в чем отличие материалистической теории происхождения языка

Материалистическая теория

в чем отличие материалистической теории происхождения языка. Смотреть фото в чем отличие материалистической теории происхождения языка. Смотреть картинку в чем отличие материалистической теории происхождения языка. Картинка про в чем отличие материалистической теории происхождения языка. Фото в чем отличие материалистической теории происхождения языка в чем отличие материалистической теории происхождения языка. Смотреть фото в чем отличие материалистической теории происхождения языка. Смотреть картинку в чем отличие материалистической теории происхождения языка. Картинка про в чем отличие материалистической теории происхождения языка. Фото в чем отличие материалистической теории происхождения языка в чем отличие материалистической теории происхождения языка. Смотреть фото в чем отличие материалистической теории происхождения языка. Смотреть картинку в чем отличие материалистической теории происхождения языка. Картинка про в чем отличие материалистической теории происхождения языка. Фото в чем отличие материалистической теории происхождения языка в чем отличие материалистической теории происхождения языка. Смотреть фото в чем отличие материалистической теории происхождения языка. Смотреть картинку в чем отличие материалистической теории происхождения языка. Картинка про в чем отличие материалистической теории происхождения языка. Фото в чем отличие материалистической теории происхождения языка

в чем отличие материалистической теории происхождения языка. Смотреть фото в чем отличие материалистической теории происхождения языка. Смотреть картинку в чем отличие материалистической теории происхождения языка. Картинка про в чем отличие материалистической теории происхождения языка. Фото в чем отличие материалистической теории происхождения языка

в чем отличие материалистической теории происхождения языка. Смотреть фото в чем отличие материалистической теории происхождения языка. Смотреть картинку в чем отличие материалистической теории происхождения языка. Картинка про в чем отличие материалистической теории происхождения языка. Фото в чем отличие материалистической теории происхождения языка

Материалистическое учение о языке «пронизано социолингвистической идеей: творцом исторического прогресса возникновения и развития является общество» [3, с. 52]. Материалистическая теория о происхождении языка опирается на достижения наук прошлого и данные современных наук. Методологическое значение имеют работы Ф. Энгельса [см. 8; 9]. Принципиальное значение в этом учении имеют следующие признаки:

1. Длительность процесса очеловечивания природы. Возникновение человека, общества, языка – очень длительный процесс эволюции живой природы. Причем возникновению человека предшествовал длительный процесс умственного развития животных, а появление человеческого общества коренным образом изменило развитие живых существ. Человек как общественное существо представляет собой высшую ступень развития живых организмов на земле; сознание, членораздельная речь и общественность являются существенными признаками человека.

2. Производственная деятельность как основа происхождения человека, 46 общества, языка. Несмотря на признание разных факторов, оказавших воздействие на формирование человека и его языка, марксистская постановка вопроса состоит в том, что из всех этих факторов ведущим признается производительная деятельность, которая может быть только в обществе. Люди воспроизводят не только самих себя, но и материальную жизнь, определяющую образ жизни. Изготовление орудий труда и использование их – два отличительных компонента трудовой деятельности человека, причем они требуют не только физических, но и умственных действий.

3. Возникновение сознания и происхождение языка. Для марксистской постановки проблемы происхождения языка характерно рассмотрение ее в связи с происхождением сознания. Сознание, как и язык, возникает только в обществе.

4. Возникновение и совершенствование физиологической основы мыслительной и речевой деятельности. Основой мыслительной и речевой деятельности является высокоразвитое строение нервно-мышечного аппарата человека.

Источник

Вопрос 3 Материалистические идеалистические гипотезы происхождения языка

Вопрос 1.Объект, предмет языкознания. Связь языкознания с другими науками

Предметом языкознания является человеческий язык в его различных аспектах, а именно язык как знаковая система, как отражение мышления, показатель как продукт общества социума.

Языкознание связано с социальными науками:

с историей, поскольку история языка является частью истории народа. Данные истории обеспечивают конкретно-историческое рассмотрение изменений языка, данные языкознания являются одним из источников при изучении таких исторических проблем, как происхождение народа, развитие культуры народа и его общества на разных этапах истории, контакты между народами.

Связь языкознания с этнографией проявляется и при классификации языков и народов, при исследовании отражения в языке народного самосознания. Это направление исследований получило название этнолингвистика. Язык в этом случае рассматривается как выражение представлений народа о мире.

Языкознание тесно связано с литературоведением. Союз языкознания и литературоведения породил филологию.

Языкознание связано также с психологией. Психологическое направление в языкознании изучает мыслительные и другие психологические процессы и их отражение в речи, в категориях языка. В середине 20 века возникла психолингвистика.

Вопрос 2.Язык и речь. Язык как общественное явление. Основные функции языка. Структура языка.

а)Язык и речь образуют единый феномен человеческого языка. Язык — ϶ᴛᴏ совокупность средств общения людей посредством обмена мыслями и правил употребления этих средств; язык как сущность находит свое проявление в речи. Речь представляет собой использование имеющихся языковых средств и правил в самом языковом общении людей, в связи с этим речь должна быть определœена как функционирование языка.

б)Язык неразрывно связан с обществом, его культурой и людьми, которые живут и трудятся в обществе. Принадлежащий обществу язык и его использование каждым отдельным человеком – два разных, хотя и тесно взаимосвязанных явления: с одной стороны, это общественное явление, некая совокупность единиц, правила употребления которых хранятся в коллективном сознании носителœей языка; с другой стороны, это индивидуальное использование какой-то части этой совокупности.

с) Функции языка это проявление его сущности, его назначения и действия в обществе, его природы, ᴛ.ᴇ. его характеристики, без которых язык не может существовать. Главнейшие базовые функции языка – коммуникативная и когнитивная, имеющие разновидности, ᴛ.ᴇ. функции более частного характера.

Коммуникативнаяфункция означает, что язык является важнейшим средством человеческого общения (коммуникации), ᴛ.ᴇ. передачи от одного лица другому какого-либо сообщения с какой-либо целью. Язык существует именно для того, чтобы обеспечивать общение (коммуникацию). Общаясь друг с другом, люди передают свои мысли, чувства и душевные переживания, воздействуют друг на друга, добиваются общего взаимопонимания. Язык дает им возможность понять друг друга и наладить совместную работу во всех сферах человеческой деятельности, являясь одной из сил, которые обеспечивают существование и развитие человеческого общества.

Коммуникативная функция языка играет ведущую роль. Но язык может выполнить эту функцию благодаря тому, что он подчинен строю мышления человека; в связи с этим возможен обмен информацией, знаниями, опытом.

Из этого неизбежно следует вторая основная функция языка – когнumuвная (ᴛ.ᴇ. познавательная, гносеологическая), означающая, что язык – важнейшее средство получения новых знаний о действительности. Когнитивная функция связывает язык с мыслительной деятельностью человека.

Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 1297 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Основы диалектико-материалистической теории происхождения языка. Закономерности исторического развития языка

По оценкам специалистов,теория отличается четкостью и ясностью исходных положений, логическойстройностью и, несомненно, представляет собой большое достижение теоретической мысли»

Развитие языка тесно связано с историей развития общества, той общественной ситуацией, в которой язык используется, и теми социальными функциями, которые язык выполняет. Социальную природу языка, влияние языка на развитие общества и отдельных лиц изучает особая лингвистическая дисциплина, которая называется социолингвистикой (часть лингвистики)

Важные исторические закономерности развития языка:

1) длительное сохранение основы языка:

2) историческая преемственность между старым и новым состоянием при образовании родственныхязыков;

3) соотнесенность корнеслова, морфем и фонетических законов между родственными языками в ихсовременном состоянии.

Формы существования языка

Или совокупность идиолектов,однородных в языковом отношении и характерных для небольшой территориально ограниченной группы людей

Или совокупность говоров объединенных значительным структурным единством

Закономерности исторического развития языка

Язык.контакты идут 3 путями: адстрат, субстрат, суперстрат

Здесь языки сосуществуют,влияют друг на друга, каждый остается сам по себе и развивается

В частности, суперстратом явл. французские наслоения в английском языке, проникшие в него после нормандского завоевания в связи с длительным господством в Англии французского языка; остатки арабских купцов в Индонезии

Наиболее распространённые идеалистические теории происхождения языка: звукоподражательная, междометная и социальные теории.

Источник

Лингвистических терминов

Теория общественного договора объясняла происхождение языка сле­дующим образом: люди собрались и договорились о том, как называть те или иные реалии. Таким образом, язык рассматривается как сознательное изо­бретение и творение людей. Однако и эта теория не учитывает самого глав­ного: как можно договариваться, не имея средства общения, т.е. самого орудия, при помощи которого люди договаривались. Она предполагала на­личие сознательности у первобытного человека до возникновения мышле­ния, которое развивается только вмес­те с языком.

Ономатопоэтическая теория про­исхождения языка обращает внимание на исходные формы устной речи, на происхождение слов путем звукопод­ражания и использования данных пси­хологии и языкознания для построе­ния картины развития языка. Данная теория реконструирует механизм обра­зования членораздельной речи в соот­ветствии с образованием в психике ин­дивида двустороннего знака. Совме­щение в одном выкрике-высказыва­нии двух или более сигналов вне сиг­нальной ситуации обусловливает обра­зование сочетания представлений в ду­шах говорящего и слушающего, а соче­тание представлений создают новое качество мысли — предикацию, т.е. со­здаются условия для развития абст­рактного мышления. Сочетание пред­ставлений в предикации ведет к кон­кретизации каждого из них, а затем к выделению ведущего признака реалии из целого комплекса ее признаков. На базе этого основного признака форми­руется понятие, закрепленное посред­ством ассоциации за определенным словом. По мнению А.А. Потебни, ос­новным источником развития в языке является поэтическое творчество. По­добная мысль ученого возникла пото­му, что исследование ассоциативного механизма в ономатопоэтической тео­рии происхождения языка и данных компаративистики он отождествлял с поэтическим творчеством. Он аргу­ментировал свое положение следую­щим образом: формы языка в сочета­нии с энергией творящего духа поэта приводили к созданию поэтических новаций, которые могли быть одобре­ны или отвергнуты аудиторией. Безус­ловно, такое творческое начало прису­ще не только поэтическим, но и проза­ическим произведениям.

Подлинно материалистическое по­нимание происхождения языка было изложено Ф. Энгельсом в его труде «Диалектика природы» в главе «Роль труда в процессе превращения обезья­ны в человека». Возникновение языка Энгельс связывал с происхождением человека и развитием общества, т.е. возникновение человеческой речи тес­но связано с возникновением, разви­тием самого человека, его сознания, мышления, обусловленных формиро­ванием трудовой деятельности перво­бытного человеческого коллектива и развитием форм и способов общения.

Теория Энгельса учитывает дости­жения философской, филологической и биологической наук, особенно тео­рию происхождения видов Ч. Дарвина. Не всякая обезьяна могла стать челове­ком. Предок человека возник в резуль­тате действия комплекса биологичес­ких и социальных факторов.

Социальными предпосылками воз­никновения человека и речи послужил ряд обстоятельств: после второго оле­денения исчезли леса — места обита­ния человекообразных обезьян, кото­рые были вынуждены в поисках пищи преодолевать большие расстояния. Преодолевая равнины, предки челове­ка вынуждены были освобождать пе­редние конечности, которые приспо­сабливались для держания орудий за­щиты и нападения. Они постепенно приобретали прямую походку. Энгельс пишет, прямохождение человекооб­разных обезьян стало самым важным фактором в становлении человека, т.е. был сделан первый шаг, который отде­лил будущего предка человека от ос­тального животного мира. Для этого потребовались миллионы лет. Затем действует комплекс биолого-социаль­ных факторов, которые воздействова­ли на эволюцию будущего человека. Важнейшими среди этих факторов яв­ляются: 1) изменение функций перед­них конечностей, не только освобож­дение их от функций передвижения и использования их в качестве орудий защиты и нападения, собирания пло­дов, но и в качестве орудия для созда­ния средств защиты и нападения; 2) создаются примитивные способы организации труда, обламываются вет­ки для создания дубинки, разбиваются камни, чтобы получились острые кромки. Для приобретения этих на­выков потребовались еще миллионы лет.

Прямохождение привело к сущест­венным изменениям биологической формы, строения организма: исчезают хвост, надбровные дуги, изменяется форма лица, черепа, челюсти, укора­чиваются передние конечности, раз­нообразными становятся звуковые сигналы при выражении сложных био­логических потребностей.

Таким образом, биологическая эво­люция привела к выпрямлению тела, хождению на двух конечностях, высво­бождению рук для выполнения трудо­вых функций, а в процессе примитив­ного труда увеличивался объем челове­ческого мозга, усложнялись органы ар­тикуляции, которые затрагивали в пер­вую очередь легкие и гортань. Дело в том, что все биологические органы бы­ли заняты выполнением определенных функций, поэтому необходим был спе­циальный орган речи. Таким органом стала гортань. Энгельс пишет, что «не­развитая гортань обезьяны медленно, но неуклонно преобразовывалась пу­тем модуляций», а органы рта посте­пенно научились произносить один членораздельный звук за другим.

В процессе труда накапливался опыт по созданию примитивных ору­дий. Этот опыт необходимо было пере­давать следующим поколениям. В этот период формируется первобытное со­знание, мышление: непосредственный образ предмета, действия начинает за­мещаться звуковым символом, т.е. би­ологический звуковой сигнал закреп­ляется за определенными предметами, действиями и превращается в слово, так как оно закрепляется в первобыт­ном сознании. Этот период характери­зуется возникновением второй сиг­нальной системы, которая отличает человека от животного. Именно в процессе труда весь этот социально-био­логический комплекс вызывает по­требность передать накопленный опыт кому-л. Энгельс пишет: «Подобно со­знанию, язык возникает лишь из по­требности, из настоятельной необхо­димости общения с другими людьми. Формировавшиеся люди пришли к то­му, что у них появилась потребность что-то сказать друг другу. Сначала труд, а затем и вместе с ним членораз­дельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг. Раз­витие мозга и подчиненных ему чувств все более и более проясняющегося со­знания, способность к абстракции и умозаключению оказывали обратное действие на труд и на язык, давая обо­им все новые и новые толчки к даль­нейшему развитию». (Маркс К., Эн­гельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. С. 489-490).

Этот первый человеческий язык еще не был языком в современном по­нимании. Первичная речь не была дифференцирована на слова и предло­жения. Это были нечленораздельные выкрики, которые сопровождались жестами с указанием на конкретные реалии, действия с целью регулирова­ния совместной трудовой деятельнос­ти. И лишь формирование новых, бо­лее сложных общественных отноше­ний способствовало развитию языка, основными этапами которого являют­ся: 1) человек научился произносить последовательно различные звуки и их комбинации, которые соотносились с различными реалиями; 2) человек на­учился создавать слова как последова­тельности звуков, располагать их одно за другим и понимать их во взаимосвя­зи; 3) из последовательности слов воз­никли сначала простейшие, а затем и более сложные синтаксические конст­рукции.

Таким образом, возникновение языка, по Энгельсу, было связано с формированием самого человека как социального и биологического про­дукта Природы, с процессом познания человеком внешнего мира, с процес­сом развития его мышления, сознания под влиянием трудовой деятельности, которая вызвала потребность в разум­ном общении.

Лит.: Русская грамматика. Т. I—II. М., 1980.

ПРОСТОРЕЧНАЯ ФОРМА ЯЗЫКА. Разновидность национального язы­ка, свойственная устной речи людей, не следующих принятым литературным нормам в данную историческую эпоху. В просторечии используются слова, выра­жения, обороты, формы словоизмене­ния и т.п., нарушающие нормы литера­турной речи: ихний, захочем, ехай, глянь. См. раздел «Лексикология».

ПРОСТОРЕЧНЫЙ. Прил. к про­сторечие : просторечное выражение, про­сторечная лексика, просторечное слово.

ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ЛИНГВИСТИКА. 1. Отрасль языкознания, изучающая язык в аспекте его геогра­фического распространения и взаимо­действия с территориально смежными языками. 2. Разновидность лингвисти­ческой географии в неолингвистичес­кой школе, характеризующаяся введе­нием понятия пространственных норм для хронологической интерпретации данных лингвистического атласа.

Бартоли стремился четко сформули­ровать принципы установления относи­тельной хронологии не только для фо­нетики, но и вообще для любых лингви­стических явлений. Основу для выводов при этом дают, главным образом, дан­ные о территориальном распростране­нии интересующих нас явлений. Ниже будут рассмотрены принципы, или нор­мы, используемые Бартоли для установ­ления относительной хронологии.

1. Более древним является языко­вой факт, если он отмечен в памятни­ках раньше другого (синонимичного) факта. Из двух латинских синонимов, означающих «дело, вещь» — causa (за­фиксировано у Цицерона в I в. до н.э.), a res — уже в древнем периоде пись­менной истории, — Бартоли послед­нюю форму считал более древней.

2. Более древнее языковое явление сохраняется обычно в изолированном ареале. Здесь имеются в виду геогра­фически изолированные области, на­пр., острова, горные долины и т.п. В такие районы новые веяния, включая и лингвистические, приходят с боль­шими опозданиями. Такими районами для романских языков Бартоли считал остров Сардинию (сардинский язык), долины Альп, где распространены ре-то-романские языки.

Только в сардинском языке сохра­нилось старое латинское слово domus (сард. Domo) «дом». То, что domus бо­лее древнее слово, подтверждается санскр. dama-, русск. дом и т.п.

3. Языковые явления, представлен­ные в боковых ареалах, обычно более древние. Слово боковой (латеральный) необходимо понимать буквально. Так, для романских языков, вытянувшихся в широтном направлении с запада на восток, боковыми ареалами Бартоли считал Иберию (современные порту­гальский и испанский языки) и Дакию (румынский язык). К нейтральным ареалам он относил Галлию и Италию. На примере слов испанского, порту­гальского, итальянского, румынского языков со значением «кобыла», «пти­ца», «ягненок» и др. Бартоли доказыва­ет то, что формы слов не фиксируются во всех названных языках. Если языко­вые факты распространены в большем числе ареалов, то они являются и более древними.

4. Более древнее языковое явление сохраняется в позднем ареале, т.е. в об­ласти позднего распространения дан­ного языка, в области поздней колони­зации. Так, исландский язык — язык норвежских переселенцев, утративших связи с Норвегией. В результате нор­вежский язык на континенте развивал­ся довольно быстрыми темпами, нор­вежский в Исландии эволюциониро­вал гораздо медленнее. Архаичность исландского по сравнению с другими германскими языками проявляется во многом: сохранение качественных раз­личий у безударных гласных, сохране­ние древнегерманской системы четы­рех падежей, сохранение старых лич­ных окончаний и т.п.

5. Языковое явление является более древним, если оно было вытеснено другим фактом языка. Сравним следу­ющие пары латинских синонимов: cruor и sanguis «кровь», iecur и ficatum «печень», ignis и focus «огонь». Пер­вые слова пар исчезли в романских языках, а вторые члены пар сохраня­ются. Отсюда делаем вывод о большей древности первых. Это подтверждается многими другими фактами. Следова­тельно, первые являются более древ­ними, потому что подтверждаются фактами других родственных языков индоевропейской семьи.

Лингвистическая география как особая отрасль языкознания формиру­ется в конце XIX — начале XX в. благо­даря усилиям ученых ряда стран, преж­де всего Г. Венкера и Ж. Жильерона. Возникшая в результате бурного раз­вития научной диалектологии лингви­стическая география, в свою очередь, оказала на нее серьезное влияние. Ра­бота над составлением лингвистичес­ких карт и лингвистических атласов позволила глубже разобраться в про­блеме диалектов и их классификации. Син. ареальная лингистика.

Лит.: Ареальные исследования в язы­кознании и этнографии. (Язык и этнос). Л., 1983; Бородина М.А. Проблемы лингвистической географии. М.; Л., 1966; Вопросы теории лингвистической геогра­фии. М., 1962; Гаджиева Н.З. Тюрко-язычные ареалы Кавказа. М., 1979; Макаев Э.А. Проблемы индоевропейской ареальной лингвистики. М.; Л., 1964; Ц ы хун Г. А. Типологические проблемы бал­канского языкового ареала. Минск, 1981; Эдельман Д.И. Основные вопросы лингвистической географии. М., 1968; Bartoli М. Introduzione alia neolinguistica. Geneva, 1925.

ПРОТИВОПОЛОЖЕНИЕ. 1. To же, что противопоставление. 2. Син­тагматически обусловленное различие элементов (в отличие от противопос­тавления, понимаемого как парадиг­матическое различие или несовпаде­ние в ассоциативном ряду): синтагма­тическое противоположение.

Лит.: Булыгина Т.В. Грамматиче­ская оппозиция // Исследования по общей теории грамматики. М., 1968; Гл и с о н Г. Введение в дескриптивную лингвистику. М., 1959; Новиков Л.А. Антонимия в русском языке. Семантический анализ противоположности в лексике. М., 1973.

ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ. Раз­личие двух или более однородных еди­ниц языка, способное выполнять семиологическую функцию, т.е. быть се­миологически релевантным. Син. про­тивоположение, оппозиция.

Лит.: см. «Противоположение».

ПРОТОИНДОЕВРОПЕЙСКИЙ. 1. Относящийся к общеиндоевропейско­му праязыку: протоиндоевропейская фонетическая система. 2. Относящий­ся к первоначальной индоевропейской общности: протоиндоевропейский язык.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЯЗЫ­КИ. Социальные диалекты данного языка, бытующие среди лиц, принад­лежащих к одной и той же профессии. См. социолект.

ПСЕВДОНИМ (греч. pseudonumos «носящий вымышленное имя»). Вы­мышленное имя человека, используе­мое в общественной жизни человека вместо подлинного имени или фами­лии. Псевдонимы как явление сначала возникли в среде художников, писате­лей, общественных и революционных деятелей, которым приходилось скры­вать свое подлинное имя. Во многих странах деятельность писателя или актера не имела высокого социального статуса, поэтому люди из высших кругов общества не могли писать или выступать на сцене под своими собственными именами. Такими писателями были дво­ряне М.Е. Салтыков (Салтыков-Щед­рин), П.И. Мельников (Мельников-Печерский). Иногда псевдоним функ­ционирует параллельно с настоящим именем: Антоша Чехонте и А.П. Чехов.

В начале XX в. псевдоним стано­вится обязательной принадлежностью писателей, художников, актеров, по­литических (революционных) деяте­лей. Модными стали псевдонимы-прилагательные в качестве фамилий: Антон Левый и Антон Новый (А.В. Лу­начарский), Максим Горький (A.M. Пешков), Андрей Белый (Б.Н. Бугаев), Демьян Бедный (А.Е. Придворов), Ан­тон Крайний (Зинаида Гиппиус).

ПСЕВДОТЕОНИМ (греч. pseudos «ложь» + theos «бог» + onyma «имя»). Слово или словосочетание, используе­мое как имя собственное для наимено­вания мнимых божеств: др.-русск. Усла­да. См. теоним, квазитеоним, мифоним.

ПСИХОЛИНГВИСТИКА. В совре­менном языкознании психолингвис­тика занимает одно из первых мест. Она оформилась в 50-х гг. XX в., когда была проведена международная кон­ференция по проблемам психолингви­стики. Термин «психолингвистика» был употреблен американским психо­логом Н. Пронко в статье «Язык и пси­холингвистика» в 1946 г. На первых по­рах проблемами психолингвистики за­нимались и психологи, и лингвисты, и этнографы, т.е. ученые разного профи­ля независимо друг от друга. Наиболее продуктивными оказались работы лингвистов и психологов. Известные американские психологи Дж. Кэролл, Ч. Осгуд, лингвист и этнограф Т. Сибе-ок в своих работах определили круг во­просов и проблем психолингвистики. Американские исследователи больше занимались языками американских ин­дейцев, специализировались в области экспериментальной психологии или исследовали известные ассоциации. Центральной проблемой психолингви­стики является теория речевой деятель­ности. Понимание самой речевой деятельности определило и направление самой науки.

Американская школа психолингви­стики основывалась на трех источни­ках: 1) дескриптивной лингвистике, 2) теории бихевиоризма, 3) математи­ческой теории коммуникации. Однако данное направление психолингвисти­ки было неоднородным по своим тео­ретическим установкам, не было еди­ной концепции речевой деятельности. И, как следствие, появились две пси­холингвистики — бихевиористическая и трансформационная. В процессе ре­чевой деятельности человек практиче­ски рассматривался как пассивный на­копитель внешней информации. Это первое направление. Во втором на­правлении делается упор на тезис о целостности речевой организации че­ловека и активности организма по от­ношению к окружающей среде.

Проблемами психолингвистики за­нимались и отечественные психологи и лингвисты. Основателем отечествен­ной школы является Лев Семенович Выготский. Особенностью понимания речевой деятельности Выготским и психолингвистами советского периода в отличие от понимания американски­ми учеными является идея социальной природы психики человека. Эта идея нашла отражение в работе Л.С. Выгот­ского «Мышление и речь» о строении и функционировании речевого меха­низма. Вторая основополагающая идея — идея активности человеческого организма относительно действитель­ности. Эта идея противостоит идее приспособления к среде, характерной для американского бихевиоризма. В дальнейшем идеи Выготского нашли отражение и подтверждение в кон­кретно-физиологических исследова­ниях акад. И.П. Павлова.

По мнению Выготского, а затем и его последователей А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперина, язык не является довеском к психике, язык вы­ступает как конструирующий элемент, поэтому нужно говорить о сознании человека как о языковом сознании. Выготский считал, что психическая деятельность человека и животного принципиально различается. Отличие психики человека от психики живот­ного заключается в том, что психика человека социально обусловлена, по­тому что такие высшие психические функции, как память и мышление, обусловлены объективно существую­щими психологическими орудиями или знаками. Действия животных вы­веряются путем проб и ошибок, а чело­век может руководствоваться в своих действиях заданным образцом, закреп­ленном в знаках и абстракциях. Дейст­вия с абстракциями позволяют опери­ровать не с материалами, а понятиями о них.

Психолингвистический аспект изу­чения языка и речи фактически суще­ствовал в исследованиях ученых XIX столетия. Так, В. фон Гумбольдт при­писывал языку важнейшую роль отра­жения «духа народа», его мировоспри­ятия, т.е. то, как человек воспринима­ет мир через призму языка. Аналогич­ные взгляды высказывал русский фи­лолог А.А. Потебня в своем учении о «внутренней форме» слова. Само это понятие обретает содержание только при условии его психологической ин­терпретации: если человек способен осознать связь между звучанием слова портной и смыслом слова порты, то внутренняя форма слова портной еще не утеряна.

С конца 1970-х гг. психолингвисти­ка развивалась как комплекс наук о знаниях как таковых и о характере и динамике познавательных (когнитив­ных) процессов. Естественный язык является основной формой, в которой отражены наши знания о мире, но он является также и главным инструмен­том, с помощью которого человек при­обретает и обобщает свои знания, фиксирует их и передает в социум. Психолингвистику не следует рассмат­ривать как отчасти лингвистику и от­части психологию. Это комплексная наука, которая относится к дисципли­нам лингвистическим, поскольку изу­чает язык, и к дисциплинам психоло­гическим, поскольку изучает его как психический феномен. А поскольку язык — это знаковая система, обслужи­вающая социум, то психолингвистика входит и в круг дисциплин, изучающих социальные коммуникации, в том чис­ле оформление и передачу знаний.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *