в чем особенности социального управления
Социальное управление: понятие, общие черты, виды, элементы
Чтобы понять феномен социального управления, мы разберем, в частности, его понятие, то, какими общими чертами оно обладает, на какие виды подразделяют социальное управление, и какие элементы в него включены. Также мы расскажем о существующих механизмах социального управления и категориях объектов управления.
Понятие
Социальное управление – разновидность управления, или, иными словами, процесс воздействия на общество целиком. Данное воздействие включает в себя и воздействие на социальные группы, и влияние на отдельных индивидов, деятельность которых нужно упорядочить. Также социальное управление отвечает и за повышение уровня организации социальной системы.
Социальное управление от любого другого можно отличить по следующим признакам:
Общие черты социального управления
Выделяют всего семь общих черт социального управления:
Виды и особенности социального управления
Их можно разделить на три категории:
А вот особенности заключаются в осуществлении управления только на тех территориях, где действуют системы. Также особенность состоит и в совместной деятельности, которую предполагает управление, чтобы достигать общие цели. Еще одна особенность – упорядочивающее воздействие на участников совместных действий. Кроме того, социальное управление носит волевой и властный характер, при этом сознательный. Социальное управление может осуществляться исключительно в рамках управленческих решений. Последняя особенность связана с тем, что субъект управления связан с формами, методами и средствами воздействия на объект.
Элементы социального управления
Элементов социального управления не много – к ним относят только то, что участвует в процессе управления на всех этапах. Элементами социального управления выступают:
Если говорить об управленческих связях, в данном случае есть место и управленческому циклу – совокупности управленческих стадий, которые характеризуются поставленными задачами и составом сотрудников, которые эти задачи выполняют.
Управленческие связи не только выполняют определённую цель и являются передатчиками информации, но и возникают на каждой из стадий процесса управления. Всего этих стадий пять:
Обратите внимание! Субъектом управления может выступать как индивидуальное лицо, так и коллектив.
А к объектам управления можно отнести каждого отдельно взятого человека (индивида), коллектив или государство – все общество целиком, которое подвергается подчинению со стороны субъекта.
Объекты социального управления по-разному относятся к своему подчинению. В зависимости от индивидуальных особенностей, каждый человек чувствует себя отлично от другого. Такие отличия в поведении, отношении и принятии своей позиции разделили на категории подчинения, у каждой из которых есть собственная характеристика поведения:
Функции социального управления
Функции социально управления представляют собой управленческие воздействия и влияния, которые обусловлены социальным назначением и стабильностью. Они отвечают за целевое исполнение задач управления.
Как отличить функции социального управления от любых других функций?
Функции социального управления имеют ряд признаков:
Кроме того, они имеют разное «направление» в соответствии с задачами и областью применения, ниже мы расскажем о каждой разновидности функции. Исходя, из содержания и характера воздействия, можно функции социального управления разделить еще на несколько категорий:
А вот по направлению воздействия можно отличить внутренние и внешние функции.
В зависимости от времени действия, функции различают временные и постоянные.
Если же рассматривать общие функции управления, к ним относятся функции:
Прогноз выступает как работа с перспективами развития. Моделирование представляет собой разработку определенной конструкции управленческих отношений. Информирование – это вся работа с информационными данными от получения до передачи. Планирование задает темпы развития и решения управленческих обстоятельств. Организация и координация отвечают за формирование и согласование системы управления.
Распорядительство подразумевает регулирование отношений, которые возникли в результате управленческих действий. Регулирование отвечает за установление всевозможных норм и требований для каждого отдельного объекта управления. Контроль одобряет или отклоняет последствия принятых управленческих решений в действиях при социальном управлении. Учет позволяет держать картину целого, а конкретно, картину состояния при социальном управлении.
Механизмы управления социальными системами
Мы рассмотрим несколько механизмов, которые применяют для управления социальными системами в зависимости от различных обстоятельств и сложившихся условий.
Механизм сознательного управления
По-другому его называют механизмом целеустремленного управления. Связано это с тем, что в таком случае управление осуществляют люди, которые наделены волей и сознанием, чтобы достичь поставленные цели.
Механизм стихийного регулирования
Это тот самый механизм, который действует на результат – упорядоченность масс актов.
В общем и целом, к управлению социальными системами нужно подходить комплексно с оглядкой на условия современного производства. Только в таком случае управление будет предполагать интеграцию функций управления трудом и кадрами, развитием социальных отношений и каждого индивида в отдельности – на едином уровне организации. Такой уровень закладывает специализированная управленческая служба.
Можно прийти к выводу о том, что система управления социальными системами – это целевой комплекс по выполнению задач в основных направлениях деятельности. Кроме этого, комплекс и все относящиеся к нему механизмы и методы управления направлены исключительно на то, чтобы повысить производительность труда и качество работы.
Особенности социального управления
1.3 Особенности социального управления
В управлении всегда присутствуют две стороны: управляющая (субъект) и управляемая (объект).
Социальное управление имеет ряд отличительных особенностей, из которых к основным относятся следующие.
1) Это управление людьми (отдельными индивидами, группами, обществом в целом. Это особый тип взаимоотношений людей).
Социальное управление может сводиться только к руководству людьми (призыв на военную службу, прием в вузы). Но часто оно служит средством воздействия на вещи, средством обеспечения согласованной деятельности людей в процессе производства, транспортировки, распределения материальных благ. Субъект управления воздействует на общественные отношения, на вещи через волю и сознание людей. Организация всегда состоит в упорядочении какой-либо деятельности.
2) Действия человека носят сознательный, целесообразный, волевой характер. Воля – регулирующая сторона сознания, направляющая деятельность человека на выполнение поставленной цели. Совместное бытие предполагает единство, упорядоченность действий, для чего необходимо согласование воли разных людей. Не может быть единства действий там, где нет единства целей, волевых усилий. Единство воли – необходимое условие согласованности действий людей. И вторым существенным признаком социального управления является то, что оно осуществляется путем воздействия на волю людей.
Способность обеспечить преобладание, доминирование воли одних над волей других, способность подчинять чужую волю называют властью. Власть – это вертикальная, иерархическая координация действий, важнейшее, необходимейшее средство управления, обеспечивающее согласование воль, а значит, и действий разных людей.
3) Третья особенность социального управления – высокая степень автономии, самостоятельности, свободы воли управляемых, которые способны к самоорганизации. Объекты социального управления – люди, коллективы, народы обладают волей и сознанием, способностью анализировать окружающую обстановку, выбирать определенные варианты поведения. Разнообразие человеческих потребностей, интересов, вкусов, склонностей бесконечно, у каждого человека свой склад ума, жизненный опыт, свои особенности мышления, переживания. Поведение человека, как правило, не может быть жестко детерминировано, оно носит вероятностный характер.
Наряду с управлением в обществе действуют и такие регуляторы, как договор, наука, искусство, стихийные процессы (миграция, преступность и т. д.).
4) Четвертая особенность состоит в том, что управление людьми осуществляется сознательно. В этом процессе вырабатываются рациональные цели и программы их осуществления, сознательно создаются средства выполнения программ (органы, системы связи и т. д.).
5) Очень важно и то, что человечество научилось накапливать и хранить информацию вне индивида, передавать ее путем социального воспитания. Люди создали специальные средства, с помощью которых они закрепляют, сохраняют и передают опыт поколений, превращают индивидуальный опыт в коллективный, ими используются технические устройства для быстрой передачи информации на большие расстояния, для ее обработки и т. д.
2. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
2.1 Функции и значение
Функция социального управления – это разнообразные виды управленческих работ, которые необходимо выполнять в процессе управления каким-либо объектом.
Выполнение функций социального управления может рассматриваться применительно к конкретной должности (функции работника, должностного лица), структурному подразделению (функции отдела, отделения, службы, т.д.), органу управления (функции министерства, ведомства, комитета, агентства и др.). Функции социального управления отражают централизацию, разделение, специализацию, кооперацию управленческого труда как по горизонтали, так и по вертикали организации.
Социальная работа является мощным социальным средством, инструментом, сдерживающим развитие социальных катаклизмов и конфликтов в обществе, тем более эффективным, чем больше ресурсов выделяет общество и государство на эти цели. В связи с этим возрастает значение профессионального управления социальной работой, имеющего несколько значений.
1) Организационно-структурное значение управления социальной работой – определение основных субъектов (органов управления) и объектов управленческого воздействия и анализ его результатов. Предполагает организацию управления на различных уровнях – федеральном (институциональном), региональном, муниципальном (территориальном), локальном, – и создание соответствующих организационных структур (Министерство здравоохранения и социального развития РФ, федеральные агентства и службы, региональные департаменты, комитеты, управления и отделы социальной защиты населения, территориальные службы и центры).
2) Функциональное значение управления социальной работой – выполнение как общих (независимых от уровня субъекта, его компетенции и т.д. – прогнозирование, планирование, целеполагание, организация, координация, стимулировании, мотивация, маркетинг, учет и контроль), так и конкретных (виды работ применительно к должности, структурному подразделению, предприятию, организации, учреждению – права, обязанности, функции, направления деятельности и т.п.) функций.
3) Деятельностное значение управления социальной работой – деятельность руководителей разных уровней в системе органов социальной защиты. От профессионализма руководителей во многом зависит качество организации управления, его результативность.
4) Процессуальное значение – процесс, включающий такие элементы как целевая ориентация, распределение функций и формирование организационных структур, подбор и расстановка кадров, ресурсное обеспечение, использование разнообразных форм и методов управления или средств, которые обеспечивают достижение тех или иных результатов и т.п.
5) Организационное значение – это вид профессиональной деятельности, управленческий труд, включающий предмет труда (информацию), средства труда (организационные и технические) и человека, обладающего определенными знаниями, навыками и умениями. Соединение этих составляющих называется организацией труда в системе социального управления, которое подразумевает решение таких проблем, как подготовка и подбор кадров, повышение их квалификации, составление квалификационных характеристик, организация труда руководителей, формирование информационных систем, мотивация, оплата труда и т.д.
6) Учебно-дисциплинарное значение – это наука и учебная дисциплина, основу которой составляет методология, т.е. система методов, используемых в научных исследованиях, методики решения проблем и система теоретических знаний.
2.2 Цели, функции, результат в социальном управлении
Начальным этапом управленческой деятельности является целеполагание Цели управления социальной работой формируются на основе анализа потребностей всех слоев общества в социальной защите. Процесс управления социальной работой представлен во взаимодействии ближайших (тактических) и долгосрочных (стратегических) целей.
В качестве стратегической цели может выступать наиболее полное удовлетворение потребностей всех слоев населения в социальной защите. Тактической целью на данном этапе развития общества является создание условий для удовлетворения потребностей наиболее нуждающихся в социальной защите слоев населения с учетом существующих экономических возможностей органов государственной власти местного самоуправления.
В зависимости от поставленных целей, определяются функции управления Функции управления социальной работой подразделяются на общие (основные) и конкретные (специализированные).
Общими функциями являются прогнозирование (научно-техническое и социально-экономическое), планирование (научно-техническое, социально-экономическое и организационное) организация (имеет несколько смысловых значений, рассмотренных выше), активизация (стимулирование, мотивация), координация, учет и контроль.
Специальные, конкретные функции с разной степенью подробности отражают текущие и перспективные потребности процесса управления данным объектом, его частью или элементом.
Результат управления социальной работой состоит в реализации социальных программ, проектов, планов, выполнении управленческих решений, приказов, указаний, подведении итогов, формулировке рекомендаций по дальнейшему взаимодействию. Объект управления докладывает субъекту о полученных результатах, консультируется о перспективах управленческой деятельности, получает новые инструкции и т.д.
Система управления социальной работой также характеризует различные субъекты и объекты социального взаимодействия и с точки зрения их места в общей управленческой иерархии системы социальной защиты населения (Приложение Б) и уровня подчинения в социальной организации (Приложение В). В приложении Б показаны основные элементы иерархической системы управления социальной работой в РФ на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. В приложении В показаны прямые и обратные связи руководящего персонала, работников и сотрудников социальной организации друг с другом и с клиентами.
Результат управления социальной работой состоит в реализации социальных программ, проектов, планов, выполнении управленческих решений, приказов, указаний, подведении итогов, формулировке рекомендаций по дальнейшему взаимодействию. Объект управления докладывает субъекту о полученных результатах, консультируется о перспективах управленческой деятельности, получает новые инструкции и т.д.
Таким образом, в социальной работе осуществляется особый вид управленческой деятельности – социальное управление. Система управления социальной работой состоит минимум из 6 элементов, которые связаны между собой и включают субъекта, объекта, цели, задачи, функции, содержание и результат управленческого воздействия.
1 Козлов А.А., Иванова Т.П. Практикум социального работника Ростовн/Д.: Феникс, 2001. – 320 с.
2 Литвак Б.П. Великие управленцы: мастер-класс. М.: Экономика, 2003. – 528 с.
3 Румянцевой З.П. Менеджмент организации / Под ред. Румянцевой З.П. и Н.А. Саломатина. М.: ИНФРА-М, 1995. – 254 с.
4 Слепенков И.М. Основы теории социального управления. М.: Высшая школа, 1990. – 304 с.
5 Савинов А.Н., Зарембо Т.Ф. Организация работы органов социальной защиты. М.: Мастерство: Высшая школа, 2001. – 192 с.
Особенности социального управления
Социальное управление имеет ряд особенностей. Первое и отличительное свойство социального управления состоит в том, что это — процесс целенаправленного информационного воздействия управляющей системы на управляемую для достижения ее эффективного функционирования и развития.
Цель управления — желаемое, возможное и необходимое состояние системы, которое должно быть достигнуто. Определение целей управления — главный и начальный этап управления.
Целеполагание — процесс обоснования и формирования целей развития управляемого объекта на основе анализа общественных потребностей в продукции, услугах, качестве социальных связей исходя из реальных возможностей их наиболее полного удовлетворения.
Подчеркнем, что в социальных системах воздействие субъекта управления на объект не только не является стихийным, случайным, бессознательным, но, напротив, стремится к максимальной строгости, экономичности, целесообразности и последовательности. Содержание социального управления в основном, главном определяется качеством целеполагания, которое, в свою очередь, обусловлено тем, насколько в поставленных целях наиболее точно и полно выражены коренные потребности и интересы всего общества, его отдельных социальных групп, определяющие мотивы поведения людей.
Ключевое понятие управления — информационное воздействие. Оно осуществляется и в технических, и в биологических системах. Нас интересует такое воздействие, которое осуществляется в социальных системах, связано с получением, осмыслением, систематизацией, хранением, выдачей информации, и может быть понято как воздействие субъекта управления на объект управления с целью перевода его в новое желательное состояние.
Однако воздействие в социальных системах может быть разным по объему, содержанию, направленности, силе власти. В зависимости от этого меняется содержание самого понятия управления.
Управленческая деятельность отличается интеллектуальным характером, поскольку всегда есть процесс выработки, принятия и практической реализации управленческих решений, призванных изменять состояние и течение общественных процессов, уровень использования социальных ресурсов общества, а опосредовано — сознание и поведение людей. Управленческая деятельность должна адекватно учитывать социальную действительность, вскрывать имеющиеся ресурсы, находить средства и резервы, выбирать оптимальные способы совершенствования социальных систем и перевода их на новый уровень.
В процессе управленческой деятельности субъекты управления, органы управления, управляющие и каждый человек вступают в управленческие отношения, которые можно разделить на связанные с целеполаганием, анализом информации, постановкой целей и организацией их достижения.
Организационные отношения — необходимый элемент механизма управления, подразделяются на вертикальные, горизонтальные, формальные и неформальные.
Помимо субординации типа «руководитель — подчиненный» существуют отношения координации между находящимися на одном иерархическом уровне членами организации, направленные на взаимное согласование действий исходя из совместных задач руководства или исполнения.
Система управления подразделяется на две основные подсистемы: управляющую и управляемую, каждая из которых может рассматриваться как относительно самостоятельная с присущими ей особенностями. Они имеют многоуровневую, иерархическую структуру. Анализируя далее систему управления, необходимо выделить следующие ее компоненты.
Многие ученые, изучающие управление, считают, главным средством воздействия одного человека на другого, систему стимулирования к какой-либо деятельности.
Источником активности, как известно, являются стимулы. Стимулы могут быть внешними и внутренними (мотивы), позитивными и негативными, объективными и субъективными, материальными и духовными, осознанными и неосознанными. Но в любом случае стимул — источник пробуждения человеческой энергии. Поэтому, создавая ту или иную систему стимулирования, т.е. предоставления каких-либо жизненных гарантий по результатам активных действий в соответствии с поставленной целью, можно эффективно управлять социальными процессами, социальным поведением.
Итак, стимулы неразрывно связаны с целеполаганием, но в еще большей мере к нему имеет отношение мотив. Теория мотивации становится все более важным средством управленческого воздействия. Это особенно характерно для современного управления, которое все в большей мере опирается на главные ресурсы: творческий потенциал личности, сильную социальную организацию, интеллектуальную собственность и ее составляющую — информацию. Поэтому сегодня необходимо говорить о новой парадигме управленческой теории, которая все в большей мере основывается на приоритетном включении в содержание главного, субъекта управления — творческой личности, коллективного преобразующего интеллекта общества.
Именно интеллектуальные системы управления, состоящие из творческих индивидуальностей, мотивированных к управленческой деятельности, способны достигать наилучших результатов в управлении общественными делами, обеспечивать упорядоченность и высокий уровень организации социальных систем. Важнейшей функцией управления выступает наиболее полное включение в управленческую деятельность одаренных в этом отношении граждан, создание своего рода «управленческой элиты», облеченной доверием общества, профессионально выполняющей его главную миссию — создание простора для саморазвития, самопроявления сущностных сил самой сложной социальной системы и отдельных структурных образований: региональных, муниципальных, трудовых, семейных, каждого человека в отдельности на основе самоуправления и саморегулирования.
Поэтому управление – это особый вид профессиональной деятельности, который не только водится к достижению целей системы, организации, но и представляет собой средство поддержания целостности любой сложной социальной системы, ее оптимального функционирования и развития.
Управление – это также сложное эмоционально-психологическое явление с ярко выраженной доминантой воли. Каждый человек, занятый управлением, постоянно совершает мыслительные и волевые операции анализа, оценки, решения, подчинения и исполнения, команды и контроля и т. д. Это создает в социальных организациях особый социально-психологический микроклимат, активно влияющий на сознание, чувства, жизненные ориентации человека и формирует определенный тип поведения и деятельности. Груз ответственности, дисциплинированность, подчинение собственного «я» управленческой функции — вот естественные компоненты, которые присущи управленческой деятельности в нормальном органе управления. Если этого нет, то формируемые и реализуемые таким органом управляющие воздействия вряд ли могут пользоваться авторитетом людей и в должной мере влиять на их сознание и поведение.
Конечным результатом функционирования системы управления являются принятие и реализация грамотного управленческого решения, которое всегда представляется интеллектуальным и психологическим актом выбора одной или нескольких альтернатив из множества возможных вариантов.
Неотъемлемым атрибутом системы социального управления являются функции управления. Начиная с античных времен, представление о социальном управлении и его функциях неоднократно изменялось и не утвердилось вплоть до настоящего времени.
Еще в античные времена Аристотель в качестве основных функции государственного «правления» рассматривал законодательную, исполнительную и судебную.
Как видим, указанные функции существенно отличаются от законодательной, исполнительной и судебной функций. Это отличие объясняют обычно различием управляемых объектов (общество и фирма). В таком случае получается, что функции управления не являются универсальными, так как зависят от вида рассматриваемой организации.
В конце 60-х и 70-е годы в России под влиянием идей кибернетики и системного анализа в рамках марксистско-ленинской философии появляется множество теоретических работ по социальному управлению.
Представители этого направления исследований (В.Г. Афанасьев, Г.И. Петров, В.С. Основин, Б.М. Лазарев) понимали под социальным управлением управление обществом. При этом к функциям социального управления они относили: выработку и принятие управленческих решений, организацию (как процесс), регулирование, учет и контроль, информация (как процесс), сбор, обработка, хранение, анализ, руководство, планирование, прогнозирование, моделирование, подбор, расстановка и воспитание кадров.
Состав этих функций включает, с одной стороны, функции классического менеджмента, а с другой – функции управления кибернетических систем (моделирование, информацию, выработку и принятие управленческих решений).
Указанные выше функции, безусловно, могут быть отнесены к разряду функций социального управления, однако они не достаточны для управления таким сложным социальным объектом, каковым является общество. Среди них, в частности, отсутствуют законодательные и правоохранительные функции, а также ряд других функций связанных с выявлением и решением социальных проблем.
В конце 80-х годов в связи с переходом к рыночной экономике происходит второе пришествие менеджмента в Россию (первое состоялось в 20-е годы, когда повсеместно внедрялись так называемые школы научной организации труда) и постепенное вытеснение социального управления менеджментом.
Менеджмент не только расширил сферу своего влияния, расширился и состав его функций. Различные авторы вносили и продолжают до сих пор вносить свои коррективы в перечень классических функций, добавляя к нему новые функции (целеполагание, принятие решений, подбор персонала, мотивация, согласование, учет, анализ и др.).
Исходя из принятого нами представления об организации как устойчивой социальной целостности, решающей свои проблемы, следует, что любая организация осуществляет комплекс функций, связанных с выявлением (обнаружением) проблем, их распознаванием, ранжированием, сортировкой, исследованием, подготовкой решений, контролем за реализацией решений, анализ результатов решений.
Указанные функции были впервые обнаружены С. Янгом, а затем уточнялись И. Ансофом и другими авторами. Они образуют единый комплекс, поэтому их иногда называют функциями управления проблемами (issue management).
Следует при этом заметить, что данные авторы исходят из рационалистической (целевой) модели организации, поэтому проблемы они понимают как отклонения от целей организации, а не от социальных норм.
К функциям социального управления целесообразно также, помимо функций управления проблемами, отнести также функции правового регулирования, структурного регулирования, ценностного регулирования, управления инновациями, межорганизационного регулирования. Указанные функции отвечают за сохранение целостности организации, поэтому их следует относить к функциям политического управления.
Правовое регулирование означает способность решать проблемы с помощью нормативно-правовых актов и предусматривает разработку
и введение новых нормативно-правовых актов, корректировку старых. Кроме того, правовое регулирование предусматривает законодательное закрепление или запрещение естественно сложившихся порядков.
Структурное регулирование означает способность решать проблемы с помощью создания и введения новых или закрепления (или запрещения) существующих организационных структур, социальных институтов, специально созданных организаций и предусматривает разработку и внедрение новых организационных систем, изменение старых систем.
Ценностное регулирование заключается в целенаправленном изменении социальных ценностей, включая социальные нормы организации с целью решения социальных проблем. Ценностное регулирование предусматривает закрепление или запрещение тех или иных социальных (социокультурных) ценностей.
Управление инновациями заключается в разработке и внедрении собственных инноваций, или использовании «чужих» для решения социальных проблем. Управление инновациями предусматривает закрепление и запрещение тех или иных инноваций.
Межорганизационное регулирование означает способность решать общие проблемы путем объединения нескольких организаций на временной или постоянной основе. Эта функция предполагает создание договоров, союзов, ассоциаций и других видов объединений.
Примерный состав функций социального управления приведен в таблице 3.1.
Таблица 3.1. Функции социального управления.
Функции социального управления | |||
Функции выживания и развития | Функции управления | Функции управления | |
Функции управления проблемами | Функции управления развитием | основной деятельностью | правоохранительной деятельностью |
1.Предвидение и выявление проблем 2. Анализ и исследование проблем 3.Целеполагание 4.Подготовка решений 5. Контроль за реализацией решений 6. Анализ выполнения решений | 1. Правовое регулирование 2. Структурное регулирование 3. Управление инновациями 4. Ценностное регулирование 5. Регулирование межорганизационных отношений | 1. Планирование 2.Организовывание 3. Руководство 4. Координация 5. Контроль за исполнительской деятельностью | 1. Прокурорский надзор 2. Контроль 3. Ревизия 4. Инспекция 5. Управление судопроизводством |
Из таблицы видно, что с помощью управления в общем случае осуществляется два вида деятельности – основная (производственная) и деятельность, связанная с выживанием и развитием организации. Основная (производственная) деятельность осуществляется в рамках действующих структур с помощью функций и методов традиционного менеджмента. Деятельность, связанная с выживанием и развитием организации требует управления проблемами организации и управления развитием, для чего необходимы разработка и принятие управленческих решений. Наконец, поскольку легитимное управление осуществляется путем законодательного закрепления принимаемых управленческих решений, то необходимы также функции управления правоохранительной деятельностью. Таким образом, функции социального управления включают как функции традиционного менеджмента, так и функции подготовки и принятия управленческих решений, а также функции законодательного закрепления управленческих решений и контроля за их выполнением.
Многие из указанных функций (в частности, функции управления проблемами организации и функции развития) имеют скрытый (неявный, латентный) или полускрытый характер.
Социальное управление как сложный социальный процесс осуществляется на основе соблюдения некоторых закономерностей и принципов.
Законы управления выражают важные внутренние устойчивые черты, особенности процесса управления. Они носят объективный характер и определяют логику поведения людей, не зависимо от них. Чем лучше мы познаем и используем требования объективных законов, тем более действия людей приходят в соответствие с требованиями реальной жизни.
Выделяют следующие законы управления.
1. Закон необходимого разнообразия. Разнообразие управляющей системы должно быть не меньше разнообразия управляемого объекта. Чем сложнее объект управления, тем сложнее должен быть и орган управления.
2. Закон специализации управления. Управление современными структурами ведет к расчленению функций, к специфическому их проявлению в конкретных условиях, на разных уровнях и различных направлениях. Управление требует наличие высокого профессионализма в различных сферах.
3. Закон интеграции управления. Объединение в управлении различных специализированных действий на разных уровнях и направлениях в единый управленческий процесс, который осуществляется в рамках данной системы. В качестве интегрирующих факторов выступают цели, задачи, интересы общества, которые требуют поддержания нормальной жизнедеятельности социальной системы в соответствии с постоянными изменениями во внешней и внутренней среде.
4. Закон экономии времени. Характеризует эффективность управления, достижение поставленной цели с учетом наименьших временных потерь (материальных, человеческих, финансовых ресурсов), что во многом зависит от скорости реакции субъекта управления на изменения в объекте управления.
5. Закон приоритетности социальных целей. Он определяет целеполагание в обществе. Цель развития общества – постоянное повышение качества жизни членов общества.
6. Закон возрастающей субъективности и интеллектуальности в управлении. Понятие управления связано с отношениями собственности, это – неразделимые элементы. По мере развития науки, управление становиться объективно-субъективным явлением.
7. Закон доминирования глобальной цели в развитии социальной системы. Сущность закона: каждая социальная система состоит из ряда подсистем: экономической, политической, технологической, социальной и т.д. Все вместе они составляют единый организм. Но поддержание целостности этой системы возможно при доминировании генеральной цели над целями подсистемы.
Под принципами социального управления следует понимать правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются органы управления в социальных условиях, сложившихся в обществе. Они определяют требования к системе, структуре, процессу и механизму социального управления. К основным принципам социального управления относят:
· принцип гласности в принятии решений; коллегиальности при их обсуждении;
· единства воздействия всех методов управления для поддержания целостности социальной системы;
· приоритетности в достижении стратегических целей;
· научности социального управления;
· прогнозирования социального управления;
· мотивации (стимулирования) труда;
· ответственности за результаты социального управления;
· рационального подбора, подготовки, расстановки и использования кадров;
· экономичности и эффективности управления;
· иерархичности (рассмотрение систем как многоступенчатых, многоуровневых, которые требуют деления на элементы; при этом каждая ступень управляет нижестоящей ступенью и одновременно является объектом управления по отношению к вышестоящему уровню);
· ситуационного управления по прогнозированию возмущений;
· гуманизма и нравственности в управлении;
· принцип органической взаимообусловленности целостности субъекта и объекта управления. Управление как процесс целенаправленного и организующего воздействия субъекта на объект должно составлять единую комплексную систему, имеющую одну цель, связь с внешней средой, обратную связь с внешней средой, обратную связь от цели к действию, направленному на ее достижение;
· принцип единства специализации и унификации процессов управления. Специализация повышает его эффективность. Однако это не всегда можно использовать из-за низкой повторяемости управленческих процессов. Поэтому специализация должна дополняться универсализацией управления, выработкой общих методов;
· принцип многовариантности управленческих решений диктуется необходимостью осуществлять выбор одного рационального и эффективного решения из множества возможных, в том числе альтернативных решений по выполнению функций системы и достижению ею поставленных целей;
· принцип обеспечения устойчивости системы по отношению к внешней среде. Устойчивость и стабильность управленческой системы определяется качеством стратегического управления и оперативного регулирования, приводящего к лучшей приспособляемости системы к изменениям во внешней среде, в том числе и к благоприятным;
· принцип мобильности процесса управления. Наряду с устойчивостью управление должно быть мобильным, т.е. быстро и без особых трудностей приспосабливать изменения внутренней среды и внешней среды к научно-техническим изменениям;
· принцип автоматизации управления. Чем выше уровень автоматизации управления, тем выше качество процесса управления и ниже затраты. Условием автоматизации управления является развитие унификации и стандартизации элементов управленческой системы, производства, специализации выполняемых функций;
· принцип единства руководства: в одной организации должны функционировать один руководитель и одна программа для совокупности операций, преследующих одну и ту же цель.
Принципы позволяют формировать систему методов и выбирать каждый метод в отдельности, но каждый отдельный метод не имеет такого же воздействия на принципы управления.
Наиболее распространенными в наше время методами управления являются административные, законодательные, экономические, мотивации и социально-психологические.
Административные (директивные) методы основаны на дисциплине, четкой субординации и строгой регламентации деятельности, характерных для формальных организаций. Формами выражения этих методов являются приказы, распоряжения, директивные указания вышестоящих органов управления, которые имеют обязательный характер для нижестоящих. Методы предполагают четкое определение прав, обязанностей и ответственности каждого руководителя и подчиненного, которые отражены в их должностных инструкциях. Каждый сотрудник организации несет административную ответственность лишь в рамках своих прямых обязанностей, в случае невыполнения которых к нему могут быть применены меры административного наказания в виде строгого выговора, выговора, замечания, предупреждения.
Законодательные методы основаны на законодательном воздействии на людей и социальные субъекты с помощью норм права. При этом если административные методы имеют локальный характер (они распространяются только в пределах конкретного учреждения), то законодательные методы могут распространяться на всю территорию страны.
Экономические методы воздействуют на материальные интересы людей и социальных субъектов. При этом на каждом уровне управления используются свои средства воздействия. Так, на индивидуальном уровне используются различные системы оплаты труда, премирования, возможности использования общественных фондов и т.п. На уровне подразделений и предприятий используются различные формы хозрасчета, цены на изделия и ресурсы, штрафы, нормы отчислений, нормы образования фондов (зарплаты, материального поощрения), налоги, кредитные ставки и т.п. На государственном уровне используются различные формы регулирования предпринимательской деятельности путем владения контрольным пакетом акций, контроль за размещением и строительством предприятий, контроль за качеством продукции, выдача лицензий, антимонопольный контроль, контроль за ценами, налоги и налоговые льготы, контроль за соблюдением трудового и социального законодательства, финансовая помощь (дотации, инвестиции, государственные капитальные вложения).
Методы мотивации действуют на индивидуальном уровне и основаны на использовании разнообразных стимулирующих средств и создании материальной и моральной заинтересованности, побуждающей людей добиваться высоких результатов в своей работе.
Мотивация предполагает вознаграждение работников в соответствии с их индивидуальными потребностями, которые, согласно А. Маслоу, делятся на пять уровней: от физиологических – до потребности в самовыражении.
Если руководитель знает потребности своих подчиненных, то, используя иерархию потребностей, он может мотивировать их строго индивидуально, ориентируясь на их потребности более высокого уровня.
Социально-психологические методы основаны на моральном воздействии коллектива на своих членов. Каждый человек испытывает на себе воздействие не только со стороны своего начальства и официальных законов, но также со стороны неформальных лидеров, друзей и врагов, неформальных законов, незримо действующих в любых коллективах. Методы направлены на формирование новых духовных ценностей или укрепление старых. Они включают меры воспитания, средства морального поощрения и взыскания, учет психологических особенностей характера и индивидуальных потребностей человека. Руководители должны не только хорошо знать индивидуальные потребности своих подчиненных, мотивируя их соответствующим образом, но и уметь формировать и искусно поддерживать в них соответствующий образ организации с ее целями и задачами, с которыми коллектив организации должен успешно справиться.
Как мы знаем, управление заключается в оказании определенного воздействия на людей, заставляющего их действовать во имя общих интересов. Это воздействие может иметь различный характер. В связи с этим можно говорить о различных видах управления.
Воздействие на людей может иметь легитимный и нелегитимный характер, в связи с этим можно говорить о легитимном и нелегитимном управлении. Легитимное управление осуществляется легитимными органами власти, например, президентом, правительством. Нелегитимное управление осуществляется нелегитимной властью, например, неформальным лидером. Нелегитимное управление мы отождествляем с самоуправлением.
Социальное управление имеет множественные применения. Оно используется для: обеспечения устойчивого развития социальных организаций (включая общество), выпуска определенной продукции, получения высокой прибыли, предотвращения или ликвидации социальных конфликтов, повышения уровня жизни людей, снижения заболеваемости и смертности населения, решения глобальных проблем человечества. Несмотря на разнообразие применений, можно условно выделить два основных направления: как средство выживания социальных организаций и как средство решения сложных социальных проблем.
Социальное управление предполагает властное воздействие на некоторый социальный объект. При этом границы этого объекта не всегда очевидны. Во многих случаях их определение требует проведения специальных научных исследований. Например, если речь идет об управлении конфликтами или другими социальными процессами, то без предварительного исследования здесь не обойтись.
Поэтому можно различать управление в зависимости от ясности границ его объекта управления, а именно: управление социальными объектами с четкими границами и управление с нечеткими границами объектов управления.
В зависимости от типов социальных сфер, охватываемых управлением, оно подразделяется на политическое, экономическое, военное и др.
В зависимости от уровня управления, оно подразделяется на государственное, территориальное, муниципальное, управление предприятий (учреждений).
В зависимости от продолжительности воздействия на социальный объект, управление может быть оперативным и стратегическим.
В зависимости от характера воздействия на социальный объект, управление может быть явным и скрытым, прямым и косвенным (опосредованным).
Возможны и другие виды социального управления, классификация которых представляет собой самостоятельную задачу.
Важным компонентом для успешного достижения управленческой цели являются ресурсы, их качество и достаточность. Кроме понятия «ресурсы» используют также тождественные понятия «резервы» и «потенциал».
Социальные ресурсы представляют собой творческий потенциал личностей, социальных групп, организаций, их возможностей, творческой энергии. Социальные ресурсы являются основой всех ресурсов. Поэтому перед социальным управлением стоит задача более продуктивно использовать социальные ресурсы для эффективного достижения поставленных целей.
В связи с этим социальные ресурсы можно разделить на такие виды как: мотивационные; интеллектуальные; информационные; социально-психологические; соревновательные; демографические; социально-экологические; деятельностные; инновационные; стратегические; кадровые; организационные; управленческие; научные.
Социальные ресурсы имеют ряд своих особенностей: они практически неисчерпаемы; целиком возобновляемы, но в результате своей невостребованности могут прийти к вырождению, обладают многообразием и взаимозаменяемостью.
В результате, изучив все элементы системы социального управления, можно их представить в виде схемы (рис. 3.1.).