в чем отличие бюджетной системы федеративного и унитарного государства
Назовите различия между бюджетными системами федеративного и унитарного государства.
Тема 4. Бюджетная система государства, основы ее построения
Занятие1
Дайте определение бюджетной системы государства, перечислите факторы, влияющие на ее построение.
В бюджетном законодательстве понятия «бюджетное устройство» и «бюджетная система» используются как синонимы. Между тем в российской и зарубежной экономической литературе данные понятия различаются, при этом понятие «бюджетное устройство» трактуется как более широкое, нежели понятие «бюджетная система»
Как и любая система, представляющая совокупность взаимосвязанных элементов, бюджетная система состоит из отдельных элементов — видов бюджетов и уровней бюджетной системы.
Бюджетное устройство понятие более широкое, оно включает:
• бюджетные полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления;
• принципы и формы разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, а также межбюджетного перераспределения средств.
Как и любая система, представляющая совокупность взаимосвязанных элементов, бюджетная система состоит из отдельных элементов — видов бюджетов и уровней бюджетной системы
Факторы, влияющие на построение БС государства:
· Форма государственного устройства (федеративная или унитарная)
· Особенности территориальной организации местного самоуправления – определяет виды муниципальных образований, их положение в административно-территориальном делении государства. Наличие разных видов муниципальных образований определяет наличие разных видов бюджетов.
Назовите различия между бюджетными системами федеративного и унитарного государства.
Число уровней бюджетной системы определяется формой государственного устройства
· В унитарных государствах бюджетная система состоит из двух уровней: центрального бюджета и местных бюджетов;
· В федеративных — из трех уровней: федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов
Ø Структура БС включает 2 уровня (центральный бюджет и местные бюджеты-несколько разных);
Ø Высокая степень концентрации бюджетных средств и в центральном бюджете при последующем перераспределении средств в местные бюджеты;
Ø Развита система регулирования уровня доходов местных бюджетов, путем установления нормативов отчислений от распределяемых (регулирующих) доходов;
Ø Одним из основных источников доходов местных бюджетов является финансовая помощь из центрального бюджета
Ø Структура БС трехуровневая (федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты)
Ø Разграничение доходов между уровнями БС государства
Ø Основу доходной базы бюджетов субъектов федерации составляют собственные доходы
Ø Межбюджетные перераспределения средств по сравнению с унитарными государствами осуществляются в меньшем объеме
Ø Разграничение расходных обязательств между федерацией, субъектами федерации и муниципальными образованиями
Ø Подразумевается, что построение и функционирование БС должно осуществляться на принципах бюджетного федерализма – способ построения бюджетных отношений между уровнями БС федеративного государства, обеспечивающий ведущую роль федерального бюджета при достаточно высокой степени самостоятельности региональных и местных бюджетов. Принципы: самостоятельность бюджетов; равенство бюджетных прав субъектов федерации, муниципальных образований; разграничения бюджетных полномочий между уровнями государственной власти и местного самоуправления; прозрачности межбюджетных отношений; разграничение доходов и расходов между бюджетами ОГВ и ОМС. Реализация принципов бюджетного федерализма позволяет достигнуть гармонизации финансовых интересов всех уровней государственной власти и местного самоуправления.
Сравнительная характеристика бюджетного устройства федеративного и унитарного государства
Вы будете перенаправлены на Автор24
Особенности унитарных и федеративных государств
Термин «федерация» имеет латинское происхождение и в переводе означает объединение, укрепление союзом. Федерация отличается от унитарного государства тем, что в её состав входят отдельные государственные образования. Унитарные государства состоят из административно-унитарных единиц. Таким образом, федерация представляет собой многоуровневую структуру, в которой выделяются автономные уровни. В федерациях обязательно должны присутствовать находящиеся в иерархической зависимости органы управления.
В историческом разрезе унитаризм сменил феодальную раздробленность, сыграв прогрессивную роль в государственном развитии. Унитаризм как форма государственного устройства является наиболее распространённой формой организации страны. Большая часть государств на современном этапе является унитарными.
Ключевые особенности унитарных государств:
Готовые работы на аналогичную тему
Характерные особенности федерации, отличающие её от унитарного государства:
Перечисленные черты влияют на особенности функционирования и структуру бюджетной системы государства.
Плюсы и минусы федеративного бюджетного устройства
К достоинствам федерализма относят:
Недостатками федеративного бюджетного устройства являются:
Плюсы и минусы унитарного бюджетного устройства
Основными достоинствами унитарной формы бюджетного устройства являются:
Недостатки унитарного бюджетного устройства:
Бюджетная система федеративных и унитарных государств
Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения государства на федеральном, региональном и местном уровнях с государственными, акционерными и иными предприятиями, а также населением по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов.
Бюджет является формой образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.
Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы называют бюджетным устройством.
Основы бюджетного устройства определяются формой государственного устройства страны, действующими в ней законодательными актами, ролью бюджета в общественно воспроизводстве и социальных процессах. От формы государственного и административного устройства зависит также построение бюджетной системы.
По степени разделения власти м/у центром и административно-территориальными образованиями все государства подразделяются на:
Унитарное (единое) государство – это форма государственного устройства, при которой административно-территориальные образования не имеют собственной государственности или автономии. В стране действует единая конституция, общие для всех систем права и единые органы власти, централизованное управление экономическими, социальными и политическими процессами в государстве. Бюджетная система унитарного государства состоит из 2 звеньев – государственного и местного бюджетов.
Федеративное (объединенное) государство – это форма государственного устройства, при которой государственные образования или административно-территориальные образования, входящие в государство, имеют собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах распределенных между ними и центром компетенций. Бюджетная система федеративных государств трехзвенная и состоит из федеративного бюджета, бюджетов членов федерации и местных бюджетов.
Конфедеративное (союзное) государство – это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. Бюджет такого государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств – членов конфедерации существуют свои бюджетные и налоговые системы.
Бюджетная система России состоит из 3 звеньев:
· федерального бюджета РФ;
· бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований, называемых бюджетами субъектов Федерации, или региональными бюджетами. К ним относятся: республиканские бюджеты республик в составе РФ, бюджеты краевые, областные, автономных образований, а также городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга;
· местных бюджетов (городские, районные, поселковые, сельские).
Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обусловливаются его экономической политикой.
Сегодня бюджетная система России состоит из федерального бюджета, 21 республиканского бюджета, 55 краевых и областных бюджетов, включая 1 автономную область, городских бюджетов Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов.
Федеральный бюджет служит основным финансовым планом государства, утверждаемым Федеральным Собранием (принимается Государственной Думой и одобряется Советом Федерации) и имеющим статус федерального закона. Через федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики. Кроме того за счет средств федерального бюджета покрываются такие затраты, как содержание органов государственного управления, обеспечение потребностей обороны страны, финансовая помощь субъектам Федерации, обслуживание госдолга, пополнение государственных запасов.
Дата добавления: 2016-02-04 ; просмотров: 5027 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Бюджетное устройство в федеративных и унитарных государствах
Бюджетная система федеративного государства на примере США. Анализ реализации принципов бюджетного устройства Российской Федерации, основные проблемы, тормозящие экономическое развитие страны. Закономерности бюджетного устройства в унитарных государствах.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
ФГОУ ВПО Вятская ГСХА
Кафедра денег, кредита и финансов
по «Государственным и муниципальным финансам»
Бюджетное устройство в федеративных и унитарных государствах
Выполнил: Бородавкина К.С., 3 курс, Эфб-320
Финансы и кредит, Экономический факультет
Руководитель: Шихов Сергей Анатольевич, к.э.н., доцент
1. Бюджетное устройство государства
1.1. Содержание понятий «бюджетное устройство» и «бюджетная система» и их связь
1.2. Закономерности бюджетного устройства в унитарных и федеративных государствах
1.3. Эволюция бюджетной системы России
2. Бюджетная система государства
2.1. Бюджетная система унитарных государств
2.2. Бюджетная система федеративных государств
2.3. Особенности бюджетной системы России
3. Перспективы развития бюджетной системы РФ
Главную, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики.
На сегодняшний день рассмотрение особенностей бюджетного устройства становится актуальным направлением в модернизации государственных финансов, так как это является основой для решения проблем бюджетного устройства, которые тормозят экономическое развитие страны.
Цель работы определила задачи:
1) раскрыть содержание понятий «бюджетного устройства» и «бюджетной системы»;
2) выявить закономерности бюджетного устройства в унитарных и федеративных государствах;
3) изучить эволюцию бюджетной системы России;
4) рассмотреть особенности бюджетной системы унитарных и федеративных государств;
5) отдельно изучить бюджетную систему Российской Федерации
6) выделить проблемы бюджетного устройства и обосновать предложения для быстрого и эффективного их решения.
Объектами исследования являются Российская Федерация и Великобритании.
Информационной базой написания работы послужили нормативные и законодательные акты Российской Федерации, статистические данные Министерства финансов РФ, а также труды отечественных и зарубежных учёных по данной тематике.
Исследование проводилось с использованием метода сравнительного анализа и построения аналитических таблиц.
1. Бюджетное устройство государства
1.1. Содержание понятий «бюджетное устройство» и «бюджетная система» и их связь
Для выполнения своих функций государственные органы на всех уровнях управления должны располагать соответствующей финансовой базой. С этой целью в каждой стране создается разветвлённая сеть бюджетов, обеспечивающая аккумуляцию денежных ресурсов регионов для финансирования их хозяйства, социальной сферы, благоустройства каждой административно-территориальной единицы, содержания законодательной власти, аппарата управления и других мероприятий.
В процессе формирования доходов и расходов отдельных видов бюджетов, их сбалансирования возникают определенные финансовые взаимоотношения, регламентируемые законодательством. Все эти элементы (организация и принципы построения бюджетной системы, бюджетного процесса, взаимоотношения между многочисленными видами бюджетов, соответственно и совокупность бюджетных прав) представляют собой бюджетное устройство.
Главное место в бюджетном устройстве занимает бюджетная система, представляющая собой совокупность всех видов бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах. Бюджетные системы разных стран отличаются своей структурой, количеством отдельных видов бюджетов, так как во многом зависят от их государственного устройства и ее территориального деления.
От эффективности бюджетной деятельности, степени разработанности бюджетного процесса и его стадий зависит своевременное и рациональное решение задач и функций государства, регионов и местного самоуправления.
1.2. Закономерности бюджетного устройства в унитарных и федеративных государствах
В разных странах бюджетное устройство отличается своими особенностями, обусловленными формой государственного устройства, под которой понимаются внутреннее строение государства, деление его на составные части и система взаимоотношений между ними на основе распределения властных полномочий и суверенитета между центром и территориальными образованиями.
По форме государственного устройства страны подразделяются на две группы: простые (унитарные) и сложные (федеративные).
Структурными единицами унитарного государства являются районы, города, края, области и другие административно-территориальные образования. Степень их зависимости от центральной власти может быть различной. С этой точки зрения они подразделяются на централизованные и децентрализованные. В централизованном государстве существует достаточно высокая степень зависимости регионов от центральной власти (Франция, Турция и др.) В децентрализованном государстве структурные образования наделяются значительно более высокой компетенцией, однако собственным суверенитетом не обладают (Италия, Япония и др.);
В унитарных государствах существует единая для всей страны система высших представительных, исполнительных, судебных и контрольных органов. Степень подконтрольности органов административно-территориальных образований opганам центральной власти зависит от степени централизованности унитарного государства.
Для унитарного государства характерна единая территория, единая конституция, судебная система, гражданство, единые вооруженные силы. Это означает, что административно-территориальные образования не имеют своей собственной территории, не вправе принимать свою конституцию и иные законы, вводить собственное гражданство, создавать свои вооруженные силы и формировать альтернативные судебные органы. При этом административно-территориальные образования вправе принимать свои нормативно-правовые акты, но они должны носить строго подзаконный характер и не могут противоречить нормам, принятым центральными органами государственной власти.
Бюджетная система состоит из двух уровней: государственный бюджет и местные бюджеты. Доходы и расходы местных бюджетов не входят в федеральный бюджет, формируются и используются территориями самостоятельно. [1,3,15]
В отличие от унитарного государства федерация характеризуется следующими чертами.
Во-первых, она состоит из различных государственных образований (республики, штаты, провинции, земли, кантоны и др.), являющихся субъектами федерации и имеющих свое собственное административно-территориальное деление.
Подобное разграничение осуществляется двояким образом: в одних государствах (Бразилия, Мексика, Канада) закрепляется исключительная компетенция федерального центра и исключительная компетенция субъектов; в других (Россия, Индия, Германия) наряду с исключительной компетенцией закрепляется также совместная компетенция центра и регионов.
Кроме того, в отдельных государствах, в частности в Российской Федерации, имеют место двусторонние договоры о разграничении экономических полномочий между центром и конкретным субъектом федерации. В зависимости от объема полномочий различных субъектов федерации их подразделяют на симметричные и асимметричные.
В-четвертых, государственное управление осуществляется, как правило, с помощью двухпалатного федерального парламента, верхняя палата которого формируется из представителей субъектов федерации и призвана выражать их интересы.
В-пятых, федерации могут строиться по трем признакам: национальному, национально-территориальному, территориальному. При этом в основе их построения может лежать как один признак, например территориальный (США, ФРГ) или национальный (СССР), так и их совокупность (Российская Федерация). Эти черты определяют структуру и особенности функционирования бюджетной системы страны. [17]
Между федерацией и субъектами проводится разграничение компетенции, имеющее целью обеспечить наиболее эффективное осуществление федерацией своих задач и целей на базе объединения ресурсов и возможностей всех ее членов и в интересах как самой федерации в целом, так и ее субъектов. В этом состоит сущность бюджетного федерализма.
Существуют две основные модели бюджетного федерализма: децентрализованная и кооперативная.
Характерным признаком децентрализованной модели является отстраненность региональных властей от участия в макроэкономическом регулировании и перераспределении национального дохода наряду с их высокой степенью независимости и самостоятельности в осуществлении бюджетного процесса на своих территориях, что подкрепляется наделением их определенными полномочиями в области налогообложения. Такая модель применяется в Канаде, США, Великобритании, Японии.
Кооперативная модель получила более широкое распространение. Она предполагает более активное участие региональных властей в перераспределении национального дохода и макроэкономической стабилизации, ведущее к более тесному бюджетному сотрудничеству региональных и центральных властей, активную политику горизонтального бюджетного выравнивания, повышенную ответственность центра за состояние региональных государственных финансов и уровень социально-экономического развития территорий. Кроме того, характерной чертой кооперативного федерализма немецкого типа является широкое применение как вертикального, так и горизонтального выравнивания доходов. Такая модель имеет место многие европейские государства и прежде всего скандинавские страны.
В настоящее время в России применяется кооперативная модель бюджетного федерализма, предпосылки построения децентрализованной модели отсутствуют.
Для эффективного функционирования бюджетной системы страны необходима правовая основа, то есть бюджетное законодательство.
1.3 Эволюция бюджетной системы России
Бюджетная система в России начала развиваться еще в IV- VII веках, когда появились княжества и основным источником княжеской казны были военная добыча, выкуп или дань, собираемая с народа. Сначала они собирались в натуральной форме, позже и в денежной. Первое устойчивое государственное образование исторически сложилось к концу 882 года вокруг города Киева. Во главе стоял князь, который имел свой совет (думу) и аппарат управления. Казна формировалась за счет средств собираемых с покоренных народов в виде дани и иных платежей.
С образованием Московского княжества в ХV веке начала складываться двухзвенная бюджетная система, состоящая из княжеской казны и местных бюджетов. Доходы составляли посошная подать, таможенные, соляные, кабацкие и другие сборы. С местного населения собирались денежные и натуральные сборы: конское пятно, тамга, весче, гостиное и др. За счет казны содержались царские наместники, уездные и другие служащие.
К концу 1920г. произошло слияние государственного и территориальных бюджетов. По окончании гражданской войны утверждались квартальные и годовые бюджеты. С образованием СССР в состав государственного бюджета вошли бюджеты союзных республик. Все предприятия и организации вносили отчисления в бюджеты различных уровней.
Принятие конституции СССР 1936 г. усилило централизацию управления народным хозяйством и окончательно сформировало бюджетную систему. Бюджетная система состояла из Союзного бюджета, бюджетов 15 республик и бюджета государственного социального страхования. Государственный бюджет СССР оставался неизменным вплоть до распада СССР в 1991г.
После распада СССР в России была установлена новая бюджетная система. В соответствии с законодательством Российской Федерации до принятия БК РФ бюджетная система России включала в себя федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты. Бюджетный кодекс РФ расширяет понятие бюджетной системы, включая в бюджетную систему не только вышеназванные бюджеты, но и бюджеты государственных внебюджетных фондов.
Сегодня бюджетная система России состоит из федерального бюджета, 21 республиканского бюджета республик в составе РФ, 56 краевых и областных бюджетов, включая одну автономную область, городских бюджетов Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов и около 29 тыс. местных бюджетов, к которым относятся городские, районные, поселковые и сельские бюджеты. [11]
унитарный федеративный экономический бюджетный
2. Бюджетная система государства
2.1. Бюджетная система унитарных государств
В качестве примера можно упомянуть о бюджетной системе Великобритании.
В Великобритании бюджетная система включает в себя два основных звена: государственный бюджет и местные бюджеты. Единый сводный бюджет отсутствует. Бюджеты местных органов власти формально обособлены.
Ведущим звеном бюджетной системы Великобритании является государственный бюджет, через который перераспределяется около половины национального дохода государства.
Основная часть расходов финансируется из консолидированного фонда. Он формируется в основном за счет налоговых поступлений, на которые приходится порядка 95% этой части бюджета.
Доходная часть Национального фонда займов создается за счет процентов, поступающих от государственных корпораций и местных органов власти за предоставленные им Казначейством Великобритании долгосрочные кредиты, прибыли Банка Англии, средств некоторых специальных фондов. Из национального фонда займов осуществляются платежи по государственному долгу, долгосрочные кредиты на капиталовложения государственным предприятиям и местным органам власти.
В Великобритании существуют внебюджетные специальные фонды (фонд национального страхования, пенсионные фонды, уравнительные валютные фонды, фонды гарантий экспортных кредитов и т.д.), из которых финансируется около 30% государственных расходов.
Основными проблемами, требующими первоочередного решения являются реформа здравоохранения, обеспечение прав рабочих, пенсионная реформа, сокращение безработицы в промышленности.
2.2. Бюджетная система федеративных государств
Для федеральных государств типична трехуровневая система с обособленным статусом бюджетов всех уровней.
1. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов.
2. Бюджеты субъектов федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.
При этом бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней.
В качестве основополагающих принципов построения бюджетной системы и бюджетного устройства закреплены принципы единства и самостоятельности бюджетов.
Рассмотрим бюджетную систему федеративного государства на примере Соединенных Штатов Америки.
Государственный бюджет США представляет собой сложившийся устойчивый механизм образования и расходования бюджетных средств для обслуживания государственных нужд. Его можно считать наиболее точным финансовым выражением существа и характера государственного устройства и власти.
Как и во всех развитых странах, бюджет США выполняет три основные функции:
1) содержание государственной машины (аппарат управления, армия, суды и пр.);
2) перераспределение доходов между социальными слоями населения и территориями в целях благоприятного социального климата и предотвращения возможных очагов напряженности;
3) использование бюджета в качестве инструмента для стимулирования экономического роста, поддержания условий развития предпринимательства.
Бюджетное устройство США подобно всем другим федеративным государствам состоит из трех уровней:
1) федеральный бюджет;
3) бюджеты 12,7 тыс. административных, хозяйственно-предпринимательских, культурно-просветительных и других местных подразделений.
В США органы власти на уровне штатов и муниципалитетов традиционно несут ответственность за обеспечение населения основными государственными услугами: начальное и среднее образование, местная полиция и пожарная охрана, муниципальный транспорт, общественные работы и социальное обеспечение, а также высшее образование на уровне штата. На федеральном правительстве лежит обязанность финансирования национальной обороны и систем государственного социального обеспечения.
Конституция США наделяет собственными налоговыми полномочиями только федеральное и региональные правительства, в то время как органы власти муниципалитетов получают права по установлению и сбору налогов в результате их делегирования органами власти штатов. Отличительной чертой налоговой системы США является то, что в бюджет каждого уровня зачисляются поступления только тех налогов, права по установлению и администрированию которых принадлежат правительству этого уровня. Таким образом, в Соединенных Штатах отсутствует практика, когда поступления от налогов, которые регулируются одним правительством, распределяются между различными бюджетами.
В федеральный бюджет США зачисляются поступления федерального подоходного налога с физических лиц и корпораций, а также налога с фонда оплаты труда и некоторых налогов на продажи. В бюджеты штатов направляются поступления регионального подоходного налога с физических лиц и корпораций, а также общий налог с продаж, который является основным источником их доходов. В муниципальные бюджеты поступают прежде всего поступления налогов на имущество, хотя в некоторых штатах муниципальные органы власти вводят свою ставку налога с продаж и подоходного налога.
Также необходимо отметить, что для бюджетной системы Соединенных Штатов характерно право органов власти на каждом ее уровне по администрированию только тех налогов и платежей, которые они вправе вводить и регулировать. Такой порядок предоставляет органам власти на различных уровнях большую фискальную независимость и контроль за базой и ставкой закрепленных за ними налогов.
Межбюджетное выравнивание в США представлено сложной системой бюджетных грантов, выделяемых бюджетам различных уровней. При этом зависимость бюджетов субнационального уровня от федеральных трансфертов достаточно сильна: так, в 1991 году средства федерального трансферта составляли в среднем 17,6% к расходам консолидированных бюджетов штатов. В то же время, доля финансовой помощи со стороны региональных бюджетов в расходах местных бюджетов составляла за тот же период 34.4%.
В Соединенных Штатах бюджетам нижестоящего уровня предоставляется как целевая условная, так и безусловная финансовая помощь. Основным видом безусловной финансовой поддержки является программа межбюджетного доходного выравнивания, основанная на выделении трансфертов, рассчитанных по законодательно утвержденной формуле, учитывающей расходные потребности и фискальный потенциал. В настоящее время федеральный бюджет не оказывает нецелевой финансовой помощи бюджетам нижестоящего уровня, хотя безусловная финансовая поддержка местным бюджетам со стороны бюджетов штатов широко используется.
Вторым видом целевой финансовой помощи бюджетам нижестоящего уровня являются так называемые категорийные гранты (categorical grants), в рамках которых выделяются средства на финансирование отдельной расходной программы. На федеральном уровне используется несколько видов таких грантов. Например, трансферты, рассчитываемые на основе формулы, распределяются между бюджетами штатов и муниципальных образований согласно законодательно или административно установленному критерию. Такой критерий предоставления финансовой помощи составляется с учетом расходных потребностей получателя средств, его возможности оказывать государственные услуги, стоимость оказания таких услуг, а также прилагаемые усилия по сбору налогов. Формулы расчета могут варьироваться, но как правило, они основываются на таких показателях, как численность населения и душевой доход. Некоторые виды целевых грантов (такие как, например, гранты на осуществление определенного проекта) выделяются на основе решения правительства бюджетам отдельных территорий в течение определенного срока.
Около половины всего объема целевой финансовой помощи предоставляется на долевой основе, то есть выделение средств бюджетами вышестоящего уровня происходит только при условии финансирования органами власти нижестоящего уровня определенной доли расходных статей, охваченных действием гранта.
В США не существует законодательной нормы, определяющей, что федеральный бюджет должен быть сведен без дефицита, и федеральное правительство вправе привлекать заемные финансовые ресурсы для финансирования дефицита федерального бюджета. В противоположность федеральному бюджету, законодательство штатов в большинстве случаев требует бездефицитности региональных и местных бюджетов по текущим расходам, вследствие чего администрация штатов и муниципалитетов имеют право привлекать средства на долгосрочной основе с целью финансирования только капитальных расходов, таких как, например, строительство образовательных учреждений и финансирование общественных работ, а также на краткосрочной основе для покрытия кассового разрыва в исполнении бюджета. Положения, регулирующие порядок заимствований, содержатся в конституциях и законах штатов и как правило, сильно варьируются в зависимости от конкретного штата.
Основным способом государственных и муниципальных заимствований в США является эмиссия облигаций штатов и муниципальных облигаций, обращающихся без ограничений. При этом, процентный доход, полученный по этим ценным бумагам, не облагается федеральным подоходным налогом.
Важным признаком бюджетной системы США является то, что федеральное правительство не несет ответственности по ценным бумагам, выпущенным органами власти нижестоящего уровня. В такой ситуации инвесторы опираются на рейтинги частных агентств, которые в конечном счете и определяют цену заимствований бюджетов штатов и муниципалитетов на открытом рынке.
Однако рост государственного долга влечет за собой негативные экономические последствия:
1) Существование внешнего долга предполагает передачу части созданного национального дохода за рубеж при его обслуживании (выплате процентов и сумм основного долга).
2) Выплата процентов по государственному долгу приводит к усилению неравенства доходов и росту темпов инфляции.
3) Рост государственного долга усиливает неуверенность домохозяйств и бизнеса в перспективах экономического и социального развития.
Еще одной проблемой США является проблема бюджетного федерализма. Американская модель строится на относительно большой самостоятельности отдельных штатов. Зачастую она рассматривается как классическая модель бюджетного федерализма.
В США отсутствует система горизонтального долевого распределения доходов. Большинство федеральных субсидий штатам зависит от объемов долевого финансирования штатными и местными органами власти. Такая политика не направлена на выравнивание социально-экономических условий жизнедеятельности регионов. Более того, она содействует, прежде всего, развитию богатых штатов.
Отдельные штаты, местные органы власти имеют право осуществлять собственную налоговую политику. Федерация, штаты, муниципалитеты имеют собственные непересекающиеся налоги. Регионы значительно отличаются по налогам и расходам друг от друга. Столь существенная региональная диспропорция по-разному оценивается специалистами с позиции ее влияния на аллакационную эффективность и экономический рост.
2.3. Особенности бюджетной системы РФ
Бюджетная система Российской Федерации аналогично бюджетным системам других федеративных государств состоит из бюджетов трех уровней:
1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
2) бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов. C 18 марта 2014 года в РФ 85 субъектов Федерации. Из них: 46 областей, 21 республика, 9 краёв, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа, республика Крым и город Севастополь;
Каждый из бюджетов служит финансовой базой для деятельности соответствующих государственных и местных органов.
Бюджеты каждого уровня функционируют самостоятельно, но входят в бюджетную систему России в целом, т.к. законодательство РФ предусматривает единство бюджетной системы.
Главным звеном бюджетной системы Российской Федерации является федеральный (государственный) бюджет, с помощью которого перераспределяется до 40% национального дохода страны и финансируются основные экономические и социальные программы.
Государственный бюджет оказывает воздействие на все звенья финансовой системы, финансируя различные уровни власти, специальные правительственные фонды, кредитуя юридических и физических лиц.
Федеральный бюджет финансирует национальную оборону, правоохранительную деятельность, социальную политику, оказывает финансовую помощь нижестоящим бюджетам.
В России существуют государственные внебюджетные фонды, предназначенные для реализации конституционных прав граждан, на пенсионное обеспечение, социальное обеспечение в случае безработицы, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь.
В России все бюджеты утверждаются ежегодно и действуют в течении финансового года, который совпадает с календарным.
Бюджетные отношения в Российской Федерации регулируются:
1) Бюджетным кодексом РФ (базовый законодательный акт);
2) соответствующими специальными законами федеральных органов субъектов Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления;
3) указами Президента Российской Федерации;
4) нормативными правовыми актами Правительства РФ;
5) соответствующими актами федеральных органов исполнительной власти.
Однако в России существуют некоторые проблемы бюджетного устройства, которые тормозят экономическое развитие страны.
В целях анализа основных тенденций в области отношений между бюджетами различных уровней рассмотрим структуру доходов и расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и их динамику в 2010-2013 годах (таблица 1).