в чем отличие между католиками и православными
Шесть отличий православных от католиков
Я верю в Бога. Я христианин. Когда-то, 2000 лет назад, этого было достаточно для описания своей веры (а за одно и для смертного приговора себе и своей семье). Церковь, основанная Иисусом Христом во время Пятидесятницы, жила в единстве до начала мирного времени. Уже со времен императора Константина, учеников Иисуса Христа начали сотрясать споры о том, кем же на самом деле был их учитель, каков Бог и как должна быть устроена Церковь. Эти споры порождали ереси и расколы и превращались в настоящие раны, которые не залечены до сих пор. Самый знаменитый раскол произошел в 1054 году между Поместными Церквями Востока и Римской Церковью. Христианский мир разделился на Православный Восток и Католический Запад. А Римская Поместная Церковь отпала от Православия. Однако, сегодня Римо-Католическая Церковь – самая крупная из всех. Католиков в мире больше 1,2 миллиарда, когда как православных – больше 400 миллионов.
Прошли годы. Прогремели войны, Унии, соборы. Невольно в наш век, когда трендом является равенство, любовь и прочее, люди задумываются: «А чем я отличаюсь от католиков? Почему они другие?». Уверяю вас, на этот вопрос ответит далеко не каждый. В этой статье я помогу вам найти основные отличия и выстроить в своей голове единую систему.
Герб государства Ватикан
Отличие первое: кто главный в Церкви?
Спросите это у любого православного, и он ответит: Иисус Христос. С этой очевидной мыслью может не согласиться католик. Для них, помимо Спасителя, существует и видимый заместитель Иисуса Христа (это официальный титул) – Римский Папа. Суть различия проста. Согласно вероучению РКЦ апостол Петр получил от Иисуса Христа полную и абсолютную власть над всей Церковью. Затем, со своей проповедью он пришел в Рим, где был первым епископом, и там же он передал эту власть своим преемникам и ученикам – епископам Рима.
Официальный титул папы римского звучит так:
Епископ Рима, викарий Христа, преемник князя апостолов, верховный первосвященник Вселенской церкви, Великий понтифик, примас Италии, архиепископ и митрополит Римской провинции, суверен государства-города Ватикан, раб рабов Божьих.
Конечно, это учение никогда не было именно таким. Оно постепенно развивалось и эволюционировало с конца II века. Оно дополнялось. Росли амбиции римского епископа, который получал все больше власти в Поместных Церквях Запада. Это привело, в итоге, к конфликту с епископами востока.
Отличие второе: непогрешимость римского епископа
Официально этот догмат был принят в 1870 году на Первом Ватиканском Соборе РКЦ. Согласно ему у римского епископа есть особый дар – он непогрешим в вопросах веры и нравственности, когда говорит с кафедры как пастырь и учитель всех христиан. В этот момент он не может сказать ересь или ошибиться. Однако, неофициально, этот догмат тенью прослеживался в вероучении западных христиан уже с конца XI века. Что в этом плохого, спросите вы? Любой человек может ошибаться. Ошибались апостолы, святые и мы с вами тоже. Не может человек не ошибаться из-за своей человеческой природы. Что касается моего мнения, то я считаю, что этот догмат возник из-за стремления РКЦ к максимальной централизации. Должен быть один центр у всей Церкви и этот центр не может ошибаться во избежание расколов и споров.
Католический священник
Отличие третье: обязательное безбрачие духовенства
Женатое духовенство среди католиков латинского обряда отсутствует. Конечно, это не мешало священникам заводить семьи втайне. Прошло много столетий прежде чем Рим смог окончательно побороть женатое духовенство. Зачем? Это зародилось еще в «православный период» Римской Церкви. Однако, с полной решимостью данным вопросом занялся Папа Григорий VII в конце XI века. Это был Папа, который проводил жесткие общецерковные реформы. Параллельно шла серьезная политическая борьба за независимость РКЦ, и ему нужны были мобильные священники, никак не связанные с миром. Православие не приемлет этот подход, считая его чрезмерным требованием к духовенству и принижением законного брака, который, по сути, делает человека недостойным священства.
Отличие четвертое: непорочное зачатие Девы Марии
Это один из самых сложных вопросов. Конечно, католики любят и почитают Мать Иисуса Христа. Однако, в своем почитании они зашли слишком далеко. Согласно учению РКЦ Богородица не была подвержена первородному греху, то есть, другими словами, она не испытывала искушений грехом вообще.
В Катехизисе РКЦ сказано, что…
«…Преблаженная Дева Мария была с первого мгновения Своего зачатия, по исключительной благодати и благоволению Всемогущего Бога, в предвидении заслуг Иисуса Христа, Спасителя рода человеческого, предохранена ото всякой скверны первородного греха»
Таким образом, природа Марии уже не тождественна нашей. Это означает, что она становится сверхчеловеком. Согласно учению Православной Церкви, Богородица обладала природой, подобной нашей. Именно эту природу и принял Бог через Свое рождение. Таким образом, Иисус Христос был рожден от обычной по природе женщины и принял нашу природу, больную, искаженную, чтобы исцелить ее.
Католический храм
Отличие пятое: учение о Чистилище
Оно возникло еще в «православный период» РКЦ и точно существовало в период свт. Григория Двоеслова. Окончательно сформировался в XIII – XIV веках. Вот, что пишет об этом Катехизис Католической Церкви:
«Те, кто умирает в благодати и дружбе Божией, но не совершенно очищенными, хотя им и обеспечено вечное спасение, после смерти претерпевают очищение, чтобы обрести святость, необходимую для вступления в радость небесную. Церковь называет чистилищем это конечное очищение избранных, совершенно иное, нежели наказание проклятых»
Это учение противоречит учению Православной Церкви, согласно которому душа человека после частного суда находится в ожидании Страшного Суда, уже испытывая на себе то состояние, в котором была запечатлена: Ад или Рай. Никакого специфического учения о Чистилище Православный Восток никогда не знал.
Отличие шестое: молитвенный экстаз
Есть, как вы поняли, и практические отличия в духовной жизни. Католическая Церковь считает приемлемым состояние молитвенного восторга или экстаза у верующих. Этого состояния достигали многие средневековые католические святые. И да, это считается опасным явлением, ведущим верующего к прелести или к сумасшествию. Православная аскетика отвергает как образы в голове, так и крайнюю эмоциональность во время молитвы.
Все это – только вершина айсберга. Различий масса. Конечно, как христиане мы призваны любить друг друга, и ненависть вообще не должна быть свойственна нам. Мы должны уметь строить добрососедские отношения с любым человеком. Однако это не означает, что мы должны закрывать глаза на явные противоречия. Более того, каждый православный, на мой взгляд, должен ясно понимать, почему он именно православный и в чем суть и отличие его веры от других. В противном случае мы будем плавать в непонятном духовном супе, где все можно, нет отличий и все пути одинаковы. Впрочем, это то же самое, что откровенное равнодушие, которое назвать хорошим явлением, я думаю, нельзя.
Православие и католицизм. Ещё раз о различиях
Безбрачие.
У католиков все священники холосты, они при посвящении в чин и должность дают обет безбрачия и целомудрия, целибрачие. Им не положено носить бороды. Но есть исключения.
У православных в их иерархической системе есть белое духовенство, то есть женатое, и есть чёрное духовенство, не женатое, то есть монахи. И они носят бороды. Хотя эти правила не абсолютны.
++++++++++++++++
Богослужение.
У католиков служат Мессу. Во время Мессы они могут сидеть на специально расставленных в Храме скамьях. Лишь изредка они молятся в коленопреклонении. У католиков языком богослужения была латынь. Сейчас в католичестве Литургия служится на национальных языках, кроме сохранивших приверженность к латыне, называемых традиционалистами.
У православных принято в качестве основного богослужения вести Божественную Литургию. Православные во время службы стоят или преклоняют колена, показывая своё смирение пред Богом. У православных Литургия читается на национальных языках. В русском православии Литургия идёт на церковнославянском.
++++++++++++++++
Дева Мария.
У католиков принято в качестве догмы положение о том, что Дева Мария была безгрешной, зачала Иисуса она непорочно и не имела первородного греха.
У православных исповедуется система догматов о том, что Богородица была обычной женщиной, которую по своей милости выбрал Бог, чтобы она выносила и родила Христа как Миссию Человечества.
++++++++++++++++
Иконы.
У католиков иконы приближены к реальности. Католические художники пытаются придать их лицам человеческую индивидуальность. Используется прямая перспектива. Присутствует поклонение статуям.
У православных иконописцев стиль строгий, всё абсолютно символизировано, лицам придаются вид ликов. Православные иконы имеют обратную перспективу, все святые изображаются в двумерности. Статуи в Православии не признаются.
++++++++++++++++
Исповедь.
У католиков принято исповедоваться через деревянную ширму и приватно.
У православных мест особых для исповедания не предусмотрено.
++++++++++++++++
Крест.
У католиков Крест четырёхконечный.
У православных он восьмиконечный с дополнительной нижней перекладиной. Хотя именно четырёхсторонний крест вывез князь Владимир из Корсуни, под которым он и крестился, и который установил по правой стороне Днепра.
++++++++++++++++
Крестное знамение.
У католиков крестятся сверху вниз, затем слева направо всеми пятью пальцами, сложенными в пест. Считается, что этот символ означает пять Христовых ран на Его теле при Его казни.
У православных крестятся сверху вниз и затем справа налево тремя первыми пальцами в песте, при этом безымянный палец и мизинец должны быть приложены к ладони. Три пальца вместе означают Троицу, мизинец и безымянный пальцы символизируют божественное и человеческое происхождение Христа. В некоторых церквях православного направления два пальца означают Адама и Еву, припавших к руке Бога.
++++++++++++++++
Крещение.
У католиков младенцев сначала крестят, а миропомазывают только после 12-ти лет. Причастие в католицизме осуществляется только после 7-ми лет.
У православных крещение, миропомазание и причастие делается сразу, во младенческом возрасте.
++++++++++++++++
Монашество.
У католиков монашеские ордена имеют разную духовность. Можно молиться, можно молчать, можно миссионерствовать монахам, можно трудиться, можно заботиться об обездоленных. И всё это можно делать за пределами монастыря. Существуют закрытые монашеские общины, куда относятся, к примеру, кармелитки, совершенно не покидающие своих монастырей. У католиков существует много околоцерковных движений, в которых участвуют в основном миряне.
У православных монашеств устав един для всех. Вне монастыря монахи не выполняют, как правило, никаких работ. Участие мирян в жизни общин не поощряется.
++++++++++++++++
Непорочное Зачатие.
У католиков Догмат Непорочного Зачатия почти обожествляется. Пресвятая Богородица у них не имеет первородного греха, она была подобно изначальным Адаму и Еве падения не подверженной соблазнам за что была после своей смерти вознесена на Небо. Она именно за свою непогрешимость стала Избранной, так что Иисус родился не от грешницы.
У православных Пресвятая Богородица считается самой святой из всех святых. Её тоже вознесли на небо по Успении, но не телесно. Догматом, как у католиков, это вознесение не считается. Образ Марии существенно проще и беднее по свои функциям.
++++++++++++++++
Обряд.
У католиков главным литургическим обрядом является латинский. Но есть ещё обряды галликанский, доминиканский, византийский, сиро-малабарский и ещё два десятка, если не больше. У католиков обрядовость подчёркивает всеобщность церкви.
У православных почти все церкви сохраняют византийский обряд. К нему обращаются также и греко-католики. Были попытки создания западного обряда в православии, но этот тип обряда пока не прижился. У православных обрядовость ортодоксальная, следование канону.
++++++++++++++++
Пост.
У католиков пост не строгий. Им позволительно отступать от предписаний.
православных пост очень строгий, особенно пост перед Литургией.
++++++++++++++++
Праздники.
У католиков праздники считаются по Григорианскому календарю. В общем, праздники такие же, как и у православных.
У православных праздники отправляют по Юлианскому календарю. Хотя, есть православные церкви, живущие по григорианскому календарю. Особых отличий в перечне праздников от католиков нет.
++++++++++++++++
Причастие.
У католиков почитание Евхаристии есть Причастие, которое обратилось во время Мессы в Тело и Кровь Христову. Такое Причастие у католиков очень развито. Они при этом преклоняются на одно колено перед Дарохранительницей, а также осуществляют адорацию, молитвенно созерцая выставленные на алтаре Святые Дары. Также во время Причастия они совершают процессии во имя торжества Тела и Крови Христова. У католиков Алтарь открыт, есть скамейки.
У православных алтарь закрыт иконостасом, так что прихожане не видят совершения Причастия. В последнее время в Храмах ставят скамейки, к примеру, они стоят в Храме Александру Невскому в Балашихе.
++++++++++++++++
Разводы.
У католиков разводы не положены.
У православных допускаются разводы «по экономии». Можно жениться трижды, а венчаться только единожды, и только в первый раз. Во втором и третьем браке пары получают в церкви только благословение.
++++++++++++++++
Святой дух
У католиков Святой Дух исходит от Отца и от Сына. Католики, опираясь на своё толкование Священного Писания, полагают, что и от Сына исходит Святой Дух.
У православных Дух Святой сходит только от Отца, о чём в Евангелии приведены слова Иисуса, что «Дух истины от Отца исходит».
Считается, что именно это расхождение о понимании Святого Духа и привело к расколу христианства на католиков и православных.
++++++++++++++++
Священное писание.
У католиков в Ветхом Завете 50 богодухновенных книг. У католиков последняя заповедь звучит так: «Не желай жены ближнего своего.»
В православном Ветхом Завете 39 богодухновенных и 11 душеполезных Книг. В Православии последняя заповедь неотделима от других возжеланий.
++++++++++++++++
Священнослужители.
У католиков все священники холосты, они при посвящение в чин и должность дают обет безбрачия и целомудрия, целибрачие. У католиков епископом может стать любой, даже если он не состоит монахом при монастыре.
У православных в их иерархической системе есть белое духовенство, то есть женатое, и есть чёрное духовенство, не женатое, то есть монахи. У православных священником может стать только монах. Белое духовенство, женатое, может дослужиться только до протопресвитера, но останавливаются на награждение митрой, головным убором епископа, или крестом с украшениями.
++++++++++++++++
Соборы.
У католиков были 21 Вселенских Соборов, куда они включают те, что были до раскола и те, что были после раскола.
У православных было только 7 Вселенских Соборов.
++++++++++++++++
Управление.
У католиков Церковь состоит из римских католиков латинского обряда и нескольких древних Восточных Церквей. Все католические церкви поддерживают единство и общаются. Католики сохраняют единство вероучения, допуская лишь незначительные отклонения от литургического поклонения. Главой Церкви у католиков считается Христос, а видимым Церкви главой считается Папа Римский, Епископ Рима. Одновременно он является также Верховным Епископом, наместником Иисуса Христа на земле. Папа Римский признаётся католиками абсолютным источником церковной власти. Католические учёные считают, что Папа Римский является также главой всех христиан на Земле, не только католиков христиан. Католичество не подчиняется мирским властям, власть Папы считается выше власти любого монарха.
Православная церковь делится на дюжину обособленных, автокефальных и равноправных церквей, каждая из которых управляется самостоятельно. В Православии есть 16 официальных церковных общин. Старейшими среди них являются Русская, Сербская, Армянская, Грузинская, Румынская церкви, управляемые епископами, объединёнными в Соборы. Есть также множество непризнанных православных церквей и обрядов. У православных Главой Церкви является Иисус Христос. Главами Соборов являются Патриархи, Митрополиты, Архиепископы. Они не считают для себя обязательным состоять в единстве и общаться. Патриарх избирается на Соборе. Есть почётное первенство, не дающее никаких законодательных преимуществ, оно у Патриарха Константинопольского. В православии важным элементом почитания в религиозных вопросах являются святые старцы, не гнушающиеся исполнением хозяйственных функций. Такой тип христианства оказался более подходящим для юго-восточной Европы и России.
++++++++++++++++
Хоры.
В православии поёт лишь хор, священник читает.
В католичестве поют все прихожане и есть ещё орган.
++++++++++++++++
Церковь Христа.
У католиков считается, что христианство создал Апостол Павел, он молился уже Господу нашему Иисусу Христу. Главным постулатом Павла о вере является оправдание верой, с которой христианин имеет мир с Богом Нашим Иисусом Христом. При Павле в христианстве появилось понятие Папы, взятое из языческих верований.
У православных считается, что Церковь Христа была создана Духом Святым через апостола Петра (деяния, 2-я глава).
Но то, что Христос был Богом было решено на, считающемся Первым, Никейском соборе голосованием с перевесом в один голос.
++++++++++++++++
Чистилище и мытарства.
У католиков есть понятие Чистилища, откуда верующие могут попасть в Рай. Католики утверждают, что душа правильных людей после смерти попадает в чистилище, где очищается от грехов прижизненных.
У православных нет Чистилища. Только Рай и Ад. Но есть понятие мытарства, больше относящееся к форме нравственного наказания. Православные верят, что душа каждого человека после смерти проходит все положенные стадии мытарства. На каждой ступени мытарств души на Том Свете душе задаются вопросы о жизни её на Земле, и в зависимости от ответов, Мытники, называемые в последних инсталляциях Демонами, с каждой души взыскивают за каждый земной грех. В этом заключается Божий Суд в православии.
++++++++++++++++
Православие и католицизм: сходства и различия двух конфессий
Католицизм — это одна из трех основных христианских конфессий. Всего существует три конфессии: православие, католицизм и протестантизм. Самая молодая из трех — протестантизм. Он возник вследствие попытки реформировать католическую церковь Мартином Лютером в XVI веке.
Разделение на православие и католицизм имеет богатую историю. Началом послужили события, которые произошли в 1054 году. Именно тогда легаты правящего в то время Папы Льва IX составили акт отлучения на Константинопольского Патриарха Михаила Керуллария и всю Восточную Церковь. Во время литургии в соборе Святой Софии они положили его на престол и удалились. Патриарх Михаил в ответ созвал собор, на котором, в свою очередь, отлучил от Церкви папских послов. Папа принял их сторону и с тех пор в Православных Церквах прекратилось поминовение пап на богослужении, а латиняне стали считаться схизматиками.
Мы собрали основные отличия и сходства православия и католицизма, информацию о догматах католицизма и особенности конфессии. Важно помнить, что все христиане — это братья и сестры во Христе, поэтому ни католики, ни протестанты не могут считаться «врагами» православной Церкви. Тем не менее, существуют спорные вопросы, в которых каждая конфессия находится ближе или дальше от Истины.
Особенности католицизма
У католицизма более миллиарда последователей во всем мире. Во главе католической Церкви стоит Папа Римский, а не Патриарх, как в православии. Папа Римский — это верховный правитель Святого Престола. Ранее в католической церкви так называли всех епископов. Вопреки расхожему мнению о тотальной непогрешимость Папы, католики считают непогрешимыми лишь вероучительные высказывания и решения Папы. В данный момент во главе католической Церкви стоит папа Франциск. Его избрали 13 марта 2013 года, и это — первый Папа Римский за долгие годы, который встретился с Патриархом православной Церкви. В 2016 году Папа Франциск встретился с Патриархом Кириллом, чтобы обсудить важнейшие для католицизма и православия вопросы. В частности, — проблему гонения на христиан, которая существует в некоторых регионах и в наше время.
Догматы католической церкви
Ряд догматов католической Церкви отличается от соответствующего понимания Евангельской истины в православии.
Конечно, это не все отличия от православия, но католицизм признает те догматы, которые в православии не считаются истинными.
Кто такие католики
Наибольшее число католиков, людей, которые исповедуют католицизм, живет в Бразилии, Мексике и США. Интересно, что в каждой стране католицизм имеет и свои культурные особенности.
Регион | Страна | Численность населения | % католиков | Численность католиков |
Южная Америка | Бразилия | 186 112 794 | 73,6 | 136 979 016 |
Северная Америка | Мексика | 108 700 000 | 89-91 | 101 456 786 |
Северная Америка | США | 301 139 947 | 22 | 68 115 001 |
Отличия католицизма от православия
Кроме того, православная Церковь не признает латинский культ сердца Иисуса и Пресвятой Богородицы. Это учения породили видения католической монахини Маргариты Марии Алякок (она умерла в 1690 г.). По ее словам, в видениях ей являлся Господь Иисус Христос и говорил о Своей чрезвычайной любви к людям, показывал ей Свое сердце, и обучив ее почитанию сердца, приказал ввести ей это служение вначале в монастыре (Франция), а потом распространить между всеми верующими. То же касается и почитания сердца Богородицы. Православная Церковь не признает эти видения истинными.
Бог учил нас любви ко всем людям, а, тем более, к братьям по вере во Христа, поэтому люди, которые исповедуют католицизм не являются нашими противниками и врагами. Лучший способ показать, что именно православие — правильное исповедание веры в Иисуса Христа — пример добродетельной жизни, а не жаркие споры в попытке доказать истину. Кроме того, есть общие проблемы, которые объединяют христиан перед лицом опасности. К сожалению, и сейчас в некоторых регионах существует печальное явление — христианофобия. За веру в Бога страдают православные, католики и протестанты. В борьбе с этим явлением объединяются главы Церквей и христиане по всему миру. Именно поэтому нам стоит быть вежливыми и деликатными с представителями других конфессий, обсуждать спорные моменты в форме дискуссии и быть толерантными к другим людям. Быть толерантным — это не значит быть согласным или равнодушным, но значит быть кротким, милосердным и любящим, как этому и учил нас Господь.
«Чем отличается Католическая Церковь от Православной?»
Какие же проблемы между Русской православной церковью и Римско-Католической церковью остаются неразрешенными?
Чем вообще отличается Католическая Церковь от Православной»? На этот вопрос католики и православные отвечают несколько по-разному. Как именно?
Католики о православии и католицизме
Суть католического ответа на вопрос о различиях между католиками и православными сводится к следующему:
Католики – это христиане. Христианство делится на три основных направления: католичество, православие и протестантизм. Но не существует единой Протестантской Церкви (протестантских деноминаций в мире несколько тысяч), а Православная Церковь включает в себя несколько независимых друг от друга Церквей. Так, кроме Русской Православной Церкви (РПЦ), есть Грузинская Православная Церковь, Сербская Православная Церковь, Греческая Православная Церковь, Румынская Православная Церковь и т.д. Управляются Православные Церкви патриархами, митрополитами и архиепископами. Не все Православные Церкви имеют общение друг с другом в молитвах и таинствах (что необходимо для того, чтобы отдельные Церкви были частью единой Вселенской Церкви согласно катехизису митрополита Филарета) и признают друг друга истинными церквями. Даже в самой России Православных Церквей несколько (сама РПЦ, Русская Зарубежная Православная Церковь и т.д.). Из этого следует, что мировое православие не имеет единого руководства. Но православные считают, что единство Православной Церкви проявляется в едином вероучении и во взаимном общении в таинствах.
Католики об отличиях католической и православной церквей
1) Первое отличие между Католической и Православной Церквями состоит в различном понимании единства Церкви. Для православных достаточно разделять одну веру и таинства, католики в добавление к этому видят необходимость в едином главе Церкви – Папе;
2) Католическая Церковь отличается от Православной Церкви своим пониманием вселенскости или кафоличности. Православные утверждают, что Вселенская Церковь «воплощена» в каждой поместной Церкви, возглавляемой епископом. Католики добавляют, что эта поместная Церковь должна иметь общение с поместной Римско-католической Церковью, чтобы принадлежать к Вселенской Церкви.
3) Католическая Церковь исповедует в Символе Веры, что Дух Святой исходит от Отца и Сына («филиокве»). Православная Церковь исповедует Духа Святого, исходящего только от Отца. Некоторые православные святые говорили об исхождении Духа от Отца через Сына, что не противоречит католическому догмату.
4) Католическая Церковь исповедует, что таинство брака заключается на всю жизнь и запрещает разводы, Православная Церковь в отдельных случаях разводы допускает;
6) Католическая Церковь приняла догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии. Это означает, что даже первородный грех не коснулся Матери Спасителя. Православные прославляют святость Богородицы, но считают, что она была рождена с первородным грехом, как и все люди;
7) Католический догмат о взятии Марии на небеса телом и душой является логическим продолжением предыдущего догмата. Православные тоже верят в то, что Мария на Небесах пребывает душой и телом, но догматически это в православном учении не закреплено.
8) Католическая Церковь приняла догмат о главенстве Папы над всей Церковью в вопросах веры и морали, дисциплины и управления. Православные не признают главенства Папы;
9) В Православной Церкви главенствует один обряд. В Католической Церкви этот обряд, возникший в Византии, называется византийским и является одним из нескольких. В России более известен римский (латинский) обряд Католической Церкви. Поэтому часто за различия между РПЦ и Католической Церковью ошибочно принимают различия между литургической практикой и церковной дисциплиной византийского и римского обрядов Католической Церкви. Но если православная литургия сильно отличается от мессы римского обряда, то на католическую литургию византийского обряда очень похожа. И наличие в РПЦ женатых священников тоже отличием не является, так как они есть и в византийском обряде Католической Церкви;
10) Католическая Церковь провозгласила догмат о безошибочности Папы Римского в вопросах веры и морали в тех случаях, когда он в согласии со всеми епископам утверждает то, во что Католическая Церковь уже верила в течение многих веков. Православные верующие считают, что безошибочными являются лишь решения Вселенских Соборов;
11) Православная Церковь принимает решения только первых семи Вселенских Соборов, в то время как Католическая Церковь руководствуется решениями 21 Вселенского Собора, последним из которых был Второй Ватиканский Собор (1962-1965).
Православный взгляд на православие и католицизм, их общность и различия
Окончательное разделение Единой Христианской Церкви на православие и католицизм произошло в 1054 году.
И Православная, и Римско-Католическая церкви считают только себя «единой святой, кафолической (соборной) и апостольской Церковью» (Никео-Цареградский Символ веры).
Официальное отношение Римско-Католической церкви к Восточным (Ортодоксальным) церквям, не состоящим с ней в общении, включая поместные православные церкви, выражено в Декрете Второго Ватиканского собора «Unitatis redintegratio»:
«Немалое число общин отделилось от полного общения с Католической Церковью, иногда не без вины людей: и с той, и с другой стороны. Однако тех, кто рождается ныне в таких Общинах и исполняется веры во Христа, нельзя обвинять в грехе разделения, и Католическая Церковь приемлет их с братским уважением и любовью. Ибо те, кто верует во Христа и должным образом принял крещение, находятся в известном общении с Католической Церковью, пусть даже неполном. Тем не менее, оправдавшись верой в крещении, они сочетаются Христу и, следовательно, по праву носят имя христиан, а чада Католической Церкви с полным основанием признают их братьями в Господе».
Официальное отношение Русской православной церкви к Римско-католической церкви выражено в документе «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию»:
Диалог с Римско-Католической Церковью строился и должен строиться в будущем с учётом того основополагающего факта, что она является Церковью, в которой сохраняется апостольское преемство рукоположений. В то же время, представляется необходимым принимать во внимание характер развития вероучительных основ и этоса РКЦ, нередко шедшего вразрез с Преданием и духовным опытом Древней Церкви.
Основные расхождения в догматике
Триадологические:
• Православие не принимает католическую формулировку Никео-Константинопольского символа веры филиокве, где речь идёт об исхождении Духа Святого не только от Отца, но и «от Сына» (лат. filioque).
• Православие исповедует два различных образа бытия Святой Троицы: бытие Трех Лиц в Сущности и Их проявление в энергии. Римо-католики, как и Варлаам Калабрийский (противник св. Григория Паламы), считают энергию Троицы тварной: купина, слава, свет и огненные языки Пятидесятницы полагаются ими тварными символами, которые, однажды зародившись, затем перестают существовать.
• Западная Церковь считает благодать следствием Божественной Причины, подобным акту творения.
• Святой Дух в римо-католицизме трактуется как любовь (связь) между Отцом и Сыном, между Богом и людьми, в то время как в Православии любовь есть общая энергия всех Трех Лиц Святой Троицы, иначе Святой Дух терял бы ипостасный облик при Его отождествлении с любовью.
В Православном Символе Веры, который мы читаем каждое утро, о Святом Духе говорится следующее: «И в духа Святого, Господа Животворящего, Иже от Отца Исходящего…». Эти слова, как впрочем, и все остальные слова Символа Веры находят себе точное подтверждение в Священном Писании. Так в Евангелии от Иоанна (15, 26) Господь Иисус Христос говорит, что Дух Святой исходит именно от Отца. Спаситель говорит: “Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит”. Мы верим в единого Бога в Троице Святой поклоняемого – Отца и Сына и Святого Духа. Бог один по существу, но троичен в лицах, которые еще называют Ипостасями. Все три Ипостаси равночестны, равнопокланяемы и равнославимы. Отличаются они только своими свойствами – Отец нерожден, Сын – рожден, Дух Святой исходит от Отца. Отец является единственным началом (ἀρχὴ) или единственным источником (πηγή) для Слова и Святого Духа.
Мариологические:
• Православие отвергает догмат о непорочном зачатии Девы Марии.
• В католицизме значение догмата имеет гипотеза о непосредственном творении душ Богом, что служит опорой для догмата о непорочном зачатии.
• Православие отвергает также католический догмат о телесном вознесении Богородицы.
Прочие:
• Православие признает Вселенскими семь Соборов, прошедших до великой схизмы, католицизм признает Вселенскими двадцать один Собор, в том числе проходившие после великой схизмы.
• Православие отвергает догмат о непогрешимости (безошибочности) Римского папы и его главенство над всеми христианами.
• Православие не принимает учение о чистилище, а также учение о «сверхдолжных заслугах святых».
• Существующее в православии учение о мытарствах отсутствует в католицизме.
• Теория догматического развития, сформулированная кардиналом Ньюменом воспринята официальным учением Римско-Католической Церкви. В православном богословии проблема догматического развития никогда не играла той ключевой роли, которую она приобрела в католическом богословии с середины XIX в. Догматическое развитие начало обсуждаться в православной среде в связи с новыми догматами I Ватиканского собора. Некоторые православные авторы считают приемлемым «догматическое развитие» в смысле все более точного словесного определения догмата и все более точного выражения в слове познанной Истины. В то же время это развитие не означает, что прогрессирует или развивается «понимание» Откровения.
При некоторой нечеткости в определении окончательной позиции к этой проблеме, просматриваются два аспекта, характерных для православной интерпретации проблемы: тождественность церковного сознания (Церковь знает истину не меньше и не иным образом, чем знала ее в древние времена; догматы понимаются просто как осмысление того, что существовало в Церкви всегда, начиная с апостольского века) и обращение внимания к вопросу о природе догматического знания (опыт и вера Церкви шире и полнее ее догматического слова; о многом Церковь свидетельствует не в догматах, но в образах и символах; Предание во всей его полноте является гарантом свободы от исторической случайности; полнота Предания не зависит от развития догматического сознания; напротив, догматические определения являются только частичным и неполным выражением полноты Предания).
В православии существуют две точки зрения на католиков.
• Первая считает католиков еретиками, исказившими Никео-Константинопольский символ веры (путём добавления (лат. filioque).
• Вторая — схизматиками (раскольниками), отколовшимися от Единой Соборной Апостольской Церкви.
Католики, в свою очередь, считают православных схизматиками, отколовшимися от Единой, Вселенской и Апостольской Церкви, но не считают их еретиками. Католическая Церковь признает, что поместные Православные Церкви — истинные Церкви, сохранившие апостольскую преемственность и истинные таинства.
Некоторые различия между византийским и латинским обрядом
Существуют обрядовые различия между наиболее распространённым в православии византийским литургическим обрядом и наиболее распространённым в Католической церкви латинским обрядом. Однако обрядовые различия, в отличие от догматических, не носят принципиального характера — существуют католические церкви, использующие византийскую литургию в богослужении (см. Грекокатолики) и православные общины латинского обряда (см. Западный обряд в православии). Различные обрядовые традиции влекут за собой различные канонические практики:
В латинском обряде распространено совершение крещения путём окропления, а не погружения. Немного отличается крещальная формула.
Отцы Церкви во многих своих трудах говорят именно о погружательном Крещении. Святитель Василий Великий: «Великое Таинство Крещения совершается тремя погружениями и равными им по числу призываниями Отца, Сына и Святаго Духа, чтобы и образ смерти Христовой отпечатывался в нас и просветились души крещаемых через предание им Боговедения»
Так крестил в Петербурге в 90-е годы о. Владимир Цветков — до позднего вечера, после Литургии и молебна, не присев, ничего не вкушая, пока не причастит последнего крещаемого, готового к Причастию, а сам сияет и говорит уже почти шепотом: «Шестерых покрестил», как будто «Шестерых я сегодня родил во Христе и сам заново родился». Сколько раз это можно было наблюдать: в пустом огромном храме Нерукотворного Спаса на Конюшенной, за ширмой, на закате дня, батюшка, никого не замечая, пребывая где-то, откуда его не достать, ходит вокруг купели и водит за собой вереницу таких же отрешенных, облаченных в «ризы правды» наших новых братьев и сестер, которых не узнать. А батюшка уже совсем нездешним голосом славит Господа так, что все оставляют свои послушания и сбегаются на этот голос, доносящийся из другого мира, которому теперь сопричастны новокрещенные, новорожденные, запечатленные «печатью дара Духа Святаго.(о. Кирилл Сахаров).
Миропомазание в латинском обряде совершается после достижения сознательного возраста и называется конфирмацией («утверждением»), в восточном обряде — сразу же после таинства крещения, с которым объединено в единое чинопоследние (за исключением приёма немиропомазанных при переходе из других конфессий).
Окропительное крещение пришло к нам из католичества.
В западном обряде для таинства исповеди широко распространены конфессионалы, отсутствующие в византийском.
В православных и грекокатолических храмах алтарь, как правило, отделён от средней части храма иконостасом. В латинском обряде алтарём именуется сам престол, расположенный, как правило в открытом пресвитерии (но может сохраняться алтарная преграда, ставшая прообразом православных иконостасов). В католических храмах отступления от традиционной ориентации алтаря на восток значительно чаще, чем в православных.
В латинском обряде долгое время вплоть до II Ватиканского собора было широко распространенно причастие мирян под одним видом (Телом), а священнослужителей под двумя видами (Телом и Кровью). После II Ватиканского собора вновь распространилось причастие мирян под двумя видами.
В восточном обряде детей начинают причащать с младенчества, в западном к первому причастию подходят только в возрасте 7-8 лет.
В западном обряде Литургия совершается на пресном хлебе (Гостия), в восточной традиции на квасном хлебе (Просфора).
Крестное знамение у православных и грекокатоликов совершается справа налево, и слева направо у католиков латинского обряда.
У западных и восточных священнослужителей различаются богослужебные облачения.
В латинском обряде священник не может быть женатым (за исключением редких, особо оговорённых случаев) и обязан перед рукоположением дать обет безбрачия, в восточном (как для православных, так и для грекокатоликов) целибат обязателен только для епископов.
Великий пост в латинском обряде начинается с пепельной среды, а в византийском с чистого понедельника. Рождественский пост (в западном обряде — Адвент) имеет разную продолжительность.
В западном обряде принято продолжительное стояние на коленях, в восточном — земные поклоны, в связи с чем в латинских храмах появляются скамейки с полочками для коленопреклонений (сидят верующие только при ветхозаветных и апостольских чтениях, проповеди, оффертории), а для восточного обряда важно, чтобы перед молящимся оставалось достаточное для земного поклона пространство. При этом в настоящее время и в грекокатолических, и в православных храмах в разных странах распространены не только традиционные стасидии вдоль стен, но и ряды скамеек «западного» типа параллельно солее.
Вместе с отличиями, между богослужениями византийского и латинского обряда существует соответствие, внешне скрытое за различными названиями, принятыми в Церквях:
В католичестве принято говорить о пресуществлении (лат. transsubstantiatio) хлеба и вина в истинные Тело и Кровь Христовы, в православии чаще говорится о преложении (греч. μεταβολή), хотя термин «пресуществление» (греч. μετουσίωσις) также употребляется, а с XVII века соборно кодифицирован.
Восточные и западные христиане используют различные Пасхалии, поэтому даты Пасхи совпадают только в 30 % случаев (при этом некоторые восточнокатолические церкви используют «восточную» Пасхалию, а Финляндская Православная Церковь — «западную»).
В католичестве и православии существуют праздники, отсутствующие в другой конфессии: праздники Сердца Иисуса, Тела и Крови Христовых, Непорочного Сердца Марии и др. в католичестве; праздники Положения честной Ризы Пресвятой Богородицы, Происхождения честных древ Животворящего Креста и др. в православии. Следует иметь в виду, что, например, ряд праздников, считающихся значимыми в Русской Православной Церкви, отсутствуют в других поместных православных церквях (в частности, Покрова Пресвятой Богородицы), причём некоторые из них имеют католическое происхождение и переняты уже после раскола (Поклонение честным веригам Апостола Петра, Перенесение мощей святителя Николая Чудотворца).
Православные не совершают коленопреклонения в воскресение, а католики совершают.
Католический пост менее строг, чем православный, при этом его нормы официально послаблялись с течением времени. Минимальный евхаристический пост в католицизме составляет один час (до II Ватиканского Собора обязательным был пост с полуночи), в православии — не менее 6 часов в дни праздничных ночных служб (на Пасху, Рождество и т.д.)и перед Литургией Преждеосвященных Даров («однако воздержание перед причащением с полуночи от начала данных суток весьма похвально и его могут держаться имеющие физическую крепость» — согласно постановлению Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 ноября 1968 года), а перед утренними Литургиями — с полуночи.
В отличие от православия, в католичестве принят термин «благословение воды», тогда как в восточных Церквях — «освящение воды».
Православное духовенство, преимущественно, носит бороду. Католическое духовенство, как правило, безбородо.
В православии усопшие особо поминаются на 3-й, 9-й и 40-й день после смерти (первым днём принимается сам день кончины[20]), в католицизме — на 3-й, 7-й и 30-й день.