в чем отличие межличностного общения и межнационального общения

Отношения межличностные, межгрупповые и межэтнические

[с. 231]Изучением проблем, касающихся межэтнических отношений, занимаются многие науки — этнология, социология, экономика, история, психология. Мы же ограничимся лишь их социально-психологическим анализом.

Как уже отмечалось, психология межэтнических отношений занимает особое место среди ветвей этнопсихологии, так как является составной частью социальной психологии и лишь косвенно связана как с культурантропологией, так и с остальными отраслями психологии. Следует, кроме того, помнить, что не существует особых, свойственных исключительно межэтническим отношениям, психологических явлений и процессов: все они являются универсальными для межгрупповых отношений, на которые мы и будем при необходимости ссылаться.

В мировой науке нет четкости в обозначении рассматриваемого нами круга явлений: термины межгрупповые отношения, межгрупповое поведение, межгрупповое взаимодействие и даже межгрупповой конфликт употребляются почти как равнозначные. Однако термин межгрупповой конфликт не подходит для обозначения всей изучаемой области: хотя конфликтные отношения между группами — неотъемлемое свойство человеческого общества, такое же неотъемлемое свойство — сотрудничество и даже интеграция групп. Некоторые исследователи даже в самом конфликте выделяют две основные стадии — конфронтации и интеграции.

Не полностью отражают сферу наших интересов и термины межгрупповое поведение и межгрупповое взаимодействие. Они подразумевают наблюдаемый компонент межгрупповых отношений, но не включают психологические процессы и явления, которые [с. 232]не доступны непосредственному наблюдению, но играют важную роль в жизнедеятельности индивидов и групп.

Например, предубеждения — негативные социальные установки — не обязательно сопровождаются дискриминационным поведением. В социальной психологии давно установлено, что между аттитюдами и поведением возможно расхождение, которое получило название «парадокса Лапьера» по фамилии автора знаменитого эксперимента, проведенного в 1934 г. в США. Обнаруженное несоответствие заключалось в том, что персонал гостиниц и ресторанов оказывал радушный прием китайцам, путешествовавшим вместе с Лапьером по США, но очень многие ответы на отправленные по тем же адресам письма с просьбой принять китайцев, разосланные исследователем через полгода, были отрицательными.

Дело даже не в том, что предубеждения оказались более негативными, чем реальное поведение. Результаты некоторых исследований показали обратное соотношение. Например, в эксперименте, проведенном в США в 60-е годы, домовладельцы намного чаще соглашались сдать квартиру семье афроамериканцев, если переговоры велись по телефону, чем при личном визите потенциальных квартиросъемщиков [по: Бороноев, Павленко, 1994]. Важно другое: исследуя только наблюдаемое поведение, мы пройдем мимо многих психологических явлений, которые могут рано или поздно на нем сказаться. У персонала отелей в эксперименте Лапьера при реальном контакте с китайцами могла «включиться» социальная установка на ситуацию, так как они были заинтересованы в заполнении номеров. Но это вовсе не означает, что в другом месте и в другое время они бы не проявили дискриминации по отношению к китайцам, которые были в 30-е годы в США низкостатусным, угнетаемым меньшинством.

Итак, из всех близких по значению понятий мы выбрали наиболее широкий термин — межгрупповые отношения. С позиции здравого смысла кажется достаточно очевидным, что межгрупповые отношения — это отношения, объектом и субъектом которых являются группы, в том числе и этнические общности. Однако многие социальные психологи под межгрупповыми отношениями понимают прежде всего — и даже исключительно — отношения между индивидами как представителями конкретных групп. Такой точки зрения придерживался и известный британский психолог А. Тэшфел (1911–1982), который отношения между людьми располагал на континууме, полюса которого составляют межличностные отношения и межгрупповые отношения между представителями конкретных и ясно различимых групп[Tajfel, 1981а].

[с. 233]Но при такой постановке вопроса практически все отношения между людьми окажутся межгрупповыми. Так как человек одновременно является членом многих групп, то хотя бы одна из его групповых принадлежностей будет отличаться от групповой принадлежности людей, с которыми он вступает в контакт: общаться могут люди одного возраста, одного пола, одной профессии, но если они идентифицируют себя с разными этносами, на их взаимодействие большое влияние будут оказывать как особенности этих общностей, так и взаимоотношения между ними.

Даже семейный конфликт придется рассматривать как межэтнический, если муж и жена имеют разную национальность и один из них в пылу ссоры прибегнет к последнему аргументу: «Все вы русские (татары, грузины и т.д.) такие — ленивые, глупые, жадные и т.п.».

На самом деле любые отношения одного индивида как представителя группы к другому индивиду как представителю другой группы неизбежно приобретают личностную окраску, что и порождает такой предмет исследования, как межличностные отношения. Строго говоря, «чистые» межличностные отношения, на которые не влияет принадлежность общающихся к каким-либо группам, можно представить лишь как полюс некоего теоретического континуума, на другом полюсе которого располагаются тоже межличностные отношения, но в максимальной степени подвергающиеся влиянию межгрупповых отношений. А подавляющее большинство случаев взаимоотношений между людьми находится в разной степени отдаленности от полюсов. Одни и те же люди в одних обстоятельствах будут взаимодействовать в большей степени как индивиды, а в других — как члены группы.

Степень влияния межгрупповых отношений на отношения межличностные зависит от того, насколько включенные в них люди воспринимают себя и других (и/или воспринимаются другими) прежде всего как членов какой-либо группы. Так, члены групп этнических меньшинств часто считают, и во многих случаях совершенно обоснованно, что отношение к ним окружающих основано на восприятии их группового членства, а не личностных характеристик. Например, подавляющее большинство «нерусских» жителей Петербурга (71,6%), опрошенных в 1995 г., отметили, что сталкивались с антипатией к себе именно по национальным мотивам [Сикевич, 1996].

В максимальной степени межгрупповые отношения проявляются в отношениях межличностных, если группы находятся в состоянии конфликта. Люди старшего поколения, бывавшие в Прибалтике в советские времена, могут вспомнить, что иногда [с. 234]продавщицы в магазинах или прохожие на улицах «не понимали» обращенных к ним по-русски вопросов. Но приезжий из России осознавал, что продавщица, выросшая в многонациональном городе и окончившая советскую школу, просто не могла не знать русского языка. Отказ его использовать отражал сложные межгрупповые отношения и мог рассматриваться как проявление гражданского неповиновения эстонцев, латышей или литовцев, стремившихся к восстановлению государственной независимости.

Межгрупповые отношения (и межэтнические в том числе) — это не только отношения между группами — доминирование или подчинение, соперничество или сотрудничество. В эту область следует включить и отношения к группам, которые проявляются в представлениях о них — от позитивных образов до предрассудков. В наши дни значительный вклад в понимаемые таким образом межгрупповые отношения вносит информация, распространяемая средствами массовой коммуникации и создающая своего рода «вторую реальность» в субъективном мире человека. Отношения к группам могут возникать и без непосредственного взаимодействия между ними, что не раз обнаруживалось в эмпирических исследованиях. Так, среди этнических стереотипов, выявленных в США в начале 30-х годов, наиболее негативными у белых американцев оказались не образы афроамериканца или представителя какого-либо другого дискриминируемого меньшинства, а турка, хотя сомнительно, что большинство респондентов были знакомы хотя бы с одним выходцем из Турции[Katz, Вrаlу, 1933].

Отсутствие единодушия при разграничении межгрупповых и межличностных отношений не случайно. Многие психологи рассматривают межгрупповые отношения не как реальные отношения между группами, а как отношения между их членами из-за боязни «потерять» предмет исследования. Действительно, межгрупповые отношения, особенно отношения между этническими и другими большими социальными группами, детерминированы политическими, экономическими, культурными процессами, идущими в обществе, и поэтому составляют предмет изучения прежде всего не социальной психологии, а других наук — социологии, политологии и т.п. Но и у социальных психологов есть поле для деятельности, только их задача — изучение отражения реальных межгрупповых отношений в сознании людей, прежде всего анализ содержания и механизмов межгруппового восприятия[102].

[с. 235]Исходя из определения межгрупповых отношений как отношений между группами, мы будем рассматривать и межгрупповое восприятие как взаимное восприятие групп, а не отдельных их членов — как групповое образование, обладающее характеристиками, отличающими его от восприятия межличностного. Среди них следует выделить, во-первых, структурные характеристики: 1) согласованность[103] — высокую степень совпадения представлений членов какой-либо группы о ней самой или чужой группе; 2) унифицированность — высокую степень переноса представлений о группе на ее отдельных членов. Во-вторых, динамическую характеристику — большую устойчивость (ригидность, консервативность) межгрупповых социально-перцептивных процессов по сравнению с процессами межличностными. И, в-третьих, содержательную характеристику — тесную связь когнитивных и эмоциональных компонентов, большую оценочность, чем при восприятии межличностном [Агеев, 1983]. Так, согласованными, унифицированными, устойчивыми и эмоционально окрашенными представлениями о группах являются этнические стереотипы, к анализу которых мы обратимся в тринадцатой главе.

Источник

ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ И МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ.

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

font-family:»Times New Roman»,»serif»;>

ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ И МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ.

The article is devoted to the problems of the interpersonal and crosscultural types of communication. In this article the readers can learn about typical mistakes and also it helps to find out the ways how to escape confusions with different participants in different situations.

Каждый день люди сталкиваются с коммуникативными процессами порой, не замечая и неосознавая их, мы передаём информацию с помощью вербальных и невербальных средств. От того, каков будет результат, зависит от многих факторов таких как: цель коммуникации, средства, способы, с кем, где и как мы общаемся. Тема межличностной и межкультурной коммуникации интересна и близка для меня, так как всего пару лет назад я училась на кафедре межкультурной коммуникации и имела опыт общения с иностранными гражданами, где на собственном опыте и увидела некие барьеры в процессе коммуникации, из-за которых возникали различного вида смущения. Для того чтобы не сталкиваться с такими ситуациями, следует разобраться, с какими проблемами межличностного общения и межкультурной коммуникации мы можем столкнуться.

Все мы люди разные и у каждого своя картина мира, и восприятие одной и той же информации для каждого индивидуальна в зависимости от нашего накопленного опыта. Информация, которая противоречит нашему опыту, зачастую отвергается, либо искажается в соответствии с этим опытом. Так слова, имеющие несколько значений, для каждого человека на первом месте имеют своё основное ассоциативное значение. Естественно, из-за такого расхождения возникает проблема того, что информируемый трактует сообщение в соответствии со своими устоявшимися взглядами, не учитывая устои информанта, из-за чего и происходит преломление восприятия передаваемого сообщения. Связывая межличностное общение в своей педагогической деятельности важно отметить то, что при общении с учениками необходимо максимально точно и однозначно формулировать всё то, что мы преподаем и то, какие задание задаём и как их выполнять, если мы хотим добиться должного результата.

При общении с представителями других культур мы должны учитывать факты, что их поведение и реакции будут несколько иными. Забывая о таких моментах, мы пытаемся адаптировать их поведение на нашу культуру, что и приводит к конфликтам из-за недопонимании. В результате у нас появляется негативное отношение к носителям других культур, из-за ошибочного мнения того, что они посягают и пренебрегают ценностями нашей культуры

Часто конфликт при межкультурном общении неизбежен из-за того, что участники не могут получать или отправлять сигналы однозначным образом, как обычно привыкли делать во внутрикультурных ситуациях. Даже если участники добиваются приближенно правильной трактовки передаваемых сигналов, интерпретация информация может оказаться частичной или двусмысленной.

Одним из основных источников конфликта считается то, что люди одинаковы и схожи для того, чтобы общаться друг с другом. Но носители определённой культуры игнорируют тот факт, что коммуникация – это уникальная человеческая особенность, которую формируют специфические культуры и общества. Само допущение сходств представляет собой культурную переменную. Мы ждём от собеседника подобных реакций и предполагаемых ответов, присущих нашей культуре и разочаровываемся, когда получаем обратную реакцию, что порой приводит и к культурному шоку.

Будучи довольно информированными людьми, у каждого есть свои предубеждения и стереотипы, которые характеризуют культуру в целом, а не отдельные моменты определённого индивида. Излишняя опора на стереотипы может помешать нам объективно посмотреть на других людей и их сообщения, и найти подсказки, которые помогут проинтерпретировать эти сообщения в том ключе, в котором нам намеревались их передать. Из этого следует, что наше оценочное мнение может быть ошибочным.

Для избежания всех вышеперечисленных проблем в межличностной и межкультурной коммуникации необходимо предельно чётко и ясно понимать цель общения и индивида с кем мы собираемся общаться. Мы не можем сделать коммуникацию идеальной, так как невозможно предвидеть все моменты, но возможно минимализировать конфликтные моменты в общении.

Клюев Е.В. Речевая коммуникация. М.: ПРИОР, 1998. – С.315

Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М., 1975. – С. 272

Пронников В.А., Ладанов И.Д. Язык мимики и жестов. М., 1998. – С. 205

Источник

«МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП, ТОЛЕРАНТНОСТЬ»

ГБОУ ВО МО «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

Кафедра комплексной безопасности и физической культуры

Самостоятельная работа №15

« Межличностное общение. Национальные особенности этнических групп, толерантность »

по модулю М.3.1. ПРЕДМЕТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

« Содержание и методика преподавания предмета

«Основы безопасности жизнедеятельности »

Ухабова Ольга Юрьевна

МБОУ СОШ № 1 г.Пушкино

Межличностное общение между отдельными личностями, обусловленное обстоятельствами природной и социальной среды, а также личными мотивами, проявляющимися в соответствующих потребностях, интересах, целях и идеалах тех или иных людей. Межличностное общение, как правило, эмоционально окрашено. Оно касается всех сторон жизни людей. В их межличностном общении так или иначе проявляется вся система существующих общественных отношений, в том числе экономических, политических, правовых, нравственных, эстетических, религиозных и др

Особенности этнических групп – это особенности группы людей, связанных между собой этнической или культурной принадлежностью, проявляющиеся на сознательном и бессознательном уровнях.

Этнос – это народ, исторически сложившийся на определенной территории, имеющий общность языка, культуры и психики. Главной особенностью этноса является сознание своего единства и отличия от других народов. Российский философ Г.Г. Шпет в 20-е годы прошлого века подчеркивал, что принадлежность человека к определенному народу определяется сознательным приобщением к культурным ценностям и святыням, образующим содержание истории народа. Национальная психология существует в национальном характере, интересах, традициях, привычках.

Национальный характер – это устойчивые психологические черты, определяющие привычную манеру поведения и образ действий представителя той или иной нации.
Выделяются следующие национально-психологические особенности: мотивационно-фоновые, проявляющиеся в работоспособности, деловитости, осмотрительности; интеллектуальные – в характере организации мыслительной деятельности, степени изобретательности, гибкости, степени логичности и др.; познавательные особенности – проявляющиеся в яркости воображения, концентрации внимания, активности восприятия и др.; эмоциональные особенности – особенности выражения эмоций, чувств; волевые особенности их длительность и устойчивость; коммуникативные особенности, связанные с характером взаимодействия между людьми, сплоченности или отчужденности. На смену понятию «национальный характер» для обозначения психологических особенностей этносов, пришло понятие «менталитет» – уровень коллективного и индивидуального сознания. Менталитет включает бессознательную совокупность людей воспринимать мир определенным образом. Менталитет формируется в процессе исторического развития народа и определяет национальный характер, модель экономического и социального поведения.

Структура этнической идентичности включает когнитивный и аффективный компоненты. Когнитивный компонент означает этническую и культурную осведомленность о своем народе, а аффективный компонент показывает чувство принадлежности к группе. Этническая идентичность в своем развитии проходит три этапа:

первый этап начинается в 6-7 лет, когда ребенок получает некоторые знания о своей этнической принадлежности, сначала это такие показатели, как цвет кожи, язык, обычаи, внешность;

второй этап проходит в 8-9 лет – ребенок в этом возрасте идентифицирует себя со своей этнической группой – национальность, родной язык, место проживания;

третий этап, когда этническая идентичность сформировалась полностью, проходит в младшем подростковом возрасте, в 10-11 лет.

Возможности для приобретения больших знаний о своей и других этнических группах дает межэтническое общение, способствующее формированию коммуникативных навыков. Русский ребенок, живущий в крупном городе, свою этническую принадлежность сознает быстрее по сравнению с ребенком отдаленного места жительства. Это объясняется тем, что в небольшом и удаленном населенном пункте значительно меньше опыта межэтнического общения и меньше интерес к собственной идентичности. На сегодняшний день известно большое количество проведенных исследований, в которых специалисты уточняют возрастные границы и содержание этапов этнической идентичности. Начальные моменты идентификации со своей этнической группой психологи находят у 3-4 летних детей, но, тем не менее, считают, что реализованная этническая идентичность достигается ребенком в подростковом возрасте. Не имеет смысла говорить о том, в каком возрасте ребенок осознает черты своего сходства с членами одной из этнических групп, потому что на этот процесс большое влияние оказывает социальный контекст. Система представлений об этнических явлениях сформировалась только у подростков, которые уже могут четко идентифицировать себя с этнической общностью и стабильно присваивать себе соответствующее самоназвание. Культурная среда оказывает большое влияние на этническую идентичность человека и выражается значительно сильнее. Также большую роль играет количественный состав этнической группы – важным моментом является принадлежность ребенка к этническому большинству или меньшинству. Быстрее формируются представления об этнических группах у представителей этнического меньшинства, которые иногда в детстве предпочитают не свою этническую группу, а группу этнического большинства. Например, негритянские дети часто предпочитают белых кукол, считая, что они на них более похожи. В результате формируется ложная идентичность. С возрастом у представителей этнических меньшинств происходит сдвиг на свою этническую группу, а стремление сохранения позитивной этнической идентичности дает ощущение психологической безопасности и стабильности

До этого изначально латинское «tolerantia» имело то же значение, что и русское «терпение», как и соответствующие слова в европейских языках вплоть до XVI века. Потом в силу социокультурных и политических факторов происходит лексическая эволюция, которая в течение одного-двух столетий приводит к утверждению особого понятия «терпимость» как понятия из лексикона гражданского общества.

Сущность этнической толерантности выражается в позиции личности, в совокупности отношений личности к представителям различных этнических культур, в том числе и к представителям своего этноса, и представляет собой совокупность следующих устойчивых отношений личности: принятие и уважение людей собственной этнической группы, принятие и уважение людей других этнических групп. Основными показателями сформированности этнической толерантности являются: знание национально-культурных традиций народов, совокупность системы взглядов, представлений и навыков культуры межнационального общения, позитивные личностные, социальные и коммуникативные установки, устойчивость эмоциональных реакций, владение техникой конструктивного поведения.

В заключение отметим, что процессы традиционно-национального и религиозного возрождения несут значительный профилактический потенциал, а потому анализ эффективности профилактики на базе традиций и обычаев является перспективным направлением. Для преодоления группового и кланового самосознания необходимо осуществлять прорыв в реиндустриализацию страны. Именно современное производство формирует интернациональное мировоззрение, где национально-этнические отношения подчинены социальным. Сутью интеграционного процесса должно быть единство российского культурного пространства. Именно развитие творческого потенциала разных этносов способствует интеграции российского общества. Сила России в значительной степени заключается в ее многообразии. Российское общество хочет жить дружно и строить свободное, процветающее и демократичное общество, поэтому в России должна возобладать терпимость. Нельзя допустить, чтобы деяния отдельных лиц вносили раскол в многонациональное общество России.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

2. Абдулатипов Р.Г. Человек. Нация. Общество. М.: Политиздат, 1991.

7. Вагабова Н.М. Этническая толерантность в поликультурном обществе: Автореф. дисс. канд. филос. н. Махачкала, 2007.

10. Галкин A.A., Красин Ю.А. Культура толерантности перед вызовами глобализации // Социологические исследования. 2003. № 8 С.64-74.

11. Геллнер Э. Нации и национализм. // Пер. с англ. Т.В. Бердиковой, М.К. Тюнькиной. М.: Прогресс, 1991.

13. Ильин В.И. Социальное неравенство М.: Институт социологии РАН, 2000.

14. Ильин И.Е., Иванова Н.М. Формирование этнической толерантности современной молодежи Электронный ресурс.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Межнациональное общение

11.1. Понятие культуры межнационального общения, ее структурные элементы. Национальное самосознание, особенности его проявления в младшем школьном возрасте

Общение людей разных национальностей обусловлено наличие на планете более двух тысяч этнических общностей. В условиях современной глобализации мира происходит усиление межэтнических взаимодействий, что неизбежно приводит к конфликтам на национальной почве. Одной из наиболее сложных социальных проблем современности является обостряющаяся проблема взаимоотношений между людьми разных национальностей. Обостряются противоречия между ростом национального самосознания, желанием представителей одной и той же этнической группы к консолидации и их стремлением к межэтнической интеграции, к установлению единого экономического, культурного и информационного пространства, что и приводит нередко к открытому противостоянию.

ООН, ЮНЕСКО и другие международные организации в своих основополагающих документах рассматривают воспитание людей в духе мира, дружбы между народами как важнейшую цель воспитания и образования. В ст. 26 Всеобщей декларации прав человека сказано: «Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами…»

Определение в основных международных правовых документах и правовой системе многонационального государства такой общей цели воспитания имеет огромное значение, поскольку подразумевает соблюдение прав и свобод личности без каких бы то ни было различий в отношении расы, религии, языка и национальности. При этом на первый план выходит организация межэтнического общения, взаимодействия.

Общение − важнейший фактор формирования личности, средство воспитания. Оно обеспечивает регуляцию поведения человека, его отношений с другими людьми, создает условия для целенаправленного регулирования чувств, поведения, ориентаций, оценок.

Межнациональное общение ¾ это процесс взаимодействия представителей различных национальностей по поводу разных аспектов их жизнедеятельности; процесс определения взаимосвязи и взаимоотношений, в процессе которых люди, принадлежащие к разным национальным общностям и придерживающихся разных религиозных взглядов, обмениваются опытом, духовными ценностями, мыслями и чувствами.

Межнациональное общение реализуется на нескольких уровнях: межгосударственном, внутри одного государства, межгрупповом, межличностном. Последние два, которые и являются предметом педагогики, обусловлены культурными традициями, обычаями народов, системой их воспитания.

Выделяют 3 характера межэтнических отношений:

Межнациональное общение ¾ конкретная форма проявления отношений, взаимодействия представителей разных национальностей. Вступая в такое общение, человек выступает носителем национальных чувств, сознания, языка, культуры.

Одним из средств гармонизации межнациональных отношений является формирование культуры межнационального общения. Существует несколько трактовок этого понятия:

Культура межнационального общения ¾ это совокупность специальных знаний, умений, убеждений, а также адекватных им поступков и действий, проявляющихся как в межличностных контактах, так и во взаимодействии целых этнических общностей, и позволяющих на основе межкультурной компетентности быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия в общих интересах. (Крысько); Культура межнационального общения является составной частью духовной жизни общества, а также общечеловеческой культуры и включает знание общепринятых норм, правил поведения в обществе, эмоционально-положительные реакции на межэтнические явления и процессы в жизни; Культура межнационального общения представляет свод правил, ограничений и свобод, которые должны позволить человеку и народу не быть ущемленными в правах и свободах и не ущемлять и не оскорблять права и чувства других народов.

Культура межнационального общения ¾ это особый тип культуры представителей разных национальностей, который характеризуется взаимодействием национальных культур, проявляющихся в национальном самосознании личности, терпении, такте и стремлении к межнациональному согласию во всех сферах.

Одним из ключевых понятий, характеризующих сущность культуры межнационального общения, является понятие «толерантности». В переводе на русский язык оно означает терпение. Однако, данный перевод не достаточно точно отражает сегодняшнее понимание этого понятия. В современном обществе толерантность рассматривается как одно из оснований конструктивного общения между людьми во всех сферах общественной жизни и призвана выступать как норма гражданского общества. При этом толерантность рассматривается как целостное проявление личности, выражающееся в позитивном взаимодействии членов общества, на основе сохранения индивидуальности каждого, взаимного уважения и равноправия сторон. Межэтническая толерантность понимается значительно шире, чем просто терпимое отношение к представителям разных этнических групп. В содержание этого понятия входят принципы общечеловеческой морали, проявляющиеся в уважении и обязательном соблюдении прав всех народов; в осознании единства и всеобщей взаимосвязи различных этнокультур, в широких знаниях о культуре своего народа и культурах различных народов, в особенности тех, с которыми осуществляется непосредственный контакт.

Формировать культуру межнационального общения означает решение нескольких задач:

1. Воспитание уважения к человеку любой национальности.

2. Воспитание уважения к национальной культуре и национальному достоинству как своей, так и других народов.

3. Формирование бережного отношения к национальным чувствам и достоинству каждого человека независимо от его национальной принадлежности.

4. Воспитание гражданственности и патриотизма.

5. Воспитание толерантности.

Термин «формирование» предполагает определенную завершенность, приобретение развивающейся личностью свода нормативных знаний, практических умений и навыков. В данном случае имеется в виду приобретение личностью совокупности знаний. Практических умений и навыков, опыта общения в области межнациональных отношений. Именно приобретенный практический опыт межнационального общения становится главным показателем и результатом формирования культуры межнационального общения (Султанбаева К.И.).

Формирование культуры межнационального общения в начальной школе предполагает следующие этапы:

1. Освоение родной культуры, ее истории, традиций, нравственных ценностей.

2. Формирование на этой основе чувства гордости за принадлежность к родному народу, а также уважения к культуре других народов.

3. Формирование потребности в освоении родной культуры и культуры народов-соседей, а также культуры межнациональных отношений.

4. Перевод нравственных знаний в поведенческие нормы, что возможно лишь при организации совместной социально значимой деятельности, направленной на воспитание культуры межнационального общения.

В структуре культуры межнационального общения как характеристике личности целесообразно выделяют три взаимосвязанных и взаимозависимых компонента:

Æ когнитивный (знания человеком своей и инокультур, знание общечеловеческих ценностей, на которых строится любая национальная культура; признание равноправия и равнозначимости всех этнокультур);

Æ эмоциональный (эмоционально-ценностные отношения к людям другой национальности, чужим мнениям, культуре, традициям, обычаям и т.п.);

Æ деятельностный (поведение человека на основе взаимоуважения и взаимного согласия с людьми другой национальности в целях позитивного сотрудничества с ними).

Критериями культуры межнационального общения являются:

û знание своей культуры и особенностей инокультуры народа-носителя этой культуры на уровне осознания сходств и различий между своей и чужой культурами;

û оценивание людей разных этнических групп прежде всего с позиции знания общечеловеческих ценностей;

û проявление уважения и терпимости к разным привычкам, вкусам, взглядам, нормам жизни преставителей чужих этнокультур;

û осознание значимости разнообразия культур и их равноценности;

û эмпатии к людям разных этнических групп как стремление к сопереживанию, готовности принимать их позицию, восприимчивость к нуждам людей других этнических групп, способность и готовность прийти к ним на помощь;

û стремление и способность к эффективному взаимодействию на основе взаимоуважения и взаимосогласия, на основе диалога культур.

Показатели культуры межнационального общения (Р.И. Кусарбаев):

· интерес к культуре, истории и т.п. другого народа;

· потребность в усвоении языка, истории, культуры другого народа;

· развитие отношений с людьми другой национальности.

· уважение к многонациональному народу страны, любовь к Отечеству;

· ориентация на общечеловеческие ценности, на лучшие достижения цивилизации;

· обращение к национальному достоинству и чувствам людей, воспитание в себе интернационального и гражданского сознания и чувств.

· проявление тактичности, чуткости к человеку;

· отовность сопереживать, понимать состояния и желания людей, их намерения;

· формирование умения преодолевать конфликтные ситуации.

· реакция на совместную деятельность, межнациональные браки;

· умение оценить успехи людей другой национальности;

· развитие чувства национальной гордости.

· понимание совместной жизнедеятельности разных народов;

· непримиримое отношение к проявлению шовинизма, национализма, расизма;

· ориентация на общечеловеческие, нравственные ценности; осознание принадлежности к мировому сообществу;

· терпимость к религиозным чувствам людей, обеспечение мирного разрешения межконфессиональных конфликтов.

· отношения к людям на работе, в быту;

· отношение и реакция на взгляды, убеждения, идеалы людей другой национальности;

· реакция на оценочные суждения и сложившиеся стереотипы о людях другой

По данным показателям можно определить динамику развития культуры межнационального взаимодействия и выбрать в зависимости от уровня индивидуальный алгоритм работы.

В межэтническом общении важным требованием является учет национально-психологических особенностей контактирующих. Национально-психологические особенности – это своеобразное проявление национальных форм функционирования общечеловеческой психики. В полной мере они проявляются у отдельной личности или этнической группы только в деятельности. При этом проявляются отличия в способах деятельности, национальном характере, формах демонстрации психических состояний, эмоционально-волевом компоненте личностного самовыражения. На проявлении национальной специфики значительно влияют этническая культура, ее атрибуты, предпочитаемые национальные и народные ценности. Поэтому учителю необходимо владеть знаниями особенностей национальной культуры, языка, традиций и обычаев, что позволит ему полноценно осуществлять педагогический процесс и предотвращать межэтническую напряженность.

Особую роль в формировании культуры межнационального общении играет национальное самосознание личности.

В словаре С.И. Ожегова сознание определяется как способность человека мыслить, рассуждать и определять свое отношение к действительности. Психологи чаще всего понимают под сознанием свойственный человеку способ отношения к действительности, опосредованный всеобщими формами общественно-исторической деятельности людей.

Под самопознанием понимают:

— полное понимание самого себя, своего значения, своей роли в жизни общества;

— оценку человеком своего мировоззрения, целей, интересов и мотивов поведения, целостную оценку самого себя. Мера и исходный пункт отношения человека к самому себе носят общественный характер;

— осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям.

Сравнивая обозначенные понятия можно сделать вывод, что посредством сознания человек познает, воспринимает окружающий мир и определенным образом ориентируется в нем, а самопознание направлено главным образом на познание самого себя.

Под национальным сознанием понимается часть общественного сознания, отражающая национальное бытие, совокупность экономических, философских, социальных, политических, нравственных, эстетических и других взглядов, представлений, характеризующих уровень и особенности духовного развития нации. Национальное сознание включает отношение нации к различным ценностям общества, отражает процесс ее исторического и современного развития. В нем отражается весь спектр ценностных ориентаций, установок в развитии культуры, динамика национальных чувств.

Национальное сознание является важнейшим компонентом национального самосознания. При этом национальное сознание отражает обобщенные представления этнической группы, а национальное самосознание – индивидуализированное понятие. При этом национальное самосознание показывает степень усвоения тех или иных компонентов обобщенного сознания отдельными членами национальной общности. Т.е. благодаря национальному самосознанию личности человек отождествляет себя с другими, соотносит свои представления, ценности, статус с социальными ценностями этноса, с требованиями своей этнической среды.

Таким образом, под национальным самосознанием понимают осознание принадлежности к определенной социально-этнической общности, достигаемое на основе представлений об истории и культуре не только своего народа, но и тех социально-этнических общностей, с которыми он вступает во взаимоотношения. Одним из важнейших компонентов национального самосознания являются национальные чувства.

В формировании национального самосознания участвуют многие факторы: идеологически, социокультурные, национально-исторические и др. Особое значение при этом занимает социокультурная среда, в которой формируется и функционирует национальное самосознание. Поэтому важнейшее место в его становлении занимает семья и школа.

В научной литературе национальное самосознание определяется неоднозначно, но их объединяет главная мысль, что национальное самосознание – это осознание людьми своей принадлежности к определенному виду этноса, т.е. этническая идентичность. Показателем национального самосознания является знание своей этнической культуры. В процессе своего становления этническая культура проходит ряд этапов. Пиаже выделяет три: в 6-7 лет ребенок приобретает первые знания о своей этнической принадлежности, которые носят фрагментарный характер; в 8-9 лет ребенок уже четко идентифицирует себя со своей этнической группой, выдвигает основания идентификации (национальность родителей, место проживания, язык); в 10-11 лет этническая культура формируется в полном объеме. Хотя другие исследования говорят, что уже у ребенка 3-4 лет обнаруживается диффузная идентификация с этнической группой.

1. Что изучает педагогика межнационального общения?

2. Дайте определение культуре межнационального общения.

3. Что включает понятие межэтнической толерантности?

4. Перечислите этапы формирования культуры межнационального общения в начальной школе.

5. Назовите критерии и показатели культуры межнационального общения.

6. В чем проявляются национально-психологические особенности личности? Что означает их учет в учебно-воспитательном процессе?

7. Дайте характеристику феномену «национальное самосознание». Назовите особенности проявления этнического самосознания у младших школьников.

11.2. Проблема формирования культуры межнационального общения в многонациональном коллективе младших школьников

Россия является многонациональным государством и проблема межнациональных отношений всегда была и будет приоритетной в политике нашего государства. Школа – один из институтов государственного воспитания. Формирование культуры межнационального общения – это важнейшая задача, которую ставит государство перед школой.

Начальная школа – это первая ступень образования. Именно здесь закладываются основы мировоззрения и культуры личности, закладываются основы культурного общения и первичные ценностные ориентации. При этом следует учитывать, что современная школа, как и общество в целом, является полиэтническим, а умение строить нормальные взаимоотношения со сверстниками разных национальностей наблюдается не у всех детей.

При организации целенаправленного воспитания следует учитывать, что межнациональные отношения влияют на детей по-разному. Академик Ю.В. Бромлей, известный специалист в области проблемы межнациональных отношений, утверждает: «Человек не рождается ни националистом, ни интернационалистом». Действительно, добрые чувства окружающих вызывают у ребенка ответную эмоционально-положительную реакцию, в то время как недоброжелательность, жестокость – ответное отрицательное отношение. И происходит это независимо от национальной принадлежности тех, кто рядом с ребенком. Создается впечатление, что ребенок одинаково относится к русским, киргизам, казахам, узбекам и другим, но это впечатление иллюзорно, так как на самом деле он даже не знает об их существовании. Наверное, можно сказать, что ребенку в первые годы жизни доступно отношение к человеку, но оно не окрашено знанием его национальной принадлежности, т.е. фактор национальности не принимается во внимание, поскольку он неизвестен.

Отношение к человеку другой национальности начинает формироваться у детей примерно с четырех лет, когда они узнают о многонациональном населении нашей планеты. Чем больше они узнают, тем больше у них проявляется интерес к их жизни, культуре, желание дружить, выучить язык – все это начинает ярко проявляться с приходом ребенка в школу. Младшие школьники в большинстве своем остаются непредубежденными и вообще не имеют сколько-нибудь определенных стереотипов. Но с течением времени под непосредственным влиянием взрослых у них уже вырабатываются известные эмоциональные предпочтения. Впоследствии, примерно в возрасте девяти лет и старше, под влиянием взрослых эти предпочтения формируют соответствующие стереотипы, и изменить их становится уже трудно.

Младший школьный возраст имеет большое значение и возможности для формирования эмоционально-положительного отношения к представителям других национальностей, этнических групп. Основными психологическими новообразованиями являются: развитие и формирование всех познавательных процессов; осознание своих собственных изменений, рефлексия, поворот на самого себя; развитие системы собственных отношений с окружающими. Ребенок в этом возрасте уже берет на себя ответственность за свои поступки, отношение к людям. Именно в этом возрасте у большинства детей начинается процесс формирования знаний об окружающем мире, взаимоотношениях в полиэтническом обществе. Особой школой социальных отношений и взаимоотношений с представителями другой национальности становится общение, то есть речевое и эмоциональное взаимодействие. Познавательная активность, любознательность младшего школьника постоянно направлена на познание окружающего мира, поэтому процесс приобщения к культурной жизни других народов, формирование позитивных межэтнических установок очень эффективны в данном возрасте. Однако, следует учитывать, что прямое, открытое воздействие на сферу межнациональных отношений у детей этого возраста может привести к обратному результату. При этом работа по формированию культуры межнационального общения напрямую зависит от тех социальных условий, в которых живет ребенок. Личность учителя, общественные и семейные ценности, нормы – все это имеет огромное значение в этой работе.

Учащиеся младшего школьного возраста обладают целым рядом особенностей. Так, ребенок в своей самооценке ориентируется на мнение взрослых, что обусловлено такими его особенностями, как подчинение, доверительность, открытость, подражание, послушание, исполнительность, доверие к взрослым; потребность в деятельности, в движении; быстрая смена эмоций. В этом возрасте недостаточно развиты волевые действия, вследствие чего дети испытывают затруднения при выполнении однообразных действий. Потребность в игровой форме обучения ярко проявляется в начальных классах. Младшие школьники зависимы от общественного мнения, их интересуют внешние факты, особенно яркие. Их отличает ярко выраженная эмоциональность.

Л.И. Божович отмечает, что «новый уровень самосознания, возникающий на пороге школьной жизни ребенка, наиболее адекватно выражается в его «внутренней позиции», образующейся в результате того, что внешние воздействия, преломляясь через структуру ранее сложившихся у ребенка психологических особенностей, как-то им обобщаются и складываются в особое центральное личностное новообразование, характеризующее личность ребенка в целом. Именно оно и определяет поведение и деятельность ребенка, и всю систему его отношений к действительности, к самому себе и к окружающим людям». Память в этом возрасте является ведущим познавательным процессом, психической функцией, поэтому именно сейчас возможно прививать ребенку интерес к «иному», с легкостью пополнять его знания и обогащать словарный запас о других культурах, традициях, обычаях.

Формирование культуры межнационального общения длительный процесс, одной из главной составляющих которого является формирование межэтнической толерантности. Данный процесс проходит несколько ступеней: терпимость, понимание и принятие другой культуры, уважение культуры и утверждение культурных различий.

В педагогике межнационального общения задачи формирования культуры межнационального общения решается при помощи разнообразных средств и методов.

Все средства можно разделить на:

¨ материальные (книги, музыкальные инструменты, кинофильмы, предметы быта, национальные символы и атрибуты, национальная одежда, дидактические наборы и т.п.);

¨ нематериальные, которые представлены элементами культуры (традиции, обычаи, игры, песни и танцы, народный календарь и т.п.).

Средствами воспитания культуры межнационального общения являются все элементы национальной и межнациональной культуры (язык, фольклор, искусство, архитектура, литература, музыка, народные промыслы, обряды, народные традиции и др.).

Специфическими средствами воспитания будут являться те, которые целенаправленно выбраны учителем для формирования межэтнической толерантности и формирования этнического самосознания младших школьников. К ним, прежде всего, относятся средства и факторы этнопедагогики: природа, народная игра, религия, труд, общение, икусство, фольклор и т.п. Все они применимы в воспитании культуры межэтнического общения детей.

Методы воспитания культуры межнационального общения – это способы формирования у детей готовности к пониманию и принятию людей другой национальности, терпимому отношению к их своеобразным поступкам.

В интеллектуальной сфере культуры межнационального общения необходимо формировать объем, глубину, действенность знаний о ценностях культуры. Для этого используют такие методы воспитания как беседа, метод убеждения, рассказ и т.п.

В эмоциональной сфере необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанных с эмпатией и транспекцией представителей других культур. К таким методам относится метод внушения.

Методами воздействия на мотивационную сферу ребенка является методы стимулирования. Чтобы сформировать устойчивые привычки, связанные с толерантными взаимоотношениями необходимо использовать различные упражнения в общении (ситуации выбора, методы коррекции, метод дилемм, тренинги, организация различных видов деятельности).

Реализация каждого метода формирования культуры межнационального общения предполагает использование совокупности приемов, соответствующих педагогической ситуации. Особенностям учащихся, индивидуальному стилю педагогической деятельности учителя. При этом реализация различных методов может быть осуществлена при помощи одних и тех же приемов. Можно выделить три группы приемов формирования культуры межнационального общения: первая связана с организацией деятельности детей, вторая связана с организацией диалоговой рефлексии, третья, связанная с использованием материальных средств воспитания.

Эффективность работы по воспитанию культуры межнационального общения возможна лишь при соблюдении ряда педагогических требований. К ним следует отнести:

û развитие в учениках чувства гордости за ту этническую культуру, которую они унаследовали (традиции, язык, обычаи, фольклор и т.д.);

û включение полиэтнического материала во все аспекты обучения и воспитания;

û развитие принятия и уважения этнических форм и отличий, гуманного отношения к людям различных национальностей;

û создание в классе атмосферы доброжелательности, товарищества, на основе взаимоуважения и сопереживания;

û проведение идеи равенства всех этнических групп России, не выделяя ни один из этносов;

û учета характера национальных отношений региона и межэтнического состава класса;

û сочетание в воспитании национального и общечеловеческого;

û использование положительных примеров из жизни и деятельности людей различных национальностей;

û включение младших школьников в общественно полезную и художественно-творческую мультикультурную деятельность (проведение различных акций, совместных творческих дел, выполнение общественных трудовых поручений, участие в художественно-эстетических мероприятиях, музейной работе, проведение народных праздников и фестивалей ит.п.);

û использование задач с различными ситуациями нравственного характера в процессе учебной и воспитательной работы (разные виды тренингов в правильном поведении в многонациональной среде, проектирование межэтнической коммуникации и т.п.);

û использование игр и других активных методов формирования национального самосознания и межэтнической толерантности младших школьников в процессе проведения уроков и воспитательных мероприятий, в том числе сюжетно-ролевых игр, тренингов в поведении в ходе которых они должны будут приспосабливаться к особенностям действий друг друга. При этом постепенно усложняются задачи, которые младшие школьники должны решать в общении и взаимодействии. Эта форма деятельности будет в дальнейшем позитивно воздействовать на коммуникативные способности подрастающего поколения для жизни в полиэтническом обществе;

û привлечение к организации работы по формированию межэтнической толерантности родителей учащихся.

1. Перечислите и охарактеризуйте средства, методы и приемы воспитания культуры межнационального общения в начальной школе.

2. Какие требования предъявляются к работе учителя при организации процесса формирования культуры межнационального общения младших школьников?

3. Перечислите и охарактеризуйте средства, методы и приемы воспитания культуры межнационального общения в начальной школе.

4. Какие требования предъявляются к работе учителя при организации процесса формирования культуры межнационального общения младших школьников?

Литература для самостоятельной работы

1. Волков, Г.Н. Этнопедагогика: Учебник для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд. Центр «Академия», 2000.- 176 с.

2. Кукушин, В.С. Этнопедагогика и этнопсихология / В.С. Кукушин, Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.- 448 с.

3. Султанбаева, К.И. Педагогика межнационального общения: учебно-методический комплекс по дисциплине: учебное пособие /Автор-сотавитель К.И. Султанбаева. – Абакан: Изд-во ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2007.- 96с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *