в чем отличия между средневековой философией и философией эпохи возрождения
В чем отличия между средневековой философией и философией эпохи возрождения
Главная особенность философской мысли периода Средневековья — это теоцентричность, ибо единственной реальностью, определяющей в этой философии все сущее, провозглашался Бог (то есть сверхъестественное начало, а не Космос, природа). Принцип теоцентризма проявлялся:
— В учении о бытии — через принцип креационизма (творение мира Богом из «ничего», актом собственной воли);
— В учении о человеке — через принцип антропологизма (человек — венец творения, «образ и подобие Бога»);
— В учении о познании — через принцип богоуподобления (цель человека — не познание мира, а обретение через процесс познания своего первоначального, «догреховного» облика, то есть «обретение образа и подобия Бога»). Уподобление Богу — это самоотречение человека; отказ от своих претензий, от своего «я»; переход в подчинение Богу. Формой такого перехода становится вера в Бога.
— В истории философии — через принцип провиденциализма (все происходит по промыслу божьему) и эсхатологизма (цель истории — это переход через очистительную катастрофу к царству Эсхатона, то есть к «царству Божию»).
Для своего утверждения христианство нуждалось в теоретическом обосновании. Этому послужили: в первые века христианства апологетика и патристика, а в период средневековья — схоластика.
Наиболее известным представителем апологетики и патристики был Аврелий Августин Блаженный (354–430). Он учил, что весь мир пронизан разумом, светом, логосом. Но источником всего этого выступает Бог и только Бог. Вся история по Августину есть борьба между приверженцами Бога, строящими «град Божий», и приверженцами сатаны («града земного»).
Главным методом на определенном этапе патристики стал мистицизм, выступавший против рассудочного подхода (Иоан Богослов, Василий Великий, Григорий Нисский). Однако преимущественным влиянием в средневековой философии пользовался религиозный интеллектуализм, реализованный в схоластике, главной задачей которой стала выработка у человека сознательного восприятия религиозного вероучения, опираясь не только на церковный авторитет, но и на доводы разума. Схоласты ориентировались на учение Аристотеля.
Схоластика имела два направления: номинализм и реализм. Номиналисты (Росцелин, Дунс Скот и др.) полагали, что общие понятия реально не существуют и являются вторичными. Это лишь названия общих групп предметов. Реалисты (Фома Аквинский и др.), наоборот, утверждали, что общие понятия по отношению к индивидуальным вещам природы являются первичными и существуют реально, сами по себе.
В XIII веке с философским обоснованием истинности догматов священного писания выступил итальянский схоласт Фома Аквинский (1225–1274). Он выдвинул пять рациональных доказательств бытия Бога.
Его учение, томизм стал официальной доктриной католической церкви. Фома Аквинский, в отличие от Тертуллиана, выдвинул теорию гармонии веры и разума. Вера и разум в томизме направлены к познанию Бога, но делают они это своими путями. Разум опирается на науку, вера — на теологию и философию. Возможность гармонии разума и веры базируется на том факте что Бог открывается человеку двумя путями: естественным — через сотворенный мир, а, следовательно, разум и знание, и сверхъестественным — через откровение а, следовательно, веру и теологию. Следовательно, знание — это область истин очевидных и доказуемых, вера — область истин неочевидных и недоказуемых. Проведя четкое различие между разумом и верой, Фома отделил науку и философию от теологии, обосновал их самостоятельность. Однако эта самостоятельность относительная, т. к. то, что признается ложным в теологии, не может быть истинным в науке. То есть Фома, признав ценность знания и науки, сохранил контроль теологии над философией и наукой. Тема веры и знания была важнейшей в средневековой философии наряду с размышлениями о триаде «Вера-Надежда-Любовь».
Христианские идеи творения, искупления, спасения и Божьего суда имели важные философские последствия.
Во-первых, идея линейной направленности в движении человечества к некой цели, которая исключила любые теории круговращения.
Во-вторых, идея изначального равенства всех людей («нет предо Мною ни эллина, ни иудея»).
В-третьих, идея стадийного общественного развития.
В-четвертых, идея общества как совместного бытия людей.
Философия Средневековья и эпохи Возрождения
Почти 1000 лет господствовала религиозная идеология в Европе, с V по XVI в. В отличие от античной философии, стиль мышления средних веков теоцентричен, т.е. в основе мироздания – Бог, а не космос. Философы Средневековья пользовались теологической идеей. Она выполняла регулятивную функцию так же, как для античности – идея космизма, для Нового времени – научное знание.
Философия средних веков базировались на двух основных идеях: откровения; творения всего, креационизма.
Библия – главный источник знаний и вдохновений.
Теоцентричность мышления: сила, определяющая мышление, все поведение человека и общества, есть Бог. Человек должен добросовестно служить Богу.
Догмат о творении всего сущего переносил центр тяжести с природного на сверхприродное начало. В античной философии бороться два противоположных начала – активное и пассивное – материя и идея. Дуализм преодолевается. Монизм Средневековья: есть только Бог, он – абсолютное начало. Весь мир, Вселенная – результат его творчество. Подлинной реальностью обладает лишь Бог.
С V века схоластическая философия преподавалось в школах, с XII века в университетах Западной Европы. Главный вопрос, который решался этой философий был вопрос о соотношении знания и веры.
Тертуллиан (ок. 160-230 гг.), уроженец Карфагена (Африка), прославленный римский адвокат. Первый «отец» церкви. Отделил знание, философию от веры, от религии. Человеческий разум для него – ничто. Религия основан не на разуме. Божественные истины противоречат человеческим. Тертуллиан утверждал: верую, ибо абсурдно.
Бог, согласно Тертуллиану, никогда не открывает себя полностью, а лишь в меру человеческой способности постижения – как человеческий Бог, открывший себя в сине. Учителя Тертуллиана – стоики.
Августин (354-430) автор 100 работ против материалистов, видный христианский философ. Важнейшее работы «О свободе воли», «Против академиков», «О бессмертии души», «Исповедь», «О христианской науке».
Мир, согласно Августину, создается и познается благодаря Богу. Телесная красота, нежные мелодии, запахи цветов – все это временное, преходящее. Бога нет в чувственных вещах.
Фома Аквинский (Аквинат) (1225-1274). Бытие у него – Бог, сотворивший мир. Разум может вступать в противоречия с религией, верой. Однако в божественном откровении не могут быть ошибки, следовательно, ошибается разум, а не Бог.
В средневековая философия существует два направление: реализм и номинализм.
Реализм – учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия или универсалии, а не единичные предметы, существующие в эмпирическом мире. Представители: Ансельм Контерберийский, Гильом из Шампо, Бернар Клервосский, Аврелий Августин.
Номинализм отдавал приоритет воле над разумом. Представители: Росцелин, Пьер Абеляр, Беренгард Турский и другие.
Средневековый реализм сближается с позицией Платона. Универсалии существуют до вещей, это – мысли, идеи в божественном разуме.
Номинализм (от латинский nomen – имя) отрицал возможность существования общих понятий. Согласно номиналистам, универсалии существуют не до, а после вещей. Это был спор о взаимоотношении общего и единичного. Реализм – разновидность, объективно – идеалистического решения проблемы, а номинализм больше тяготеет к материализму.
Ренессанс – явление итальянской и мировой культуры, охватывающее период с XIV по XVI веков. Это время гениальных творцов, выхода человека за границы традиционного общества, стихийного утверждения личной свободы, время резких контрастов и противоречий. Эпоха Возрождения, Ренессанс получило свое название от итальянского художника и архитектора Джоржо Вазари, который в своей книги «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» в 1550 году впервые употребил этот термин.
Философия ренессансной эпохи противостоит средневековой, которая противопоставляла материю – форме, природу – Богу, тленный мир – нетленному.
Философия эпохи Возрождения делится на 3 периода:
Гуманизм (от латинский Humanitas – человечность) – центральное для Возрождения культурное явления. Гуманизм – это свободомыслие и светский индивидуализм.
Уход в прошлое феодальных отношений сопровождался рождением буржуазных: способа производства, общественных отношений, буржуазной цивилизации в целом. Рост промышленности определил на столетия бурный рост науки. Ренессанс принёс новые веяния в культуре, науке. Новое естествознание выросло из практических потребностей. Ученый Герике построил воздушный насос и доказал существование атмосферного давления. Н. Коперник открыл, что Земля – не центр мироздания, а маленькая планета солнечной системы. Г. Галилей обнаружил пятна на солнце, сделав телескоп. Барометр помог людям предсказывать погоду.
Николай Коперник (1473-1543) создал новую астрономическую систему: геоцентризм заменил гелиоцентризмом. Главный труд – «О круговращениях небесных тел». Согласно Копернику, первой и высшей из сфер Вселенной является сфера неподвижных звезд. Затем следует планета Сатурн, круг обращения вокруг Солнца 30 лет; далее – Юпитер, период обращения 12 лет, затем – Марс, проходящий орбиту в 2 года. Четвертое место занимает Земля, пятое – Венера, пробегающая свой путь за 9 месяцев. В центре находится Солнце. Вокруг него и движутся планеты.
Джордано Бруно (1548 – 1600) – итальянский ученый и философ. Веселенная – бесконечна, едина. Каждый мир имеет свою специфику, вместе с тем находится в единстве с остальными. Природа – неподвижна, она не возникает и не уничтожается, не может быть разрушена, уменьшена, увеличена. Она – бесконечна, обнимает все противоположности в гармонии. Конечное и бесконечное – два главных понятия в философии Д. Бруно. Сожжен на костре в Риме за взгляды, противоречащие церковным.
Ренессанс возвеличивал человека, его возможности, познания мира. Но Коперник, Галилей, Бруно и другие мыслители этой эпохи превратили Землю в песчинку мироздания, а человек оказался несоизмеримым с бесконечным пространством.
Человек рассматривался как великий зодчий, чуть ли не равный Богу, а натурфилософия этого периода поставила его перед лицом бесконечного космического пространства без конца и начала…
Философия Средних веков и эпохи Возрождения
Античная, средневековая и ренессансная философии серьёзно отличаются друг от друга. Основа этого отличия лежит в распределении главных концептов.
Касательно античной философии и её конечного концепта, можно говорить, что на заключительном этапе он сформировался в виде Единого Блага. Средневековая философия на главные позиции вышел Бог. А философия Ренессанса предполагала, что ключевой фигурой стал человек и гуманизм.
Сторонники Возрождения считали, что они занимаются возобновлением античной культуры, прежде всего в философской науке и литературном творчестве. Хотя на самом деле, гуманизм Ренессанса обращён не только к эпохе Античности, но и к Новому времени. Именно поэтому, очень часто можно услышать мнение, что эпоха Возрождения – это начальный этап Нового времени.
Хронология философских направлений
Философские направления не имеют чётких хронологических границ. Дело в том, что разные исследователи по-разному определяют некоторые периоды развития философии. Так, некоторые утверждают, что окончание античной философии тесно связано с роспуском философских школ и именем византийского императора Юстиниана, который это сделал. Это произошло в 529 г. Однако стоит отметить, что в это время уже говорилось о христианской философии, основоположником которой является Августин Аврелий (354-430). В силу этого, можно с уверенностью говорить, что средневековая философия началась в V в. Ещё сложнее установить рамки её угасания и заката, точно так же как и начало ренессансной философии. С долей сомнения можно утверждать, что ренессансная началась в XV в., а философия Нового времени в XVII в. Таким образом, пусть и немного размыто, но хронологические рамки всех периодов философии установлены.
Средневековая философия
Средневековая философия формировалась и существовала в непростых исторических условиях. Достаточно драматичные события сопровождали её на протяжении всего периода. В 395 г., когда Римская империя была поделена на Западную и Восточную, начался массовый отток греческих философов из Рима, т.к. Греция стала принадлежать Восточной Римской империи. Далее произошёл распад Западной империи, а в 476 г. и вовсе Рим оккупировали немецкие племена. Таким образом, все первоисточники греческой философии были безвозвратно утеряны. И только спустя несколько веков, главные работы Платона и Аристотеля переведут на латинский язык.
Все эти исторические перипетии наложили негативный отпечаток на развитие философии и освоение философского наследия.
Говоря о христианской философии, можно выделить два основных этапа её развития: патристику и схоластику.
Патристика – это период, в который была создана христианская теология, основанная на активности отцов церкви и её основателей.
Представители этого направления выступали против философии. Среди ярких представителей Юстин Мартир Антиохийский и Квинт Септимий Тертуллиан. Они утверждали, что философия не нужна, однако спустя некоторое время сами же убедились в том, что без неё сложно бороться с различными ересями, поскольку именно посредством философии создаются канонические теологические формы.
Проблема заключалась в том, что в Средневековье теология использовала философию в своих корыстных целях, чтобы укрепить собственные позиции. Любая попытка предпочесть философию теологии пресекалась на корню. Философия тем временем продолжала существовать, но только благодаря теологии и во благо теологии.
Обе теоретические системы: и философия, и теология носили метафизический характер. В результате их откровенного противостояния невозможно было выявить победителя в силу того, что они выходили за пределы науки, в которой можно было провести их сравнение и установить истину.
Средневековая философия. Основные представители и их идеи
Хронологически средневековая философия делится на несколько этапов:
Патристика II – VI вв.
Основными представителями этого направления являются Аврелий Августин и Северин Боэций. Первый в качестве основных идей выдвигал положения о том, что вера важнее разума, но он актуален, т.к. может быть её обоснованием. Говорил, что знание имеет силу лишь в контексте веры, и человек не способен распоряжаться собственной свободой, которую ему даровал Бог без воли к добру.
Боэций в свою очередь продвигал идеи совершенства Бога и то, что совершенное предшествует несовершенному. Именно поэтому Бог – причина бытия.
Первая фаза схоластики VII – X вв.
Ключевым представителем этого этапа был Скот Эриутена, который в рамках неоплатонически ориентированной теологии приписывал разуму особую роль.
Вторая фаза схоластики XI – XII вв.
Среди представителей этого периода Ансельм Кентерберийский и Пьер Абеляр. Первый придерживался идей Августина, при этом считал, что бытие Бога можно доказать на диалектическом уровне следующим образом: каждый имеет идею Бога – значит он есть.
Второй представитель приписывал схоластическому методу диалектический характер, тем самым утверждая, что универсалии являются концепциями, которые не имеют объективных аналогов.
Арабская философия X – XII вв.
Арабская философия была представлена Ибн Сином и Ибн Рушдом. Син говорил, что мир подобен Богу и он вечен. В своих идеях он сочетал неоплатонизм с аристотелизмом. А Рушд различал истины религии и истины философии, следуя при этом идеям неоплатонизма.
Еврейская философия XII – XIII вв.
Её приверженец Маймонид, который в основном следовал идеям Аристотеля, т.е. ценил разум, в том числе его роль в обосновании веры.
Третья фаза схоластики XIII в.
Главным представителем третьей фазы схоластики был Фома Аквинский. Он под эгидой теологии пытался объединить науку и философию. Много работал над переводами теологии на манер аристотелевской философии. Утверждал, что Бог – наивысшая форма первопричины и конечная цель. Именно он вывел пять доказательств существования Бога.
Четвёртая фаза схоластики XIV в.
Представителем этого периода был Уильям Оккам. Он говорил о невозможности доказать существование Бога, однако следует признать его как волевой акт. Понятия, по его мнения, это не отображение реальных вещей, а всего лишь знаки. Главный принцип его – стремление к простейшим вещам и пренебрежение необязательными понятиями.
Всё вышесказанное говорит о том, что главным предметом споров является непосредственное отношение к философии, где с одной позиции говорилось о мегаконцепте или другими словами о Боге, а с другой позиции шёл разговор о природе микроконцептов, универсалий и их форм существования. В первой ситуации лидирующие позиции занимала религиозная составляющая.
Итогом этих полемик стало создание двух вариантов религиозной философии:
Сегодня аристотелианская религиозная философия преобладает в католицизме и протестантизме. В свою очередь, неоплатоническая является ключевой для православия, что определяется её византийской историей. Относительно науки стоит отметить, что в ней не содержатся сведения относительно какого-либо мегаконцепта.
Дискуссия об универсалиях основана на проблеме понимания природы концептов, имеющих объективную, ментальную и языковую валентность. В Средневековье велась полемика между реалистами, концептуалистами и номиналистами.
Реалисты (Гильом из Шампо, Фома Аквинский) были приверженцами мнения о том, что у универсалий есть объектная валентность иными словами общее присуще самим вещам. Резко против этого мнения высказывались концептуалисты (Абеляр и его стороннники), которые полагали, что универсалии обладают ментальной валентностью в силу своей абстрактности. Номиналисты (Росцелин, Оккам) же не признавали ни объектную, ни ментальную валентность универсалий. Они придерживались мнения, что универсалии – это знаки вещей.
С точки зрения современной науки, дискуссия об универсалиях весьма спорна, т.к. валентность и форма существования научных понятий должна быть определена в составе отдельных наук.
Религиозная философия синкретически сочетает в себе религиозные и философские концепты. Если глубоко разбираться в исследованиях, то можно заметить, что неправы и те, кто отвергает философское содержание описанных средневековых концептов, и те, кто всецело включают их в философию.
Кроме того, стоит обратить внимание на средневековое мировоззрение, которое стало колыбелью для множества новаций. Здесь нужно особое внимание уделить пафосу высокой моральности. Христианская религия отражает его как нечто совершенное, сродни Богу, то, что поможет его любить и надеяться на возращение Творца.
Ренессансная философия. Основные идеи и представители
Философия эпохи Возрождения стала неким трамплином, посредством которого обновилось концептуальное содержание философии. Кардинально изменился объект исследования. Философия стала обращать внимание на проблему человека. Из этого можно сделать вывод, что вся ренессансная философия носит антропологический характер.
Для этого периода характерно обновление идей неоплатонизма, аристотелизма, эпикуреизма, скептицизма. Но так или иначе основной фокус концентрировался на проблеме человека.
В Средние века говорили о том, что Бог создал человека и акцент делался на Боге, а в эпохе Ренессанса в этой фразе акцент перенёсся на человека.
Антропологический акцент философии
Множество факторов способствовало укреплению антропологического характера философии. Здесь и рост и развитие крупных городов и промышленных центров, и развитие политической сферы жизни, и интенсификация университетского образования. Свою роль сыграло и ослабление влияния церкви, а также её обновление после контрреформации. Философия выходила на лидирующие позиции со своими принципами гуманизма, принятием творческой составляющей человеческой жизни и ориентации на эстетическое отношение к действительности. Всё это отразилось в творчестве Франческо Петрарки, Джованни Боккаччо, Франсуа Рабле, Вильяма Шекспира, Мигеля де Сервантеса, Рафаэля Санти, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буаноротти, Тициана Вечеллио и др.
Однако особый интерес вызывают не столько деятели искусства, сколько мыслители, которые трудились в эпоху Возрождения.
Основные идеи философов эпохи Возрождения
Николай Кузанский
Николай Кузанский говорил о том, что в Боге всё сходится – и максимум, и минимум. Бог – это всё. Он придерживался в этом отношении идей пантеизма и говорил о существовании противоположностей. А дух человека выступает в этом контексте помощником в развитии математики и естествознания.
Леонардо да Винчи
Леонардо да Винчи утверждал, что начиная с опыта, для начала стоит установить причины. Все данные, полученные опытным путём, необходимо осмысливать математически. Учёный всегда должен полагаться на этику, а передача полученных научных исследований лицам, которые способны на зло, просто немыслима.
Никколо Макиавелли
Никколо Макиавелли говорил, что ключевым ориентиром в политике выступает не индивидуальное, а общественное благо, во имя которого иной раз приходится прибегать к непопулярным мерам. Традиционное представление о морали не подходит для государя, он, прежде всего, должен добиваться максимальной полезности своих действий.
Мишель Монтень
Мишель Монтень выступал за самые простые воззрения – скептицизм в философии и христианство в религии. Он придерживался мнения о том, что моральные истины открываются личностями. Более того, пытался выработать естественные правила жизни, которые основывались на чистоте, простоте и порядочности.
Философия Ренессанса просуществовала до 1600 г. После семилетнего заключения на Площади Цветов был сожжён Джордано Бруно. Это и стало конечной точкой философии Возрождения. Католическая церковь считала Дж. Бруно еретиком, поскольку под влиянием философии Н. Кузанского он стал пантеистом. В основе его идей – Бог – мировое целое. На основе деятельности этих двух фигур, ярко прослеживается трансформация знания. Ведь Н. Кузанский был папским кардиналом и епископом, а Дж. Бруно квалифицировался католической церковью как инакомыслящий.
Галилео Галилей также был сожжён инквизицией. Хотя он имел огромные связи и влияние в церковном мире.
Г. Галилей автор фразы: «А всё-таки она вертится!».
С его новаций начиналось Новое время. Более того, сравнивая идеи предшественников из Средних веков и Ренессанса, сразу видится решительный выход за пределы философии Платона и Аристотеля. Это было нечто предельно новое и незнакомое, подготовка к этому процессу длилась девятнадцать веков. Что примечательно, что за последующие три века будет сделано в философии гораздо больше того, чем было сделано за девятнадцать. Таким образом, в XX в. наблюдается интенсивное развитие философской мысли.
Основные положения философии Средневековья и Ренессанса
Стоит отметить, что средневековая философия оказала серьёзное влияние на экономическую составляющую общественной жизни по двум направлениям: в понимании её в контексте этики и в выражении божественного порядка.
Даже несмотря на то, что философские концепции Средневековья и Возрождения были заблуждениями, они привели экономическую теорию к определённым трансформациям. Во многом средневековые представления о формировании средней цены или аморальности ростовщичества кажутся элементарными, но не значит, что не остаются актуальными до сих пор.
Если говорить об этической валентности экономической теории, не лишним будет упоминания понятия божественного порядка в контексте христианской этики. Всё потому, что он считается совершенно естественным и не зависит от человека. В силу этого появилось представление о естественном законе, которое характерно для периода Нового времени.
Тема 3. Философия Средних веков и эпохи Возрождения
Средневекоая философия
Средневековая философия принадлежит в основном эпохе феодализма (V-XV вв.). Вся духовная культура этого периода была подчинена интересам и контролю церкви, защите и обоснованию религиозных догматов о Боге и его творении мира. Господствующим мировоззрением этой эпохи была религия, поэтому центральная идея средневековой философии – идея монотеистического Бога.
Особенностью средневековой философии является сплав теологии и античной философской мысли. Теоретическое мышление средневековья в своей основе теоцентрично. Бог, а не космос представляются первопричиной, творцом всего сущего, а его воля безраздельно господствующей над миром силой. Философия и религия здесь настолько переплетены, что философию Фома Аквинский характеризовал не иначе, как «служанку богословия». Источниками средневековой европейской философии выступили преимущественно идеалистические или идеалистически истолкованные философские воззрения античности, особенно учения Платона и Аристотеля.
В развитии средневековой философии можно выделить два этапа – патристику и схоластику.
Патристика.В период борьбы христианства с языческим политеизмом (со II по VI век н.э.) возникла литература апологетов (защитников) христианства. Вслед за апологетикой возникла патристика – сочинения так называемых отцов церкви, писателей, заложивших основы философии христианства. Апологетика и патристика развивались в греческих центрах и в Риме. Этот период можно условно разделить на:
а) апостольский период (до середины II века н.э.);
б) эпоху апологетов (с середины II века н.э. до начала IV века н.э.). К ним относятся Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген и др;
в) зрелая патристика (IV- VI в. н.э.). Наиболее яркими фигурами этого периода были Иероним, Августин Аврелий и др. В этот период в центре философствования находились идеи монотеизма, трансцендентности Бога, трех ипостасей – Бога-Отца, Бога-Сына и Святого Духа, креационизма, теодицеи, эсхатологии.
В этот период философия уже подразделяется на три вида: спекулятивная (теологическая), практическая (моральная), рациональная (или логика). Все три вида философии находились между собой в тесном сопряжении.
Схоластика(VII-XIV вв.). Философию средневековья нередко называют одним словом – схоластика (лат. scholasticus – школьный, ученый) – тип религиозной философии, основанной на соединении догматики и рационалистического обоснования с предпочтением формально-логической проблематики. Схоластика – основной способ философствования эпохи средневековья. Это было обусловлено, во-первых, тесной связью со Священным писанием и Священным Преданием, которые дополняя друг друга, являлись исчерпывающей, универсальной парадигмой философского знания о Боге, мире, человеке и истории; во-вторых, традиционализмом, преемственностью, консерватизмом, дуализмом средневековой философии; в-третьих, безличным характером средневековой философии, когда личное отступало перед абстрактно-общим.
Наиболее приоритетной проблемой схоластики была проблема универсалий. С попыткой решения этой проблемы связаны три философских течения: концептуализм (существование общего вне и до конкретной вещи), реализм (до вещи) и номинализм (существование общего после и вне вещи).
Наибольшими авторитетами философии Средневековья были признаны Августин Аврелий «Блаженный» (354-430) и Фома Аквинский (1225/26-1274).
Последователь Платона Августин Блаженный стоял у истоков средневековой философии. В своих произведениях он обосновывал идею о том, что бытие Бога — это высшее бытие. Добрая воля Бога является причиной появления мира, который через телесное и душу человека восходит к своему создателю. Особое место в этом мире отведено человеку. Материальное тело и разумная душа составляют сущность человека, который через свою душу приобретает бессмертие и свободу в своих решениях и действиях. Однако люди разделены на верующих и неверующих. О первых заботится Бог, а вторым дается возможность через обращение к вере спасти себя. А. Августин считал, что у человека есть два источника знаний: чувственный опыт и вера. Его религиозно-философское учение служило фундаментом христианской мысли вплоть до XIII века.
Философия и религия, по учению Фомы, имеют ряд общих положений, которые открываются и разумом, и верой в тех случаях, когда представляется возможность выбора: лучше понимать, чем просто верить. На этом основывается существование истин разума. Учение Фомы, получившее название томизма, стало идеологической опорой и теоретическим орудием католицизма.
Философская мысль Византийского Востока связана с именами Василия Великого, Григория Богослова, Афанасия Александрийского, Иоанна Златоуста, Григория Паламы и др. Византийскую средневековую философию отличает напряженный, драматический поиск духовных основ новой христианской культуры, самодержавной государственности.
В средние века развитие научного знания в странах мусульманского Востока значительно опережало европейскую науку. Это было обусловлено тем, что в этот период в Европе господствовали идеалистические воззрения, в то время как восточная культура впитывала в себя идеи античного материализма. В результате взаимодействия систем ценностей ислама, традиционных культур народов, входящих в арабский халифат, а в дальнейшем в Османскую империю, стала развиваться синкретическая культура, которую принято называть мусульманской. Наиболее характерными философскими течениями арабо-мусульманской философии были: мутализм, суфизм, арабский перипатетизм. Наиболее значительным явлением по своему философскому содержанию был восточный перипатетизм (IX-XI вв.). Выдающимися представителями аристотелизма были Аль-Фараби, Аль-Бируни, Ибн-Сина (Авиценна), Ибн-Рушд (Аверроэс).
Сильное влияние ислама не позволило развивать независимые философские учения, поэтому исходным принципом построения картины мира выступает Бог как первая действительность. В то же время арабские мыслители развивали аристотелевские идеи о природе и человеке, его логику. Они признавали объективность существования материи, природы, их вечность и бесконечность. Эти философские взгляды способствовали развитию научного познания в области математики, астрономии, медицины и др.
Несмотря на некоторую однотонность средневековой философии, она стала значительным этапом в развитии философского познания мира. Заслуживает внимание стремление этой философии полнее постичь духовный мир человека, приобщить его к более высокому, Богу. Следует отметить, что религиозное возвеличивание человека как «образа и подобия» Бога способствовало продвижению вперед в философском понимании человека. Философия сделала шаг от натуралистических представлений к осознанию индивидуальности человеческого духа и историчности человека.
Средневековая философия внесла существенный вклад в дальнейшее развитие гносеологии, разработав и уточнив все логически возможные варианты соотношения рационального, эмпирического и априорного, соотношения, которое станет впоследствии уже не только предметом схоластических споров, но и фундаментом для формирования основ естественнонаучного и философского знания.
2. Философия эпохи Возрождения.
Эпоха Средневековья сменяется эпохой Возрождения (Ренессанс).[13] В XV-XVI веках в Западной Европе в недрах феодализма начинают складываться капиталистические отношения. Развивающиеся производительные силы приводят к быстрому прогрессу естествознания. Человеческий ум начинает поворачиваться к природе, к материальной деятельности людей.
Ренессанс — одна из самых ярких страниц в истории культуры. Он ознаменован невиданным творческим подъемом в сфере искусства, литературы, науки, социально-политической мысли. Оглядываясь на блестящие достижения античности, деятели Возрождения создали, по сути, новую культуру. Это не могло не наложить отпечаток на развитие философии.
Философия Возрождения преодолевает схоластику и в то же время наследует многие её отличительные признаки. Средневековый теоцентризм вытесняется антропоцентризмом. Бог в философских размышлениях этой эпохи продолжает играть почетную роль «творца» мира, но рядом с ним появляется человек. Формально он остаётся зависимым от Бога (он создан им), но, будучи наделенным в отличие от остальной части природы способностью творить и мыслить, человек рядом с богом фактически начинает играть роль существа, так сказать, «соравного» Богу, роль «второго бога», как выразился один из ведущих мыслителей Возрождения Николай Кузанский. Рядом с Богом, человека возвеличивают как творца мира культуры, обожествляют как субъект творческой деятельности. Человек Ренессанса преодолевает античную созерцательность и средневековую пассивность в отношении к внешнему миру, активно утверждает себя в науке, идеологии и практической деятельности. Таким образом, философия Возрождения выводит человека из сферы религиозной компетенции и превращает его в высшую смыслообразующую ценность, в центр мировоззренческой перспективы. Мир предстает не в его объективной данности, а через призму внутреннего мира человека.
Открытие Ренессансом человека как главного объекта истории и культуры привело к гуманизму – новому мировоззрению, новому социальному идеалу, новому методу.
Философской основой культуры Возрождения был гуманистический неоплатонизм, ставший средством обоснования идеи единства природы и человека.
В конце XV века в философии Возрождения намечается тенденция, которая, постепенно «размывая» специфические границы человеческого в природе, в конце концов, целиком «растворяет» в ней человека, вытесняя гуманистически-пантеистические ориентации раннего Возрождения натуралистически-пантеистическими увлечениями, а позже и натуралистически-деистическими. Крупнейшими представителями пантеистической натурфилософии были Н. Кузанский, Дж. Бруно, основатель Флорентийской академии М. Фичино, его ученик и последователь Дж. Пико Делла Мирандола.
Природа, включая и человека, представлялась Н. Кузанскому (1401 – 1464) производной от Бога, который рассматривался как высшее абсолютное бытие. Однако, развивая идеи пантеизма, Кузанский фактически отрицает сотворение мира. Сближая Бога с природой, он приписывает последней божественные атрибуты и, прежде всего, бесконечность в пространстве. При этом он делает оговорку, что мир не является бесконечным в том смысле, в каком бесконечен Бог как «абсолютный максимум», но «все же нельзя считать его конечным, потому что он имеет границы, между которыми заключен». Он также высказал мысль, что все вещи в мире связаны друг с другом и находятся в непрерывном движении.
Заметную роль в становлении натурфилософии Возрождения сыграл ученый и художник Леонардо да Винчи (1452-1519). Считая опыт «наставником всех наставников», рассматривая саму мудрость как «дочь опыта», Леонардо утверждал, что истина сводится к «одному единственному решению». Опыт при этом он понимает не как пассивное наблюдение, а как активное целенаправленное вмешательство в природу (правда, согласно самой природе), как эксперимент. И хотя Леонардо ещё в гуманистическом духе настаивает на возвышении человека над природой, на возвышении творений человека над творениями природы, человек у него при этом является лишь «орудием природы», пусть самым «величественным», как считал мыслитель.
Натуралистическое толкование философско-мировоззренческих проблем нашло отражение в творчестве таких мыслителей позднего Возрождения, как Н. Коперник, Д. Бруно, Г. Галилей. Николай Коперник (1473-1543), создавший гелиоцентрическую систему мира, фактически начинает освобождение естествознания от теологии. Его учение о мире укрепило и усилило убеждение в способности человеческого разума постичь истину. Мыслителем, философски обосновавшим учение Коперника, является Джордано Бруно (1548-1600). Признавая первичность материи, он развивает мысль о том, что Вселенная бесконечна и безгранична, едина и многообразна, вечна и неисчерпаема в своих проявлениях. Существуют, говорил Д. Бруно, бесчисленные солнца и бесчисленные земли, которые кружатся вокруг своих солнц подобно нашей планете. Ни один из этих бесчисленных миров бесконечной, но в то же время единой Вселенной не создан Богом. Вселенная вечна. Доказывая вечность Вселенной, Бруно подчеркивал необходимость исторического рассмотрения её составных частей. Эта замечательная идея свидетельствует о наличии в его философии элементов диалектики.
Осмысление мира как бесконечного приводит Бруно к мысли о безграничности познания. Источником познания бесконечного он считает разум. Чувства, по его мнению, не способны воспринимать бесконечность. В теории познания он стоит ближе к рационализму.
В развитии натурфилософии эпохи Возрождения существенный вклад внесли ученые-естествоиспытатели, которые на основе экспериментов выдвигали глубокие идеи, способствовавшие разработке методологии научного познания. Так, Г. Галилей (1564-1642), открывший целый ряд фундаментальных законов природы, показал решающую роль эксперимента в научном познании. Он нашел точку соприкосновения опытно-индуктивного и абстрактно-дедуктивного способов исследования природы, дающую возможность связывать абстрактное научное мышление с конкретными восприятиями явлений и процессов природы.
Коренной перелом во взглядах на природу сопровождался пересмотром традиционных представлений об обществе. Возникали первые попытки идеологического и теоретического обоснования идеи гражданского, причем независимого от религиозных санкций, общества. Наиболее типичной в этом отношении была политическая доктрина Н. Макиавелли (1469-1527), правовая теория Ж. Бодэна (1530-1596) и социологические утопии Т. Мора (1478-1535) и Т. Кампанеллы (1568-1639).
И все же философия Возрождения не доходит до радикального отказа от схоластических стереотипов миропонимания. Дальнейшее освобождение мысли от наследия средневековья выпала на долю новоевропейской философской классики.