в чем особенности сообществ дубового и соснового лесов
ГДЗ биология 6 класс Пасечник Дрофа Задание: 31 Растительные сообщества
Стр. 188. Вопросы в начале параграфа
№ 1. Что называют природным сообществом?
Природное сообщество – это группа живых организмов (животных, растений, микроорганизмов) в совокупности с окружающей их неживой природой.
№ 2. Какую роль играют растения в природном сообществе?
Растения в природном сообществе влияют на климат. Они очищают воздух от пыли, способствуют сохранению влаги, ослабляют жару, смягчают зимнюю стужу, задерживают ветер и снег. Также растения являются пищей для многих живых организмов, убежищем и строительным материалом для гнезд и нор.
Густые заросли растений служат убежищем для птиц и животных от врагов. Особую роль они играют и в формировании почвы. Отмершие остатки (стебли, листья, корни, стволы деревьев) перерабатываются детритофагами, которые питаются мертвой органикой и образуют почву. Корневая система растений, разрастаясь, скрепляет почву и тем самым предохраняет ее от разрушения.
Стр. 196. Вопросы
№ 1. Что называют растительным сообществом?
Растительным сообществом называют группу взаимосвязанных между собой растений различных видов, длительное время произрастающих на определенной территории и в постоянных условиях окружающей среды.
№ 2. Какие растительные сообщества вы знаете?
Я знаю такие растительные сообщества: березовый лес, дубовый лес, луг, степь.
№ 3. В чём особенности сообществ дубового и соснового лесов?
Почва дубовых лесов богата минеральными веществами, из-за чего в этом сообществе растут кустарники, травы, деревья в широком разнообразии. Например, лещина, бересклет, жимолость лесная. Также в дубовом лесу растет множество грибов.
Для сосновых лесов характерна хорошая освещенность. Однако растительность в этих местностях скудна, ведь там преобладает песчаная почва, которая не богата на питательные вещества. Поэтому она чаще всего покрыта лишайниками, мхами, среди которых растут папоротники, плауны, вереск, черника.
№ 4. Что такое растительность?
Растительность – это совокупность фитоценозов на определенной территории, которая характеризуется видовым составом, численностью особей, экологическими связями между собой.
№ 5. Как влияют друг на друга растения в сообществе?
В сообществе растения конкурируют друг с другом за важные для их жизни ресурсы, например, за воду, свет или питательные вещества. Высокие растения – деревья и кустарники – забирают большую часть солнечного света. Из-за этого другие растения лишены природного света, необходимого для фотосинтеза.
Еще один вид сосуществования растений в сообществе – паразитизм. Такие растения паразитируют за счет других, присасываясь к корням, стебелькам с помощью присосок.
№ 6. Почему в ряде случаев на месте берёзового леса вырастает еловый?
Светолюбивые березы растут, активно потребляя солнечный свет и образуя тень. Почва под ними — это дерново-подзолистый и выщелоченный чернозем. Если на такой грунт попадает семя ели, оно начинает прорастать.
Идут годы, ели растут в тени, размножаются, вытесняя березы. Старые березовые деревья отмирают, а новые светолюбивые березки просто не в состоянии выжить из-за недостатка света под еловыми кронами. Так постепенно происходит смена берёзового леса еловым.
№ 7. Какое влияние оказывает хозяйственная деятельность человека на естественные природные сообщества?
Сегодня влияние хозяйственной деятельности человека на естественные природные сообщества можно назвать негативным, пагубным. Распахиваются степи, осушаются болота, идет активная вырубка лесов – все это уничтожает растительные сообщества. Из-за меняющихся условий многие растения просто не в состоянии выживать и размножаться.
Стр. 197. Подумайте
Почему различающиеся своими биологическими особенностями растения могут расти в одном сообществе?
Растения, которые отличаются по своим биологическим особенностям, могут расти в одном сообществе потому, что за время своего существования они приспособились к выживанию в условиях окружающей среды и при активной и взаимной борьбе друг с другом. Это в свою очередь обеспечивает оптимальное и более полное использование солнечной энергии и питательных веществ.
Стр. 197. Задания
№ 1. Приведите примеры растительных сообществ, встречающихся в вашей местности.
В моей местности встречаются такие растительные сообщества: луг, степь, лиственный лес.
№ 2. Изучите влияние хозяйственной деятельности человека на растительные сообщества вашей местности. Соберите материал о редких растениях вашей местности.
Уже несколько лет подряд экологи и биологи борются за охрану окружающей нас среды. Растения, как и все остальные живые организмы нашей планеты, постоянно подвергаются негативному воздействую в результате деятельности человека. Отравление почвы вредными веществами, загрязнение воды и воздуха газами и выбросами из промышленных предприятий, уничтожение степей, сжигание и вырубка лесов, высушивание рек – все это ведет к катастрофе. Растения постепенно теряют свою окраску, у них отмирают корни, опадают листья, а многие просто погибают.
На сегодняшний день можно заметить, сравнивая данные прошлых десятилетий, как поредели наши леса, насколько сократилось количество растений и диких животных, как истощилась почва. Особенно актуальная эта проблема для крупных городов, которые не только заполонили участки бывших природных сообществ, но и «обрастают» свалками и оврагами с мусорными отходами.
Растения, которые исчезают и нуждаются в охране, занесены в Красную книгу России, области, моего города. Среди них такие, как: тюльпан карликовый, подснежник плосколистный, полушник озёрный, аистник Стевена, дейция гладкая, сон-трава, лилии.
Стр. 197. Фенологические наблюдения
Понаблюдайте за изменениями, происходящими в одном из растительных сообществ вашей местности в течение лета.
С наступлением лета происходят изменения в природе. Особенно это заметно, если наблюдать за клумбой у школы. На ней растут травы, кустарники, цветы. Многие из них уже успели отцвести, например, тюльпаны.
Лето – время цветения липы. Это растение теплолюбивое и очень любит солнце. У листьев липы овальная или сердцевидная форма. Когда они распускаются, то на них можно увидеть прилистники, которые со временем отпадают.
Липа опыляется насекомыми – пчелами, мухами, поэтому у нее мелкие, белые или желтые и очень ароматные цветочки, собранные в соцветия в виде зонтиков. Цветение ее продолжается около 12 – 14 дней. Аромат в этот период неимоверный – легкий медовый.
Биология
В чём особенности сообществ дубового и соснового лесов?
Сосновые леса предпочитают лёгкие песчаные почвы. Света в этих лесах достаточно, но из-за недостатка питательных веществ видовой состав беден. В сосновых лесах почву покрывают мхи и лишайники, среди которых растут черника, костяника, грушанка круглолистная, буквица лекарственная, папоротник орляк, плаун булавовидный, а в особо сухих сосняках — вереск.
Растительное сообщество дубового леса приурочено к богатой минеральными веществами почве, поэтому различных видов деревьев, кустарников и трав в дубовом лесу больше. Из кустарников здесь растут орешник (лещина), жимолость лесная, бересклет и др. Почву покрывает зеленый ковер из различных лесных травянистых растений с крупными зелеными листьями, в почве живут грибницы различных грибов и бактерии.
Ещё по теме
Строение семян. Какова роль семян в жизни растений?
Прорастание семян. По какой причине не прорастают сухие семена?
Основы систематики растений. Почему, определяя, к какому классу относится растение, нельзя учитывать только один признак?
Плоды. К какому виду плодов можно отнести орехи, жёлуди? Почему?
Испарение воды растениями. Листопад. При сильном сухом ветре испарение идёт сильнее, чем в тихую погоду. Чем это можно объяснить?
Особенности строения эпителиальной ткани.
Основные группы животных. Чем отличаются птицы и млекопитающие?
Прорастание семян. Как будет развиваться проросток фасоли, лишённый одной или двух семядолей?
Правила приготовления простейших микропрепаратов. Почему под микроскопом можно изучать только очень мелкие биологические объекты или их тонкие срезы?
Строение семян. Выясните, в какой части семени фасоли находятся питательные вещества.
Если материал понравился Вам и оказался для Вас полезным, поделитесь им со своими друзьями!
§ 31. Растительные сообщества — Пасечник. 6 класс. Учебник
Вопросы в начале параграфа
1. Что называют природным сообществом?
Природное сообщество — это группа микроорганизмов, растений и животных, адаптированных у условиям существования на какой-либо территории. Они оказывают непрерывное воздействие друг на друга и на срежу своего обитания.
2. Какую роль играют растения в природном сообществе?
Растения в природном сообществе выполняют целый ряд важных и незаменимых функций:
Вопросы в конце параграфа
1. Что называют растительным сообществом?
Растительное сообщество, или фитоценоз, — это естественное скопление, заросли или группировки растений, растущие не изолированно друг от друга, а совместно.
2. Какие растительные сообщества вы знаете?
К растительным сообществам относятся:
3. В чём особенности сообществ дубового и соснового лесов?
Сообщества сосновых лесов (боров) возникают преимущественно на песчаных почвах. В таких лесах достаточно света, но мало питательных веществ для развития бурной растительности. Обычно в сосновых лесах произрастают мхи, лишайники, ягодные кустарники (черника, костяника), папоротники, плауны, и травы (например, грушанка круглолистная, буквица лекарственная, вереск и т.д.).
Сообщества дубовых лесов возникают обычно на богатых минеральными веществами почвах. Здесь значительно меньше света, чем в сосновых лесах, но намного более богатая растительность. Так в дубраве почву покрывает зелёный ковёр из самых разнообразных трав с насыщенными зелёными листьями, среди дубов растёт множество кустарниковых растений (жимолость лесная, орешник, бересклет), а в почве имеется разветвлённая сеть грибниц разнообразных грибов.
4. Что такое растительность?
Растительностью называют совокупность растительных сообществ, которые существуют на общей территории.
5. Как влияют друг на друга растения в сообществе?
Растения в сообществе могут по разному взаимодействовать друг с другом:
6. Почему в ряде случаев на месте берёзового леса вырастает еловый?
Смена берёзового леса на еловый бор происходит благодаря постоянному развитию растительного сообщества и ярусности леса. Так, в условиях берёзового леса нижний ярус становится оптимальным местом для развития елей: здесь имеется плодородная почва и достаточное затенение благодаря широким кронам берёз.
Со временем старые берёзы гибнут, а ели становятся всё выше. Молодые берёзки же плохо растут в тени елей и постепенно берё становится все меньше, а елей — все больше. Вместе с тем меняется и остальная растительность сообщества — земляника, колокольчики, злаки и лапчатки заменяются на кустики черники, кислицы, грушанки и других растений, характерных для ельника.
7. Какое влияние оказывает хозяйственная деятельность человека на естественные природные сообщества?
Хозяйственная деятельность человека может очень легко нарушить сложившееся растительное сообщество и даже погубить его. Например, при заготовках древесины вырубаются огромные участки леса и на их восстановление требуется несколько десятков лет. Кроме того, человек часто осушает болота, орошает засушливые районы и распахивает степи для обустройства полей с культурными растениями. Это нарушает жизнь естественных растительных сообществ и приводит к их гибели.
Подумайте
Почему различающиеся своими биологическими особенностями растения могут расти в одном сообществе?
Наличие в растительном сообществе растений с различными биологическими особенностями помогает сообществу эффективней использовать питательные вещества и солнечную энергию, получаемую данной территорией. Например, раннее распускание цветков орешника необходимо для беспрепятственного ветроопыления этого растения, поскольку после распускания листьев других деревьев это было бы уже проблематично.
Растения же, которые опыляются насекомыми, расцветают позднее, когда насекомые энергично могут переносить пыльцу с цветка на цветок, а наличие ветра не только не помогает оплодотворению насекомоопыляемых растений, но иногда и мешает ему. Осенью же, когда насекомых становится меньше, многие лесные кустарники и деревья готовы поделиться с птицами своими сочными созревшими плодами. Птицы с удовольствием дополняют свой рацион лесными ягодами и, тем самым, распространяют семена кустарников по обширным территориям.
Задания
1. Приведите примеры растительных сообществ, встречающихся в вашей местности.
В средней полосе России можно встретить различные типы растительных сообществ: берёзовые рощи, лиственные леса, осинники, дубравы, ельники и сосновые боры.
2. Изучите влияние хозяйственной деятельности человека на растительные сообщества вашей местности. Соберите материал о редких растениях вашей местности.
Фенологические наблюдения
Понаблюдайте за изменениями, происходящими в одном из растительных сообществ вашей местности в течение лета.
Растительное сообщество «Смешанный лес»
В начале лета все деревья, находящиеся в верхнем ярусе, уже покрыты листвой, а большинство плодово-ягодных кустарников, расположенных во втором и третьем ярусе, уже отцвело. Начинается время цветения в четвёртом ярусе смешанного леса: цветут травянистые растения, папоротники, заканчивает цветение лесная земляника.
К середине июня нижние ярусы смешанного леса уже хорошо затенены и увлажнены. В это время начинают активно расти мхи и разрастается грибница лесных грибов. Травы тоже активно идут в рост и цветки остаются только на насекомоопыляемых растениях. Они своим ароматным запахом и яркими красками привлекают множество насекомых: пчёл, ос, стрекоз, бабочек и шмелей.
К концу июня начинают созревать лесные ягоды, например земляника. Кустики растения выбрасывают многочисленные усы и занимают новые территории. На кустарниках и деревьях продолжается период созревания плодов, но до спелости им ещё далеко.
В августе лиственный лес полон самых разнообразных спелых плодов. Созревает шиповник, орешник, кизил. В лесу все еще можно встретить насекомоопыляемые цветки трав, но они уже начинают теряться в густой высокой траве. Самых разнообразных грибов с каждым днём становится все больше. Особенно если лето выдалось дождливым. Папоротники становятся выше и мощнее, а мхи и лишайники покрывают не только почву и пни, но и стволы деревьев.
К концу лета с усиливающимися порывами ветра начинают разлетаться плоды липы и клёна. Кустарники выбрасывают новую поросль — побеги, развивающиеся из боковых и придаточных корней растений. Цветы отцветают, а травы начинают увядать. Деревья понемногу начинают сбрасывать листву и на поверхности почвы образуется слой увядших трав и опавших листьев.
Образуется благоприятная среда для развития самых разнообразных грибов, поскольку почва под упавшими листьями становится особенно влажной и насыщенной органическими веществами. Плоды кустарников и трав опадают, чтобы из их семян, зёрен и косточек в будущем году смогло вырасти новое поколение лесной растительности.
Словарик
Растительное сообщество — это группа растений разного вида, которые совместно образуют скопления, заросли и группировки.
Типы растительных сообществ — это группы растений, которые взаимосвязаны между собой и произрастают на одной территории с постоянными условиями окружающей среды.
Растительность — это все растительные сообщества, произрастающие на определённой территории.
Типы растительности — это большие группы растительных сообществ, которые существуют в определённых условиях окружающей среды: болота, леса, степи, тундры и т.д.
Ярусность — это способность сосуществования на одной территории растений с разными жизненными формами. Существует надземная и подземная ярусность.
Смена сообществ — это процесс, в ходе которого растительное сообщество, занимающее определённую территорию, под воздействием внешних и внутренних факторов начинает приобретать признаки иного растительного сообщества и постепенно полностью изменяется тип растительного сообщества, находящегося на данной территории.
В чём особенности сообществ дубового и соснового лесов?
В чём особенности сообществ дубового и соснового лесов?
Тем что они оба хвойные.
В чём особенность костных рыб?
В чём особенность костных рыб?
Составить пещевую сеть биогиценоза сосновый лес?
Составить пещевую сеть биогиценоза сосновый лес.
В чём особенность красноватых шишек?
В чём особенность красноватых шишек?
Составить цепь питания в природном сообществе лес?
Составить цепь питания в природном сообществе лес.
1. В чём особенности кожи у амфибий?
1. В чём особенности кожи у амфибий?
2. В чём особенности органов зрения и слуха у Земноводных?
Пожалуйста?
Напишите особенности строения живых организмов сообщества поверхности воды, толщи воды, донного сообщества, сообщества кораллового рифа и глубоководного сообщества.
По немногу о каждом.
Какие особенности сосновой хвои?
Какие особенности сосновой хвои.
Реферат на тему сосновый лес?
Реферат на тему сосновый лес.
Докажите что еловый лес природное сообщество?
Докажите что еловый лес природное сообщество.
Все черви являются звеном в цепях питания. Они питаются бактериями, одноклеточными водорослями, простейшими животными и сами служат пищей для ракообразных, мальков и взрослых рыб. В то же время паразитические виды замыкают цепи питания, живя в орга..
Штатив это держатель колб и пробирок.
1) Роль велика для человека. Природа никогда не может угодить всем потребностям человека, и поэтому люди приспосабливаются как могут. Мы выращиваем более крупные овощи, более сладкие фрукты. 2) Нет, нельзя, так как эволтция сама по себе процесс ес..
Внешнее строение спинного мозга и особенности : этот орган, а не головной, нервной системы внешне напоминает цилиндрический тяж, который покрыт оболочками. Диаметр органа составляет 1 сантиметр, но на протяжении всей длины диаметр меняется. По всей..
Несмотря на довольно разный вид, в обоих типов клеток много подобного : клеточная мембрана, ядро, рибосомы, митохондрии. Эти структуры и органеллы выполняют функции, общие как для животных, так и для растительных клеток.
УСТОЙЧИВОСТЬЭКОСИСТЕМЫспособностьэкосистемыкреакциям, пропорциональнымповеличинесилевоздействия, которыегасятэтивоздействия. Приэтомвэкосистемевозбуждаютсякомпенсационные(отрицательные)обратныесвязи, чторавноценновыполнениюпринципаЛеШателье. Припре..
Семейство однодольных растений, к которому относятся такие широко используемые в сельском хозяйстве растения, как пшеница, рожь, овёс, рис, кукуруза, ячмень, просо, бамбук, сахарный тростник.
§ 56. Растительные сообщества
В природе разные виды растений растут не изолированно одно от другого, а совместно, образуя естественные заросли, скопления, группировки, называемые растительными сообществами, или фитоценозами (от греческих слов «фитон» — растение и «койнос» — общий).
Типы растительных сообществ
Все компоненты растительного сообщества приспособлены к особым условиям совместной жизни, сложившимся в этом сообществе.
Для каждого растительного сообщества характерны определенные почвы, влажность, освещенность, температура и другие условия, отличающиеся от условий жизни другого сообщества. Этим объясняется многообразие растительных сообществ и специфический видовой состав в каждом из них [197].
Так, еловые леса обычно растут на достаточно тяжелых, влагоемких суглинистых почвах. Хвоя ели разлагается медленно, накапливаясь с каждым годом, и образует подстилку, влияющую на температурный режим, влажность и другие свойства почвы.
В еловом лесу мало света, влажность повышена. Даже в жаркий день здесь прохладно. Травяной покров небогат видами, под густыми елями растут тенелюбивые кислица, седмичник, майник двулистный, черника, брусника, различные мхи.
Сосновые леса предпочитают легкие песчаные почвы. Света в этих лесах достаточно, но из-за недостатка питательных веществ видовой состав беден. В сосновых лесах почву покрывают мхи и лишайники, среди которых растут черника, костяника, грушанка круглолистная, буковица лекарственная, папоротник орляк, плаун булавовидный, а в особо сухих сосняках — вереск.
Растительные сообщества лиственных лесов, как правило, приурочены к почвам, богатым минеральными веществами. Их видовой состав разнообразен: из деревьев здесь растут дуб, липа, клен, вяз, рябина, береза; из кустарников чаще всего можно встретить орешник (лещину), жимолость лесную, бересклет. Травяной покров также богат видами: растут здесь чина, копытень, вороний глаз, сныть, несколько видов колокольчиков звездчатки, ветреницы, ландыш, медуница лекарственная, зеленчук желтый и многие другие растения [198], [199].
Обычно сухопутные растительные сообщества называют именем того вида, который в нем преобладает. Например, можно выделить следующие сообщества: еловый лес, березовый лес (роща), дубовый лес (дубрава), сосновый лес (бор), смешанный лес (лес, состоящий из лиственных и хвойных пород деревьев) и т. д.
Типы растительности
Растительность — это совокупность растительных сообществ, существующих на определенной территории.
В зависимости от преобладания тех или иных видов и условий существования растительные сообщества объединяются в большие группы — типы растительности: леса, луга, болота, степи, тундры и т. д. Каждый тип растительности имеет свои характерные черты, по которым его можно отличить от других.
РАСТИТЕЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО. ТИПЫ РАСТИТЕЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ. РАСТИТЕЛЬНОСТЬ. ТИПЫ РАСТИТЕЛЬНОСТИ
Ответьте на вопросы
1. Что называют растительным сообществом? 2. Какие растительные сообщества вы знаете? 3. В чем особенности сообществ дубового и соснового лесов? 4. Что такое растительность?
Задания для самостоятельной работы
Приведите примеры растительных сообществ, встречающихся в вашей местности.
Флорой (в римской мифологии Флора — богиня цветов и весны) называют совокупность видов растений, обитающих на определенной территории. Например, можно говорить о флоре России, флоре Мещеры, флоре Московской области и т. д. Флора нашей страны очень богата. Ее составляют почти 20 тыс. видов высших растений.