в чем перевозят асфальт
Транспортирование горячих асфальтобетонных смесей
При транспортировке горячей асфальтобетонной смеси на большие расстояния без покрытия смесь покрывается сверху коркой, которая остывает и начинает затвердевать. Образование корки создает защитный слой для остальной массы смеси и уменьшает скорость ее дальнейшего охлаждения. Таким образом, образование корки в определенных обстоятельствах выгодно, так как она позволяет сохранить приемлемую температуру остальной части материала в кузове самосвала.
Если транспортируемая смесь укрывается сверху, например, тканым покрытием, то образование корки бывает минимальным, так как покрытие защищает смесь от охлаждения под воздействием ветра. Тонкая корка, образующаяся при транспортировке, полностью разрушается при выгрузке горячей асфальтобетонной смеси в бункер асфальтоукладчика и последующем перемешивании пластинчатым и винтовым конвейерами к выглаживающей плите асфальтоукладчика. Пока куски асфальтобетонной смеси не оказывают отрицательного влияния на качество слоя, создаваемого асфальтоукладчиком, корка, образующаяся на горячей смеси во время транспортировки, не считается опасной для эксплуатационных характеристик покрытия.
Те же самые факторы необходимо учитывать и для случаев дождливой погоды на строительной площадке, когда горячая асфальтобетонная смесь находится в самосвалах, ожидающих разгрузку. При этом возможны различные варианты.
Первый вариант предполагает приостановку укладки, возврат смеси на завод для вторичной обработки и последующего использования на менее ответственных объектах. Если же дождь слабый и затяжной, поверхность дороги обработана вяжущим материалом и не имеет луж, то строительство можно продолжить. При этом самосвалы следует разгружать быстро и сразу же после укладки вести уплотнение смеси до ее окончательного остывания. Если же дождь по прогнозу должен быстро закончиться, то лучше не разгружать смесь в асфальтоукладчик, а укрыть ее в автосамосвале пологом из непромокаемой ткани. Укладку смеси можно продолжить после того, как поверхность дороги высохнет. Сразу же после прекращения дождя и удаления всех луж с поверхности дороги следует разгрузить стоящие в ожидании самосвалы и приступить к укладке смеси. Если комки смеси не появляются в асфальтобетонном слое, создаваемом выглаживающей плитой, и катки в состоянии эффективно уплотнять асфальтобетонную смесь, можно считать, что смесь не теряет своих качеств при выдерживании в самосвалах в течение 2. 3 ч ввиду плохой погоды [54], если были соблюдены условия ГОСТ 9128-97 [55] в части соблюдения температуры смеси при отгрузке потребителю (табл. 8.5.1).
Температура смеси при отгрузке потребителю
Вид смеси | Температура смеси, °С, в зависимости от показателя битума | ||||||
глубины проникания иглы при 25°С, 0,1 мм | условной вязкости по вискозиметру с отверстием 5 мм при 60°С, с | ||||||
40. 60 | 61. 90 | 91. 130 | 131. 200 | 201. 300 | 70. 130 | 121. 200 | |
Горячая | От 150 до 160 | От 145 до 155 | От 140 до 150 | От 130 до 140 | От 120 до 130 | — | От 110 до 120 |
Холодная | — | — | — | — | — | От 80 до 100 | От 100 до 120 |
Примечания:
1. При использовании ПАВ и активированных минеральных порошков допускается снижать температуру горячих смесей на 20°С
2. Для высокоплотных асфальтобетонов и асфальтобетонов на полимерно-битумных вяжущих допускается увеличивать температуру готовых смесей на 20°С, соблюдая при этом требования ГОСТ 12.1.005 к воздуху рабочей зоны.
Перед загрузкой смеси в самосвал со дна кузова удаляют весь мусор, оставшийся от предыдущей ездки. Дно кузова не должно иметь углублений, в которых могли бы скапливаться вещества, применяемые для смазывания внутренней поверхности кузова, или асфальтобетонная смесь.
После того, как кузов будет очищен, его следует обработать специальным раствором, предотвращающим прилипание смеси к его внутренней поверхности. В качестве таких веществ применяют различные материалы, не содержащие нефть, например, известковую суспензию, мыльный раствор, сульфитно-спиртовую барду.
Для смазки кузова нельзя использовать дизельное топливо, соляровое масло или топочный мазут. В случае применения одного из этих веществ может произойти изменение характеристик транспортируемой смеси.
В чем перевозят асфальт
Подсистема транспортных операций асфальтобетонной смеси включает в себя комплекс трех технологических операций: загрузка, перевозка и выгрузка, сопровождающихся управлением свойствами смеси.
Цель транспортирования смеси — обеспечение объекта строительства асфальтобетонной смесью с требуемыми свойствами, температурой и темпом доставки, гарантирующим равномерную загрузку приемного бункера асфальтоукладчика в течение смены.
Транспортирование асфальтобетонных смесей зачастую осуществляется на недопустимо большие расстояния в неприспособленных для этого автосамосвалах, что ухудшает свойства смеси.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Дополнительные материалы по теме:
Скорость остывания смеси при транспортировании зависит от погодных условий. С повышением массы перевозимой смеси она снижается. Рациональное количество смеси в автосамосвале составляет от 5 до 15 т.
В связи с тем что для горных дорог, как правило, характерно двухполосное движение, а также значительные продольные уклоны и малые радиусы кривых в плане, транспортирование смесей происходит в достаточно сложных условиях, поэтому рациональным количеством перевозимой смеси следует считать 5-8 т.
Степень охлаждения асфальтобетонной смеси при транспортировании зависит от следующих факторов: температуры смеси при ее загрузке, массы смеси в кузове самосвала, температуры воздуха, скорости ветрового потока, теплофизических свойств смеси, эффективности теплоизоляции смеси, времени выполнения транспортных операций.
Максимально допустимое время и расстояние перевозки асфальтобетонной смеси определяются теплофизическим расчетом, выполняемым для местных условий при составлении ППР или технологической карты. Критерием расчета этих организационно-технологических параметров является температурное состояние смеси перед укладкой, оцениваемое ее среднеобъемной температурой и коэффициентом вариации.
Температурное состояние смеси должно обеспечивать при укладке нормальное функционирование рабочих органов асфальтоукладчика и возможность последующей качественной укатки до требуемой плотности.
При транспортировании асфальтобетонная смесь активно охлаждается, покрываясь коркой, под которой температура смеси практически остается постоянной.
Если корка достаточно тонкая, то при выгрузке смеси в приемный бункер асфальтоукладчика и при последующем ее распределении к трамбующему брусу и выглаживающей плите укладчика она разрушается. До тех пор пока температурное состояние кусков корки не приведет к сбоям рабочих органов асфальтоукладчика, его можно считать малоопасным для качества уплотнения асфальтобетонного покрытия. Если же комки смеси заметны в покрытии за выглаживающей плитой, то необходимо отрегулировать температурный режим смеси: повысить температурную однородность приготовления смеси, укрыть смесь в кузове пологом или теплоизолировать, снизить простой автосамосвала перед выгрузкой смеси. При этом необходимо, чтобы общая продолжительность транспортных операций не превышала времени нахождения смеси в удобоукладываемом состоянии, т. е. чтобы температура смеси перед началом укладки находилась на допустимом уровне.
При неблагоприятном сочетании температуры воздуха, скорости ветра, температуры основания, осадков, когда качественное строительство покрытия невозможно, работы необходимо приостановить.
Предисловие
Накопительные бункера являются действенным средством обеспечения равномерного, бесперебойного режима работы асфальтобетонных заводов, стабилизации их производительности.
Однако известно, что битумы подвержены интенсивному старению при высоких температурах и, особенно, в тонких пленках. Такие процессы наблюдаются при выдерживании асфальтобетонных смесей в накопительных бункерах и транспортировании их к месту укладки. В результате возможно ухудшение качества получаемых смесей. Это обстоятельство обусловило необходимость в проведении исследований, позволяющих выявить закономерности изменения свойств битумов и асфальтобетонов в условиях выдерживания асфальтобетонных смесей при технологических температурах. Цель таких исследований установить предельно допустимое время выдерживания смесей.
Хранение и транспортирование смесей к месту укладки рассматриваются как звено в общей проблеме, охватывающей все процессы, связанные с производством, укладкой и уплотнением асфальтобетонных смесей.
«Методические рекомендации по оптимальным режимам хранения в накопительных бункерах и транспортирования асфальтобетонных смесей» составлены на основании проведенных в Союздорнии научно-исследовательских и опытно-экспериментальных работ.
Настоящие «Методические рекомендации» содержат сведения о допустимом времени хранения и транспортирования асфальтобетонных смесей с учетом их состава и температуры, свойств битумов, а также содержат перечень мер, направленных на сохранение требуемого качества асфальтобетонных смесей и уменьшение старения битума в них.
«Методические рекомендации» составили кандидаты технических наук Л.М. Гохман, В.Н. Сотникова и инж. Н.В. Амосова (Союздорнии), канд. техн. наук А.М. Щербаков (Госдорнии).
При разработке использованы результаты исследований и опытно-экспериментальных работ, выполненных канд. техн. наук Д.И. Гегелия.
Все замечания и предложения по данной работе просьба направлять по адресу: 143900, Московская обл., г. Балашиха-6, Союздорнии.
1. Общие положения
Наличие накопительного бункера в составе асфальтобетонного завода позволяет обеспечить ритмичный выпуск асфальтобетонных смесей независимо от наличия автомобилей-самосвалов, изменения режимов укладки и погодных условий, а также сократить время загрузки автомобилей и повысить их производительность.
Однако при выдерживании смесей в накопительных бункерах и при транспортировании их к месту укладки происходит старение битума, проявляющееся в повышении его хрупкости и снижении пластичности. В результате ухудшаются удобоукладываемость и уплотняемость асфальтобетонных смесей, снижаются трещиностойкость, водо- и морозостойкость асфальтобетонных покрытий.
В наибольшей степени подвержены старению горячие асфальтобетонные смеси на вязких битумах.
1.2. Интенсивность старения битума при выдерживании асфальтобетонной смеси в накопительном бункере и в процессе транспортирования предопределяется температурой и временем выдерживания смеси, ее составом, типом дисперсной структуры битума, толщиной битумной пленки на зернах минеральных материалов и степенью ее структурированности.
Х) Показатель К предложен В.А. Золотаревым
Повышение температуры смеси и увеличение времени выдерживания ее при этой температуре ускоряют старение битумов, так как интенсифицируют полиоксиконденсацию, полимеризацию, фильтрацию легкий компонентов битума в поры минерального материала и их испарение из пленок на поверхности минеральных зерен.
В этих условиях большую роль играют толщина битумной пленки и степень ее структурированности минеральным порошком; в смесях для асфальтобетонов с меньшей остаточной пористостью старение битума происходит значительно медленнее, чем в смесях для более пористых асфальтобетонов.
Следует учитывать, что независимо от состава асфальтобетонной смеси и качества битума процессы старения битума в пленках резко интенсифицируются при температуре 160 °С и выше.
1.3. Цель настоящих «Методических рекомендаций» установить допустимое время хранения и транспортирования горячих асфальтобетонных смесей с учетом состава смесей и температуры, свойств битумов.
2. Допустимое время хранения и транспортирования асфальтобетонной смеси
2.1. За критерий допустимой степени старения асфальтобетонных смесей принято такое снижение деформативности, водо- и морозостойкости асфальтобетонов, ухудшение удобоукладываемости и уплотняемости смесей, доставленных к месту укладки, которые в комплексе приводят к возникновению опасности получения асфальтобетона более низкой, чем это предусмотрено проектом, марки, а также недоуплотнения его в покрытии.
2.3. Смеси, приготовленные на битуме с К > 1, не рекомендуется хранить в бункерах и транспортировать при температуре 160 °С и выше.
2.4. Для снижения простоя автомобилей под загрузкой в начале смены, когда на АБЗ одновременно прибывает несколько автомобилей, асфальтосмесительную установку следует включать в работу не менее чем за 0,5-1 ч до их прибытия.
Допустимое время хранения и транспортирования смесей, ч, для асфальтобетона
Процесс транспортировки асфальтобетонной смеси.
Приготовление и обработка асфальтобетонной смеси.
Качество укладки асфальтобетонной смеси в решающей степени зависит от вязкости битума и, следовательно, от температуры.
Так, если температура битума слишком высока, он становится жидкотекучим, склонным к смешиванию, а иногда и играет роль смазки (что благоприятно для укладки). При охлаждении смесь становится тверже. Холодная смесь отличается вязкостью, жесткостью, упруго-пластичностью, обеспечивая связь ее наполнителей между собой.
В соответствии с ГОСТ 9128–97 температура горячих и холодных смесей при отгрузке потребителю и на склад в зависимости от показателей битумов должна соответствовать указанным в таблице:
Вид смеси | Температурасмеси,0С, в зависимости от показателя битума | |||||
Глубиныпроникания иглы 0,1 ммпри +250С, мм | Условнойвязкости по вискозиметру с отверстием 5 мм, при +600С | |||||
40-60 | 61-90 | 91-130 | 131-200 | 201-300 | 70-130 | 131-200 |
Горячая | от 150 до 160 | от 145 до 155 | от 140 до 150 | от 130 до 140 | от 120 до 130 | от 110до 120 |
Холодная | от 80до 100 | от 100до 120 |
В соответствии с ГОСТ 31015–2002 “Смеси асфальтобетонные и асфальтобетон щебеночно-мастичные” температура смесей в зависимости от применяемого битумного вяжущего при отгрузке потребителю и при укладке должна соответствовать значениям, указанным в таблице:
Глубина проникания иглы, 0,1 мм,при температуре +25 0 С | Температура, 0 С |
При отгрузке | При укладке, не менее |
от 40 до 60 включительно | от 160 до 175 |
от 60 до 90 включительно | от 155 до 170 |
от 90 до 130 включительно | от 150 до 165 |
от 130 до 200 | от 140 до 160 |
Процесс транспортировки асфальтобетонной смеси.
Проблемы обеспечения долговечности и качества дорожного покрытия.
Температурная и фракционная (гранулометрическая) сегрегация горячей асфальтобетонной смеси
Время на перевозку горячего асфальта от места его производства до места укладки зависит от удаленности асфальтосмесительных установок, а в городских условиях, кроме того, от интенсивности движения потоков автотранспорта, количества дорожных заторов на пути движения самосвала.
Это приводит к остыванию поверхностного слоя горячего асфальта в местах его контакта с воздухом и кузовом самосвала. При транспортировке тяжелые фракции асфальта осаждаются на дно самосвала, особенно остро проявляется этот дефект смеси при транспортировке щебеночно-мастичного асфальта, характеризующегося избытком битума.
Т.е. транспортировка асфальта от асфальтосмесительных установок до места укладки приводит к образованию температурной и фракционной сегрегации (расслоению) горячей асфальтобетонной смеси. Фракционная сегрегация в ряде случаев может быть определена визуально — в виде полос разной шероховатости. При укладке щебеночно-мастичного асфальта такая сегрегация проявляется в виде «языков» или полос избытка битума. Излишки битума уносятся на колесах движущегося автотранспорта, в результате вместо ожидаемого высококачественного покрытия образуется неровная дорога с низкой прочностью и долговечностью.
Температурная сегрегация не выявляется визуально, ее можно обнаружить лишь с помощью тепловизора (инфракрасной камеры), но ее последствия имеют не меньшие, а может быть и большие последствия для долговечности дорожного покрытия.
Низкая теплопроводность асфальтовой смеси приводит к тому, что охлажденные до 70 — 80 0С куски корки, образовавшейся при транспортировке, попадая из кузова самосвала в бункер асфальтоукладчика и далее – под его плиту, не разогреваются до температуры основной массы асфальта, т. е. до 130–140 0С. Эти сравнительно холодные куски образуют «холодные пятна», имеющие температуру на 15–30 0С меньшую, чем температура основной площади покрытия.
Уплотняется такое дорожное покрытие неравномерно. «Холодные пятна» оказываются недоуплотненными, склонными к повышенному влагонасыщению и характеризуются пониженной прочностью и сдвигоустойчивостью.
При переходе температуры окружающего воздуха через 0 0С такие участки разрушаются значительно быстрее, чем основная часть покрытия, т. к. влага, находящаяся в слое асфальта, переходит в твердое состояние – лед. Переход из жидкого состояния в твердое сопровождается увеличением занимаемого объема, и разрушает покрытие изнутри. При интенсивном движении автотранспорта, под воздействием нагрузок от его колес, быстрее разрушаются именно эти участки. Отсюда выбоины и локальные трещины покрытия, существенно понижающие его общую долговечность и проявляющиеся зачастую через 1–2 года эксплуатации.
Далее приведены съемки инфракрасной камерой, выполненные на одном из объектов, на котором проводились работы по замене верхнего слоя асфальтобетонного покрытия.
Максимальное остывание смеси происходит в верхней части кузова и по его периметру — в местах максимального теплообмена
При выгрузке в бункер асфальтоукладчика видно, что в него попадает сильно сегрегированная по температуре смесь (перепад до 50 0° C)
В бункере укладчика перепад температур смеси местами достигает 70 0° C
На термограмме обозначены области пониженной температуры, на обычных снимках они ничем не выделяются, но эти участки являются местами образования выбоин, которые проявят себя уже через год.
Дата добавления: 2017-01-13 ; просмотров: 3920 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Погрузка асфальтобетонной смеси
Подготовка транспортных средств
Транспортные средства и требования к ним
Доставка асфальтобетонной смеси на строительный объект является весьма ответственной задачей. При ее выполнении необходимо, во-первых, максимально сохранить требуемую температуру, однородность и подвижность смеси и, во-вторых, обеспечить заданный темп укладки, равномерную загрузку и непрерывную работу укладчика и катков в течение смены.
Для перевозки большинства асфальтобетонных смесей используют автомобили-самосвалы, предпочтительно большой грузоподъемности, с подвеской, создающей минимальную вибрацию при движении.
Кузов должен иметь задний борт, полог, обогрев выхлопными газами, подъемное устройство, обеспечивающее постепенное увеличение угла наклона кузова с фиксацией в любом рабочем положении и устройство, встряхивающее кузов для освобождения его от налипшей смеси.
Кузов автомобиля-самосвала перед погрузкой должен быть тщательно очищен от всех посторонних предметов. Дно кузова должно быть гладким и без существенных вмятин и углублений, в которых могли бы скопиться затвердевшая смесь от предыдущей загрузки или вещества, используемые для смазки поверхности кузова. В качестве смазки лучше применять вещества, не содержащие нефтепродукты, например, водно-известковую эмульсию, мыльный раствор или другие подобные материалы. Смазку наносят тонким равномерным слоем, исключая ее скопление в отдельных местах.
Готовую смесь выгружают в транспортное средство из мешалки, либо из накопительного бункера, куда смесь направляют с помощью ковша скиповою подъемника. При этом во всех случаях следует максимально сохранить однородность смеси. Особенно важно соблюдать это требование при погрузке асфальтобетонной смеси типов: «А», «Б» и крупнозернистой смеси. Для этого замесы располагают в кузове так, как показано на рис.7.
Рис. 7. Схема погрузки асфальтобетонной смеси в кузов автомобиля-самосвала
Когда замесы в кузове расположены равномерно, крупные зерна щебня как наиболее тяжелые скатываются с пологого откоса на небольшое расстояние и зерновой состав смеси практически не изменяется.
Если же выгрузку замесов производить в одно место кузова, то с каждой новой порцией конус смеси растет, его откосы становятся круче и щебенки легко с них скатываются и скапливаются у основания конуса. Распределение и уплотнение такой неоднородной смеси практически всегда приводит к серьезным дефектам покрытия.
Выгрузка асфальтобетонной смеси из накопительного бункера должна производиться с высоты не более 2 м от дна кузова автомобиля-самосвала. При этом автомобиль должен стоять на месте. Иначе, при движении вперед, крупные зерна смеси при падении будут скапливаться в задней части кузова и у боргов, что ухудшит однородность смеси.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет