевую роль. Ведь во многом именно от квалификации и уровня подготовки водителя зависит, насколько безопасным для других участников дорожного движения будет движение опасного груза. Потому все водители обязательно проходят инструктаж и подготовку, где их информируют и учат осуществлять перевозку сжиженного газа и иных категорий опасного груза. Эта программа подготовки включает в себя и тщательное медицинское обследование.
За подготовку автомобилей, на которых осуществляется доставка сжиженного газа, полностью отвечает транспортная компания. Если этот пункт предусмотрен в договоре между сторонами, тогда перевозчик также может брать на себя обязательства по наполнению автоцистерн газом. Отправитель груза при этом должен перед отправкой машины в согласованный рейс проверить факт наличия у водителя документов, которые удостоверяют его право на управление ТС и перевозку грузов опасной категории.
Нюансы движения автоцистерн
Автоцистерны, используемые для перевозки сжиженных газов, обязаны осуществлять движение только по предварительно согласованному и одобренному маршруту. При этом цистерны не должны превышать предусмотренный ПДД и другими нормативными документами скоростной режим. Скорость движения определяется сотрудниками ГИБДД, которые уполномочены выдавать разрешение на перевозку сжиженного газа автомобильным транспортом. Допустимая скорость для машин определяется исходя из конкретной ситуации, а также дорожных условий того региона, где осуществляется транспортировка. При отсутствии необходимости в получении разрешительных документов, водитель сам выбирает наиболее безопасную скорость, которая позволит сохранить груз и предотвратить создание аварийных ситуаций на дороге.
В определённых ситуациях согласование с ГИБДД не требуется. В основном, это касается ситуаций с перевозкой сжиженного газа в баллонах. Груз будет считаться опасным, только если он перевозится в больших объёмах. Если транспортировка предусматривает до 299 литров сжиженного газа в баллонах, тогда оформление разрешений не требуется. Но уже с 300 литров понадобится обязательный допуск от ГИБДД. Иногда перевозка сжиженного газа осуществляется с участием нескольких машин одновременно, которые двигаются колонной. В таких ситуациях действует правило, согласно которому между автоцистернами минимальная дистанция составляет 50 метров. На участках автодорог, где начинаются подъёмы и спуски, водители обязаны увеличить дистанцию до 300 метров.
Если перевозка сжиженного газа предусматривает использование машин сопровождения, они обязаны двигаться впереди автоколонны. Автомобили прикрытия оснащаются специальными маячками, с помощью которых другие участники дорожного движения информируются о приближении транспорта с опасным грузом. Вне зависимости от времени дня, все транспортные средства, перевозящие сжиженный газ, а также машины сопровождения обязаны ехать с включённым ближним светом.
Ключевым условием для транспортировки такого опасного груза как сжиженный газ является постоянный и тщательный контроль состояния цистерны. Если резервуар начинает протекать, перегреваться или внутри него растёт давление, это потенциально грозит взрыву. Потому водитель, как ответственное лицо при перевозке, обязан проверять ёмкости перед отправкой, а также на каждой плановой остановке. При обнаружении проблем требуется незамедлительно сообщить о них руководству. Машина не может быть отправлена в рейс до тех пор, пока все выявленные дефекты не будут полностью устранены. В некоторых случаях приходится менять транспортное средство.
Способы транспортировки газа
Транспортировка газа – ответственная процедура, ведь это вещество является огнеопасным и взрывоопасным. Требуется соблюдать определенные правила ее выполнения. Существуют несколько способов перемещения газа, которые обладают своими преимуществами и недостатками. Но продукт всегда должен быть предварительно подготовлен.
Подготовка вещества
Нужно помнить, что когда транспортируют природный газ непосредственно из скважины, он содержит большое количество различных примесей, негативно влияющих на оборудование. Вещество требует очистки, которая проводится несколько раз. Первая из них происходит при выходе из места залежи, далее, – в специальных сепараторах. Последний этап очистки – на компрессорных станциях.
А также природный газ нужно освободить от влаги, которая во время транспортировки превращается в кристаллогидраты и закупоривает просвет труб. Для этого его нужно пропустить через специальные очистители, поглощающие влагу. Убрать ее также разрешается путем дросселирования (понижения давления в том месте, где происходит сужение трубы) или охлаждения.
Из состава природного газа убирается углекислый газ, сероводород. Так как он не имеет запаха, то использование его в чистом виде очень опасно – человек просто не почувствует утечки. Чтобы устранить эту проблему в газ добавляют специальные вещества, придающие ему характерный «аромат».
Особенности перемещения посредством труб
Сегодня транспортируют природный газ в основном при помощи трубопроводов. Они обладают большим диаметром и способны выдерживать давление в 75 атмосфер и более. Чтобы соорудить такую конструкцию, требуются специальные компрессорные станции. Именно они поддерживают заданное давление в системе.
Благодаря трубопроводу осуществляется транспортировка газа в отдаленные районы государства и континента. Такие магистрали являются самыми крупными. Если сложить воедино все трубопроводы, то можно 4 раза обернуть земной шар.
Преимущества и недостатки трубопроводной транспортировки
Трубопроводная перекачка газа обладает главным достоинством – дешевизной. Кроме того, есть и другие преимущества:
Транспортировка газа таким способом имеет определенные недостатки:
В некоторых трубопроводах, имеющих современную конструкцию, перекачка газа производится в количестве 30–45 млрд куб. м. в год. А еще система позволяет перемещать вещество с минимальным риском для экологической обстановки.
Особенности перевозки автотранспортом
Перевозка газа производится и другим способом – с помощью автоцистерн. При этом топливо находиться в сжиженном состоянии. Такой метод требует максимально ответственности и осторожности. Любая авария или неполадки со средством передвижения способны привести к настоящей катастрофе, ведь газ быстро воспламеняется и взрывается.
После сжатия газа он закачивается в автоцистерну. Далее, перемещение топлива производится в соответствии со строгим соблюдением регламента. Такая перевозка имеет определенные недостатки:
Но такой способ оправдан, если переместить газ необходимо на небольшое расстояние, нет доступа к морю или отсутствует потребность в строительстве трубопровода.
Транспортировка танкерами
Представленный способ транспортировки имеет следующие преимущества:
Однако такой метод транспортировки газа имеет и определенные минусы:
Какой бы способ перемещения природного газа ни использовался, он требуется максимального соблюдения всех правил безопасности.
Дополнительные сведения
Сезонное потребление газа неравномерно: зимой его требуется больше, летом – меньше. Для того чтобы устранить эту проблему, выкачанное топливо сжимается. Далее, оно закачивается в хранилище газа. Этот процесс способствует повышению температуры на компрессорной станции, поэтому вещество нужно охладить. Это позволяет избежать опасности взрыва, а также увеличить пропускную способность труб.
За этот процесс отвечают аппараты воздушного охлаждения. Сжиженный газ занимает минимальное количество места. А также его можно без проблем перевозить посредством автотранспорта.
Природный газ – это один из самых безопасных видов топлива. Однако обращаться с ним следует крайне осторожно. Выбор способа транспортировки зависит от условий внешней среды, а также его целесообразности.
Видео: Магистральный транспорт газа
Как транспортируют природный газ
После извлечения из недр земли или моря газ нужно доставить потребителям. Длина газопроводов и газораспределительных сетей многократно превышает длину окружности Земли.
Сам по себе процесс транспортировки требует пристального внимания целого штата диспетчеров, которые фиксируют режимы прокачки. Они должны учитывать суточную и сезонную неравномерность потребления газа на конечном пункте.
Перед трубой
Самым распространенным способом доставки газа потребителям является транспортировка по трубам.
Лишнее в газе
Летом тоже нужно меньше газа
Если суточную неравномерность потребления газа контролируют диспетчеры, то сезонная неравномерность компенсируется изменением режима работы компрессорной станции (КС), где газ сжимают, или подключением к газопроводу хранилища газа (ПХГ).
В процессе сжатия газа на КС повышается его температура, поэтому газ нужно охлаждать, чтобы не допустить порчи оборудования. Для этого используются аппараты воздушного охлаждения (АВО). Кроме того, газ охлаждают, чтобы увеличить пропускную способность газопровода.
Природный газ занимает наименьший объем, если он находится в сжиженном состоянии. И его тоже можно транспортировать, но уже в специальных емкостях.
Газ в цифрах
В настоящее время с точки зрения эффективности максимальным диаметром газопровода считается 1420 мм.
«Газпром» располагает крупнейшей в мире газотранспортной системой, ее протяженность на территории России составляет 171,2 тыс. км. Если вытянуть в линию все магистральные газопроводы, они четырежды опоясали бы Землю.
В собственности и обслуживании дочерних и зависимых газораспределительных организаций Группы «Газпром» находится 746,3 тыс. км сетей газораспределения.
Транспортировка сжиженного природного газа (СПГ) морскими танкерами-газовозами. Загрузка и регазификация
Добытый природный газ нужно доставить потребителю, поэтому инвестиции в газовую отрасль промышленности не заканчиваются на этапе геологоразведки, бурении, обустройства газового промысла и добычи.
Это можно сделать с помощью магистральных газопроводов (МГП) или СПГ.
Рынок СПГ растет, хотя априори сжиженный газ дороже из-за необходимости сжижения и регазификации.
Растет и флот танкеров- газовозов, как для линейной доставки СПГ, так и для бункеровки.
Количество верфей, строящих суда для перевозки СПГ растет.
Современные танкеры типоразмеров Q-Flex и Q-Max имеют солидный нетто-тоннаж и спосбны перевозить до 210-266 тыс м 3 СПГ.
Чартерный цикл перевозчика СПГ включает в себя:
Средняя премия азиатских цен по Европе снижается до около 1 долл США/ 1 млн БТЕ, в то время. как в 2020 г. премия составляла в среднем 7,3 долл США/ 1 млн БТЕ.
Технически морская транспортировка СПГ на большие расстояния стал возможна в 1950 х гг.
Но еще в 1929-1931 гг Shell попробовала на танкере Megara перевезти СПГ.
Ранее, сжигаемый отпарной газ обходился судовладельцам бесплатно, так как из-за отсутствия установки сжижения отпарного газа (УПСГ) его не удавалось утилизировать и нужно было выбрасывать в атмосферу.
Транспортировка сжиженного природного газа (СПГ)
Заполнение грузовых танков природным газом
Подача СПГ на танкер-газовоз:
— подается с берега через жидкостной манифольд, где он поступает в зачистную линию;
Выгрузка СПГ из танкеров-газовозов
При выгрузке поддерживается достаточное давление в танках, чтобы избежать кавитации и иметь хорошее всасывание на грузовых насосах.
Этапы производства СПГ
Технологии сжижения газа
— амбициозным проектом в данной области является плавающая платформа СПГ, которая строится компанией Shell в 25 км от западного берега Австралии.
СПГ-завод. Устройство завода по производству СПГ
Рынок морских перевозок сжиженного газа
Регазификация сжиженного природного газа на СПГ-терминале
Как транспортируют газ?
Природный газ является наиболее популярным энергоносителем в нашей стране, чему способствуют обширные отечественные запасы. Его повсеместно используют в различных отраслях промышленности и народного хозяйства. Чтобы доставить «голубое» топливо к потребителю, применяются несколько способов транспортировки.
Подготовка вещества
Прежде чем добытый из скважины газ начать транспортировать, его соответствующим образом готовят.
Процесс подготовки вещества включает в себя следующее:
После подготовки топливо можно транспортировать одним из перечисленных ниже способов.
Особенности перемещения посредством труб
В нашей стране большая часть природного газа доставляется потребителю посредством трубопроводов. Для газовых магистралей характерно значительное сечение и способность выдерживать внутреннее давление от 75 атм. Для его поддержания на нужном уровне используются компрессорные станции.
Надежность газотранспортной системы
Компания «Газпром» делает все необходимое, чтобы ее газотранспортная система была максимально надежной. Для этого применяются эффективные способы диагностики, своевременно осуществляются ремонтные и обслуживающие мероприятия. За основу работы руководство компании берет инновационные приемы управления и контроля за техническим состоянием и герметичностью ГТС.
Преимущества и недостатки
К несомненным достоинствам транспортировки природного газа посредством трубопроводов можно отнести следующее:
Имеются у этого метода и некоторые минусы:
Тарифы
Тарификация используется компаниями, владеющими газовыми магистралями.
На формирование тарифа на услуги по транспортировке газа оказывают влияние следующие факторы:
При расчете тарифов за основу берется документ, разработанный по заказу Кабинета Министров в 2000 году. Расчет надбавок на транспортировку регулирует постановление Правительства РФ №179 от 21.02.2019.
Особенности перевозки автотранспортом
Слабые места транспортировки сжиженного газа автотранспортом:
Кроме цистерн, сжиженный газ может закачиваться в баллоны (допустимый уровень заполнения – не больше 90% от общего объема). В дальнейшем вещество применяется в промышленных или бытовых целях.
Существуют следующие правила транспортировки газовых баллонов:
Еще один вариант наземной транспортировки топлива в сжиженном состоянии – железнодорожные пути. Для транзита используются специальные стальные емкости и цистерны. Как правило, речь идет о транспортировке газа на небольшие расстояния. К достоинствам способа относят универсальность и распространенность железнодорожных веток. Как правило, они соединяют большинство крупных городов страны. Это дает возможность недорого доставлять цистерны или баллоны с газом практически в любой регион.
Транспортировка танкерами
Развитый речной и морской транспортный флот нашей страны позволяет перевозить сжиженный газ на судах. Особенно эффективны в этом отношении морские танкеры.
Плюсы водной транспортировки:
Минусы использования водного транспорта:
Объемы
ГТС компании «Газпром» считается самой крупной в мире. Основная ее часть включена в Единую систему газоснабжения (ЕСГ) страны. Эти линии связывают между собой газовые скважины, предприятия по переработке сырья, специальные хранилища и точки потребления по всем уголкам России.
Наличие централизованного управления, множества ответвлений и параллельных линий обеспечивает ЕСГ максимальную надежность и способность обслуживать своих клиентов даже в условиях пиковых нагрузок. Общая длина магистралей в РФ – 173 тыс. км. В состав системы входит 254 компрессорных модуля, имеющих суммарную мощность в районе 50 тыс. МВт.
Развитие газотранспортной системы
Руководство компании «Газпром» старается постоянно увеличивать объемы и надежность транспортировки газа промышленным и частным потребителям во все уголки нашей страны и за ее пределы. К примеру, в период 2014-2018 гг. было проложено более 4000 км новых газопроводных линий на территории РФ. Также ведется работа над созданием магистралей от новых скважин и увеличением возможностей существующих газотранспортных линий. Среди приоритетных проектов можно выделить «Северный поток-2», «Турецкий поток», «Сила Сибири» и пр.
Сугубое внимание уделяется наращиванию доли сжиженного природного газа: данный вид топлива открывает перспективы новых экспортных направлений. Для этого были запущены дополнительные комплексы по переводу природного газа в сжиженное состояние («Сахалин-2» и «Балтийский СПГ»). Еще одно перспективное направление – увеличение количества подземных хранилищ газа. Таким образом предполагается поднять планку отбираемого газа до 1 млрд м 3 /сутки.
Сделать это планируется следующим образом:
Также предполагается до 2030 года увеличить число подземных хранилищ за пределами страны, доведя их активный объем до 5% от годового экспорта.