в чем особенности постановки проблемы творчества в античной философии

Практикум по философии. Практическое философия. Почему для философии актуальны проблемы творчества

Почему для философии актуальны проблемы творчества?

Творчество в философии помогает лучше понимать механизм развития человека и общества. В каждой эпохе философы рассматривали творчество и роль человека в нем по-разному – от роли исполнителя божественного замысла в рамках мистических воззрений, до отражения человека в зеркале, где он видит лишь себя в рамках идей марксизма.

В любом случае творчество отражает и подстраивается под процессы протекающие в обществе и является четким индикатором того что владеет умами людей в каждое конкретное время.

    В чем особенности постановки проблемы творчества в античной философии?

    Античные философы, что творчество существует лишь в двух ипостасях: божественной и человеческой. Тогда как божественное творчество представлено в актах творения космоса и жизни, то человеческое — в форме искусства и ремесла.

    Сократом была создана майевтика как искусство извлекать скрытое знание с помощью наводящих вопросов. В диалоге Сократ вместо утверждения какой-либо истины задавал вопросы, требующие последовательных ответов тем самым не делясь знанием а, позволяя собеседнику самостоятельно сформулировать до этого неизвестные утверждения. Сократ считал, что это искусство сродни повивальному, однако он помогает разродиться от бремени не женщина, а мужчинам помогая тем родить не дитя, а знание.

      Какое влияние на рассмотрение проблем творчества оказали религиозные ценности в период средневековья?

      Пьер Абеляр будучи широко образованным человеком, был близко знаком с церковными канонами с одной стороны и хорошо ориентировался в творчестве античных философов. Главной проблемой в творчестве П.Абеляра было соотношение веры и разума, впрочем эта проблема была основной и для всей схоластической философии. Сам Абеляр отдавал предпочтение разуму, ставил знание выше слепой веры. Поэтому вера должна была иметь рассудочное обоснование. По мнению Абеляра человек могу совершенствоваться в вере лишь совершенствуя свои знания посредством диалектики. Согласно Абеляру, диалектика должна состоять в том, чтобы подвергать сомнению утверждения авторитетов, в самостоятельности философов, в критическом отношении к теологии.

      За такие взгляды он и был позднее осужден церковью.

        Как изменилась трактовка проблем творчества под влиянием гуманизма в период Возрождения?

        В основе ранней гуманистической эстетики лежала идея о способности искусства к подражанию, заимствованная из античности. “Подражание натуре” — не простое копирование, а творческий акт с сознательным отбором самого совершенного. Введена идея “искусство” (как ремесло) в сопряжение с дарованием, гением (индивидуальная интерпретация художником) — как формула эстетической оценки произведения искусства. Никола Макиавелли говорит, что большая индивидуальность творца позволяет искусству принимать более интересные и прогрессивные формы выражения

          В чем состоял вклад немецкой классической философии в развитие представлений о сущности творчества?

        На мой взгляд, основной вклад немецких классических философов это связь философии и естественных наук, где философия помогает в построении живых действующих моделей окружающего мира и путей его развития так Кант сформулировал мысль о естественном происхождении Вселенной под воздействием динамических сил. А Фейербах переосмысливает религию выдвигая утверждение, что человеку не нужен какой-то сверхъестественный Бог, а именно “человек человеку Бог”.

          Каковы особенности русской философии в рассмотрении проблем творчества?

        В русской философии взгляд на проблему творчества неотрывно связан с выдвижением на первое место проблем: свобода, духовность, творчество. Философы Н. Бердяев, С. Булгаков считают главным в человеке то, что определяется его внутренним миром, а не внешним окружением, хотя и признают влияние социального быта на личность.

        Источник

        Проблема творчества в философии

        Одной из важнейших тенденций в науке, философии и культуре последних десятилетий является изменение форм рациональности и представлений о ней. В современном мире кардинально меняется осмысление того, как соотносятся рациональное и иррациональное, а также — каким образом они влияют на те или иные формы человеческой активности. В настоящее время меняются и представления о месте и значении творчества. Ведь именно в этом феномене человеческого существования сливаются и интегрируются в неразрывной связи как противоположные проявления единого целого иррациональное и рациональное начала. Поэтому философское осмысление и изучение различных сторон и форм творчества не только обогащает эмпирические знания о природе и человеке, но и может послужить основой для создания комплексных методов анализа сложных философских и психологических категорий.

        На протяжении всего исторического периода развития философии представления о творчестве существенно менялись. В рамках мистических воззрений оно рассматривалось прежде всего как реализация божественного замысла, где человеку в лучшем случае уготована лишь «исполнительская роль». Несмотря на критику мистического подхода, он длительное время доминировал в философских представлениях о творчестве. Каждый следующий этап исследования этой категории обогащал и расширял наши знания как о ней самой, так и о возможности самостоятельной созидательной активности человека.

        Интерес к проблематике творчества у античных мыслителей зародился практически одновременно с появлением систематизированного философского знания. Древние философы считали, что творчество может существовать в двух формах: божественной и человеческой. Если божественное творчество представлено в актах творения космоса и жизни, то человеческое — в форме искусства и ремесла. Человеческое творчество ставилось в зависимость от божественных предначертаний, когда человек лишь реализует божественную волю в «земных делах».

        В период античности мыслители делали первые предположения о роли обмена идеями в познании и творчестве. Так, еще Сократ указывал на важность диалогического способа рождения нового знания — майевтики. Поиск истины осуществлялся посредством преодоления противоречий. С помощью специально сформулированных вопросов собеседники имели возможность выделить ложные представления и отказаться от них, а также продвинуться на пути поиска истины. Сократ неоднократно указывал на важность влияния мыслителей друг на друга в процессе общения, когда создаются благоприятные возможности для обмена идеями, мыслями, соображениями.

        Проблематике творчества уделял внимание и Аристотель. Р. Мэйер считает его не только «отцом научного подхода к объяснению мышления и творчества», но и представителем «ассоцианистской философии», на которой базировались многие научные теории творчества [Мауег, 1992]. Придавая довольно большое значение чувствам человека, Аристотель подчеркивал чрезвычайно важную роль искусства в его жизни.

        В христианской философии проблема творчества нашла свое отражение в сочинениях таких ярких представителей этого исторического периода, как Августин Блаженный и Фома Аквинский. В их трудах вновь декларировалась божественная природа творчества. В Средние века бытовало представление о том, что талант или особые способности (которые приписывались преимущественно мужчинам) являются проявлениями «божественного выбора». Носители этих способностей воспринимались все еще «проводниками» божественного творческого замысла.

        Августин описывает творчество как акт божественной личности по «вызыванию бытия из небытия». При этом он выделяет волю как функцию личности, имеющую дело с тем, чего нет, и создающую нечто, в отличие от разума, который имеет дело с тем, что уже есть. Августин делает акцент не только на «управлении» творческой деятельностью человека со стороны Бога, но и на влиянии на нее религиозных институтов. По его мнению, в открытии созидательной силы человека решающую роль будет играть христианство.

        Одним из факторов, обусловившим вклад средневековых философов в понимание смысла творчества, является то. что они начинали рассматривать его во многом как «творчество истории», представляющее собой созидательную активною активность большого количества людей. Очевидно, что такая деятельность может протекать только в условиях взаимодействия между ее участниками.

        Следующим заметным этапом в философском осмыслении природы творчества является период Возрождения (Ф. Петрарка, Дж. Бокаччо, Б. Телезио, М. Монтень и др.). Одной из важнейших особенностей этого периода в развитии человеческой цивилизации является перемещение акцента от Бога в сторону человека. Это, конечно же, не могло не найти своего отражения и в изменении приоритетов в области воззрений на смысл, источники и процесс человеческого творчества. В этот исторический период творческая активность человека перестает рассматриваться лишь как проявление божественного замысла. Он «освобождается» от Бога и начинает творить самостоятельно. В период Возрождения под творчеством понималась прежде всего его художественная форма. Поэтому особую роль начинали играть оригинальность и необычность творческой продукции автора, что явилось предпосылкой того особого внимания, которое уделяется этим характеристикам творчества в современных философских и психологических представлениях о нем.

        В период Нового времени в качестве одной из основополагающих ценностей начинает рассматриваться свобода человека, отрицающая какие-либо формы давления со стороны государства, религии, а также социальные ограничения (Ф. Бэкон). В свете этих идей меняется представление о творчестве и о различных аспектах его изучения. Так, Т. Гоббс одним из первых указал на огромную важность «творческого воображения».

        Споры о содержании и границах понятия творчества и творческих способностей человека в этот период привели к появлению постулата о том, что потенциал гениальности и ее проявление зависят от социально-политической атмосферы. К концу XVIII столетия многие философы отмечали, что ни гениальность, ни талант не могут выжить в репрессивных и тоталитарных обществах, когда затруднен свободный обмен идеями между людьми. Отмечается также важность внешней, прежде всего социальной, поддержки творческой деятельности. Значительный толчок в осмыслении важности обмена продуктами творческой активности человека дало появление в этот период первых научных журналов. Это позволило поднять организацию обмена идеями на более высокий уровень и создало предпосылки для понимания преимуществ совместного творчества.

        В период Нового времени и Просвещения был дан дополнительный толчок развитию уже упомянутого выше ассоцианистского подхода к изучению творчества человека. Это произошло главным образом благодаря усилиям Дж. Локка и Т. Гоббса. Некоторые положения развитого ими учения нашли продолжение в психологии творчества и в настоящее время.

        В период развития немецкой классической философии относительно стройная концепция творчества создается И. Кантом и развивается Ф. Шеллингом. Кант рассматривает творческую деятельность как «продуктивную способность воображения». При этом он увязывает указанное представление о творчестве с протестантской идеей о нем как об активной деятельности, изменяющей окружающую реальность и связывающей чувственный и рассудочный миры. Взаимосвязь эмоциональных и интеллектуальных компонентов творческой деятельности в дальнейшем изучалась исследователями-психологами [Выготский, 1998, 2003; Тихомиров, 1975,1984].

        Определенное место в разработках проблематики творчества в рамках немецкой классической философии занимает исследование вопроса о важности его бессознательных сторон. По мнению Ф. Шеллинга, творческое воображение — это синтез сознательной и бессознательной активности человека. Гениальность рассматривается как особый вид творчества, поскольку предполагается, что гений главным образом творит бессознательно, будучи подвластным особому влиянию свыше, божественному импульсу. Вместе с тем отмечается, что творческая активность гения протекает в субъективной реальности самого человека.

        Конец XIX — начало XX века знаменуется появлением нескольких философских направлений, уделяющих особое внимание духовным и иррациональным сторонам жизни и, в частности, творчеству. Эти подходы сложились главным образом в противовес механистическим и технократическим тенденциям, связанным с достижениями естественных наук. Особое место среди них занимают философия жизни и экзистенциализм.

        Философия жизни рассматривает творчество как феномен человеческой жизни, детерминированный самой биологической сущностью человека. Одним из ярких представителей этого направления, предложившим развернутую концепцию этой категории, является А. Бергсон. Творчество, по его мнению, тесно связано с иррациональной интуицией, которая является божественным даром, свойственна далеко не каждому человеку [Бергсон, 2001] и характеризуется целостностью, ненасильственностью, органичностью. В качестве одной из основных характеристик творчества А. Бергсон признавал открытость миру как готовность взаимодействовать с ним. В философии жизни творчество рассматривается не только в рамках биоприродного детерминизма, но и в качестве созидания культуры и истории, которое невозможно без совместных усилий большого числа людей.

        В рамках другого направления, являющегося одним из наиболее популярных в этот исторический период, — экзистенциализма — подчеркивается первостепенная значимость личностной и духовной сущности творчества, которое возможно в философской, художественной и нравственной сферах жизни человека. Яркий след в осознании его смысла оставил Н.А. Бердяев. Сквозная тема всех его исканий и увлечений — Homo creatus, человек творческий [Бердяев, 2002]. «Для философии творчества основным является сознание, что человек не находится в законченной и стабилизированной системе бытия, и только потому возможен и понятен творческий акт человека. Другое основное положение заключается в том, что творческий акт человека не есть только перегруппировка и перераспределение материи мира и не есть только эманация, истечение первоматерии мира, не есть также лишь оформление материи в смысле налагания на нее идеальных форм. В творческий акт человека привносится новое, небывшее, не заключенное в данном мире, в его составе, прорывающееся из иного плана мира, не из вечно данных идеальных форм, а из свободы, не из темной свободы, а из просветительной свободы» [Бердяев, 1995, с. 247-248]. Акцент на просветительской свободе означает признание социальной и гуманитарной важности творческого акта, меняющего не только того, от кого он исходит, но и других людей.

        Ориентация философов конца XIX — начала XX веков на поиск смысла человеческого творчества и признание его экзистенциальной важности означает выделение и включение в рамки философского анализа не только его целевых и результативных, но и процессуальных сторон. Это подготовило основание для постановки уже в рамках науки психологии вопроса о механизмах творчества и тех способах взаимодействия человека с окружающей его действительностью (прежде всего социокультурной), которые детерминируют творческий процесс и делают возможным существование различных форм обмена идеями между людьми.

        Одной из важнейших отличительных черт современной философии является отказ от ориентации на строгие каноны науки и еще большее внимание к человеку. В смысле усиления внимания к человеку с его собственными представлениями, мыслями и переживаниями период новейшей истории в развитии философии во многом, на наш взгляд, подобен эпохе Возрождения.

        Истоки современного понимания смысла творческой деятельности человека можно обнаружить уже в работах М. Хайдеггера и Х.Г. Гадамера, в их философской герменевтике. Свобода человека в их понимании проявляется в его собственной интерпретации текста. И автор, и интерпретатор текста выступают как равноправные «творцы» единого и интегрального творческого продукта. Опосредованный текстом обмен мыслями и представлениями между автором и интерпретаторами текста обеспечивает его семантическую гибкость, а также дает почву для возникновения оригинальных идей не только на стадии его создания, но и на стадии прочтения и интерпретации.

        Свое дальнейшее развитие идея «освобождения» человека в творчестве нашла в постструктурализме (Ж. Делез, Ж. Деррида, Ю. Кристева), когда объектом исследования становится не порядок, а хаос, лежащий за пределами всевозможных структур. В этом хаосе, обеспечивающем существование и столкновение самых различных мнений и эффективный обмен идеями, человеку открываются необозримые перспективы для творчества и всевозможных интерпретаций.

        В значительной степени тенденции к освобождению человека в его творчестве проявились и в постмодернистском направлении в философии (Ж. Бодрийар, Ж. Батай, Ж. Делез). В рамках указанного философского направления это произошло прежде всего благодаря отрицанию жесткой естественнонаучной картины мира, построенной на выявлении причинно-следственных связей Уход от канонов формальной логики и признание равноправности практически любых мнений и суждений означает вовлечение в единый творческий процесс бесконечного числа соавторов. Рост популярности постмодернистских и постструктуралистских тенденций в философии творчества в конце XX века происходил параллельно с ростом популярности восточных и мистических подходов к пониманию его сущности, в которых представлены и синтезированы элементы божественной детерминации творчества и новейшие разработки западной философии (Шри Ауробиндо, Ошо Раджниш и др.).

        В целом анализ основных философских подходов к осмыслению природы и роли творчества показал, что понимание его сущности и значения в жизни человека менялись от одной исторической эпохи к другой. Мистические представления уступили место реалистическим, уделяющим основное внимание взаимодействию человека не с высшими силами, а с самим собой и себе подобными. По мере развития философской мысли все чаще делались попытки решить более узкие философско-психологические проблемы, связанные, например, с ролью бессознательного в творческом процессе, с важностью социальной оценки продуктов творческой деятельности субъекта. Создавались философские предпосылки для появления и развития социокультурной парадигмы, позволяющей вписать творчество отдельного человека в более широкий контекст. В связи с этим в различные исторические эпохи и на различном уровне проводились попытки философско-психологического анализа различных форм творческой деятельности. Указанная проблематика приобрела еще большее значение в условиях развития концепций постиндустриального и информационного общества.

        Источник

        Эссе на тему: «Философские проблемы творчества».

        Эссе на тему: «Философские проблемы творчества».

        Творчество в настоящее время является достаточно волнующей темой для многих мыслителей. Популярность, доступность поглощения чужого творчества, рост массовой культуры, приводит сегодня к угасанию творческих потенциалов; посредством новых технологий творчество превращается в готовые схемы.

        Платон указывал, что творчество близко к безумию. Люди, способные к творчеству, являются наиболее близки к Всевышнему. В рамках христианства, творчество – это проявление божественного дарования. Кант полагал, что творчество присуще лишь гению, тогда как любую рациональную деятельность (например, научную) производят, в лучшем случае, лишь талантливые люди.

        В философской интерпретации, творчество – это деятельность, в результате которой рождается нечто новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью.

        Однако можно сказать, что любая деятельность, осуществляемая человеком, является заранее уникальной в определенной степени. Ведь деятельность – это, по сути, создание того, чего не было до этого времени в природе, то есть это всегда что-то новое, по сравнению с тем, что уже имеется в природе.

        Творчество же является результатом созидательной деятельности. 2 Рассматривая детальнее, в самой деятельности можно видеть как моменты особенной изобретательности, так и такие моменты, в которых практически нет творческого начала. К примеру, человек, которому принадлежит изобретение колеса, бесспорно, являлся гением. Однако ведь впоследствии, людям необходимо было воспроизводить данное изобретение в достаточно объемных, массовых количествах, что также является деятельностью, но ее уже достаточно трудно назвать творчеством.

        Человеческое творчество разносторонне. Оно проявляется повсюду. Среди нас немало новаторов и изобретателей. Вообще, разграничить творческую и нетворческую деятельность нелегко. Допустим, человек, занят рутинным трудом, переписывает чужие бумаги. Конечно, это трудно назвать творчеством. К примеру, князь Мышкин из романа Ф.М. Достоевского «Идиот» тоже умеет воспроизвести какой-нибудь документ. Но при этом он демонстрирует такое искусство почерка, что все вокруг изумляются. В любое, даже самое обыкновенное дело можно привести выдумку, нестандартность, оригинальность.

        По мнению Н. Бердяева, творчество неразрывно с понятием свободы. Творить может только относительно свободный человек. Тайна творчества, по мнению этого великого мыслителя, и представляет собой тайну свободы, которая, в свою очередь, не имеет на данный момент конкретных и исчерпывающих объяснений.

        Каждый человек имеет творческий, и даже гениальный потенциал, который раскрывается, зачастую, неосознанно для него же самого. Гениальными у одних являются размышления о смысле бытия, у других – в умении выражать свои мысли и чувства, третьи могут быть гениальны в умении любить. Н.Бердяев писал: «. гениальной может быть внутренняя интуиция людей, не выражающаяся ни в каких продуктах, гениальным может быть мучение над вопросом о смысле жизни и искание правды жизни…» 3

        Творчество представляет собой, прежде всего, отвлечение от повседневности, от сложившихся жизненных стереотипов и устоев. Знания, переданные нам посредством передачи опыта, а не основанные на личном наблюдении, зачастую приводят к возникновению стереотипов, в рамках которых, не представляется возможным открыто мыслить по мере возникновения новых ситуаций. Способность к творчеству постепенно угасает, когда человек остается в плену созданных стереотипов.

        Творческие способности у человека проявляются в той или иной мере, как правило, как в качественных, так и в количественных характеристиках новизны приемов деятельности, использованных им. Кроме того, новизна может проявляться в формулировке проблемы, в ее осмыслении, в познании неизвестного.

        Определенно все сферы деятельности человека могут быть проявлением его творчества. Так, например, рассматривая творческую сторону морали, можно определить, что она имеет два основных момента: закон и творчество. Человек нравственный, по сути, соблюдает законы, однако понимание этих соблюдений, зачастую является механическим, а отнюдь не творческим. У каждого человека должно быть особенное самосовершенствование, то есть совершенствование внутреннего строя души, своей личности.

        Вопрос творчества как самосовершенствования человека подталкивает к вопросам соотношения закона и благодати.

        Вообще, говоря, о вопросах социальной регуляции, нужно отдать должное творческой деятельности. Именно результаты творчества людей в свое время, послужили причиной вступления общества в цивилизацию. Причем эти результаты имеют как материальную, так и гуманитарную разновидности. Так, к материальным результатам творческой деятельности, в рамках данного вопроса, относят появление избыточного продукта в материальном производстве, а к гуманитарным – возникновение кардинально нового гуманитарного начала в обществе, то есть появление таких качеств у отдельных людей как автономная личность, индивидуальность, стремление к свободе, способность к самостоятельной творческой деятельности.

        Именно в это время общество стало структурированным, что нашло выражение, в первую очередь, в признаках отношения к разумной творческой деятельности. 6 Это придало определенные черты государству, повлекло за собой коренную революцию во всей системе социального регулирования, и нашло свое отражение в изменении со стороны запретов в социальном регулировании, а также в возникновении самостоятельной роли дозволений и ее постепенное возрастание.

        В определенной степени, создание правовой сферы в обществе представляет собой особую форму общественного сознания, явления мысли, истинно творческую деятельность. Через право выражается потенциал разума, накопленных духовных богатств творчества, что наиболее важно для защиты человека от непреклонных демонических сил природы и общества.

        Бердяев Н. А. О назначении человека. М., 1993

        Бердяев Н.А. Смысл творчества (опыт оправдания человека), М.: Изд-во Г.А.Лемана и С.И.Сахарова, 1916

        В.Губин, Е.Некрасова Философская антропология: учебное пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000. – 240 с.

        Гете И.В. Избранные философские произведения. М., 1964.

        Гуревич П.С. Основы философии: Учеб. Пособие. – М.: Гардарики, 2000. – 438с.

        Лешкевич Т.Г. Философия: Курс лекций — М.: ИНФРА-М, 2000.— 240 с.

        Миронов В.В. Философия: учебник для вузов/Электронный ресурс/ Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio/archive/mironov_filosofija/

        Якушев А. В. Философия (конспект лекций). — М.: Приор-издат, 2004. — 224 с.

        1 Гете И.В. Избранные философские произведения. М., 1964.

        2 Гуревич П.С. Основы философии: Учеб. Пособие. – М.: Гардарики, 2000. – 438с.

        3 Бердяев Н. А. О назначении человека. М., 1993

        4 Миронов В.В. Философия: учебник для вузов/Электронный ресурс/ Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio/archive/mironov_filosofija/

        5 В.Губин, Е.Некрасова Философская антропология: учебное пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000. – 240 с.

        Источник

        Добавить комментарий

        Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *