в чем разница между унитарным государством и федерацией
Федеративное государство, его отличие от унитарного
Унитарное и федеративное государство
В странах с таким административно-территориальным устройством существует фактически два государственных аппарата: федеральный, чья власть распространяется на всю страну, и аппарат субъектов этой федерации, которые имеют достаточно широкие полномочия в пределах собственных земель. Так же и законы могут разделяться на федеральные и те, которые обязательны к выполнению лишь на ограниченных территориях субъектов. Унитарное государство, наоборот, характеризуется единством всех властных органов, конституции и правовой системы для всей страны. Такими государствами являются, например, Великобритания, Швеция, Италия в Европе, многие страны Африки и Азии. А федеративное устройство преобладает в этнически неоднородных странах (Бельгия), в странах, которые возникли путем слияния независимых субъектов (Германия, Швейцария, США), в странах с большим количеством населения или крупной территорией (Россия – федеративное государство тоже). Такой тип устройства является историческим результатом сложностей, возникших в стране между отдельными группами, или в результате ее больших размеров. Такое устройство достаточно широко представлено на планете.
Основные особенности, которыми обладает федеративное государство
Унитарное и федеративное устройство государства, их соотношение
Форма государственного устройства — это способ территориального устройства государства, которое вносит определенный порядок во взаимоотношения центральной, региональной, местной властей.
Виды форм государственного устройства:
Унитарное государство отличается абсолютной политической целостностью. Унитарное государство неделимо: его отдельные административно-территориальные единицы, не имеют своего собственного законодательства, органов государственной власти и управления, не обладают суверенитетом.
Каждая из составных частей единого государства обладает одинаковыми правами и представительством в органах государства.
Признаки унитарного государства
1. Единый Основной Закон, нормы которого применяются на всей территории страны.
2. Единые в масштабе всей страны высшие представительные,исполнительные и судебные органы.
3. Единая система законодательства.
4. Единое гражданство.
5. Единая денежная единица.
6. Общая для всех административно-территориальных единиц налоговая и кредитная политика.
7. Составныечасти унитарного государства не обладают суверенитетом (не являются государственными образованиями).
К числу унитарных государств относятся Великобритания, Франция, Италия, Норвегия, Швеция, Испания, Португалия, Греция, Таиланд, Япония, Финляндия, Египет.
Федерация — союзное государство, состоящее из государственных образований (штатов, кантонов и т.д.), обладающих определенной юридической и политической самостоятельностью.
Для этой формы государственного устройства характерны общие для всей федерации высшие органы власти и управления, однако при сохранении высших органов власти и управления каждого из государственных образований — членов федерации (республик, штатов и т.д.) (США, Канада, Бразилия, Мексика, ФРГ, Австрия, Бельгия, Швейцария, Индия, Малайзия, Пакистан).
1. Территория федерации состоит из территорий ее субъектов.
2. Верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам.
3. Компетенция между субъектами федерации и самой федерацией разграничивается союзной Конституцией.
4. Субъекты федерации имеют свои конституции, свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.
5. Высший законодательный (представительный) орган федерации имеет двухпалатную структуру (верхняя палата, представляющая интересы субъектов федерации, и палата, представляющая интересы населения всей страны).
Конфедерация – это межгосударственные объединения или временные юридические союзы суверенных государств, которые создаются для решения политических, социальных, экономических задач.
В отличие от федерации, конфедерацию характеризуют:
1) отсутствие суверенитета, единого законодательства, единой денежной системы, единого гражданства;
2) совместное решение субъектами конфедерации общих вопросов, для реализации которых они объединялись;
3) добровольный выход из государства и отмена действия общеконфедеративных законов, постановлений (которые носят рекомендательный характер) на своей территории.
Империя – это такое государство, которое формируется в результате завоевания чужих земель, составные части которого имеют различную зависимость от верховной власти.
Федеративное государство. Признаки федеративного государства. Унитарное и федеративное государство
Политическое устройство современных государств выстроено в рамках двух основных моделей — унитарной и федеративной. Какова специфика каждой из них? Как формировалась система государственного управления в РФ? Почему опыт выстраивания федеративной модели может кардинально различаться в разных странах?
Федерация как форма устройства государства
Что такое федеративное государство? В нем реализованы принципы федерализма, которые предопределяют ряд отличий системы политического управления, сформировавшейся в стране, от унитарной модели. Каковы эти принципы? Исходя из каких признаков федеральная модель государственного устройства существенно отличается от унитарной? Попробуем выстроить рассуждение, выделяя общие моменты для федеральной и унитарной моделей, и специфические признаки, характерные для каждой из них.
Федерация и унитарное государство: велика ли разница?
Распространено мнение, что унитарное и федеративное государство — две полярные политические модели, принципиально различные, едва ли не антагонистические. Это не совсем так. Дело в том, что один из признаков, характерных, казалось бы, только для федеративного государства, — административное деление на независимые политические единицы — соблюдается в странах, традиционно считающихся унитарными. Так, например, во Франции и Японии есть, соответственно, департаменты и префектуры, которые, как считают некоторые эксперты, обладают едва ли не большей политической самостоятельностью, чем, например, субъекты Российской Федерации.
В чистом виде унитарных (без деления на административные территории) государств сейчас немного. Так или иначе, некоторая политическая локализация на уровне провинций, префектур, муниципалитетов присутствует в большинстве унитарных стран. И в этом, скорее, их схожесть с федеративными.
Имитация федерации?
Таким образом, структура политического устройства страны не может считаться фактором ее однозначного отнесения к какой-либо конкретной модели. Более того, есть радикальная точка зрения, согласно которой большинство государств, которые причисляют себя к федеративным, на деле создают лишь видимость принадлежности к странам, система государственного устройства которых имеет классические признаки федерации (далее мы их рассмотрим). Делается это, собственно, с политической целью. Одно из самых успешных федеративных государств мира — США.
В свою очередь, многие страны считают необходимым тем или иным образом приобщиться к американской модели, поделив свою территорию на штаты и прописав в конституции соответствующий статус каждого из них. На деле же соответствующие политические единицы остаются очень зависимыми от центра.
Вместе с тем, если брать классические признаки федерализма, то можно увидеть, что государство, выстроенное в рамках соответствующей модели, будет сильно отличаться от унитарного. То есть разница между двумя рассматриваемыми видами при фактическом (а не только юридическом) присутствии в политической системе страны ключевых элементов федерализма будет прослеживаться значительная.
Признаки федерации
Каковы ключевые признаки, которыми обладает федеративное государство? Деление страны на административные единицы, как мы уже сказали выше, не в счет, даже если их назвать штатами, а в конституции страны прописать, что государственная модель — федерация.
Один из ключевых признаков соответствующей формы устройства страны — это функционирование органов власти, неподотчетных в ключевых вопросах развития каким-либо вышестоящим структурам. Субъекты федеративного государства обладают, как правило, выраженной независимостью от столицы в аспекте ключевых вопросов, связанных с развитием экономики, социума, государственной и муниципальной политики.
При этом фактическое наполнение свободы действий административных единиц, составляющих федерацию, зависит от содержания правовых актов о разграничении полномочий между федеральными органами власти и теми, что функционируют на уровне регионов. В политических системах некоторых стран субъекты имеют очень большую независимость, например штаты в США. В Америке такое явление, как федеральная программа (если под ней понимать некую масштабную инициативу, затрагивающую интересы всех граждан), встречается достаточно редко. Отсутствуют многие привычные для РФ законы, обязательные к исполнению на всей территории страны, например Трудовой и Гражданский кодексы. Вместо них в США есть сборники актов в рамках одной отрасли права.
В свою очередь, несмотря на то что РФ — федеративное государство, существует большое количество примеров, когда те или иные программы, инициативы и приоритеты, определяемые на федеральном уровне, подлежали реализации на уровне российских регионов. Это, в свою очередь, предполагало некоторую подотчетность действий субъектов перед центром. В России есть обязательные для исполнения на территории всей страны Трудовой и Гражданский кодексы.
Другой признак федерации — наличие полного цикла правотворчества на уровне трех ветвей власти — законодательной, исполнительной и судебной. То есть в субъектах, формирующих федеративное государство, в большинстве случаев есть локальный парламент (законотворческая структура), местное правительство (исполнительная ветвь), а также Верховный суд. Законодательная инициатива может и должна исходить со стороны, прежде всего, региональных участников политического процесса.
Следующий важнейший признак федерации — наличие независимых, в ограниченной степени подотчетных перед центром бюджетов субъектов. Вместе с тем данный критерий — в числе самых спорных. Дело в том, что существует очень большое количество национальных моделей бюджетной политики в рамках федеральных государств, и их непросто классифицировать даже по каким-то группам.
Возьмем опять же российскую и американскую системы устройства страны. Бюджеты штатов в США в значительно меньшей степени, чем в РФ, зависят от дотаций из центра, но имеют больше полномочий по сбору налогов. Это дает возможность многим субъектам американской федерации формировать, к примеру, собственные органы полиции, медицинских и иных служб. В России, в свою очередь, на законодательном уровне закреплен принцип единства бюджетной системы. Многие государственные службы централизованы. Таким образом, независимость бюджета как один из признаков федерализма признается экспертами, однако вызывает дискуссии касательно своей роли.
Признаки унитарного государства
Перечислив ключевые признаки федеративного государства, рассмотрим соответствующие критерии для стран с унитарной формой политического устройства. Некоторые из них можно назвать исходя из логики обнаружения контрастов с федеральной моделью. То есть в унитарных государствах, как правило, региональные органы власти подотчетны в большинстве вопросов центру, не имеют полного цикла правотворчества, а бюджетная политика в целом также определяется в столице.
Некоторые эксперты определяют как один из типичных признаков унитарного государства отсутствие политической составляющей в определении границ административных частей страны. То есть, проще говоря, населению и властям территорий, на которые поделено государство, все равно, где именно жить. Ключевые правовые нормы, определяющие то, как будет развиваться экономика и социум, принимаются в столице — они будут одинаково исполняться везде.
Достаточно легко могут меняться границы административных территорий. Подобной гибкости федеративная система государства, как правило, не имеет. Если, скажем, для того чтобы штат Мэриленд уступил часть территории Вирджинии, должны пройти сложнейшие процедуры переговоров и согласований, то когда в России Коми-Пермяцкий АО входил в состав Пермской области, соответствующее одобрение должны были дать жители автономного округа — они его дали, а могли и отказать властям в своем желании переходить под юрисдикцию другого субъекта федерации.
Административно-политические единицы в унитарных государствах, как правило, не наделены полномочиями заключать договора с иностранными государствами. Соответствующие функции выполняет центр. В свою очередь, федеративная форма государства часто предполагает достаточную самостоятельность субъектов во внешнеполитической активности.
Локальные территории в рамках унитарных государств не вправе принимать законы, каким-либо образом ограничивающие права жителей других административных единиц. В свою очередь, если, например, в США на уровне штатов принимается закон, запрещающий использование полиэтиленовых пакетов (именно такой был, в частности, недавно принят в Калифорнии), то исполнять его должны будут не только жители штата, но и все те, кто посещает данный политический субъект.
Административные единицы в рамках унитарных государств, как правило, не наделены полномочиями издавать такие законы (но они могут быть приняты центром с целью последующей реализации на конкретной территории страны).
Особенности российской модели
Россия — федеративное государство. Это прописано в Конституции нашей страны. Ключевые признаки, которые характеризуют федеративное устройство государства, в целом присутствуют в российской политической модели. В РФ, таким образом, есть субъекты, в которых может проходить полный цикл правотворчества, деятельность региональных органов власти имеет достаточно ограниченную подотчетность центру, каждый субъект федерации имеет собственный бюджет. Какими еще особенностями характеризуется российская модель федерализма? Начнем с важнейших исторических фактов.
Прослеживается значительная преемственность между принципами территориального деления РФ на субъекты сегодня и советской моделью государственного устройства. Области, республики, края, округа — это было внедрено в модель советского государственного управления. Территории большинства современных субъектов РФ были определены властями еще при СССР.
В свою очередь, Российская Империя считалась унитарным государством. Территория страны была поделена на губернии, однако признаками выраженной самостоятельности они не обладали. Управление государством осуществлялось централизованно. Для чего в советское время территория России (равно как и других республик) была поделена, а за каждым субъектом закрепилась относительная самостоятельность (вылившаяся в современную модель российского федерализма)? Почему, к примеру, Белоруссия, Украина и Казахстан стали унитарными государствами, а Россия — федеративным?
Другой фактор — национальный. Многие из современных российских республик по территории совпадают с районами населения титульных наций. Собственно, данный аспект, как полагают многие исследователи, предопределил тот факт, что Россия — федеративное государство, а Казахстан — унитарное. В соседней стране исторически не сформировалось значимых по площади территорий, на которых бы компактно проживали нации, не родственные казахам (титульному народу), русским, узбекам, немцам, украинцам (имеющим свои государства).
Национальный фактор
Таким образом, модель государственного устройства в РФ, согласно распространенной точке зрения, во многом продиктована тем, что наша страна — многонациональная. В свою очередь, деление территорий, на которых преимущественно проживают русские, на субъекты — области и края — обусловлено тем, что достаточно тяжело с точки зрения территориальной организации и не вполне целесообразно с точки зрения культурного и исторического контекста образовывать некую «русскую республику». Таким образом, Россия, имея основные признаки федеративного государства, во многом стала преемницей советской модели политического устройства. До СССР наша страна практически не имела традиций федерализма.
Какие еще особенности российской политической модели можно отметить? Собственно, одну из них мы уже косвенно обозначили. Российская федерация — федеративное государство с разными по наименованию субъектами. В состав нашей страны входят республики, области, края, а также города федерального значения. В свою очередь, субъекты федерации делятся на территории местного самоуправления. Таким образом, в РФ наблюдается в достаточной степени выраженная вертикальная соподчиненность территориальных единиц в рамках субъектов федерации. Рассмотрим ее несколько подробнее.
Российская система государственного управления
Выше, определяя то, чем отличаются унитарное и федеративное государство, мы зафиксировали, что практически все страны мира, так или иначе, делятся на административные единицы. Можно сказать, что в рамках модели политического устройства РФ это правило характерно и для субъектов, входящих в состав России. Благодаря в достаточной мере выраженной самостоятельности республик, краев, областей и городов федерального значения, внутри них формируется еще несколько ступеней политической власти.
При этом для соответствующих систем административного устройства свойственны некоторые критерии, определенные нами как характерные для унитарных стран. То есть, несмотря на то, что неоспоримо федеративным государством является Россия, ее субъекты по некоторым признакам сформированы по унитарным принципам реализации политической власти. В чем это выражается?
Региональный вариант унитарной модели
Республики, края и области РФ делятся на два типа административных единиц — городские округа и муниципальные районы. В этой схеме есть и дополнительная субординация. В муниципальный район входят городские и сельские поселения, которые, в свою очередь, включают в себя города, поселки, деревни и села. Города федерального значения включают особые административные единицы — внутригородские территории.
Округа, районы, поселения и иные территориальные единицы в составе субъектов РФ во многом характеризуются теми же признаками, что и политические структуры в рамках унитарных государств. То есть на соответствующем уровне нет органов власти в рамках трех ветвей, нет полномочий заключать международные договоры, присутствует подотчетность центру (столице субъекта федерации) в хозяйственной и политической деятельности.
Что эффективнее — унитарное или федеративное государство?
Мы сравнили унитарное и правовое государство по ряду ключевых критериев. Можно ли однозначно оценить какую-либо из этих двух моделей устройства страны как более эффективную? Вероятно, нет. Главным образом потому, что важнейшую роль играет фактор исторического развития страны. Вполне возможно, что для конкретной нации не вполне подходит федеративное государство.
Страны очень разные по политической культуре, традициям самоуправления. Организовать федерацию может быть сложно по причине отсутствия оснований для деления территории на субъекты, обладающие выраженной самостоятельностью. Если говорить, к примеру, о США, то мы вспомним, что это государство образовалось в силу слияния изначально независимых штатов, то есть по причине центростремительных трендов. В американском сценарии речь идет об уникальном случае политической консолидации.
В советской модели, если придерживаться распространенной версии, деление республик на дополнительные субъекты было продиктовано экономическими причинами. Земли в Германии, в свою очередь, во многом совпадают с историческими территориями, участвовавшими в объединении в государство, результаты которого были закреплены Бисмарком в 70-х годах 19 века.
Таким образом, формирование федерации должно быть чем-то обусловлено в политическом, социальном или экономическом контексте. Только в этом случае есть шанс построить эффективное федеративное правовое государство, а не видимость успешного копирования зарубежной модели. Вовсе не обязательно, что соответствующая концепция окажется совместимой с государством, которое в историческом контексте функционировало по унитарным принципам.
Существует 3 формы государственного устройства – унитарная, федеративная и конфедеративная
В зависимости от наличия либо отсутствия суверенитета у составных частей государства государственное устройство делится на:
— Простая форма (унитарное государство);
— Сложная форма (федерация, конфедерация).
Унитарное государство (от лат. «unitas» — единство) — простое, единое государство, которое характеризуется отсутствием у административно-территориальных единиц признаков суверенитета.
Отличительные признаки унитарного государства:
Федеративное государство (от лат. «foederatio» — объединение, союз) — сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями с ограниченным государственным суверенитетом.
Отличительные признаки федерации:
1. Двойная система законодательства. Предметы ведения и полномочия разделены между государством в целом (федерацией) и его составными частями (субъектами федерации);
2. Двухуровневая система органов государственной власти, в соответствии с которой отдельно существуют федеральные органы и органы субъектов федерации (парламент на уровне федерации имеет двухпалатную структуру — верхняя палата представляет интересы субъектов федерации, кроме того субъекты также формируют свои местные парламенты);
3. Единая денежная единица;
4. Двухканальная финансовая и налоговая система. Субъекты федерации имеют право формировать свой бюджет и собирать налоги, которые не должны противоречить федеральной налоговой политике;
5. Двойное гражданство (федеральное гражданство и гражданство субъекта федерации);
6. Единые вооруженные силы;
7. Атрибуты гос.власти;
8. Запрет на осуществление внешнеполитической деятельности и запрет на выход из состава федерации.
По способу образования субъектов федерации выделяют:
Территориальная федерация (административная) — федеративное государство, в котором все составляющие его субъекты образованы по географическим, историческим, экономическим и иным особенностям (США, Бразилия, Мексика).
Национальная федерация — федеративное государство, составные части которого разделены по национально-лингвистическому критерию на основе проживающих в них различных народов. (Бельгия, Индия, в прошлом СССР и Югославия).
Национально-территориальная федерация (смешанная) — федеративное государство, в основу формирования которого положен и территориальный, и национальный принципы образования субъектов (Россия).
По способу образования самой федерации выделяют:
Конституционная федерация — федерация, образованная в результате децентрализации унитарного государства, в основе которого лежит специально принятая конституция (Пакистан, Индия).
Договорная федерация (союзная) — федерация, образованная в результате объединения независимых государств на основе союзного договора (США, ОАЭ, СССР).
Смешанная федерация (конституционно-договорная) — государство, в котором процессы децентрализации и объединения протекают параллельно, в результате чего в основе государства лежат одновременно как договорный, так и конституционный способы образования федерации (Россия).
Конфедерация (от позднелат. «confoederatio») — временный союз государств, создаваемый для достижения политических, экономических, культурных и прочих целей. Является переходной формой государства, в дальнейшем или же преобразуется в федерацию, или же снова распадается на ряд унитарных государств (как это стало с Объединённой Арабской Республикой и Сенегамбией).
Признаки конфедерации:
Форма политического режима – это совокупность способов и методов осуществления государственной власти.
Выделяют демократический и антидемократический режимы.
Демократический политический режим обеспечивает защищенность прав и свобод граждан и их реальное участие в управлении государством.
Признаки:
Антидемократический политический режим отвергает равенство во взаимоотношениях государства и личности и устанавливает диктат государства над обществом.
Признаки:
1. Формирование органов власти невыборным путем или путем псевдовыборов;
2. Отсутствие разделения властей;
3. Господство беззакония и произвола со стороны государства;
4. Отсутствие реальных прав и свобод;
5. Преследование за инакомыслие;
6. Игнорирование интересов населения, отдельных его слоев.
Разновидностями демократического режима являются либерально-демократический и собственно-демократический режимы.
Либерально-демократический режим предполагает осуществление власти гуманными и демократическими методами, не допуская действий, направленных на изменение существующего строя.
Собственно-демократический режим гарантирует народовластие, возможность избирать и быть избранным в представительные органы гос.власти.
Антидемократический политический режим бывает несколько видов.
Тоталитарный режим характеризуется полным вмешательством государства в жизнь общества, вплоть до личной жизни граждан.
Авторитарный режим ограничивает свое вмешательство в жизнь общества политической сферой, допуская свободу в искусстве, науке, экономике.
Фашистский режим провозглашает превосходство одной нации над другой.
Расистский режим основан на идее неравноценности человеческих рас.
Контрольные вопросы:
1. Дайте определение формы государственного устройства. Перечислите формы гос.устройства
2. Что такое монархия?
3. Три этапа развития феодальных монархий
4. В чем разница между ограниченной и неограниченной монархией?
5. Что такое республика?
6. Парламентская, президентская и смешанная республика – определения
7. Унитарное государство, отличительные признаки (текст или схема)
8. Федеративное государство, отличительные признаки (текст или схема)
9. Классификация по способу образования федерации и субъектов федерации
10. Конфедерация, ее признаки
11. В чем различие унитарного государства, федерации и конфедерации?
12. Что такое политический режим?
13. Проведите сравнительный анализ демократического и антидемократического режимов
14. Разновидности демократического и антидемократического режима (определения)