в чем отличие материалистической теории происхождения языка
Материалистическая теория
Материалистическое учение о языке «пронизано социолингвистической идеей: творцом исторического прогресса возникновения и развития является общество» [3, с. 52]. Материалистическая теория о происхождении языка опирается на достижения наук прошлого и данные современных наук. Методологическое значение имеют работы Ф. Энгельса [см. 8; 9]. Принципиальное значение в этом учении имеют следующие признаки:
1. Длительность процесса очеловечивания природы. Возникновение человека, общества, языка – очень длительный процесс эволюции живой природы. Причем возникновению человека предшествовал длительный процесс умственного развития животных, а появление человеческого общества коренным образом изменило развитие живых существ. Человек как общественное существо представляет собой высшую ступень развития живых организмов на земле; сознание, членораздельная речь и общественность являются существенными признаками человека.
2. Производственная деятельность как основа происхождения человека, 46 общества, языка. Несмотря на признание разных факторов, оказавших воздействие на формирование человека и его языка, марксистская постановка вопроса состоит в том, что из всех этих факторов ведущим признается производительная деятельность, которая может быть только в обществе. Люди воспроизводят не только самих себя, но и материальную жизнь, определяющую образ жизни. Изготовление орудий труда и использование их – два отличительных компонента трудовой деятельности человека, причем они требуют не только физических, но и умственных действий.
3. Возникновение сознания и происхождение языка. Для марксистской постановки проблемы происхождения языка характерно рассмотрение ее в связи с происхождением сознания. Сознание, как и язык, возникает только в обществе.
4. Возникновение и совершенствование физиологической основы мыслительной и речевой деятельности. Основой мыслительной и речевой деятельности является высокоразвитое строение нервно-мышечного аппарата человека.
Вопрос 3 Материалистические идеалистические гипотезы происхождения языка
Вопрос 1.Объект, предмет языкознания. Связь языкознания с другими науками
Предметом языкознания является человеческий язык в его различных аспектах, а именно язык как знаковая система, как отражение мышления, показатель как продукт общества социума.
Языкознание связано с социальными науками:
с историей, поскольку история языка является частью истории народа. Данные истории обеспечивают конкретно-историческое рассмотрение изменений языка, данные языкознания являются одним из источников при изучении таких исторических проблем, как происхождение народа, развитие культуры народа и его общества на разных этапах истории, контакты между народами.
Связь языкознания с этнографией проявляется и при классификации языков и народов, при исследовании отражения в языке народного самосознания. Это направление исследований получило название этнолингвистика. Язык в этом случае рассматривается как выражение представлений народа о мире.
Языкознание тесно связано с литературоведением. Союз языкознания и литературоведения породил филологию.
Языкознание связано также с психологией. Психологическое направление в языкознании изучает мыслительные и другие психологические процессы и их отражение в речи, в категориях языка. В середине 20 века возникла психолингвистика.
Вопрос 2.Язык и речь. Язык как общественное явление. Основные функции языка. Структура языка.
а)Язык и речь образуют единый феномен человеческого языка. Язык — ϶ᴛᴏ совокупность средств общения людей посредством обмена мыслями и правил употребления этих средств; язык как сущность находит свое проявление в речи. Речь представляет собой использование имеющихся языковых средств и правил в самом языковом общении людей, в связи с этим речь должна быть определена как функционирование языка.
б)Язык неразрывно связан с обществом, его культурой и людьми, которые живут и трудятся в обществе. Принадлежащий обществу язык и его использование каждым отдельным человеком – два разных, хотя и тесно взаимосвязанных явления: с одной стороны, это общественное явление, некая совокупность единиц, правила употребления которых хранятся в коллективном сознании носителей языка; с другой стороны, это индивидуальное использование какой-то части этой совокупности.
с) Функции языка – это проявление его сущности, его назначения и действия в обществе, его природы, ᴛ.ᴇ. его характеристики, без которых язык не может существовать. Главнейшие базовые функции языка – коммуникативная и когнитивная, имеющие разновидности, ᴛ.ᴇ. функции более частного характера.
Коммуникативнаяфункция означает, что язык является важнейшим средством человеческого общения (коммуникации), ᴛ.ᴇ. передачи от одного лица другому какого-либо сообщения с какой-либо целью. Язык существует именно для того, чтобы обеспечивать общение (коммуникацию). Общаясь друг с другом, люди передают свои мысли, чувства и душевные переживания, воздействуют друг на друга, добиваются общего взаимопонимания. Язык дает им возможность понять друг друга и наладить совместную работу во всех сферах человеческой деятельности, являясь одной из сил, которые обеспечивают существование и развитие человеческого общества.
Коммуникативная функция языка играет ведущую роль. Но язык может выполнить эту функцию благодаря тому, что он подчинен строю мышления человека; в связи с этим возможен обмен информацией, знаниями, опытом.
Из этого неизбежно следует вторая основная функция языка – когнumuвная (ᴛ.ᴇ. познавательная, гносеологическая), означающая, что язык – важнейшее средство получения новых знаний о действительности. Когнитивная функция связывает язык с мыслительной деятельностью человека.
Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 1297 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Основы диалектико-материалистической теории происхождения языка. Закономерности исторического развития языка
По оценкам специалистов,теория отличается четкостью и ясностью исходных положений, логическойстройностью и, несомненно, представляет собой большое достижение теоретической мысли»
Развитие языка тесно связано с историей развития общества, той общественной ситуацией, в которой язык используется, и теми социальными функциями, которые язык выполняет. Социальную природу языка, влияние языка на развитие общества и отдельных лиц изучает особая лингвистическая дисциплина, которая называется социолингвистикой (часть лингвистики)
Важные исторические закономерности развития языка:
1) длительное сохранение основы языка:
2) историческая преемственность между старым и новым состоянием при образовании родственныхязыков;
3) соотнесенность корнеслова, морфем и фонетических законов между родственными языками в ихсовременном состоянии.
Формы существования языка
Или совокупность идиолектов,однородных в языковом отношении и характерных для небольшой территориально ограниченной группы людей
Или совокупность говоров объединенных значительным структурным единством
Закономерности исторического развития языка
Язык.контакты идут 3 путями: адстрат, субстрат, суперстрат
Здесь языки сосуществуют,влияют друг на друга, каждый остается сам по себе и развивается
В частности, суперстратом явл. французские наслоения в английском языке, проникшие в него после нормандского завоевания в связи с длительным господством в Англии французского языка; остатки арабских купцов в Индонезии
Наиболее распространённые идеалистические теории происхождения языка: звукоподражательная, междометная и социальные теории.
Лингвистических терминов
Теория общественного договора объясняла происхождение языка следующим образом: люди собрались и договорились о том, как называть те или иные реалии. Таким образом, язык рассматривается как сознательное изобретение и творение людей. Однако и эта теория не учитывает самого главного: как можно договариваться, не имея средства общения, т.е. самого орудия, при помощи которого люди договаривались. Она предполагала наличие сознательности у первобытного человека до возникновения мышления, которое развивается только вместе с языком.
Ономатопоэтическая теория происхождения языка обращает внимание на исходные формы устной речи, на происхождение слов путем звукоподражания и использования данных психологии и языкознания для построения картины развития языка. Данная теория реконструирует механизм образования членораздельной речи в соответствии с образованием в психике индивида двустороннего знака. Совмещение в одном выкрике-высказывании двух или более сигналов вне сигнальной ситуации обусловливает образование сочетания представлений в душах говорящего и слушающего, а сочетание представлений создают новое качество мысли — предикацию, т.е. создаются условия для развития абстрактного мышления. Сочетание представлений в предикации ведет к конкретизации каждого из них, а затем к выделению ведущего признака реалии из целого комплекса ее признаков. На базе этого основного признака формируется понятие, закрепленное посредством ассоциации за определенным словом. По мнению А.А. Потебни, основным источником развития в языке является поэтическое творчество. Подобная мысль ученого возникла потому, что исследование ассоциативного механизма в ономатопоэтической теории происхождения языка и данных компаративистики он отождествлял с поэтическим творчеством. Он аргументировал свое положение следующим образом: формы языка в сочетании с энергией творящего духа поэта приводили к созданию поэтических новаций, которые могли быть одобрены или отвергнуты аудиторией. Безусловно, такое творческое начало присуще не только поэтическим, но и прозаическим произведениям.
Подлинно материалистическое понимание происхождения языка было изложено Ф. Энгельсом в его труде «Диалектика природы» в главе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Возникновение языка Энгельс связывал с происхождением человека и развитием общества, т.е. возникновение человеческой речи тесно связано с возникновением, развитием самого человека, его сознания, мышления, обусловленных формированием трудовой деятельности первобытного человеческого коллектива и развитием форм и способов общения.
Теория Энгельса учитывает достижения философской, филологической и биологической наук, особенно теорию происхождения видов Ч. Дарвина. Не всякая обезьяна могла стать человеком. Предок человека возник в результате действия комплекса биологических и социальных факторов.
Социальными предпосылками возникновения человека и речи послужил ряд обстоятельств: после второго оледенения исчезли леса — места обитания человекообразных обезьян, которые были вынуждены в поисках пищи преодолевать большие расстояния. Преодолевая равнины, предки человека вынуждены были освобождать передние конечности, которые приспосабливались для держания орудий защиты и нападения. Они постепенно приобретали прямую походку. Энгельс пишет, прямохождение человекообразных обезьян стало самым важным фактором в становлении человека, т.е. был сделан первый шаг, который отделил будущего предка человека от остального животного мира. Для этого потребовались миллионы лет. Затем действует комплекс биолого-социальных факторов, которые воздействовали на эволюцию будущего человека. Важнейшими среди этих факторов являются: 1) изменение функций передних конечностей, не только освобождение их от функций передвижения и использования их в качестве орудий защиты и нападения, собирания плодов, но и в качестве орудия для создания средств защиты и нападения; 2) создаются примитивные способы организации труда, обламываются ветки для создания дубинки, разбиваются камни, чтобы получились острые кромки. Для приобретения этих навыков потребовались еще миллионы лет.
Прямохождение привело к существенным изменениям биологической формы, строения организма: исчезают хвост, надбровные дуги, изменяется форма лица, черепа, челюсти, укорачиваются передние конечности, разнообразными становятся звуковые сигналы при выражении сложных биологических потребностей.
Таким образом, биологическая эволюция привела к выпрямлению тела, хождению на двух конечностях, высвобождению рук для выполнения трудовых функций, а в процессе примитивного труда увеличивался объем человеческого мозга, усложнялись органы артикуляции, которые затрагивали в первую очередь легкие и гортань. Дело в том, что все биологические органы были заняты выполнением определенных функций, поэтому необходим был специальный орган речи. Таким органом стала гортань. Энгельс пишет, что «неразвитая гортань обезьяны медленно, но неуклонно преобразовывалась путем модуляций», а органы рта постепенно научились произносить один членораздельный звук за другим.
В процессе труда накапливался опыт по созданию примитивных орудий. Этот опыт необходимо было передавать следующим поколениям. В этот период формируется первобытное сознание, мышление: непосредственный образ предмета, действия начинает замещаться звуковым символом, т.е. биологический звуковой сигнал закрепляется за определенными предметами, действиями и превращается в слово, так как оно закрепляется в первобытном сознании. Этот период характеризуется возникновением второй сигнальной системы, которая отличает человека от животного. Именно в процессе труда весь этот социально-биологический комплекс вызывает потребность передать накопленный опыт кому-л. Энгельс пишет: «Подобно сознанию, язык возникает лишь из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми. Формировавшиеся люди пришли к тому, что у них появилась потребность что-то сказать друг другу. Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг. Развитие мозга и подчиненных ему чувств все более и более проясняющегося сознания, способность к абстракции и умозаключению оказывали обратное действие на труд и на язык, давая обоим все новые и новые толчки к дальнейшему развитию». (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. С. 489-490).
Этот первый человеческий язык еще не был языком в современном понимании. Первичная речь не была дифференцирована на слова и предложения. Это были нечленораздельные выкрики, которые сопровождались жестами с указанием на конкретные реалии, действия с целью регулирования совместной трудовой деятельности. И лишь формирование новых, более сложных общественных отношений способствовало развитию языка, основными этапами которого являются: 1) человек научился произносить последовательно различные звуки и их комбинации, которые соотносились с различными реалиями; 2) человек научился создавать слова как последовательности звуков, располагать их одно за другим и понимать их во взаимосвязи; 3) из последовательности слов возникли сначала простейшие, а затем и более сложные синтаксические конструкции.
Таким образом, возникновение языка, по Энгельсу, было связано с формированием самого человека как социального и биологического продукта Природы, с процессом познания человеком внешнего мира, с процессом развития его мышления, сознания под влиянием трудовой деятельности, которая вызвала потребность в разумном общении.
Лит.: Русская грамматика. Т. I—II. М., 1980.
ПРОСТОРЕЧНАЯ ФОРМА ЯЗЫКА. Разновидность национального языка, свойственная устной речи людей, не следующих принятым литературным нормам в данную историческую эпоху. В просторечии используются слова, выражения, обороты, формы словоизменения и т.п., нарушающие нормы литературной речи: ихний, захочем, ехай, глянь. См. раздел «Лексикология».
ПРОСТОРЕЧНЫЙ. Прил. к просторечие : просторечное выражение, просторечная лексика, просторечное слово.
ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ЛИНГВИСТИКА. 1. Отрасль языкознания, изучающая язык в аспекте его географического распространения и взаимодействия с территориально смежными языками. 2. Разновидность лингвистической географии в неолингвистической школе, характеризующаяся введением понятия пространственных норм для хронологической интерпретации данных лингвистического атласа.
Бартоли стремился четко сформулировать принципы установления относительной хронологии не только для фонетики, но и вообще для любых лингвистических явлений. Основу для выводов при этом дают, главным образом, данные о территориальном распространении интересующих нас явлений. Ниже будут рассмотрены принципы, или нормы, используемые Бартоли для установления относительной хронологии.
1. Более древним является языковой факт, если он отмечен в памятниках раньше другого (синонимичного) факта. Из двух латинских синонимов, означающих «дело, вещь» — causa (зафиксировано у Цицерона в I в. до н.э.), a res — уже в древнем периоде письменной истории, — Бартоли последнюю форму считал более древней.
2. Более древнее языковое явление сохраняется обычно в изолированном ареале. Здесь имеются в виду географически изолированные области, напр., острова, горные долины и т.п. В такие районы новые веяния, включая и лингвистические, приходят с большими опозданиями. Такими районами для романских языков Бартоли считал остров Сардинию (сардинский язык), долины Альп, где распространены ре-то-романские языки.
Только в сардинском языке сохранилось старое латинское слово domus (сард. Domo) «дом». То, что domus более древнее слово, подтверждается санскр. dama-, русск. дом и т.п.
3. Языковые явления, представленные в боковых ареалах, обычно более древние. Слово боковой (латеральный) необходимо понимать буквально. Так, для романских языков, вытянувшихся в широтном направлении с запада на восток, боковыми ареалами Бартоли считал Иберию (современные португальский и испанский языки) и Дакию (румынский язык). К нейтральным ареалам он относил Галлию и Италию. На примере слов испанского, португальского, итальянского, румынского языков со значением «кобыла», «птица», «ягненок» и др. Бартоли доказывает то, что формы слов не фиксируются во всех названных языках. Если языковые факты распространены в большем числе ареалов, то они являются и более древними.
4. Более древнее языковое явление сохраняется в позднем ареале, т.е. в области позднего распространения данного языка, в области поздней колонизации. Так, исландский язык — язык норвежских переселенцев, утративших связи с Норвегией. В результате норвежский язык на континенте развивался довольно быстрыми темпами, норвежский в Исландии эволюционировал гораздо медленнее. Архаичность исландского по сравнению с другими германскими языками проявляется во многом: сохранение качественных различий у безударных гласных, сохранение древнегерманской системы четырех падежей, сохранение старых личных окончаний и т.п.
5. Языковое явление является более древним, если оно было вытеснено другим фактом языка. Сравним следующие пары латинских синонимов: cruor и sanguis «кровь», iecur и ficatum «печень», ignis и focus «огонь». Первые слова пар исчезли в романских языках, а вторые члены пар сохраняются. Отсюда делаем вывод о большей древности первых. Это подтверждается многими другими фактами. Следовательно, первые являются более древними, потому что подтверждаются фактами других родственных языков индоевропейской семьи.
Лингвистическая география как особая отрасль языкознания формируется в конце XIX — начале XX в. благодаря усилиям ученых ряда стран, прежде всего Г. Венкера и Ж. Жильерона. Возникшая в результате бурного развития научной диалектологии лингвистическая география, в свою очередь, оказала на нее серьезное влияние. Работа над составлением лингвистических карт и лингвистических атласов позволила глубже разобраться в проблеме диалектов и их классификации. Син. ареальная лингистика.
Лит.: Ареальные исследования в языкознании и этнографии. (Язык и этнос). Л., 1983; Бородина М.А. Проблемы лингвистической географии. М.; Л., 1966; Вопросы теории лингвистической географии. М., 1962; Гаджиева Н.З. Тюрко-язычные ареалы Кавказа. М., 1979; Макаев Э.А. Проблемы индоевропейской ареальной лингвистики. М.; Л., 1964; Ц ы хун Г. А. Типологические проблемы балканского языкового ареала. Минск, 1981; Эдельман Д.И. Основные вопросы лингвистической географии. М., 1968; Bartoli М. Introduzione alia neolinguistica. Geneva, 1925.
ПРОТИВОПОЛОЖЕНИЕ. 1. To же, что противопоставление. 2. Синтагматически обусловленное различие элементов (в отличие от противопоставления, понимаемого как парадигматическое различие или несовпадение в ассоциативном ряду): синтагматическое противоположение.
Лит.: Булыгина Т.В. Грамматическая оппозиция // Исследования по общей теории грамматики. М., 1968; Гл и с о н Г. Введение в дескриптивную лингвистику. М., 1959; Новиков Л.А. Антонимия в русском языке. Семантический анализ противоположности в лексике. М., 1973.
ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ. Различие двух или более однородных единиц языка, способное выполнять семиологическую функцию, т.е. быть семиологически релевантным. Син. противоположение, оппозиция.
Лит.: см. «Противоположение».
ПРОТОИНДОЕВРОПЕЙСКИЙ. 1. Относящийся к общеиндоевропейскому праязыку: протоиндоевропейская фонетическая система. 2. Относящийся к первоначальной индоевропейской общности: протоиндоевропейский язык.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЯЗЫКИ. Социальные диалекты данного языка, бытующие среди лиц, принадлежащих к одной и той же профессии. См. социолект.
ПСЕВДОНИМ (греч. pseudonumos «носящий вымышленное имя»). Вымышленное имя человека, используемое в общественной жизни человека вместо подлинного имени или фамилии. Псевдонимы как явление сначала возникли в среде художников, писателей, общественных и революционных деятелей, которым приходилось скрывать свое подлинное имя. Во многих странах деятельность писателя или актера не имела высокого социального статуса, поэтому люди из высших кругов общества не могли писать или выступать на сцене под своими собственными именами. Такими писателями были дворяне М.Е. Салтыков (Салтыков-Щедрин), П.И. Мельников (Мельников-Печерский). Иногда псевдоним функционирует параллельно с настоящим именем: Антоша Чехонте и А.П. Чехов.
В начале XX в. псевдоним становится обязательной принадлежностью писателей, художников, актеров, политических (революционных) деятелей. Модными стали псевдонимы-прилагательные в качестве фамилий: Антон Левый и Антон Новый (А.В. Луначарский), Максим Горький (A.M. Пешков), Андрей Белый (Б.Н. Бугаев), Демьян Бедный (А.Е. Придворов), Антон Крайний (Зинаида Гиппиус).
ПСЕВДОТЕОНИМ (греч. pseudos «ложь» + theos «бог» + onyma «имя»). Слово или словосочетание, используемое как имя собственное для наименования мнимых божеств: др.-русск. Услада. См. теоним, квазитеоним, мифоним.
ПСИХОЛИНГВИСТИКА. В современном языкознании психолингвистика занимает одно из первых мест. Она оформилась в 50-х гг. XX в., когда была проведена международная конференция по проблемам психолингвистики. Термин «психолингвистика» был употреблен американским психологом Н. Пронко в статье «Язык и психолингвистика» в 1946 г. На первых порах проблемами психолингвистики занимались и психологи, и лингвисты, и этнографы, т.е. ученые разного профиля независимо друг от друга. Наиболее продуктивными оказались работы лингвистов и психологов. Известные американские психологи Дж. Кэролл, Ч. Осгуд, лингвист и этнограф Т. Сибе-ок в своих работах определили круг вопросов и проблем психолингвистики. Американские исследователи больше занимались языками американских индейцев, специализировались в области экспериментальной психологии или исследовали известные ассоциации. Центральной проблемой психолингвистики является теория речевой деятельности. Понимание самой речевой деятельности определило и направление самой науки.
Американская школа психолингвистики основывалась на трех источниках: 1) дескриптивной лингвистике, 2) теории бихевиоризма, 3) математической теории коммуникации. Однако данное направление психолингвистики было неоднородным по своим теоретическим установкам, не было единой концепции речевой деятельности. И, как следствие, появились две психолингвистики — бихевиористическая и трансформационная. В процессе речевой деятельности человек практически рассматривался как пассивный накопитель внешней информации. Это первое направление. Во втором направлении делается упор на тезис о целостности речевой организации человека и активности организма по отношению к окружающей среде.
Проблемами психолингвистики занимались и отечественные психологи и лингвисты. Основателем отечественной школы является Лев Семенович Выготский. Особенностью понимания речевой деятельности Выготским и психолингвистами советского периода в отличие от понимания американскими учеными является идея социальной природы психики человека. Эта идея нашла отражение в работе Л.С. Выготского «Мышление и речь» о строении и функционировании речевого механизма. Вторая основополагающая идея — идея активности человеческого организма относительно действительности. Эта идея противостоит идее приспособления к среде, характерной для американского бихевиоризма. В дальнейшем идеи Выготского нашли отражение и подтверждение в конкретно-физиологических исследованиях акад. И.П. Павлова.
По мнению Выготского, а затем и его последователей А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперина, язык не является довеском к психике, язык выступает как конструирующий элемент, поэтому нужно говорить о сознании человека как о языковом сознании. Выготский считал, что психическая деятельность человека и животного принципиально различается. Отличие психики человека от психики животного заключается в том, что психика человека социально обусловлена, потому что такие высшие психические функции, как память и мышление, обусловлены объективно существующими психологическими орудиями или знаками. Действия животных выверяются путем проб и ошибок, а человек может руководствоваться в своих действиях заданным образцом, закрепленном в знаках и абстракциях. Действия с абстракциями позволяют оперировать не с материалами, а понятиями о них.
Психолингвистический аспект изучения языка и речи фактически существовал в исследованиях ученых XIX столетия. Так, В. фон Гумбольдт приписывал языку важнейшую роль отражения «духа народа», его мировосприятия, т.е. то, как человек воспринимает мир через призму языка. Аналогичные взгляды высказывал русский филолог А.А. Потебня в своем учении о «внутренней форме» слова. Само это понятие обретает содержание только при условии его психологической интерпретации: если человек способен осознать связь между звучанием слова портной и смыслом слова порты, то внутренняя форма слова портной еще не утеряна.
С конца 1970-х гг. психолингвистика развивалась как комплекс наук о знаниях как таковых и о характере и динамике познавательных (когнитивных) процессов. Естественный язык является основной формой, в которой отражены наши знания о мире, но он является также и главным инструментом, с помощью которого человек приобретает и обобщает свои знания, фиксирует их и передает в социум. Психолингвистику не следует рассматривать как отчасти лингвистику и отчасти психологию. Это комплексная наука, которая относится к дисциплинам лингвистическим, поскольку изучает язык, и к дисциплинам психологическим, поскольку изучает его как психический феномен. А поскольку язык — это знаковая система, обслуживающая социум, то психолингвистика входит и в круг дисциплин, изучающих социальные коммуникации, в том числе оформление и передачу знаний.