в чем отличия прыжков в фигурном катании
Вы больше не будете путать прыжки в фигурном катании. Полный гид по самым красивым элементам Трусовой, Коляды и других
Научиться разбираться в прыжках — значит, начать смотреть фигурное катание по-настоящему. Прыжки не только составляют больше половины технической оценки и напрямую влияют на определение победителя. Прыжки служат предметом гордости спортсменов и становятся их личным брендом, когда они особенно сложные и редкие. Например, как четверной аксель у Юдзуру Ханю — у японского фигуриста пока не было ни одного чистого исполнения, но весь мир видел страшные падения с неудачных попыток и знает, что Ханю от четверного акселя не отступится.
Нейтан Чен и его шесть четверных прыжков когда-то взорвали информационное пространство на Олимпиаде в Пхенчхане. На пять четверных прыжков собиралась идти Александра Трусова на прошлом чемпионате мира, прежде чем его отменили из-за пандемии.
«Матч ТВ» подготовил для вас самый исчерпывающий гид по прыжкам в фигурном катании.
Мы разберём базовые термины, без которых невозможно научиться «читать» прыжок. Рассмотрим на примерах и ассоциациях, как отличить лутц от флипа, и объясним, почему аксель невозможно перепутать ни с каким другим прыжком.
Термины, чтобы понимать прыжки фигуристов
Заход — то, как фигурист движется, и что делает перед тем, как выполнить прыжок. Это может быть продолжительная проездка по дуге, беговой шаг, скобка или выкрюк, а может быть спираль — кораблик или бауэр.
Выезд — положение фигуриста после выполненного прыжка. По классике это просто положение «ласточки» с вытянутой свободной ногой, но теперь для повышения оценок выезды усложняют. Например, делают дополнительные несколько шагов на той же ноге, на которую приземлялись после прыжка, или встают в кораблик или другую спираль.
Группировка — положение тела фигуриста в воздухе, пока он крутится в прыжке. Обычно это положение тела, вытянутого в струнку — руки прижаты к корпусу, ноги скрещены.
Крутка — скорость выполнения оборотов прыжка в воздухе. Считается, что быстрая крутка помогает в многооборотных прыжках.
Тано — прыжок, который выполнен с одной рукой, поднятой наверх. Разновидность открытой группировки (когда не обе руки прижаты к телу)
Риппон — прыжок, который выполнен с двумя руками, поднятыми вверх. Разновидность открытой группировки.
Квад — от английского quad — четыре, любой прыжок в четыре оборота. Бывают квад-тулуп, квад-сальхов, квад-риттбергер и так далее.
Триксель — сокращение от двух слов «тройной аксель». Фактически это аксель в три с половиной оборота.
Дупель — так сами фигуристы и тренеры, а потом уже и болельщики, называют двойной аксель. Фактически — аксель в два с половиной оборота.
Недокрут — техническая особенность, когда фигурист не успевает сделать нужное целое число оборотов, вращаясь в воздухе, и как бы докручивает себя по инерции уже на льду. Конек при этом оставляет на льду след, напоминающий запятую. Недокрут считается ошибкой и наказывается в оценках.
Преротейшен — недокрут, выполненный в начальной фазе прыжка. Это вращение в прыжок, начатое еще на льду, а не в воздухе. Фактически преротейшен — «скрадывание» оборотов, упрощающее технику. Но правила в данный момент никак фигуристов за это не штрафуют, поэтому считать преротейшены за ошибку было бы неправильно.
Типы прыжков — ребро или зубец?
Теперь перейдём к самим прыжкам. Они бывают всего двух типов — реберные и зубцовые. В первом случае для выполнения прыжка фигуристу нужно придать себе вращение, не толкаясь от льда ногой. Свободная нога может совершать только маховое или скрещивающее движение. Во втором случае, чтобы оттолкнуться и взлететь в воздух, фигурист помогает себе зубцом лезвия одного из коньков.
Главное правило реберных прыжков — никаких зубцов! Главное правило зубцовых прыжков — бей зубцом лёд, чтобы оттолкнуться и взлететь!
Аксель будем рассматривать на примере Елизаветы Туктамышевой. Она одна из десятка женщин, когда-то исполнявших тройной аксель на соревнованиях, а первая удачная попытка была у Лизы еще в 12 лет. К тому же Туктамышева — одна из участниц чемпионата мира в составе сборной России.
В качестве визуального примера ловите Макара Игнатова — он довольно стабильно исполняет квадо-ритт (теперь вы знаете, что это значит) на соревнованиях.
Тулуп в этом смысле самый очевидный прыжок, потому что в нем выезд происходит на той же ноге, что и отталкивание. То есть если перед тем, как толкнуться зубцом, фигурист едет на правой ноге, а после отталкивания и оборотов выезжает на той же правой ноге — это тулуп. По-английски его еще называют «петля на зубце» — очень точное определение, кстати.
Образец четверного тулупа от Юдзуру Ханю:
У нас остались только лутц и флип. Они не просто так считаются самыми сложными среди всех прыжков, причем лутц сложнее флипа.
Если не вникать так уж сильно, можно запомнить простое правило. Когда фигурист продолжительно едет по дуге на одной ноге, прежде чем толкнуться той самой ногой, на которую он потом будет приземляться — это лутц. «Лууууутц», если хотите — настолько там протяяяяжный заход. Если же отрыву предшествует резкий поворот, а потом идет короткий и быстрый толчок зубцом — это флип. «Флип» в переводе и означает «щелчок». Если совсем упрощать, флипу вы можете успеть саккомпонировать щелчком пальцев, настолько он взрывной и быстрый. Лутц — прыжок с оттяжкой, с большим наклоном корпуса.
Видеопример — лутц Александры Трусовой:
Тройной флип Алины Загитовой:
Как не просто сделать прыжок, но и продать его судьям задорого
Сколько стоит каждый прыжок? Его ценность зависит от базовой сложности и числа оборотов. Чем сложнее и многооборотнее, тем дороже. Помимо базовой стоимости, у прыжков есть шкала надбавок и сбавок, которые могут увеличивать или уменьшать базу.
Это можно просто объяснить на примере повседневного ценообразования. Представьте, что у вас есть килограмм сырого картофеля, и вы пытаетесь его продать. На рынке за него дадут условные 100 рублей.
Хотите продать подороже? Можете его помыть и положить в пакет, и вот за него дадут уже 110 рублей. Приготовьте из картофеля пюре, и этот же килограмм будет стоить 150. А если вы вложитесь в рекламу, и ваш картофель станет известен людям как лучший в районе, получится выручить все 200.
Обратная схема тоже работает. Если у вас нет пакета, картофель грязный и не очень свежий, продать его больше чем за 50 рублей вряд ли получится.
В фигурном катании критерии, естественно, другие. Добавил сложных шагов на заходе — получи плюсик. Сделал на выезде трюк, не меняя ногу? Это сложно, молодец, держи ещё плюсик. Поднял руку вверх? Красавчик! Плюс тебе. Две руки вверх? Ну вообще чемпион.
Коснулся рукой льда на приземлении, а то и двумя руками, не докрутил обороты? Минус, минус, минус.
Эта система несколько обесценивает классические параметры любого прыжка — гармоничность группировки, пролёт, амплитуду и лёгкость. Так раньше прыгали Брайан Бойтано, Алексей Урманов, Ирина Слуцкая, Евгений Плющенко. Но правила есть правила, и уже не одно поколение юных фигуристов сразу учится прыгать по системе «все включено», украшая и усложняя элемент максимально.
В то же время прогресс стимулирует фигуристов прыгать сложные каскады, пусть пока больше на тренировках, чем массово на соревнованиях. Например, невероятный четверной тулуп — тройной аксель от Михаила Коляды:
Прыжки выше потолка сложности
Спросите, в чем проблема выявить чемпиона? Можно же просто всех победить количеством прыжков, если они так важны и так дорого стоят. Но прыгать бесконечно много в соревновательных программах нельзя. В них есть ограниченное правилами количество каскадов и одиночных прыжков, кроме того, прописаны правила, запрещающие повторы одного прыжка более двух раз в одной программе. Таким образом Международный союз конькобежцев мотивирует фигуристов работать одинаково над всеми прыжками, чтобы в заданных условиях иметь максимально сложную техническую базу.
Несмотря на ограничения правил, потолок роста есть, и он заключается именно в увеличении числа оборотов. Именно этим несколько сезонов подряд занимаются главные двигатели прогресса в фигурном катании — Нейтан Чен, Боян Цзинь, Юдзуру Ханю, Александра Трусова, Анна Щербакова, Елизавета Туктамышева и многие другие. Посмотрим, кто на этот раз окажется впереди прогресса на чемпионате мира.
Эволюция прыжков в фигурном катании: от спиралей и «бабочек» до многооборотных ультра-си
На первых турнирах по фигурному катанию в конце XIX века спортсмены соревновались в рисовании на льду петель, троек, восьмерок и других фигур, которые впоследствии стали называть «школой». Фокус в выступлениях был на чистоте и красоте исполнения элементов, а СМИ того времени называли этот спорт не иначе как «искусство катания на льду».
Фигуристы стали создавать целые дорожки шагов, придумывая все новые элементы, пробовать вращения и первые одинарные прыжки, которые сейчас считаются неудачными попытками и в народе называют «бабочками». Поначалу прыжки допускались как связующий элемент между рисованием фигур. Позднее все изменилось кардинально — шаги и даже твизлы стали заходами на прыжки, которые теперь являются важнейшими элементами в программе.
За более чем столетнюю историю фигурное катание спрогрессировало от простых перепрыжек к многооборотным прыжкам ультра-си. Сейчас на топ-уровне у мужчин редко кто обходится минимум одним квадом в короткой программе. В произвольной максимумом пока является 5-6 четверных в исполнении монстров мужской одиночки — Нейтана Чена и Юдзуру Ханю, а с недавних пор и 5 квадов от Александры Трусовой.
Евгений Семенов, Sport24
Расскажем, с чего все это началось и какой путь фигуристы прошли от рисования вензелей к настоящему фестивалю квадов.
Одинарные и двойные прыжки
Первыми прыжками на льду стали реберные аксель и сальхов. Перекидной в полтора оборота исполнил норвежец Аксель Паульсен в 1882 году, что стало настоящей сенсацией того времени. В начале XX века олимпийский чемпион Ульрих Сальхов продемонстрировал публике элемент, названный в его честь. Прыжок, который в английском варианте называют просто петлей (loop), впервые прыгнул немецкий фигурист Вернер Риттбергер в 1910 году.
С появлением коньков с зубцами спортсмены стали использовать их как опору и пробовать новые прыжки: лутц, тулуп и флип. Первым лутц исполнил в 1913 году 15-летний австриец Алоис Лутц. А вот авторство первого флипа остается загадкой: его приписывают американцу Брюсу Мейпсу, но где и в каком году это было, история умалчивает.
Как это ни странно, тулуп, который сейчас считается простым и самым дешевым прыжком, был придуман последним. Первым его исполнил все тот же Мэйпс, но, в отличие от флипа, здесь точно известно, что премьера состоялась в 1920 году. По иронии судьбы, фамилия создателя этих прыжков сохранилась только в фигурном катании на роликовых коньках, где тулуп называют «мэйпсом».
pinterest.ca
Несмотря на появление прыжков, в 1920-е годы они были скорее исключением, чем правилом. Даже самые выдающиеся спортсмены включали в свои программы максимум два-три одинарных лутца или флипа, тулуп и аксель в полтора оборота.
В 1930-е годы фигуристы уже прыгали все двойные, кроме акселя. Этот прыжок не поддавался спортсменам из-за отсутствия правильной техники. Лишь на первой послевоенной Олимпиаде аксель в 2,5 оборота сумел исполнить американец Дик Баттон под руководством Гюстава Люсси, который внес огромный вклад в современную технику прыжков. Аксель Баттона значительно отличался от предшественников по группировке.
Эра тройных
Тройные прыжки стали новым уровнем в развитии фигурного катания, который долгое время казался потолком. Дик Баттон продолжил революцию в прыжках. Выиграв одну Олимпиаду с помощью двойного акселя, на свои вторые Игры он приехал, вооружившись первым в истории тройным прыжком — риттбергером.
Прошло 10 лет, прежде чем следующий тройной прыжок был приземлен на соревнования. Им стал лутц в исполнении канадца Дональда Джексона — на чемпионате мира — 1962, где он выиграл золото. Вскоре был приземлен и тройной тулуп — его исполнил в 1964 году американец Томас Литц.
Флип, похоже, является самым таинственным элементом в истории фигурного катания, так как имя исполнителя тройного прыжка до наших дней тоже не дошло. Зато доподлинно известно, что в 1975 году на чемпионате мира его показал американец Терри Кубичка.
Getty Images
Аксель стоит особняком среди прыжков, его тройной вариант фигуристы смогли приземлить позже всех остальных. Три с половиной оборота впервые на соревнованиях в 1978 году выполнил канадец Верн Тейлор. Поначалу триксель пробовали единицы, лишь спустя почти 10 лет его стали исполнять массово.
Революция квадов
Не успел триксель стать привычным делом в мужском одиночном катании, как грянула очередная революция в прыжках. Первый успешный квад в истории (тулуп) показал канадец Курт Браунинг — в 1988 году.
Двумя годами ранее это пытался сделать чешский спортсмен Йозеф Сабовчик, но его попытку судьи не засчитали. Квад-сальхов был приземлен лишь спустя 10 лет — в 1998 году это сделал американский юниор Тимоти Гейбл.
Четверные тулуп и сальхов считаются наиболее простыми и дешевыми по оценкам среди квадов. Лутц, флип и риттбергер стоят дороже и более сложны в исполнении. Поэтому первое их успешное приземление затянулось. Квад-лутц покорился американцу Брэндону Мрозу в 2011 году.
В современной системе судейства именно лутц является самым дорогим прыжком. Его исполняют не так много фигуристов: Боян Цзинь, Юдзуру Ханю, Нейтан Чен, Винсент Чжоу, Дмитрий Алиев, Александр Самарин.
На чемпионате мира — 2010 четверной флип пытался исполнить японец Дайсуке Такахаси, но недокрутил его и приземлился на две ноги. Его дело продолжил Сема Уно, чисто выполнивший квад-флип в 2016 году. А осенью того же года статус японской мужской одиночки в качестве пионера в развитии прыжков закрепил Юдзуру Ханю, приземлив четверной риттбергер.
Аксель и риттбергер были первыми прыжками в фигурном катании, но в эпоху четверных они оказались самыми последними в очереди на приземление. Из-за своей сложности и коварности квад-риттбергер — до сих пор большая редкость на соревнованиях: кроме Юдзуру Ханю, его исполняли Даниэль Грассль, Макар Игнатов, Сема Уно, Сергей Воронов.
Квад-аксель пока остается непокоренной вершиной, хотя на московском этапе Гран-при-2018 его пробовал приземлить Артур Дмитриев.
На тренировках который год с ним бьется Ханю, а однажды исполнить квад-аксель на видео пробовал Нейтан Чен.
Среди женщин первой квадисткой стала японка Мики Андо — в 2002 году она исполнила сальхов. Но долгое время квады не приживались в женской одиночке. Революцию на этом поприще произвела Александра Трусова, которая еще юниором приземлила четверные тулуп и сальхов, а в свой первый взрослый сезон в 2019 году добавила к ним лутц и флип. На чемпионате мира — 2019 четверной сальхов чисто приземлила казахстанская фигуристка Элизабет Турсынбаева.
Четверной аксель, пятерные — что дальше?
Согласно аналитике NBCSN, за четыре последних Олимпиады количество попыток квадов выросло в разы: в Турине успешно приземленных четверных было 8, в Ванкувере — всего 4, но в Сочи — уже 17. В Пхенчхане ожидалось около 55 попыток квадов. В итоге прогноз оказался верным, попыток было более 55, но чистых из них — 53: 19 в короткой и 34 в произвольной.
На Олимпиаде-2022 в гонку за четвертыми ворвутся и российские квадистки. Количество попыток исполнить четверной у женщин будет зависеть от того, кто сумеет отобраться в олимпийскую сборную. Вероятно, будет и Рика Кихира со своим квад-сальховым, который мы видели на чемпионате Японии — 2021. Возможно, кто-то еще из иностранных фигуристок будет пытаться включить квады в свою программу.
Что касается возможности пятерных прыжков, специалисты и сами фигуристы признают, что на тех коньках, которые есть сейчас, это все же возможно, хоть и очень опасно. Известный факт, что некоторые фигуристы на тренировках на удочке пробуют и пятерные, чтобы докручивать квады. А на недавнем чемпионате мира в Стокгольме юный японский фигурист Юма Кагияма продемонстрировал настолько быструю крутку, что едва не перекрутил триксель и один из четверных.
Так что, вероятно, эра пятерных уже не за горами. Но, скорее всего, сначала будет приземлен аксель в 4,5 оборота, что станет логичным переходным этапом от четверных к пятерным. Юдзуру Ханю пытается его приземлить почти весь олимпийский цикл, самая первая попытка зафиксирована на шоу в Японии в 2015 году. Из тех кадров, что были опубликованы с тренировок финала Гран-при-2019 и с недавнего КЧМ, можно сделать вывод, что прогресс есть, недокрут уменьшился. Но если пару лет назад его попытки вызывали шок, то сейчас многие фигуристы согласны с тем, что это реально. К примеру, канадец Нам Нгуен в недавнем подкасте сказал, что уверен в успешном приземлении квад-акселя Ханю.
Удастся ли двукратному олимпийскому чемпиону еще раз вписать свое имя в историю фигурного катания — как исполнителя первого четверного акселя? Или это будет кто-то другой? Кто станет первопроходцем на поприще пятерных и напишет новую главу в развитии прыжков? История творится на наших глазах.
Как научиться различать прыжки в фигурном катании? (много гиф)
Гиф и подсказки и для новичков, и для тех, кто уже пытался разобраться, но показалось слишком сложным. Здесь будет максимально просто
Мало того что видео с инструкциями обычно оказываются недостаточно замедленными, так ещё воспринять объяснения с терминами «дуга/зубец/ребро» и пр, с нуля малореально. Не считая ещё того, что техника прыжков у многих фигуристов кардинально отличается от «книжного» варианта, который всем показывают в разных «объяснялках».
Итак, начнём, от простого для понимания к сложному, и помогут нам своим примером: Боян Дзинь, Юдзуру Ханю, Нэйтен Чен, Сара Хьюз, Каролина Костнер, А лина Загитова, Евгения Медведева, Алена Косторная, Елизавета Туктамышева, Мария Сотскова и Анна Щербакова.
ТУЛУП
Является самым простым и дешевым по стоимости прыжком, поэтому в нынешние времена у фигуристов первого эшелона не встретить просто сольный 3-ной (в три оборота) тулуп. Либо в 4 оборота сольно, либо уже в каскадах 2-ные/3-ные тулупы.
Отличить тулуп можно по развороту корпуса при отставлении ноги назад. Есть фаза, когда фигуристы стоят почти боком на обеих ногах. Этот разворот заложен в самой технике прыжка, и есть у всех. Им визуально характеризуется только тулуп.
Здесь в гиф у нас Боян Дзинь с каскадом 4тулуп-2тулуп и Лиза Туктамышева с каскадным вторым тулупом после первого прыжка, на который пока внимания не обращаем)
РИТТБЕРГЕР
АКСЕЛЬ
Четверного, 4.5 оборота, акселя пока не существует, в истории его никто не прыгнул на международных соревнованиях. 3.5 оборота максимум, и это сложный прыжок. Хотя вот у мужчин сейчас вся элита, первые 20 человек условно на чемпионате мира, владеют им минимум в сольном некаскадном варианте.
А вот дальше, увы, не могу вас порадовать, начинается чехарда и путаница с вариантами исполнений. Предупредил, чтобы все могли морально подготовиться.
САЛЬХОВ
«Книжная» техника этого прыжка подразумевает замах одной ногой и прыжок с разворотом с другой. Проблема в том, что многие фигуристы прыгают так называемый «двуножный вариант», который очень плюс минус напоминает тулуп. И да, в оценках это никак не выражается.
Не очень похоже, согласен.
В замедленном варианте нам его ещё раз покажут в одноножном виде, пусть и с небольшими касаниями льда, Боян Дзинь и Лиза Туктамышева. И в варианте со сложного захода, граничащий с «почти тулупом» Евгения Медведева, у неё как и у Юдзуру заметен толчок второй ноги, но все же меньше.
ЛУТЦ/ФЛИП
Итак, лутц и флип. Книжная техника, это когда на лёд ставится зубец конька опорной ноги, и с него же, без всяких разворотов корпуса как на тулупе, происходит прыжок.
Вот как показывают толчок и отрыв на лутце (флипе также, только ребро передней ноги внутреннее) официальные видео от международной федерации
Преротация (вначале до отрыва «кража» оборотов на льду, которая в том же тулупе изначально большая по технике) при книжной технике примерно 1/4. Но подобная техника встречается редко, обычно чуть меньше/больше 1/2.
Близкие к канону и лутц и флип в одной гиф для наглядного сравнения нам покажет уникальная Каролина Костнер
Пример более жизненной, «реберной» техники отталкивания на лутце в данном случае, крайне распространённой кстати техники, Анна Щербакова
Да, не очень похожие прыжки
Техника исполнения не меняется, кстати, в зависимости от количества оборотов ни у кого. Та же Аня прыгает и 4ные и 3ные одинаково.
Должна ли наказываться такая техника по правилам? НЕТ, не должна, пока на фигуристах не будут повешаны датчики. Почему так, объяснялось в посте «как оцениваются прыжки» со ссылками на правила и учебники. Обязательно к прочтению, так как много манипуляций на сей счёт.
Справедливости ради таких фигуристов как Каролина Костнер крайне мало. Один на 1000 даже элитных фигуристов имеет оба этих прыжка реально зубцовыми и с явно выраженными рёбрами на обоих.
Такая же техничная, как Каролина, Маша Сотскова.
С разных углов ее лутц: сзади, замедленно, и спереди, где видно как ребро передней ноги вывернуто наружу
Флип. В нем Маша чуть хуже толкается, больше наклоняет задний конёк, но ребром не встаёт, толчок все равно зубцом. Но чуть позже. Переднее ребро внутреннее
С каноническим вариантом, думаю, все понятно.
Вам везде скажут «никак». Либо знать программу спортсменов и разбираться кто вообще что заявлял и должен прыгать.
На самом деле визуальный способ есть, рабочий в 99% случаев. Кстати, не видел чтобы кто-то писал или говорил об этом, возможно я буду первым.
Заходы, господа. В 99% случаев на лутц будут проще заходы, чем на флип. Это касается и канонической зубцовой техники, и так называемых «бергеров» (когда зубцовые отталкиваются полным ребром, что очень напоминает риттбергер, отсюда и название).
Также посмотрим разные варианты заходов у технически разных фигуристов
С «бергерами»:
Алина Загитова. Те же бергеры, но на лутце ребро тогда ещё было слабо внешним. 3 лутц и 3 флип
С зубцами:
Нэйтан Чен, 4флип/3тулуп и 4 лутц. Оба прыжка чисто зубцовые, на лутце ребро явно выражено внешннее. А вот на флипе либо слабо внутреннее либо скорее среднее. Сначала замедленно ноги, потом с заходами
Что мы видим у вышеперечисленных примеров? Тенденция одна, и у других фигуристов 99% (ну может 1 исключение где-то можно найти) она тоже присутствует, и от техники не зависит.
Если что-то упустил или что-то осталось непонятно, пишите. Надеюсь, получилось достаточно просто все показать
P.S Общий диалог для постоянного здорового обсуждения фигурного катания, обмена новостями, в беседке. Добро пожаловать!
Друзья, если хотите чтобы написал на какую-то конкретную тему или разобрал какую-то программу/фигуриста, пишите в комментариях и напоминайте, если забыл в беседке. Уже путаюсь кто что просил.
Ещё посты можно найти по хэштегам, нажимая на имена большими буквами: